Любовь и тайны семейной жизни

Любовь и тайны семейной жизни

Любовь и тайны семейной жизни

Одна из самых важных тем нашего общества – семейная проблема. Заранее скажу, что семейные проблемы, в основном, возникают по причине несоблюдения норм Ислама.

Когда в семье не руководствуются велениями Всевышнего, не преследуют цели довольствия Аллаха. Вот здесь и рождаются причины, которые толкают мужа и жену друг против друга, и которые приводят к семейным ссорам.

Мы все знаем, что семья – это главная составляющая общества, это успех каждого из нас. Если у человека семейные проблемы, то этот человек уже не сможет нормально работать, он не приносит пользу обществу, с этим человеком даже бывает неприятно общаться.

Поэтому благополучие и успех нашей религии тесно связан с семьёй каждого мусульманина. Если в семье согласие, любовь, взаимоуважение, то этот человек внешне отличается от того, у кого проблемы, не говоря о других вещах.

Поэтому для нас порядок в семье, ответственность за семью – дело очень важное. Некоторые безалаберно, халатно относятся к своей семье, они не чувствуют долга перед Всевышним за свою семью. Это не Ислам. По Исламу, согласно сунне Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), порядок у тебя в семье – прежде всего.

Невежество супругов.

Первая причина, которая толкает супругов друг против друга – это невежество. Ничто другое не способно так сильно навредить. Незнание своих обязанностей, в-первую очередь, и незнание прав друг друга, прав в Исламе, обязанностей друг перед другом. Многие этого не знают. Многие женщины не знают о важности покорности своему супругу. Многие мужчины не знают о важности обеспечения своей семьи. Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) одной из женщин сказал, когда та обратилась к нему с жалобой на то, что мужчинам в отличие от женщин доводится участвовать на джихаде, и заслуживать великие почести. Тогда Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал:

«انصرفي أيتها المرأة وأعلمي من وراءك من النساء أن حسن تبعل إحداكن لزوجها وطلبها مرضاته واتباعها موافقته يعدل ذلك كله»

«Иди, девушка, и доведи до сведения остальных женщин, что замужество одной из вас и поиск довольствия своего мужа, и послушание мужу – это сравнимо со всем, что ты сказала» , т.е. и с джихадом, и милостыней (саадака), и со всеми почтенными благодеяниями сравнивается покорность, примерное замужество и супружество женщины.

Не допустить развода.

Вторая причина. Есть люди, которые знают свои обязанности перед супругой, есть женщины, которые знают долг перед своим мужем, но его не соблюдают. Таких тоже очень много. За это будет особый спрос перед Всевышним. И поэтому очень часто бывает, что люди посещают мечети, слушают проповеди, но их поведение в корне отличается от знаний, которыми они обладают. Эти люди будут перед Аллахом особым образом отвечать.

Нельзя забывать о том, что та семья счастлива, в которой «присутствует» Всевышний. Каким образом? Муж и жена в отношениях друг к другу боятся Аллаха. Муж боится притеснить свою супругу. Он выполняет свои обязанности ради Всевышнего, а не ради того, чтобы супруга замолчала, и чтобы сказали о нём что-то хвалебное, он знает, если он будет хорошим супругом, то им будет доволен, в первую очередь, Аллах.

И также супруга ищет довольство Всевышнего, остерегается Его гнева, и поэтому боится притеснить мужа, ослушаться его, бережёт его честь и достоинство, в этой семье «присутствует» Аллах и ей покровительствует. Но когда двигают супругами другие интересы, другие желания, то тут покровительство берёт на себя шайтан, и своё дело доводит до конца, а конец его дела – развод. Он не успокоится до тех пор, пока супруги не разведутся. И поэтому нужно оттолкнуть шайтана от этой семьи, нужно руководствоваться стремлением к довольству Всевышнего, а не к довольству друг другом.

Аллах сделал между вами любовь и милосердие.

Довольство Аллаха превыше всего и тогда я могу дать клятву, что эта семья будет счастлива, даже если будет жить в бедности. И поэтому основой супружеского счастья является любовь, которой супруги руководствуются велениями Всевышнего, и тогда рождается любовь между ними, о которой Аллах в Священном Коране говорит:

وَمِنْ آيَاتِهِ أَنْ خَلَقَ لَكُمْ مِنْ أَنْفُسِكُمْ أَزْوَاجًا لِتَسْكُنُوا إِلَيْهَا وَجَعَلَ بَيْنَكُمْ مَوَدَّةً وَرَحْمَةً

[سورة الروم: الآية 21]

«Из великих знамений Аллаха то, что он сотворил для вас из вас самих же жён, чтобы вы склонялись к ним, находили своё спокойствие после утомлений, после будней, и сделал между вами любовь и милосердие» . Вот это чувство должно присутствовать. Если у супругов отсутствуют чувства друг к другу, то здесь, конечно, кто-то из них виноват, кто-то из них уклонился от предписанного Аллахом, от сунны Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), причина именно в этом.

Причины семейных разладов.

Следующая причина – это распущенность мужа, т.е. когда Всевышний приказывает притуплять взоры перед харамом, запретной женщиной, чтобы мы были счастливы со своими супругами, счастливы с теми, кто нам дозволен. Когда человек смотрит на посторонних женщин, то, естественно, он сравнивает (при помощи шайтана) с ними свою супругу, и это становится зерном раздора между супругами. И поэтому Всевышний в Священном Коране повелевает:

قُلْ لِلْمُؤْمِنِينَ يَغُضُّوا مِنْ أَبْصَارِهِمْ وَيَحْفَظُوا فُرُوجَهُمْ ذَلِكَ أَزْكَى لَهُمْ

[سورة النور: الآية 30]

«Скажи уверовавшим, пусть они притупляют свои взоры и берегут своё целомудрие – это будет для них чище и лучше» .

Следующая причина семейных разладов – это нетактичность по отношению друг к другу. Это когда мы что-то говорим, когда надо промолчать, потерпеть, пока гнев не утих. Необходимо руководствоваться советами, которые дала одна из мудрых женщин-арабок своей дочери, когда та выходила замуж:

واتقي الفرح معه إن كان تَرِحًا

«Остерегайся забавы и веселья, когда он омрачён, без настроения» , нужно поддерживать супруга в его настроении.

والترح إن كان فرحًا

«И поступать наоборот, когда ему весело» , то есть когда ему весело, нужно веселиться вместе с супругом и забавлять его.

فإن الأولى من التقصير والثاني من التكدير

«Воистину первое – это халатность, а второе – это провокация» . Во втором случае, когда мужу весело и радостно, а супруга, наоборот, печальна, это провоцирует мужа на всякие неадекватные действия.

Промолчать – лучший выход.

Следующий совет такой: «Не провозглашай его тайны, не ослушивайся его велений, его приказов, будь внимательна, когда он голоден, торопись его накормить», т.е. во всех состояниях супруга должна как бы подстраиваться под своего мужа. И наоборот, они должны поддерживать друг друга в тех или иных ситуациях, и чтобы эмоциональные порывы не стали причиной скандала, ссоры.

При этом муж не должен требовать от жены, чтобы она всегда подстраивалась под него – это неправильно, это не по-пророчески, не по сунне Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Приведу пример из жизни семьи Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Как-то раз Аиша, его супруга получила поднос с угощениями от Сафии, другой супруги Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Добрый жест, красивый поступок. И в присутствии Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) Аиша, несмотря на её великую степень, большие знания, проявила ревность — она разбила этот поднос. Естественно, Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) разгневался, но подавил свой гнев и сказал только два слова:

Вам будет интересно  Знакомства для серьезных отношений и брака в москве

(رواه البخاري عن أنس)

«Ваша мать ревнует» , и больше ничего. Кто-то мог бы сказать, что она поступила неправильно, а Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) не стал читать нравоучений, ведь она и так всё знает, это просто эмоции, что с ними поделаешь, нужно подождать, немного промолчать. Иногда красноречивость проявляется и в молчании. Очень часто возникает ситуация, когда промолчать – это спасение, промолчать – лучший выход. Поэтому, дорогие мужчины и женщины, знайте, это совет обеим сторонам, сделав один шаг назад, можно спасти семью. Не забывайте об этом. Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) подавил свой гнев на Аишу, которая поступила некрасиво, разбив поднос с подарками, которую отправила ей другая супруга Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям).

Что делать если супруг из бедной семьи?

Следующая причина семейных разладов – это гордыня, высокомерие, который показывает один из супругов, муж или жена. Если они относятся к какому-либо сословию, а обычно муж относится к богатому сословию, а жена — к бедному, то невежественный муж напоминает об этом жене. Или же наоборот, бывает так, что супруга из знатного рода, а муж бедный человек. Таким образом, супруги показывают — к такому поведению толкает только шайтан, это немусульманский принцип, это противоречит нормам Ислама. Ибо Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал:

«لا يَدْخُل الجَنَّةَ مَنْ في قَلْبِهِ مِثْقالُ ذَرَّةٍ مِنْ كِبْرٍ»

(رواه مسلم عن عبد الله ابن مسعود)

«В Рай не войдёт тот, у кого в сердце хотя бы с пылинку высокомерия». Какая разница кому его показывать, даже супруге нельзя показывать гордыню и высокомерие по поводу своей принадлежности к сословию и т.д. Ибо Аллах в Священном Коране говорит:

إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِنْدَ اللهِ أَتْقَاكُمْ

[سورة الحجرات: الآية 13]

«Воистину, наилучший, наипочтеннейший из вас тот, кто более богобоязнен» . Высота мумина не в его богатстве, не в знатности, не в родословной, а только в покорности Всевышнему, это та высота, которую нам дал Аллах за покорность Ему.

Кто в семье лидер?

Следующая причина – это отсутствие лидерства. Есть много семей, в которых ещё не определился лидер, не понятно, жена лидер или муж, но без лидера нельзя. Во всех делах Ислам предписывает наличие лидера. 2 человека отправляются в сафар, один должен быть лидером, другой должен подчиниться, иначе не будет согласия и успехов в поездке. А в семье лидер — мужчина, так заведено самой природой, мужчина создан для того, чтобы быть лидером. Есть только одна степень, в которой мужчина отличается от женщины, а в остальном они одинаковы перед Всевышним. Аллах в Коране говорит:

وَلَهُنَّ مِثْلُ الَّذِي عَلَيْهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ وَلِلرِّجَالِ عَلَيْهِنَّ دَرَجَةٌ

[سورة البقرة: 228]

«Им принадлежит то же, что и мужьям, они обязаны делать то же, что и мужчины, но однако у мужчины есть одна степень» , и эта степень – лидерство в семье. Мужчина – глава семьи, его слово должно быть законом, тогда будет в доме порядок. Муж должен взять на себя это лидерство. Чувствовать это лидерство, не отдавать его в руки супруги, он должен обеспечивать семью. Ибо Аллах в Коране говорит:

الرِّجَالُ قَوَّامُونَ عَلَى النِّسَاءِ بِمَا فَضَّلَ اللَّهُ بَعْضَهُمْ عَلَى بَعْضٍ وَبِمَا أَنْفَقُوا مِنْ أَمْوَالِهِمْ

[سورة النساء: الآية 34]

«Мужчины — попечители своих жён за то, что Аллах их возвысил, вознёс в том, что они те, кто расходует, те, кто обязан содержать семью» . Муж обязан нести на своих плечах бремя материального обеспечения, бремя защиты своей семьи. Если муж передал лидерство своей супруге, то не будет счастья, спасения, порядка и согласия в семье.

У жены появилась богатая подружка.

Следующее – это слепое подражание. Семья живёт в согласии, рады друг другу. Супруга знакомится с другой женщиной. Но эта женщина — жена богатого человека. У каждой семьи свои условия жизни, свои требования, своя степень и свой уровень в мирском отношении. Люди в этом различаются. Всевышний так устроил этот мир.

Ни в коем случае нельзя полагать, что семейное счастье заключается в материальных вещах. Мы можем жить во времянке, и в то же время быть с супругой самыми счастливыми людьми на свете. Так же можем жить во дворце и жить будто в аду. Материальное не даёт счастья.

И поэтому когда наши супруги смотрят на супруг богатых людей, и во всём стараются подражать им, начинаются бесконечные проблемы, бесконечные головные боли для супруга. Жена всё время требует того же, что есть у богатой подруги. Поэтому такое подражание очень пагубно для семьи. Об этом нельзя забывать. И не зря Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) оберегал свою семью, своих жён от подобных «дружб». Обращаясь к Аише, Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал:

«إِيَّاكِ وَمُجَالَسَةَ الْأَغْنِيَاءِ»

(من سنن الترمذي: عن عائشة)

«Остерегайся близости с вельможами, богатыми людьми» . Имеется в виду с богатыми, которые отклоняются от пути истины, от Ислама, которые расточительны. И далее он говорит:

«وَلَا تَسْتَخْلِقِي ثَوْبًا حَتَّى تُرَقِّعِيهِ»

(من سنن الترمذي: عن عائشة)

«И не меняй одежду, пока не залатаешь старую». Также здесь уместно привести слова Умара (да будет доволен им Аллах). Связи с богатыми людьми бывают разные: кто-то поддерживает связь, потому что родственники, кто-то для того, чтобы привести их в Ислам, а кто-то только потому, что ему нравится материальное положение этого человека, его радует красота его богатства — вот эта связь считается недопустимой с точки зрения Ислама. И Умар (да будет доволен им Аллах) говорил:

من دخل على الأغنياء خرج من عندهم وهو على الله ساخط

«Тот, кто часто посещает богатых с целью прикоснуться к их богатству, выходит от них в гневе на Всевышнего» .

Муж должен уделять жене больше внимания.

Следующая причина – долгое отсутствие. Бывают такие мужья, главным местом дома для которых является спальня — целый день пропадает, супруга и дети его редко видят, поздно вечером приходит и утром рано уходит. Или же уедет на заработки, и его нет месяц или год. Так нельзя. Это приведёт к разладу, это приведёт к разводу. Супруги должны видеть друг друга, они должны есть вместе, должны радовать друг друга. Супруг обязан рассказывать, объяснять какие-то вещи. Супруг не должен быть как мебель. И когда мужья отсутствуют, жёны очень часто подумывают о разводе, они думают: «Зачем такой муж нужен?». И это ещё в том случае, если он продолжает материально обеспечивать, а бывает и так, что прекращается всякая материальная поддержка. Жена в этом случае вынуждена думать о том, как бы заработать. И, в конце концов, жёны приходят к имамам и к алимам для того, чтобы развестись и т.д. До этого, конечно же, не должно доходить.

Нравственные и материальные сироты.

Следующая причина – скупость супруга, его жадность. Жадного человека никто не любит, даже его супруга, даже дети. Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) в хадисе говорит:

«ليس منا من وسع الله عليه ثم قتر على عياله»

(الجامع الصغير عن جبير بن مطعم بسند فيه ضعف)

«Не из нас тот человек, которому Аллах дал широту удела и он скуп по отношению к своей семье» . Также в хадисе Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказано:

Вам будет интересно  Женатый любовник и замужняя любовница: психология отношений

«كَفَى بِالْمَرْءِ إِثْمًا أَنْ يُضَيِّعَ مَنْ يَقُوتُ»

(من سنن أبي داود: عن عبد الله بن عمرو)

«Достаточным грехом для человека является воздержание от содержания того, кто на его иждивении» . Ты не даёшь, не приносишь, не содержишь свою семью, не поддерживаешь их – это притеснение. Всевышний поручил тебе этих людей, ты несёшь ответственность и за материальное, и за нравственное их обеспечение. Недостаточно обеспечивать только материально семью, не говоря при этом ни одного доброго слова – эти люди — «нравственные сироты», которые от своего отца не слышат доброго наставления типа «нельзя так поступать, сынок». Много отцов, которые своим детям никогда не говорили таких слов, всё должна делать жена. Материальные сироты – это когда жадный отец ничего не даёт, хотя на свои дела он деньги очень легко находит. Но есть ещё и нравственное сиротство.

Она не дочь, а супруга сына.

Следующая причина разладов – это вмешательство родителей в тонкости супружеских отношений своих детей. Этого делать нельзя. Нужно полностью оставить молодых людей независимыми, самостоятельными, пусть они испытывают и трудности.

Наблюдая за ними, нужно уметь не вмешиваться в их дела. Когда мы вмешиваемся и говорим: «Почему у тебя нет дома, почему ты это не купил, почему ты так сказал, а почему ты так не сказал», то, естественно, таким вмешательством оказываем «медвежью услугу» своим детям, отталкивая их друг от друга, несём в семью разлад, который непременно приводит к разводу.

И ещё самое худшее, когда свекровь называет свою невесту «моя дочь», и требует от неё того же, что от своей дочери. Она не дочь, она супруга сына. Если она захочет, то сделайте так, чтобы она сама добровольно стала как дочь. И когда свекровь обращается к невесте в том же тоне, с каким обращается к своей дочери, то здесь тоже возникают проблемы.

Нерелигиозные родители и соблюдающие дети.

Особенно хочу отметить вмешательство нерелигиозных родителей в религиозные дела своих детей. Сегодня очень много молодых людей, которые приобщились к Исламу. Родители хотят, чтобы они сняли хиджаб.

Есть такие, которые требуют прекратить молиться. Такие родители должны знать, что их дети, в таком случае, им не повинуются, они не имеют права повиноваться, они должны быть добры и внимательны, но не в таких вопросах, покорными должны быть только Аллаху, а не родителям. Один из сподвижников Са‘д (да будет доволен им Аллах) принял Ислам, и его мать в ультимативной формме заявила: «Или я уморю себя голодом, или же ты отвергаешь Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям)». И Са‘д (да будет доволен им Аллах), любимый сын любимой матери, сказал: «Клянусь Аллахом, о моя мать, если у тебя будет 100 душ, и если каждая из них будет по одной выходить, я Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) не отвергну, я верую в него». Это принцип Ислама. Здесь, дорогие родители, к вам убедительная просьба, идите только навстречу детям, не затевайте ссоры, это дело раба и его Создателя, не вмешивайтесь, они проявляют покорность Всевышнему, только приветствуйте это, в каком бы вы духе не были воспитаны, это хорошее начало.

Супруга прибывает где-то вне своего дома.

Следующая причина разводов – это свободное посещение, выход супруги без разрешения своего мужа, куда ей захочется. Особенно нежелательно, когда женщина где-то ночует — у подруг, родственниц и т.д. Другое дело, если есть необходимость переночевать у родителей. Это нехорошая традиция, когда супруга прибывает где-то вне своего дома. Аллах в Священном Коране прямо говорит:

وَقَرْنَ فِي بُيُوتِكُنَّ

[سورة الأحزاب: الآية 33]

«Сидите у себя дома» , прямо так и переводится. Лучшее место для женщины – её дом. Если женщина без согласия мужа где-то ночует, то Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) говорит:

«إِذَا بَاتَتِ الْمَرْأَةُ مُهَاجِرَةً فِرَاشَ زَوْجِهَا لَعَنَتْهَا الْمَلائِكَةُ حَتَّى تَرْجِعَ»

(صحيح البخاري عن أبي هريرة)

«Если женщина ночует, покидая ложе своего мужа, её проклинают ангелы до того момента, пока она не вернётся домой» . Независимо от того, обидел тебя муж или нет, покидать дом мужа нельзя. Можно только в том случае, если возникла физическая угроза со стороны мужа, если муж стал психически неуравновешенным, и находиться с ним опасно. А так просто выходить нельзя. Из-за одного неправильно сказанного слова мужа она уходит, и после этого постепенно дело доходит до развода. Нельзя уходить ни при каких условиях.

Общение с чужими женщинами.

И последнее условие, дорогие братья – это всякие случайные связи, уединение с посторонними женщинами. Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) в хадисе говорит:

«لَا يَخْلُوَنَّ رَجُلٌ بِامْرَأَةٍ»

(صحيح البخاري عن ابن عباس)

«Пусть мужчина не уединяется с женщиной» . Уединение, общение и т.д. – всё это становится причиной ссоры в нашей семье.

Поэтому всё сводится к тому, что если супруги строят семейное счастье на покорности Всевышнему, то Он их покровитель. Если супруги строят семейное счастье на своей корысти, похоти, то им покровительствует шайтан и дело дойдёт до развода. Поэтому сделайте так, чтобы Аллах был на вашей стороне, и берегите семьи, крепите отношения, и остерегайтесь разводов.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

«Гомосексуалист не может быть мусульманином» Чем рискуют женщины и геи в исламских странах

Тарик Рамадан — франкоязычный швейцарский богослов египетского происхождения, профессор Оксфордского университета, старший научный сотрудник университета Дошиша (Киото, Япония), университета Женевы и Фрибургского университета (Швейцария), доктор философии и французской литературы, магистр по арабскому языку и современным исламским исследованиям, президент Европейского Института исламской мысли в Брюсселе, директор центра исследований исламского законодательства и этики при университете Катара. В конце 2017 года ученый оказался в эпицентре сексуального скандала во Франции, что не помешало ему сохранить авторитет в мусульманской общине. На днях издательство «КоЛибри» выпускает его книгу «Ислам. Прошлое и настоящее», в которой автор знакомит читателей со своей трактовкой основ ислама, его историей и эволюцией, принципами, концепцией личности, жизни и смерти. «Лента.ру» публикует фрагмент главы, посвященной отношению мужчин и женщин.

ЖЕНЩИНЫ И МУЖЧИНЫ

Бесконечный поток книг и статей о положении женщины в исламе захлестнул мир и продолжает нарастать. Доминирующие темы неравенства, насилия, полигамии и ношения хиджаба свидетельствуют о женоненавистнической природе ислама либо выявляют ложность критики этих теорий. Мало кто станет отрицать, что вопрос это достаточно сложный, причем не только в отношении женщин, но и мужчин. Парадоксально, но именно положение и роль мусульман-мужчин на протяжении всего исторического кризиса вызывает недоумение и приводит в замешательство.

Личность или лишь роль

Мужчины несли ответственность за подавляющую часть вклада в право, юриспруденцию и исламские науки, но при этом вкладом тысяч женщин-ученых пренебрегли. Это оказало влияние на литературу, освещающую роль обоих полов. Во-первых, священные тексты изучались сквозь призму мужского взгляда, в основном в патриархальных обществах, и акцент делался на роли женщины в обществе. На протяжении веков множество трудов посвящалось статусу женщины — матери или дочери, но не существует ни одной серьезной работы, где бы рассматривалась женщина как полностью реализовавшаяся личность, свободное, целенаправленное действующее лицо, которое живет своей внутренней жизнью, приобретает духовный опыт в поиске познания Бога. Стремления женщины точно такие же, как мужчины, единственное их различие заключается в соответствующих ролях и статусе.

Материалы по теме

«В следующем месяце возьму себе вторую жену»

Надо признать, что изначально сам подход к вопросу — мужской. Более того, как уже обсуждалось, буквалистское прочтение священных текстов (сужение смысла) и влияние культуры (культурная проекция) перевесили чашу весов в формировании «женской темы» в исламе на свою сторону. Коранические аяты и пророческая традиция трактовали буквально, не принимая во внимание общий дух Послания. Культурная патриархальная обстановка, окружавшая ученых и правоведов, работавших над текстами, не могла не оказать влияния на их понимание. В результате исламская литература, посвященная женщинам, искажена втройне: она фокусируется исключительно на роли женщины, а не на ее личности; рассматривается частное (отдельные аяты), что не согласуется с общим (общие и конечные цели Послания); в ней смешиваются разные понятия — культурные нормы и религиозные принципы.

Вам будет интересно  Мужская психология в отношении женщин

Влияние было настолько сильным, что даже великие и высокопочитаемые ученые оставили односторонние и опасные комментарии, которые можно использовать для оправдания некорректного отношения. Кто начиная с XII века установил, что брачный контракт приравнивается к взаимоотношениям хозяина и рабыни? Кто вплоть до сегодняшнего дня оправдывает супружеское насилие? Кто оправдывает заключение брака, когда не спрашивают согласия женщины, а иногда и мужчины? Послание, если рассматривать его полностью, говорит обратное.

Материалы по теме

«Европе нужен шариат»

Откровение последовательно, через воспитание, привело первых мусульман к пониманию супружества как отношений на основе равенства, любви и взаимного доверия, когда брак не заключается без согласия женщины; к полному запрету любых форм домашнего насилия, что подтверждал своим примером Пророк, который ни разу не ударил женщину и сказал: «Не бейте рабынь Божиих [женщин]». Нельзя отрицать, что существовали крайние интерпретации и комментарии, а подобные неприемлемые постулаты и правовые мнения были легализованы в истории исламского права даже самыми уважаемыми и знаменитыми учеными прошлого, которые прославились своими достижениями в других областях знаний.

Равенство и кризис мужественности

Мы уже обсуждали апологетику буквализма и традиционализма, описывающую женщин и мужчин равными перед Богом, их семейные взаимоотношения дополнительно к роли в обществе. Это понятие «дополнительности» остается расплывчатым и в итоге может быть использовано для оправдания дополнительных отношений в формате хозяина и рабыни, как некоторые правоведы настаивали на протяжении веков. Вопрос уходит корнями намного глубже и предшествует признанию женщины и мужчины равноправными личностями в стремлении к свободе и независимости, развитию на индивидуальном и социальном уровне, обретению материальной самостоятельности. Как супруги они являются партнерами:

«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают намаз, выплачивают закят, повинуются Господу и Его Посланнику» (9:71).

Утверждение равенства безоговорочно следует из детального исследования священных текстов, причем как мужчинами, так и женщинами.

Ученые и интеллектуалы обоих полов определили принципы и цели, которые необходимо учитывать для устранения ошибочных, упрощенных интерпретаций и неправильного культурного прочтения. Они начали работу по восстановлению прав женщин, и некоторые из них — и женщины, и мужчины — определяют себя как исламские феминисты. Характер взаимоотношений между мужчинами и женщинами ни в коем случае не должен вступать в противоречие со священными текстами и принципами ислама — он должен утверждаться на их основе. Требуется дальнейшая напряженная работа по критике трех упомянутых выше искажений и предотвращения их влияния в обыденной жизни.

О «женском вопросе» в исламе было так много сказано и написано, что «мужская тема» как-то осталась слабо освещенной. Между тем последняя неразрывно связана с современным кризисом ислама. Веками статус и авторитет мужчины со всеми прерогативами естественно проистекал из уклада патриархального общества и был надежно защищен, что гарантировало мужчине ведущую роль в обществе. В современном стиле жизни и культуре общества понятия сместились. Социальные проблемы, присутствие женщин на работе, возрастающее появление повсюду уверенных в себе женщин вкупе привели многих мужчин к психологическому и социальному кризису. К этому кризису, подлинному кризису мужественности, отнестись следует со всей серьезностью и подвергнуть все его составляющие — потерю опоры, чувство ущербности, синдром отсутствия отца и многие другие, ставшие широко распространенными болезнями нашего времени, — глубокому анализу.

Полигамия

Тема полигамии — одна из наиболее горячо обсуждаемых. Она часто используется для демонстрации дискриминации женщин, якобы присущей исламу, однако более детальное изучение этой темы на основе его базовых принципов и целей показывает всю нелепость выдвигаемых обвинений и приводит к пониманию священных текстов на ином уровне. Во время ниспослания Откровения полигамия была широко распространенным явлением, в арабских племенах и кланах число жен не регламентировалось. Коран ограничил его четырьмя женами, добавив при этом строгие условия. Моногамия однозначно поощряется, полигамия же рассматривается как возможный частный случай, когда защищаются интересы детей-сирот:

«Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь [только] одной или теми, которыми овладели ваши десницы» (4:3).

Здесь допустимое отклонение выступает вместе с обязанностью равного отношения к супругам, а в случае отсутствия такового предпочтение отдается моногамии. Некоторые ученые добавили дополнительное условие: отказ первой супруги. В брачном контракте она может указать свое несогласие с последующими возможными браками, с чем супруг, подписавший контракт, обязан считаться. В некоторых обществах мужчины относятся к условию равного отношения как к чисто формальному, не принимая его во внимание. Кроме того, вне зависимости от согласия первой жены права и собственность других жен, согласно исламскому праву, защищены. Сегодня это часто не соблюдается: женщин вынуждают к принятию несправедливых и (или) дискриминирующих контрактов и жизнеустройства.

Полигамия ограничивается строгими условиями. Если в какой-либо стране она запрещена государственным законодательством, то не может быть разрешена и с точки зрения ислама, поскольку полигамия есть не что иное как допустимое отклонение. В этом случае она неприемлема в силу соблюдения принципа уважения к закону, а также защиты прав второй жены, ибо из-за нелегального статуса все ее права не защищены законом. Как и в случае первой женитьбы, необходимым условием всегда является согласие женщины. Если национальное законодательство устанавливает возрастное ограничение вступления в брак, оно должно соблюдаться. Женщина, дающая согласие, должна быть совершеннолетней, разумной и делать это осознанно, будучи психологически независимой.

Гомосексуализм

Это очень болезненная тема. Трактовки понятия разнятся от абсолютного осуждения, когда оправдывается применение смертной казни, до другой крайности, когда священные тексты пересматриваются некоторыми маргинальными мыслителями, которые сами часто являются гомосексуалистами и утверждают, что ислам мужеложство не запрещает. Как сам Коран, так и пророческая традиция не дают простора для реинтерпретаций, указывая, что гомосексуализм является грехом и запрещен в исламе, аналогично еврейской, христианской и многим другим всемирным духовным традициям. Суннитские и шиитские ученые практически единодушны в этом вопросе. Тем не менее обсуждается ряд вопросов, в частности — различие между гомосексуалистом и гомосексуальным актом, пассивной и активной гомосексуальностью (последняя однозначно запрещена), женской гомосексуальностью (встречается реже, но также запрещена в литературе) и с правом личности на сексуальную жизнь, скрытую от общества. Как суннитские, так и шиитские ученые учредили суровые наказания за активный вопиющий гомосексуализм. Большинство мнений подтверждает, что гомосексуализм находится под запретом и не должен публично пропагандироваться в мусульманских странах.

В последние 50 лет активно обсуждаются два вопроса.

Может ли женщина или мужчина иметь нетрадиционную сексуальную ориентацию и при этом считаться мусульманкой (мусульманином)? Часть правоведов, принадлежащих в основном к буквалистской и традиционалистской школе, указывают, что это невозможно: гомосексуалист, будь то мужчина или женщина, являться мусульманином не может. Подобное мнение не выражает точку зрения большинства ученых, признающих это возможным, равно как любой мусульманин может совершать действия, противоречащие установленным правилам и принципам ислама. Совершение греха, зла никогда не являлось причиной выхода из ислама, и хотя гомосексуализм считается грехом, никто не имеет права объявлять такого человека немусульманином.

Каким должно быть исламское отношение к гомосексуализму? Важно подчеркнуть существенное различие: наше правовое и этическое суждение всегда относится к действиям, а не к личности, совершающей это действие. Более того, Коран напоминает: «Мы даровали достоинство сынам Адама»* (17:70); действие можно осуждать, но не человека. Как в мусульманских странах, так и повсюду руководящим принципом должно стать уважение к человеческому достоинству, даже если мы категорически не согласны с действиями человека. Это главная основа отношения к людям, их сознанию и поведению — уважение к достоинству каждого, но остается право выносить суждение о действиях человека, а не приговор его личности.

Источник https://islamdag.ru/vse-ob-islame/25227

Источник https://lenta.ru/articles/2018/01/14/islam/

Источник

Источник

Author: mag

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *