Психология семейных отношений

Содержание

Психология семейных отношений

психология семейных отношений фото

Психология семейных отношений изучает проблемные вопросы и ситуации, которые возникают в области реализации личностных стремлений, целей в семейных отношениях. Практически каждый индивид сегодня сталкивается с проблемами сохранения и поддержания теплых семейных взаимоотношений. Часто так случается, что чем продолжительнее время совместного проживания партнеров, тем острее проявляются разногласия, конфликты, эмоциональные реакции друг на друга. Семья является важнейшим социальным институтом, влияющим как на отдельную личность, так и на социум в целом. Она характеризуется довольно трудными взаимоотношениями двух разных индивидуальностей.

Семейные отношения

Каждая семья — это малый социально-психологический коллектив или группа, которая базируется на основе личных и доверительных взаимоотношений между двумя супругами, их родителями и детьми. Её структура, социальная активность, нравственно-психологический климат имеет зависимость не только от условий тотального характера, закономерностей и общих обстоятельств, но и от специфических ситуаций, формирующих семью.

Психология семейных отношений зависит от обстоятельств, в которых живет и функционирует образовавшаяся ячейка общества. Среди них различают уровень образованности обоих супругов, их культуру, ценности, моральность, традиции, местожительства, нравственность и др. От перечисленных условий зависит способность супругов к сплочению и консолидации. Они накладывают неизгладимый отпечаток на характер семейных взаимоотношений, обуславливают специфику таких взаимоотношений.

Проблемы в семье, динамику отношений, причины развода, одиночество в семейных взаимоотношениях, семейного воспитание – эти и другие вопросы изучает психология семьи и семейных отношений.

Среднестатистическая семья обычно состоит из 3-4 человек. Ее ядро составляет супруги и их дети. Часто новообразовавшиеся семьи проживают совместно с родителями одного из партнеров. Каждый член семьи характеризуется нахождением в непрерывном взаимодействии с остальными её членами, играет определённую роль в семье, беспокоится об удовлетворении некоторых потребностей семьи в целом или отдельно каждого, а также интересов социума. Личные качества партнеров, характер их взаимоотношений, обуславливают специфику осуществления свойственных семье функций и ее облик.

Коммуникационное взаимодействие в семье обеспечивает целенаправленность и слаженность усилий партнеров для достижения определенных целей, жизненно важных для семьи, для удовлетворения индивидуальной потребности человека в духовном единстве с любимым. Духовные взаимоотношения супругов являются неотъемлемой частью интимных.

Семьей, в широком смысле, является социально-экономическая ячейка общества, которая характеризуется совместным ведением домашнего быта и бюджета семьи, потребляются различного рода услуги, происходит удовлетворение потребностей в еде, местожительстве, одежде и т. д. Реализация этой хозяйственной функции лежит на обоих супругах. Глубокое овладение выбранными профессиями гарантирует партнерам стабильную заработную плату, а семье – материальный достаток.

Культурный досуг и воспитание являются важнейшими функциями ячейки общества. Семейный досуг заключается в создании особой атмосферы теплоты, позволяющей личности полностью раскрыться и реализовать себя. Воспитательная функция заключается в заботе о детях и старшем поколении. Именно от семейного воспитания зависит, каким вырастет ребенок и сможет ли он полноценно развить свою личность и реализовать себя. Также на родителях лежит обязанность защищать интересы и права детей, заботиться об их духовном, физическом и умственном развитии.

Психология семейных отношений, как наука отмечает, что с прогрессирующим развитием цивилизации наблюдается целый ряд тревожных тенденций, которые свидетельствуют о разрушающих обстоятельствах в семейной жизни, затрагивающих супружеские и детско-родительские отношения. Такие негативные тенденции связаны с социально-экономическими обстоятельствами: нестабильностью социальной системы, проблемами трудовой занятости, низким уровнем жизни, изменением традиционно сложившейся ролевой структуры семьи и разделения функций между партнерами.

Резко выросло количество неблагополучных семей, которые характеризуются девиантным поведением одного из партнеров или обоих (алкоголизм, наркомания, агрессивность), расстройством коммуникационного взаимодействия, неудовлетворенными потребностями партнеров в любви, уважении и признании. Все это становится причиной резкого возрастания эмоциональных и личностных расстройств индивидов, напряженности, тревожности, депрессивных состояний, потери чувства любви, нарушения личностного роста.

Еще одной не менее тревожной тенденцией является снижение уровня рождаемости и увеличение количества семей с одним ребенком, что ведет к нарушению коммуникативной компетентности детей, которые растут в таких семьях. Увеличение количества разводов также является серьезной проблемой современного общества.

Психология семейных отношений призвана решать перечисленные проблемы, помогать супругам грамотно взаимодействовать в семейных отношениях, показывать, как должны развиваться здоровые семейные отношения после рождения ребенка.

Существует следующая классификация поведения в браке партнеров, предложенная Сейгером:

— равноправное поведение характеризуется ожиданием равных обязанностей и прав;

— романтическое поведение характеризуется ожиданием душевной гармонии, крепкой любви, сентиментальностью;

— родительское поведение характеризуется удовольствием заботиться о другом партнере, воспитанием его;

— детское поведение характеризуется привнесением в супружеские отношения спонтанности, радости и непосредственности, однако наряду с этим приобретением власти над другим партнером посредством проявления беспомощности и слабости;

— рациональное поведение характеризуется слежением за проявлением эмоций, чувств, при этом точно соблюдая права и обязанности друг друга, ответственностью и трезвостью в оценивании;

— товарищеское поведение характеризуется желанием стать супругу соратником и поиском для себя такого же партнера. Товарищеский тип супруга не претендует на романтические чувства и воспринимает в качестве неизбежного обыденные тяготы семейных отношений;

— независимое поведение характеризуется сохранением в браке некоторой дистанции относительно своего партнера.

Также существует классификация профилей брака: комплиментарный, метакомплиментарный и симметричный профиль.

В симметричном супружестве оба партнера имеют равные права и обязанности, никто не подчиняется другому. Все проблемы в таком браке решаются посредством соглашения или компромисса.

В комплиментарном супружестве один партнер всегда главенствует, а второй – подчиняется, дожидается инструкции.

В метакомплиментарном супружестве доминирующего положения достигает партнер, который осуществляет свои цели посредством подчеркивания собственных слабостей, неумелости или бессилия, при этом, манипулируя при помощи такого поведения партнером.

Каждая семья вне зависимости от манеры построения взаимоотношений имеет определенные кризисы семейных отношений по годам.

Психология семейных отношений направлена на то, чтобы помочь людям преодолеть такие кризисы без потерь для себя, учит индивидов, как разнообразить современные семейные отношения, чтобы избежать развода.

Семейно-правовые отношения

Семейно-правовыми отношениями называются имущественные или неимущественные взаимоотношения, обусловленные семейным законодательством и регулирующиеся нормами семейного права, в редких случаях, гражданско-правовыми нормами. В семейно-правовых отношениях все участники процесса юридически взаимосвязаны наличием общих субъектных обязанностей и прав. Они возникают вследствие влияния семейно-правовых норм на общественные отношения.

Семейно-правовые отношения различного характера могут регулироваться, кроме норм семейного законодательства, еще и другими отраслями права. Исходя из содержания семейных правоотношений, их можно разделить на личные и имущественные.

В зависимости от специфики содержания их подразделяют на супружеские и родительские. Если брать за основу субъектный состав, то семейные правоотношения делятся на сложные и простые. Сложные правоотношения, которые состоят из трех участников процесса, в свою очередь, делятся на взаимоотношения между родителями и их совершеннолетними детьми, родителями и их несовершеннолетними детьми. Простыми называются взаимоотношения, которые состоят из двух участников, и бывают между двумя супругами и между бывшими супругами.

Исходя из разделения прав и обязанностей, семейно-правовые отношения дифференцируют на односторонние и двусторонние.

По тому, насколько семейные правоотношения индивидуализированы, они бывают относительными и абсолютными. Относительные – это когда поименно определены абсолютно все участники процесса. Абсолютные – индивидуализирована только лишь одна сторона правоотношений.

Исходя из наличия публичного интереса, семейно-правовые отношения делят на регулируемые императивно и отношения, характеризующиеся публичным интересом и отсутствием такого интереса.

Правоотношения, регулируемые императивно наблюдаются при усыновлении. Правоотношения, характеризующиеся публичным интересом, наблюдаются при алиментных отношениях. В таких отношениях осуществление прав и обязанностей, инициатива защиты принадлежит участникам процесса. Отношения, характеризующиеся отсутствием публичного интереса, реализуются только лишь на диспозитивных началах.

Главными в семейном праве считаются личные правовые отношения между всеми членами семьи. Именно они, в большинстве своем, и обуславливают содержание имущественных семейно-правовых отношений. Исходя из этого, следует сделать вывод, что содержание семейно-правовых отношений включает в себя права и обязанности абсолютно всех субъектов таких правоотношений. Конкретизация прав и обязанностей, их объем содержатся в нормах семейного права, которые регулируют семейные взаимоотношения, такие как заключение брачного союза и его расторжение, личные и имущественные взаимоотношения между партнерами, алиментные взаимоотношения между всеми членами семьи, между родителями и детьми, между усыновителями и усыновленными и т. п.

Субъектами семейно-правовых отношений называются их участники, обладающие семейными правами и несущими обязанности.

Для того чтобы дифференцировать семейно-правовые отношения от семейных отношений, которые не регулируются нормами права, с одной стороны, а с другой — от прочих правовых отношений, следует выделить их следующие специфические черты. Первое – абсолютно все семейно-правовые отношения имеют длящийся характер. Второе – личные неимущественные семейные взаимоотношения являются определяющими и выражают существенное воздействие на имущественные отношения не числом, а значимостью. Третье – семейно-правовые отношения проистекают из семейных взаимосвязей, которые перечислены в законодательстве, именно это предназначает субъектный состав участников процесса.

Вам будет интересно  Работа с основными методами и техниками в рамках моделей психологического консультирования семьи; Концепции семейного консультирования

Семейно-правовыми отношениями считаются только лишь правоотношения между членами одной семьи. Прочие правовые отношения являются административно-правовыми или процессуальными. Относительно взаимоотношений между индивидами, которые только намереваются вступить в брак, однако еще не зарегистрировали его, принято считать, что никаких правоотношений между ними вообще не возникает.

Брачно-семейные отношения

Брачно-семейные отношения являются довольно сложной структурой современного общества. Согласно данным официальной статистики, больше половины зафиксированных браков разрушаются. Однако сложно назвать конкретные проблемы брачных взаимоотношений, т.к. повод для развода у каждой семьи свой.

Выделяют несколько основных типов брачно-семейных взаимоотношений. В зависимости от устанавливаемого типа отношений в новообразовавшейся семье можно судить о продолжительности брака, о семейных отношениях и о том, каким будет развитие образовавшейся ячейки общества.

Психология семейных отношений, исходя из семейного стажа, брачные союзы подразделяет на молодоженов, молодую семью, семью в ожидании ребенка, семью среднего возраста, старшего и пожилого супружеского возрастов.

Молодожены – это индивиды, находящиеся в эйфории после свадебного торжества, они еще не знают какие подводные камни их ждут на пути совместной жизни и не думают, что когда-нибудь перед ними встанет вопрос «как наладить семейные отношения».

Молодая семья характеризуется пониманием того, что одной любви недостаточно для построения крепкого брака, что в отношениях важна забота, доверие и взаимопонимание.

Семья в ожидании первенца характеризуется серьезными переменами в отношениях, формированием нового уклада жизни.

Семейные отношения среднего возраста (около 10 лет вместе) характеризуется возникновением рутинности, разного рода конфликтов. Данный период – это необходимость пересмотра привычного уклад жизни и добавление в него новых совместных интересов для сохранения семьи и прежних отношений. Здесь актуальным становится вопрос «как разнообразить семейные отношения».

Семья старшего возраста характеризуется выходом на первый план совместных интересов и умения договариваться.

Семья пожилого возраста характеризуется появлением внуков, открывается второе дыхание, появляется новый интерес – интерес к внукам.

В зависимости от количества детей, семьи бывают бездетными (около 16% всех семей), однодетными (50%), малодетными (2 ребенка) и многодетными (более 2 детей).

Исходя их качества семейных отношения, браки бывают устойчивыми, благополучными, конфликтными, проблемными и социально-неблагополучными. Также семьи бывают полными и неполными (отсутствует в силу каких-то причин один из родителей).

Психология семейных отношений выделяет некоторые факторы, которые воздействуют разрушающе на брачно-семейные отношения. К ним относят:

— конфликтные взаимоотношения или распад семьи родителей одного из партнеров либо обоих;

— совместное проживание с родителями на их жилплощади;

— вмешательство родителей во взаимоотношения супругов;

— употребление либо обоими партнерами, либо одним из них спиртных напитков, наркотиков;

— многочисленные измены и отсутствие доверия;

— любые пристрастия негативного характера обоих из супругов или одного (например, тяга к азартным играм);

— вынужденное раздельное проживание партнеров (например, вахтовый метод работы или длительные командировки);

— чрезмерная профессиональная занятость жены (такая семья называется «бикарьерной);

— ранний либо поздний брак;

— брак «по залету» (такой брак называется «стимулированным»);

— рождение первенца в первые 1-2 года супружества;

— высокая конфликтность обоих партнеров;

— невозможность иметь детей по каким-либо причинам или бесплодие одного из партнеров;

— физическое истощение или постоянные перегрузки из-за учебы или работы;

— чрезмерный эгоизм одного или обоих партнеров;

Как наладить семейные отношения? Этот вопрос уже не одно десятилетие волнует психологов, социологов и простых людей, вступающих в брак. Для сохранения отношений следует обсуждать их вдвоем, изначально распределить обязанности, определить все «можно» и «нельзя», не вовлекать в отношения других людей (неважно родных или нет). Существует мнение, что как только семейные проблемы становятся достоянием социума, семья начинает рушиться в ускоренных темпах.

Психология семейных отношений отмечает, что любые семейные отношения имеют определенные кризисы по годам, которые наступают через определенные интервалы времени. Первый кризис наступает на первом году жизни молодоженов, следующий на третьем, затем на пятом, седьмом, десятом, а дальше каждые 10 лет.

Семейные отношения кризисы

Учеными установлен тот факт, что людям, вступающим в брак по взаимной договоренности, а не по любви, намного легче преодолеть кризисы семейной жизни.

Зарождение семьи или кризис первого года совместной жизни супругов. Наверное, каждый человек, хотя бы один раз на протяжении жизни задавался вопросом, почему все сказки заканчиваются свадьбой главных героев и ни в одной не повествуется об их дальнейшей совместной жизни. Это связано с тем, что после свадебного торжества через некоторое время трудности только начинаются. Два абсолютно разных существа, один из которых мужчина, а другая женщина, начинают жить под одной крышей и вести совместное хозяйство. При всем при этом, каждый из них уже привык к определенному укладу жизни. И хотя данный этап всегда характеризуется восторженным отношением, нередко он заканчивается разочарованием, так как ожидания оказались не реализованными. Однако если партнеры сознательно и обдуманно приняли решение вступить в брак, на первом году совместной жизни особых трудностей наблюдаться не будет. В этом периоде следует научиться разговаривать с партнером, слушать его и слышать. Данный период всегда характеризуется притиркой партнеров друг к другу. Постепенно исчезают розовые очки, через призму которых нам виделся супруг, и оказывается, что он вовсе не идеален, а обычный человек со своими слабостями, недостатками и достоинствами.

У некоторых пар кризис наступает не на первом году жизни, а уже на третьем. Все зависит от индивидуальных черт характера супругов, от модели поведения родительских семей. В этом периоде нужно научиться уважать партнера, а также осознать, что у всех людей есть недостатки, что идеальных просто не существует. Хотя семейные проблемы в отношениях существуют неразделимо друг от друга, все таки не бывает непреодолимых преград на пути двух любящих сердец.

Кризис пяти лет характеризуется появлением первенца в семье. Оба родителя безумно рады этому, однако они далеко не так представляли себе все, что связано с заботой о малыше. Данный период характеризуется хроническим недосыпанием. Наряду с этим мужчина мучается от недостатка внимания и ласки со стороны жены, а женщина страдает от буйства гормонов, которые заставляют ранее спокойную и разумную даму трансформироваться в мегеру.

Семейные отношения после рождения ребенка являются одними из самых трудных, в них наблюдается некоторое отчуждение и охлаждение партнеров друг к другу. В этот период рекомендуется привлекать к воспитанию малыша бабушек или квалифицированных нянь. Нужно распределить обязанности, чтобы женщина могла отдыхать. Забота о малыше должна лежать на обоих родителях, а не только на женщине.

Следующий кризис наступает на седьмом году совместной жизни партнеров. Эти две значимые даты считаются одними из самых трудных периодов семейной жизни. Ребенок уже достаточно взрослый, чтобы его можно было отдать в детский садик. Женщина, ощущая себя загнанной лошадью, которая кроме кухни ничего не видела, стремится выйти на работу. И все равно какую, лишь бы не сидеть дома. Однако бытовые заботы так остаются висеть тяжким бременем на ее плечах. С трудоустройством ей придется совмещать не только быт, заботу о муже и ребенке, но и свою новоиспеченную работу. На данном этапе компромисс нужно искать именно сильной половине.

Десять лет совместной жизни характеризуется налаженностью быта, интимных и душевных взаимоотношений, общения, работы. На данном этапе инициирующей развод стороной чаще становится женщина. Супруги уже пресытились, и немножко надоели друг другу. Большинство мужей, жалуются, что жены перестали делить с ним их увлечения, стали игнорировать романтические порывы, что ведет к появлению связей на стороне. Молодые любовницы позволяют мужчинам вновь почувствовать себя молодыми охотниками-завоевателями. Однако при всем при этом, мужчины даже и не помышляют о разводе. При угрозе разоблачения порочной связи легко расстается с любовницей, чтобы завести через время новую. Для мужчин довольно сложно разрушить устоявшийся быт, комфортный образ жизни, семью. Они слишком ценят свои силы, которые потратили на создание семьи. В этом периоде нужно понимать, осознавать возникшие проблемы и бросить все силы на борьбу с монотонностью и однообразием для сохранения семьи.

Психология семейных отношений отмечает, что следующий кризис связан с взрослением детей. Они уже совсем взрослые, у них свои интересы, они уже не так нуждаются в родительской опеке. Вмиг опустевший дом вызывает ощущение потерянности, ненужности, бесполезности, пустоты и множество других подобных эмоций. Для того чтобы взять над ними контроль, следует трезво оценить возникшую ситуацию и сделать все возможное для извлечения из нее максимума удовлетворения. Для начала, нужно понять, что жизнь не заканчивается с уходом детей из дома. Это, наоборот, открывает новые возможности для личностной реализации. Также этот период характеризуется ощущением того, что и в профессиональной деятельности все достигнуто и дальше некуда стремиться.

Как разнообразить семейные отношения? На этом этапе нужно пытаться отыскать новые жизненные задачи и заново учиться жить друг с другом. Нужно понимать, что сохранение отношений – это каждодневный тяжелый и упорный труд, который должен иметь совместную направленность. Это означает, что семья сохранится только в том случае, если оба супруга вместе этого хотят и совместно направляют усилия на достижение цели.

Вам будет интересно  Семейная этика и психология

Семейные отношения и проблемы на данном этапе заключаются в том, чтобы переосмыслить свое отношение к окружающим и своему партнеру. Психологи дают несколько общих моделей поведения при возникновении кризисных ситуаций. Во-первых, никогда не следует, как говорится, «закусывать удила». Компромисс – это идеальный выход из любой проблемной ситуации. Во-вторых – ни при каких обстоятельствах не следует оскорблять партнера как личность. Если вы в чем-то обвиняете супруга, то следует избегать формулировок такого типа, как «ты всегда …». Лучше придерживаться фразы, типа «мне неприятно, когда ты…», «мне грустно проводить вечера без тебя» и т.д. Любые конфликты следует решать без посторонних. В-третьих – у каждого из супругов должно быть личное пространство. В-четвертых, старайтесь проявлять интерес к увлечениям друг друга.

Психология семейных отношений делает акцент на том, что кризис в отношениях, вне зависимости от того, когда он наступил – это еще один шаг вперед, возможность выхода за границы прежних отношений.

Кризис в отношениях – это помощь партнерам осознать не только отрицательное, но и то хорошее, ценное, что их объединят и связывает. А вот распад семьи является последствием неправильно пройденного кризиса. Никогда не требуйте и не настаивайте на чем-либо. Старайтесь поддерживать партнера во всем. Не жертвуйте собой ради супруга. И уж тем более не следует попрекать партнера тем, что вы ради него сделали, а он не оценил. Вспомните, ведь вы пошли на жертвы сознательно, никто вас об этом не просил.

Самое главное для преодоления любых кризисов семейной жизни – никогда не замалчивать проблемную ситуацию. Нужно научиться обговаривать друг с другом сложившиеся ситуации. Позиция страуса тут не сработает. Если не искать выхода из проблемных ситуаций – проблемы только усугубятся. Не стоит думать, что кризис сам пришел и сам уйдет.

Иногда не лишним будет отдохнуть друг от друга. Многие психологи считают, что даже горячо любящим людям хотя бы две недели в году необходимо проводить отдельно друг от друга. Если есть желание сохранить отношения, а побороть ворох свалившихся проблем не получается самостоятельно, то можно обратиться за профессиональной психологической помощью.

С другой стороны, если проблемы решить не получается, может нужно посмотреть на ситуацию с другой стороны? Задайте себе вопрос: действительно вам подходит эта женщина (мужчина). И дайте себе честный ответ на него.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Семейные отношения и их влияние на формирование личности ребенка

Харлова, О. Н. Семейные отношения и их влияние на формирование личности ребенка / О. Н. Харлова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 279-283. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9816/ (дата обращения: 24.09.2021).

Семья для ребенка есть ближайший круг общения, в котором формируется его психика и отношения с внешним миром. Влияние родителей на детей безусловно и многопланово.

По этой причине семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности ребенка, а институт семьи является важнейшим условием его развития и становления. Общеизвестно, что все усилия любого образовательного учреждения по воспитанию детей будут безрезультатны без поддержки семьи.

Семья — предмет изучения разных социальных наук. В каждой дается свое определение данному понятию.

  1. С точки зрения социологии, это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.
  2. Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определенным кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство.
  3. В педагогике и в психологии делает упор на личные взаимоотношения членов семьи и разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего поколения в развитии младших участников общественной группы.

Данное понятие многогранное. Но каждое определение подтверждает, что это малая группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определенными отношениями. [2]

Всю совокупность семейных отношений можно разделить на семь видов:

1) Социально-биологические (интимные) отношения охватывают сферу половозрастной структуры и численности семьи, рождаемости, общей гигиены, гигиены пола и половой жизни, физического совершенствования и наследственности, включают заботу о потомстве и физическом здоровье членов семьи, учет вопросов акселерации и воспитания детей;

2) Хозяйственно-экономические отношения образуют материальную основу бытия семьи и включают: организацию и ведение домашнего хозяйства, распределение обязанностей между членами семьи, материальное обеспечение семейного бюджета, заботу и уход за маленькими детьми, престарелыми родителями и другими членами семьи;

3) Правовые (юридические) отношения характеризуют правовое регулирование брака и развода, соблюдение личных и имущественных прав и обязанностей между супругами, между родителями, детьми и другими родственниками, вопросы наследования и усыновления, предупреждение правонарушений и других антиобщественных проступков детей;

4) Нравственные отношения охватывают вопросы нравственных ценностей семьи, прежде всего любви и долга, заботы о нравственном воспитании детей и взрослых и их самовоспитании, а также уважение к старшим, воспитание любви к труду;

5) Психологические отношения представляют сферу взаимодействия членов семьи и их совместимости, определяют психологический климат в семье и способствуют формированию чувств и межличностных отношений, обеспечивают развитие ребенка как личности;

6) Педагогические отношения прямо касаются вопросов семейной педагогики и реализации воспитательных функций семьи;

7) Эстетические отношения определяют эстетику поведения, речи, одежды, жилища, использование достижений культуры.

Все виды семейных отношений взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Центральное место в семейных отношениях всегда занимают дети. Так считал А. И. Герцен. «Семья начинается с детей», говорил А. И. Герцен.

«Главный замысел и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери». (В. А. Сухомлинский) [5]

Виктория Порческо [1] выделяет и характеризует следующие типы семейных отношений:

Авторитарная семья. В авторитарном типе семьи очень четко выделяется авторитет, а все остальные подчиняются. Часто думают, что авторитетом в семье является исключительно папа, но не всегда такое убеждение может быть убедительным. Есть семьи, где авторитетом является женщина.

«Лидер», занимающий авторитарную позицию часто критикует и не одобряет инициативу и вмешательства в собственные планы. Самое важное то, что говорит «лидер», а не тот, кто помладше. В такой модели семьи на ребенка «лидер» семьи оказывает самое непосредственное влияние. Авторитет родителя подавляет, игнорирует интересы ребенка, родители в жесткой манере диктуют свои условия жизни, поведения, морали. Часто эмоциональное насилие над детьми переходит в физическое.

Сотрудничество всемье. Здесь семейные отношения построены на доверии. Отношения между мужчиной и женщиной в этом семействе строятся на равноправии и полном доверии. Если возникают в семье какие-либо разногласия в первую очередь, каждый супруг относится уважительно друг к другу и при ребенке не выясняют отношения. Чаще идут на компромисс и отличаются мирным взаимодействием между собой.

Опекающая семья. В такой семье ребенку уделяется чрезмерная забота и опека со стороны родителей. Родители стараются вложить в ребенка все материальные и моральные ценности. Они полагают, что так будет лучше, если родители будут опекать свое чадо от трудностей и сложных ситуаций в жизни. В последствии ребенок становится инфантильным, безразличным. Ему будет тяжело наладить отношения со своими сверстниками или коллегами. Они не могут сделать ни одного шага без участия родителей.

Безразличная семья. В этой семье происходит независимое друг от друга сосуществование взрослых и детей. Родители очень пассивно относятся к мыслям, поступкам, действиям своих детей. Родителям безразлично, чем увлекается его ребенок, т. е. воспитание идет на самотек. Хорошо, если ребенок понимает, что ему в этой жизни нужно стремиться к чему-то большему, чем просто болтаться по улицам.

Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой, и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Качества, формируемые уребенка при различных типах семейных отношений [3]

Типы семейных отношений

Краткая характеристика

Формируемые качества

Систематическое подавление одними членами семьи (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его

Сопротивление ребенка, который отвечает на нажим и принуждение лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью, искоренение самостоятельности, чувства собственного достоинства, инициативности, веры в себя и в свои возможности.

Система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план.

В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема — удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей, вследствие чего возникает другая проблема — неприспособленность к жизни в коллективе, часты срывы в переходном возрасте, отсутствие самостоятельности, инициативы.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей. Пассивность родителей как воспитателей.

Эгоизм, полное отсутствие внимания к другим родственникам, безразличие, срывы от отсутствия внимания в подростковом возрасте, пагубное влияние дурной компании

Сотрудничество в семье

Опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития — коллективом.

Вам будет интересно  Психология семейных отношений: 6 главных качеств для семьи

Все самые положительные качества, которые только можно сформировать: уважение к старшим, любовь, доверие, взаимопомощь.

Л. Н. Урбанович в статье «Влияние семейной культуры на нравственное развитие личности ребенка», отмечает: «В раннем детстве ребёнок весь мир воспринимает через семью. Он любит то, что любит мама, радуется тому, чему радуется отец. Опыт общения родителей с миром наиболее ценен для него» [4].

Семейное общение, реальные каждодневные ситуации создают дух семьи, который формирует отношение ребёнка к другим людям, окружающей действительности с точки зрения нравственности. Поэтому важным фактором в нравственном развитии человека является семейная атмосфера, её эмоциональный и духовный фон.

Атмосфера может создаваться уровнем доброжелательности или недоброжелательности друг к другу, уважительным или пренебрежительным отношением к интересам друг друга, тактичным, деликатным прикосновением к душевному миру другого или бесцеремонным вмешательством в этот мир. И прежде чем ребёнок научится различать, кто и что вносит в семью, он уже впитывает семейную атмосферу, владеет неким тоном общения с другими людьми.

Для нормальной благополучной семьи характерна атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. В такой семье умеют радоваться успехам других, отмечать приятные черты друг друга, спокойно делиться своими переживаниями, не опасаясь быть не понятым. Для такой семейной атмосферы противоестественны крики, оскорбления, брань. Здесь отдают предпочтение спокойной форме общения, на основе любви и взаимопонимания.

Сам дух семьи, характер отношений в ней, общий стиль и тон общения, взаимоотношение представителей разных поколений, организация досуга, семейные традиции — всё это можно называть семейной культурой, которая является одной из главных предпосылок для нравственного воспитания детей. Рассмотрим такие значимые составляющие семейной культуры как «фактор слова» и особенности межпоколенного общения.

Родители и дети составляют одно целое, в котором родители являются основой, базой для психического развития детей. Маленький ребенок учится у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции. Часто родители не осознают меру ответственности за будущее развитие личности ребенка, его жизненных установок, предпочтений, привычек, стиля поведения. Они редко задумываются над тем, как их ссоры повлияют на психику ребёнка, который полностью зависит от родителей, атмосферы в семье и отношения к нему.

Родители — первые наставники ребёнка и они должны объяснить ему, «что такое хорошо и что такое плохо», но только объяснения недостаточно, важен родительский пример, который оказывает решающее значение на формирование нравственных принципов у ребёнка.

Выделяя среди факторов, влияющих на нравственное развитие ребенка, «фактора слова» в семье, мы основываемся на том положении, что через вербальное общение у ребёнка формируются основные смыслы, которые впоследствии определяют жизненные стратегии человека, формируют «индивидуальную духовную матрицу». Данные современной психологии подтверждают, что «навешивание ярлыков», ругательства, оскорбления являются способами программирования детей. Крик же оглушает ребёнка, делает его невосприимчивым к окружающему миру.

Сильное разрушительное влияние на детскую душу оказывают бранные, ругательные слова, «крепкие словечки», которые взрослые употребляют в семье, и не только по отношению к взрослым членам семьи, а также и детям. Ни одно слово, произнесённое нами, не теряется в пространстве бесследно. Оно всегда оставляет глубокий, неизгладимый след, оно живет среди нас и действует на наши сердца. В слове содержится великая духовная энергия — или энергия любви и добра, или, напротив, энергия зла. А энергия никогда не пропадает.

Древнегреческий философ Аристотель в своих наставлениях о воспитании детей настоятельно рекомендует отстранять от ушей и глаз детей всё, что не соответствует достоинству человека, например, сквернословие, потому что «из привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков, в особенности у детей. Следует следить, чтобы они не говорили сами и не слышали от других».

Знали об этом и наши мудрые предки и охраняли души детей от проникновения грубых, бранных слов, поскольку негативный заряд, который несут такие слова, изменяет духовную природу ребёнка: уходит доброта, нежность, чувствительность к другим людям, к их переживаниям и боли, теряется сама способность любить.

Говоря о культуре семейных отношений, чаще всего мы вспоминает об укладе и традициях семьи. Но нередко оставляем без внимания основное определение традиции как передачи духовного опыта от поколения к поколению.

Веками разумное начало в семье определялось накопленными предками традициями, нравами, обычаями. Некогда В. О. Ключевский заметил, если отнять у современного человека этот медленно и трудно нажитый багаж обрядов, традиций и всяких условностей, то он утратит все свое житейское умение, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет вынужден все начинать сызнова.

Испокон веков старшее поколение передавало потомкам особое знание о мире. Знание, которое нельзя назвать «информацией». Это одновременно эмоциональное и духовное знание, опыт многих поколений предков. Часть этого знания передавалась от бабушек к внукам в «преданьях старины глубокой». Они не передаются на электронных носителях, это — живая связующая нить общих ценностей, что протягивается от поколения к поколению.

В этом смысле возможность в семье такой ценностной нити обусловлена взаимоотношениями родителей со старшим поколением. Уважение и забота, учтивость и тактичность со стороны родителей не только формируют в сознании ребёнка нравственный образец отношения к старшим, но и дают возможность быть ближе к бабушкам и дедушкам, позволяют ребенку осознать свою связь с общими предками, позволяют гордиться своей семьей.

Достижения в области психологии детства говорят о подвижности детской души, больших способностях ее развития. И ответственность за это развитие лежит на взрослых. Ничто не возникает ниоткуда и не исчезает в никуда. Осознание ответственности в воспитании детей, когда ежечасно и ежеминутно происходит работа с хрупким материалом — детской душой, не позволяет пройти стороной мимо такого важного фактора нравственного развития ребёнка, как влияние культуры семейных отношений.

Так давайте же становиться быть отзывчивыми, уметь сдерживать в себе зло, раздражение, уметь прощать обиды, не мстить; не позволять грубых слов. Любящий язык связывает сердца, а добрая речь врачует раны, поэтому в семейном общении — «ни капли холодного, острого, злого».

«Ребёнок — зеркало родителей» так некогда точно заметил великий педагог И. Г. Песталоцци. Действительно, общаясь с ребенком, можно многое узнать о его родителях. Ребёнок впитывает стиль взаимоотношений, образ жизни, линии поведения, ценностные установки и в дальнейшем их репродуцирует. В этом смысле родители являются зодчими семейного счастья своих детей, потому что в созданную семью их ребёнок принесет всё то, что они в него заложили.

  1. Порческо В. М. Типы семейных отношений [Электронный ресурс] / В. М. Порческо. — Режим доступа: www.lacio.ru
  2. Семья: понятие и организация [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.gopsy.ru.
  3. Типы семейных отношений и их влияние на развитие ребенка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — www.azps.ru
  4. Урбанович, Л. Н. Влияние семейной культуры на нравственное развитие личности ребенка [Электронный ресурс] / Л. Н. Урбанович. — Режим доступа: www.smolensk-seminaria.ru
  5. Цитаты великих людей. Статусы, цитаты, афоризмы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.vot-status.jimdo.com

Похожие статьи

Взаимоотношение родителей и детей в семье.

отношение, ребенок, семья, воспитание детей, родитель, старшее поколение, семейная культура, семейная атмосфера, друг, член семьи. Влияние детско-родительских отношений на становление.

Влияние супружеских взаимоотношений на воспитание детей.

отношение, ребенок, семья, воспитание детей, родитель, старшее поколение, семейная культура, семейная атмосфера, друг, член.

Влияние семьи на социализацию ребенка | Статья в журнале.

отношение, ребенок, семья, воспитание детей, родитель, старшее поколение, семейная культура, семейная атмосфера, друг, член семьи.

ребенок, отношение, родитель, семья, семейное воспитание.

отношение, ребенок, семья, воспитание детей, родитель, старшее поколение, семейная культура, семейная атмосфера, друг, член семьи.

Взаимоотношения между родителями и детьми в семье

ребенок, родитель, взаимоотношение родителей, семья, отношение родителей, отношение, интерес детей, жизнь ребенка, жизненный опыт, член семьи.

Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка

традиция, семья, воспитание детей, семейный круг, семейная жизнь, член семьи, родительский дом, ребенок, основа основ, хорошая традиция. Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное.

Семейные традиции как средство духовно-нравственного.

семья, ребенок, родитель, традиция, член семьи, отношение, семейная жизнь, массовая информация, духовно-нравственное воспитание, духовная культура.

Психолого-педагогические основы семейного воспитания

семейное воспитание, семья, воспитание детей, родитель, ребенок, помощь, педагогическая помощь, воспитательный процесс, педагогическая культура родителей, институт воспитания.

Проблемы взаимоотношений младшего и старшего ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старший ребенок, отношение родителей, семья, родитель

родитель, ребенок, процесс воспитания, корреляционный анализ, семья, респондент, проблема, балл, высшее образование, воспитание детей.

Похожие статьи

Взаимоотношение родителей и детей в семье.

отношение, ребенок, семья, воспитание детей, родитель, старшее поколение, семейная культура, семейная атмосфера, друг, член семьи. Влияние детско-родительских отношений на становление.

Влияние супружеских взаимоотношений на воспитание детей.

отношение, ребенок, семья, воспитание детей, родитель, старшее поколение, семейная культура, семейная атмосфера, друг, член.

Влияние семьи на социализацию ребенка | Статья в журнале.

отношение, ребенок, семья, воспитание детей, родитель, старшее поколение, семейная культура, семейная атмосфера, друг, член семьи.

ребенок, отношение, родитель, семья, семейное воспитание.

отношение, ребенок, семья, воспитание детей, родитель, старшее поколение, семейная культура, семейная атмосфера, друг, член семьи.

Взаимоотношения между родителями и детьми в семье

ребенок, родитель, взаимоотношение родителей, семья, отношение родителей, отношение, интерес детей, жизнь ребенка, жизненный опыт, член семьи.

Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка

традиция, семья, воспитание детей, семейный круг, семейная жизнь, член семьи, родительский дом, ребенок, основа основ, хорошая традиция. Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное.

Семейные традиции как средство духовно-нравственного.

семья, ребенок, родитель, традиция, член семьи, отношение, семейная жизнь, массовая информация, духовно-нравственное воспитание, духовная культура.

Психолого-педагогические основы семейного воспитания

семейное воспитание, семья, воспитание детей, родитель, ребенок, помощь, педагогическая помощь, воспитательный процесс, педагогическая культура родителей, институт воспитания.

Проблемы взаимоотношений младшего и старшего ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старший ребенок, отношение родителей, семья, родитель

родитель, ребенок, процесс воспитания, корреляционный анализ, семья, респондент, проблема, балл, высшее образование, воспитание детей.

Источник https://psihomed.com/psihologiya-semeynyih-otnosheniy/

Источник https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9816/

Источник

Источник

Author: mag

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *