Социальная психология семейных отношений

Содержание

Социальная психология семейных отношений

Полное описание по теме: социальная психология семейных отношений с профессиональными комментариями и советами.

Психология семейных отношений и истоки счастливого брака

Все люди в какие-то моменты жизни задумываются об отношениях с противоположным полом. Почему я выбрал/выбрала именно такого партнера? В чем заключается основа созидательных отношений? Какие корни питают счастливую семью? Если вы хотите разобраться в этих вопросах, вам необходимо ознакомиться с психологией семейных отношений.

Почему у меня такой партнер

Вы часто слышали, как знакомые сетовали: отчего мне достался именно он /она? Люди удивляются, как они выбрали партнера, который не оправдывает их ожидания. Не хотела женщина, вышедшая из семьи алкоголиков, чтобы ее муж пил, долго искала партнера и все же выбрала алкоголика. Давал себе зарок мужчина, сын холодной и отстраненной матери, что женится только на доброй и отзывчивой девушке, и вопреки всему находит эгоистичную и холодную жену.

Дело в том, что модель нормальных взаимоотношений между партнерами ребенок усваивает из отношений с родительскими фигурами. В зависимости от того, как к ребенку относились родители, какая «роль» отводилась ему в семейном сценарии — у ребенка подсознательно откладывается стереотип нормальных отношений в семье.

Например, девочка Ирина выросла в семье, где безвольный папа пил, а мама вечно была недовольна, часто искала поддержки у малолетней дочери. В семье происходили скандалы из-за отцовского пьянства, девочке приходилось быть «третейским судьей» в этих ссорах. Какие отношения построит повзрослевшая Ирина со своим партнером? Девушку привлекут слабые, с разного рода зависимостями мужчины, которых она на протяжении всех отношений будет «спасать», при этом злясь на партнера за его безволие и инертность. Для Ирины это шаблон нормальных отношений.

Мальчик Саша был одаренным и умненьким, но властная мать не давала ему проявить инициативу ни в каких делах, при этом активно указывая Саше на его промахи. Отец же был молчаливой тенью, во всем соглашаясь с женой. Маленький Саша вырастет, и будет делать все, что захочет, как будто вырвавшись из клетки, но в конечном итоге женится на деспотичной доминирующей жене, которая будет его пилить и критиковать. Почему? Потому что для Саши это норма.

Что советует психология.

Нужно разбираться со своим детством. Только поняв, какие ошибки совершили ваши родители, вы сможете понять, как это могло повлиять на вашу жизнь. Критически разобрав отношения с вашими родителями в детстве, вы сможете понять, какая модель взаимоотношений закрепилась у вас в подсознании. Вот несколько вопросов для помощи:

  • Ваши родители уважали ваше мнение, прислушивались к нему?
  • Разрешено ли было плакать, грустить, тосковать, бывать «плохим»?
  • Могли ли вы легко сообщить родителям о своей проблеме?
  • У вас в семье считалось нормальным искренне делится своими мыслями и переживаниями?
  • Была ли в вас уверенность, что родители могут решить все, и вы надежно защищены?

Если вы на два и больше вопроса ответили «нет», скорее всего, из детства вы вынесли «токсическую» модель отношений, и вам нужно разбираться с психологией семейных отношений, бывших в родительском доме и существующих сейчас в вашей семье.

Что можно посоветовать девушке Ирине, которая вечно ищет своего безвольного отца в каждом мужчине? Ей нужно понять, что ее тяга к «несчастным» партнерам проистекает из детской психотравмы, в которой маленькая девочка должна была брать ответственность за жизнь взрослых людей и решать их проблемы, которые объективно она не была в состоянии решить. Ей нужно переложить ответственность за свое испорченное детство на своих родителей, пережить эту утрату и продолжить жить, помня о том, что теперь она не должна никого оберегать, что она ответственна только за свою жизнь, и не в ее задача «спасти» взрослого человека от какой-либо зависимости.

Парню Саше совсем не обязательно разводится с деспотичной женой. Ему, как и Ирине, нужно осознать, какова его модель токсических отношений. Осознав, что он проигрывает в своей семье сценарий задерганного молчаливого мальчика, Саша будет учиться отстаивать свои интересы, проявлять волю, выражать свои настоящие чувства, искать компромиссы в отношениях с женой. При желании сохранить семью и умении слушать и слышать со стороны жены, эти отношения вполне могут перерасти в гармоничный брак.

Социальная психология семьи как область научных исследований

Стабильная семья имеет большое значение для современного общества и государства. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблемам семейных отношений, воспитанию детей в семье, демографическим вопросам, семейному консультированию.

Науки изучающие проблемы семьи

Проблемами семьи занимается целая плеяда наук, среди которых: психология семьи, социология семьи, этнография, семейное право, демография, сексология, медицина и другие. В то же время остается актуальным определение предмета изучения этих отраслей знаний и уточнение пограничных областей между ними. Демография анализирует семейную структуру населения во взаимосвязи с половозрастной структурой, используя данные демографической статистики о тенденциях брачности, детности, разводимости.

Пограничная проблематика между демографией и социальной психологией — усвоение в семье норм и правил, касающихся отношения к детям, передача стереотипов и установок относительно вступления в брак, рождения детей, образования, повторных браков; особенности межличностного взаимодействия в семьях с разным числом детей.

Этнография, или социальная антропология, рассматривает семью сквозь призму этнических особенностей семейного уклада жизни, семейных ритуалов, обрядов, обычаев. Пограничные проблемы этнографии и социальной психологии семьи: изучение норм, образа жизни, традиций в различных социокультурных общностях.

Семейное право изучает процессы узаконения, легитимизации становления и распада семьи, функционирования семьи как самостоятельной субстанции, вступающей в сложные взаимодействия с другими социальными институтами и с государством. Психическое отражение семейных правовых вопросов личностью можно рассматривать как пограничные аспекты экономической, общей и социальной психологии. При этом социальную психологию семьи интересуют, прежде всего, вопросы, касающиеся взаимоотношений в семье как в группе по поводу правовых вопросов — конфликты, достижение консенсуса, представления о должном положении дел.

Медицина и социология здоровья концентрируются на физиологических предпосылках репродуктивного поведения и планирования семьи. Социализация детей в семье в направлении приобретения тех или иных навыков самосохранительного поведения, относящегося к сохранению здоровья и жизни, образует сферу пересечения интересов вышеназванных дисциплин с социальной психологией семьи, если рассматривать все эти проблемы через призму норм и стереотипов, присущих семье как группе, передачу позитивного и негативного опыта следующим поколениям.

Сексология изучает физиологическую и психологическую сторону сексуальных отношений. Б. Г. Ананьев определял сексологию как «изучение закономерностей полового диморфизма в филогенезе — онтогенезе, включая сложнейшие психофизиологические характеристики этого диморфизма у человека, связанные с историей естественного разделения труда, брака и семьи, с воспитанием и т. д.» (Ананьев, 1968). Пограничная область с социальной психологией семьи — исследование взаимодействия сексуальных и психологических аспектов удовлетворенности браком.

Семейная психотерапия является разновидностью групповой психотерапии, она включает в себя изучение семьи и воздействие на нее с целью профилактики и лечения различных заболеваний. В области семейной психотерапии семья рассматривается как система с определенными терминами — «семейные подсистемы», «информация», «обратная связь», а также характеристиками — такими, как семейные правила, стандарты взаимодействия, семейные мифы, семейные постулаты, семейные сценарии, круговая последовательность; семейная история, семейные стабилизаторы. Однако семья, рассматриваемая в качестве системы, не перестает функционировать как группа по социально-психологическим законам. Часть проблематики семейной психотерапии и консультирования семьи можно рассматривать и в русле социальной психологии семьи: семейные нормы и правила, которые можно трактовать как разновидности групповых норм, представления о семье, образ семьи.

Предмет социальной психологии семьи

Предмет социологии семьи очерчивается выяснением всех обстоятельств успеха и неудач семьи как социального института, реализующего жизненно важные для общества функции по рождению, содержанию и социализации детей. Специфика социологического подхода к изучению семьи заключается в пристальном внимании к фундаментальному значению посредничества семьи во взаимодействиях личности и общества (Антонов, Медков, 1996, с. 26). Границу между исследованиями в рамках социологии семьи и социальной психологии семьи, провести достаточно трудно, но социологов в большей степени интересует взаимосвязь институциональных и межличностных характеристик семьи, их взаимообусловленность и в меньшей — сама по себе внутрисемейная психодинамика (там же, с. 23).

По нашему мнению, такая постановка вопроса о предмете социальной психологии семьи неправомерно сужает социально-психологическую проблематику, исключая из нее личностные аспекты семейных отношений, семейную социализацию, отражение брачно-семейных отношений в сознании человека (установки, ценности, отношения), гендерные аспекты существования семьи. Специфику социальной психологии можно обозначить как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп (Андреева, 1996).

3 подхода к изучению социальной психологии семьи

По свидетельству Г. М. Андреевой, по вопросу о предмете социальной психологии сложилось три подхода. Первый из них понимал социальную психологию как науку «о массовидных явлениях психики» (психология классов, больших социальных общностей), заостряя внимание на таких сторонах общественной психологии групп, как традиции, нравы, обычаи. Применительно к области семейных отношений предметом социальной психологии является изучение традиций отдельных семей, передачу этих традиций из поколения в поколение, обычаи разных сословий и этносов, связанных с передачей семейного опыта детям, со взаимоотношениями супругов, нравы членов различных семей и т. д.

Второй подход видит главным предметом исследования социальной психологии личность. С одной стороны, больший акцент делался на психологические черты, особенности личности, типологию личностей. С другой стороны, выделялись положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения. В области социальной психологии семьи данному подходу соответствует изучение следующих аспектов.

1. Позиций и ролей в семье: матери и отца, сиблингов, прародителей, других родственников; многообразие ролей у лиц, занимающих эти позиции в различные исторические периоды и в разных социально-этнических стратах; лидерство в семье.

2. Межличностных отношений в области семьи, к числу которых относятся: зарождение отношений симпатии, межличностной аттракции будущих супругов, закономерности и механизмы аттракции, типы любовных отношений, эмоциональные отношения в паре, мотивы вступления в брак, общение между супругами в семье, между родителями и детьми, между представителями старшего и среднего поколения в семье.

Интерактивная сторона общения в семье — взаимодействие супругов, других членов семьи, детей, их деятельность по устройству быта, воспитанию детей, совместному отдыху.

Коммуникативная сторона общения — феномены понимания-непонимания друг друга партнерами, семейные и супружеские конфликты, лидерство, групповое давление, коммуникационные барьеры общения в семье. В области перцептивной стороны общения в семье — изучение точности восприятия супругами друг друга и ее влияние на удовлетворенность отношениями; идентификация с партнером, представления членов семьи о своей семье.

К межличностным отношениям относятся наряду с вышеперечисленными также и все разрушительные процессы в семье: супружеские и детско-родительские конфликты, внебрачные связи, отчуждение между родителями и детьми, побеги детей из дому, детская безнадзорность.

Третий подход — социальная психология была рассмотрена как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. В связи с этим подходом к вышеперечисленным социально-психологическим проблемам в семье можно отнести взаимодействие между семьей и социальными организациями: дошкольными учреждениями, школами, внешкольными образовательными организациями.

В настоящее время в рамках социальной психологии рассматриваются также проблемы гендерных различий, стереотипов, представлений, ожиданий, гендерной социализации и т. д. (Майерс, 1999). Фактически, многие из указанных проблем следует рассматривать как раздел социальной психологии семьи. Итак, в рамках социальной психологии семьи следует изучать, в первую очередь, закономерности функционирования семьи как малой группы, психическое отражение семейных феноменов личностью, семейную социализацию, гендерные аспекты функционирования семьи.

Исследование брачно-семейных отношений в социальной психологии.

Хасанова Светлана АльбертовнаСтарший преподаватель кафедры уголовного права и процесса Нефтекамского филиала БашГУ, г. Нефтекамск[email protected]

ИССЛЕДОВАНИЕ БРАЧНОСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Анализируются основные направления исследования брачносемейных отношений в социальной психологии. Выделены и описанынаправления: исторические изменения семьи и брака;социальнопсихологический аспект изучения семьи как социальной системы;современноесостояниесемьи и брака, как теоретического анализа, так и исследовательской практикисоциальной психологии; основные формы практической работы в сфере семьи –различные формы консультирования и тренинга.

Ключевые слова:социальная психология, брак, супружество, семья как социальная система.

Развитие философии, социологии и психологии привело к возникновению в начале XX в. новой науки –социальной психологии, которая стала эмпирической, экспериментальной дисциплиной в 20х гг. того же века. При своем дисциплинарном зарождении, социальнаяпсихология выступила в двух вариациях, одна из которых тяготела к психологии(монография W. McDougall,1908 г.), а другая–к социологии(монография E.A.Ross, 1908 г.).Таким образом, в трудах по социальной психологии присутствуют методологические традиции и специфика психологической и социологической наук.Социальная психология традиционно уделяла значительноевниманиесемье, рассматривая ее как пример естественной малой социальной группы. Семью можно рассматривать как социальный институт, имеющей назначение воспроизводства общества и условияпсихосоциального развития на продолжении всей жизни индивида.Реализацияэтих функций происходит за счет передачи социальных ценностей и норм, а также за счет обеспечения развития следующего поколения. Члены семьи выполняют взаимные обязательства ради оказания поддержки друг другу. Семейная поддержка, в свою очередь, способствует развитию человекаи общества, те есть, ценностьсемьи выходит далеко за пределы сохранения биологического видаHomo sapiens(лат.).

Вам будет интересно  Семья и брак — оплот стабильности в обществе

Рассматривая проблемы современной семьи, социальные психологи сосредотачивают свою исследовательскую активность на следующихосновных направлениях:1) исторические изменения семьи и брака;2) социальнопсихологический аспект изучения семьи как социальной системы;3) профессиональныезадачисоциальной психологии в области современного состояния семьи и брака, как теоретического анализа, так и исследовательской практики;4) основные формы практической работы в сфере семьи различныеформыконсультирования и тренинга.

Исторические изменения брачносемейных отношений.Супружеские отношения первичны по происхождению, они создают основу функционирования и развития семьи. Семья представляет собой одну из наиболее древних форм социальной общности людей, более раннюю, чем государство. Еще Аристотель писал, что «первичным по природе является государство по сравнениюс семьей и каждым из нас; ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части»[1].

Работа И.Я.Баховена «Материнскоеправо» («DasMuterricht»), вышедшая в свет в 1861г., знаменует, что именно с этого времени можно говорить об истории семьи[2, с.4].Почти одновременно с Бахофеном начинают появляться работы шотландского юриста Дж. Ф. МакЛеннан,«Первобытный брак» (1865 г.) и американца Л. Г. Моргана.(1871 г.)Их мнения сходились между собой в положении, что семьи предшествовал период, когда брака в нашем смысле этого слова не существовало, что счету родства по мужской линии предшествовал счет родства по женской линии, что семья как институт появилась лишь сравнительно поздно [2, с.5].

Главная идея исследователей состоит в том, что в ходе истории формы брака и семьи изменялись от матриархата к патриархату. Эти исследования продолжили Д. Леббок, Г. Спенсер, У. Вилькен, Ф. Гельвальд, Ш. Летурно, среди отечественных ученых можно назвать имена М.М. Ковалевского, И.Н. Смирнова, Е.И. Якушкина(«Обычное право») и др. Данные исследователи, по мнению Н.Н. Харузина [2, с.12], сходятся в том, что «эмбрионом человеческого развития следует признать семью».Значительный вклад в исследование возникновения и развития семьи внесла работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Семья в пониманииФ. Энгельса является хозяйственной единицей, объединяющей супругов, местом эмоционального и сексуального удовлетворенияиндивидов [4, с.84].Отношения между супругами определяются экономическим строем общества. Экономическая основа общества определяла основу семейных отношений. В зависимости от этого распределялись и роли между членами семьи на каждом новом этапе развития общества. Моногамия исторически возникает как явление социального прогресса, который обуславливается экономическим базисом, материальным образом жизни[3].

72,5%). Более двух детей планируют 27,5% девушек и 30% юношей. Все опрошенные планируют иметь детей в браке.На вопрос «Назовите факторы,которые,по вашему мнению,могут послужить причинами развода» ответы былиследующими: «неверность»,у юношей –77%, у девушек –67%,«ложь,предательство»,у юношей

12%, «плохие привычки(алкоголь,курение)»

Как указывают Либина А., Либин А.[11], специальной области исследованияв психологииявляется изучение механизмов эмоциональной и рациональной регуляции человеком своего поведения с целью оптимального взаимодействия с жизненными обстоятельствами или их преобразования в соответствии со своими намерениями.

ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИСписок цитируемой литературы:

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Программа подготовлена на кафедре общей и социальной психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета. Рекомендуется для студентов 4 курса очной и 5 курса очно-заочной форм обучения отделения психологии факультета философии и психологии ВГУ. Дисциплина «Психология семейных отношений», являясь спецкурсом, ориентирована на усвоение студентами-психологами систематизированных представлений о психологии межличностных отношений, функциях, роли, структуре и динамике семьи, механизмах супружеских и детско-родительских отношений.

Основные понятия психологии семьи

Определение семьи:
Семья – это малая социальная группа, которая основана на супружеском союзе и родственных связях (отношения мужа с женой, родителей и детей, братьев и сестёр), которые живут вместе и ведут общее домашнее хозяйство. Важнейшие характеристики семьи это её функции, структура и динамика.

Под функцией семьи понимается сфера жизнедеятельности, которая связана с удовлетворением членами семьи своих определённых потребностей.

Классификация потребностей по Маслоу – 6 уровней. Более простая – потребность в безопасности, привязанности и достижений.

Функции семьи по потребности:

1. Воспитательная функция

Состоит в удовлетворении членами семьи их психологических потребностей в отцовстве, материнстве, взаимодействии с детьми, воспитании детей и самореализации себя в детях.

Функция семьи относится не только к индивидуальным потребностям человека, но она имеет отношение и к социуму. В отношении к обществу семья, воспитывая детей выполняет функцию социализации подрастающего поколения. Они воспитывают сына или дочь, а также и члена общества. Функция эта является достаточно длительной – от рождения до взрослости. Эта функция ещё и обеспечивает преемственность поколений. Чтобы себя продлить в детях, важно чтобы дети могли продлить себя. А для этого нужно им дать максимум психического, физического и социального здоровья.

2. Хозяйственно – бытовая

Она заключается в удовлетворении членами семьи своих биологических и материальных потребностей и в удовлетворении потребности в сохранении их здоровья – физического, психического и социального. В ходе выполнения семьёй этой функции происходит восстановление физических и психических сил, которые были затрачены в сфере работы.

3. Функция эмоционального обмена

Эта функция считается реализуемой, если между семьёй и окружающей средой происходит постоянный эмоциональный взаимообмен. Это значит, что семья выделяет в виде эмоций в окружающую среду и получает в ответ какие-то переживания. Если этот взаимообмен нарушается, семья переполняется невыраженными и неосознаваемыми чувствами. Это приводит к болезням семьи в целом.

4. Коммуникативная функция

Она состоит в удовлетворении потребности семьи в совместном проведении времени (досуг), взаимном культурном и духовном обогащении и эта функция способствует духовному развитию членов общества. Степень развитости коммуникации в семье соответствует степени развитости коммуникации в обществе. Благодаря коммуникации происходит серьёзный личностный рост. Реализация этой функции ведёт к серьёзному личностному росту членов семьи.

5. Функция первичного социального контроля

Цель общества – не только помочь человеку выжить, но она предполагает и функцию контроля – введение ограничений и запретов, которые помогают выживать их создавшему. Семья – малая социальная группа, в ней новый член общества рождается. Обеспечение выполнения членами семьи социальных норм – важная черта. Особенно те члены семьи, которые не обладают достаточной способностью строить своё поведение в соответствии с существующими социальными нормами. Такими факторами, ограничивающими способность строить своё поведение являются возраст (семья контролирует детей, престарелых и пожилых членов семьи), факт болезни кого-то из членов семьи, приводящей к инвалидизации (родственники должны осуществлять социальный контроль, как опекуны)

6. Сексуально – эротическая функция

Существует для удовлетворения сексуальных потребностей семьи, регулирует сексуальное поведение членов семьи. Обеспечение биологического воспроизводства общества, благодаря чему семьи превращаются в роды, идущие в поколения.

Также как и человек имеет дату рождения и смерти, также и семья существует во времени, на каком-то этапе возникает и затем исчезает. У неё также имеются свои фазы развития. Динамический компонент состоит в том, что с течением жизни семьи удельный вес каждой из функций может меняться. Какие-то функции могут выходить на 1-й план, а какие-то на 2-й или вообще исчезать. Появление детей в семье выдвигает на 1-й план функцию воспитания и быта. В молодой семье на 1-м месте может быть секс, в пожилой семье функция воспитания может исчезать. Функции меняются не только в самом цикле развития семьи но и в историческом цикле. В истории были этапы, когда семья из поколения в поколения передавала частную собственность (дворцы), социальное положение (палата Лордов в Британии).

Семья, которая адекватно выполняет всю совокупность своих функций называется функциональной. Если в семье отмечаются нарушения какой-либо функции или нескольких функций вместе, то такая семья называется .дисфункциональной. Она является основным объектом социальной работы, семейного консультирования или семейной терапии. Психолог помогает семье в целом, а не отдельному её члену.Все эти функции связаны друг с другом и на практике очень редко можно столкнуться с изолированным нарушением функции. Восстанавливать приходится 2-3-4 и т.д.функции.

[1]

Нарушение функции семьи – это такие черты её жизни, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьёй её основных функций. Например, в семьях моряков нарушаются сексуально-эротические функции семьи.

Это число и состав членов семьи, а также совокупность отношений между её членами. Она тесно связана с её функцией. Они взаимно влияют друг на друга. Например, развод влияет на все функции. Выделяют следующие формы семьи:

Базовой формой семьи является нуклеарная семья. Это треугольник – родители и один ребёнок. Она представлена представителями 2-х поколений – родители и дети. Существует 2 разновидности – полная нуклеарная семья (двое родителей и дети) и неполная нуклеарная семья (отсутствие одного из родителей). Семья без детей это тоже неполная нуклеарная семья.

2-я форма – расширенная семья. Это семья, которая объединяет кровных родственников более чем 2-х поколений, которые объединены общим домашним хозяйством. Самый частый вариант – семьи с бабушкой, дедушкой и другими родственниками.

3-й вариант – большая семья. Это группа кровных родственников разных поколений, которая живёт в одном месте не обязательно ведут совместное домашнее хозяйство и возглавляется фигурой патриарха или матриарха. Эта форма характерна для сёл или маленьких городов или на окраинах больших городов. Есть дом родителей, рядом 2-4 дома, где живут семьи детей с определённым характером отношений. Родители выполняют роль патриарха, оказывая влияние на существование семей. Такая семья является иерархичной.

4-й вариант – семья – клан. Это группа, объединённая кровно родственными отношениями, которая не обязательно проживает в одном месте и не обязательно имеет одного лидера. Пример – сицилийская мафия.

5-й вариант – семья – двор. Характерна для России 17-19 вв. Сейчас редко. Она объединяет несколько поколений членов семьи, причем в семью включаются люди, не связанные кровным родством (гувернантки, слуги, горничные).

Нарушения структуры семьи также встречаются, как и нарушение функции. Это такие особенности структуры семьи, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьёй основных её функций. Например, часто хозяйственно-бытовая функция разделена асимметрично, когда муж не принимает в этом участия, а всё делает жена. Основной формой, в которой проявляются нарушения структуры отношений становится семейный конфликт. Он препятствует выполнению семьёй её различных функций. Общество пытается восстанавливать структуру семьи. Здесь 2 линии:

  • Не психологическая линия, восстанавливает физическую структуру семьи (службы знакомств, гадалки, астрологи).
  • психологическая линия – позволяет восстанавливать структуру взаимоотношений в семье.

Изучение структуры семьи и отношений является чрезвычайно важной.

Семья имеет свой жизненный цикл, который начинается с момента заключения брака, которая проходит через определённый жизненный этап, исчезая в 2-х вариантах:

  1. Развод
  2. Смерть одного из членов семьи

В литературе по психологии семьи выделяются много классификаций этапов жизнедеятельности семьи. Каждый этап имеет свои задачи и имеет свои кризисы, которые важно преодолеть, чтобы перейти на следующий этап. Это нормативное положение.

1 стадия – этап молодой семьи (0-5лет). Начинается от рождения семьи до появления 1-го ребёнка в семье. Грегори Бейтсон называл это стадией диады. Основные задачи развития на этой стадии – проблемы адаптации молодых супругов друг к другу. Адаптация включает взаимную сексуальную адаптацию, а также задача первоначального семейного накопления. На этом этапе складываются отношения семьи с другими семьями. Особенно травма, когда молодая семья не имеет собственного жилья. Психологи семьи считают, что брак заключается не между людьми, а между семьями. Формируются внутрисемейные привычки и ценности. Этот период адаптации вызывает сильное эмоциональное напряжение. Многие молодые семьи этого не выдерживают – пик разводов в этом возрасте.

Причины высокой частоты разводов:

  • неподготовленность к супружеству
  • плохие бытовые условия
  • отсутствие жилой площади
  • вмешательство родственников во взаимоотношения молодых

2-я стадия – семья с несовершеннолетними детьми. Это триада, квадрат, пентада и пр., в зависимости от количества детей. От рождения первого ребёнка и завершается, когда последний ребёнок покидает семью. Это центральный этап жизненного цикла, длительностью минимум 18 лет. В процессе семья становится зрелой. Это период наибольшей хозяйственно-бытовой активности. Здесь очень актуальной становится воспитательная функция. С одной стороны семья становится более стабильной, с другой стороны в триаде появляется 3 стороны и дистанция между людьми увеличивается. Появление 1-го ребёнка для отца очень травматично. Кто-то назвал это первичным разводом, когда любовь мамы переключается от отца на ребёнка. Пик разводов в возрасте ребёнка от 2-х до 5-ти лет.

Воспитательная функция – основная особенность стадии. Характерны перегрузки супругов, перенапряжения их сил и отсутствие возможности восстановиться. Дилема – что сохранять – себя или семью. Необходимость адаптации к постоянным изменениям структуры отношений и функций в семье. Можно выделить подстадии, зависящие от возраста детей:

  1. Семья с младенцем
  2. Семья с дошкольником
  3. Семья с школьником до 12 лет
  4. Семья с подростком – юношей (12-21год)

Эту стадию сопровождает 2-й кризис в семье, который также знаменуется пиком разводов. Этот кризис происходит в возрасте 17-25 лет семейной жизни. Жил для детей, а теперь поживу для себя – начать новую семью. Этот кризис интересен тем, что с одной стороны это кризис семьи (седина в голову, а бес в ребро), с другой – это ситуация, когда внутри семьи её члены переживают свои кризисы (для детей – кризис эго идентичности – поиск себя; папе с мамой под 40 – у них кризис достижений). Получается очень травматическая ситуация. Трудно взрослым родителям принять своих взрослых детей, которые имеют право на существование. Добавить кризис обстоятельств (папа утратил карьеру, кто-то умер и пр.), получается чрезвычайное давление на семью при стечении 3-4-х кризисов. Очередной кризис может оказаться фатальным, семья распадается.

Вам будет интересно  Что такое семья и какая её роль в жизни человека

3-й этап – завершающий. Начинается с момента, когда последний из детей уходит из семьи и начинает трудовую деятельность – кризис пустого гнезда. Муж вдруг начинает видеть свою жену спустя 25 лет совместной жизни. Стадия начинается с утраты, нужна новая адаптация друг к другу в конце зрелого, начале пожилого возраста. Исчезает воспитательная функция. Интенсивное сопротивление повзрослевших детей, нарушение эмоционального взаимодействия. Проблема принятия пожилым родителем взрослого сына или дочери. Ослабляются физические силы, отдых приобретает важное значение, проблема здоровья. Освоение ролей бабушек и дедушек, проблема суррогатных мам. Основная проблема этого возраста – удовлетворение потребности в признании, уважении, особенно со стороны детей.

Тема 8. Социальная психология семьи

Читайте также:

  1. I ЭТАП ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ. ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТЕЙ ПАЦИЕНТА И (ИЛИ) ЕГО СЕМЬИ В ОБУЧЕНИИ
  2. II. СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА
  3. VI. СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ
  4. Арабская психология
  5. Биологическая и социальная роль обонятельных сигналов человека
  6. Биологическая психологическая социальная
  7. Биосоциальная природа воспитания человека
  8. Биосоциальная сущность человека
  9. Бихевиоризм (поведенческая психология).
  10. Болезни системы кровообращения как медико-социальная проблема. Профилактика.
  11. В. Здоровье как социальная категория.
  12. Возрастная психология – лекция №1

Воздействовать на других людей лучше всего, признавая их достоинства и успехи. Люди лучше работают и примернее себя ведут не в обстановке жесткой критики, а в обстановке доброжелательности. Добрые слова признания заслуг и достоинств волнуют сердца людей.Порицание, недовольство, назидание снижают тонус жизнедеятельности и могут вызвать эффект бумеранга – активное противодействие, усиление того, что порицается.

Как говорит американский психолог Дейл Карнеги, на крючок нужно насаживать не ту наживку, которую мы сами любим, а ту, которую любят рыбы. Человек может сделать что-либо лишь в том случае, если он сам захочет этого. Влиять на поведение человека можно лишь черезформирование его желаний. Заставить захотеть – такова аксиома эффективного воздействия. А для этого необходимо нравиться людям, искренне интересуясь их проблемами. Неудачники, как правило, те, кто интересуются только собой. Интересуйтесь жизнью людей, их здоровьем, удачами и проблемами, радостями и печалями. Люди интересуются вами лишь тогда, когда вы интересуетесь ими.

Общение лучше начинать с того, что объединяет партнеров, отложив выяснение разногласий на конец беседы. С самого начала разговора побуждайте собеседника к утвердительным репликам, избегайте того, что может вызвать отрицательные реакции. «Тот, кто мягко ступает, далеко продвинется на своем пути», – гласит китайская мудрость. Моделируйте смысловое поле и психическое состояние партнера по общению.Ключ к пониманию поведения партнера состоит в раскрытии его подлинных побуждений. Ставьте себя на место партнера, хорошо уясните его позиции и аргументы. В ситуациях недоразумения дайте возможность партнеру спасти его престиж, укажите на его несомненные достоинства, переключите его внимание на недавние удачи.Не говорите о людях плохо, создавайте им хорошую репутацию. Сами же не сгибайтесь под грузом прошлых ошибок, не убивайтесь досадными мелочами жизни.Не позволяйте мелочам сокрушать ваше благополучие.

Не сваливайте свои неудачи на обстоятельства и других людей – анализируйте и совершенствуйте свое собственное поведение. Твердо отбрасывайте все то, что вредит вашему благополучию. Но своего благополучия не достигайте за счет интересов других людей. Будьте чутким к поведению других людей, не обижайте их своим равнодушием, однако и не навязывайте им своих моделей поведения. Избегайте властности, менторства и критиканства. В «судебных прениях жизни» выступайте в качестве защитника, а не обвинителя. Не предъявляйте претензий к другим людям, не обременяйте себя грузом обид. Проявляйте во всем жизненную мудрость. Умный, как известно, ищет выход из трудной ситуации; мудрый не попадает в нее. Зорко освещайте своим разумом путь, по которому идете. Многих жизненных невзгод можно избежать, если своевременно предвидеть их. Идите по широкой дороге Жизни, не соблазняйтесь сомнительными обходными путями. Будьте психически устойчивым, спокойным и уравновешенным, ни при каких обстоятельствах не теряйте себя. Точно определяйте меру реакции на различные события, не впутывайтесь в мелочные и недостойные ситуации. Личностно господствуйте над любой ситуацией.

В случае возникновения разногласий и создания напряженной эмоциональной обстановки избегайте словесной фиксации соответствующего эмоционального состояния партнера, не прибегайте к негативным личностным оценкам. Используйте релаксационные речевые воздействия. Замолчите, если чувствуете, что сами теряете контроль над собой. Держите паузу, пока партнер «перекипит». Сбивайте негативные эмоции неожиданным воздействием (вспомните, как вы с партнером летом катались на лодке или ходили в баню). В случае вашей неправоты или оплошности не стесняйтесь извиниться. Оставайтесь победителем напряженных ситуаций, не закапывайтесь в их обломках. Анализируйте и знайте причины неадекватного поведения партнера. Помогайте ему возвращаться на объективные позиции. Своевременно предупреждайте возможные напряжения в межличностных отношениях. Помните, что ничто так высоко не ценится, как вежливость и доброжелательность. Владейте искусством понимания других людей.

Помните, что и от вашей социальной коммуникабельности зависит то, какой стороной своего характера повернется к вам взаимодействующий с вами человек.

1. Психологические типы семьи

2. Психология супружеских взаимоотношений.

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 347 ; Нарушение авторских прав? ;

Психология семейных отношений: 6 главных качеств для семьи

Хотя считается, что дети склонны повторять сценарий жизни своих родителей, при том не только хороший, но и плохой. Например, дочь алкоголика обязательно выйдет замуж за будущего алкоголика, а сын семейного тирана сам станет таковым же. К счастью этот порочный сценарий можно разорвать. Мы рассмотрим 6 фундаментальных качеств, на которых держится психология семейных отношений и семейной жизни. Развитие, которых в своей семье гарантирует здоровые отношения, а также счастливую жизнь.

Согласитесь, что психологию семьи можно назвать наукой, благодаря которой создаются прочные надежные брачные узы. Каждому человеку свойственно стремление создать свою семью, развивать отношения, а также стремиться к счастью в семейной жизни. Благодаря семье человеческая жизнь приобретает смысл, появляется уверенность в своих силах, стимулируется творческая активность. А хорошие брачные отношения дают ощущение некой защищенности, своей полезности, душевного равновесия и комфорта.

Вот почему у психологов, как говорится, всегда будет много работы. Ведь отношения нужно как-то регулировать, налаживать особенно в семейной сфере.

Психология семейных отношений: качества и принципы

Приверженность
Семьи, где чтятся семейные ценности и отношения, прежде всего, думают о благополучии своих домашних. Они ценят единство семьи. Обязательство служит прочной основой для крепких семейных отношений. Это значит, что:

  • Семья на первом месте, работа на втором.
  • Каждый член семьи драгоценен.
  • Трудности, проблемы не разрушают отношения.
  • Сексуальная верность брачному партнеру.
  • Прощение легкодоступно и его не нужно вымаливать.
  • Семья придерживается надежных приоритетов.
  • При необходимости каждый член семьи готов чем-то пожертвовать личным, ради благополучия близких.
  • Каждый в силу своих обязанностей и способностей способствует достижению общих семейных целей.
  • Всеми членами семьи чтятся семейные традиции, установленные ими для своей семьи.
  • Постоянно поддерживается пламя любви.

Признательность

Следующее качество, на котором прочно держится психология семейных отношений жены и мужа — умение признать, оценить и проявить признательность брачному спутнику за его вклад в гармонию брака. Ведь наряду с нашей потребностью в любви самая важная человеческая потребность — это признательность и знание того, что тебя ценят. Одна из причин, почему мы так много работаем в жизни, — это не столько мотивация деньгами, властью или карьерой, как желание чувствовать себя оцененным.

Оценка важна также и для здоровых семейных отношений. Когда муж или жена чувствуют что спутник жизни по-настоящему ценит его/ее вклад в семейное благополучие. Тогда чувство собственного достоинства каждого члена семьи усиливается. Признательность мотивирует брачных партнеров продолжать позитивно относиться друг к другу. Что включается в семейную признательность?

  • Замена отрицательного взгляда или эмоций к партнеру положительными чувствами.
  • Своими лучшими друзьями считают своего брачного спутника.
  • Ежедневно даже в мелочах показывать свою любовь партнеру.

  • Часто говорить: «Я тебя люблю» (особенно касается мужчин).
  • Проявлять и показывать взаимную привязанность.
  • Высоко ценят достижения и сильные стороны друг друга.
  • Искренне делают взаимные комплименты, брачному спутнику за вклад в благополучие семьи. (Примеры красивых и искренних комплиментов мужчинам и женщинам вы можете прочитать здесь и в этой статье ).
  • Каждый член семьи стремится со своей стороны создать положительную среду в доме.
  • Помнят о семейных датах, праздниках и юбилеях, делая взаимные подарки друг другу.

Коммуникабельность

Третий столб основания, на котором строятся брачно-семейные отношения — общение. Считающихся жизненной силой любых отношений. Члены семей работают над развитием хороших коммуникативных навыков, проводя много времени в общении друг с другом.

Они могут говорить не только о маленьких, тривиальных вещах, но и о важных жизненных проблемах. Именно так выражаются взаимные любовь и другие эмоции — в контексте общения. Мы не можем не общаться, поэтому от нас зависит, каким будет общение в наших семьях — эффективным или неэффективным. Эффективные средства коммуникации:

  • Открытость, честность и доброта в общении.
  • Умение внимательно без отвлечений слушать спутника жизни.
  • Переспрашивать (просить объяснения) смысл непонятных вещей, а не додумывать то, чего на самом деле не было.
  • Избегать «чтения мыслей», приписывая неверные мотивы партнеру.
  • Ставить себя на место брачного партнера. (Как бы мне хотелось, чтобы со мной разговаривали или слушали)? И так поступать со своей второй половинкой.
  • Доверять друг другу.
  • Избегать взаимной критики или оценки незначительных ошибок членов семьи.
  • Одновременно обсуждать только один вопрос, не перескакивая с темы на тему.
  • Обсуждая проблемы или о чем-то прося либо спрашивая говорить конкретно, а не в общих чертах.
  • Атаковать во время трений саму проблему, а не друг друга.

Совместное времяпрепровождение

Семейные отношения становятся крепче, когда брачные партнеры уделяют друг другу достаточно времени. Притом речь идет не только о количестве совместно проведенном времени для формирования и поддержания хороших отношений, но и качестве этого самого времени. Ведь бесконечное количество времени, проведенного в спорах или скандалах, вряд ли укрепят брачные отношения.

Кроме того, укрепление семейных связей строится также на воспоминаниях о совместно проведенном времени на семейных мероприятиях или торжествах.

Польза от совместного времяпрепровождения:

  • Помогает устранить изоляцию, одиночество и отчуждение.
  • Помогает семье развить единство и чувство сплоченности
  • Помогает избежать «фишинга и смерти» брачных отношений.
  • Улучшает коммуникационный процесс.
  • Дает возможность опираться на другие сильные стороны семьи.

Духовные потребности

Всегда советы психолога по семейным отношениям не обходят стороной тему духовности семьи. Духовные потребности считаются одним из столпов, на котором зиждутся здоровые отношения любого брака. Некоторые люди описывают духовность как силу, помогающую проявлять свои лучшие черты характера в любых аспектах семейной жизни.

Многим духовные принципы помогают найти ответы на самые значимые вопросы жизни: «Что такое жизнь и почему я здесь»? Поэтому независимо, что семья подразумевает под духовностью, но важно признавать наличие этих потребностей и стараться их правильно удовлетворять. Ведь их осознание дает много преимуществ семьям:

  • Помогает членам семьи поддерживать позитивный взгляд на жизнь.
  • Предоставляет надежное руководство для жизни.
  • Обеспечивает чувство свободы и мира.
  • Предлагает поддержку людей, объединенных одной верой, целями или системой убеждений.
  • Обеспечивает духовное наследие.
  • Воспитывает, а также формирует характер в повседневной жизни.
  • Взращивает чувство ответственности перед высшим разумом за то, как распоряжаешься собственной жизнью или близких тебе людей.
  • Помогает семьям справляться с трудностями во время несчастий.
  • Поощряет чувство благоговения и почтения к самой жизни.

Умение в браке быть гибким помогает преодолевать трудности или правильно реагировать на них. Данная способность помогает рассматривать стресс или кризис как возможность расти над собой и чему-то учиться. Опыт решения прошлых проблем увеличивает семейную уверенность в том, что она сможет справиться с большинством неприятностей встречающихся на их пути.

Благополучные семьи делятся некоторыми секретами позволяющими решать проблемы, например, следующими:

  1. Возможность найти что-то позитивное, в любой ситуации и сосредоточиться на этом положительном элементе. Психологи называют это «рефрейминг», то есть способность видеть розу, а не шипы. Знание того, «что все пройдет» позволяет справляться с плохими ситуациями, не оставаясь загруженными плохими эмоциями.
  2. Стрессы, несчастья, проблемы способствуют объединению членов семьи, цель которой справиться с возникшей трудностью. Притом ответственность за урегулирование ситуации разделяется на каждого члена семьи. Где каждый может сосредоточиться на том, что он или она может сделать для решения проблемы.
  3. Хотя многие проблемы или кризисы могут быть решены в семье, но счастливые семьи достаточно умны, чтобы знать, когда эти трудности могут с ними случиться. Кроме того, они не стесняются обращаться за помощью к внешним ресурсам: друзьям, соседям, родственникам или помощи профессионалов. Так как некоторые кризисы могут казаться настолько тяжелыми, что потребуется профессиональная помощь специалистов.
Вам будет интересно  Психология отношений между мужчиной и женщиной в браке

Заключение
Хотя каждая из шести характеристик важна, но отдельно от других они мало принесут пользы для установления хороших семейных отношений в браке. Все шесть качеств взаимодействуют, перекрываются, соединяются и усиливают друг друга, образуя сеть прочности.

Например, человек, у которого нет приверженности к семейным ценностям, вряд ли будет уделять много времени семейным отношениям, сближаться с другими или улучшать общение. Тогда как семьи, привыкшие вместе проводить друг с другом много времени укрепляют приверженность и общение, развивая при этом взаимную признательность.

Выражение признательности усиливает приверженность, а эффективная коммуникация необходима для выражения признательности. Духовность со своей стороны является ценным ключом в развитии гибкости и умения быть признательным, по достоинству оценивая время проведенное вместе.

Изучение и понимание этих шести качеств здоровых отношений — только первый маленький шаг на пути к тому, чтобы наши семейные отношения успешно развивались. Древнекитайский философ Лао Цзы сказал: «Путешествие в тысячу миль должно начаться с одного шага». Вы можете начать свое путешествие в лучшую семейную жизнь, предприняв эти первоначальные шаги.

Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Государственная поддержка семьи

Назад Вперёд

Цель урока: дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений, проанализировать и дать оценку состояния современной семьи и тенденции ее развития; воспитывать чувство ответственности перед семьей и правильные взаимоотношения в семье.
Задачи урока:

  1. Создать ситуацию для проявления эмоционально-личностного отношения каждого обучающегося к деликатной теме урока — теме семьи.
  2. Расширить и углубить знания обучающихся о важнейшем социальном институте на основе их субъективного знания о семье, семейных отношениях; раскрыть характерные признаки семьи, определить ее основные функции и тенденции развития в современном обществе; выявить проблемы современной российской семьи и предпринимаемые государством меры по их решению.
  3. Совершенствовать умения обучающихся сопоставлять общественные явления, обобщать материалы источников, анализировать статистические данные, оценивать различные точки зрения на проблему, обосновывать собственную позицию.
  4. Обеспечить свободный обмен мнениями и реализацию интересов и личностных возможностей обучающихся через структуру формирования рабочих групп, разноуровневые задания, свободный выбор опережающих заданий к уроку

Основные понятия: семья, функции семьи, ценности семьи

Актуальность темы урока обусловлена тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней России, необходимостью приобщения старшеклассников к осмыслению семейных ценностей, проблем сиротства при живых родителях, целях социальной и демографической политики в РФ.

Практическая значимость урока определяется попыткой достучаться до сознания каждого обучающегося, стоящего на пороге взрослой жизни, что залог процветающего общества – счастливая семья, что семейным ценностям суждено жить при условии бережного отношения к ним и передачи будущим поколениям.

Оборудование урока: компьютер и проектор; схемы; раздаточный материал; учебники: обществознание ( под редакцией Л.Н.Боголюбова)

Достижение поставленных целей предполагается через:

  • фактический материал;
  • использование метапредметных связей;
  • отработку универсальных умений и навыков (анализа научного материала, определение причинно-следственных связей, выявление качественных характеристик проблем, отработку понятийного материала, умения вести дискуссию);
  • атмосферу сотрудничества и интеллектуальной свободы на уроке

Ход урока

I. Оргмомент:

Плохо человеку, когда он один.
Горе одному, один не воин.
В. Маяковский (слайд 1)

Подавляющее большинство людей согласятся с В.В. Маяковским. Действительно, для преодоления одиночества люди создают семьи. Испокон веков семья помогала человеку появиться на свет, вырасти и жить. На протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание. Я предлагаю вам составить «синквейн» со словом «семья». (слайд 2)

О социальных институтах семьи и брака пойдет речь на нашем уроке по плану: (слайд 3)

  • Семья как социальный институт
  • Социальный институт брака
  • Традиционные семейные ценности
  • Тенденции развития семьи в современном мире
  • Государственная поддержка семьи.

II. Работа над изучением нового материала.

1. Семья как социальный институт (слайд5)

Важнейшим элементом социальной структуры — социальным институтом — является семья. Положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень его продвижения по пути предоставления гражданам реальных возможностей для социально-культурного развития. Семья исследуется социологами в двух аспектах: как малая социальная группа, объединяющая, в первую очередь, детей и родителей, и как социальный институт. В рамках нашей темы мы рассматриваем семью как социальный институт. Семья как социальный институт – это комплекс социальных норм, образцов поведения, прав и обязанностей, которые регулируют отношения между супругами, родителями и детьми и воздействуют со стороны общества на семейные отношения. Основа отношений – семейные роли. Исполнение семейной роли зависит от правильного формирования ролевого образа, включающего ответы на вопросы:

  • Что соответствует ролевым ожиданиям членов семьи по отношению друг к другу?
  • Что значит быть женой или мужем, старшим в семье или младшим?
  • Какого поведения от вас ждут?
  • Какие правила, нормы диктует вам общество? (слайд 6)

Попробуйте охарактеризовать семейные роли:

  • 1 ряд — супружеские (жена, муж)
  • 2 ряд – родительские (мать и отец)
  • 3 ряд – детские (сын, дочь, сестра, брат и т.д.)

Некоторые ребята получили опережающее задание: подготовить выступление по видам семей по плану:

  • 1 – число детей
  • 2 – характер распределения домашних обязанностей
  • 3 – родственная структура
  • 4 – тип воспитания (презентация Родченковой Марии)

Вспомните, как и почему возникают нормативные механизмы института семьи. Как их можно классифицировать? (презентация Белокур Александра)

(ответы: юридические – регламентируются законодательством:

Культурные – регламентируются ценностными установками;

Этические – регламентируются обычаями, традииями.)

Мы выяснили, что семья в настоящее время является важнейшим социальным институтом. Именно семья выполняет ряд основных функций в обществе. Со времени возникновения рост числа функций постоянно изменяется и пополняется, что связано с государственной политикой и запросами общества. Но есть рад обязанностей, которые стали основой любой семьи и в любое время.

«Мозговой штурм»: определите основные функции семьи. Поработаем с учебником. Запись на доске в виде таблицы:

Функция Содержание
Репродуктивная Биологическое воспроизводство новых поколений и удовлетворение потребности супругов в детях
Социализации Передача культурных ценностей и норм следующим поколениям
Экономическая Совместное ведение хозяйства, зарабатывание средств и совместное расходование семейного бюджета
Социально-статусная Передача детям определенного социального положения
Эмоциональная Психологическая поддержка членов семьи.

(презентация Соколовой Дарьи)

Задание: какие функции семьи иллюстрируют данные ситуации:

  1. Мать с отцом распределили в семье обязанности, связаннные с повседневным обслуживанием: приготовление еды, стирка белья, уборка, приобретение продуктов. При этом некоторые посильные обязанности достались детям. (слайд 7)
  2. В зимние выходные дни вся семья выходит на лыжные прогулки. И младшему трехлетнему сыну приобрели лыжи и стали брать его с собой.
  3. Отец много времени проводит в гараже с машиной: меняет масло, подкачивает колеса, заменяет вышедшие из строядетали новыми. Дети сначала просто наблюдали за работой, потом понемногу стали помогать.

Однако, далеко не все семьи одинаково полно реализуют свои функции. К сожалению, встречаются семьи, которые игнорируют свои функции. Примером таких семей являются, в частности, семьи, где родители являются алкоголиками, в пьяном угаре они забывают о детях, брошенных на произвол судьбы, предоставленных улице, со временем деградирующих как личности и нередко погибающих.

2. Социальный институт брака

С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер: социальный контроль и санкции, наряду с общественным мнением, начали осуществлять государственные органы. Так возник социальный институт брака. На с.105 учебника приведены несколько определений института брака. Какое из них на ваш взгляд наиболее широкое?

Современная цивилизация далеко продвинулась по пути развития личной свободы индивида, возможностей его социального выбора. При этом такой свободе нередко отдается предпочтение перед взаимной ответственностью и сплоченностью семьи. Все более распространенными становятся так называемые «гражданские браки», то есть такие, которые не признаны ни государством, ни церковью. В таких семьях мужа и жену связывают только взаимные чувства и устный договор. Обсуждение проблемы по вопросам:

— Кто и почему вступает в гражданский брак? (слайд 9)

— Когда такой брак уместен?

— Каковы издержки такой формы брачного союза?

Ответы: В гражданский брак чаще вступают:

— молодые люди (студенты, молодые специалисты, «вчерашние»
школьники);

— те, кто временно устраивает свою жизнь (длительно командированные, стажеры);

— те, кто опасается, что развод повредит их карьере, приведет к значительным имущественным потерям.

Гражданский брак: «за» и «против»

(на доске и в тетрадях заполняем таблицу)

— такие отношения выгоднее ранних браков, которые в большинстве случаев через 5-7 лет распадаются

— Они лишены определенного социального статуса.

— Общественное мнение настроено против таких неофициальных союзов.

— Болезненно реагируют на зыбкий статус родителей дети.

— В гражданском браке не защищены имущественные и прочие права супругов и детей

В развитых странах серьезно обсуждается вопрос однополых браков. Права однополых семей полностью приравнены к правам разнополых в Швеции, Норвегии, Дании, Нидерландах и Бельгии, легализовала гражданские союзы для однополых партнеров и Германия. Другие страны запрещают создание таких союзов. Как вы относитесь к данной проблеме? Почему? (презентация Беркуновой Яны)

3. Традиционные семейные ценности.

В традиционной системе ценностей семья всегда занимала видное место. А история наших Российских семейных традиций весьма интересна и занятна. Например, современным супругам было бы любопытно узнать, что до 1917 года без ведома мужа жена не могла поехать даже к собственной маме, если та жила в другом городе. И если строптивая супруга проявляла упорство и непослушание, то мужчина имел полное право заявить на нее в полицию, и бедную женщину снимали с поезда и под конвоем водворяли обратно в дом законного супруга. А про Домострой все очень любят упоминать при любом случае, хотя мало кто знает, какой на самом деле тогда был семейный уклад. Некоторые учащиеся подготовили сообщения об истории брачно-семейных отношений в нашей стране, послушав которые мы попытаемся составить словарь семейных ценностей, которые можно перенести в свои будущие семьи. (презентация Цветлинского Евгения)

На интерактивной доске предлагаю составить словарь семейных ценностей (слайд 10)

(верность, постоянство, любовь, уважение, толерантность, взаимный интерес, понимание)

4. Тенденции развития семьи в современном мире.

Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Её значимость определяется тем, что семья—один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни, и этот институт в настоящее время переживает кризис.( презентация Захарова Сергея))

Переживает ли современная семья кризис?

Кризис семьи проявляется:

  • в росте числа разводов;
  • в увеличении количества добрачных и внебрачных детей;
  • во взаимном отчуждении членов семьи;
  • в ослаблении воспитательного воздействия родителей на детей;
  • в увеличении числа неполных семей;
  • в преобладании нуклеарных семей;
  • в замене традиционных ролей, которые играли муж и жена;
  • семья перестает зависеть от социальных норм и санкций, снижается ценность семьи с детьми;
  • в росте количества социальных сирот.

5. Государственная поддержка семьи.

Проанализируйте следующие факты:

Еще в начале XX века русская семья имела в среднем 8-10 детей. К концу 30-х годов этот показатель упал до 6-7. Новая волна уменьшения числа детей в семьях пришлась на 60-е годы, а сегодня этот показатель равен 1,5 – 2 . “Негативные проявления в области семьи”- не частный случай. В Германии и Америке проблем на семейном фронте не меньше, чем в неблагополучной России. Ослабли социальные ограничения в сфере семейного поведения, расширились рамки индивидуального поведения, возросло разнообразие форм и типов отношений в семейной сфере. Все большее количество детей растет с одним из неродных родителей. Повторные браки разведенных, совместная жизнь, аналогичная браку, и т. д. “Естественным ядром” семьи становится самая прочная в глазах общества “связка” — мать и ее дети. Подтверждается поговорка, что матерей создает природа, а отцов – общество. Современному обществу не удается задача сделать из мужчин отцов. Это закономерный для модернизируемого общества переход к новым формам брачных и семейных отношений, оформление которых еще не закончено. (слайд 11)

  • Чем вызвана эта тенденция в развитии семейных отношений?
  • Каковы последствия этой тенденции?
  • Какие меры принимаются для предотвращения негативных последствий де популяции и поддержки российской семьи?

Один из возможных вариантов итогов обсуждения.

  • увеличение размера пособий по уходу за ребенком до полутора лет.
  • введение компенсации затрат на детское дошкольное воспитание;
  • разработка программы по материальному стимулированию устройства на воспитание в семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • увеличение стоимости родовых сертификатов.
  • учреждение материнского капитала в размере 250 тыс. рублей с 1 января 2007 года.
  • регулярное повышение МРОТ и пенсий.

Наш урок подходит к концу. Давайте решим небольшой тест по пройденному материалу. (слайд 12)

«Семья – это – основанная на _________ (1) и/или кровном родстве малая __________ (2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными ___________ (3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный __________ (4), т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, т.е. сексуальные отношения, деторождение и первичная ____________ (5) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к ___________ (6) и лицам пожилого возраста».

Выберите из списка слова, которые необходимо вставить на места пропусков.

А) дети, Б) брак, В) социализация, Г) коллектив, Д) обязанности, Е) институт, Ж) отношения, З) группа, И) любовь, К) уважение.

Подведение итогов урока. Оценка работы обучающихся.

Домашнее задание:

Общее для всего класса: §11, задачи к §.

По выбору: сочинение-эссе по теме: “Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности”. А. Шопенгауэр.

Источник https://e-turchaninov.ru/sotsialnaya-psihologiya-semejnyh-otnoshenij/

Источник https://urok.1sept.ru/articles/614417

Источник

Источник

Author: mag

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *