Семья — это тренинг личностного роста длиною в жизнь

Семья — это тренинг личностного роста длиною в жизнь

Бог справедливый и честный. Он оценивает действия человека и поступает в соответствии с ними. Люди совершают поступки — Господь отвечает последствиями. Если человека, который засунул пальцы в розетку, ударило током, это не кара Божья и не случайность. Это божественная справедливость. Закономерное последствие его действий. Если хочешь, чтобы Бог что-то подарил, поступай правильно. Подарок в виде приятных результатов твоей деятельности обязательно появится.

Счастливая семья — это результат

Ожидать счастья от семьи — неправильный подход. Он уменьшает вероятность получения этого счастья. Его легче обрести где-то в другом месте: в спорте, в достижениях на работе.

Семейная жизнь нужна, с моей точки зрения, не для счастья. Семья — это труд, а счастье является последствием этой тяжёлой работы.

Именно ожидание счастья в семье приносит много несчастья. Если женщина ждёт, что Бог, муж или дети должны ей что-то подарить, она становится разочарованной.

Семейная жизнь — это необходимость, обязанность, долг, инструмент для создания и рождения потомства. Человек должен жить с семьёй и воспитать детей. Я верю, что Бог дал повеление плодиться и размножаться и создавать семьи. Если у меня есть семья, я выполняю заповедь Всевышнего.

Бог сказал, что человек не может быть полноценным без семьи. Как при беге напрягаешься, чтобы стать сильнее, так же в семейную жизнь нужно входить с намерением стать лучше. В семью надо идти как на тренинг личностного роста длиною в жизнь.

Важно воспринимать семью как место, где ты должен дать счастье, а не получить. Осчастливить жену, мужа, детей. Мы должны быть добрыми и помогать другим. А семья — то место, где находятся твои самые близкие люди.

К семье нужно относиться как к работе. И не там искать счастья, а совершенствоваться и прилагать усилия. Если человек сам счастлив, то он легко дарит счастье другому. Если он несчастлив и ждёт, что другой должен ему дать счастье, а второй партнёр такой же, это гарантия разрыва семьи. Если оба в отношениях счастливы и хотят сделать счастливыми друг друга, это гарантия счастливой семейной жизни.

Кто такая доблестная жена и почему её так сложно найти?

В Книге притчей Соломоновых, в 31 главе, царь Соломон даёт описание идеальной супруги. Из него можно понять, как полностью соответствовать ожиданиям Бога от жены. Если выполнять то, что говорит Господь, и стремиться сделать счастливым другого человека, Он подарит счастливую семейную жизнь.

Давайте посмотрим несколько отрывков из Книги притчей (с моим комментарием). В них царь Соломон только начинает перечислять качества «добродетельной (доблестной) жены».

«Кто найдёт добродетельную жену? Цена её выше жемчугов».

Библия, Книга притчей Соломоновых, глава 31, стих 10.

«Уверено в ней сердце мужа её, и он не останется без прибытка».

Библия, Книга притчей Соломоновых, глава 31, стих 11.

«Она воздаёт ему добром, а не злом во все дни жизни своей».

Библия, Книга притчей Соломоновых, глава 31, стих 11.

Вместо эпилога

Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Президент Международной Профессиональной Ассоциации Коучей и Тренеров. Почетный Профессор бизнес-школы СИНЕРГИЯ. Обучил более 5000 бизнес-тренеров и коучей. Клиенты: Procter&Gamble, Deloitte, AVON, MTC и др. Автор 15 бестселлеров.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

На главную Коррекционная работа психолога в школе Тренинги Тренинг по развитию конструктивного образа будущей семьи

Тренинг по развитию конструктивного образа будущей семьи
Коррекционная работа психолога в школе — Тренинги

Предлагаем сценарий тренинга для учащихся, который подготовила Татьяна Крылова, доцент кафедры педагогики и психологии АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», к. психол. н., доцент.
Сценарий направлен на развитие конструктивного образа будущей семьи.
ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК
Участники: группа обучающихся 10-11-х классов до 14 человек.
Цель: сформировать позитивный образ будущей семьи.

Задачи:
— актуализировать представления участников об образе семьи;
— способствовать самоанализу собственных представлений о себе и партнере;
— познакомить с различными стилями поведения; развить умение анализа жизненных проблем.
Примерное время: 2 часа

Этап 1. Вводный

Упражнение «Разговор с попутчиком»
Цель: развить коммуникативные умения.
Участники садятся на стулья лицом друг к другу, образуя внешний и внутренний круги.
Педагог-психолог: Представьте, что вы находитесь в купе поезда и общаетесь с постоянно меняющимися попутчиками. По моему знаку вы одновременно (по 3 минуты каждый) обмениваетесь монологами по заданной теме. После того как вы завершите монологи в паре, те, кто образует внешний круг, пересаживаются по часовой стрелке на один стул.
Темы для обсуждения: «Что я ожидаю от занятия в группе», «Какие у меня трудности в общении», «Что меня радует в общении с друзьями и близкими», «Какой я», «Что я изменил бы в своем поведении», «Состав моей семьи», «Самое интересное событие в последний год».

Этап 2. Основной

Упражнение «Представление о будущей семье»
Цель: актуализировать представления участников об образе семьи.
Педагог-психолог: Закройте глаза и представьте, что вы взрослые. Вы идете по улице, подходите к своему дому, поднимаетесь по лестнице, открываете дверь своим ключом. Что вы видите? Что слышите? Какие запахи ощущаете? Кто вас встречает в этом доме? Кого вы видите? Какое у них настроение? Чем заняты эти люди?
Попросите каждого участника поделиться впечатлениями о том, что он видел.

Упражнение «Если бы я был…»
Цель: способствовать самоанализу собственных представлений о себе и партнере.
Предложите участникам описать, какими они видят себя и своего будущего партнера в браке, если бы они были игрушкой, растением, животным, музыкальным инструментом, транспортом, фруктом. Далее участники получают листы бумаги и задание заполнить три колонки: «достоинства будущего мужа», «достоинства будущей жены», «достоинства обоих партнеров».

Упражнение «Волшебное зеркало»
Цель: развить рефлексивные способности.
Участники разбиваются на пары. Один из них играет роль зеркала. Второй участник просит свое зеркало рассказать, каким оно видит его в прошлом, настоящем и будущем. Потом партнеры меняются позициями. На упражнение отведите 5 мин.

Упражнение Мои сильные и слабые стороны
Цель: проработать личностные ресурсы участников.
Педагог-психолог: У каждого человека есть свои сильные и слабые стороны. Считается, что сильные стороны помогают успешно справляться с разными проблемами, а слабые стороны мешают этому. Возьмите чистый лист бумаги и разделите его на две половинки. На одной половине напишите, что вы считаете своими сильными сторонами, а на другой – слабыми.
На это задание участникам отведите 10 минут.
Педагог-психолог: Теперь предлагаю подумать, всегда ли нам мешают наши «слабые» стороны? Есть ли ситуации, в которых они нам помогают? Какие это ситуации?
Предложите участникам переформулировать свои «слабые» качества. Например: «Моя неуверенность помогает мне избегать неприятных, ненужных и опасных знакомств», «Моя лень помогает мне избегать излишней суеты».
Педагог-психолог: Наши «слабые» стороны тоже могут быть необходимыми. Разделение на «сильные» и «слабые» стороны условно, так как все проявления личности реализуются в конкретных ситуациях. Все качества личности, так же как и ваш жизненный опыт, можно назвать вашим личностным ресурсом. Как вы понимаете слово «ресурс»? Почему качества мы можем назвать «ресурсом»? Кроме нашего внутреннего ресурса есть еще внешние ресурсы, это те люди, которые нас окружают, предметы, которые помогают нам, но не являются частью нашего внутреннего мира. Например, это поддержка друзей, родителей, домашний уют, любимое занятие, хорошая, вкусная пища. Сейчас я предлагаю вам составить список своих «внешних» ресурсов. Какие предметы, люди помогают вам справляться с вашими проблемами? Кто вам помогает, вселяет уверенность, повышает настроение, справедливо критикует?

Упражнение «Стиль общения»
Цель: познакомить с различными стилями поведения.
Организуйте общую дискуссию на заданную тему, например: «Есть ли различия в психологии мужчины и женщины?» или «Мои аргументы в защиту или против создания семьи». Каждому участнику предложите выполнить индивидуальное задание -» . Оно указано на карточке, которую участники берут по вашему сигналу перед началом упражнения. Участник про себя читает это задание и переворачивает карточку так, чтобы окружающие не видели и не знали, какую роль он будет играть.
В ходе дискуссии каждый старается, как можно точнее выполнить инструкцию, то есть сыграть доставшуюся роль, а остальные все вместе должны внимательно «вчитываться» в роли участников дискуссии с тем, чтобы определить, какую же роль получил тот или иной член группы. Время дискуссии 10–15 минут.
Далее участники обсуждают, как они поняли роли друг друга. Затем каждый вслух зачитывает то задание, которое он старался выполнить. Группа оценивает, как это получилось.
Педагог-психолог: Что в поведении друг друга вам помогало или мешало в понимании поставленных задач?

Упражнение «Найти общее»
Цель: развить навыки активного слушания.
Подготовьте карточки с темами для беседы. Для пары участников карточки должны быть одного цвета. Предложите «проиграть» ситуацию диалога. Участники делятся на пары, собеседники выбирают карточку с темой для беседы, не показывая друг другу свою тему. Говоря на свою тему, участнику нужно постараться найти общие точки соприкосновения, связки между темами, используя приемы активного слушания. Дайте 3 минуты на обдумывание своей темы, после чего участники приступают к беседе.
Педагог-психолог: Поделитесь своими впечатлениями от беседы. С какими трудностями вы столкнулись в процессе беседы? Какие находки вы обнаружили в ходе беседы? Что нужно для того, чтобы найти общее в разных темах?

Упражнение «Образ семьи: мои представления и ожидания»
Цель: способствовать самоанализу собственных представлений об образе семьи.
Участники делятся на пары по счету и получают задание, обсудить представление о своей роли в семье с другими ее членами.
Вопросы для обсуждения:
1. Какого отношения к себе я бы хотел от своих родных?
2. Чему мне необходимо учиться во взаимоотношениях со своими родными и близкими людьми?
3. Какие традиции и ценности семьи я хотел бы сохранить и передать следующему поколению? Участники обмениваются мнениями по очереди, отвечая в течение трех минут на каждый вопрос. Затем делятся впечатлениями в общем кругу.

Анализ притчи
Цель: развить навыки конструктивного восприятия позитивных и негативных событий.
Прочитайте участникам текст притчи про двух друзей, которые идут по пустыне (см. ниже). Попросите старшеклассников ее проанализировать. В ходе работы с притчей предложите ответить на вопрос: «Какое влияние оказывает восприятие человеком разных событий, ситуаций на его эмоциональное состояние, взаимоотношения с другими людьми?».

Упражнение «Семейные роли»
Цель: способствовать самоанализу представления о распределении ролей в семье.
Участники получают листы бумаги с таблицей в две колонки. В левой колонке даны роли в семье: «Голова», «Душа», «Руки», «Ноги». Задание – вписать в правую колонку тех, кто будет выполнять соответствующие роли в их будущей семье.
Педагог-психолог: Какие новые стороны взаимоотношений в вашей будущей семье вы для себя открыли? Какие чувства вы испытали по отношению друг к другу в каждой роли? Какой опыт вы приобрели?
Кроме семейной роли каждый из супругов играет социальную роль. Степень ее реализованности также влияет на отношения между супругами. Например, один из супругов продвигается по профессиональной лестнице, испытывает постоянную потребность в самосовершенствовании, а другой остановился в личностном и профессиональном развитии. В какой-то момент супруги могут перестать быть интересными друг для друга. Для того чтобы этого не произошло, важно помогать друг другу в социальном росте.
Участники получают задание – разделить лист на две колонки: 1) права; 2) обязанности. Задача старшеклассников – составить список прав и обязанностей отдельно для мужа и для жены.

Памятка для старшеклассников
Как предотвратить конфликты в семье

  • Уклоняться от спора, наказывать молчанием, заниматься саботажем.
  • Использовать свое знание личности другого человека для унижения и неконструктивной критики.
  • Отвечать на критические замечания агрессией и обвинением другого.
  • Симулировать мнимое согласие или глубокую обиду.
  • Навязывать другому свое мнение и интересы.
  • Негативно оценивать, критикуя кого-либо или что-либо, представляющее ценность для другого.
  • Усиливать неуверенность другого в решении проблемы, эмоционально нагнетать ситуацию.
  • Оценивать поступки другого, не зная их мотивов и причин.
  • Преувеличивать собственные способности и достоинства, считать себя всегда и во всем правым.
  • Ясно выделить проблему и переформулировать аргументы другого своими словами
  • Открыто выражать свои позитивные и негативные чувства.
  • Быть готовым к разным оценкам своего поведения.
  • Выяснить позиции, в которых вы сходитесь или расходитесь и какие из них наиболее значимы для каждого из вас.
  • Задавать вопросы, которые помогают прояснить чувства, потребности и интересы другого.
  • Уважать право другого на выбор значимых для него ценностей.
  • Рационально рассмотреть разные варианты решения проблемы, выбрав оптимальный.
  • Научиться слушать и слышать другого, принимать его позицию, отличную от своей.
  • Понимать индивидуальные особенности и отличия людей друг от друга.

Беседа по памятке «Конфликты в семье»

Цель: способствовать самоанализу представления о способах предотвращения конфликта в семье.
Познакомьте участников с пунктами из памятки по предотвращению конфликтов в семье. Обсудите представленные позиции.

Анализ притчи

Цель: развить умение анализа жизненных проблем.
Прочитайте участникам текст притчи «Морковь, яйцо и кофе». Попросите старшеклассников ее проанализировать. В ходе работы с притчей предложите ответить на вопросы: «В чем различия в отношении людей к жизненным обстоятельствам? Как это помогает (или мешает) решать жизненные проблемы?»

Тексты притчей для обсуждения со старшеклассниками
ПРИТЧА ПРО ДВУХ ДРУЗЕЙ, ИДУЩИХ В ПУСТЫНЕ
Два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Он молча написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину». Друзья молча продолжали идти и через много дней нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул, и друг его спас. Когда он пришел в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Тот, кто дал пощечину и который спас жизнь своему другу, спросил его: «Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?» И друг ответил: «Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это».
ПРИТЧА «МОРКОВЬ, ЯЙЦО И КОФЕ»
Приходит к отцу молодая девушка и говорит:
– Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил… что мне делать? Отец вместо ответа поставил на огонь три кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую яйцо, в третью насыпал кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь, яйцо и налил в чашку кофе. – Что изменилось? – спросил он свою дочь.
– Яйцо и морковь сварились, а кофе растворился в воде, – ответила она. – Это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри – твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, но изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств. Так и люди – сильные внешне могут стать слабыми там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут… – А кофе? – спросила дочь.
– Кофе полностью растворился в новой враждебной среде и изменил ее – превратил кипяток в ароматный напиток. Есть люди, которые изменяют сами обстоятельства и превращают их в прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации.

Упражнение «Герб нашей семьи»
Цель: способствовать самоанализу и определению символа будущей семьи с использованием проективных техник.
Участники получают листы и инструкцию.
Педагог-психолог: С давних пор люди составляют гербы из разных символов, в которых они находили поддержку и силу. В гербе имели отражение: имя, символ, личная сила, сильная черта характера, внешняя сила (что поддерживает извне), «подвиг» (ситуации, в которых вы были «на высоте»), мечта. Нарисуйте герб своей будущей семьи.
Участники рисуют гербы, затем представляют их в общем кругу.

Упражнение «Традиции моей семьи»
Цель: актуализировать представления о семейных традициях.
Участники получают листы бумаги и задание: перечислить традиции семьи, в которой они выросли, и те, которые бы хотели иметь в своей будущей семье.

Упражнение «Солнечная система»
Цель: способствовать самоанализу и согласованию семейных ценностей.
Раздайте участникам листы бумаги и фломастеры.
Педагог-психолог: Представьте, что вы – Солнце, вокруг которого вращаются другие планеты (те, кто вас окружает). Нарисуйте свою «Солнечную систему», в которой отметьте тех людей, которые будут вас окружать. Проанализируйте, почему вы расположили значимых для вас людей в таком порядке. Продолжите текст предложения: «Для того чтобы в моей Солнечной системе царили гармония и взаимопонимание, необходимо …»

Этап 3. Заключительный

Цели: установить обратную связь, проанализировать опыт, полученный в группе.
Попросите каждого участника группы завершить фразу: «На этом занятии я …» Подведите итоги тренинга, обменяйтесь мнениями.

Варианты заданий для карточек к упражнению «Стиль общения»

НАБОР ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
1. Ты должен внимательно слушать других. Выступить не менее трех раз, каждую свою реплику начиная с того, что говорил предыдущий оратор. При этом спрашивать: «Правильно ли я тебя понял?» – и вносить необходимые поправки в свои слова.
2. Ты должен как минимум два раза высказаться во время дискуссии. Будешь слушать других только затем, чтобы найти предлог для смены направления разговора и подмены его обсуждением твоего вопроса.
3. Ты будешь активно участвовать в разговоре, выступишь не менее трех раз, чтобы у других создавалось впечатление, что ты очень много знаешь по этому вопросу и очень много пережил.
4. Ты – ярый спорщик. Ни в чем, ни с кем и никогда не соглашаешься! Упорно отстаиваешь свою позицию во время дискуссии.
5. Тебе не дается никакого задания. Веди себя во время дискуссии так, как ты обычно ведешь себя во время групповых обсуждений.
6. Ты должен во всем со всеми соглашаться, очень просто и быстро меняя свое мнение.
7. Ты должен как минимум три раза высказаться, всякий раз ты будешь говорить что-то, но твои слова должны быть абсолютно не связаны с тем, что говорили другие. Будешь вести себя так, словно совершенно не слышал того, что говорили до тебя.
8. Твое участие в разговоре должно быть направлено на то, чтобы помогать другим как можно полнее выразить свои мысли, после выступления каждого участника делай небольшое резюме.
9. Как минимум пять раз постараешься вступить в разговор. Будешь слушать других для того, чтобы вынести какие-то оценки и суждения конкретным участникам дискуссии, то есть всех должен оценить.
10. Ты – очень деловой человек. Весь разговор тебе кажется бесполезным, поэтому ты периодически предлагаешь «подвести черту» и «сделать выводы».
11. Тебе очень скучно при этом разговоре, так как тема тебя совершенно не волнует.
Источник: Справочник педагога-психолога. Школа, №8, 2018г

Источник https://5sfer.com/semya-eto-trening-lichnostnogo-rosta-dlinoyu-v-zhizn/

Источник http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/45-trainings/2607-trening-po-razvitiyu-konstruktivnogo-obraza-budushhej-semi

Источник

Источник

Вам будет интересно  Семья и дети в картинках
Author: mag

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *