Кому нужна помощь семейного психолога, и где найти хорошего специалиста?

Кому нужна помощь семейного психолога, и где найти хорошего специалиста?

Психология семейных отношений – направление науки, позволяющее понять суть определения семьи и брака, виды взаимодействий между членами семьи, причины конфликтов и др. факторы, в соответствии с которыми возможно скорректировать свое поведение, наладить взаимоотношения с близкими. Семью можно представить в виде модели, и наглядно рассмотреть виды данного социального института, его функции и циклы семейных отношений.

введение

Психология семьи это

Психология семьи и семейных отношений изучает особенности развития человека в сформировавшемся окружении, взаимоотношения с остальными членами семьи и механизмы адаптации каждой конкретной ячейки общества в социуме.

Полученная информация позволяет сделать вывод о состоянии здоровья малой группы, о наличии семейной патологии. На практике данные сведения применяются для оказания психологической помощи участникам социума. Сведения, которыми располагает наука, позволяют сформировать правильные психологические и социальные программы, подготовить профессионалов для координации взаимоотношений членов семьи.

предмет психологии семейных отношений

Предмет психологии семейных отношений – изучение особенностей межличностных взаимоотношений ячейки общества, структуры семьи, ее функций, закономерностей и динамики развития. Следовательно объектом данного направления науки является непосредственно сама семья.

Какие задачи решает психология семейных отношений

Психология семейных отношений это отдельная отрасль науки, перед которой возникают определенные задачи:

  • исследование закономерностей формирования и развития структуры семьи на всех этапах цикла;
  • изучение особенностей взаимоотношений между потенциальными супругами до брака, а так же определенных нюансов выбора партнера;
  • исследование психологического аспекта во взаимоотношении мужа и жены;
  • анализ психологии отношений родителей и детей;
  • изучение влияния семейного воспитания на формирование личности ребенка;
  • исследование кризисов семьи, причин их возникновение и выработка стратегий по выходу из них.

Таким образом задачи психологии семейных отношений охватывают все аспекты взаимодействия индивидуумов в рамках конкретной ячейки социума. Психология семейных отношений изучает основные направления анализа проблем, возникающих в малой группе социума.

Семья и ее функции

Семейный союз представляет собой социальную организацию, которая создана на кровных или брачных узах. Семья объединена совместным бытом, расходами, целями и задачами. Каждый ее член выполняет свою роль. Брак предполагает наличие доверия, возможность выговориться и получить ценный совет, оказать помощь и вовремя поддержать другого.

Как составляющая общества, семья выполняет следующие функции:

  • репродуктивная;
  • воспитательная;
  • экономическая;
  • коммуникативная;

Супруги самостоятельно принимают решение о рождении детей, заботятся об их физическом и психическом здоровье.

Родители должны уделять большое внимание воспитанию своих детей.

Они являются главными участниками формирования личности ребенка. В этом принимают участие и государственные учреждения — дошкольные и школьные. Но основная ответственность за воспитание и развитие своих детей остается за отцом и матерью, никакие общественные институты не могут его заменить. Воспитание в семье является наиболее эмоциональным. В основе теплых отношений с детьми лежит искренняя любовь родителей к своим чадам, которая вызывает у детей ответные чувства. Прорехи в воспитании могут вызвать взаимную нелюбовь, отсутствие душевного контакта и отчужденность с родными людьми. Читать далее: Кризис среднего возраста у мужчин
Члены семьи совместно ведут домашнее хозяйство, вместе решают вопросы о доходах и тратах семейного бюджета. Нормы семейной жизни предполагают обязательную финансовую помощь тем членам семьи, которые в ней нуждаются.

Психологию семейных отношений невозможно рассматривать без потребности всех членов семьи общаться друг с другом, без взаимовыручки, доверия и духовной поддержки. Именно от благополучной моральной обстановки зависит семейное счастье.

Семья это

Мы привыкли рассматривать определение семьи с точки зрения социально-экономических параметров, как ячейку общества проживающую совместно и ведущую общее хозяйство. Но в психологии, данный аспект рассматривается несколько в ином контексте.

Семья это – сложно устроенная структура, состоящая из множества элементов и взаимоотношений членов этой структуры, внутри которой удовлетворяются (или не удовлетворяются) потребности людей, возникающие из имеющихся родственных связей.

С точки зрения психолога Г. Навайтиса, семья – это социальная структура, деятельность которой направлена на удовлетворение потребностей всех ее членов.

Структура семьи

Структуру семьи нельзя рассматривать однозначно, данный аспект зависит от того, какая типология лежит в основе формирования малой социальной группы:

· полигамная (полиандрия, полигиния, групповой брак) – несколько жен или мужей (гарем)

· сложная (расширенная) – ведут совместное хозяйство 3 и более поколений (например, родители, дети и бабушки с дедушками);

· полная (элементарная) – есть ребенок и оба родителя;

· неполная – нет детей или одного из родителей;

· составная – есть оба родителя, которые воспитывают несколько детей;

· клан – группа из нескольких поколений, объединенная родственными отношениями, но не обязательно проживающая совместно;

· двор – объединяет несколько поколений рода, но включает и других участников, не имеющих родственных связей

· малодетная – семья воспитывает 1-2 детей;

· многодетная – на попечении у родителей 3 и более деток

· патрилокальная – при совместном проживании с родителями мужа;

· неолокальная- супруги самостоятельно ведут свое хозяйство, отдельно от старшего поколения

· патриархат – условия диктует мужчина;

· демократия – совместное принятие решений и равная степень ответственности за происходящее

· либеральная – детям все разрешено;

· демократическая – равенство детей и родителей

· неблагополучная – семья низкого социального статуса, в которой прослеживаются проблемы воспитания детей;

· устойчивая – стабильная супружеская пара;

· конфликтная – семья, в которой наблюдается конфликт интересов, порождающий ссоры;

· проблемная – характеризуется постоянным возникновением негативных моментов, которые в итоге могут привести к распаду

Какая бы типология не лежала в основе структуры ячейки общества, в ее рамках рассматривают особенности формирования нравственно-психологических связей между всеми участниками, ее духовность, соотношение власти и др. факторы, которые оказывают влияние на выполнение функций семьи в социуме.

Функции семьи

Психология семьи изучает не только структуру и форму малой социальной группы, но и ее функции – сферы жизнедеятельности, направленные на удовлетворение потребностей всех участников.

функции семьи

Воспитательная функция

Данную функцию следует рассматривать как с позиции удовлетворения потребностей членов семьи, так и ее роль в социуме:

  • для супругов она означает удовлетворение потребностей в отцовстве и материнстве, собственной самореализации в детях;
  • для общества воспитание нового поколения важно с точки зрения формирования социума, его структуры.

Реализация воспитательной функции занимает достаточно продолжительный период – от рождения до этапа взросления ребенка. За это время родителям требуется сформировать соответствующие психоэмоциональные, физические и социальные нормы и помочь в адаптации к жизни в обществе. Кроме этого важную роль играет самовоспитание родителей, в отношении к детям и пожилому поколению.

Хозяйственно-бытовая

Хозяйственно-бытовая функция основана на потребности членов семьи:

  • в материальном благополучии;
  • в сохранении здоровья (физического, психоэмоционального, социального);
  • в поддержании жизни и развития.

Проявление данной функции может выражаться в сохранении и поддержании здоровья как родителей, так и детей, в уходе за нуждающимися членами семьи, в совместном ведении хозяйства.

Реализация хозяйственно-бытовой функции влияет на структуру семьи, формирование ее статуса. Зависеть она может от типа управления, источников дохода, его распределения и др. факторов.

Эмоциональный обмен

Взаимоотношения между членами семьи строятся на основе эмоций, которые выражаются в привязанности друг к другу. В положительной динамике эта привязанность перерастает в уважение, симпатию, любовь – эмоции, которые для большинства считаются нормой. Таким образом между членами общности происходит эмоциональный обмен.

Кроме взаимодействия друг с другом, членам семьи приходится общаться с социумом, в результате чего так же возникает эмоциональный обмен, в положительном или отрицательном ключе. И здесь уже проявляются более широкие формы взаимодействия, начиная от симпатии, и заканчивая ненавистью или враждой с другими членами общества.

Реализация данной функций зависит от наличия эмоционального взаимодействия между членами семьи и обществом. Отсутствие энергообмена ведет к накоплению невыраженных чувств и болезням малой социальной группы.

Коммуникативная функция

В некоторых источниках функция носит название – досуговая. Она основана на потребности членов семьи в совместном времяпрепровождении, культурном и духовном взаимодействии. Реализация функции способствует духовному развитию членов социума, личностному росту, саморазвитию, а зависит в первую очередь от способности коммуницировать в обществе.

Вам будет интересно  Идеальная семья: миф или реальность?

Положительная реализация досуговой функции влияет на психоэмоциональный фон, состояние здоровья. Отсутствие способности к общению и возможности отдыха ведет к проявлению стрессов, упадку сил и отрицательному взаимодействию с другими участниками процесса.

Функция первичного социального контроля

Все члены общества подчиняются определенным правилам, которые строятся не только на том, что дозволено, но и на запретах. Нормы поведения помогают сохранить целостность социума, обеспечивают определенную степень защиты его членов.

Внутри маленькой ячейки общества тоже действуют механизмы контроля и саморегуляции, так как не все участники способны ответственно и самостоятельно строить свое поведение, не ущемляя интересы и потребности остальных членов группы. Например, маленькие дети или пожилые родители нуждаются в контроле дееспособных родственников.

Сексуально-эротическая функция

Роль функции в удовлетворении соответствующих потребностей супругов, и в регуляции сексуального поведения между ними. Реализация обеспечивает репродуктивную функцию, продолжение рода, а следовательно, развитие общества. Как известно, целью заключения брака является рождение детей, воспитание новых членов социума. Поэтому одной из задач для супругов является воспроизводство людей здоровых психологически и физически.

Экономическая функция

Экономическая функция основана на уровне материального благосостояния семьи. Следовательно зависит она от дохода, который формируется исходя из источников его получения и затрат на нетрудоспособных членов группы, требующих финансового обеспечения.

Защитная функция

Способность семьи отстаивать свои интересы заключается не только в физической защите, например при проявлении агрессии мимо проходящих хулиганов, но и в формировании психологической, эмоциональной, экономической стабильности.

Функция преемственности

Функция сохранения традиций и преемственности поколений. Благодаря реализации происходит укрепление взаимоотношений между родственниками, формирование ценностей и истории рода.

Нарушение реализации перечисленных функций ведет к возникновению проблем в семье. В наше время общество столкнулось с проявлением дисфункций в таких вариантах:

  • демографический кризис, вызванный снижением рождаемости и повышением смертности;
  • малая продолжительность браков и высокий процент разводов;
  • деградация семейных ценностей, в том числе в отношении воспитания детей;
  • рост количества семей с низким социальным статусом;
  • смещение ролей в семье;
  • учащенное проявление тирании и насилия.

Следует отметить, что в сложившейся ситуации виноваты не столько члены маленькой ячейки общества, сколько социум в целом, так как функционирование и взаимодействие участников группы зависит от:

  • общепринятых норм;
  • экономического микроклимата;
  • демографической ситуации;
  • работы институтов государства;
  • психофизиологической динамики отношений.

Представления о семье и браке

C. В. Ковалев подчеркивает важность формирования адекватных брач-но-семейных представлений юношей и девушек.

В настоящее время пред­ставления о браке у молодежи имеют ряд негативных особенностей: так, в возрасте 13—15 лет происходит прогрессирующее
разделение и проти­вопоставление понятий любви и брака.
У студенческой молодежи (по дан­ным анкетного опроса «Твой идеал») значимость любви при выборе спут­ника жизни оказалась на четвертом месте после качеств «уважение», «доверие», «взаимопонимание». Происходит явное «оттеснение» люб­ви в браке на фоне ее предшествующего всевластия. То есть юноши и девушки могут воспринимать семью как помеху своим чувствам и лишь впоследствии, мучительным путем проб и ошибок, прийти к постиже-

нию нравственно-психологической ценности брака. Задача заключает­ся в том, чтобы сформировать у старшеклассников понимание ценнос­ти семьи и постараться создать правильное понимание соотношения любви и брака и роли любви как основы долгосрочного союза.

Следующее, что характеризует брачно-семейные представления молодежи, — это их явная потребительская нереалистичность.

Так, по данным В. И. Зацепина, при исследовании студентов оказалось, что средний желаемый супруг по своим положительным качествам пре­восходил «среднего» реального юношу из непосредственного окруже­ния девушек-студенток, аналогично юношам-студентам идеальная супруга представлялась в виде женщины, которая была не только луч­ше реальных девушек, но и превосходила их самих по уму, честности, веселью и трудолюбию.

Для молодежи характерно расхождение качеств желаемого спутника жизни и предполагаемого партнера по повседневному общению,

из круга; которого этот спутник в общем-то и должен выбираться. Опросы со-> циологов показали, что качества личности, считающиеся значимыми для идеального супруга, в реальном общении юношей и девушек не имеют решающего значения.

Проведенное нами (в 1998—2001 годах) исследование предбрачных предпочтений студентов и студенток университета показало во мно­гом сходную картину.

Открытая форма опроса (формулировки предлагались самими рее-; пондентами) выявила, что в образе предпочитаемой партнерши по| общению у студентов должны быть такие качества, как (в порядке убы вания): внешние данные, положительные черты характера (различные для каждого из ответивших — доброта, верность, скромность, поря­дочность, воспитанность, трудолюбие и т. д.), ум, коммуникативные данные, чувство юмора, веселость, женственность, сексуальность, тер­пеливое отношение к самому отвечавшему, общее развитие (духовное, кругозор, профессионализм), трудолюбие, уравновешенность, спокой­ствие, здоровье, материальная обеспеченность.

Образ будущей супруги включает в себя: нравственные качества (как суммарный индекс различных черт характера: честность, умение дер­жать слово, порядочность, верность, доброта и т. д.), ум, внешность, культурное развитие, отношение к самому опрашиваемому (любящая, терпеливая, уступающая), свойства темперамента (поровну ответов — уравновешенность и импульсивность), чувство юмора, щедрость, гос­теприимство, коммуникативные качества, женственность. Часть сту­дентов затруднились назвать качества будущей супруги.’

Та б л и ца 2. Характеристики образа девушки, с которой хотелось бы общаться, и качества, которые хотелось бы видеть в будущей супруге студентам Университета (философский факультет)

Образ предпочитаемой подруги % отве­тов Образ будущей супруги % отве­тов
Внешние данные 71,2 Нравственные качества (суммарный индекс различных черт хорошего характера) 75,0
Нравственные качества (суммарное выражение разнородных качеств хорошего характера) 68,3 Ум 67,1
Ум 65,4 Внешность 56,7
Коммуникативные данные 34,6 Культурное развитие (духовное развитие, образование, кругозор, профессионализм и т. д.) 53,4
Чувство юмора, веселость 32,7 Отношение к самому отвечавшему 33,3
Женственность 28,4 Уравновешенность 16,7
Сексуальность 26,5 Импульсивность 16,7
Терпеливое отношение к самому отвечавшему 25,1 Чувство юмора, веселость 15,1
Общее развитие (духов­ное, кругозор, профессио­нализм) 24,3 Гостеприимство, щедрость 13,3
Трудолюбие 16,7 Коммуникативные качества 8,2,
Уравновешенность, спокойствие 15,6 Женственность 7,5
Здоровье 4,6 Финансовая • обеспеченность, карьера 7,5
Финансовая обеспеченность 3,8 Здоровье 3,8

Таким образом, выявилось некоторое рассогласование образов партнерши, с которой хотелось бы общаться, и будущей жены. Каче­ства последней оказались для юношей менее определенными, что, ве­роятно, связано с общей неопределенностью их семейного будущего (часть молодых мужчин не думает о браке).

Та б л и ца 3. Предбрачные предпочтения девушек-студенток Университета

Образ предпочитаемого партнера по общению % отве­тов Образ желаемого супруга % отве­тов
Внешность и особенности телосложения 100,0 Отношение к опрашиваемой 100,0
Чувство юмора 78,7 Зрелость, ответственность 83,2
Ум 60,1 Ум 60,1
Нравственные качества (по сумме различных свойств — честности, порядочности и т. д.) 49,4 Финансовая обеспеченность 53,4
Чуткость, доброта. 47,1 Доброта 48,3
Коммуникативные качества 43,7 Внешность 36,3
Отношение к респондентке 41,6 Чувство юмора 34,3
Волевые качества 36,5 8-9. Трудолюбие 30,8
Образованность 34,2 8-9 Терпеливость 30,8
10-11 Яркость, неординарность 25,7 Уверенность в себе 25,1
10-11 Воспитанность 25,7 «Защитник» 23,4
Финансовая обеспеченность 23,4 Эрудиция 20,5
Уверенность в себе 21,3 13 V Волевые качества 18,7
Трудолюбие, работоспособность 10,3 Коммуникабельн ость 16,4
Сексуальность 9,4 Сексуальность 8,3
Самостоятельность 7,4 Воспитанность 7,3

Анализ предбрачных представлений девушек-студенток (философ­ского и экономического факультетов) показал большее, чем у юношей, рассогласование между качествами предпочитаемого партнера по об­щению и характеристиками будущего (желаемого) супруга. Так, если для привлекательности партнера важны его внешность или особенно-

сти телосложения (атлетизм, спортивная форма и т. д.), а также чув­ство юмора и ум, то среди качеств, предпочтительных для семейной жизни, важнее оказываются отношение к самой опрашиваемой (лю­бящий, выполняющий мои желания и т. д. — формулировки разнооб­разны), зрелость, ответственность и ум. Внешность и чувство юмора теряют свои лидирующие позиции, а коммуникативные качества из срединных рангов перемещаются к последним. Зато половина опро­шенных девушек ждет от своего будущего избранника способности обеспечить семью, а одна четвертая часть — защиты.

Если же рассматривать предбрачные предпочтения молодежи не в усредненной форме, а произвести качественный анализ данных — ин­дивидуальное сопоставление предпочтений партнера и будущего мужа, то можно заметить, что студенты (и студентки) сильно отличаются по степени соответствия образов друга и мужа. У некоторых опрошен­ных наблюдается достаточно большое совпадение тех качеств, кото­рые делают молодого человека привлекательным для общения с ним, и желаемых свойств будущего супруга. В данном случае можно пред­сказать, что существует осознание качеств личности, важных для дол­говременного общения, и именно на них данные респонденты и ори­ентируются в выборе друзей (по словам С. В. Ковалева, на «значимые общечеловеческие ценности»). Таких юношей и девушек в нашей вы­борке оказалось 40%. У части студентов существует некоторое расхож­дение качеств желаемого партнера и спутника жизни. К сожалению, почти у половины (45%) студентов и студенток существует практичес­ки полное расхождение в образе друга (подруги) и будущего мужа (жены).

Вам будет интересно  Лучшие книги популярных авторов о семейной психологии

Наблюдается также и другая опасная тенденция — чрезмерность требований к партнеру и супругу: это касается в основном девушек. У части студенток выявлен практически полный перечень требований к молодым людям из всех теоретически возможных — он достигает 20 качеств. Здесь оказываются ум, красота, чуткость, лидерские каче­ства («сильнее меня»), обеспеченность, помощь по дому, честность, образованность, коммуникабельность, чувство юмора. Если при этом требования будут ригидны, вероятность построения успешных отно­шений снижается до минимума.

В. И. Зацепин отмечает также пигмалионизм в межличностном вос­приятии юношей и девушек.

Выявлена прямая связь между характером самооценки и уровнем оценки желаемого супруга (супруги) по мно­гим качествам. Оказалось, что те, кто высоко оценил степень разви­тия у себя таких качеств, как честность, красота, жизнерадостность и др., хотел бы видеть эти качества и у своего будущего супруга. Работы

эстонских социологов показали, что подобный пигмалионизм весьма свойствен и идеализированным представлениям молодежи: у юношей и девушек идеал супруга обычно подобен собственному характеру (но с усилением его положительных составляющих). В целом в этих набо­рах больше всего ценятся сердечность, общительность, откровенность и интеллигентность (девушки еще ценят силу и целеустремленность, а юноши — скромность своих избранниц).

Вместе с тем выяснилось, что молодые люди, начинающие совмест­ную жизнь, плохо знают характеры друг друга — оценки, присваемые спутнику жизни, весьма существенно расходились с его (ее) самооцен­кой. Вступающие в брак наделяли избранника качествами, сходными с их собственными, но с известным их преувеличением в сторону боль­шей мужественности или женственности (Ковалев С. В., 1989).

Итак, развитие брачно-семейных представлений юношей и деву­шек включает в себя формирование у них правильных воззрений о со­отношении любви и брака, преодоление потребительских тенденций в отношении семьи и спутника жизни, воспитание реалистичности и цельности в восприятии себя и других.

Очень важная область полового воспитания — формирование эта­лонов мужественности и женственности. Именно в юношеском возрас­те у школьников происходит завершение формирования ролевых по­зиций мужчины и женщины. У девушек резко усиливается интерес к своей внешности и возникает своеобразная переоценка ее значения, сопряженная с общим ростом самооценки, увеличением потребности нравиться и обостренной оценкой своих и чужих успехов у противо­положного пола. У мальчиков же во главу угла встают сила и муже­ственность, что сопровождается бесконечными поведенческими экс­периментами, имеющими целью найти себя и сформировать свой об­раз взрослости. Формирование полового самосознания, эталонов мужественности и женственности начинается с первых дней жизни ре­бенка. Однако наиболее интенсивно оно осуществляется в подрост­ковом и юношеском возрастах, когда усвоенное на предшествующих стадиях начинает проверяться и уточняться в ходе интенсивного об­щения с лицами противоположного пола.

Исследования Т. И. Юферевой показывают, что практически един­ственной сферой жизнедеятельности, в которой формируются пред­ставления подростков об образах мужественности и женственности, являются взаимоотношения с противоположным полом. Оказалось, что эти представления в каждом возрасте отражают особые аспекты общения: в 7-м классе — семейно-бытовые отношения, в 8-м и, осо­бенно, в 9-м — более близкие эмоционально-личностные отношения

между юношами и девушками, причем прежние отношения с возрас­том не углубляются, а просто замещаются другими.

Представления подростков об идеальных для взаимоотношений полов качествах мужчин и женщин преимущественно связаны с поня­тием товарищества без учета половой принадлежности. Поэтому иде­альные представления и реальное поведение не совпадают, поскольку идеал не выполняет регулятивной функции. Печально также и то, что понятие женственности юноши связывали исключительно с материн­ством, а в раскрытии понятия мужественности забывают о таком ка­честве, как ответственность (Юферева Т. И., 1985, 1987).

С. В. Ковалев утверждает, что половое воспитание должно не сгла­живать, а, наоборот, всячески поддерживать половые различия муж­чин и женщин. Эти различия проявляются уже в первые дни после рождения, становясь с взрослением ребенка все более яркими и от­четливыми. Активность сильного пола носит своеобразный предмет­но-инструментальный характер, тогда как слабый пол по своей при­роде эмоционально-экспрессивен, что в достаточной степени прояв­ляется и в области полового поведения и влечений.

Трудно переоценить роль полового воспитания и в формировании качеств семьянина.Здесь огромную роль играет добрачный опыт юно­сти, в котором особенно важно познание как можно большего коли­чества реальных семей, царящих в них взаимоотношений и укладов. В настоящее время не принято знакомство домами, которое крайне необходимо юношам и девушкам по двум причинам: во-первых, при­вычно встречаясь вне семейного круга в местах проведения досуга, юноши и девушки не имеют возможности составить полноценное впе­чатление друг о друге, поскольку оно невозможно без знания о том, каким их избранник бывает среди родных и близких. Во-вторых, только при таком «домашнем» знакомстве молодые люди могут составить до­статочно точное впечатление не только об особенностях семейного микроклимата и уклада, но и об их приемлемости с точки зрения при­нятых в их собственном доме представлений о правах и обязанностях членов семьи, о том, как можно и должно поступать в семейной общ­ности. Основываясь на этом, молодые люди могли бы принять более точное решение о возможности будущей совместной жизни.

В. А. Сысенко (1985, с. 25) так формулирует основные направления деятельности по подготовке к семейной жизни:

1) нравственная (осознание ценности брака, детей и т. д.);

2) психологическая (сумма психологических знаний, необходимых

в супружеской жизни);

3) педагогическая (навыки и способности к воспитанию детей);

4) санитарно-гигиеническая (гигиена брака и быта);

5) экономическая и хозяйственно-бытовая.

Литература

Личная жизнь: любовь, отношения полов. Л., 1990.

Исаев Д. Н., Каган В. Е.

Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., 1980.

Воспитателю о сексологии. М., 1991.

Ковалев С. В.

Психология современной семьи. М., 1988.

Колесов Д. В., Сельверова Н. Б.

Физиолого-педагогические аспекты полового созрева­ния. М., 1978.

Введение в сексологию. М., 1988.

Психология развития. СПб.: Питер, 2002.

Психология подростка. Психологическая энциклопедия. Полное руководство для пси­хологов, педагогов и родителей / Под ред. А. А. Реана, СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2003.

Социальная психология. СПб.; М.: Питер, 1999.

Сысенко В. А.

Устойчивость брака: Проблемы, факторы, условия. М., 1981.

Сысенко В. А.

Новобрачные в зеркале собственных взглядов, суждений, оценок// Мо­лодожены. М., 1985.

Юферева Т. И.

Образы мужчин и женщин в сознании подростков // Вопросы психоло­гии. 1985. № 3.

Юферева Т. И.

Формирование психологического пола // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.

Constantinople A.

Sex-role acquisiton: In search of the elephant // Sex Roles. 1979. Vol 5. P. 121— 134.

A social-learning view of sex differences in behavior. The Development of sex differences / Ed. E. E. Maccoby. Stanfort, 1966. P. 56-61.

Stangor C, Ruble D. N.

Development of gender role knowledge and gender consistency. New Directions for Child Development, 38, 5-22.

Levy, В., Carter, D. B.

Gender schema gender constancy and gender-role knowledge: The roles of cognitive factors in preschoolers» gender-role stereotype attributions. Developmental Psychology, 25 (3), 1989. 444-449.

Тема III

Типы семейных отношений в психологии

Виды семейных отношений в психологии классифицируются в несколько различных типологий. Но если взять за основу общие принципы, то можно выделить следующие типы семейных отношений:

  1. Традиционная семья – среднестатистическая малая группа в обществе, целью создания которой является продолжение рода, сохранение традиций и ценностей. Супруги ценят стабильность и преемственность.
  2. Партнерские взаимоотношения – отличаются равноправием между членами группы, равной ответственностью за принятие решений, общностью взглядов и умением разрешать конфликты.
  3. Диктат – преобладание силы одного из членов семьи, которое чаще всего выражается в насилии (как моральном, таки физическом), авторитарном режиме. Это может выражаться в диктате одного из супругов по отношению к другому или родителей, в отношении остальных домочадцев. Результатом такого взаимодействия чаще всего выступают тяжелые психологические травмы и чувство страха.
  4. Созависимые отношения – один из членов семьи находится в зависимости от другого по ряду причин. Здесь может быть множество вариаций:
  • «тиран-жертва» – характеризуется постоянным (моральным или физическим) подавлением кого-то из участников общности;
  • «жертва-спасатель» – применим к парам, когда один из членов семьи страдает пагубной зависимостью, а другой терпит и пытается помочь от нее избавиться;
  • опека – один из партнеров относится к другому, как родитель к ребенку.
Вам будет интересно  Семья и семейные отношения

Если типы отношений развиваются не по стандартной схеме, возникает дисгармония, и следовательно, сопутствующие проблемы. В соответствии с этим выделяют следующую классификацию:

  1. Спокойные взаимоотношения – это внешняя картинка, за которой скрывается скука и безразличие.
  2. Взрывные отношения – подходит для любителей ссориться публично.
  3. Гиперопека – когда один из супругов полностью отдает себя партнеру, в ущерб собственных интересов.
  4. Стена – каждый член семьи поглощен только в свои интересы.
  5. Демонстративная идиллия – счастье только на людях, а на само деле внутри неблагополучный союз.
  6. Союз чайлдфри – намеренный отказ от рождения и воспитания детей.
  7. Семья ради детей – сохранение взаимоотношений ради воспитания детей, но без лишних сантиментов в отношении друг к другу.
  8. Соперничество – постоянное соревнования между партнерами во всем, карьере, воспитании детей, выполнении домашних обязанностей и даже за любовь детей.

Модели семейных отношений в психологии по Дэвиду Ричарду Олсону делятся на 7 типов, которые перекликаются с предыдущими классификациями, объединяя гармоничные и деструктивные типы.

модели семейных отношений

  1. Традиционная семья – ячейка общества, в которой придерживаются общепринятых социальных норм. Взаимоотношения благоприятные, преемственность традиций и сохранение семейных ценностей присутствуют в полной мере.
  2. Сбалансированные взаимоотношения – в семье соблюдаются определенные договоренности во всех сферах, в результате чего, всех все устраивает, и возникновение конфликтных ситуаций практически исключено.
  3. Гармоничные партнерские отношения – полное взаимопонимание между супругами, взаимная поддержка и правильное распределение ролей.
  4. Полноценный брак – совпадение взглядов во всех направлениях, благополучные отношения.
  5. Безжизненный брак – относится к категории неблагополучных, в связи с тем, что в нем супруги не смогли реализовать себя, достигнуть финансовой стабильности, построить карьеру. К причинам возникновения такой ситуации Олсон относит ранний возраст вступления в брак, а особенно рождение детей, в результате чего партнеры не успели получить достойное образование и преуспеть в карьере.
  6. Конфликтные взаимоотношения партнеров – проявление ссор в семье является постоянным, по любому поводу. Причина кроется в раздражении друг на друга, недовольством, проявлением агрессии.
  7. Брак по расчету – создание семьи в меркантильных целях, но изначально супруги понимают на что идут, поэтому принимают такие условия игры и пытаются сохранить брак.

Функции малой группы социума тесно связаны с возникающими моделями семей, их структурой. В следующих статьях мы поговорим о том, какие жизненные циклы проходит семья с момента заключения брака, как типы семейных взаимоотношений влияют на воспитание детей и формирование личности.

Этика взаимоотношений в семье статья по психологии на тему

Этика взаимоотношений в семье

Что такое семья

Для начала давайте определимся с тем, что же такое семья, чтобы далее было проще понять психологию семейной жизни. Семьей называют социальный союз, созданный на кровном родстве или супружеском браке, в котором каждый выполняет свою функцию. А еще семья – это объединение людей, которые имеют общий быт, расходы, переживания, цели. Семья и семейные отношения являются предметом психологии брака и семьи, принципы которой до сих пор обсуждаются людьми разного возраста, статуса и т.д. Тем не менее, существуют определенные устоявшиеся формы психологии отношений в семье.

Психология семейных отношений: функции семьи

Как ячейка общества, семья имеет свои определенные функции и основные из тех, что выделяют психологи – это:

  • • Репродуктивная функция. Любая семья самостоятельно решает вопрос о продолжении рода.
  • • Воспитательная функция. Каждая семья обязана воспитывать своих детей. В этом помогают родителям государственные учебные заведения, но основную роль в развитии детей играют сами родители.
  • • Экономическая функция. Речь идет о совместном ведении домашнего хозяйства, общем решении о доходах и расходах, уходе за детьми и т.д.
  • • Коммуникативная функция, которая удовлетворяет потребность всех членов семьи в общении, взаимодоверии, моральной взаимной поддержке. Психологию семьи и семейных отношений трудно представить без этой функции, т.к. именно от социальной атмосферы во многом зависит благополучие семьи.

Психология семейной жизни: от чего зависит прочность семьи

В первую очередь она зависит от личности каждого члена семьи. Чувство ответственности, умение держать слово и выполнять обещанное, осознание своей нужности, ну и, конечно же, любовь – все это должно относиться к каждому члену семью. Психология брака и семьи концентрирует свое внимание на каждой взрослой личности, т.к. от их отношения к семье зависит ее благосостояние. Прочность семьи зависит от следующих факторов.

  • • Любовь.
  • • Привязанность.
  • • Совместное решение семейных проблем – в обустройстве быта, распределении финансовых средств, воспитании детей и пр.
  • • Совместное проведение времени в свободное от работы и других дел время.
  • • Взаимодоверие.
  • • Взаимная поддержка.
  • • Дружба.

Психология отношений в семье: супружеская дисциплина

О том, что семья будет держаться только благодаря вышеперечисленным факторам, понятно каждому. Ведь эти не писаные законы известны нам с детства. Но не менее значимую роль в благополучии семьи играет так называемая супружеская дисциплина, от которой зависят не только взаимоотношения супругов, но и психологический комфорт остальных членов семьи – детей, родителей и т.д.

Прежде всего, в каждой семье должна быть финансовая дисциплина. Правильное планирование бюджета – это еще далеко не все, хотя и в этом супруги часто не могут договориться. Частые конфликты в семьях бывают из-за того, что супруги зарабатывают по-разному. И тот, кто приносит больше, хочет быть главнее, причем не только в финансовой сфере, но и во всех остальных аспектах семейной жизни. Это вносит свои коррективы во взаимоотношения всех членов семьи, и, как правило, негативные. Если супруги не сумеют разрешить данный конфликт и прийти к согласию, то разлада в семье им не избежать.

Еще одна составляющая семейных отношений – дисциплина общения. На эту тему говорить можно долго, но главное важно отметить, что в каждой семье должны быть некоторые ограничения как в манере общения, так и в тематике. Речь идет о запретных темах для разговора, общении жаргоном или матом и т.п. То есть коммуникативная сторона семейной жизни имеет также свои законы, соблюдать которые должны все члены семьи.

Этика и психология семейной жизни: воспитание детей и отношения с ними

Дети – это скрепляющий элемент семьи, который нуждается в родительской любви, опеке и воспитании. Все силы старших членов семьи должны быть направлены на развитие и формирование личности каждого ребенка. Для этого родители обязаны самосовершенствоваться из года в год, т.к. к сожалению или к радости, законов и уставов в отношении к детям в семье единых нет.

Дети часто воспитываются только одним родителем, и чаще всего, мамой. А этого происходить не должно, и обязанности по воспитанию детей в семье должны делиться между обоими родителями. Во-первых, от этого зависит развитие ребенка, а во-вторых, взаимоотношения супругов. Если воспитание младших членов семьи зависит от одного родителя, то только с него будет спрос – это раз. Обиды за то, что все тяготы воспитания ребенка легли на одни плечи – это два. Кроме того, сами дети прекрасно осознают, что ими занимается только один человек, которого они и будут уважать больше. А это, в свою очередь, будет обижать второго родителя, который работал ради семьи, ради детей, и, по его мнению, не заслужил такого отношения. Чтобы избежать таких проблем, необходимо воспитывать детей вместе, четко распределяя свои обязанности.

Об отношении родителей к детям написано немало книг, но до сих пор тема остается открытой. Во-первых, меняются времена, а вместе с ним и люди. Во-вторых, каждый ребенок индивидуален, и ему необходим такой же подход. То, что к детям нужно относиться с любовью, известно каждому родителю, но не все понимают значение этого правила. Родители, обращающиеся с детьми жестоко, уверенно заявляют, что любят их. И в этом никто не сомневается. Но психология отношений в семье такова, что ни один член семьи не должен проявлять жестокость к любому другому.

Одним из главных факторов в отношениях с детьми является общение. Дети нуждаются в нем дальше больше, чем взрослые, однако, к сожалению, многие родители так не думают, считая, что с детьми говорить не о чем, и что они итак много делают для их развития. Однако общение родителей с детьми является одним из основных элементов воспитания, и от него во многом зависит развитие новой личности. Поэтому общение с детьми в зависимости от их возраста должно быть в каждой семье.

Семейные отношения всегда складываются по-разному, но главное, к чему должен стремиться каждый член семьи, это благосостояние и комфорт, и достичь этого можно только общими усилиями.

Источник https://eskulap-plus.ru/zabolevaniya/psihologiya-i-etika-semejnyh-otnoshenij.html

Источник

Источник

Источник

Author: mag

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *