Типы детско-родительских отношений

Содержание

Типы детско-родительских отношений

Гармоничный союз двух индивидов, согласованность эмоциональных реакций в молодой семье создаются постепенно. От развития гармонии и взаимопонимания зависит перспектива союза и дальнейшие счастливые семейные отношения. Именно поэтому особый акцент следует делать на начальном этапе формирования семейного союза, так как именно на этом этапе налаживается психологическая совместимость двух абсолютно разных людей. Это фундамент создающегося многоэтажного строения брачных отношений. От того, насколько такой фундамент окажется крепким, зависит долговечность всего строения семейной жизни.

Семья в идеале – это самые близкие люди на свете, готовые всегда поддержать друг друга и прийти на помощь, всегда в тяжелую минуту находятся рядом. Однако даже между родными людьми случаются конфликты или недопонимания.

Пожалуй, сегодня вопрос, как наладить отношения в семье, считается одним из центральных и наиболее актуальных вопросов. Эффективным методом избегания недопонимания в семейных отношениях считается способность находить взаимопонимание в любых ситуациях со своими родными. Поэтому от того, насколько дипломатично способен вести себя индивид в различных конфликтных и обычных жизненных ситуациях, настолько безоблачной будет совместная жизнь. В ходе развития семейных отношений и взросления самой семьи, в ней складывается своя неповторимая атмосфера. К сожалению, сегодня довольно часто можно встретить семьи, где главенствует дух отчуждения и атмосфера непонимания между домочадцами. Итоги таких внутрисемейных взаимоотношений могут быть абсолютно разными, начиная от распада семьи и заканчивая психосоциальными проблемами детей.

Естественно абсолютно без конфликтов жить невозможно. Нужно понимать, что конфликты бывают разными. В семейной жизни следует избегать деструктивных конфликтов. Необходимо помнить, что каждый индивид обладает плюсами и минусами, поэтому следует научиться прощать и идти на уступки.

Здоровые взаимоотношения в семье молодоженов помогут избежать распада семьи. Все возникающие проблемы следует обсуждать, пытаться найти совместное решение, а не сторониться.

К сожалению, в наше время, постепенно утрачивается ценность отношений в семье. Чтобы этого не происходило индивидам, вступающим в брак, следует осознавать причины, которые побуждают их к заключению семейного союза. Если оба супруга любят, уважают друг друга и понимают, если они готовы идти на уступки друг другу и обладают общностью интересов, то и взаимоотношения в молодой семье будут складываться благоприятно.

Характеристика отношений в семье молодоженов обуславливается психологической совместимостью партнеров, умением создавать в отношениях оптимальный нравственный микроклимат.

Понятие семьи и семейных отношений

Семья — это социальная группа, которая влияет на психологическое состояние человека всю его оставшуюся жизнь. Это одни из наиболее важных ценностей жизни. В семье субъекты (родители) и объекты (дети) имеют определенные свойства, взаимодействуют большую часть времени. Такие отношения определяют физиологическое, психологическое, моральное состояние воспитанника.

Нормальным считается факт, что семейная пара, готовясь стать родителями, хочет дать малышу все самое лучшее. Отец и мать должны осознавать, что будут нести ответственность за детей, но повторяют модели поведения, принятые в их семьях. Межличностные отношения родителей — это принципы общения, существующие в семьях детей.

Психологический климат — важнейшая функция семьи.

Психология отношений между родителями и детьми включает:

Взаимное доверие — полное спокойствие, когда дети и родители не сомневаются друг в друге. Отсутствие доверия становится главное причиной одиночества человека, вступившего во взрослую жизнь. Возможно, корни проблемы заложены в семейных отношениях.
Сочувствие, поддержка. Данные качества позволяют ребенку чувствовать себя спокойно в обществе родителей. Эмоциональное благополучие требует физического контакта, прежде всего поглаживаний, поцелуев, объятий.
Рациональная оценка деятельности

Внимание родителей, которое уделяется занятиям малыша, должно включать одобрение, подсказку, сочувствие. Успех — личный, профессиональный — складывается совместными усилиями.
Адекватные требования

Ребенок должен четко осознавать свои обязанности, выполнять их. Семьи, где нет разграничения ответственности, дети испытывают дискомфорт, мечутся между желанием угодить родителям и непониманием своего места в семейной иерархии.

Потребность в оценке деятельности часто подразумевает желание малыша почувствовать родительское понимание, поддержку, внимание. Отсутствие реакции влечет за собой низкую самооценку, неуверенность, ребенок пытается найти понимание вне семейных отношений, часто опасными способами

Пример характеристики на семью, родителей трудного ребенка

Трудными называют тех детей и подростков, чьё поведение резко отличается от общепринятых норм. Характеристика на семью таких детей требует особого подхода, и учитель должен уметь анализировать ситуацию с разных сторон

Обратите внимание на социальное окружение ребёнка и жизненные обстоятельства — всё это может стать причиной его низкой успеваемости и трудного характера

Готовая характеристика на ученика со средними способностями

Характеристику на учащегося чаще называют рекомендательным письмом. Схема его написания выглядит примерно так:

  1. ФИО ученика и класс, в котором он учится;
  2. Состав семьи и психологический климат;
  3. Способность ребёнка к обучению;
  4. Психолого-педагогическое описание ученика;
  5. Адаптация ребёнка в коллективе;
  6. Выводы о психо-эмоциональном развитии ученика.

Имейте в виду, что характеристика на семью или конкретного родителя в ряде случаев может сыграть решающую роль в судьбе конкретного ребёнка. Поэтому к её составлению нужно отнестись максимально ответственно. Кроме того, эта справка ни в коем случае не должна выступать инструментом давления на детей и их ближайших родственников.

Детско-родительские отношения Эффективное и комфортное для обоих сторон общение взрослых детей и родителей строится на принципах общих для всех зрелых личностей Их всего четыре Типы детско-родительских отношений Детско-родительские отношения в психологии между родителями и детьми Понятие и типы детско-родительских отношений Типы детско-родительских отношений Детско-родительские отношения Эффективное и комфортное для обоих сторон общение взрослых детей и родителей строится на принципах общих для всех зрелых личностей Их всего четыре Детско-родительские отношения Эффективное и комфортное для обоих сторон общение взрослых детей и родителей строится на принципах общих для всех зрелых личностей Их всего четыре Про детско-родительские отношения в паре - павел зыгмантович Психология отношений между родителями и детьми Детско-родительские отношения в психологии между родителями и детьми

§ Вместо заключения

Итак, семья – это сплоченная команда, объединенная не только родственной связью, но и духовной. Воспитание детей всегда начинается с понимания взрослыми собственной индивидуальности. У всех есть недостатки и слабые стороны

Важно их осознать и принять, а развивать достоинства. Ведь ребенок хоть и не вырастет точной копией, но все-таки почерпнет все самое важное у мамы и папы

Также не стоит забывать о здоровой любви и чутком внимательном отношении к малышу. А ежедневные доверительные разговоры, полноценный эмоциональный контакт позволят стать для ребенка авторитетом и отличным примером для подражания.

Типы детско-родительских отношений — Стили воспитания

Существует несколько типов детско-родительских отношений или же их можно еще назвать стилями воспитания:

  • Демократический
  • Авторитарный
  • Гиперопекающий
  • Гипоопекающий
  • Жесткий

1. Демократический

Демократический тип предполагает присвоение главной роли в семье родителям, но при решении важных вопросов мнение детей учитывается, в соответствии с решениями родителей и некоторые важные вопросы решаются вместе. Данный тип отношений между родителями и детьми является наиболее правильный в современном обществе.

2. Авторитарный

В большинстве случаев, родители являются правыми, а вот дети всегда беспрекословно выполняют все требования родителей, практически никогда не говорят ничего против и делают все так, как принято в семье.

В данном случае, родителям удобно, что ребенок находится в семье. Он может с легкостью исполнить любое поручение, на нем можно легко оторваться в случае плохого настроения, так как ответной реакции наверняка не последует.

3. Гиперопекающий

Противоположный тип авторитарному. Ребенок просто не знает, что такое слово «нет». Помимо этого, он не представляет какие опасности его могут ожидать, потому что от всего он огражден заботливыми родителями, способными вовремя подставить плечо. Семья заботится о каждом шаге малыша. Ребенок не может самостоятельно поесть, сходить погулять. С ним постоянно кто-то есть, не даёт ступить шагу и каждые пять минут обрывают телефон. Если что-то случается, например, появляется царапина, родители больше не отпускают малыша гулять. Общение с друзьями тщательно проверяется, отбираются благополучные ребята из хороших семей.

В таких семьях родители на сто процентов уверены, что все находится в их руках, исключительно под контролем.

4. Гипоопекающий

Родители не обращают внимания на ребёнка и не участвуют в его жизни, занимаясь своими делами, например работой или домой

Когда малыш хочет что-то сообщить, игнорируют и не принимают во внимание его слова. Постоянно заняты своими делами, пропадают на работе или общаются с друзьями

Ребенок постоянно находится в одиночестве, не может найти подходящий случай, чтобы рассказать о своих проблемах. Когда родители задумываются над своими ошибками, ребенок уже не хочет рассказывать о своих победах и достижениях. В такой семье ребенок явно испытывает недостаток тепла и заботы, пытается найти их во внешних источниках и, к сожалению, закрывается от общества в дальнейшем.

Детско-родительские отношения в семье Детско-родительские отношения в семье: психология и проблемы Типы детско-родительских отношений Про детско-родительские отношения в паре - павел зыгмантович Консультирование детско-родительских отношений Психология отношений между родителями и детьми Детско-родительские отношения в семье Понятие и типы детско-родительских отношений Отношения в семье между детьми и родителями Консультирование детско-родительских отношений

Жесткий тип — это случай, когда от детей постоянно требует выполнения беспрекословным действий в жёсткой форме. Ребёнок постоянно прилагает максимум усилий чтобы осчастливить родителей своими достижениями и очень страдает, если у него не получается это сделать. Данный стиль воспитания с самого детства закладывает в ребенке неправильные установки, а в будущем грозит проявлением кучей комплексов в подростковом и взрослом возрасте.

Порядок рождения ребенка и ролевая позиция

Зигмунд Фрейд выявил закономерность, которая предполагала уровень позиции ребенка в семье среди своих братьев и сестёр. Отмечалось, что чем старше ребенок, тем больше ответственности ложится на его плечи.

Как правило, старшим братьям и сёстрам кажется, что младших любят гораздо больше, но только потому, что все внимание переходит на них из-за соответствующего возраста.

Дети, которые были одни в семье, не испытывают проблем с самооценкой, в отличие от тех, кто рос в многодетной семье.

У таких детей практически не бывает проблем с самооценкой, так как они привыкли постоянно находиться в центре внимания и получать равноценную любовь своих родителей.

В многодетных семьях дети постоянно борются за любовь родителей очень страдают, если один из них получает меньше внимания чем сестра или брат.

В итоге это приводит к тому, что в обществе такие дети продолжают бороться за внимание, используя не всегда качественные методы для достижения своих целей

Детско-родительские отношения в семье

Здоровые детско-родительские отношения в семье содержат в себе две составляющие. Любовь является первой составляющей. Отношение к малышу в семье должно базироваться, в первую очередь, на любви к нему, а не на контроле и воспитательных методах воздействия. Ребенку необходимо ощущать, что мама и папа ощущают любовь к нему просто за то, что он существует, а не за его поведение, поступки или хорошие отметки. Любовь родителей является залогом того, что малыш вырастет с нормальным уровнем самооценки, чувством самоуважения и доверием к окружающему миру. Дети, которых просто любят, принимают себя ровно такими, какими они на самом деле являются, что имеет огромное значение во всей его последующей жизни. Ведь если войти во взрослую жизнь, считая свою личность «недостойной» или «плохой», шансы на достойную и успешную жизнь сводятся к нулю.

Второй составляющей детско-родительских отношений является свобода выбора. Предоставить ее ребенку часто намного труднее, чем любовь. Родителям довольно трудно, а порой и очень страшно, позволить малышу самому сделать выбор. Так как они всегда уверены в том, что знают лучше, как поступить, а ребенок хочет сделать по-своему только из чистого упрямства. Однако следует отграничивать свободу выбора от бесконтрольности и вседозволенности.

Детско-родительские отношения в психологии между родителями и детьми Детско-родительские отношения в семье Детско-родительские отношения в семье: психология и проблемы Типы детско-родительских отношений Про детско-родительские отношения в паре - павел зыгмантович Консультирование детско-родительских отношений Психология отношений между родителями и детьми Детско-родительские отношения в семье Понятие и типы детско-родительских отношений Отношения в семье между детьми и родителями

Даже если малыш и ощущает любовь, чрезмерный контроль со стороны папы и мамы ведет к риску развития разнообразных форм зависимостей. Безрассудная родительская любовь, усиленная тотальным контролем является гремучей смесью. Такой «коктейль» душит и не дает дышать. К подобной гиперопеке склонны женщины с повышенной тревожностью, сверхзаботливостью. Они контролируют любой шаг ребенка, каждое новое увлечение. Вследствие чего малыш может вырасти либо хрупким, и ранимым, не способным противостоять никаким жизненным трудностям или просто постарается любыми путями избежать такой любви. Характер отношений в семье, основанный на тотальном контроле, как утверждает большинство психологов, обуславливает частый побег детей из реальности в «химическую зависимость», главным образом, в наркотическую.

Контроль, помноженный на нелюбовь родителей, способен разрушить детскую личность, что в результате может привести к суициду.

Чрезмерная свобода, предоставленная ребенку, в соединении с нелюбовью предоставляет возможность для формирования детской личности, но в тоже время ведет к большому риску физической травмы. Такие отношения чаще всего наблюдаются в неблагополучных семьях, таких как семьи алкоголиков или наркоманов. В таких семейных союзах дети получают едва ли не абсолютную свободу выбора, так как они, в принципе, никому не нужны. В таких отношениях у детей существует большая вероятность погибнуть, однако наряду с этим, у детей появляется возможность вырасти самостоятельной, целеустремленной личностью.

С целью воспитательных мер в семейных отношениях родители могут обратиться к различным методам воздействия, таким как поощрение или наказание ребенка, стремление продемонстрировать модели поведения на собственном примере. Похвала родителей будет более действенной при условии, если ребенок находится с ними в теплых дружественных отношениях, и, наоборот, если взаимоотношения между участниками семенного процесса холодные и равнодушные, то похвала не будет нести практически никакого стимула для малыша. Благодаря использованию поощрительных методов воспитания, развитие малыша как личности можно либо ускорить и сделать более успешным, либо затормозить. Не стоит в процессе воспитания злоупотреблять наказанием. Его следует использовать только при условии того, что другим способом поведение ребенка изменить практически невозможно. При возникновении необходимости в наказании для приумножения воспитательного отклика наказание должно следовать непосредственно после проступка. Не следует злоупотреблять очень суровыми наказаниями, так как они могут вызвать у малыша страх и озлобленность. Дети, на которых часто кричат и которых постоянно наказывают, становятся эмоционально индифферентными, обнаруживают повышенную агрессивность.

Вам будет интересно  Личностный и семейный кризис после рождения ребенка

Психология отношений в семье сводится к тому, что все случающееся с ребенком является целиком заслугой его родителей. Поэтому родители должны усвоить, что после рождения ребенка, у них есть возможность либо помочь ребенку в процессах социализации, становлении личности, обучении и др., либо, наоборот помешать. Отказ от участия в воспитании детей тоже является своеобразным вкладом в его будущее. А вот положительным он будет или плохим, покажет время.

§ Влияние семьи на развитие ребенка

Семья играет основную роль в воспитании личности ребенка. Конечно, помимо родителей в детском развитии участвует общество в целом. Однако, вряд ли социум может полностью заменить внутреннюю семейную систему. Ведь поддержка со стороны чужих людей несравнима с родительской любовью. Поэтому то, каким вырастет ребенок, зависит, в первую очередь, от устройства конкретной ячейки общества.

Итак, семья выполняет 8 задач, которые помогают в становлении и развитии личности ребенка:

Формирует чувство безопасности.
Здоровая привязанность между детьми и родителями влияет на снижение чувства тревоги и преодоление стрессовых ситуаций. Ведь доверительные взаимоотношения, эмоциональная близость, объятия, слова любви успокаивают и поддерживают малыша. Таким образом, именно в семье формируется базовое чувство безопасности.

Показывает фундаментальную модель поведения.
Дети повторяют за значимыми людьми. Происходит это следующим образом: взрослые люди диктуют правила поведения, а также демонстрируют собственное. Если передаваемые устно нормы совпадают с реальными поступками, усваивается родительская поведенческая модель. В противном случае целостной картины не будет. Тогда возможны разные вариации формирования поведения.

Пример: родители страдают от никотиновой зависимости, но ребенку внушают, что курить нельзя

Противоречивые послания могут привести к нескольким вариантам:
попытки попробовать табак, которые не сформируют вредную привычку;

попытки курения приведут к формированию зависимости;
полный отказ от пробы сигарет.
Таким образом, для формирования необходимой модели поведения очень важно, чтобы слова родителей совпадали с поступками.

Передает знания, учит навыкам и умениям.
Семья – первый источник приобретения жизненного опыта, навыков, умений и знаний. Полнота детского кругозора зависит от возможностей родителей

Образованный человек может вырасти в семейном кругу, где принято посещать общественно-культурные учреждения и мероприятия. Также немаловажное значение имеет отдых на природе. У всесторонне развитого человека больше шансов на успешное преодоление жизненных трудностей.

Вырабатывает самодисциплину.
Сначала ребенок беспомощен и не может самостоятельно взаимодействовать со средой. Однако, по мере взросления маленький человек учится самодисциплине. Самостоятельность основывается на приемлемых и неприемлемых способах поведения. Малыш с помощью родителей начинает усваивать, что делать можно, а что – нельзя. И дальше понимает, как себя вести самостоятельно.

Прививает нравственные ориентиры.
Взгляды, моральные нормы, установки формируются благодаря семейному общению. Полноценное развитие ребенка возможно только в том случае, когда в семье есть нравственные ориентиры.

Создает условия для развития и обеспечивает экономическое благополучие.
Казалось бы, любовь – главное для развития ребенка. Однако, еще лучше, когда у семьи имеется материальный достаток. Ведь в современном капиталистическом мире крайне мало бесплатных кружков, секций, детских клубов.

Демонстрирует образец сохранения семейных взаимоотношений.
Ребенок наблюдает за отношениями между членами семьи. Он видит, как близкие конфликтуют и справляются с неизбежными кризисами. Также учится сохранению близости во взаимоотношениях при самых неблагоприятных обстоятельствах.

Формирует самооценку и самоуважение.
Где еще, если не в семье, формируются первые зачатки самооценки и самоуважения? Ведь оценивание себя самого происходит после оценки действий со стороны значимых взрослых людей. Затем уже на развитие первичной самооценки влияют остальные люди.

Таким образом, семья выполняет основные функции:

  • первостепенно влияет на развитие ребенка;
  • формирует характер, поведение, установки, ценности;
  • передает жизненно-важный опыт;
  • является первым источником социализации.

Развитие ребенка также зависит от стиля воспитания. Итак, каковы основные типы детско-родительских взаимоотношений?

Что делать психологу-консультанту на этапе работы с жалобой и запросом

Прежде всего, — наполнить жалобу-запрос конкретным содержанием (какие именно поведенческие ситуации стали основой обращения). Обеспечить «стереоскопичность» взгляда на ситуацию (и взгляд на неё родителей, и взгляд ребёнка, и материалы психодиагностики).

140 самых известных психологических тестов для диагностики детей от 3 до 7 лет в одном издании!

Весь стимульный материал методик в хорошем цифровом качестве и уже подогнан по размерам страниц А4.

В любом случае психолог должен быть на стороне ребёнка. Его работа состоит не в подтверждении наличия «отрицательного» качества у ребёнка (чего в ряде случаев только и ждёт родитель), а в выдвижении совместно с родителем гипотезы об истории его развития, его возможностях и путях преодоления конфликтных отношений с родителями.

Типы детско-родительских отношений Консультирование детско-родительских отношений Детско-родительские отношения в психологии между родителями и детьми Детско-родительские отношения в семье Детско-родительские отношения в семье: психология и проблемы Про детско-родительские отношения в паре - павел зыгмантович Консультирование детско-родительских отношений Психология отношений между родителями и детьми Детско-родительские отношения в семье Отношения в семье между детьми и родителями

Причины нарушений детско -родительских отношений — это прежде всего неумение понять ребёнка, уже допущенные ошибки воспитания (не со зла, а в силу ограниченности и традиционности представлений о воспитании) и, конечно, столь типичная для последних лет бытовая и личностная неустроенность самих родителей.

Последствия разных стилей воспитания и способы их сгладить

На отношения «родители — ребенок» влияют несколько факторов:

Личный опыт воспитания самих родителей. Во взрослую жизнь люди приносят недостатки и достоинства воспитательного процесса, который существовал в детском возрасте

Например, появление младших членов семьи оценивалось как негативное явление, потому что все внимание родителей было приковано к младшему. Появляется идеализация детского возраста, чрезмерная опека, желание продлить детство ребенку

Результат — ограничение самостоятельности, воспитание потребительского отношения, эгоизма. Осознание ошибки приходит после консультации, в ходе которой родителям рекомендуется давать больше свободы детям, понимание трудностей, встречающихся на пути личностного роста. Дети сами принимают решения, родители поддерживают их, независимо от правильности сделанного выбора.
Стремления родителей, нереализованные в детстве — отсутствие достижений. Такой внутренний настрой препятствует социальной адаптации ребенка, его принуждают больше времени находиться дома, оказывать внимание членам семьи. Результат — подросток отдаляется, много времени проводит вне дома с чужими людьми. Цель психолога — выявить детские проблемы родителей, привести к осознанию собственных нереализованных планов, возможно, поставить перед фактом, что никогда не поздно заниматься каким-либо видом деятельности. Такой подход переключает внимание родителей на себя, освобождая ребенка от постоянного контроля.
Привязанность. Страх остаться одиноким вынуждает мать или отца требовать внимания ребенка. Возможно, детство родителя прошло в неполной семье, ощущался дефицит мужского, женского внимания. Оценка поведения воспитанника складывается на основе того, создает он родителям требуемое эмоциональное ощущение или нет. Родителям требуется проработать данный аспект, после чего отношения улучшаются.
Личностные характеристики взрослых, окружающих малыша. Отсутствие понимания, гибкости, приводит к конфликтам подросткового возраста. Взрослым пора перестать воспринимать сына, дочь маленькими.
Плохие отношения или отсутствие таковых со вторым родителем ребенка может вызывать внутреннюю борьбу, желание изменить человека посредством воздействия на отпрыска. Ребенок не понимает, чем вызвано поведение, например, матери, он вынужден психологически закрываться. Осознать, принять ситуацию — единственный выход, чтобы не разрушать отношения с сыном, дочерью.

Влияют на отношения обстоятельства рождения малыша — нежелательная беременность, тяжелые роды, длительная болезнь, несоответствие пола ожидаемому. Эти моменты способны вызвать отчуждение, отвержение родителем ребенка.

Коррекция детстко-родительских отношений

Тактики работы психолога в процессе консультирования

В процессе консультирования родителей по проблемам детско-родительских отношений возможны две тактики работы:

  1. Усиление когнитивного аспекта. здесь в основном раскрываются наиболее важные вопросы воспитания и психологического развития детей, супружеских взаимоотношений и т.д.
  2. Работа преимущественно с эмоциональной, чувственной стороной взаимоотношений, поиск истинных, неосознаваемых причин нарушений во взаимоотношениях.

Особое внимание уделяется отношениям консультанта и клиентов, а основным средством часто становится ролевое моделирование проблемных ситуаций и нахождение способов выхода из них. Нередко используется групповая форма работы, где условием внутренних и внешних изменений становится сама ситуация социального влияния. Это выражается в следующем:

Нередко используется групповая форма работы, где условием внутренних и внешних изменений становится сама ситуация социального влияния. Это выражается в следующем:

  • участники группы подвержены влиянию руководителя и других участников группового процесса;
  • участники идентифицируются друг с другом и руководителем группы;
  • каждый из участников присваивает групповой опыт через работу с собственными и чужими проблемами.

На занятиях особое место отводится анализу семейных отношений, приёмов и методов воспитания в прародительских семьях. Неотъемлемой частью занятий являются домашние задания для родителей, знакомство с различными играми и раскрытием психологических аспектов той или иной игры.

Выбор тактики работы обусловлен продолжительностью консультирования, образованием, возрастом клиентов, типом семьи, которую они представляют (полная или неполная), готовность родителей к предстоящей внутренней работе. Однако, в процессе длительного консультирования, по типу психологического сопровождения, работа, как правило, приобретает интегративный характер: в фокусе внимания консультанта находятся обе стороны, хотя и в разной степени на разных этапах работы. Эти тактики можно использовать в учреждениях социальной защиты.

Хорошие отношения между родными в семье: искусство быть счастливыми

Семейные отношения

Семья – небольшая группа людей, основанная на браке или кровном родстве. Они связаны между собой общим бытом, ответственностью, нормами морали.

Семейные отношения – это теплые чувства к родителям и другим родственникам. У них общие воспоминания, традиции. Отношения строятся на поддержке, помощи в трудных ситуациях. Общие праздники, отдых позволяют семье чаще встречаться, если родители и дети живут в разных местах.

Семейные отношения

Денежный вопрос является особенностью родственных взаимоотношений. Пожилые родители помогают своим взрослым детям и наоборот. Муж становится единственным добытчиком, если жена заботится о маленьком ребенке. Тонкости денежных отношений строятся на взаимном доверии, ответственности за свою семью. Если кто-то из родственников болеет или попал в трудную жизненную ситуацию, денежный вопрос помогает решить некоторые проблемы. В этом случае большую помощь может оказать только семья.

Рождение детей – еще один аспект родственных отношений. Забота о малышах, методы воспитания передаются из поколения в поколение. Развитие ребенка, его умение общаться и контактировать с другими людьми – все это закладывается в семье. Бабушки, дедушки принимают участие в воспитании внуков. Эмоциональный характер отношений в семье проявляется в становлении характера ребенка. Важно, чтоб доверительные и теплые чувства связывали всех родственников.



Отношения между супругами

До заключения официального брака партнёры стараются хорошо выглядеть, быть в добром расположении духа, делать приятные сюрпризы. Иными словами, хотят завоевать сердце своей половинки.

После росписи в Загсе сказка остаётся в прошлом, и постепенно супруги начинают проявлять свои негативные качества. И это абсолютно нормально. Главное – быть готовым к такому развитию событий и принимать любимого человека со всеми его недостатками.

После совместных притирок семейные отношения между супругами обычно выстраиваются по определённому сценарию. На него отчасти влияет детство партнёров. То есть пример, который подали им родители, общаясь между собой определённым образом. Именно в юном возрасте закладывается алгоритм поведения будущего мужа или жены. Вот такими могут быть типы семейных отношений:

  1. Патриархальные – пассивная супруга под крылом своего мужчины. Традиционно этот союз считается образцом правильного уклада жизни: жена занимается домашним хозяйством и детьми, муж обеспечивает семью. Современное общество диктует другие цели для женщины: быть активной, не зависеть от сильного пола и заниматься саморазвитием. Если жену устраивает брак в этом стиле, то всё прекрасно. Не стоит идти на поводу модных тенденций и, бросив привычный уклад, устраиваться на высокооплачиваемую работу. Нужно научиться разграничивать собственные желания и влияние общества.
  2. Матриархальные – сильная властная женщина становится «генералом в юбке» и берёт бразды правления в семье в свои руки. Ей не нужен конкурент на её пьедестале, поэтому лучшим партнёром для такой особы послужит мягкий неконфликтный мужчина. Проблемой может стать желание уставшей железной леди побыть беззащитной и нуждающейся в поддержке. Она может не получить того, что хочет от инфантильного мужа.
  3. Равноправные отношения между мужем и женой. В этом союзе ничьи интересы не ущемляются, и обе стороны стараются внести одинаковый вклад в целостность семьи.

Все люди разные от природы, и если вас всё устраивает в браке, не нужно ничего менять и подвергаться влиянию общественного мнения. Какие отношения должны быть в конкретной семье, подскажет только собственный опыт и время.

Помимо определённых сценариев, виды семейных отношений между мужем и женой можно условно разделить на две группы: партнёрские и созависимые.

  1. Партнёрские отношения в семье – это созидательный союз. Здесь люди уважают личные границы, интересы друг друга и стараются вместе развиваться. Взаимопонимание и глубокая привязанность – вот их главные ценности. В идеале каждая пара должна стремиться к такому браку, чтобы послужить отличным примером крепкой семьи для своих детей.
  2. Созависимые, или ролевые отношения в семье. К этой группе относят пары, где нет настоящей любви. Любовь – это доброе чувство, основанное на уважении как себя, так и партнёра. Если человек остаётся в браке невзирая на откровенные недостатки, убивающие отношения, – это зависимость. Ярким примером может послужить жена, годами страдающая от алкоголизма мужа. Она понимает, что свет в конце туннеля не брезжит, но остаётся с супругом из-за якобы глубоких чувств. Женщина играет роль жертвы, упиваясь жалостью к себе и состраданием окружающих. Для неё это своеобразный наркотик. Такую проблему нужно решать с психологом.

Межличностные отношения в семье между супругами – это результат сочетания изначальных факторов (характер, условия жизни, воспитание) и последующего взаимодействия мужчины и женщины. Чтобы достичь партнёрства и уважения, нужно научиться с первого дня знакомства с предполагаемой половинкой отстаивать свои границы.


Типы семейных отношений

В каждой семье, с ее принципами и взглядами, складывается своя модель взаимоотношений. В ее основу входит воспитание, жизненный опыт, профессиональные особенности. Существующие типы семейных отношений разделяются на диктат, сотрудничество, опеку, невмешательство.

  1. Диктат. Авторитет родителей подавляет, игнорирует интересы детей. Отмечается систематическое унижение взрослыми собственного достоинства младших родственников. Исходя из своего опыта, родители принудительно, в жесткой манере диктуют свои условия жизни, поведения, морали. Любые проявления инициативы, собственного мнения гасятся на корню. Часто эмоциональное насилие над детьми переходит в физическое.
  2. Сотрудничество. Семья, сплоченная общими интересами, взаимовыручкой. Принимаются совместные решения в тех или иных ситуациях. Обговариваются причины возникших конфликтов и пути выхода из них. Родители, дети способны преодолеть собственный эгоизм ради общих целей. Способность идти на компромиссы, преодоление индивидуализма – основы семейных отношений в этой модели.
  3. Опека. Чрезмерная забота родителей делает детей в такой семье инфантильными, безразличными. Взрослые, вкладывая в свое потомство материальные и моральные ценности, ограждают их от повседневных проблем. Дети, вырастая, не умеют строить отношения со сверстниками, коллегами. Не могут самостоятельно действовать, без согласия, поощрения, помощи родителей.
  4. Невмешательство. Независимое друг от друга сосуществование взрослых и детей. Политика невмешательства во все сферы жизни. Обычно психология семейных отношений в этой модели – пассивное безразличие к мыслям, поступкам, целеустремлениям своих детей. Это происходит от неумения и нежелания взрослых становиться мудрыми родителями.
Вам будет интересно  Семья и дети в картинках

Эффективное решение семейных проблем и преодоление жизненных трудностей

В последнее время становится актуальной психология семейных отношений жены и мужа, которым сложно самостоятельно преодолеть кризисы и сохранить семью. Семейный психолог поможет разобраться с собой, понять, чего хочет и что ожидает один партнер от другого, «разложит все по полочкам» и подтолкнет к принятию верного решения. С каждым днем все больше супружеских пар обращаются за квалифицированной помощью к профессионалам, которые ищут корень проблемы. Ни в одном конфликте нет одного виновного, всегда виноваты обе стороны в большей и меньшей степени. Основная задача семейного психолога состоит в том, чтобы дать каждому из партнеров понять, в чем заключается их проблема, и как каждый из них может повлиять на происходящее. Когда происходит осознание своих ошибок и понимание желаний и потребностей близкого человека, то все сразу становится на свои места.

Диагностика семейных взаимоотношений проводится во время индивидуальной работы психолога с каждым партнером по отдельности и вместе. Психотерапия – современный метод решения проблем в браке. Во время сеанса применяются самые эффективные методы психологической диагностики, позволяющие обнаружить корень проблемы и выявить истинную причину конфликтов между супругами. Затем семейный психолог использует действенные способы психокоррекции, благодаря которым помогает паре решить их проблему с минимальными затратами сил и времени.

Профессиональный подход к решению супружеских проблем даст возможность лучше узнать и понять друг друга, воскресить угасшие чувства, внести в жизнь какую-нибудь изюминку, страсть. Семейный психолог поможет не только найти общий язык со второй половинкой, но и избавиться от предрассудков и комплексов, страхов, которые препятствуют строить счастливую здоровую семью.

Молодая семья

Появление новой семьи – начало длинного пути, который предстоит пройти мужу и жене. Выстраивание отношений с новыми родителями возможно только при взаимном уважении, терпении. Необходимо понимать, что родители супруга тоже являются семьей. Со своими ценностями, традициями, воспоминаниями. Следует предельно тактично вливаться в новую семью, стараясь избегать обид, конфликтных ситуаций. Стараться не допускать оскорбительных высказываний, память о которых может сохраниться на годы.

Типы семейных отношений

Выстраивать семейные отношения удобно, когда муж и жена живут отдельно от родителей. Тогда вся ответственность за комфортный быт лежит только на них. Супруги учатся подстраиваться друг под друга. Ищут компромиссы, узнают привычки, мирятся, ошибаются. Совместными усилиями создают свою модель семьи, в которой будет удобно им самим и их будущим детям.

Когда молодые супруги начинают совместную жизнь отдельно от родителей, они быстрее осваивают новые роли — мужа и жены. Над ними не довлеют старшие родственники с их моделями брака. У родителей свой жизненный опыт, пройденные ошибки и конфликтные ситуации. Необходимо позволить молодой семье самостоятельно находить решения определенных проблем.

Новые родственники

Большинство конфликтных ситуаций возникает, если молодая семья начинает совместное существование с родителями. В этом случае особенности семейных отношений заключаются в создании гармоничных связей с новыми родителями. Это непростое испытание, которое учит терпимости к чужим взглядам и взаимоотношениям. Порой родители, поддерживая свое чадо, не стремятся защитить новоприобретенного родственника или родственницу.

Как избежать конфликтов в этой ситуации?

  • Относиться к семье супруга с уважением. Участвовать в общих праздниках, поддерживать (по возможности) традиции.
  • Говорить правду, не лгать. Если появляются неуместные вопросы, рассказывать в общих чертах, не вдаваясь в подробности.
  • Не делать поспешных выводов. В каждой неприятной ситуации сначала узнать, что двигало людьми в принятии тех или иных решений.
  • Не осуждать новых родителей, избегать резкой оценки их поведения, внешнего вида, профессии, быта.
  • Стараться быть вежливыми, внимательными, помнить о взаимопомощи.

Родителям же следует уважать выбор своего ребенка. Стараться поддерживать брачно-семейные отношения, не провоцировать между супругами ссоры. Мудро и тактично подсказывать выход из конфликтных ситуаций, неизбежных в браке. Воздерживаться от резких высказываний, категоричных суждений.

Психология отношений в семье между мужем и женой

Чтобы понимать, как правильно себя вести в браке, каждый партнер должен быть готов к разным периодам и стадиям развития отношений. В психологии рассматривают следующие этапы:

  1. Голод – партнеры с большим рвением стремятся как можно больше времени проводить друг с другом.
  2. Насыщение-пресыщение – постепенно отношения выравниваются, а партнерам все легче дается отдельное времяпровождение.
  3. Отвращение – когда исчезает вся «химия», действие гормонов и чувств, могут все чаще возникать ссоры, нетерпимость друг к другу.
  4. Терпение – к этой стадии доходят те пары, которых скрепляют дети и другие причины, удерживающие от развода. Ссоры возможны, но уже по весомым причинам. По итогу партнеры стараются принимать особенности характеров друг друга без идеализации.
  5. Долг – на этом этапе начинает строиться уважение, супруги учатся принимать друг друга такими, какими они есть, учитывая интересы, ценности, вкусы.
  6. Сердечная дружба – супруги достигают абсолютного доверия, с легкостью могут откровенно разговаривать на любые темы, принимать спонтанные решения.
  7. Истинная любовь – пойдя множество кризисов, испытаний, выстроив крепкий союз, только тогда можно говорить о настоящей абсолютной любви.

Статистика показывает, что мало кто из современных семейных пар проходят все этапы. Сложнее всего пережить кризисы 3 и 5 лет, испытание рождением детей. Также не всем удается на 100% доверять друг другу, правильно выстраивать общение. Поэтому психологи подчеркивают ключевые правила семейных отношений.

Уважать друг друга

Первоочередное правило, которое выделяет психология семейных отношений жены и мужа – уважение. Партнеры должны должным образом относиться к границам, личности, интересам и хобби друг друга. Например, если муж любит футбол, а женщина занимается танцами, важно поддерживать в таком деле друг друга, не ограничивая в таких видах отдыха.

Благодарить и оказывать достаточно внимания

Семейные отношения строятся на том, чтобы доставлять удовольствие друг другу. Если жена вместо отдыха после рабочего дня проводит время на кухне, чтобы вкусно накормить мужа и детей, такое старание важно поощрять. А муж вместо дружеских посиделок на выходных забивает гвозди, ремонтирует сломанные вещи, помогает в быту, женщина обязательно должна проявлять благодарность. Если коротко, любое проявление внимания поощряйте.

Царит ли в Вашей семье полная гармония?

Идти на уступки и искать альтернативу

Гармоничные взаимоотношения возможны только в случае политики компромиссов. В любом случае периодически женское и мужское начало могут конфликтовать, сталкиваться интересами. Уступив партнеру, вы не проявляете слабость, напротив, будете выглядеть благородно и мудро. Другой партнер обязательно должен поощрять уступки первого, а в следующий раз вести себя подобным образом.

Уважительно относиться к семье супруга

Еще одна важная рекомендация психологов касается семьи мужа/жены. Часто случается так, что между тещей и зятем либо свекровью и невесткой возникают напряженные отношения, недопонимания. Правильным будет проявлять уважение и терпимость к старшему поколению. Открыто конфликтуя с родными мужа/жены, партнер должен быть готов к тому, что в отношениях будет разлад.

«Не выносить сор из избы»

Такие ошибки часто допускают молодые пары, когда любые ссоры, интимные моменты выносят на обсуждение с родственниками или близкими людьми. Важное правило семейной жизни – интимность, конфиденциальность. Чаще всего именно советы со стороны третьих лиц влияют на мнение одного из супругов, что усугубляет положение дел.

Искать общие интересы

Самый простой психологический совет, как оживить и укрепить связь между супругами – найти общее занятие. Сплоченность, увлеченность одним делом позволяет супругам смотреть в одну сторону. В такой паре не будет ситуаций, когда любящим людям не о чем поговорить. Это могут быть хобби, домашние дела, ремонт и многое другое.

Прощать и понимать

Мудрый человек понимает, что идеальных людей в мире не существует, а значит, каждый может допускать ошибки. Ссоры, столкновения характеров, разные взгляды на вещи случаются в любых отношениях. Нет их только там, где отсутствую чувства. Важно не только своевременно мириться, но и прощать, отпускать обиды.

Вместе воспитывать детей

Большой ошибкой многих современных пар является неравномерное распределение обязанностей. Например, когда появляются дети, забота о них ложится на плечи мамы. Мужчина же предпочитает полностью уходить в работу. Это приводит к дисгармонии.

Воспитывать детей важно обоим родителям, чтобы давать правильные ориентиры на будущее, не перегружать делами женщину.

Вместе распределять деньги

В разных семьях ответственность за бюджет ложится на плечи либо женщины, либо мужчины. Есть пары, где вовсе партнеры живут 50:50 (распространено в Европе). На самом деле важно сделать так, чтобы бюджет был общим, создать «кубышку», куда будут вкладываться оба партнера. Это предотвратит ощущение зависимости, когда одному партнеру все время приходится просить деньги у другого.

Кто управляет бюджетом в Вашей семье?

Появление ребенка

Очень важно для молодой семьи сформировать удобные брачно-семейные отношения. В ниж должно быть комфортно обоим супругам. Это доверительные отношения, бесконфликтное общение, умение быть понимающим и внимательным.

Появление ребенка – непростой период в жизни семьи. Беременность с женскими капризами, раздражительностью, перепадами настроения вносит первый диссонанс в привычную идиллию. Понимание, терпение помогут супругам сохранить добрые семейные отношения.

Психология семейных отношений

С появлением малыша весь привычный уклад меняется. Ночные бдения, плач, детские болезни – повод приобрести новые умения и знания. Ответственность, свалившаяся на мужа, за материальное и моральное благополучие зачастую вызывает у молодого супруга гнев и отрицание, желание начать новую, спокойную жизнь. Послеродовая депрессия, страх за здоровье малыша делают молодую жену сосредоточенной только на ребенке.

Спокойное принятие новой роли (мамы и папы) позволит молодым родителям прийти к консенсусу. Распределение обязанностей, выдержка помогут преодолеть трудности, сохранят семейные отношения. И дети, выросшие в любви и радости, становятся спокойными, уверенными в себе взрослыми.

Семейные традиции

Для семьи важно иметь общие воспоминания, традиции. Они способствуют сплочению, дружеским взаимоотношениям. Это могут быть пикники, на которых собирается вся семья. Или совместный ежегодный отпуск. Если родители и их взрослые дети живут в разных районах или городах, появляется необходимость в появлении таких традиций.

Общие праздники и дни рождения проходят в приподнятом настроении. Вся семья собирается вместе, поздравляя юбиляров, украшая помещение к торжеству. Подарки – отличный повод восстановить пошатнувшиеся семейные отношения, попросить извинения или простить родственников. Все неурядицы и непонимания забываются в веселом вихре праздника.

брачно семейные отношения

Если родители и взрослые дети живут вместе, совместный ужин может стать ежевечерней традицией. Неторопливые беседы за чашкой чая, обсуждение планов на будущее. В этом случае развитие семейных отношений, общие традиции способствуют созданию дружеских связей между родителями, детьми и внуками.

Этапы развития семьи

Практически все семьи сталкиваются с трудностями. Наступает определенный кризис. И брак, и семейные отношения изменяются, выходят на новый уровень. Основные этапы развития протекают в зависимости от уровня зрелости супругов.

  • Первый год семейной жизни. Уметь находить компромиссы, уступать друг другу. Подстраиваться, искать удобную форму существования вместе.
  • Рождение ребенка. Выработать комфортные методы взаимодействия друг с другом и с ребенком. Осознание своей родительской позиции.
  • 3–5 год семейной жизни. Ребенок подрастает, женщина выходит на работу. Распределение обязанностей в семье. Новые формы взаимодействия, где два работающих супруга, а ответственность и уход за ребенком еще остаются.
  • 8–15 лет семейной жизни. Привычный, знакомый уклад вносит скуку. Накопившиеся проблемы, взаимные обиды. Мелкие придирки и раздражение мешают добрым отношениям.
  • 20 лет семейной жизни. Риск измен. Появление новой семьи и детей (обычно у мужа). Переоценка ценностей и подведение первых жизненных итогов. Желание все изменить, начать сначала.
  • Выросшие дети, выход на пенсию. Не о ком заботиться, опустевший дом, одиночество. Поиск новых интересов. Перестроение отношений с супругом и взрослыми детьми.

Типы родительских отношений, стили семейного воспитания и их влияние на личность ребенка

Екатерина Сапежинская

Типы родительских отношений, стили семейного воспитания и их влияние на личность ребенка

Семейные отношения — это сложный социально-психологический феномен, включающий мифологические и современные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и филогенетические основания. Семейные отношения охватывают субъективное время индивида, личную жизнедеятельность, национальную культуру и традиции

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Тип родительского отношения, как интегративная характеристика родительских ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребенку, уровня родительской компетентности – является значительным фактором становления Я-концепции в детском возрасте, определяет когнитивное развитие ребенка, его позицию по отношению к миру. В основу классификации типов семейного воспитания должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях.

А. Я. Варга и В. В. Столин выделяют четыре типа родительского отношения:

1. Принимающие – авторитарный – субъективное благополучие родителей: теплое отношение и принятие ребенка с требованиями социальных успехов и достижений при контроле в этих областях.

2. Отвергающий с элементами инфантилизации и социальной инвалидизации – эмоциональное отвержение ребенка, низкая ценность его индивидуально-характерологических свойств, отношение как к более младшему по сравнению с реальным возрастом, приписывание дурных наклонностей.

3. Симбиотический – стремление установить с ребенком тесный напряженный эмоциональный контакт, соучаствовать во всех мелочах его жизни.

4. Симбиотическо-авторитарный – гиперпротекция и тотальный контроль поведения психической жизни ребенка, блокирование осуществления детской потребности в психосоциальной идентификации.

Вам будет интересно  Психология отношений между мужчиной и женщиной в браке

Параметры измерения родительского отношения: «Принятие – отвержение»

,
«Кооперация»
(социальная желательность,
«Симбиоз»
,
«Авторитарная гиперсоциализация»
,
«Маленький неудачник»(инфантилизация – инвалидизация)
.

Большинство исследователей проблемы неврозов считают, что деструктивный стиль отношения родителей к ребенку ведет к возникновению аномалий формирования личности в детском возрасте (Захаров А. И., 1998)

Так, один из основоположников отечественной психиатрии И. М. Балинский (1859)

считал, что строгое, несправедливое
отношение к детям в семье является немаловажной причиной развития у них душевного болезненного состояния; чрезмерно снисходительное отношение – причиной переходящей через край эмоциональности у детей; предъявление чрезмерных требований – причиной душевной слабости ребенка.
И. А. Сикорский (1884)

пришел к выводам, что жестокое
воспитание способствует возникновению у ребенка чувства страха; изнеживающее (расслабляющее)воспитание формирует субъективизм и непостоянство характера у детей; пренебрежение воспитанием ведет к трудностям в воспитательном отношении вообще.
В. Н. Мясищев (1934, 1939, Е. К. Яковлева, Р. А. Зачепицкий (1960, С. Г. Файнберг (1967)

указывают на то, что
воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов является предрасполагающим фактором для невроза навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания и удовлетворения всех желаний ребенка ведет к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмотивностью и отсутствием самоконтроля; предъявление непосильных требований к детям признан этиологическим фактором неврастении.
В работах зарубежных авторов также можно найти подтверждение того, какую огромную роль играет родительское отношение в возникновении нарушений и отклонений психического развития ребенка.

А. Адлер (1928, 1930)

отмечал, что изнеживающее
воспитание способствует развитию чувства неполноценности и тенденции к доминированию, вплоть до тирании.
С. Блюменфельд, И. Александреско, Т. Георгиу (1970)

считают, что
родительская гиперпротекция или радикальное пренебрежение приводят к неустойчивости и агрессивности детей.
Б. Берельсон, Г. Стейнер, обобщая результаты многих исследователей, считают установленным, что чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем больше он склонен к пассивности и апатичности и тем более вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер (Захаров А. И., 1998)

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:

1) Принятие ребенка, т. е. ребенок принимается таким, какой он есть.

2) Эмпатия (сопереживание)

– взрослый смотрит глазами
ребенка на проблемы, принимает его позицию.
3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

И. С. Кон пишет о том, что родители не всегда практикуют один и тот же стиль воспитания: отцы, как правило, воспринимаются юношами и на самом деле бывают более жесткими и авторитарными чем матери, так что семейный стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга. Авторитарное воспитание — тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины. При этом доминирует такой воспитательный метод как требование. Принуждение является основным путем передачи социального опыта детям. Степень принуждения определяется тем насколько ребенок имеет право сам определять или выбирать содержание прошлого опта и ценностной системы- семейных ценностей, норм поведения, правил общения, ценности религии и т. п. В деятельности родителей доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности всезнайства.

По мнению Т. А. Куликовой, авторитарный стиль характеризуется высокой централизацией руководства доминированием единоначалия. В этом случае родитель единолично принимает, и отменят решения, большинство вопросов в отношении проблем обучения и воспитания решает сам. Преобладающими методами управления деятельностью своих детей является приказы, которые могут отдаваться в жесткой и мягкой форме (в виде просьбы, которую нельзя не выполнить)

. Авторитарный
родитель всегда очень строго контролирует и поведение детей, требователен к четкости выполнения его указаний. Инициатива детей не поощряется или поощряется в строго определенных пределах.
Было обнаружено, что дети авторитарных родителей отличаются замкнутостью и робостью. Почти или совсем не стремятся к независимости. Обычно угрюмы, непритязательны и раздражительны. В подростковом возрасте эти дети, особенно мальчики, могут чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили, становясь иногда непослушными, агрессивными. Девочки же чаще всего остаются пассивными, зависимыми. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Пассивные незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния — школы, сверстников, СМИ- часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире.

Демократический стиль может на практике реализоваться в системе следующих метафор «Равный среди равных»

и
«Первый среди равных»
.

Первый вариант – это стиль отношений между родителями и детьми в рамках которого отец или мать в основном выполняют необходимые обязанности по координации действий ребенка в организации его учебной деятельности, самообразования досуга и пр., учитывая его интересы и собственное мнение, согласовывая с ним на правах «взрослого»

человека все вопросы и проблемы.

Вторая позиция реализуется в отношениях между родителем и подростком, в которых доминирует высокая культура деятельности и отношений, большое доверие к ребенку и уверенность в правильности всех его суждений, действий и поступков. В этом случае родители признают его право на автономию и в основном видят задачу в координации самостоятельных действий ребенка, в оказании помощи при обращении к нему самого ребенка.

Было обнаружено, что дети демократичных родителей адаптированы лучше всего. По сравнению с другими детьми, они более уверены в себе, полностью себя контролируют и социально компетентны. Со временем у этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями с другими стилями поведения.

Либеральный стиль (невмешательство)
воспитания характеризуется отсутствием активного участия отца или матери в управлении процессом обучения и воспитания. Многие, даже важные дела и проблемы фактически могут решаться без их активного участия и руководства. Для выполнения какой-либо работы им нередко приходится уговаривать своих детей. Они решают в основном те вопросы, которые назревают сами, контролируют работу ребенка, его поведение от случая к случаю. Здесь детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей, которые не устанавливают каких- либо ограничений. В целом такой родитель отличается низкой требовательностью и слабой ответственностью за результаты воспитания.
Попустительский стиль подразумевает под собой отсутствие воспитания как такового.

На практике ни один из приведенных стилей не может проявляться в «чистом виде»

. Так, по мнению ряда авторов
(А. Бандура, Л. А. Волошина, В. В. Устинова и др.)
применение только демократического
стиля не всегда бывает эффективным. В каждой семье могут применяться разные стили в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль воспитания, который относительно стабилен, обладает незначительной динамикой и может совершенствоваться в различных направлениях.
Итак, рассмотрев основные стили семейного воспитания необходимо отметить, что в общем виде существуют четыре стиля воспитания детей в семье. К ним относят: демократический, либеральный, авторитарный и попустительский. Несомненно, перечисленные стили и методы семейного воспитания оказывают различное влияние на ребенка. Наиболее благоприятным стилем для развития ребенка, как полноценной, развитой и самостоятельной личности, является демократический стиль. Остальные же стили вызывают у ребенка отклонения в формирование каких-либо черт, качеств личности, способствуют развитию агрессивности, замкнутости, тревожности и неуверенности в себе. В следующей части нашей работы мы подробнее на практике изучим влияние различных стилей семейного воспитания на развитие и поведение детей.

Преодоление конфликтных ситуаций

Конфликты в семье неизбежны. Они происходят на бытовой почве, в связи с разным мировоззрением, неприятием каких-либо решений. Конфликт может сплотить брак или разрушить. Важно поддерживать нормы семейных отношений, корректно выстраивать даже неприятные ситуации. Культура общения, тактичность, уважение помогут преодолеть конфликт, разобраться в причинах его появления и выйти из него, не ущемляя ничьих прав. Существуют 4 основных способа разрешения разногласий:

1. Сглаживание конфликта – сведение на нет спорной ситуации. Спокойное ожидание окончания ссоры. Умение забыть и простить неприятные моменты.

семейные отношения и дети

2. Поиск компромисса – умение найти выход из ситуации. Разобрать причину конфликта, высказать свою точку зрения. Найти удобные пути к мирной жизни, без ущемления достоинства.

3. Конфронтация – каждая из сторон конфликта настаивает на своей точке зрения. Игнорируются потребности, чувства. Муж и жена отдаляются друг от друга.

4. Переубеждение – один из супругов настаивает на своей точке зрения, мотивируя различными доводами.

В любом случае психология семейных отношений рекомендует мирное решение конфликта. Не стоит доводить его до физической расправы, агрессии.

Распространенные причины внутрисемейных конфликтов

Каждый семейный психолог, работая с парами, отмечает несколько основных причин конфликтов на разных этапах развития отношений:

  • каждый супруг субъективно оценивает ситуацию, вследствие чего оценка одного и того же обстоятельства не совпадает с мнением партнера;
  • трудности или неприятности на работе, пережитый стресс вне дома и семьи;
  • непонимание друг друга, разговор на разных языках;
  • отсутствие личного пространства одного или обоих партнеров;
  • неумение принимать в дар и дарить;
  • неумение просить;
  • отсутствие «командной игры».

Разные взгляды

Нет таких двух людей, чье мнение и взгляды целиком бы совпадали. Неудивительно, что супруги по-разному могут оценивать те или иные вещи и события. Если в данном случае они не находят альтернативного решения и не идут на компромисс, то завязывается конфликт, решить который поможет семейный психолог.

Стресс вне дома

У каждого на работе бывают проблемы, злой начальник или задерживают зарплату, но не всем дана способность совладать с негативными эмоциями и чувствами, вызванными этими неприятностями. После работы с плохим настроением или с чувством обиды и ярости один из супругов возвращается домой и начинает срываться на своем партнере. Такое поведение является одной из причин конфликтов, которую можно выявить при диагностике семейных проблем на приеме у психолога.

Нежелание слышать друг друга

Мужчины и женщины вроде и разговаривают на одном языке, произносят одинаковые фразы и предложения, но вкладывают в них разный смысл. В данной ситуации складывается впечатление, что супруги не слышат или не хотят этого делать, но они просто не понимают друг друга. Помогут решить данную проблему советы психолога.

Женщина всегда хочет находиться рядом со своим мужчиной, а для него важно быть успешным, иметь свое личное пространство. Если этого нет, супруг чувствует себя несостоятельным и ущербным, из-за чего начинаются супружеские ссоры.

Играть в команде

Строить прочные семейные отношения, значит, играть в команде. Здесь не должно быть конкуренции, в любом споре и вопросе должна побеждать дружба. Как сохранить брак, если каждый «тянет одеяло» на себя?

Психология семьи и семейных отношений, а также понимание всех ее тонкостей, — первый шаг на пути к решению всех конфликтов и преодоления трудностей. Если самим сложно разобраться с проблемами и решить их, услышать и понять друг друга, то помочь найти выход из сложившейся ситуации может семейный психолог.

Взаимопонимание в семье

Если в семье нет взаимопонимания, супруги начинают отдаляться друг от друга. Невозможность высказать свою точку зрения может обернуться непониманием, обидами, ссорами. Чтоб не доводить семью до скандала или развода, следует пересмотреть свои привычки. В этом обязательно участвуют обе стороны. Супруги должны учиться находить общий язык, чтоб не доводить отношения до критической отметки. Поэтому нужно:

  • Избегать категоричности.
  • Не считать только свою точку зрения правильной.
  • Не быть равнодушным к увлечениям (хобби) второй половинки.
  • Исключить подозрительность.
  • Избегать грубых, резких высказываний.

Развод

Проблемы в отношениях, ссоры с детьми, боязнь ответственности приносят разочарование. Довольно часто современные семейные отношения заканчиваются разводом. Большинство мужчин и женщин предпочитают жить в гостевом браке, не заводить детей.

семейная жизнь отношения

Бывают ситуации, когда невозможно простить вторую половинку. Разочарование в близком человеке может отразиться на всей последующей жизни. Измены, физическое или эмоциональное насилие в семье приводят к разводу.

Основной пострадавшей стороной являются дети. Они любят родителей, порой вопреки всему. Чувство ненужности, ощущение, что его отвергли, может преследовать ребенка достаточно долго. Следует быть очень внимательным. Терпеливо объяснять, что взаимоотношения взрослых меняются, а любовь к ребенку остается.

После развода постараться сохранить вежливые отношения. Не опускаться до публичных оскорблений. Если есть общие дети, договориться о новых обязанностях.

Бывшие супруги ошибочно полагают, что после развода жизнь резко изменится в лучшую сторону. К сожалению, причины, спровоцировавшие развод, могут повлиять и на дальнейшую жизнь. Следует выяснить, какие личные привычки или взгляды повлияли на расторжение брака. Постараться избегать в будущем подобных ошибок.

Секреты счастливой семьи

Счастливая семейная жизнь, отношения выстраиваются обоими супругами. В причинах ссор, конфликтов виновны и муж, и жена. Не стоит строить иллюзий, идеализировать брак. Семья – это всегда проблемы, кризисные моменты, обиды. Необходимо учиться прощать друг друга, с пониманием и терпением относиться к привычкам, убеждениям.

особенности семейных отношений

Счастливая семья решает возникшие проблемы вместе, сообща. Супруги учатся искать компромиссы. Секрет счастья не в избегании конфликтов, а в их осознании и мирном решении. Не умалчивать обиды, а больше разговаривать и пытаться понять другую точку зрения. Ссориться, ругаться, но всегда возвращаться к миру и гармонии в семье.

Только помощь друг другу, терпение помогут преодолеть непонимание. В счастливой семье на первом месте стоят забота и уважение. Это ежедневный труд на общее благо. Теплая похвала супруга, доброта, сострадание помогают людям преодолеть сложные жизненные ситуации.

Не стоит чрезмерно опекать детей. Они тоже должны учиться на собственных ошибках. Проявлять инициативу и самостоятельность. Тем не менее помощь и взаимовыручка станут гарантом счастливых семейных отношений.

Чаще гулять всем вместе, отдыхать. Выезжать на природу или пикник. Общее преодоление трудностей, совместное веселье и радость скрепят семью на долгие годы.

Супружеская измена (Почему супруги изменяют друг другу)

Измена может случиться на любом этапе семейных отношений. Изредка причиной загула мужчины становится банальное физическое влечение с совокупности с низкими моральными принципами (когда желание получить удовольствие «здесь и сейчас» превышает чувство семейного долга перед женой). Однако гораздо чаще предпосылкой к измене становятся такие факторы как:

  • сексуальная неудовлетворенность или скука в постели;
  • неуверенность в себе, потребность в признании своей привлекательности в глазах противоположного пола;
  • недостаток духовной близости, душевное одиночество, когда «не с кем поговорить»;
  • нарушение личного пространства, потребность почувствовать себя свободным;
  • напряженная обстановка в семье, потребность психологической разрядки, необходимость снять стресс;
  • потребность в защите: семья не является тылом, один из партнеров не чувствует стабильности (в деньгах или чувствах) и пытается найти ее на стороне.

Если человек получает в семейных отношениях все необходимое (любовь, уважение, сексуальное удовлетворение, признание, понимание, заботу, физический и моральный отдых, стабильность), желание искать кого-то на стороне не возникает. Простить измену способен не каждый, но постараться предупредить такой поворот событий – задача обоих супругов.

Источник https://psyfiles.ru/self-development/detsko-roditelskie-otnosenia-obsenie-vzroslyh-detej-i-roditelej.html

Источник https://labnbo.ru/zabolevaniya/vzaimootnosheniya-v-seme-kakie.html

Источник

Источник

Author: mag

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *