Программа профессионально-личностного саморазвития педагога

Содержание

Программа профессионально-личностного саморазвития педагога

Что такое личностное саморазвитие? На первый взгляд непонятно что это, но ясно, что что-то хорошее. Непонятно потому, что данное понятие абстрактное. А целенаправленно развивать можно только совершенно конкретные вещи. В данном же словосочетании двойная абстракция: личность и саморазвитие.

Даже в психологии не одно определение личности, когда речь идет об обычном человеке, то он вообще не задумывается об определениях. Перед тем как что-то развивать неплохо было бы понять что это.

Если коснуться термина саморазвитие, то и здесь наблюдается неопределенность. Например, как мы поймем, что нечто развивается, а не деградирует? Для этого нужно иметь как минимум критерии.

Для того, чтобы осуществить личностное саморазвитие, нужно определить какие конкретные качества личности мы будем развивать, а также определить критерии по которым мы это поймем.

Например, если мы определили для себя, что хотим развивать такое качество личности как “пунктуальность”, мы должны перевести его на язык фактов: никогда не опаздывать, делать всё вовремя и т.д. Затем мы можем определить уровень развитости пунктуальности у себя в данный момент. Например, человек определил, что он опаздывает в трех случаях из десяти. Соответственно, в его случае развитием будет считаться, если он станет опаздывать реже или перестанет опаздывать совсем.

Почему важно конкретизировать, что такое личностное саморазвитие?

Довольно часто я вижу как люди начинают развиваться. Обычно они подразумевают под этим что-то вроде медитации или йоги. Ничего не имею против ни того, ни другого, однако эти занятия не являются панацеей от всего на свете. А значит, что они не могут развивать личность во всех направлениях. Как не может быть лекарства от всех болезней.

Как люди приходят к желанию саморазвиваться? Обычно, они ощущают, что не всё у них в жизни так хорошо, как хотелось бы. Люди понимают, что надо что-то с этим делать. Однако, по какой-то причине они не узнают, что именно в своей личности их не устраивает и тогда они начинают искать какое-нибудь “мощное средство”, которое само разберется со всеми проблемами. Как правило люди обращаются просто к какому-то распиаренному методу. Метод кстати может быть хорошим, но для чего-нибудь другого.

Только четкая постановка целей и задач может обеспечить развитие. Иначе мы попадаем в ментальную ловушку, которую я называю “иллюзия движения”, когда мы только делаем вид, что пытаемся что-то развить.

Твоя программа личностного роста

Основа всего в нашей жизни – это знания. В первые пять лет мы жадно постигаем этот мир, усваивая огромное количество информации, необходимой для выживания в этом мире. Затем школа, институт, у кого-то еще аспирантура или второй высшее образование, МВА. Наш мозг в состоянии принять и обработать знания в любой области, которая необходима человеку.

Именно на фундаменте твоих знаний возводится здание твоего успеха. И чем глубже, мощнее и солиднее основание, тем выше и стремительнее будет рост. Но вот что удивительно: когда дело касается нашего личностного роста, огромное количество людей считают себя и так достаточно образованными в этом вопросе. И считают, что дополнительное образование на эту тему совсем не нужно. И так и живут всю жизнь, не понимая законов достижения богатства и успеха.

Есть простой критерий, с помощью которого легко можно определить, каково отношение человека к знаниям и программам личностного роста. На своих семинарах я спрашиваю, кто сколько книг прочел за последний месяц и что это были за книги. В восьмидесяти процентах я слышу ответ – мне некогда читать книги. В восемнадцати процентах мне говорят название книги, и обычно это оказывается какая-то беллетристика – детектив или просто модная книга. И только два процента опрошенных говорят, что читают регулярно, и читают книги, которые помогают им расти.

Вдумайся только – всего два процента! То есть сто процентов людей хотят лучшего и большего в их жизни, но только два процента получают знания на эту тему.

Чуть лучше, но не намного, обстоят дела с финансовой грамотностью. Шестьдесят процентов вообще не слышали о важности сохранения 10% своего ежемесячного дохода, а из оставшихся сорока только двадцать регулярно делают это.

А ведь мы с тобой уже говорили, что ключи к успеху существуют. На тему личностного роста и финансовой грамотности написано очень много толковых книг, проводятся семинары и тренинги. И ты можешь получить любые знания для достижения той цели, которую поставил перед собой.

Кто владеет информацией — тот владеет миром. Многие люди растут медленно только потому, что не берут знания, а часто и не хотят их брать. Один директор по персоналу сказал мне на встрече: «Я не верю в программы личностного роста. Лучше сделайте мне тренинг по продажам». Надо ли удивляться, что именно в его компании дела с продажами идут не совсем гладко? Если его люди не замотивированы на результат, то и продажи всегда будут оставаться на одном уровне.

Недавно я беседовал со своим хорошим знакомым, который посетовал, что времени на чтение книг у него нет совсем. Даже на прочтение очень небольших по объему, о которых я писал ранее. И с его точки зрения это было отличное оправдание, почему он не получает новые знания для личностного роста. Пока я не задал ему вопрос: «А что ты слушаешь, когда едешь в машине»?

В Москве очень плотное дорожное движение. За это время в пробке можно прослушать не одну аудиокнигу по личностному росту. Даже если у тебя нет машины, в среднем дорога из дома на работу занимает около часа. И это исключительно твой выбор, что слушать через наушники, подключенные к телефону. Можно в очередной раз послушать любимую музыку. А можно аудиокурс по финансовой грамотности.

Я рад, что ты в числе тех двух процентов, которые хотят сделать себя еще лучше. Откуда я это знаю? Очень просто – ты читаешь сейчас эти строки, а не смотришь очередной сериал по телевизору. Есть, кстати еще одна очень интересная статистика – успешные люди почти не смотрят телевизор. Зато они очень много читают, не менее часа в день. У меня такое же правило – один час из двадцати четырех в сутки я в обязательном порядке читаю. В моей библиотеке уже огромное количество разных книг известных коучей успеха. И она постоянно пополняется все новыми экземплярами.

Возьми и ты себе за правило читать каждый день. Определи цель. Это может быть как у меня час в день, а может быть не менее пятидесяти страниц в день. Выбор за тобой. Читай книги по личностному росту, по мотивации, по финансовой грамотности. Читай книги по своей основной работе, если хочешь стать более успешным и иметь большую ценность в глазах работодателя. Большая ценность – большие деньги и выше позиция. Слушай аудио книги и аудио программы, когда ты в дороге. Не теряй ни минуты, приближая свой успех!

Поверь в себя. Хватить просто плыть по течению. Начинай каждое утро с мыслью, что сегодня узнаешь еще что-то новое и полезное для себя. Что сегодня ты станешь еще лучше.

У меня для тебя хорошая новость. Если только два процента опрошенных читают книги – конкуренция среди успешных людей очень небольшая. А значит, пока успеха хватит на всех. Главное начать двигаться к нему. Читай книги, записывайся на программу личностного роста – на ней усвоение материала с помощью коуча возрастает в разы. Делись в комментариях своими успехами, задавай вопросы, подписывайся на новые статьи, и помни — КЛЮЧИ К УСПЕХУ СУЩЕСТВУЮТ!

Правила личностного саморазвития

Чтобы зря не тратить время, а эффективно что-то менять в своей жизни, я составил набор правил, которые позволят не сбиться с пути личностного саморазвития.

Перевести абстрактные желания на язык фактов, которые можно зафиксировать и измерить

Например, человек решил, что его личности не хватает внимательности, нравственного поведения и т.д. Дальше ему нужно расшифровать, что он под этим понимает и взять на себя какие-то обязательства, по которым он будет оценивать свое саморазвитие.

Научиться выражать благодарностьи т.д.

Любая практика совершенствования тренирует только те навыки из которых состоит

Например, если вы решили усовершенствовать свои навыки вождения автомобиля, то занятия йогой вам в этом не помогут. Нужно водить машину.

Если вы хотите стать более сильным, то нужно ходить в тренажерный зал, а не медитировать.

Если вы хотите стать более спокойным, то нужно учиться регулировать свое эмоциональное состояние. Вот тут медитация полезна.

Если вы хотите стать более нравственным, то нужно совершать нравственные поступки. Молитвы здесь не помогут.

Вам будет интересно  Саморазвитие это

Словом, если вы в чем-то самосовершенствуетесь, то заниматься следует именно тем, что вы совершенствуете.

Упорство

В нашем мире нельзя что-то изменить быстро. Все процессы в нем протекают плавно. В том числе и изменения в нашей личности. Поэтому самое главное, что может быть в саморазвитии — это постоянство наших усилий. Изменить себя почти также трудно, как изменить мир. Но упорный человек может это сделать.

Ответственность перед собой

Когда работаешь над своими личностными качествами, то нельзя халтурить. Нельзя обманывать себя. Это каждодневный упорный труд. Нужно помнить, что мы работаем на результат, а не для того, чтобы произвести имитацию деятельности.Никто не будет контролировать и проверять. Начальник здесь один — это вы.

Зачем необходимо иметь план саморазвития?

Если бы у меня был план личного развития в самом начале, то я сэкономил бы очень много времени, и мое развитие было бы более эффективным. Но что было, то было. Главное сейчас я могу поделиться с тобой своим индивидуальным планом саморазвития, который я разрабатывал и совершенствовал целых 7 лет! Если уж быть совсем точным, то я дам тебе не план саморазвития, а план самосовершенствования!

Дело в том, что когда ты осознанно начинаешь заниматься саморазвитием, то в голове «полная каша». Ты еще толком не понимаешь что представляет из себя процесс саморазвития, но ты уже рвешься в бой, чтобы поменять свою жизнь. Ты ищешь те действия, которые позволят где-то облегчить твою жизнь, а где-то улучшить. Именно этот процесс и называется самосовершенствованием.

Поэтому давай сразу не будем обманываться!

Разобраться, как необходимо развиваться в жизни, мне помогло одно очень популярное коучинговое упражнение, которое называется «Колесо жизненного баланса» или просто «Колесо жизни». Благодаря нему я посмотрел на процесс развития личности с точки зрения существования определенных сфер жизни, в которых и необходимо развиваться человеку. Это идея мне очень понравилась, и я взял ее за основу моей будущей системы гармоничного развития.

Вскоре я понял, что знания о наличии сфер и их анализ – это только начало начал. Все это оказалось только верхушкой большого айсберга. Дело в том, что после анализа человек должен спланировать действия, которые приведут его к развитию в выбранной им сфере. И этих действий может быть 1 000, а может и 1 000 000! И большинство из них, как правило, приводят к «топтанию на месте». Вроде развиваемся, а видимых результатов нет!

Саморазвитие личности

Как заработать на вкладах в криптовалюте?

Прочитайте данную статью и постарайтесь внедрить в свою жизнь те способы направленные на саморазвитие личности, которые понравились вам и откликнулись в глубине вашего сердца. Не думайте о том, что способы эти слишком легкие или же наоборот чересчур для вас сложные. Просто прочтите и внедрите. При систематическом их использовании вы скоро заметите, что они способны буквально «взорвать» всю вашу жизнь широким раскрытием ваших творческих способностей или невероятным привлечением совершенно новых источников хорошего материального дохода в личную жизнь или помогут вам значительно улучшить свою физическую форму. Что ж, приступим к делу!
1. Дайте себе возможность регулярно записывать все свои идеи, которые внезапно приходят вам в голову на протяжение дня. Просто носите с собой небольшой блокнотик с ручкой. Или используйте для записей электронный органайзер своего смартфона или коммуникатора. Так же подойдет диктофоном сотового. Главное – фиксируйте абсолютно все свои идеи. Подберите тему, которая наиболее актуальна для вас именно сейчас, к примеру, финансовое положение и выдайте задание подсознанию для генерирования мысли по направлению привлечения новых источников для дохода в вашу личную жизнь. И вы все тщательно фиксируйте, все фиксируйте. Поверьте, вы еще даже сами не представляете, насколько мощными станут ваши намерения,

которые совместно со «свежими» идеями дадут вам четкую картину, что следует делать дальше для
саморазвитие личности. Пробуйте работать на следующий день уже с другой темой.
2. Искусство маленьких шажков – каждый день хоть что-то, но делайте. Запланируйте и выполняйте. Взять, например, физическую форму. В случае, если вы распишете для себя комплексы из двадцати упражнений, то, скорее всего, вы их забросите очень быстро. Ведь кроме привыкания самого тела к новым движениям, привыкнуть к ним должна и ваша психика. Только вот с ней, как показывает практика, возиться надо несколько подольше. Поэтому, первые недели две делайте всего два упражнения, и то, через день – приседания и отжимания. Продержитесь всего две недели, и вам обязательно станет приятно на душе от первых полученных результатов. А потом вам станет и любопытно, чего можно достигнуть с большей физической нагрузкой.

3. Когда вы только начинаете осваивать новый навык, какое-то новое упражнение, любое новое умение – попытайтесь вести себя так, будто вы настоящий профессионал в этом деле. Играйте, притворитесь, поверьте просто в этот образ. Ведь чем вы сильнее поверите, тем освоите это дело гораздо быстрее.

4. Разбейте на блоки свой день – утренний, обеденный, послеобеденный и, соответственно, вечерний. Поверьте, таким образом, вам будет проще все планировать, какой именно вид занятий лучше поставить в определенное время.

5. Главное, что вам следует начать сразу делать – это относиться к личной жизни так, чтобы получать максимальную от нее пользу. Да, вот так вот все эгоистично и просто с одной стороны и довольно практично – с другой. Выберите для себя любой способ, ознакомившись перед этим с несколькими стоящими книгами направленными на
саморазвитие личности, и меняйте упорно свое отношение к миру. Вообще лучшие книги по саморазвитию являются очень мощным инструментом для изменения восприятия как окружающего мира, так и самих себя в нем.
6. Стремитесь к общению с такими людьми, у которых действительно есть чему поучиться. Исключите из своей жизни всех тех нытиков и прочих «пустых» людей, которые тянут вас вниз. Если вы пока не можете найти достойных, продолжайте искать, и не говорите, что людей таких нет.

7. Дабы отлично чувствовать себя и выглядеть хорошо, вам необходимо плавать уверенно на трех китах – физическая нагрузка, здоровое питание и психическая саморегуляция.

8. Ведите дневник. Только не банальную фиксацию обыденной жизни — поел, поспал, позвонил. А настоящий дневник своего саморазвития. В конце каждого дня отмечайте в своем дневнике два-три ваших успеха. Было бы не плохо, если б по вечерам вы делали короткий разбор своих полетов. Предположим, днем произошла с вами ситуация, в которой повели вы себя несколько неправильно. Возьмите и «пересмотрите» ее в личном дневнике в верном ракурсе.

Как заработать на вкладах в криптовалюте?

Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности молодого педагога мобилизировать свои усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, преодолевать трудности во время самостоятельной подготовки к занятиям, снимать эмоциональные и психические перегрузки, управлять своим эмоциональным состоянием. Эти качества не даются от рождения или в виде приложения к диплому, а являются результатом длительной работы над собой.

Эта работа приобретает особую актуальность в наши дни, когда возрастает значение самодисциплины и самоуправления, когда жизненный успех всё больше зависит от самостоятельности, умения использовать внутренние резервы личности, максимально развивать способности, проявлять творческую активность. В педагогике такая работа над собой носит название самовоспитания и саморазвития.

Самовоспитание и саморазвитие – это сознательная практическая деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.

Профессиональное саморазвитие и самовоспитание – это сознательная деятельность, направленная на совер­шенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку. Личностное саморазвитие и профессиональное самовоспитание неразрывно связаны между собой.

Оба процесса сложны по своей структуре и осуще­ствлению, однако овладение технологией профессиональ­ного саморазвития поможет будущему педагогу продук­тивно организовать самостоятельную подготовку к про­фессиональной деятельности и мастерству.

Что является компонентами саморазвития, составны­ми аастями профессионального самовоспитания? Како­вы пути, средства и методы овладения процессом само­воспитания?

Изучение жизни и деятельности великих людей убеж­дает нас в том, что критическое отношение к себе, к результатам своей деятельности более всего стимулирует человека к постоянному личностному и профессиональному самосовершенствованию. Так, Альберт Эйнштейн считал себя не талантливым, а трудолюбивым, и свои достижения и науке относил на огромную работоспособ­ность. Поэтому работа по самовоспитанию начинается с самоизучения, осознания своих успехов и неудач, с не­довольства собой, которое возникает в процессе сравне­ния своих результатов работы с достижениями других людей, оценки своих поступков, анализа своих психи­ческих состояний, переживаний (см. Приложение 4). Это­му способствуют сформированные рефлексивные умения, позволяющие разумно и объективно анализировать свои суждения, поступки и в конечном итоге — деятельность в целом. Рефлексия— это анализ собственных действий и состояний. Саморефлексия помогает осознать свои недо­статки, стимулирует возникновение желания исправить положение дел, изменить что-то в себе.

Следующим шагом самовоспитания является форму­лирование целей, то есть целеполагание как выбор личностно значимых целей саморазвития. Это очень ответственный шаг в процессе профессионального самовос­питания. Ведь от выбора цели зависит эффективность та­кой работы. Чем шире и значимее цель, тем вернее она может стать перспективой в жизни человека. Так, цель «жить не по лжи» (Л.И Солженицын), стать прекрасным специалистом своего дела, принести как можно больше пользы людям и выступает как жизненная перспектива. Ее невозможно реализовать за короткое время, но к ней человек должен стремиться всю жизнь. Такие цели-перспективы должны воплощаться в жизньчерез достижение рабочих целей — конкретных целей и задач, которых можно достичь за короткий срок. Например, научиться продуктивно, организовать свою учебную деятельность, развить познавательный интерес к какому-либо предмету, важному в профессиональном становлении, развить усидчи­вость, коммуникативные умения, организаторские спо­собности и пр.

Вам будет интересно  7 шагов к; саморазвитию: с; чего начать работу над собой?

Выдвинуть, сформулировать, а тем более реализо­вать названные цели практически невозможно без еще одного важнейшего компонента саморазвития— самопоз­нания.

Самопознание и самооценка — изучение и оценка сво­их личностных особенностей (интересов, склонностей, способностей, характера и т. д.), типологических свойств нервной системы в процессе самонаблюдения и исполь­зования специальных методов диагностики.

Следует отметить, что все три вышеназванных про­цесса (рефлексия, целеполагание и самопознание) взаи­мосвязаны и взаимообусловлены. Рефлексия побуждает к самопознанию и самооценке, результаты самопознания стимулируют выдвижение цели, а сформулированные цели позволяют организовать самоизучение.

Самопознание позволяет создать целостную картину личности. Знание типологических свойств своей нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность) облег­чает педагогу работу над собой» так как позволяет стро­ить программу саморазвития с учетом работоспособнос­ти, уравновешенности, эмоциональной стабильности, подвижности, пластичности или ригидности нервных про­цессов. Знание своих личностных особенностей (экстра – версия — инграверсия, нейротизм), некоторых черт харак­тера (лидерство, умение преодолевать трудности, лабиль­ность, социальная дистанция),уровня развития органи­заторских и коммуникативных умений помогут создать и скорректировать программу профессионального самовос­питания. Самопознание и самооценка на каком-то этапе позволят будущему учителю составить свой психологи­ческий портрет — «Карту личности».

«Карта личности педагога» может рассматриваться и как руководство по организации самопознания (что изу­чать?), и как материал для дальнейшего анализа своих личностных свойств (оценка уровня развития). Она позволяет оценить будущему педагогу свои достоинства и недостатки, осознать свои возможности, тем самым по­черпнуть силы для дальнейшего самовоспитания, то есть создать мотивацию.

Однако одного желания изменить себя бывает недо­статочно, и потому после выдвижения целей личностно­го саморазвития очень важно наметить программу дей­ствий самовоспитания в рамках учебно-научной деятель­ности студента педвуза и выбрать методы ее осуществле­ния. Уровень интеллектуальногоразвития студентов пед­вуза является, как правило, достаточным для составле­ния такой программы.

Программа саморазвития будущего педагога — это про­грамма действий по достижению конкретных целей само­воспитания с учетом требований профессии к человеку.

Процесс самопрограммирования личности не что иное, как материализация собственного прогноза о возможном самоусовершенствовании (см. подробно: Педагогика: Учеб­ное пособие / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мишенко, Е.П.Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1987. С. 68-69).

При реализации программы используют специфичес­киеметоды: самоубеждение, самовнушение, самоприказ, аутогенная тренировка. На начальном этапе наиболее действенным методом является метод самоубеждения. Суть его в создании притягательных целей, рисовании в своём воображении перспектив саморазвития, будущих успехов. Одновременно с этим методом можно использовать самовнушение (внушение самому себе), направленное на саморегуляцию, то есть управление психическими процессами. Самовнушение достигается путём словесных инструкций, мысленно воспроизведения определённых ситуаций, связанных с достижением поставленных целей.

Эмоционально более насыщенным является метод самоприказа. Это волевое усилие, предполагающее мобилизацию всех душевных сил человека. По существу, это тоже самоубеждение, но используемое как приказ для достижения притягательных целей и задач.

Все методы самовоспитания тесно связанны между собой, переплетаются и иногда применяются почти одновременно. Так, студент, стремящийся во время педагогической практики развить свои коммуникативные умения, убеждает себя в том, что у него всё хорошо получиться, что он будет испытывать радость от общения, при этом останется требовательным, внимательным и пр. Он внушает себе определённую положительную установку на предстоящее общение, когда в реальной ситуации ему вдруг приходиться остаться с классом дополнительное время, когда накопилась усталость от длительного общения и уже не хватает душевных сил. В этих условиях он вынужден приказать себе оставаться терпеливым, коммуникабельным, способным продолжать профессиональное общение. Такие ситуации позволяют раскрыть возможности человека, а ресурсы личности неисчерпаемы. Их максимальному использованию способствует особый метод саморазвития и самовоспитания – метод аутогенной тренировки.

Аутогенная тренировка – метод, благодаря которому происходят мышечная релаксация, самовнушение, концентрация внимания умение контролировать непроиз­вольную умственную активность с целью повышения эф­фективности значимой для человека деятельности. Назван­ные средства управления своим психическим состоянием (средства саморегуляции), а также отключения, самоотвлечения используются в оптимальном сочетании с уче­том индивидуальных особенностей человека (при необ­ходимости программа саморазвития, средства и методы корректируются на основе самоконтроля).

Самоконтроль — это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состоя­ний, результатов продвижения в саморазвитии. Результа­том самоконтроля является коррекция программы по са­мовоспитанию.

Самоконтроль предполагает наличие идеала, эталона, Им может быть любимый учитель, но чаще всего это со­бирательный образ, в котором отражаются представле­ния о профессионально-педагогической деятельности. От осведомленности в данной области будет зависеть каче­ство эталона. Потому так важно постоянно пополнять свои знания о сущности, структуре, путях осуществления пе­дагогической деятельности, о требованиях профессии к личности (профессиограмма, или квалификационная ха­рактеристика). Все это мы стремились учесть при состав­лении программы саморазвития — «Карты личности педагога”.

Результатом работы по самовоспитанию и самораз­витию являются позитивные изменения в личности и ус­пешное продвижение в учебно-научной деятельности. Последнее проявляется в улучшении качества деятельно­сти, в осознании своих успехов. Чем выше конкретные результаты деятельности (баллы в зачетной книжке, по­хвала педагогов, опенка сокурсников), тем сильнее по­требность в дальнейшем саморазвитии. Не менее значимым для формирования потребности в саморазвитии является осознание произошедших в себе изменений. Более всего заметны изменения в культурной и интеллектуальной сфере человека. Для культурного и интеллектуально го развития служат определённые средства. В первую очередь это самообразование – чтение разнообразных научных, художественных книг, книг об искусстве, работа со справочной литературой. Самообразование каждый пони­мает по-своему: одни стремятся узнать как можно боль­ше обо всем; другие предпочитают, как можно больше знать в узкой области, связанной, как правило, с профессио­нальной деятельностью. С точки зрения всестороннего развития целесообразно сочетать общую образованность с интересом к отдельной области знаний. Другим важным средством культурного и интеллектуального саморазви­тия является использование специальных упражнений по развитию памяти, мышления и речи. Остановимся на не­которых практических рекомендациях.

1 .Интеллектуальное развитие тесно связано с общим и культурным развитием, которое следует сочетать с эс­тетическим, физическим и нравственным самосовершен­ствованием.

2. Чтобы развить свою память, следует:

— заниматься систематически, постоянно нагружая память новой информацией, связывая знания с практи­кой;

— ставить четкие цели запоминания, знать, почему и

для чего нужен тот или иной материал, где его можно

— прежде чем запомнить, нужно понять;

— все, что надо запомнить, надо отобрать, осмыс­лить, систематизировать, связать с ранее пройденным;

— запоминать ведущие идеи и способы их доказа­тельств, тогда память воспроизведет в вашем сознании и детали (нельзя запомнить все!);

— создавать хорошее настроение при заучивании, учиться видеть в обычном новое и необычное, интерес­ное и необходимое.

3. Чтобы научиться мыслить, необходимо:

— стремиться видеть главное и доказывать, что важнее и почему;

— овладеть основными умственными операциями (сравнение, доказательство, анализ, синтез, обобщение, опровержение);

— критически относиться ко всему, что читаешь, изу­чаешь, иметь своюнестандартную точку зрения;

— совершенствовать склонность к остроумию, наход­чивость, инициативу в практической деятельности.

4.Искусство овладения речью требует постоянных тре­нировок, беспрестанной работы над собой.

Развитьэти умения помогут следующие рекоменда­ции.

1. Никогда не будьте бесстрастными. В любой разго­вор, выступление вкладывайте максимум заинтересован­ности, увлеченности, желания все объяснить, доказать, убедить.

2. Сила слова учителя в его знаниях и убеждениях. Нельзя говорить о том, чего не знаешь и в чем не убеж­дён сам. Необходимо научиться говорить естественно, просто, без сложных оборотов и казенных фраз.

3. Уделяйте вниманее технике речи. Голос должен ес­тественно и по смыслу нарастать по громкости и силе выразительности, снижаться, становиться легким и за­душевным. Голос не должен быть слишком громким или слишком тихим.

4. Ежедневные выразительные чтения помогут развить речевые способности.

К средствам управления своим психическим состоя­нием следует отнести создание в процессе убеждения, самовнушения и самоприказа определенных установок. Так, положительная, оптимистическая установка на пред­стоящее общение, на работу имеет огромное значение и нередко партнеры по общению заражаются увереннос­тью педагога в успехе. Ситуация успеха, переживаемая пе­дагогом в процессе деятельности, сама становится средством дальнейшего самовоспитания. Таким образом, глав­ным средством саморазвития является профессиональная деятельность — теоретическая или практическая, реаль­ная или моделируемая. А все остальные средства: самообразование, специальные упражнения, тренинги, аутогенная тренировка как средство обучения управлять своими психическими состояниями, создание установки на предстоящую деятельность – стоят на службе такой подготовки, способствуя самосовершенствованию в процессе педагогической деятельности.

Следует также отметить, что изменения в одной личностной сфере влекут за собой изменения в другой. Так, работа по культурному и интеллектуальному саморазвитию обязательно повлечёт за собой изменения в культуре поведения, проявится в стремлении следить за своим психическим состоянием. Культурный и грамотный человек не будет допускать несдержанности в эмоциях, будет стремиться организовывать свою деятельность так, чтобы не переутомляться, будет стремиться к рациональному распределению времени, что приведёт к изменениям в волевой сфере его деятельности.

Программа самовоспитания педагога, которая также является средством его саморазвития, обязательно содержит оценку педагогических способностей и пути их дальнейшего развития. Психологическая наука предоставляет возможность изучить уровень развития ааких способностей, а педагогическая деятельность выступает основным средством их развития.

Все личностные изменения (интеллектуальное развитие, умение управлять своими психическими состояниями, волевая целеустремлённость, культурное развитие, развитие педагогических способностей) сами становятся мощным стимулом в профессиональном и личностном саморазвитии, так как формируют потребность в самосовершенствовании.

Такова технология профессионального саморазвития. Следует помнить, что каждый входящий неё компонент является необходимым для успешного овладения процессом самовоспитания и что исключение хотя бы одного из них

повлечёт за собой ошибки, которые нелегко будет исправить. (см. рис. 14).

Так, процесс самовоспитания не даст положительных сдвигов, и педагог не сможет создать объективную картину развития своих личностные качеств, если не 6удут предварительно осуществляться самопознание, само­оценка. Программа самовоспитаний в таком случае не бу­дет адекватной личности, а самовоспитание — результативным. Отсутствие процесса целеполагания в техноло­гии саморазвития также сделает процесс самовоспита­ния неэффективным, так как программа профессиональ­ного саморазвития будет не мотивирована, а отсутствие осознанных целей самовоспитания сделает ее нереальной.

Вам будет интересно  Самообразование - это. План по самообразованию воспитателя

Не менее важны и процессы самоконтроля и коррек­ции, которые позволяют осознать свое продвижение, срав­нить достигнутые результаты с ожидаемыми, вовремя заметить ошибки, скорректировать дальнейшую программу действий, выбрать методы и средства самовоспитания.

При организации профессионального самовоспита­ния необходимо придерживаться следующей последова­тельности действий.

1. Целеполагание: выбор личностно значимых целей и задач самовоспитания.

2. Планирование, выбор действий, создание програм­мы самовоспитания.

3. Выбор методов и средств самовоспитания.

4.Реализация в учебно-научной деятельности пелен и задач программы профессионального самовоспитания.

5.Самоконтроль: сравнение достигнутых результатов с ожидаемыми.

6.Коррекция программы самовоспитания с учетом результатов самоконтроля и самооценки.

Результаты профессионального самовоспитания в свою очередь становятся стимулом профессионального са­мовоспитания.

Что представляет собой план саморазвития личности и как его применять

Хочу сразу всех предупредить, что в этом нет ничего сложного! На самом деле всё очень просто! Для начала немного теории. Что такое саморазвитие и как можно определить саморазвился я уже или еще нет? Элементарно! На пути своего совершенствования не надо сравнивать себя с кем бы то ни было. Ориентир один, это вы. Вы вчерашний и вы сегодняшний. Если сегодня вы сделали что-то, чего не могли сделать вчера, значит вы на верном пути, развитие идёт. Если вы только читаете книги, но в вашей жизни это, ни как не проявляется, то….снова сравните себя сегодняшнего с собой вчерашним. И выводы делайте сами.

Зачем нужен дневник успеха?

Выучить язык невозможно – это общеизвестный факт. Его можно выучить до определённой степени. Но владеть в совершенстве и знать, например, значение всех слов не под силу даже самым одарённым. И часто люди, изучающие иностранный язык, бросают его учить, потому что не видят прогресса. Иногда такие люди даже владеют языком на хорошем уровне, общаются и смотрят фильмы, но ощущения удовлетворённости знаниями и прогрессом не испытывают.

Подобные ситуации случаются не только при изучении иностранных языков, но и в других сферах жизни. Их возникновение опасно снижением мотивации. Когда нет возможности видеть положительный прогресс, возникает апатия и чувство впустую потраченного времени.

Именно для создания мотивации и предотвращения апатии стоит вести дневник успеха. В нём можно зафиксировать то, что происходило полгода или год назад. И, сравнивая свои старые и текущие результаты, видеть прогресс. Это убережёт от депрессивных мыслей о бесполезности затеянного занятия. Или же, наоборот, даст представления о полном отсутствии прогресса или даже регрессе, что не всегда плохо.

Программа моего профессионального саморазвития

Порой кажется, что мы не реализовываем себя полностью. Что в нас скрыт огромный потенциал, который еще предстоит раскрыть. Кто-то обращается к духовным практикам, кто-то – к спорту, мы же рассмотрим такой способ личностного роста как самообразование и что оно дает. Существует ли готовый план по самообразованию? Самообучение может быть разным: изучение иностранного языка, освоение музыкального инструмента или овладение новыми навыками. Но во главе всего саморазвития стоит персоналистический прогресс, позволяющий формироваться остальным умениям. Ниже мы покажем осуществимый план работы по самообразованию. После его освоения для вас откроются новые горизонты возможностей.

Что такое самообразование?

Термины образование и самообразование знакомы нам еще со школьной скамьи. Образование отличается наличием учителя, преподавателя или руководителя, направляющего процесс в нужную сторону, следящего за ходом обучения и проводящего проверки. Например: онлайн-школа. Принципы самообразования же основаны на полном самоконтроле обучающегося. На его плечи ложатся все обязанности наставника.

Нужно ли заниматься самообразованием всю жизнь? Не стоит даже объяснять, какое значение имеет самообразование для развития личности:

Работа по самообразованию ценится в обществе. Счастливые, целеустремленные люди, добивающиеся успеха, всегда привлекают окружающих, потому что понимают роль самообразования в жизни человека.

Вы уже готовы узнать сценарий жизненного пути на ближайшее время? А есть ли у вас способность к самоорганизации и самообразованию? Перед тем, как начать заниматься своим саморазвитием, проверьте, обладаете ли вы всеми перечисленными качествами, ведь именно от их наличия зависит успех всего мероприятия:

  • любознательность;
  • желание расширять кругозор;
  • способность к систематическому обучению и исследовательской работе;
  • дисциплинированность.

Если каждый пункт – это про вас, то скорее продолжайте читать. Вы зашли по адресу.

Образование не есть только школьное дело. Школа дает лишь ключи к этому образованию. Внешкольное образование есть вся жизнь! Всю жизнь должен человек себя образовывать, — Луначарский А. В., советский государственный деятель, публицист и писатель.

План работы по самообразованию

С чего начать самообразование? Ответ очевиден: составить индивидуальный готовый план по самообразованию.

Представленный ниже план по самообразованию рассчитан на год. В течение этого времени вы:

  • разовьете память;
  • научитесь читать быстрее;
  • обретёте жизненные цели;
  • станете креативнее.

План работы по самообразованию прост, но эффективен. Всего лишь за год можно достичь удивительных результатов.

Помните, что работа по самообразованию должна начинаться с горячего желания получить новые знания.

Уже сгораете от нетерпения? Поехали!

Развиваем память

Никакое обучение невозможно без развитой памяти, позволяющей вмещать в мозг гигабайты информации. Существует несколько техник, улучшающих мнемонические способности.

1) Используйте воображение.

Если вам нужно запомнить информацию, прорисовывайте ее подробно у себя в голове, добавляя детали. Пользуйтесь ассоциативными рядами, жизненным опытом.

Пример: как запомнить адрес Морской проспект дом 2, квартира 1? Представьте, что Морской проспект – это море, по которому плывет парусник в форме цифры 2, а на нем стоит одинокий моряк с единицей во всю тельняшку.

2) Физическая активность

Доказано, что на способности к запоминанию влияет физическая активность.

Прогулки или разминка в течение дня помогут вместить в голову больший объем полезной информации. Нужно выучить большой текст? Расхаживайте по комнате, проговаривая слова вслух.

3) Тренировка памяти

человек сиди вспоминает

Возьмите за правило выучивать в день по 5 новых иностранных слов и по одному небольшому стихотворению (больше можно разбить на несколько дней).Такая умственная тренировка отлично разовьет способности к запоминанию.

4) Эксперементы

Поэкспериментируйте. Возьмите текст объемом 1-2 страницы, выучите его, отложите на неделю, а потом попытайтесь вспомнить, о чем говорилось в этом документе. Возьмите другой схожего объема, выучите его, но в этот раз перескажите 2-3 людям только что полученную информацию. Через неделю проверьте, какой процент от выученного остался в памяти. Вы удивитесь, но доля запомненного будет намного больше. Пользуйтесь этим методом, когда требуется освоить в сжатые сроки большой объем информации.

Помимо этого Вы можете развивать способности мозга на бесплатном вебинаре от лидирующей компании в этой области развития.

Обучаемся скорочтению

Отличным подспорьем для собственного развития являются, конечно же, книги. И чем выше скорость чтения, тем больше печатных источников можно осилить за то же время. Именно поэтому обязательным пунктом в программе саморазвития является обучение скорочтению. Перечислим основные методы техники ниже.

1) Соблюдать правильные условия для чтения

  • поза: сидя с прямой спиной, прижатой к стулу;
  • освещение: не тусклое, но и не яркое. Лучше использовать несколько не бьющих по глазам светильников для создания идеальной иллюминации.

2) Помогать себе при чтении указательным пальцем правой руки, проводя им вдоль текста.

3) Не возвращаться назад по тексту, даже если кажется, что вы недопоняли смысл написанного.

Интеллектуальная организация человека начинается со способности быстро усваивать печатные материалы, — Эвелин Вуд, социальный педагог, разработавшая методику обучения скорочтения.

4) Охватывать взглядом на странице не одно слово за раз, а три.

5) Не произносить про себя прочитанные предложения.

6) Постоянно практиковаться.

Определяем жизненные цели

Чтобы определить вектор самообразования, нужно выяснить собственные
жизненные цели, на достижение которых и будет направлено самостоятельное обучение. Ведь у любого учения должен быть смысл и практическое применение.

  • Внимательно подумайте, чем вам нравится заниматься в свободное время больше всего. А можно ли из этого увлечения сделать источник зарабатывания денег? Может, вы один из тех счастливчиков, которые способны получать доход, занимаясь любимым хобби?
  • Если такое дело есть, оцените уровень владения этим навыком. Возможно ли начать строить карьеру в этой сфере прямо сейчас или можно получить новые знания и после этого начать профессиональное движение в выбранной области?
  • Обретая умения, стройте конкретные планы на будущее. Как вы будете развиваться в этой сфере? Ставьте миницели, конструируя схемы по их достижению. Так, решив маленькие задачи, вы постепенно осуществите план своей мечты.
  • Обязательно записывайте все ваши стремления. Возьмите чистый лист, напишите сверху глобальную цель. От нее нарисуйте одну или несколько стрелочек – что требуется для достижения этой цели? Под каждым из пунктов распишите готовый план по самообразованию и решению поставленных задач. Теперь у вас перед глазами есть сценарий действий на ближайшее время. Повесьте список на видное место и периодически взглядывайте на него, напоминая себе о поставленных целях.

Развиваем творческие способности

лампочка горит

Креатив всему голова. Развитые творческие способности позволяют по-новому взглянуть на любую проблему и найти нестандартный выход из самой сложной ситуации. Поэтому устойчивый личностный рост не может обойтись без формирования креативности. Как же научиться мыслить творчески? Несколько советов вам в помощь:

  1. Вы должны верить, что задача, стоящая перед вами, решаема. В любом случае и при всяких обстоятельствах. Это подстегнет ваш творческий умственный процесс и не даст опустить руки раньше времени.
  2. Отходите от устоявшихся традиций. Пробуйте решить проблему нестандартно. Экспериментируйте. Для этого важно бесконечно расширять свой кругозор.
  3. Постоянно спрашивайте себя, что вы можете сделать, чтобы добиться лучших и больших результатов (увеличение качества и количества).
  4. Спрашивайте своих коллег и друзей, разговаривайте на самые разные темы, внимательно слушайте ответы. Возможность взглянуть на один вопрос под отличающимися углами – бесценна.
  5. Чтобы подстегнуть креативные способности
    изменяйте свою жизнь, выходите из зоны комфорта. Даже в мелочах: меняйте путь от работы до дома, познакомьтесь с новыми людьми, запишитесь на курсы по незнакомому для вас предмету. Такие испытания послужат отличным толчком для развития творческого потенциала.

Готовый план по самообразованию можно корректировать в процессе. Ведь готовый вариант не учитывает личностные особенности. По истечении года можно будет провести анализ работы по самообразованию за отведенное время. Самоанализ по проделанной работе поможет вам наметить ориентиры развития на следующий период.

Прочитайте книгу Джоша Кауфмана «Сам себе МВА. Смообразование на 100%» если хотите самостоятельно получить бизнесе — знания. Это альтернативный вариант дорогостоящим курсам, позволяющий в короткое время изучить современные бизнес — технологии и внедрить их на практике.

Источник https://gabysheva.ru/samorazvitie/dnevnik-samorazvitiya-lichnosti-obrazec-2.html

Источник https://myself-development.ru/4-vektora-razvitiya-obyazatelnye-dlya-samoobrazovaniya/

Источник

Источник

Author: mag

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *