Обязательные инструктажи по БДД для водителей: новые правила с 1 сентября 2021 года

Обязательные инструктажи по БДД для водителей: новые правила с 1 сентября 2021 года

Марина Шобохонова

Кто обязан проводить инструктажи по БДД с 1 сентября

С 1 сентября 2021 года вступает в силу приказ Минтранса от 30.04.2021 № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Правила будут обязательными для всех работодателей и водителей организаций, которые осуществляют перевозку грузов и перемещение лиц (пассажиров, работников организации), как в коммерческих целях, так и для собственных нужд предприятия.

Сразу оговоримся, что проведение инструктажей по БДД не является должностной обязанностью специалиста по охране труда. Такую обязанность должен нести ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, назначенный приказом работодателя, и отвечающий квалификационным характеристикам.

Если инструктажи по БДД будут проводить работники, не отвечающие квалификационным требованиям, работодателя привлекут к административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности.

Какие же требования установлены к должностным лицам, которые будут проводить инструктажи по БДД? У такого работника должно быть профильное образование, а если такого образования нет – нужна профпереподготовка.

Ситуация 1. У работника есть профильное «транспортное» образование

Образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта».

Если высшего образования нет, то стаж работы в области обеспечения безопасности дорожного движения должен быть не менее трех лет. Также обязательным является прохождение аттестации на право занимать соответствующую должность.

Обязательной аттестация в УГАДН является для организаций-перевозчиков грузов и (или) пассажиров (автобусы и грузовые автомобили). Если транспорт используют для собственных нужд, аттестация в УГАДН не обязательна. А вот инструктажи, стажировка и другие виды обеспечения БДД являются обязательными для всех без исключения.

Ситуация 2. У работника нет профильного образования

Образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта». Профессиональная переподготовка с присвоением квалификации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, подтвержденной документом о квалификации.

Прохождение аттестации на право занимать соответствующую должность, в случае если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Поэтому, чтобы не быть крайним, подскажите работодателю, нужно подумать о профпереподготовке вашего ответственного за БДД (если такой работник уже есть), или о том, что нужно искать такого ответственного за БДД с уже имеющимся профессиональным образованием.

В противном случае придется переобучать такого сотрудника уже за счет организации (ч. 1-2 ст. 196 ТК РФ). Думаем, что руководитель оценит вашу подкованность в знании законодательства и заинтересованность в том, чтобы работодателя не оштрафовали.

Для того, чтобы грамотно проводить инструктажи, ответственный за обеспечение БДД обязан знать и уметь применять:

  • НПА в сфере обеспечения БДД и перевозки пассажиров и грузов;
  • правила и нормы охраны труда, пожарной безопасности, санитарные правила, правила дорожного движения;
  • назначение и основные технико-эксплуатационные характеристики подвижного состава автомобильного транспорта, погрузочно-разгрузочных механизмов и средств для контейнерных и пакетных перевозок;
  • методы планирования, учета и анализа автомобильных перевозок;
  • организацию процесса перевозок и труда водительского состава и других работников, занятых эксплуатацией автотранспорта;
  • порядок разработки и утверждения планов производственно-хозяйственной деятельности организации;
  • методы анализа причин возникновения ДТП и нарушений Правил дорожного движения, совершенных водителями компании, отчетность о ДТП и принятых мерах по их предупреждению.
Вам будет интересно  Детское удерживающее устройство

Также ответственный за обеспечение БДД обязан знать правила допуска водителей к управлению транспортных средств, проводить вводный, предрейсовый, сезонный, специальный инструктажи, знать правила и контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха.

Вводный инструктаж по БДД для водителей

Вводный инструктаж по БДД проводится при приеме на работу, независимо от того, насколько водитель опытный, и сколько категорий «прав» у него открыто. Цель вводного инструктажа – рассказать новенькому о существующих правилах безопасной эксплуатации транспортных средств. На вводном инструктаже необходимо рассказать о размере и структуре парка транспортных средств, о видах осуществляемых перевозок.

Также на вводном инструктаже по БДД необходимо рассказать, с какой страховой компанией заключен договор ОСАГО, что нужно сделать водителю для возмещения причиненного вреда. Ответственный за обеспечение БДД должен рассказать каждому вновь принимаемому на работу то, как в этой организации проводят предрейсовый медосмотр, как и кто проводит предрейсовый контроль ТС.

Во время вводного инструктажа по БДД водитель узнает:

  • нормы загрузки грузовых транспортных средств, пассажировместимость для пассажирских перевозок;
  • характерные для предприятия грузы, сырье, материалы;
  • об опасных аварийных участках на пути следования, обстоятельствах и причинах преобладающих видов ДТП для данной организации (отрасли);
  • порядок действий при наступлении ДТП, в том числе европротокол;
  • порядок оформления перевозочных документов;
  • порядок работы тахографа;
  • режим труда и отдыха водителей.

Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения

Судя из названия, предрейсовый инструктаж проводится перед отправлением водителя в рейс. Но не все так однозначно. Если водитель ездит по одному и тому же маршруту, то предрейсовый инструктаж проводят перед первым рейсом водителя по этому маршруту. В приказе № 145 указано, что предрейсовый инструктаж проводят «Перед отправлением водителя в рейс (за исключением второго и последующего рейсов по одному и тому же маршруту)».

Ответственный за обеспечение БДД обязан на предрейсовом инструктаже сообщить водителю:

  1. Сведения о маршруте, опасные участки, в том числе с наиболее частыми ДТП, ремонтные участки, сведения о погоде, о местах пополнения запасов чистой питьевой водой, о местах заправки топливом.
  2. Если рейс в другой населенный пункт, нужно рассказать о местах отдыха, о конечном пункте маршрута, о пунктах приема пищи.
  3. Необходимо также рассказать, есть ли на маршруте посты техпомощи, медпункты, ГИБДД, эти сведения пригодятся при поломке в пути.
  4. Нужно рассказать водителю о безопасности движения в период проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий, об особенностях движения в колонне, об особенности перевозки детей к месту отдыха, в сопровождении или без сопровождения ГИБДД.

На предрейсовом инструктаже нужно рассказать водителю о безопасности дорожного движения в период проведения мероприятий, не типичных для водителя на данном маршруте, например, об особенностях движения в колонне, об особенности перевозки детей к месту отдыха, в сопровождении или без сопровождения ГИБДД. На специальном инструктаже рассказывают об изменении состава грузов, страховочных средств для погрузки грузов в транспорт.

Сезонные инструктажи по БДД

Обеспечить безопасность водителя в сложных погодных и дорожных условиях – прямая обязанность работодателя. Поэтому ответственный за обеспечение БДД должен уделить сезонным инструктажам особое внимание.

Два раза в год (перед весенне-летним и осенне-зимним периодами) со всеми водителями должны проводиться сезонные инструктажи. Сезонные инструктажи включают вопросы, определяющие особенности эксплуатации и управления транспортными средствами в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также связанные с обеспечением безопасности дорожного движения в сложных погодных и дорожных условиях.

Вам будет интересно  Регулирование безопасности аттракционов. Законодательство и стандарты

Что зимний период с его снегопадами и гололедами, то и весенний период с его распутицей таят опасности для водителя и транспортного средства. Летняя жара причиняет не только климатические неудобства, но и грозит высокой взрывопожароопасностью.

В локальном нормативном акте работодателя необходимо указать, когда именно проводится осенне-зимний, а когда – весенне-летний сезонные инструктажи.

Специальные инструктажи по безопасности дорожного движения

Зачастую возникает ситуация, когда нужно срочно довести до водителя информацию, например, об угрозе теракта или об изменении условий движения (движение в колонне, например). Также специальный инструктаж проводится при вступлении в силу нормативных актов, положения которых влияют на труд водителя, на его безопасность.

При проведении специального инструктажа дается оценка сложившейся ситуации, послужившей основанием для проведения данного инструктажа, и определяется порядок необходимых действий водителя. Таким образом, специальный инструктаж не заменяет, а дополняет предрейсовый инструктаж в том случае, если стандартной информации, которой владеет водитель, недостаточно для работы в условиях форс-мажорной ситуации.

Какими документами оформить инструктажи по БДД

Инструктажи по БДД необходимо оформить программами вводного, предрейсового, сезонных инструктажей по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов. Специальный инструктаж не может проводиться по отдельной программе, в отличие от вводного, сезонного или предрейсового инструктажей в силу своей уникальности.

Учет инструктажей ведут в журнале, который должен содержать дату проведения и вид инструктажа, должность (при наличии), фамилию и инициалы лица, проводившего инструктаж, фамилию и инициалы водителей, прошедших инструктаж, и их подписи. Можно вести записи и в электронном виде, если у водителя и инструктирующего есть электронные цифровые подписи. Такие требования установлены в п.71.1-7.4 Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Приказом Минтранса России от 30.04.2021 № 145, вступления в силу которых мы ожидаем с 1 сентября 2021 года.

Пример из практики

Допустим, что на работу 1 сентября устроился водитель Александр Цурин. С ним проводит вводный инструктаж по БДД ответственный за обеспечение БДД, начальник транспортного участка Равиль Гафуров. Но в эту же дату вступает в силу приказ № 145, имеющий значение для организации труда данного водителя. Поэтому требуется провести дополнительно к вводному инструктажу при приеме на работу, еще и специальный инструктаж.

Поскольку специальный инструктаж не может проводиться по отдельной программе (это может быть и вступление в силу нового закона о БДД, а может быть и оранжевый уровень опасности из-за пожара, бушующего возле трассы), стоит сделать отметку о причинах его проведения в журнале (по аналогии с внеплановыми инструктажами по охране труда). Это поможет вам самим не забыть, в каком случае вы проводили специальный инструктаж.

Журнал учета инструктажей с 1 сентября 2021 года: образец

Выбег машины. Что это такое и о каких неисправностях он может рассказать?

Время от времени необходимо проверять работоспособность технических систем с помощью движения накатом. Если включить нейтральную скорость и предоставить транспортное средство силам инерции, то можно многое понять о его техническом состоянии. По выбегу машины определяются настройки шасси, рулевого управления, степень износа ступичных подшипников, состояние трансмиссии и КПД транспортного средства в целом.

Как определяют выбег?

Выбегом автомобиля называется инерционное перемещение транспортного средства до полной остановки после отключения двигателя. Не получая дополнительной энергии, автомобиль движется благодаря своей кинетической энергии, пока силы трения и сопротивления среды не поглотят энергию наката. По величине выбега можно судить о КПД работы механизмов.

Измерять выбег можно следующим образом: необходимо найти свободный и ровный участок дороги, где редко встречается транспорт. Это могут быть тупиковые съезды к крупным предприятиям, где по ночам интенсивность движения низкая. Поверхность должна быть ровной, без подъемов и уклонов, а асфальт — сухим. Лучше всего проводить испытания в безветренную погоду, чтобы исключить лишние нагрузки от внешней среды.

Вам будет интересно  Парковка у; дома и; пожарная безопасность: что нужно учесть; УО

Необходимо разогнаться до 50 км/ч, убрать ногу с акселератора, и если автомобиль оборудован механической трансмиссией, то включить нейтраль. На машинах с автоматической коробкой движение продолжается без добавления газа.

У отечественных легковых машин наименьший выбег составляет примерно 450 метров. У дорогих иномарок в среднем он может растянуться до 700 метров. Если длина пути до остановки меньше, то это повод для проверки техники. Скорее всего, возникли повреждения, которые влияют на КПД трансмиссии и негативно сказываются на топливной экономичности транспортного средства.

Встречный ветер

Самой распространенной причиной снижения выбега является встречный или сильный боковой ветер. Если участок дороги не защищен по сторонам деревьями, зданиями или забором, то порывы ветра заметно изменяют сопротивление воздушной среды. Например, при скорости движения автомобиля около 70 км/ч небольшой встречный ветер, дующий со скоростью 1 м/с, увеличит сопротивление воздуха приблизительно на 10% по сравнению с движением машины в безветренную погоду. Если ветер присутствует, то выбег нужно замерять при движении в обоих направлениях дороги, по результатам чего считают средние значения.

Недостаточное давление в шинах

Причиной снижения КПД могут быть полуспущенные покрышки, из-за чего растет сопротивление качению и машина тратит больше топлива для поддержания привычного темпа движения. Это плохо тем, что энергия уходит в резину, разогревает ее и приводит к преждевременному износу протектора. Обычно поверхностный слой резины истирается по бокам покрышки, приводя к формированию неравномерной высоты водоотводных канавок, что, в свою очередь, ведет к нарушениям управляемости на мокрой дороге.

Сход и развал

Снижение выбега зависит и от настроек схода-развала. Угол схождения отвечает за поворот колеса относительно хода движения транспортного средства. Правильное схождение компенсирует упругий ход деталей подвески и положительным образом влияет на устойчивость автомобиля на высоких скоростях. Неверный угол ставит колесо немного боком, вызывая его торможение. Определить неисправность можно по неравномерному износу протектора.

Если изнашиваются внешние стороны покрышек, то чаще всего причиной становится неверный развал колес. Эта характеристика подвески отвечает за правильный наклон колеса в вертикальной плоскости, что положительно сказывается на управляемости.

Правильные углы развала колес увеличивают площадь пятна контакта покрышки с дорогой и способствуют улучшению динамических характеристик машины.

Причиной нарушения настроек схода-развала могли стать частые удары во время поездок по плохим дорогам или неумело поставленные детали подвески, к примеру пружины амортизаторных стоек. После каждого ремонта требуется повторная настройка схода и развала колес.

Неисправность тормозов

Сильно сказывается на выбеге неправильная работа тормозных механизмов. Когда одна из колодок ослабевает и «прикусывает» тормозной барабан, автомобиль получает импульс замедления. Приходится жечь топливо, чтобы побороть его. Неисправность тормозов можно диагностировать по слабому уводу машины в сторону во время прямолинейного движения накатом.

Гудящие подшипники

Неисправности подшипников — это одна из самых распространенных причин снижения КПД автомобиля. Разрушившийся подшипник резко увеличивает трение в ступице колеса, возникает глухой гул. При движении гудение нарастает, а при замедлении звук снижает интенсивность. С подобной неисправностью автомобиль может ездить достаточно долго, однако не замененный вовремя ступичный подшипник приводит к повреждениям ступицы и влияет на курсовую устойчивость транспортного средства.

Также могут гудеть подшипники в коробке передач, что, в свою очередь, приводит к росту нагрузок в трансмиссии.

Кривой кузов

Самая неприятная причина сокращения выбега — это изменение геометрии кузова вследствие аварии. Шасси крепится к силовому каркасу, интегрированному в кузов. Именно он задает точность расположения узлов подвески. После серьезных аварий реперные точки силового каркаса отклоняются от стандартных значений, что приводит к нарушению расположения узлов подвески. На кривом кузове выставить правильные углы схода и развала колес невозможно. В итоге машина едет боком и начинает портить резину, снижаются КПД и выбег. Починить кузов с нарушенной геометрией почти невозможно.

Источник https://coko1.ru/articles/protection/obyazatelnye-instruktazhi-po-bdd-dlya-voditelej-novye-pravila-s-1-sentyabrya-2021-goda/

Источник https://aif.ru/auto/practice/vybeg_mashiny_chto_eto_takoe_i_o_kakih_neispravnostyah_on_mozhet_rasskazat

Источник

Источник

Author: mag

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *