Работа с основными методами и техниками в рамках моделей психологического консультирования семьи; Концепции семейного консультирования

Работа с основными методами и техниками в рамках моделей психологического консультирования семьи — Концепции семейного консультирования

Семейное психологическое консультирование должно быть направлено на восстановление или преобразование связей членов семьи друг с другом и с миром, развитие способности понимать друг друга и формирование полноценного семейного «мы», которое гибко регулирует отношения как внутри семьи, так и с различными социальными группами.

Семейное консультирование, как вид психологической помощи семьям, имеет свои особенности, ограничения и возможности вмешательства. Цель семейного консультирования — совместно с консультантом изучить проблему члена(ов) семьи с целью изменения ролевого взаимодействия в семье и создания возможностей для личностного роста.

Семейное психологическое консультирование должно быть направлено на восстановление или изменение отношений членов семьи друг к другу и к миру, развитие способности понимать друг друга, формирование полноценного семейного «мы», которое гибко регулирует отношения как внутри семьи, так и с различными социальными группами.

В работе с каждой семьей цели консультирования так же уникальны, как и их жизненная ситуация. Но общая задача семейной консультации — это отнюдь не «обеспечение психологического комфорта» и «избавление от страданий»; главное в кризисной ситуации — помочь людям принять жизнь во всех ее проявлениях (не исключая страданий), пройти через жизненные трудности и, переосмыслив свои отношения с самим собой, с другими, с миром в целом, взять на себя ответственность за свою жизнь и жизнь своих близких и продуктивно изменить жизненную ситуацию.

Работа с основными методами и техниками в рамках моделей психологического консультирования семьи - Концепции семейного консультирования

Концепции семейного консультирования

Существует множество концепций семейного консультирования: от модификации психоаналитической модели Фрейда до позитивной семейной терапии Н. Пезешкяна. Однако в последнее время специалисты-практики отдают предпочтение интегративным подходам, таким как системный и структурный подходы.

Основатели системного подхода (М. Боуэн, С. Минухин, В. Сатир, К. Витакер) рассматривают семью не только как ассоциацию личностей, связанных родственными связями, но и как целостную систему, в которой никто не страдает в одиночку: Семейные конфликты и кризисы оказывают разрушительное воздействие на всех. Поскольку семья — это система, не так важно, какой из ее элементов изменяется. На практике изменения в поведении любого члена семьи влияют на него и другие подсистемы (других членов семьи), на которые они влияют одновременно.

Помогая семье в трудные периоды ее жизни, нет смысла пытаться определить психоаналитические причины конфликта: Гораздо важнее изменить отношения между членами семьи с помощью конкретных, целенаправленных действий. В случае успеха стратегии и тактики, семейное окружение улучшается по мере выполнения рекомендаций специалиста. Изменения приводят к сдвигам в механизме функционирования семьи и помогают уменьшить симптомы психологического стресса у одного или нескольких ее членов.

Например, М. Боуэн, автор теории семейных систем, утверждает, что члены семьи не могут действовать независимо друг от друга, так как такое поведение приводит к внутрисемейным дисфункциям. Это приближает его к системным терапевтам. Но есть различия: М. Боуэн рассматривает все человеческие эмоции и поведение как продукт эволюции. И не индивидуально, уникально, а связано со всеми формами жизни. Он разработал восемь тесно связанных между собой концепций, включая концепции самодифференцировки, эмоциональных треугольников, семейных проекций и другие. По его мнению, механизм внутрисемейных отношений аналогичен всем другим живым системам.

Терапевты этой школы считают, что самодифференциация во время сеансов семейной психотерапии приводит к успокоению семьи клиента, способствует ответственному принятию решений и облегчению симптомов семейной дисфункции. Роль консультанта в этой системе семейного консультирования приближается к позиции тренера: он обучает членов семьи дифференцированному общению в семье, пониманию существующих способов взаимодействия в семье, овладению более продуктивными из них. При этом психологу поручено не обращаться к семье с предвзятыми рекомендациями, а проводить совместный поиск. Трудно не согласиться, совместный поиск позволяет членам семьи продуктивно выйти из проблемных ситуаций, развить чувство субъективности и веру в свои силы, что приводит к устойчивым изменениям в семейной жизни после того, как негативные симптомы утихают.

М. Боуэн широко использует идею жизненного цикла семьи в своей теории и практике семейной терапии, а также считает необходимым учитывать национальные особенности клиента.

Другим вариантом работы с семьей, который приобрел популярность во всем мире, является структурная семейная терапия С. Минучина.

Три аксиомы составляют основу этого подхода. При оказании психологической помощи необходимо учитывать интересы всей семьи. Каждый член семейства должен рассматриваться как его подсистема.

Терапия семьи меняет свою структуру и приводит к поведенческим изменениям в каждом члене семейной системы.

Работая с семьей, психолог присоединяется к ней, создавая терапевтическую систему, которая позволяет семье меняться.

Семья представляет собой дифференцированное целое, подсистемы которого являются индивидуальными или множественными членами семьи. Каждая подсистема (родительская, супружеская, дочерняя) имеет свои специфические функции и предъявляет определенные требования к своим членам. При этом каждая подсистема требует определенной степени свободы и автономии. Например, супругам необходима определенная степень свободы от влияния детей и внесемейной среды, чтобы приспосабливаться друг к другу. Поэтому проблема границ между подсистемами семейства становится актуальной.

С. Минучин выделяет два типа пограничных нарушений: первое — их растерянность, расплывчатость, размытость; второе — чрезмерная близость, приводящая к разлучению членов семьи. Один из таких видов нарушения границ может быть обнаружен в любом неблагополучном семействе. Например, сильное размывание границ между матерью и ребенком приводит к отчуждению отца. В результате в семье начинают функционировать две автономные подсистемы: «мать — ребенок (дети)» и «отец». В этом случае развитие у детей навыков общения со сверстниками замедляется, а родители подвергаются риску разлуки. Напротив, в семьях с расходящимися границами способность создавать семью нарушается Мы. Члены семьи настолько разделены друг от друга, что не в состоянии удовлетворить самые важные человеческие потребности в семье — доверие, теплоту и поддержку.

Смущенная семья быстро и интенсивно реагирует на любые изменения, ее члены практически заражают друг друга своим настроением. Но в апатической семье преобладает отчуждение, ребенок не чувствует любви и заботы.

Описанная классификация и подход к психологической помощи направлены, прежде всего, на признание и преодоление недостаточной близости членов семьи, достижение симбиотической взаимозависимости и оказание помощи каждому человеку в признании и установлении границ между собой и другими.

Роль психолога в системе С. Минучина понимается следующим образом — ему поручается вступить в семью и временно стать одним из ее членов.

С. С. Минучин выделяет семь категорий действий психолога по перестройке семьи: это обновление моделей семейного взаимодействия, установление или обозначение границ, эскалация стресса, постановка задач, использование симптомов, стимулирование определенного настроения и поддержки, обучение или руководство.

Широко используется и другой вариант системного подхода — стратегическая семейная терапия (Дж. Хейли, К. Маданес, П. Вацлавик, Л. Хоффман), в котором основная работа терапевта заключается в построении ответственности друг за друга среди членов семьи.

Иногда вариант системной семейной терапии, разработанный в Миланской исследовательской школе, также включается в рамки стратегической направленности. Однако основное внимание в этой работе уделяется выявлению и преобразованию тех неосознанных «правил игры», которые поддерживают семейные дисфункции. «Семейные игры» основаны на ошибочном представлении членов семьи о том, что можно осуществлять односторонний контроль над межличностными отношениями в семье путем манипулирования другими членами семьи.

Работа психолога в первую очередь направлена на выявление реакций членов семьи, которые приводят к «дисфункциям», делающим семью нездоровой (диагностика), а затем на помощь в понимании этих дисфункций и разработке продуктивных способов взаимодействия.

Другой конструкцией, используемой для анализа супружеских взаимодействий, является мысль о том, что в основе семейных конфликтов лежит неосознанная борьба супругов за власть и влияние, конкуренция и соперничество друг с другом. Работа консультанта в этой модели психотерапии направлена на установление равновесия между супругами, поскольку доходы или убытки одного из них уравновешиваются доходами или убытками другого.

Психоаналитический (Н. Аккерман, К. Сагер) и когнитивно-поведенческий (Р. Драйкурс, А. Эллис) подходы к семейной терапии более традиционны по сравнению с системным подходом.

Анализ многочисленных теоретических построений и практик работы семейных консультантов породил яркую типологию, удобную для повседневного использования, в которой все многочисленные системы работы с семьей (в зависимости от выбранного психологом подхода к целям работы и понимания собственных функций) разделены на три группы: «Ведущий», «Отвечающий» и «Очищающий».

«Ведущие» терапевты авторитарны. Стремясь создать здоровые семейные отношения, они оказывают влияние с позиции «супер-родителя», который лучше, чем члены семьи, знает, что хорошо, а что плохо для членов семьи, и активно действует. Это полностью освобождает клиента от необходимости делать это самостоятельно и снимает с него ответственность. Для человека или семьи, обратившегося за помощью в глубоком кризисе, такое отношение является не только проблематичным на начальных этапах консультационного процесса, но и единственным возможным, поскольку люди, только что пережившие жизненную катастрофу, не редко находятся в состоянии возрастной регрессии, в которое возвращаются реакции, характерные для испуганного, беспомощного ребенка. В работе с такими клиентами (семьями или отдельными лицами) консультант сознательно занимает «родительскую» позицию и выбирает стратегию воспитания, постепенного «роста и воспитания», помогая им поверить в свои силы, закрепиться внутри себя, научиться продуктивно взаимодействовать сначала с самим собой, а затем и с другими. Именно такой подход представлен в данном более раннем описании структурной семейной терапии (С. Минухин).

«Реактивные» семейные терапевты стремятся мобилизовать собственный внутренний потенциал семьи для развития, чтобы добиться позитивных изменений в семье. Они «включают» окружающую среду и атмосферу семьи, с которой работают. Такую терапию целесообразно проводить парами: один из психологов вовлекается в созданную семейную ситуацию (а чаще берет на себя роль ребенка), второй выступает в роли наблюдателя и остается достаточно отдаленным (как бы стоящим вне семейной системы).

Помня о том, что реактивные психотерапевты теоретически ориентированы в первую очередь на психоанализ, легко понять как происхождение этой работы, так и ее суть. Психоаналитический подход предполагает, что в своей деятельности терапевт выполняет обе функции (идентификация с клиентом, а также отрыв, разъединение от клиента). В процессе взаимодействия с клиентом, он поочередно идентифицирует себя с ним, глубоко проникает в его проблемы, и отделяет себя от клиента и его ситуации для того, чтобы сделать объективное суждение.

«Системные уборщики» в первую очередь пытаются навести порядок в правилах, по которым живет семья. Консультант пытается противодействовать неподобающему поведению, принуждать к отказу от незрелого и патологического поведения. Этот метод характерен для стратегической семейной терапии и системной семейной терапии миланской научной школы.

Принципы и правила семейного консультирования

Основные принципы и правила семейного консультирования сводятся к следующему:

  1. Контакт и связь консультанта с клиентами. Это достигается за счет поддержания конструктивной дистанции, обеспечивающей оптимальную коммуникацию, и использования техник «мимесиса», т.е. прямого и косвенного «зеркального отражения» осанки, мимики и жестов, синхронизации дыхания.
  2. Сбор информации о проблеме клиента.
  3. Обсуждение психотерапевтического контракта. Обсуждается распределение обязанностей: терапевт отвечает за условия безопасности консультации, за технологию доступа к решению проблем, а клиент отвечает за собственную деятельность, искренность, желание изменить свое ролевое поведение.
  4. Уточнение проблемы клиента и тестирование ресурсов семьи в целом и каждого члена семьи.
  5. Проведение фактической консультации. Специалист обсуждает с участниками консультации позитивные и негативные аспекты существующих поведенческих стереотипов. Проводится совместный поиск новых поведенческих шаблонов — «любитель решений».
  6. «Экологические испытания». Консультант просит членов семьи представить себя в исходной ситуации через 5-10 лет и пересмотреть свое состояние.
  7. По мере приближения окончания семейной консультации консультант прилагает усилия к тому, чтобы «гарантировать» результаты. Это связано с тем, что иногда клиенты нуждаются в действиях, которые помогут им обрести уверенность в себе и научиться новому поведению. Клиент получает от специалиста домашнее задание и приглашение через некоторое время вернуться к консультации для обсуждения достигнутых результатов.
  8. Разблокировка. Такой подход оказывается необходимым в ряде случаев. Джей Хейли (представитель школы Пало-Альто) выполнил его с помощью «парадоксального задания», точное выполнение которого приводит к обратному результату. Молодых супругов, которым советовали выражать свои чувства, просили бороться по часу в день, «чтобы проверить их эмоциональную реакцию». Хейли так смирилась с человеческой природой, зная, что никто не причинит себе умышленного вреда. Пара отрепетировала и выполнила задание, их желание оценить друг друга укрепилось, и они решили отойти от советника, тем самым завершив «разлуку».

Методы и приёмы семейного консультирования

Традиционно основным методом психологической консультации является беседа — то есть терапевтическая беседа, направленная на социально-психологическую поддержку и помощь семье. Однако сегодня в практике консультирования используется все богатство методик и приемов, разработанных в различных психотерапевтических школах: диалогическое общение, поведенческие техники, психодрама и ролевое моделирование, семейно-исторический анализ, а также методы групповой терапии.

Вам будет интересно  Роль женщины в семье. Что должна делать женщина в семье

Для обратной связи используются видеозаписи и психологические техники, такие как «социограмма в действии», «семейная скульптура», «семейная хореография» (они представляют нечто подобное «живым картинкам», когда члены семьи пытаются представить свои взаимоотношения в статическом или динамическом виде посредством выбора поз и позиций в пространстве).

Стратегии и тактики семейного психологического консультирования включают в себя следующее:

  1. Ориентирование клиента на принятие собственной вины и ответственности за происходящее.
  2. Ориентирование клиента на понимание, анализ и принятие собственного чувства как единственный способ понять себя и свое собственное поведение.
  3. Подготовка к более глубокому контакту с другим лицом, с которым клиент не строит отношений, используя чувства и переживания клиента как основу для построения более доверительных отношений.
  4. Планирование и реализация некоторых конкретных поведенческих шагов для немедленного изменения ситуации.

Реализация данной стратегии работы с клиентом базируется на двух различных аспектах работы консультанта, которые представляют собой синтез принципов гуманистической и поведенческой психотерапии

  1. Способность понимать, сопереживать, поддерживать и анализировать чувства клиента.
  2. Способность четко и конкретно планировать изменения в жизни клиента, структурировать все, что он говорит и делает, давать обратную связь и корректировать то, что он говорит.

Во многих отношениях выбор методов и способов контакта определяется уровнем, на котором проводится консультирование. Обычно различают внешний и внутренний уровни консультирования.

Работа на внешнем уровне вполне достаточна для решения глубоко укоренившихся личных и семейных проблем. Часто используется на первой встрече. В этом процессе консультант широко использует приемы формирования помогающих отношений, разработанные в гуманистической психологии (К. Роджерс, Ф. Василюк). Доверительные отношения, которые развиваются в этом случае, создают открытость, которая помогает каждому члену семьи выразить свои истинные чувства.

Консультант на этом уровне также использует различные методики, разработанные в поведенческой психологии. В частности, бихевиористская модификация «контрактной терапии», в которой супруги соглашаются вознаграждать друг друга за поведение, которое они ожидают от своего партнера.

На более глубоком уровне (при работе с проблемами созависимости, перераспределения власти), когда необходимо воздействовать на менее сознательные процессы, консультант использует методы, разработанные в области психоанализа, гештальт-терапии, психодрамы.

Этот эклектизм вполне уместен, но только при определенных условиях.

Во-первых, при выборе средств советник должен руководствоваться знакомым методологическим утверждением, которое Ж. Павел сформулировал как вопрос: «Какая помощь, от кого и при каких условиях наиболее эффективна для данного клиента с этими конкретными проблемами?». И, во-вторых, основным средством психологического консультирования становится не та или иная психологическая техника, а особая форма взаимоотношений в системе «психолог — клиент». Именно эти отношения создают условия для того, чтобы пережить, осмыслить и реконструировать мир клиента и его отдельные фрагменты во время консультаций и групповых сессий.

Следовательно, консультация эффективна только в том случае, если она способствует заботе о семье в целом, ее сохранению и развитию. Она должна соответствовать принципу гуманного отношения к каждому члену семьи и семье в целом, а также вере в ее силу. Консультирование должно осуществляться в логике положительных возможностей для развития семьи, а не искусственно навязывать цели супругам извне.

Способы организации процесса семейного консультирования

Способы организации процесса семейной консультации включают в себя:

1) Индивидуальная работа с одним из членов пары. В этом случае развиваются классические отношения «консультант-клиент», однако здесь также незримо присутствует и контекст семейных отношений (в памяти и образах клиента, в его рисунках и реакционных ситуациях).

Этот вид консультирования подходит в тех случаях, когда члену семьи трудно открыто говорить о какой-либо проблеме. В этих случаях занятия один на один приводят к тому, что человек позже может поделиться своим секретом с остальными членами семьи. В такие моменты клиент часто испытывает огромное облегчение: выясняется, что чувство вины, которое долгое время мучило его, было преувеличено, и что молчание только усиливало его.

Когда в ходе индивидуальной консультации возникают семейные проблемы или жалобы на непонимание других членов семьи, психолог мягко и ненавязчиво знакомит клиента с мыслью о том, что нет смысла ставить перед собой цель «изменить жену или детей и их отношение ко мне». Однако можно измениться, пересмотреть свое поведение и роль в семье, и тогда близкие люди будут относиться к ним по-другому.

Но есть и другие случаи, когда успешное индивидуальное консультирование одного члена пары вызывает сопротивление со стороны другого. Если один человек получает консультации, а другой не хочет изменений в семейных отношениях, существует опасность того, что эмоциональная динамика семейной системы станет несбалансированной. Домашняя обстановка становится беспокойной и может попытаться вернуть человека к прежним ролевым стереотипам, к саморазрушающему поведению.

2) Работа с женатой парой. В этом случае муж и жена приходят на совместную консультацию, и их поведение выявляет знакомые модели отношения друг к другу. Консультант может привести их непосредственно к осознанию непоследовательных, непродуктивных форм взаимодействия. В процессе работы с парой можно посмотреть на сложную жизненную ситуацию с разных сторон, помочь паре по-новому взглянуть на жизненные трудности и их роль в их преодолении, а затем найти новые, более продуктивные способы общения друг с другом и решения сложных вопросов.

Провести прием с двумя клиентами (и даже с конфликтующими) намного сложнее, чем консультировать одного клиента. Хотя работа с двумя супругами более эффективна, при индивидуальном консультировании результаты не столь глубоки; они с меньшей степенью вероятности решают глубинные проблемы, лежащие в основе супружеских разногласий. Для того чтобы заставить супругов работать вместе, организовывать и вести конструктивный диалог, требуются особые навыки и умения со стороны консультанта.

(3) Конструктивный диалог считается наиболее эффективным методом работы с парой или семьей в целом на начальных этапах консультирования. Организация конструктивного диалога включает в себя три этапа: Подготовка, переговоры и разрешение компромиссов.

На первом этапе основной задачей консультанта является установление контакта с клиентом и выяснение того, что именно привело его на прием. На втором этапе консультант выступает в качестве психологического посредника. Он следит за ходом диалога и, при необходимости, вмешивается в него в качестве руководства.

Психологические методы, используемые консультантом при консультировании пар, схожи с теми, которые используются при индивидуальном консультировании, т.е. консультант внимательно слушает и периодически пересказывает и резюмирует сказанное. Однако перефразировка часто делается не для того, чтобы показать клиенту, что консультант понимает и поддерживает его, а для того, чтобы помочь клиенту понять своего партнера.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

  • Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Становление семейной психологии как научной дисциплины

В последние годы существенно возрос интерес к семье специалистов различных областей научного знания, как теоретиков, так и практиков. По существу, семья в настоящее время является сферой полидисциплинарных исследований. Интерес к ней связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а следовательно, настоящего и будущего общества в целом. Обладая устойчивостью и даже некоторой ригидностью, семья тем не менее очень чутко реагирует на социально-экономические и политические процессы, происходящие в обществе через изменения в системе внутрисемейных отношений. Увеличение числа проблемных семей во время переходных, кризисных периодов общественного развития иллюстрирует эту зависимость.

Поддержка семьи и усиление ее воспитательного потенциала требует от специалистов, работающих с семьей, глубоких системных знаний, умений определять точки приложения профессиональных усилий, находить адекватные средства и способы взаимодействия с ней. В учебном пособии для будущих педагогов-психологов и социальных педагогов систематизированы различные отечественные и зарубежные подходы к пониманию закономерностей функционирования и развития семьи, а также способы психолого-педагогической работы с ней. Работая над пособием, авторы старались дать целостное представление о семье как предмете психологического анализа и психолого-педагогической практики. Центральная идея, положенная в его основу, состоит в рассмотрении семьи как особой системы, характеризующейся определенной цикличностью процессов становления и развития, а также как особого пространства, в рамках которого человек проживает различные эмоционально значимые события и осуществляет творческую деятельность по воспроизводству жизнедеятельности.

Пособие состоит из семи глав, каждая из которых раскрывает содержание отдельного аспекта психологического анализа семьи и описывает определенную сферу психолого-педагогического воздействия на семью.

В связи с тем, что Россия является многонациональным государством, один из параграфов посвящен особенностям существования и функционирования семьи, обусловленным этническими и конфессиональными факторами.

Отдельная глава посвящена относительно новому для отечественных специалистов полю деятельности — психологическому консультированию семьи. Здесь также рассматриваются подходы основных психологических школ к работе с семьей, включая опыт российских психологов.

Последняя глава посвящена средствам психолого-педагогической диагностики проблемного поля семьи и способам работы с ним. В ней предложены методики и технологии, применяемые на различных этапах работы с семьей, которые могут быть использованы для отработки практических навыков будущих специалистов.

В конце каждой главы предлагаются вопросы для обсуждения и приводится список рекомендуемой литературы для более глубокого изучения данной темы.

Какие задачи решает психология семейных отношений

Психология семейных отношений это отдельная отрасль науки, перед которой возникают определенные задачи:

  • исследование закономерностей формирования и развития структуры семьи на всех этапах цикла;
  • изучение особенностей взаимоотношений между потенциальными супругами до брака, а так же определенных нюансов выбора партнера;
  • исследование психологического аспекта во взаимоотношении мужа и жены;
  • анализ психологии отношений родителей и детей;
  • изучение влияния семейного воспитания на формирование личности ребенка;
  • исследование кризисов семьи, причин их возникновение и выработка стратегий по выходу из них.

Таким образом задачи психологии семейных отношений охватывают все аспекты взаимодействия индивидуумов в рамках конкретной ячейки социума. Психология семейных отношений изучает основные направления анализа проблем, возникающих в малой группе социума.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «СЕМЬЯ»

Определений семьи в научной литературе достаточно много, причем многие дефиниции настолько давно вошли в общественное сознание, что трудно установить авторство этих определений.

Семья определяется как социальный институт, как ячейка общества, как малая группа совместно проживающих и ведущих общее хозяйство родственников. Однако психологический подход к пониманию семьи (в отличие, например, от социологического и экономического подходов) имеет свою специфику. В рамках этого подхода семья рассматривается как пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных кровными и родственными связями.

Это пространство представляет собой достаточно сложно устроенную структуру, состоящую из различного рода элементов (ролей, позиций, коалиций и т. п.) и системы взаимоотношений между ее членами. Так структура существует в соответствии с законами живого организма, поэтому имеет закономерную динамику, проходя в своем развитии целый ряд фаз и этапов.

С точки зрения известного семейного психолога Г. Навайтиса,

определение психологической сущности семьи должно соотноситься с целями исследования семьи и целями взаимодействия психолога с семьей. Г. Навайтис обсуждает понятие семьи, которое целесообразно исследовать при консультировании семьи психологом. Он предлагает ввести понятие семьи как малой группы, которая получает профессиональную психологическую помощь со стороны специалистов.
Содержание понятия «семья»
раскрывается через ряд положений.


группа, удовлетворяющая потребности своих членов.
Эти потребности наиболее успешно удовлетворяются в уникальном взаимодействии конкретных людей.

Главная особенность семейного взаимодействия — объединять удовлетворение различных потребностей.

  • Для удовлетворения связанных с семьей потребностей создается структура семейных ролей.
  • Семейная структура и функции семьи закономерно развиваются.
  • Психологическое консультирование семьи помогает согласовывать и удовлетворять потребности, связанные с семьей, оптимизировать семейную структуру и способствует развитию семьи.
  • Потребность в консультировании семьи возрастает в моменты перехода семьи с одного этапа развития на другой.
  • Периодизация развития семьи может определяться по совокупности отношений, связанных с семьей, и их значимости.
  • На каждом этапе развития семьи существуют специфические задачи, без решения которых невозможно перейти на новый этап.

Известный отечественный психолог В. Дружинин

предлагает простую систему своеобразных координат, относительно которых происходит самоопределение психолога в выборе семьи как объекта психологического исследования. Он говорит о том, что исследовательские подходы к семье можно расположить на двух условных шкалах:


аномальная семья»;


реальная семья».

Рассматривая первую шкалу, Дружинин определяет понятие «нормальная семья» как семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членам и создает потребные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости.

Таковой является семья, где ответственность за семью как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не выполняется, Дружинин считает аномальными.

В рамках второй шкалы понятие «идеальная семья»

Вам будет интересно  Похожие статьи

определяется как нормативная модель семьи, которая принимается обществом и отражается в коллективных представлениях и культуре, главным образом религиозной.

Рис. 1. Схема психологических исследований реальных семей

Это, в частности, обозначает, что психологическая структура нормативной православной семьи (в структуру входят особенности распределения власти, ответственности и эмоциональной близости между отцом, матерью и детьми) значительно отличается от структуры католической, протестантской и мусульманской семей. Типы идеальных семей исследуются, главным образом, культурологами. Под реальной семьей

понимается конкретная семья как реальная группа и объект исследования. Дружинин подчеркивает, что при упоминании семьи как предмета исследования необходимо ясно осознавать, о каком типе семьи идет речь. Таким образом,
психологи исследуют реальные семьи с точки зрения их отклонения от нормы.
Это можно проиллюстрировать рисунком № 1, где круг представляет собой графическое изображение пространства психологических исследований.

СЕМЬЯ КАК ПРОСТРАНСТВО ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В науке слово «жизнь»

используется в различных значениях. Им обозначается вся органическая (живая) природа, в отличие от неорганической (неживой) природы. Жизнь, являясь противоположностью смерти, представляет собой совокупность всех процессов жизнедеятельности человека.

Осознание того, что жизнь может быть определена соотносительно с человеком, а конкретно — с личностью, пришло в конце XIX — начале XX вв. Это осознание связано с философией индивидуализма.

Именно тогда появляется и юридически закрепляется понятие «частной жизни».

Иллюстрируя это явление, автор ссылается на художественную литературу того времени, упоминая, в частности, роман
Д. Голсуорси
«Сага о Форсайтах».

Этот роман является своеобразной хроникой одной английской семьи на протяжении нескольких поколений. Рождение, брак, разводы, похороны, сделки становятся частным делом этого семейного клана, жестко отделяемым от жизни «других». Типичным представителем семьи является Соме Форсайт. Его семейная трагедия — непоправимая трагедия человека, не вызывающего любовь у своей жены и понимающего это. Жена страдает из-за смерти любовника — и все поведение Сомса Форсайта в этой ситуации определяется лишь желанием наглухо закрыть двери своего дома, чтобы урегулировать драматическую семейную ситуацию.

…И вдруг он увидел, что дверь его дома открыта и на пороге, чернея на фоне освещенного холла, спиной к нему, стоит какой-то человек. Сердце его дрогнуло, он тихо подошел к подъезду.

И он спросил резко:

Что Вам угодно, сэр?

Незнакомец обернулся. Это был молодой Джолион. —Дверь была открыта, — сказал он. — Могу я повидать Вашу жену? У меня к ней поручение.

Соме посмотрел на него искоса.

  • Моя жена никого не принимает, — угрюмо пробормотал он.

Молодой Джолион мягко ответил:

  • Я не стану ее задерживать.

Соме протиснулся мимо него, загородив вход.

    Она никого не принимает,


снова сказал он, и звук, похожий на рычание, вырвался из его горла…


Я не позволю вмешиваться в мои дела. Я уже сказал Вам, и я повторяю еще раз: мы не принимаем.

И захлопнул перед Джолионом дверь.

Выделение частной жизни в качестве базового понятия неизбежно влечет за собой представление о границах семьи

как особого пространства жизнедеятельности.

Очень точную иллюстрацию внутрисемейных границ, разделяющих пространство семьи на мужскую и женскую сферу влияния (точнее на сферы, где распространяется власть отца и матери), можно найти у известного писателя Ф. Искандера

в рассказе «Большой день Большого дома». Он с юмором и любовью описывает жизнь большой абхазской семьи, живущей в горной деревне и сохранившей все обычаи и традиции патриархального уклада. Описание начинается с момента, когда отец с сыновьями мотыжат кукурузу.

…Из кухни вышла мать и, подойдя к плетню, крикнула в сторону поля:

  • Мальчики мои, обедать.


весело загоготали братья, не скрывая радости перехода от жесткой власти отца в мягкую власть матери.

Минут через десять братья бодро вошли во двор. Отец, как бы временно низложенный, не спеша вошел вслед за ними. Братья бросили свои мотыги у кухонной веранды. Отец, поочередно подбирая каждую из них, пробовал рукой, крепко ли держатся клинки на ручках. Казалось, он исподволь готовится к времени прихода своей власти…

После обеда, который, по мнению отца, слишком затянулся, он, раздраженный по поводу упущенного времени своей власти, торопит сыновей: «А вы чего там расселись? Вы что, не видите, где солнце? Солнце упустили, солнце!…»

Братья, посмеиваясь, неохотно встали и, взяв свои мотыги, отправились вслед за отцом.

Сам высох, как черт, и детям проходу не дает, — ворчливо, не подымая головы, заметила мать, когда сыновья проходили мимо. Но по голосу ее видно было, что время власти ее надолго, до самого ужина, ушло и тут ничего не поделаешь.

Жизнедеятельность

понимается в двух аспектах: как проживание различных эмоционально значимых жизненных событий и как жизнетворческая деятельность по воспроизведению жизни. Выдающийся философ и психолог
Э. Фромм,
говоря о любви как об активной силе, отмечает, что для творческой личности «давать — радостнее, чем брать» не потому, что это лишение, а потому, что в процессе «давать» есть высшее проявление индивидуальной жизнеспособности.

Существование в пространстве семьи позволяет человеку удовлетворять потребность в символическом продолжении жизни после смерти.

В экзистенциальной психологии существует представление о том, что сознание смерти («ужас смерти») является важным детерминантом человеческого опыта и поведения.

Есть несколько путей, которыми человек пытается достичь символического бессмертия.

Первый путь


биологический.
Он предполагает продолжение собственной жизни через потомство, через бесконечную цепочку биологических связей. Семья, как пространство совместного проживания мужчины и женщины, уменьшает тревогу смерти, позволяя преодолевать им мучительный страх небытия через рождение детей и внуков.

Второй путь


«творческий».
Он представляет собой символическое продолжение жизни через свои труды, через устойчивое личное воздействие на других людей. Родители, черпая личностную поддержку из семьи, передают свой опыт, убеждения своим детям, давая начало бесконечной цепи трансляции интересов и ценностей.

Третий путь


трансцендентный путь внутреннего опыта.
Этот путь предполагает обретение символического бессмертия за счет глубокого погружения как в собственные эмоции, так и в эмоции, разделенные с «другим». Человек как бы теряет себя благодаря переживанию столь интенсивному, что время и смерть исчезают, и он остается жить в «непрерывном» настоящем. Семья, устанавливая границы частной жизни, обеспечивает возможность получения телесного и эмоционального опыта слияния с другим человеком (так, например, мать «теряет» себя в симбиозе с ребенком, а супруги «проживают настоящее» во время любовного слияния).

По существу, семья позволяет удовлетворять потребности, лежащие в основе развития личности. Наиболее известной классификацией этих потребностей является классификация, предложенная одним из основоположников гуманистической теории личности А. Маслоу.

Согласно Маслоу (1999), существует пять групп потребностей человека, которые объединяются в иерархическую структуру:

  • физиологические потребности

(потребности в пище, одежде, жилье, сне, отдыхе, сексе и т. п.). Для взаимного удовлетворения этих потребностей в семье существуют условия: территория совместного проживания, общее хозяйство, сексуальные отношения между супругами и др.;

К ним относятся потребности в организации, стабильности, предсказуемости событий, избегании контактов со страхами, болезнями и хаосом. Для удовлетворения этих потребностей ребенку, например, необходимо жить в семье, где существует определенный, стабильный распорядок жизни.

При попустительском, разрешающем отношении родителей в отношении времени сна, приема пищи, а также отсутствии четко сформулированных запретов ребенок утрачивает ощущение стабильности, начинает тревожиться, искать более устойчивую среду обитания. Наиболее разрушительными факторами, блокирующими удовлетворение потребности в безопасности, являются такие события, как ссоры, разводы, разлуки, смерть;

    потребность в принадлежности и любви.

Именно семья впервые в жизни дает человеку ощущение принадлежности к группе людей, объединенных с ним кровными узами и эмоциональными связями, обеспечивающими любовь и психологический комфорт. Люди с депривированной потребностью в любви, выросшие в проблемной, дисфункциональной семье (либо вне семьи в условиях детского дома), оказываются неспособными в будущем к установлению глубоких близких отношений, чувствуя себя одинокими и покинутыми всеми. Важнейшим условием формирования чувства принадлежности к семье является создание
отношений интимности,
существующих внутри семейного пространства. Отношения интимности создаются на первых этапах семейной жизни за счет особого типа коммуникации семейной пары (например, использования особого внутрисемейного языка, значение слов которого известно лишь членам семьи), существования некоторой семейной «тайны» и маркирования границ частной жизни. Благодаря этому каждая реальная семья приобретает свою уникальность;

Семья может прямо и косвенно удовлетворять потребность человека в самоуважении и уважении со стороны других. Сам факт наличия у человека семьи делает его социально успешным. Люди, не имеющие семьи, детей, а также не сохранившие семью (разведенные), традиционно воспринимаются как социально неэффективные. Иллюстрацией этого социально-психологического феномена является, например, любая избирательная компания: человек, рассчитывающий на победу в выборах в целях занятия социально значимого поста, не может позволить себе не иметь семьи.

Прямое удовлетворение потребности в уважении возможно благодаря тому, что каждый из членов семьи может ощущать свою полезность и значимость в данной группе. В гармоничных, функциональных семьях каждый человек знает свое место, роль и имеет возможность влиять на семейную систему в целом;

  • потребность в самоактуализации.

Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать, чтобы полностью реализовать собственный творческий потенциал. По Маслоу, дети, воспитывающиеся в дружной, любящей, безопасной атмосфере, стремятся к личностному росту. Родители получают возможность реализовывать себя в воспитании детей. Семья может стать именно той средой, в которой раскрываются способности ее членов. Для этого она должна обладать рядом характеристик: в семье должны быть любовь, взаимное уважение, не должны иметь место симбиозы и коалиции, внутри которых один из членов семьи эксплуатирует другого.

Можно отметить, что субъективно ценность семьи определяется тем, насколько существующие в ней взаимоотношения позволяют воспроизводить эмоционально-значимые для человека ситуации. Эти ситуации позволяют ему переживать те или иные желанные и привычные для него состояния. Причем, для одних людей в этой роли будут выступать позитивные, конструктивные состояния и эмоции (например, такие, как нежность, радость, слияние, близость), а для других — негативные, диструктивные состояния и эмоции (такие, как гнев, обида, вина, страх). Именно потому могут создаваться и долго существовать семейные союзы, внутри которых супруги создают условия для взаимного удовлетворения так называемых «невротических потребностей». Например, жена позволяет мужу чувствовать себя время от времени беззаботным, неконтролирующим себя «ребенком», наказываемым за сексуальные связи с другими женщинами. Такое поведение мужа, в свою очередь, позволяет жене реализовать ее скрытую потребность в доминировании и моральном превосходстве над мужчиной.

Достаточно полно и психологически точно такого рода взаимодействия описаны и проанализированы американским психотерапевтом и теоретиком психоаналитического направления, основателем трансактного анализа Э. Берном.

Основные положения теории Берна можно представить как еще один подход к пониманию основных видов потребностей человека, которые могут быть удовлетворены внутри семейного пространства жизнедеятельности. С точки зрения Берна, основными потребностями являются следующие.

  • Потребность в признании (

« голод по признанию ») удовлетворяется в семье за счет «поглаживаний». Автор называет поглаживанием любое действие, предполагающее признание присутствия другого человека. Оно может реализовываться в любых формах: от интимного физического контакта и прикосновения до ласкового словесного обращения и т. п., В гармоничной, функциональной семье создается особая атмосфера интимности и эмоциональной близости, полностью удовлетворяющая «голод по признанию». В дисфункциональной семье ее члены при взаимодействии обмениваются не поглаживаниями, а
«ударами».
В качестве ударов выступают действия, предполагающие игнорирование, обесценивание партнера (побои, оскорбления, критика, высмеивание, отказ от физического контакта и т. п.). Подобного рода семейная атмосфера, блокирующая удовлетворение потребности в признании, является источником страданий и многих психологических проблем у членов семьи.

Пространство семьи позволяет реализовывать все, выделяемые Берном, формы взаимодействия между людьми. Каждая реальная семья будет характеризоваться тем, какая из вышеперечисленных форм структурирования времени ею предпочитается больше других. Например, «структурный голод» может удовлетворяться за счет соблюдения семейных ритуалов в виде неизменных, формализованных традиций. Например, это могут быть традиционные воскресные обеды, обязательные посещения родственников, стандартные словесные обороты и поцелуи, которыми жена ежедневно провожает мужа на работу и т. п. Даже секс в такой семье становится ритуализированным и осуществляется в соответствии «с раз и навсегда установленным» порядком действий.

Времяпрепровождение

не такое формализованное и предсказуемое взаимодействие, как ритуал, но оно имеет некоторую повторяемость. Например, в семье принято проводить выходные вместе на даче.

Каждый член семьи хорошо знает, что он будет делать и что говорить и что будут делать и говорить остальные (мама опять будет подшучивать над папиным аппетитом, дедушка заснет за газетой, дети подерутся из-за велосипеда, но помирятся во время купания, бабушка будет жаловаться на здоровье и т. д.). Времяпрепровождение как форма утоления «структурного голода» требует соблюдения некоторого правила — говорить можно только на допустимые темы и в разрешенном стиле. Общение членов семьи приобретает поверхностный, «светский» характер, не предполагающий обмена реальными и глубокими переживаниями. Тем не менее, оно позволяет семье чувствовать свою стабильность.

Вам будет интересно  Что такое семья и какая её роль в жизни человека

В основе семейной жизни могут также лежать разные варианты игр. Под игрой

Берн понимает суррогат истинной близости. Все игры представляют собой некоторую манипуляцию состоянием и поведением другого человека. Они содержат в себе «приманку», использующую одну из человеческих слабостей (зависть, жадность, вспыльчивость, сексуальную невоздержанность, глупость и др.). Обычно опытные игроки хорошо осведомлены о слабостях своего семейного партнера. Берном описано большое количество супружеских игр, наиболее известные из которых такие, как «Если бы не ты», «Фригидная женщина», «Загнанная домохозяйка», «Видишь, как я старался», «Ну что, попался, негодяй!», «Алкоголик».

Деятельность

— это то, что Берн называет
работой.
Существуют семьи, выстраивающие общение вокруг определенной формы активности. Например, все члены семьи являются сотрудниками одной частной фирмы. Все свободное время семья посвящает совместному решению производственных задач. Это может происходить и тогда, когда супруги являются коллегами, делают одно дело, работают, например, над одним научным проектом.

определяется Берном как искреннее отношение между людьми со свободным взаимообменом, исключающим манипулирование. Истинная близость, существующая в гармоничных семьях, не испытывающих страха перед искренним общением, позволяет полностью удовлетворить как «структурный голод», так и «голод по признанию» всех членов семьи.

психология семейных отношений сотрудничество психология семейных отношений открытый разговор крепкие семейные отношения преданность друг другу благодарность глубокое уважение в семье

Способы выходы из семейного кризиса отношений

Идеального решения, конечно, не существует, ведь это процесс индивидуальный. Каждый из нас проходит кризис семейной жизни по своему: для кого-то проблема встаёт острее, а для кого-то проплывает незаметно. Далее я приведу вам несколько советов, которые помогут вам справиться с напряженным периодом в семейных отношениях.

Главное правило в любых отношениях, не только семейных, но и дружеских – разговаривайте, обсуждайте проблемы и нив коем случае не замалчивайте проблему. Одна из основных причин обращения семейных пар к психологу – сложности общения между супругами, и лишь 40% всех проблем связано с финансовыми и сексуальными проблемами. Поэтому: разговаривайте люди, разговаривайте. Это важный шаг к решению множества проблем и недоразумений.

Относитесь серьезно ко всем претензиям, а также заботам и проблемам мужа, ведь именно таким образом проявляется соучастие в жизни любимого человека. Кроме этого, ваша поддержка в разрешении трудной ситуации очень важна для любого человека – это будет говорить о вас как о верном человеке, которому можно доверять и с которым можно не беспокоясь прожить всю жизнь, спина к спине – рука в руке.

Еще одно важное правило – умейте прощать своих любимых и вторых половинок, хорошая семья без этого невозможна, либо проживет совсем недолго. Кроме этого, психологи отмечают, что очень важно не только прощение, но и принятие извинений

Если вы чувствуете, что не готовы к перемирию и не хотите ближайшее время общаться с супругом, то следует сообщить ему об этом. Ведь, в конце концов, ваше молчание без предъявления претензий и без объяснений может просто-напросто ему надоесть. И тогда финал может оказаться совсем не таким, как вы его планировали.

Не манипулируйте мужем, например, отказывая ему в близости. Верните в ваши отношения романтику: ужин для двоих, поход в кино, неожиданные смски во время рабочего дня или милые записки на холодильнике. Старайтесь избежать каждодневной рутины, вносите что-то новое в каждый новый день – это не обязательно должно быть что-то масштабное, даже небольшие, но приятные мелочи сделают вашу совместную жизнь ярче и интереснее. Даже простые комплименты могут вызвать потрясающий эффект (вспомните, как давно со дня свадьбы вы делали своей супруге/супругу комплимент?). В идеале – выделите несколько дней, которые вы будете проводить только вдвоем (детей вполне можно отправить к бабушке или оставить у их друзей, они будут только счастливы).

Близость является неотъемлемой частью семейных отношений, и про него в рутине каждодневных забот забывать не стоит. Разнообразьте и усовершенствуйте вашу интимную жизнь, это будет глоток свежего воздуха в решении ваших проблем. Кстати, физическая близость способствует сохранению крепкой связи между супругами, а вот ее отсутствии может привести к многочисленным конфликтам.

Кроме любовных отношений, не забывайте сохранять и дружбу – это ведь одна из основ семьи, которая позволяет на протяжении долгого времени сохранять отношения и решать насущные проблемы и избегать кризисов семейной жизни.

В конфликтах также существуют свои правила, которые не следует нарушать, если вы не стремитесь разрушить семью, а лишь хотите донести до партнера суть своих претензий:

  • ни в коем случае не оскорбляйте его и не критикуйте его в присутствии посторонних, выглядит это очень некрасиво. В пылу ссоры это получается редко, но стоит следить за тем, что вы говорите. По возможности, старайтесь избегать конфликтных тем, которые касаются политики, религии и т.п. Но только не касающихся семьи, детей и ваших отношений. Хорошее решения для случая, когда вас переполняют эмоции – написать все на листке бумаги.
  • оставляйте друг другу личное пространство, то есть у каждого их членов семьи должно быть место, где он может побыть наедине и успокоиться.
  • интересный вариант: постарайтесь посмотреть на супруга другими глаза – глубже окунитесь в его хобби, можно пообщаться с его родителями и друзьями детства, которые расскажут вам много интересного о вашей второй половине. Психология семейных кризисов такова, что чем меньше у вас общих интересов, тем выше вероятность разрыва.
  • у вас могут абсолютно разные увлечения, но ведь ничего страшного, если вы начнете заниматься одним из них вместе – это могут быть танцы, спортивные секции или создание произведения. Парное хобби объединят вас и делают вашу семью крепче.

Соотношение понятий «брак» и «семья»

Семья пережила все испытания временем и пространством. Сегодня семья существует во всех частях света, а ее история насчитывает многие тысячелетия. Значение семьи в жизни индивида и общества невозможно переоценить. Но каждое поколение постигает эту истину заново.

Наука о семье развивается в условиях многоликости семейных структур и разнообразия представлений людей о семье и браке. Каждый житель нашей планеты считает себя компетентным в области брачно-семейных отношений. Люди весьма охотно ведут разговоры о любви, браке, детях, родственниках со стороны мужа и жены, делятся друг с другом «рецептами» решения семейных проблем. Педагог или психолог тоже обладают личной концепцией семьи, которая время от времени может рассогласовываться с их профессиональной позицией. Накопление житейских знаний и поиск достоверных научных фактов объединены общей целью: понять, каким образом обеспечить стабильность института брака и семьи, как сделать семейную жизнь удачной и счастливой.

В обыденном сознании понятия «брак» и «семья» могут отождествляться, но в науке принято их разграничивать. В первом термине находят отражение социально-правовые аспекты семейно-родственных отношений. Брак

является общественным институтом, регулирующим отношения между полами. Мужчина и женщина выступают в нем и как личности, и как граждане государства. Социальный характер брака проявляется, прежде всего, в публичной форме его заключения, в контролируемом обществом выборе брачных партнеров,
в
наследовании семейного имущества.

Философский энциклопедический словарь трактует брак как исторически обусловленную, санкционируемую и регулируемую обществом форму отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающую их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Санкционируя брак, общество берет на себя обязательства по его охране и налагает на партнеров ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а тем самым — за будущее семьи. Общество может оказывать материальную помощь семье, что является составной частью социально-демографической политики любого государства.

Крупный специалист в области социологии семьи А.Г. Харчев

понимал
брак как исторически меняющуюся социальную форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские, родительские права, обязанности.
С.И. Голод

обращает внимание на то, что брак представляет собой в целом исторически разнообразные механизмы социального регулирования (табу, обычай, традиция, религия, право, нравственность) сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, которое направлено на поддержание непрерывности жизни. Социальное предназначение брака — воспроизводство. Отсюда следует вывод, что однополые браки — нонсенс, а гомосексуальные связи — реальность. Вместе с тем, в конкретных условиях социальная цель брака может и не реализоваться.

Значение брака в повседневной жизни людей может закрепляться его церковным таинством. Супружеские отношения освящаются церковью, что означает их неразрывность, постоянство, долговечность.

В настоящее время в большинстве случаев брак выступает как добровольный союз мужчины и женщины, основанный на взаимной склонности и личной договоренности, оформленный в установленном законом порядке, направленный на создание и сохранение семьи. Благодаря правовой охране супружества и кровнородственных отношений обеспечивается социальная защищенность личности. Тем не менее, далеко не все пары прибегают к юридическому оформлению брака.

Наряду со свободой заключения брака, может существовать и свобода его расторжения, что выражается в разводе. Поэтому к области брачного поведения относятся и действия партнеров, приводящие к сепарации (т. е. постепенному отчуждению супругов друг от друга) и разводу.

В современном мире наблюдается значительная вариативность моделей брачных отношений, формируются браки, являющиеся альтернативами классической моногамии.

Понятие «семья»

предназначено для характеристики сложной системы взаимоотношений супругов, их детей, других родственников. Такой подход выражен в лаконичной формулировке С.И. Голода, рассматривающего
семью как совокупность индивидов, состоящих, по меньшей мере, в одном из трех видов отношений: кровного родства, порождения, свойства.
21

Приведем традиционное определение данного понятия,

встречающееся во многих справочных изданиях.
Семья

это важнейшая форма организации личной жизни, вид социальной общности, малая группа, основанная на супружеском союзе, родственных связях или усыновлении, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями, сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
Однако жизнь вносит некоторые коррективы в такое понимание семьи. В частности, развивается «гостевой» (регулярно-раздельный) брак, предполагающий раздельное проживание супругов в течение достаточно длительного промежутка времени.

Многие специалисты используют определение семьи, предложенное А.Г. Харчевым: «семья


это исторически-конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».
Комментируя данное определение, С.В. Ковалев

подчеркивает несколько важных моментов.

  • Семья меняется со временем, в соответствии с переменами в обществе, хотя и является одним из наиболее стабильных социальных институтов.
  • Малой группой семью можно назвать потому, что она вполне попадает под определение этого исходного элемента социума, отличаясь характером (интимно-личностным) объединения людей.
  • Социальная необходимость семьи обусловлена потребностью общества в выполнении семьей репродуктивной и воспитательной функций, что гарантирует продолжение существования самого человечества.

Семью как социальную группу невозможно понять, исходя из знания о ее членах, взятых в отдельности. Семья является открытой, постоянно развивающейся системой,

имеющей значительные адаптивные возможности. Изменения в одном из элементов системы, например во взаимоотношениях супругов, сказываются на всей семье.

Индивидуальные дисфункции членов семьи являются отражением системных нарушений.

Точное содержание понятия «семья» зависит от определенного исторического

и
культурного контекста.
Изначально под семьей подразумевалось все домашнее хозяйство, функционирующее как единое целое, включая людей, живущих под одной крышей или подчиняющихся власти одного человека. Помимо собственно семьи, сюда относились многочисленная родня, слуги, рабы и даже домашние животные. Таким образом, под семьей понималось объединение людей в целях эффективного социального регулирования или управления. В самой своей основе семья является сообществом, предполагающим защиту и удовлетворение элементарных потребностей своих членов; биосоциальной структурой, ограждающей от голода и депривации, в формах которой развивался человеческий род. В современном обществе нормативная семья может быть описана как социоэкономическая единица, существующая вокруг гетеросексуальной пары.

модели семейных отношений функции семьи

«Папа и дочка»

Данная модель семейных отношений возникает на основе женской мечты о заботящемся муже: здесь идеальной считается семья, в которой супруг способен заменить заботливых и опекающих маму и папу.

Наверняка, многим женщинам доводилось завистливо вздыхать, услышав хвастовство подруг своим суженым: «я за ним – как за каменной стеной!». В принципе, это нормально, когда мужчина является защитником, но в этой модели женщина возлагает практически все заботы на своего мужа. Все то, что касается внешнего мира, финансового обеспечения и связанных с этим проблем – является исключительно мужской прерогативой.

А женщина взамен просто остается милой «папиной дочкой». Она может даже найти работу, но только в качестве хобби. Заработанные при этом деньги женщина будет тратить на себя, а не вливать в общий семейный бюджет. Женщина, в этом варианте, будет готовить вкусную еду и делать уборку в квартире, заниматься воспитанием детей, но все важные решения единолично будет брать на себя муж. Здесь жена – это любимый и окруженный заботой ребенок, а муж – заботливый и ответственный родитель. В такой семье женщина может воссоздать свое детское, инфантильное счастье, которое она испытывала в родительской семье.

Семья как социальный институт

В науке сложилась традиция изучения семьи и как социального института,
и какмалой группы.
Согласно общепринятой трактовке, понятие «социальный
институт»
означает устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, посредством которых общество регулирует и контролирует деятельность людей в наиболее важных сферах человеческой жизни. Это заданный набор целесообразных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Стандарты поведения организуются в систему ролей и статусов.

Источник https://lfirmal.com/rabota-s-osnovnymi-metodami-i-tehnikami-v-ramkah-modeley-psihologicheskogo-konsultirovaniya-semi/

Источник https://dilerscan.ru/bolezni-i-otkloneniya/psihologiya-semi.html

Источник

Источник

Author: mag

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *