Семейное воспитание: стили и типы. Их характеристика и влияние на ребенка

Содержание

Семейное воспитание: стили и типы. Их характеристика и влияние на ребенка

Семья – первый социальный институт в жизни ребенка. Азы личности, заложенные семьей в первые годы жизни, не изменит и не заменит ни детский сад, ни школа в дальнейшем. То, что человек представляет из себя во взрослой жизни – в большей степени результат семейного воспитания. Какие стили и типы семейного воспитания создают гениев, а какие преступников? Есть ли эта связь вообще? И существует ли «противовес» семейному воспитанию? Давайте разберемся.

«Без любви ребенка можно вскормить, но воспитание, лишенное любви и человеческого тепла, никогда не преуспеет в том, чтобы сделать из него самостоятельного человека», – Дональд Винникотт.

Первичная социализация ребенка как основная функция семьи

Говоря языком психологии, семья обуславливает первичную социализацию ребенка. Детский сад, школа, университет – вторичная социализация. Естественно, первичная важнее. Она закладывает основные способы реагирования личности на проблемы, модели поведения, установки. Что подразумевается под первичной социализацией:

  • освоение языка и эмоционального строя;
  • освоение основных ценностных норм и содержательных представлений общества.

Цель первичной социализации в семье – сформировать у ребенка социальную ответственность и умение подчинить индивидуальное общему.

Социализации ребенка проходит через имитацию и идентификацию.

  • Через имитацию ребенок усваивает элементы культуры, навыки, традиции, обряды. Но для имитации, то есть подражания, должен быть пример. И это родители.
  • Идентификация – принятие норм и убеждений как своих внутренних (или непринятие). На этом этапе еще не все потеряно. И даже если семья неблагополучная, но на ребенка оказывается более благоприятное влияние извне, то он может не принять образец родителей. Наглядный пример: в семье алкоголиков у детей обычно два сценария: повторить образ родителей или наоборот категорически не воспринимать алкоголь. Середина бывает крайне редко.

Когда члены семьи не справляются со своими обязанностями и правами, возникает дисгармония в семье. Из-за дисгармонии – дисфункциональность. При дисфункциональности семьи и других институтов общественного воспитания возникает дезадаптация ребенка и социальная дезадаптация как массовое явление. Это в свою очередь приводит к десоциализации, что и наблюдается в современном обществе.

Воспитательный потенциал семьи

Семья – это нить между ребенком и обществом, другими социальными институтами. Нравственные нормы, правила, мораль закладываются в семье, притом в первые 5 лет жизни ребенка. Формируются такие общечеловеческие ценности, как честность, справедливость, доброта, верность, великодушие, самоотверженность и т. д.

В противном случае может сформироваться эгоистичное поведение, разрушительные устремления (агрессивность, враждебность, злоба, ненависть). В конечном счете это возможно приведет к аморальному поведению. Тогда человек будет представлять опасность для общества и себя. Потому ценность семейного воспитания безгранична для общества.

В рамках семейного воспитания осуществляется:

  • патриотическое;
  • этнокультурное;
  • эстетическое;
  • нравственное;
  • физическое;
  • сексуальное и гендерное воспитание.

Семья – это первая педагогическая система, в которую попадает ребенок. Притом в этой системе он находится постоянно. А значит, каждое действие родителей, слово, жест имеет воспитательное значение. Воспитание в семье реализуется постоянно, каждый день в рамках совместного быта детей и родителей.

В этом и состоит уникальность семейного воспитания: в его непрерывности и продолжительности, более эмоциональном характере и устойчивом влиянии.

В современном мире наблюдается снижение воспитательного потенциала семьи. Тому есть несколько причин:

  • нехватка времени на воспитание из-за чрезмерной трудовой занятости родителей;
  • недостаток совместного времяпрепровождения и общения детей и родителей;
  • разрастание ценностной пропасти между поколениями, а как следствие – их отчуждение;
  • усиление влияния внешних неблагоприятных факторов на микроклимат в семье.

В результате взаимоотношения родителей и детей страдают количественно и качественно. Во-первых, это недостаток совместного времени. Во-вторых, это недостаток понимания и доверия в отношениях.

Немалое влияние на семью оказывают и личностные особенности родителей. Негативно влияет:

  • неустойчивость, противоречивость личности;
  • неадекватная самооценка;
  • неуверенность в себе;
  • эгоцентризм;
  • акцентуированные черты характера;
  • чрезмерно выраженный характер переработки чувств и переживаний;
  • негибкость мышления.

От отношения родителей к ребенку будет зависеть отношение ребенка к самому себе позже.

Задачи семейного воспитания

К задачам семейного воспитания относится следующее:

  • Создание максимально благоприятных условий для духовного, физического и нравственного развития ребенка.
  • Обеспечение социально-экономической и психологической защищенности ребенка в семье.
  • Передача опыта создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей.
  • Обучение детей необходимым умениям, навыкам для ухода за собой и близкими людьми.
  • Воспитание чувства собственного достоинства.
  • Формирование социальной активности ребенка и социальной устойчивости к негативному влиянию среды.

Принципы семейного воспитания

Кризис

К принципам семейного воспитания, обуславливающим благополучное развитие ребенка, относится:

  • гуманность (с детьми легко, когда им рады, а не наоборот);
  • открытость и доверительность отношений;
  • последовательность требований;
  • благоприятный социально-психологический климат в семье;
  • включенность детей в семейный быт;
  • помощь и поддержка ребенка в любой ситуации.

Соответственно, хорошими для воспитания условиями считается:

  • эмоционально положительные взаимоотношения супругов;
  • любовь и уважение членов семьи;
  • внимание и дисциплина;
  • совместное времяпрепровождение;
  • телесный контакт с детьми (объятия, поглаживания).

Стили семейного воспитания

«Зависимость от родителей, которая внушается детям как добродетель повиновения родителям, является выражением ничем не регулируемой родительской власти», – Франсуаза Дольто.

Существует 3 основных педагогических стиля воспитания в семье. Каждый из них по-своему влияет на ребенка.

Авторитарный

Родители подавляют ребенка и пользуются своей властью. Дети в итоге вырастают мрачными, недоверчивыми и пассивными.

Попустительский

Родители мало занимаются ребенком. По сути, он предоставлен сам себе. Дети при таком воспитании не умеют выстраивать планы и достигать целей, не отличаются упорством.

Демократический

Родители способствуют развитию ребенка, поощряют его интересы и развивают способности. Дети вырастают любознательными и активными во всех сферах жизни, отличаются самостоятельностью.

Существует и более расширенная классификация стилей семейного воспитания:

  1. Кумир семьи. Ребенок всегда находится в центре внимания, его малейшие прихоти удовлетворяются. Вседозволенность и восхваление не идет на пользу будущей личности, ребенок вырастает эгоистичным и с неадекватной самооценкой.
  2. Золушка. Ребенок живет в условиях наказания и ругани. Эмоциональную поддержку он не получает. В дальнейшем это будет тихий, забитый человек с заниженной самооценкой и, возможно, скрытой агрессией.
  3. Гиперопека. У ребенка отсутствует право выбора, за него все решают родители. В итоге он вырастает пассивным и несамостоятельным, не готовым к самостоятельной жизни.
  4. Непоследовательность и противоречивость. Встречается в двух моделях: «кнут и пряник» или рассогласованность стилей мамы и папы. Личность ребенка становится неустойчивой, развивается двуличность и неопределенность, внутренние конфликты.
  5. Гипоопека. Воспитание ребенка пускается на самотек. В итоге ребенка воспитывает улица, интернет или кто-то еще. Вариантов развития множество, но большие из них, к сожалению неблагополучны.
  6. Попустительско-снисходительный. Родители не наказывают ребенка или чисто формально указывают на нежелательное поведение. При таком раскладе ребенок растет в убеждении, что «ему ничего не будет».
  7. Круговая оборона. Родители не слушают мнение со стороны о неприемлемом поведении ребенка, сами его не замечают и считают, что их ребенок всегда прав.
  8. Демонстративный. Родители утрированно подчеркивают «хулиганистый нрав» своего «сорванца и неслуха». Делают вид, что переживают, но сами гордятся таким поведением ребенка.
  9. Педантично-подозрительный. Родители проявляют тотальный контроль и недоверие. Ребенок становится тревожным и нервным, агрессивным.
  10. Жестко авторитарный. Ребенок не имеет права голоса, выбора, его возражения не принимаются. Ребенок вырастает стеснительным, замкнутым или агрессивным.
  11. Увещевательный. Родители проявляют свою позицию только на словах. В итоге они теряют авторитет в глазах ребенка. Ребенок становится сам себе хозяин.
  12. Расширенная сфера родительских чувств. Родители нарушают личное пространство ребенка, хотят знать все, не оставляют ему никаких личных тайн. Это чревато агрессией, внутренними конфликтами ребенка, недоверием к людям.
Вам будет интересно  Проблемы семьи в современном обществе

Родительские установки

Стиль воспитания – отношение ко всем детям и воспитанию как таковому. Родительская позиция (установка) – отношение к конкретному ребенку. Можно выделить 4 типа родительских установок.

Принятие и любовь

Коронная фраза родителей: «Ребенок – центр моих интересов». Родители проводят много времени с ребенком, занимаются совместными делами, проявляют нежность. В итоге ребенок развивается нормально, испытывает чувство близости с родителями.

Явное отвержение

Коронная фраза: «Ненавижу этого ребенка, не буду о нем тревожиться». Родители невнимательны и жестоки с ребенком, избегают контакта с ним. В итоге ребенок вырастает эмоционально неразвитой личностью, агрессивным, с преступными наклонностями.

Излишняя требовательность

Девиз: «Не хочу ребенка таким, какой он есть». Родители придираются к ребенку, постоянно критикуют, не хвалят. В будущем для ребенка характерна фрустрация и неуверенность в себе.

Чрезмерная опека

Девиз: «Все сделаю для моего ребенка, посвящу ему жизнь». Воспитание отличается чрезмерными поблажками или ограничением свободы. Ребенок вырастает инфантильным (особенно в плане социальных отношений), несамостоятельным.

Типы семейных отношений

Незрелость

Если мы говорим о типе, то речь идет о самих взаимоотношениях членов семьи: убеждения, установки, ценности. Если о стиле, то это чисто педагогическое поведение родителей: приемы, способы, методы. По типу воспитания можно выделить следующие семьи.

Диктат

Название говорит само за себя: родители диктуют ребенку, как ему нужно жить. Такой тип:

  • негативно влияет на развитие инициативы ребенка, веры в себя, чувства собственного достоинства;
  • провоцирует развитие неадекватной самооценки, неудовлетворенности многих потребностей, в том числе высших (саморазвитие, самоутверждение, самореализация).

Опека

Речь идет о чрезмерной заботе родителей в отношении ребенка. При таком типе возможны два исхода социализации:

  • ребенок в итоге оказывается не готов к жизни, он безответственен, объективно и субъективно неблагополучен;
  • отмечается деспотическая направленность характера.

Невмешательство

Родителям безразлична жизнь ребенка, они не имеют авторитета в его глазах и не являются значимой группой. Последствие – отчуждение ребенка.

Конфронтация

Предполагает противоборство родителей и ребенка, отстаивание своего мнения каждой из сторон. Последствия такого типа: неадекватная самооценка, механизмы конфликтного взаимодействия, негативные качества личности (грубость, скандальность, цинизм и прочее).

Сотрудничество

Оптимальный и желаемый для успешной благополучной социализации тип воспитания. Это взаимодействие, сотрудничество семьи, взаимоуважение.

Материнское отношение

Особняком хочу рассмотреть влияние отношения матери к ребенку на его развитие. Научно доказано, что именно эта связь является первоосновой всего развития человека.

Первый тип

Такие матери легко и быстро приспосабливаются к потребностям ребенка. Их поведение поддерживающее и разрешающее. Матери этого типа не ставят конкретных целей, а ждут, пока ребенок сам созреет для чего-то.

Второй тип

Матери второго типа стараются сознательно приспособиться к потребностям ребенка, но не всегда успешно. Из-за этого поведение матери становится напряженным, а отношения с ребенком формальными. Такие матери чаще доминируют.

Третий тип

Матери ведут себя как матери только в силу долга, никаких чувств они не испытывают. Они жестко контролируют ребенка, проявляют холодность, очень категоричны и хладнокровны в вопросах приучения к чему-либо (не учитывают развитие конкретного ребенка).

Четвертый тип

Непоследовательные в своем поведении матери. Неадекватно относятся к возрасту и потребностям ребенка. Воспитательные методы и реакции на поведение ребенка противоречивы. Они плохо понимают своего ребенка.

Самым неблагополучным для ребенка является последний тип, он формирует тревожность и неуверенность ребенка. Первый же тип – самый благоприятный. Он воспитывает в ребенке ощущения контроля над собственной жизнью.

Психологические требования к семейному воспитанию

характер

Чтобы семейное воспитание шло на пользу ребенку, важно придерживаться следующих принципов.

  1. Прежде чем воспитывать какое-либо чувство, качество, отношение, нужно сформировать у ребенка потребность в этом чувстве, качестве, отношении. То есть создать мотивирующую ситуацию.
  2. Важно уделять большое внимание оценке (словесной). Это подкрепление для желаемых и нежелаемых поступков. Притом на положительном поведении нужно больше акцентировать внимание. Как правило, родители наоборот чаще и сильнее ругают, а похвалить за что-то бытовое и незначительное (казалось бы) забывают.
  3. Любое качество личности нужно формировать в процессе деятельности, а не на словах. В семье доступны все основные виды деятельности: труд, общение, игра. Но важно учитывать возраст ребенка.
  4. Воспитывая что-то, важно акцентировать внимание на чувственной сфере, нежели интеллектуальной. Ребенок должен прочувствовать каждое качество.
  5. Нужно ориентироваться на положительные качества ребенка и уважать его личность.

Воспитанность

Воспитанность – результат воспитания. Она проявляется внешне (выполнение норм и правил поведения) и внутренне (моральные установки и мотивы, нравственный выбор). Можно выделить два уровня воспитанности ребенка.

Высокий уровень

Большой запас нравственных знаний (отношение к себе, труду, другому человеку, обществу). Согласованность знаний с убеждениями и мотивами. Единство убеждений и действий. Единое личностное мировоззрение. Развитая сила воли, способность к целеполаганию. Доведение дела до конца, несмотря на трудности. Человек уверен в себе, преобладают положительные эмоции и чувства.

Низкий уровень

Неоднозначные представления о том, что нравственно, а что безнравственно. Личные мотивы расходятся с общественными нормами поведения. Нравственные знания и убеждения рассогласованные. Целеполагание «хромает»: цели нереальные или ситуативные, легко разрушаются при малейших трудностях. Человек тревожен и не уверен в себе, преобладают отрицательные эмоции и чувства.

Частые ошибки семейного воспитания

  1. Безнадзорность детей. Чаще обусловлена чрезмерной занятостью родителей.
  2. Гиперопека.
  3. «Ежовые рукавицы», то есть постоянные наказания и порицания.
  4. Условия повышенной моральной ответственности. То есть чрезмерные требования и ожидания со стороны родителей. Стремление, чтобы их ребенок походил на какой-то идеал или завершил их планы.
  5. Отчужденность и холодность. Как правило, возникает в случае нежеланной беременности.
Вам будет интересно  Психология взаимоотношений родителей и детей в семье

Послесловие

Семья для ребенка – микромодель общества. Она формирует жизненные установки, социальные ценности и ориентации личности в детском возрасте. Опыт, приобретенный детьми к определенному жизненному этапу, обуславливается характерными особенностями семьи: вкусами, жизненными ценностями и целями, бытом.

В. А. Сухомлинский писал: «Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где отец и мать по-настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают людей. Я сразу вижу ребенка, родители которого глубоко, сердечно, красиво, преданно любят друг друга. У этого ребенка мир и покой на душе, глубокое душевное здоровье, чистосердечная вера в добро, вера в красоту человеческую, вера в слово воспитателя, тонкая чуткость к тонким средствам влияния – доброму слову и красоте».

Дети, лишенные родительского внимания и надзора, пополняют ряды беспризорников, преступников, оказываются вовлечены в зависимости и другие варианты девиантного поведения.

В целом успех воспитательной функции семьи зависит от ее воспитательного потенциала: материальных и бытовых условий, численности семьи, характера отношений между ее членами. Характер отношений включает в себя эмоциональную, трудовую и психологическую атмосферу в семье, образование и качества родителей, их опыт, семейные традиции и разделение обязанностей.

Развитие и воспитание ребенка в семье

Каждый родитель мечтает вырастить успешного, умного, счастливого ребенка. Все это возможно, при правильном воспитании детей в семье. Взрослые должны придерживаться определенной стратегии, помогающей сформироваться личности. С их помощью ребенок познает мир, учится новому, понимает, как вести себя в обществе, узнает о моральных ценностях. Какой сложится картина мира, во многом определяет атмосфера в доме. Самое важное в воспитании детей в семье — домашняя культура, любовь и индивидуальный подход родителей. Поэтому, воспитательную стратегию важно составить правильно и гармонично.

  • 1 Роль семьи в воспитании детей
    • 1.1 Совместное воспитание ребенка в семье
    • 1.2 Участие отца в жизни ребенка
    • 2.1 Принципы семейной педагогики
    • 2.2 Как развивать ребенка

    1 Роль семьи в воспитании детей

    Для ребенка дом — маленький мир, с которого он начинает познавать. Воспитание складывается за счет участия всех членов семьи. Они являются для него эталоном, на который нужно равняться. Семейный институт — первый на жизненном пути человека, который закладывает важные понятия о бытие, социуме, культуре, нормах. Все знания, полученные ребенком от родителей и родных, будут сопровождать его в будущем. Плохо, если «багаж» окажется легким, посредственным, не несущим ценности. Пример: не рассказывали о правилах этикета, почему важно иметь собственное «Я», что самое главное в жизни. Такие дети, оказываются неприспособленными к социальной жизни, не понимают причин трудностей в школе, общении с друзьями. Важно делиться с собственным опытом, объяснять в чем особенность общения между детьми, детьми и взрослыми, только взрослыми. Чем чаще говорить с ребенком, тем более он адаптирован к социуму. Постепенно расширяйте круг общения чадо: приглашайте своих и его друзей, родственников, устраивайте семейные вечера. Не забывайте, ребенку интересно общаться с разными людьми, но чужие не заменят родителей, их наставничество, опеку, заботу.

    Члены семьи и родители, ответственны за интеллектуальное развитие, они стимулируют ребенка к покорению гранитных вершин науки. Если малыши наблюдают пренебрежительное отношение взрослых к саморазвитию, чтению, изучению мира, то перенимают эту манеру. Когда родитель говорит: «книжки для дураков, а мы уже все знаем», » я устаю, мне не до книг», «потом почитаю сказку, лучше поспать» — ребенок истолковывает фразы, так «чтение — малонужное занятие, его можно отложить». Продумайте кто сможет почитать ребенку на ночь, договоритесь с малышом читать не больше одной страницы в будни. Семья должна приучать чадо к умственному развитию, начиная от развивающих игр до занятий в прописях. Если они входят в привычку, то ребенок будет хорошо учится в школе, быстро усваивать информацию, о таких говорят «схватывает на лету». Мотивировать на это должна семья, самостоятельно ребенок к этому не придет.

    1.1 Совместное воспитание ребенка в семье

    В воспитании детей участвует вся семья, каждый домочадец оказывает влияние на ребенка. Сюда относят родителей, бабушек, дедушек, братьев/сестер, теть — всех, кто окружает чадо. Он наблюдает за взаимоотношениями, копирует их манеры, перенимает реакции взрослых. Важно, чтобы семья придерживалась общей линии воспитания, прививала единые ценности. Если они будут отличаться: сила денег и бескорыстность, главенство физической силы и доброта — ребенок растеряется, придет в ступор. Дисбаланс и подмена ценностей вредит на этапах становления личности. Только когда она сформируется, то сможет самостоятельно выделять приоритеты. Правда, тоже на основе тех, которые привили родные. Поэтому сразу договоритесь с домочадцами провести беседу. Запишите в одну колонку, что по мнению каждого, представляет нравственные ценности, жизненные приоритеты. Согласовывайте ответы. В итоге, должны остаться те, которые действительно нужны. В другую выпишите запреты, что нельзя ребенку. Обсудите, как будет проходить воспитательный процесс. Пример: нельзя бить ребенка, сравнивать с другими, ругать, что не успел на горшок. Если проводить беседы не в стиле семьи, то просто коротко обсудите с родственниками, каких правил придерживаться. Не отчаивайтесь, если будут критиковать и учить, как правильно воспитывать детей. Прежде чем терять контроль, подумайте, есть ли смысл в советах, прав ли человек? Отбросьте эмоции и посмотрите на наставление с другой стороны. Вдруг он действительно говорит так из лучших побуждений, у него есть опыт.

    Если совет абсолютно «мимо», то поблагодарите за помощь и… Все! Не заставляйте себя следовать чужим сомнительным рекомендациям. Делайте, как велит родительское сердце и чутье. Но, не забывайте прислушиваться к рассудку. Ищите компромиссы с членами семьи, рассказывайте почему нужно воспитывать так, умейте друг друга слышать. Иначе, скандалы и оживленные споры, навредят ребенку: будет винить себя, считать, что стал яблоком раздора. Совместное воспитание — как плыть на лодке, и грести в одну сторону всем вместе.

    1.2 Участие отца в жизни ребенка

    Кто катает на плечах, шутит смешнее всех, готов побыть «лошадкой», даже после работы и покатать на могучей спине. В воспитании детей в семье, важную роль играет папа. Вне зависимости от пола ребенка, дочка и сын одинаково нуждаются во внимании и любви отца. На уровне подсознания, он первый защитник. Обычно папы выбирают более строгие стили воспитания, чем мамы. Это объясняется разницей мужчин и женщин. Основной проблемой является неправильное представление, о малозначимой роли отца в жизни ребенка. Мало только обеспечивать едой, одеждой, игрушками. Нужно общаться, проводить совместно время, учить новому. Не расстраивайтесь, если муж только играет с ребенком. Игра — тоже способ развития и воспитания. Предложите найти общие интересы, которыми бы они могли заниматься вместе. Выжигание по дереву, футбол, катание на коньках по выходным, игра на музыкальном инструменте, домино.

    Если семья неполная, то найдите представителя мужского пола, который бы компенсировал отсутствие отца. Он его не заменит, но окажет необходимую психологическую поддержку. Это может быть дедушка, крестный, дядя, близкий друг семьи, которому доверяете.

    2 Современный взгляд на метод воспитания

    Если раньше придерживались универсальных способов воспитания, то сейчас методы изменились. Многие психологи: Карл Юнг, Алина Делисс, Юлия Гиппенрейтер, советуют определить психотип ребенка. По мнению Карла Юнга, темперамент проявляется уже в раннем возрасте. Понимая, к какому типу относится чадо, можно выработать уместный подход. Вы будете лучше чувствовать ребенка, понимать настроение, причины поступков, особенности характера. Придерживаться одного шаблона воспитания и обучения ребенка в семье — бессмысленно. Родители двух и более детей, могут подтвердить, что у каждого неповторимый характер. То, что действовало со старшим безотказно, на младшего может никак не влиять. Интроверт и экстраверт требуют разного подхода. Найти общий язык и понять меланхолика, будет сложнее, чем сангвиника. Все люди разные, в том числе и дети. Учитывайте это в воспитательном процессе, а еще пол, возраст, характер, историю жизни ребенка.

    2.1 Принципы семейной педагогики

    Воспитательный процесс в семье состоит из:

    • Чувство равенства и взаимоуважения. Если в семье есть авторитет (чащу мужчина), то это никак не должно унижать достоинство других. Все члены семьи равноценны, в том числе и ребенок.
    • Дружба. Объяснить, в чем ее смысл. Приводить примеры из сказок и жизни. Какая бывает дружба: между членами семьи, соседями, одноклассниками, с животными и т.д.
    • Любовь. Какая бывает любовь, почему важно любить себя и окружающих. Прививать чувство любви и заботы: поливать цветы, обнимать близких, говорить о чувствах.
    • Принятие ребенка, какой он есть. Взрослые могут корректировать поведение чадо, но не пытаться сделать из него своих копий или образов грез.
    • Право на плохое настроение, желания побыть одному.
    • Выделять личное пространство.
    • Не требовать от ребенка, что ему не по силам. Задача взрослых, постепенно его к этому подготавливать.
    • Давать внимание и заботу. Безразличное отношение, инертность семьи — сказывается на психологическом состоянии, изменяет видение мира. Этим детям сложно обрести счастье, добиться уважения в кругу знакомых или одноклассников. Они неуверенные, застенчивые, слабохарактерны.
    • Игра — понятный способ для детей, изучения мира и развития. В форме игры будет легко привить правила, нормы, новые знания.
    • Большинство вредных привычек у детей, можно обнаружить у их родителей. Поэтому боритесь со слабостями. Теперь есть ради кого стараться взять себя в руки.
    • Развивайте положительные качества у ребенка и корректируйте негативные, научите с ними совладать. Можете обратиться к разновидностям детской арт-терапии.
    • Введите доверительные отношения.
    • Поощряйте достижения ребенка. Мотивируйте на новые свершения. Хвалите.

    Детские психологи отмечают, что вредит не только безучастность к жизни ребенка, но и гиперопека.

    2.2 Как развивать ребенка

    Существует множество способов, позволяющих повысить уровень знаний и навыков. Воспитание ребенка в семье, как и развитие — ежедневный процесс. Занятия должны быть разными, чтобы развивать разностороннюю личность. Чередуйте их, чтобы они не наскучили.

    • Чтение. Первые книги крохе читают родители, формируя у него интерес к занятию. Потом он сам начнет делать первые попытки. Поощряйте стремления. Для разнообразия, читайте вслух по ролям. Можно выучить диалоги и разыгрывать кукольные спектакли. Расширяйте жанры книг: от сказок до детских энциклопедий.
    • Теплые беседы. По вечерам делитесь впечатлениями, воспоминаниями. Так, ребенок получает из ваших уст драгоценный жизненный опыт, учится на чужих ошибках, понимает как устроен мир. Постарайтесь «дозировать» негативные истории. Ребенок должен о них знать, но преподносите их правильно. Разъясните, почему так случается, как на это реагировать.
    • Придумывайте вместе сказки, героями которых будет ваша семья. Развивайте у ребенка фантазию, обогащайте внутренний мир. Проектируйте возможные жизненные сюжеты, прививая через них манеры поведения. Пример: праздник, поход в школу, решение спора.
    • Развиваем творческое мышление, оно пригодиться не только для креативных заданий. Такие дети умеют с легкостью выходить из трудных ситуаций, благодаря нестандартному виденью проблемы.
    • «Очумелые ручки». Занимайтесь создание поделок, мастерите. Научите ребенка видеть, как можно использовать повторно ненужные предметы, создавать из них новые.
    • Лепим, творим, вытворяем, в общем занимаемся рукоделием. В распоряжении множество вариантов, найти нечто по душе не составит труда. Скрапбукинг, создание топиариев, лепка из теста, фелтинг, ошибана, вышивка крестиком на картоне. Возможно, одно из них станет хобби.

    Обучение ребенка в семье, сочетается с воспитанием. Поэтому, чадо будет получать двойную пользу от занятий. Проводите их весело — они отложатся в памяти и будут ассоциироваться с самым приятным.

    3 Советы родителям по воспитанию детей

    Родители несут ответственность за детей, их будущее. Некоторых, это по-настоящему пугает, ведь страшно совершить проступок. Быть мамой и папой не так просто, как кажется. Тяжелый груз изнуряет, бывает родители начинают считать себя плохими. Есть несколько советов, которые могут облегчить родительскую ношу.

    • Признайте — от ошибок никто не застрахован. Смиритесь с этим, а не пытайтесь избежать. Простите заранее ошибки, которые вы можете совершить. Вот увидите, станет легче. Ваше легкое душевное состояние передается и ребенку. Делитесь рассказами про казусы с ребенком, тогда он сможет избежать ваших ошибок, проще относиться к неудачам.
    • Будьте терпеливы. Развитие и воспитание ребенка в семье длительный и сложный процесс. Чадо испачкалось, разбило дорогую вазу, не может научитьсяопределять время по часам — вспомните сразу Карлсона. «Спокойствие! Только спокойствие». От криков, агрессивных споров, телесных наказаний, ребенок не станет вас лучше понимать. Наоборот, доверие и взаимопонимание, будет трудно вернуть. А вазу можно будет купить новую.
    • Не забывайте, что ребенок, даже маленький, тоже имеет право на плохое настроение. Любому родителю хочется, чтобы чадо всегда улыбалось и бегало довольное. Но нельзя этого требовать. Чтобы не усугублять положение, поинтересуйтесь в чем причина хандры. Поддержите ребенка, попробуйте его порадовать.
    • Питание и режим сна влияет на самочувствие ребенка. Разнообразие в рационе блюд, соблюдение часов сна — улучшает интеллектуальные способности, повышают психологическую устойчивость, физическую активность.
    • Вносим разнообразие в жизнь. Детский сад, школа, дополнительные занятия, дом — однообразие дня психологически истощает. Постепенно, ребенок эмоционально выгорает, угнетает рутина. Но менять что-либо ему сложно. Распорядок входит в привычку, единственным местом отдыха становится дом. Но даже в родных стенах он не может получить расслабления. А выходить из зоны комфорта становится тяжелее. Регулярно выезжайте на природу, дачу, ходите в парк, посещайте мероприятия. У ребенка есть увлечения? Запишитесь в соответствующий кружок, секцию.

    Контролировать себя ради дитя.

    Пример: папа обжегся, закономерная реакция выпустить пар и выругаться. Ребенок скорее всего продублирует ее в будущем. Хорошо, если близкий готовый объяснить, почему так повторять нельзя. Но вряд ли, отцу понравится, когда его начнет отчитывать в следующий раз ребенок. Это подрывает авторитет главы семейства. Поэтому, нужно справляться с вредными привычками и контролировать реакции.

    Плохой пример.

    Ребенок еще не знает, что хорошо и плохо. Поэтому отрицательный пример, который показывают взрослые, чадо может расценивать как норму. Его будет трудно переубедить в обратном, ведь основы уже заложены. Если себя так нельзя вести, то почему маме или папе позволительно? Это распространенная проблема в воспитательном процессе. Взрослые должны избавиться от вредных привычек и контролировать себя.

    Главное в семейном воспитании ребенка — это любовь. Говорите, как сильно вы любите ребенка, проявляйте внимание, заботу. Дети, растущие в ласке, вырастают счастливыми людьми. Они реже страдают от психологических недугов, добиваются высоких положений в обществе.

    Источник https://psychologist.tips/1091-semejnoe-vospitanie-stili-i-tipy-ih-harakteristika-i-vliyanie-na-rebenka.html

    Источник https://imom.me/razvitie-i-vospitanie-rebenka-v-seme/

    Источник

    Источник

    Вам будет интересно  Отношения родителей и детей
Author: mag

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *