Автомобиль и активная безопасность: основные системы и ассистенты

Автомобиль и активная безопасность: основные системы и ассистенты

Активная безопасность автомобиля

Системы активной безопасности

Что такое система активной безопасности и чем она отличается от пассивной? Второй случай представлен всевозможными приспособлениями, не влияющими на процесс управления. Яркими представителями системы являются ремень и подушка. Активная безопасность автомобиля выражена более сложными устройствами. К этой группе относятся, в основном, всевозможные электронные системы. В своей работе они используют алгоритмы. Любое отклонение от показателей сразу же вызывает реакцию, приводящую значения в норму.

Можно говорить о перехвате управления автомобилем электронной системой управления.

Активная безопасность автомобиля

Активная безопасность автомобиля

Виды систем

На сегодняшний день существует большое количество всевозможных электронных систем на борту автомобиля. Все они направлены на облегчение процесса вождения и повышают возможность маневрирования. Можно провести условное разделение на основные и вспомогательные системы.

Вспомогательные

Сюда же можно включить все средства, помогающие водителю в тех или иных ситуациях. Например, круиз-контроль, автоматически удерживающий скорость и распознающий расстояние до ближайших преград. Специальные парковочные программы позволят определить расстояние между автомобилем и препятствием, сообщая водителю насколько еще можно подъехать.

Основные

Это такие системы, которые работают автоматически. Они не дают водителю потерять контроль над управлением. Благодаря их наличию на большинстве современных автомобилей удалось существенно снизить количество ДТП. О них далее и пойдет речь.

Самыми популярными и эффективными считаются такие системы.

  1. АБС (ABS) – антиблокировочная система тормозов.
  2. ПБС (ASR/TCS/DTC) – противобуксовочная система.
  3. СДС – система динамической стабилизации.
  4. СРТУ (EBD/EBV) – система распределения тормозных усилий автомобиля.
  5. СЭТ – системы экстренного торможения.
  6. ЭБД – электронная блокировка дифференциала.

АБС получила свое развитие ближе к концу прошлого века. Ее возможности удалось раскрыть только благодаря электронике. Сегодня, многие страны не допускают производства или управления автомобиля без наличия АБС на борту. Особенно важно это для общественного автотранспорта.

  1. АБС считывает показания датчика, определяющего скорость вращения колеса.
  2. Во время торможения система рассчитывает необходимую скорость замедления.
  3. Если колесо остановилось, а движение продолжается, то клапан перекрывает поступление тормозной жидкости.
  4. С помощью клапана выпуска происходит сброс давления в контуре.
  5. Закрывается клапан выпуска, открывается клапан впуска тормозной жидкости. Создается давление.
  6. Если колесо опять блокировалось, то весь цикл повторяется заново.

Современные АБС способны осуществлять до 15 циклов в секунду.

Преимущества

Список преимуществ достаточно большой. Такое устройство в автомобиле помогает сделать следующее:

  • повысить безопасность движения;
  • уменьшить тормозной путь;
  • распределить износ шины по всему колесу;
  • увеличить контроль в экстренных ситуациях.

АБС разрабатывалась компанией Bosch, эта же фирма является основным производителем и лидером на рынке. Текущие модели способны работать с каждым колесом индивидуально.

На базе АБС работает еще одна важная система – ПБС. Что она делает? Следит за тем, чтобы колеса не начали буксовать и скользить. В большинстве автомобилей она пользуется теми же датчиками, что и АБС, на низких скоростях использует тормоза, а на скорости свыше 80 км/час – замедляет движение с помощью двигателя, работая с ЭБУ в одной связке. Это приводит к повышению устойчивости автомобиля как на трассе, так и на грунтовых дорогах. В отличие от АБС, ПБС может быть отключена водителем.

Вам будет интересно  Приказ № 630 об охране труда в пожарной охране

Как и ПБС, СРТУ использует датчики и механизмы АБС, имеет схожий принцип работы. Она обеспечивает равномерное торможение передних и задних колес, приводя процесс к сбалансированному замедлению. Для чего это нужно?

В случае экстренного торможения вся нагрузка, вместе с центром тяжести, перемещается на передние колеса. В этот момент на заднюю пару не оказывается необходимое давление, а значит – снижается сцепление с дорогой.

СЭТ – одна из важнейших элементов активной безопасности. По принципу действия она делится на системы автоматического экстренного торможения и системы помощи.

Автоматическое торможение

Среди всех вариантов работы можно выделить общий принцип действия.

  1. Датчики распознают препятствия, скорость сокращения расстояния.
  2. Подается сигнал об опасности водителю.
  3. Если ситуация остается критической, то запускается процесс наиболее эффективной остановки.

Многие СЭТ имеют в своем арсенале куда большие функции, включая воздействие на работу двигателя, тормозов и даже систему пассивной безопасности.

Помощь

Помощник торможения имеет совершенно другие функции и задачи. Он использует датчики скорости нажатия педали тормоза. Если в экстренной ситуации водитель недожимает педаль или по какой-то причине не может этого сделать, то компьютер все сделает за него.

ЭБД служит для предотвращения скольжения одного из ведущих колес во время разгона и набора скорости. С его помощью удается достичь максимального контроля во время ускорения и более быстрого набора скорости.

СДС является представительницей электронных систем с более высоким уровнем, чем все предыдущие. Более того, она контролирует работу следующих систем:

  • АБС;
  • ПБС;
  • СРТУ;
  • ЭБД.

В чем заключается ее роль? В удерживании выбранного курса и максимальной управляемости автомобилем во время маневров. Пользуясь механизмами регулировки, удается добиться уверенных поворотов, без заносов, ускорения или замедления во время маневров и много прочего.

Ассистенты

Как уже говорилось, к этой категории относятся всевозможные вспомогательные программы и блоки.

Среди них можно выделить представителей, обладающих следующими возможностями.

  1. Обнаружение пешеходов, предупреждение о возможном столкновении, экстренное торможение, если контакт практически неизбежен.
  2. Обнаружение велосипедистов и принятие мер для избежания столкновения. Распознавание работает как во время движения, так и при его отсутствии.
  3. Распознавание крупных диких животных на трассе.
  4. Помощь при спуске и подъеме.
  5. Парковочная система, вполне способная проводить парковку автоматически.
  6. Панорамный обзор на низкой скорости.
  7. Защита от непреднамеренного ускорения или ошибки в нажатии педали.
  8. Круиз-контроль – функция определения расстояния до впереди идущего автомобиля и автоматическое поддержание выбранной скорости.
  9. Перехват рулевого управления в критических случаях. Блок находится на финальной стадии разработки.
  10. Контроль движения по определенной полосе.
  11. Помощь в перестраивании.
  12. Улучшение управления в ночное время. Экраны ночного видения на панели управления.
  13. Распознавание усталости водителя и засыпания за рулем.
  14. Возможность распознавать дорожные знаки.
  15. Обнаружение автомобилей, светофоров с помощью WLAN-технологии. Находится в стадии активной разработки.

На сегодняшний день каждый производитель автомобилей может предложить свои системы, которые, так или иначе, отличаются от аналогов на рынке. Некоторые разработки применяются всего лишь несколькими компаниями.

Вам будет интересно  Внушенная стоимость: действительно ли кроссоверы безопаснее легковых машин?

Системы активной и пассивной безопасности автомобиля

Если верить исследованиям, от 80 до 85% транспортных аварий и катастроф приходится на автомобили. Производители авто понимают, что безопасность транспортного средства – важное преимущество над соперниками на рынке, а так же то, что от безопасности одного автомобиля зависит безопасность движения на дороге в целом. Причины аварий могут различными – это и человеческий фактор, и состояние дороги, и метеорологические условия, и конструкторам приходится учитывать весь спектр угроз. Поэтому современные системы безопасности обеспечивают и активную, и пассивную защиту автомобиля, и состоят из сложного комплекса различных устройств и приспособлений, от антиблокировочной системы колёс (далее – АБС) и противозаносных систем до подушек безопасности.

Активная безопасность и предотвращение ДТП

Надёжное транспортное средство позволяет водителю сохранить свою жизнь и здоровье, а вместе с тем – жизнь и здоровье пассажиров на современных, битком забитых трассах. Безопасность автомобиля принято делить на пассивную и активную. Активная означает те конструкторские решения или системы, которые уменьшают вероятность дорожно-транспортного происшествия.

Активная безопасность зависит от конструкции машины, большое значение имеет эргономичность сидений и салона в целом, системы, предотвращающие обмерзанием стёкол, козырьки. Системы, сигнализирующие о поломках, предотвращающие блокировку тормозов или следящие за превышением скорости так же относят к активной безопасности.

Заметность автомобиля на дороге, которая определяется его цветом, тоже может сыграть свою роль в предотвращении аварии. Так, яркие жёлтые, красные и оранжевые автомобильные кузова считаются более безопасными, а при отсутствии снега к их числу добавляется и белый цвет.

Ночью за активную безопасность отвечают различные отражающие свет поверхности, которые машину заметной в свете фар. Например, поверхности номерных знаков, покрытые специальной краской.

Схема систем активной безопасности Audi

Кликните по картинке для увеличения

Системы пассивной безопасности

Если авария всё же случилась, водитель и пассажиры оказываются под защитой средств и систем пассивной безопасности. Большая часть специальных устройств и систем пассивной безопасности находится в передней части салона, поскольку при авариях страдает в первую очередь ветровое стекло, рулевая колонка, передние двери автомобиля и приборная панель.

В настоящее время во многих государствах, в том числе, в России, их наличие и использование обязательно.

Созданные изначально как альтернатива ремню и средство, позволяющее избежать травм грудной клетки водителя (травмы о рулевое колесо – одни из самых распространённых при авариях), в современных авто подушки могут быть установлены не только впереди водителя и пассажира, но и вмонтированы в двери для того, чтобы уберечь от бокового удара. Недостатком этих систем являет чрезвычайно громкий звук при наполнении их газом. Шум настолько силён, что превышает болевой порог и может даже повредить барабанную перепонку. Так же подушки не спасут при опрокидывании машины. По этим причинам проводят эксперименты по внедрению сеток безопасности, которые в дальнейшем заменят подушки.

У водителя при лобовом ударе есть возможность травмировать ноги, потому в современных автомобилях педальные узлы тоже должны быть травмобезопасными. При столкновении в таком узле происходит отделение педалей, что позволяет уберечь ноги от травм.

Системы пассивной безопасности

Кликните по картинке для увеличения

Заднее сиденье

Детские автомобильные сиденья и специальные ремни, которые надёжно фиксируют тело ребёнка и предупреждают его перемещение по салону в случае аварии, могут обеспечить безопасность совсем юных пассажиров, для которых не подходят обычные ремни безопасности.

Вам будет интересно  Ремень безопасности автомобиля виды устройство и принцип работы

При резком возникновении перегрузки, воздействующей на туловище пассажира, есть возможность повредить шейные позвонки. Поэтому, задние сиденья, как и передние, оснащаются подголовниками.

zadnie-sidenia

Надёжное крепление сидений тоже очень важно: перегрузку в 20g должно выдержать пассажирское сиденье, чтобы обеспечить должную безопасность в случае аварии.

Особенности конструкции

Как уже говорилось, автомобиль и сам по себе должен быть сконструирован так, чтобы обеспечивать максимальную безопасность людям. И достигается это не только эргономикой. Не последнее значение имеет прочность различных элементов конструкции. У одних элементов она должна быть повышена, а у других – напротив.

Так, чтобы обеспечить надёжную пассивную безопасность пассажиров и водителя, средняя часть кузова или рамы должна обладать повышенной прочностью, а передняя и задняя части – напротив. Тогда, при сминании передней и задней частей конструкции часть энергии удара тратится на деформацию, а более прочная средняя часть легко выдерживает столкновение, не деформируется и не ломается. Те части, которые должны быть смяты при ударе, делают из хрупких материалов.

Безопасная конструкция автомобиля

Поэтому ступицы руля изготавливают большого диаметра и покрывают упругими амортизирующими материалами.

Стёкла в автомобилях тоже служит целям пассивной безопасности: в отличие от обычного оконного стекла, оно не разбивается на большие куски с острыми кромками, а крошится на мелкие кубики, которые не могут нанести порезы ни водителю, ни пассажирам.

Технологии на службе активной безопасности

Современный рынок предлагает множество надёжных и эффективных систем активной безопасности. Самые распространённые и известные – антиблокировочные системы, которые предотвращают скольжение колёс, возникающее при блокировке колёс. Если нет скольжения, то автомобиль не заносит.

Электроника АБС получает сигналы с датчиков вращения колёс. Затем она анализирует информацию и посредством гидромодулятора влияет на тормозную систему, на короткие периоды времени «отпуская» тормоза, чтобы те проворачивались. Это и позволяет избежать заноса и скольжения.

На конструктивной основе АБС построены антипробуксовочные системы, которые анализируют данные о частоте вращения колёс и управляют крутящим моментом двигателя.

Системы курсовой устойчивости повышают безопасность автомобиля, удерживая направление его движения. Такие устройства сами могут определить аварийную ситуацию, интерпретируя действия водителя в сравнении с параметрами движения авто. Если система распознаёт ситуацию как аварийную, она начинает корректировать движение машины несколькими способами: подтормаживанием, изменением крутящего момента мотора, регулировкой положения передних колёс. Есть устройства, которые так же сигнализируют водителю об опасности и нагнетают давление в тормозной системе, повышая её эффективность.

abs-i-esp

Снизить смертность сбитых пешеходов на 20% позволяют системы обнаружения пешеходов. Они распознают человека по курсу движения автомобиля и автоматически снижают его скорость. Использование специальной подушки безопасности для пешеходов в комплексе с этой системой позволяют сделать автомобиль ещё более безопасным для тех, у кого автомобиля нет.

Для того, чтобы предотвратить блокировку задних колёс, применяют систему перераспределения давления. Её задача – выровнять давление тормозной жидкости, основываясь на показаниях датчиков.

Выводы

Пассивная безопасность строится вокруг поглощения энергии удара частей кузова, двигателя либо тела пассажира и предотвращения опасных деформаций конструкции, которые могут привести к травмам находящихся в салоне людей.

Пассивная безопасность защищает экипаж автомобиля при деформации кузова

Активная безопасность направлена на предупреждение водителя об угрозе и регулировку систем управления, торможения, изменение крутящего момента.

Технологии в данной отрасли развиваются стремительно, и рынок постоянно наполняется новыми, более современными и эффективными системами, делая движение по дорогам всё безопасней с каждым годом.

Источник https://autodont.ru/active-safety/aktivnaya-bezopasnost

Источник https://carprofy.ru/sistemy-bezopasnosti/sistemy-aktivnoj-i-passivnoj-bezopasnosti-avtomobilya/

Источник

Источник

Author: mag