Женский голос при аутогенной тренировке

Женский голос при аутогенной тренировке

Аутогенная тренировка (АТ) — один из наиболее широко используемых методов психотерапии пациентов с хроническими соматическими заболеваниями (ХСЗ). Это обусловлено высокой эффективностью метода в рамках комплексной терапии, реабилитации, санаторно-курортного лечения и его экономичностью [1]. В ряде исследований показано улучшение психологического статуса больных на фоне АТ [2–4]. Однако до настоящего времени недостаточно изучены механизмы терапевтического действия и предикторы эффективности метода, что необходимо для разработки дифференцированных показаний к его применению.

Цель исследования — изучить эффективность АТ и выделить факторы, позволяющие ее прогнозировать при коррекции психологического состояния пациентов с ХСЗ.

Материал и методы

Объекты (участники) исследования

В исследование были включены 325 пациентов с ХСЗ в возрасте от 25 до 64 лет (средний возраст 40,6±1,2 года), из них с синдромом раздраженного кишечника с запорами 82 человека, гипертонической болезнью 82, остеохондрозом позвоночника с болевым синдромом 81, хроническим неспецифическим сальпингоофоритом 80.

Анализ в группах

Методом рандомизации (по мере включения в исследование всем больным последовательно присваивали номер, каждый четный пациент попадал в основную группу, нечетный — в контрольную) больные были разделены на две группы: основную и контрольную.

До начала психотерапии основная и контрольная группы были сопоставимы по возрасту, полу, назначенным комплексам физиотерапии, медикаментозному лечению (исключали назначение психотропных препаратов), а также показателям психологического статуса.

Пациентам основной группы (n=163) была назначена психотерапия с помощью АТ, в контрольной группе (n=162) психотерапию не проводили.

Для изучения предикторов эффективности АТ в основной группе были выделены две подгруппы. Подгруппа, А включала 128 больных, у которых за период наблюдения состояние нормализовалось, подгруппа Б — 35 пациентов, у которых к концу наблюдения было отмечено улучшение состояния. Был проведен сравнительный анализ фоновых показателей выделенных подгрупп.

Дизайн исследования

Проведено открытое одномоментное одноцентровое обсервационное исследование.

Критерии соответствия

– возраст пациентов от 25 до 64 лет;

Критерии исключения:

– психические заболевания (коды F01–F99 по Международной классификации болезней 10-го пересмотра);

– прием психотропных препаратов.

Условия проведения

Исследование проведено в условиях стационара ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии» Минздрава России (Москва).

Продолжительность исследования

Продолжительность исследования составила 3 года (с 2014 по 2016 г.), период наблюдения за каждым пациентом — 3 нед.

Описание медицинского вмешательства

АТ проводили по модифицированной нами методике [5], включающей в себя следующие основные элементы:

1) вербальные формулы суггестии (внушение) для достижения ощущения релаксации, тепла и легкости в области лица, шеи, рук, спины, живота, ног, всего тела, а также ощущения покоя;

2) визуализацию — пациентам предлагалось запоминать не формулы внушения, а приятные ощущения, которые возникают в состоянии релаксации и покоя, и связывать эти ощущения с визуальным символом («фигура релаксации»).

При самостоятельных тренировках было рекомендовано воспроизводить состояние релаксации, взглянув на «фигуру релаксации» или представив ее. Занятия проводили в малых группах (3–5 больных) 4 раза в нед (общий курс 12 занятий).

Основной исход исследования

Оценивали уровень психологической адаптации, тревоги и депрессии по данным обследования в начале и конце наблюдения.

Методы регистрации исходов

Психологическое обследование проводили в начале и конце (спустя 3 нед) курса лечения с помощью сокращенного многофакторного для исследования опросника личности (СМОЛ) [6], шкалы тревоги и тревожности Спилбергера (ШТТ) [7] и шкалы депрессии Бека (ШДБ) [8].

Этическая экспертиза

Проведение исследования одобрено локальным этическим комитетом ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии» Минздрава России (протокол № 2 от 01.06.16).

Статистический анализ

Принципы расчета размера выборки: размер выборки предварительно не рассчитывали.

Методы статистического анализа данных: статистическую обработку данных проводили с использованием пакета программ Statistica v. 10.0 («StatSoft», США). При анализе материала были использованы приемы математической статистики: коэффициент корреляции Спирмена, критерий Вилкоксона для парных измерений. В описании результатов представлены средние значения и среднеквадратичные отклонения.

Результаты

Основные результаты исследования

Согласно полученным данным (см. таблицу), Динамика показателей психологических тестов за 1 мес у пациентов основной и контрольной групп (DM±m) Примечание. * — p<0,05; ** — p<0,01; *** — p<0,001. в основной группе к концу наблюдения отмечалось достоверно более выраженное, чем в контроле, снижение показателей по 1, 2 и 7-й шкалам и повышение значений по 9-й шкале теста СМОЛ, что свидетельствует об уменьшении уровня тревожности, напряженности, фиксации внимания на своих ощущениях, повышении активности и настроения на фоне АТ.

В основной группе было отмечено также достоверно более выраженное (р<0,001) по сравнению с контролем снижение уровня реактивной и личностной тревожности по ШТТ и снижение показателей по ШДБ.

Изучение механизмов действия АТ выявило следующие корреляции: изменение показателей по ШТТ и 2-й шкале СМОЛ коррелировало с динамикой уровня систолического артериального давления у пациентов с гипертонической болезнью (r=0,51, p<0,001 и r=0,46, p<0,01 соответственно); динамика показателей по ШТТ, ШДБ, 2-й и 9-й шкалам СМОЛ — с выраженностью болевого синдрома по данным визуальной аналоговой шкалы боли у пациентов с хроническим неспецифическим сальпингоофоритом (r=0,54, p<0,001; r=0,44 p<0,01; r=0,55, p<0,001 и r=–0,45, p<0,01 соответственно), остеохондрозом позвоночника (r=0,50, p<0,001; r=0,42, p<0,01; r=0,48, p<0,01 и r=–0,41, p<0,01 соответственно) и синдромом раздраженного кишечника (r=0,57, p<0,001; r=0,39, p<0,05; r=0,48, p<0,01 и r=–0,38, p<0,05 соответственно).

Анализ предикторов эффективности АТ выявил в подгруппе с улучшением психологического состояния достоверно более высокие, чем в подгруппе с его нормализацией, фоновые (до начала лечения) показатели по 4-й (62,1±1,58 и 47,2±0,96 Т-балла соответственно; p<0,001) и 6-й (61,3±1,97 и 50,1±0,87 Т-балла соответственно; p<0,01) шкалам СМОЛ. Показатели по ШДБ выше 20 баллов (что свидетельствует о наличии умеренной или выраженной степени депрессии) до начала лечения были выявлены у 11 (31%) больных подгруппы Б, и только 2 (1,6%) пациентов подгруппы, А (χ 2 =29,5; p<0,01).

Дополнительные результаты исследования

Анализ эффективности АТ в зависимости от характера основного патологического процесса не выявил достоверных различий в динамике психологического статуса у пациентов с различными ХСЗ.

Нежелательные явления

Нежелательные явления отсутствовали.

Обсуждение

Резюме основного результата исследования

Применение АТ позволяет не только улучшить психологический статус пациентов, но и позитивно влияет на основные проявления заболевания. Выраженные изменения психического статуса, повышенный уровень ригидности и сниженный уровень контроля за своим поведением позволяют прогнозировать недостаточную эффективность А.Т. Предикторами высокой эффективности метода оказались умеренное снижение уровня психологической адаптации, а также такие особенности, как целеустремленность и настойчивость в достижении цели.

Обсуждение основного результата исследования

Позитивное влияние АТ на психологический статус пациентов с ХСЗ происходит в основном за счет уменьшения тревожности, напряженности, фиксации внимания на негативных ощущениях, чувствительности к стрессовым воздействиям, а также из-за повышения активности и настроения больных. Действие А.Т. неспецифично, т. е. ее эффективность не различается у пациентов с различными ХСЗ. Применение А.Т. позволяет не только улучшить психологический статус пациентов, но и позитивно влияет на основные проявления заболевания. Так, снижение уровня артериального давления у пациентов с гипертонической болезнью было взаимосвязано со снижением уровня тревоги, а уменьшение выраженности болевого синдрома у лиц с неспецифическим сальпингоофоритом, остеохондрозом позвоночника и синдромом раздраженного кишечника — с повышением психологической стрессоустойчивости, активности, настроения и снижением уровня тревоги и напряженности.

Изучение предикторов эффективности АТ выявило, что повышение показателей по ШДБ, 4-й и 6-й шкалам СМОЛ позволяет прогнозировать недостаточную эффективность метода. По всей видимости, повышенный уровень ригидности снижает эффективность АТ из-за склонности пациентов к чрезмерным усилиям для достижения состояния релаксации. Кроме того, в силу ригидности убеждений пациентов, они трудно поддаются коррекции при недостаточной мотивации к психотерапии. Вместе с тем эффективность АТ, при освоении которой необходимы регулярные занятия, была выше у больных, отличающихся высоким уровнем контроля за своим поведением, целеустремленностью и настойчивостью в достижении цели.

Недостаточная эффективность АТ у пациентов с более выраженными изменениями психологического статуса может быть обусловлена, в частности, тем, что значительная психологическая дезадаптация у них существенно затрудняет освоение практически всех психотерапевтических приемов. Следует отметить, что аналогичные данные были получены и при изучении предикторов эффективности других методов психорелаксационной терапии [4], что позволяет предположить общие механизмы их действия у пациентов с ХСЗ, определяющие единые подходы к применению немедикаментозной психокоррекции.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости дифференцированного подхода к назначению АТ, эффективность которых тесно связана с личностными характеристиками пациентов с ХСЗ. Применение А.Т. показано при лечении и реабилитации пациентов с ХСЗ с повышенным уровнем тревоги, незначительным снижением активности и настроения. При выявлении выраженной импульсивности, ригидности, а также депрессивных расстройств можно прогнозировать недостаточную эффективность АТ. В этих случаях рекомендуется использование других методов психотерапии либо сочетанное применение АТ и психофармакотерапии.

Ограничения исследования

Результаты данного исследования требуют уточнения на выборках пациентов с другими ХСЗ в амбулаторных условиях.

Заключение

Применение АТ позволяет не только улучшить психологический статус пациентов, но и позитивно влияет на основные симптомы заболевания. Выраженные изменения психического статуса, повышенный уровень ригидности и сниженный уровень контроля за своим поведением позволяют прогнозировать недостаточную эффективность А.Т. Предикторами высокой эффективности метода оказались умеренное снижение уровня психологической адаптации, а также такие особенности, как целеустремленность и настойчивость в достижении цели.

Дополнительная информация

Источник финансирования. Исследование проведено в рамках темы научно-исследовательской работы, утвержденной для бюджетного финансирования.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования, сбор и обработка материала, написание текста, редактирование — Т.А., В.З.; статистическая обработка данных — Т.А.

Психологическая саморегуляция и релаксация (программа «Антистресс»)

Антистресс

Термин «стресс» (от англ. stress – «нажим, давление, напряжение, усиление») заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Первоначально понятие стресса возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье). Позднее оно стало использоваться для описания состояний человека в экстремальных условиях на физиологическом, биохимическом, психологическом и поведенческом уровнях.

Этим термином объединяют большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной деятельностью, опасной ситуацией и т. д. Различные аспекты стресса являются предметом исследований в области психологии, физиологии, медицины, социологии и других наук. Поэтому и по сей день не всегда мирно сосуществуют и не всегда четко разграничены такие понятия «стресс», «дистресс», «напряжение», «психоэмоциональное перенапряжение», «эмоциональная напряженность», «эмоциональное выгорание» и т. д.

Формы проявления состояния стресса:

  • повышение частоты пульса или изменение его регулярности;
  • боли в сердце и других органах;
  • повышение давления и нарушения в работе желудочно-кишечного тракта;
  • нарушение психомоторики (избыточное напряжение мышц, особенно часто – лица и «воротниковой» зоны, дрожание рук, изменение ритма дыхания, дрожание голоса, нарушение речи);
  • изменение привычного образа жизни (изменение в режиме дня, нарушение сна, отказ от полезных привычек и замена их на неадекватные);
  • снижение производительности труда, повышенная утомляемость;
  • регулярное появление отрицательных эмоций (раздражительность, гнев, страх, немотивированная агрессия, депрессия);
  • возникновение невротических состояний (невроз тревожность ожидания, астенический невроз и др.).

Причины, которые могут вызывать возникновение психологического стресса следующие:

  • — условия жизни и работы;
  • — взаимодействие с другими людьми;
  • — реализация негативных родительских программ;
  • — неадекватные установки и убеждения самой личности;
  • — невозможность реализации актуальной потребности;
  • — политические и экономические факторы и др.

Методы и способы психической саморегуляции и релаксации

1. Аутогенная тренировка (аутотренинг) по Шульцу

Аутогенная тренировка является одним из вариантов самовнушения. С ее помощью человек может оказывать существенное влияние на психические и вегетативные процессы в организме, в том числе и на не поддающиеся сознательной регуляции. Механизмы происходящих при этом явлений пока остаются неясными.

В 1930-х годах Иоганн Шульц, объединив опыт западной и восточной психотерапии, создал свое направление самовнушения, назвав его аутогенной тренировкой (АТ). Упражнения АТ, по Шульцу, разделяются на две ступени – начальную и высшую.

В начальную ступень входят 6 упражнений, благодаря которым можно научиться произвольно влиять на ряд процессов организма, в норме не подчиняющихся сознательному контролю. Итогом этого этапа АТ являются 6 навыков: вызывать ощущение тяжести в конечностях. вызывать ощущение тепла в конечностях, нормализовать ритм сердечной деятельности, нормализовать ритм дыхания, вызывать ощущение тепла в эпигастральной области, вызывать ощущение прохлады в области лба.

Высшая ступень аутотренинга Шульца фактически являлась модифицированным вариантом раджа-йоги и была доступна лишь отдельным пациентам.

В дальнейшем метод аутогенной тренировки широко применялся различными психотерапевтами и был значительно модифицирован в соответствии с прикладными задачами. В настоящее АТ полностью прошла практическую апробацию широко используется в медицине, психотерапии, спорте, военном деле, педагогике и других областях человеческой практики.

2. Саморегуляция ритма дыхания (дыхательные упражнения)

Хорошо известно, что ритм, частота и глубина дыхания не только связаны с регуляцией деятельности сердечно-сосудистой системы, но и влияют на состояние нервной системы, и в частности, определяют сте­пень возбуждения тех нервных центров, которые ответственны за управ­ление мышечным тонусом. Именно поэтому, а также в связи с возможностью произвольной регуляции внешнего дыхания, специальные тренировки по управлению дыханием являются эффективным средством воздействия на функциональное состояние человека.

При сильном возбуждении и эмоциональной напряженности у человека часто отмечаются нарушения ритма дыхания или его задержки. Также замечено, что глубокое и ровное, а также нечастое дыхание обладает успокаивающим эффектом, в то время как частое, прерывистое дыхание обеспечивает высокий уровень активизации организма за счет увеличения содержания в крови кислорода и рефлекторного воздействия с рецепторов легких и диафрагмы.

Кроме того, влияние дыхательных упражнений на эмоциональное со­стояние и на способность к произвольной концентрации внимания отмечено многими авторами. С помощью специального ритмического дыхания занимающийся переключает внимание на свои телесные ощу­щения и дыхательные движения и добивается эмоционального успокоения и нормализации состояния всех функций организма. Успокаивающее воздействие упражнений на дыха­ние объясняется еще и расслабляющим воздействием на окончания блуждающе­го нерва, богато представленного по ходу всех дыхательных путей.

Существует два основных способа дыхания: грудное и брюшное. Первое осуществляется за счет сокращения межреберных мышц, а второе – за счет сокращения диафрагмы. Брюшное дыхание (дыхание животом) считается более физиологичным, хотя внешне выглядит не столь эстетично. Тем не менее брюшное дыхание оказывает явно выраженный оздоровительный эффект на процессы пищеварения и легочной вентиляции (особенно их нижних долей).

Физиологический механизм влияния дыхания на функцио­нальное состояние организма изучен достаточно подробно. Дыхательная гимнастика в различном ритме массирует брюш­ные органы, устраняет явления гипоксии, нормализует состо­яние эмоционально-волевой сферы и внимания, что и опреде­ляет ее применение при эмоциональном напряжении, расстройстве сна, нарушениях дыхания, сердечной недостаточности и т. д. Ритмическое форсированное дыхание понижа­ет возбудимость некоторых нервных центров, что способствует и мышечной релаксации. Многие исследователи рекомендуют укороченный вдох и удлиненный выдох как расслабля­ющий прием и удлиненный вдох, и укороченный выдох — как мобилизующий.

Использование дыхательных упражнений в ходе занятий по саморегуляции направлено, во-первых, на формирование навыка свободного и ритмичного дыхания а, во-вторых, на усвоение ряда приемов самовнушения и самопрограммирования в ритме дыха­ния, в которых поддерживается определенное соотношение продолжительности фаз вдоха и выдоха.

Большинство приемов дыхательной саморегуляции заимство­вано из восточных оздоровительных систем. Комплексы подобных упражнений, дополненные и модифицированные в ходе их практического применения, описаны в работах различных авторов.

3. Нервно-мышечная (или прогрессирующая) релаксация по Джекобсону

В 30-х годах прошлого века Эдмунд Джекобсон (в другой транскрип­ции — Якобсон) опубликовал свой труд «Прогрессивная релаксация», где показал, что наши психические проблемы и наше тело взаимно связаны друг с другом: тревога и беспокойство вызывают мышечное напряжение, а напряжение мышц, в свою очередь, усиливает негатив­ные эмоции. В результате у человека, часто переживающего стрессы, формируется так называемый «мышечный корсет», который он по­стоянно носит и который служит причиной психического напряжения. Дело в том, что мозг, получая дополнительную порцию возбуж­дения от напряженных мышц, еще больше возбуждается и посылает обратно к мышцам новые приказы.

Разорвать этот порочный круг можно, научившись расслаблять свои мышцы, так как, по мнению Джекобсона, расслабление мышц несовместимо с тревогой. Поэтому Джекобсон предло­жил людям обучаться мышечному расслаблению для того, чтобы рас­слабить свое напряженное сознание. Им была разработана техника произвольного расслабления мышц при аффективных состояниях («нервно-мышечная (или «прогрессирующая») релаксация по Джекобсону»), ко­торая способствовала снятию эмоциональной напряженности, а так­же использовалась для предупреждения возникновения этих состоя­ний.

Характерной чертой данных упражнений является чередование сильного напряжения и быстро следующего за ним рас­слабления соответствующей мышечной группы. При этом субъектив­но процесс расслабления представлен ощущениями размягчения, рас­пространения волны тепла и приятной тяжести в прорабатываемом участке тела, чувством покоя и отдыха.

4. Идеомоторная тренировка

5. Визуализация (использование положительных образов)

Еще один способ, избавления от стресса, состоит в том, что необходимо попытаться сфокусироваться не на своих отрицательных эмоциях, а на каких-то положительных переживаниях, и следует думать не о своих проблемах, а о путях выхода из них. Первый шаг на пути к этому – это создание соответствующей вербально (словесной) формулы, которая символизировала бы Вашу будущую цель. Она может быть выражена или одним словом (например, «здоровье», «смелость»), а может быть сформулирована и в виде целого предложения («Я хочу сдать экзамен на отлично»). Однако, применяя подобный способ достижения цели, мы можем столкнуться и с трудностями по пути его реализации. Это связано с тем, что сознание далеко не каждого человека хорошо реагирует на словесные установки и формулы и оно гораздо восприимчивее к чувственным образам, поэтому для уменьшения состояния стресса нужно научиться создавать убедительные, яркие, запоминающиеся образы. Так для одних людей лучше будут подходить зрительные образы, для других – слуховые, для третьих – телесные, но лучше всего стимулируют и вдохновляют сознание человека т. н. «комбинированные» образы, т. е. те образы, в создании которых принимали участие все или несколько органов чувств.

Кроме вышеперечисленных существуют еще и другие методы регуляции уровня стресса, например, нейролингвистическое программирование (НЛП), метод биологической обратной связи (БОС), рациональная психотерапия, физические упражнения, медитация и многие другие.

Источник https://www.mediasphera.ru/issues/voprosy-kurortologii-fizioterapii-i-lechebnoj-fizicheskoj-kultury/2018/3/1004287872018031011

Источник https://psy-consults.ru/antistress/

Источник

Источник

Author: mag

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *