Проект программы саморазвития профессиональных компетенций. статья на тему

Проект программы саморазвития профессиональных компетенций.
статья на тему

Белова Татьяна Михайловна

Переход общества к новому социально-экономическому и политическому укладу вызывает острую необходимость в людях высокообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности, способных преумножить духовные и материальные богатства общества.

Скачать:

Вложение Размер
moya_dokument_microsoft_office_word_5.docx 65.09 КБ

Предварительный просмотр:

ЦПО Самарской области

По курсу «Развитие профессиональных компетенций работников образования» (ИОЧ ИБ)

Проект программы саморазвития профессиональных компетенций.

Выполнила: Белова Татьяна Михайловна

преподаватель ГБОУ СПО

Самарский торгово-экономический колледж

« Чтобы достигнуть знания, нужно исследовать сущность вещей; поэтому. кто желает обрести истинное знание. тот должен исследовать причины или законы вещей. которым подчиняются все существа.

Переход общества к новому социально-экономическому и политическому укладу вызывает острую необходимость в людях высокообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности, способных преумножить духовные и материальные богатства общества.

В современных социокультурных условиях, в период смены парадигмы образования от знаниевой к компетентностной, приоритетными становятся профессиональное и личностное развитие. Изменяется стратегическая направленность образования, оно должно перестать преимущественно ориентироваться на передачу знаний (тем более что знания постоянно устаревают). Теперь целью должно стать овладение базовыми общекультурными и профессиональными компетенциями, из которых важнейшая роль принадлежит компетенциям, позволяющим самостоятельно находить и осваивать необходимые знания, формировать новые умения. В результате этих перемен особую актуальность приобретает проблема профессионального самосовершенствования.

Основная миссия современного средне-специального образования заключается в формировании инициативного, творческого кадрового потенциала общества, способного противостоять негативным проявлениям происходящих изменений. При этом важнейшей ценностью результатов образования является человек, способный к поиску и освоению новых знаний, принятию нестандартных решений. Сегодня требуются специалисты, способные быстро реагировать на изменения в образе деятельности, стили жизни и мышления, готовые самостоятельно принимать решения по широкому кругу проблем, нести ответственность за принятые решения, быть профессионалами в своей области деятельности.

С точки зрения социализации чрезвычайно важный период становления личности – подростковый переходный возраст. Именно в этот период происходит формирование социальных потребностей и способностей, осуществление жизненных выборов (деятельности, профессии, партнеров, ценностей и т.п.), открытие своего внутреннего мира.

По закону РФ «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации»; формирование человека и гражданина, подготовленного к вступлению в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества…»

Эти задачи обеспечиваются организацией педагогических условий, воздействий, но одновременно в психике обучающегося идут внутренние процессы самопознания, самовоспитания, самоопределения, самоутверждения, самоактуализации.

Интенсивно развивающаяся в последнее время наука акмеология (от греч. acme – расцвет, вершина) рассматривает саморазвитие и самосовершенствование специалиста как основные условия становления его как полноценного субъекта своей жизни и профессиональной деятельности, способного достичь максимума мастерства, личностной и профессиональной зрелости и полностью реализовать свой творческий потенциал.

Условия и закономерности достижения вершин профессионализма деятельности и личности педагога исследует педагогическая акмеология . В предметную область педагогической акмеологии входят: закономерности и механизмы достижения вершин не только индивидуальной, но и коллективной педагогической деятельности; исследование процессов поэтапного становления педагога-акмеолога; мотивы профессиональных достижений в педагогической деятельности; траектории достижения профессионализма в сфере педагогики.

Профессионализм преподавателя рассматривается с акмеологических позиций как совокупность устойчивых свойств его личности, обеспечивающих высокую продуктивность педагогической деятельности с гуманистической направленностью.

Программа преподавателя «Саморазвитие профессиональных компетенций» ставит целью педагогическое руководство этими процессами, активизацию факторов развития, профилактику девиантного поведения и негативных проявлений студентов, побуждение их к самосовершенствованию.

Профессиональная деятельность преподавателей СПО многогранна и требует определѐнных знаний, умений, навыков и качеств. Саморазвитие профессиональных компетенций преподавателей – это сознательный целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития.

Предъявляемые требования предполагают быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий в процессе ведущей деятельности преподавателя, результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развития собственной личности.

Основные требования общества к профессиональным характеристикам преподавателя могут быть сформулированы следующим образом:

  • — общая широкая образованность, осведомленность в различных областях знаний;
  • — глубокое знание возрастной, педагогической и социальной психологии, педагогики, — возрастной физиологии, гигиены;
  • — фундаментальное знание преподаваемого предмета, новых достижений и тенденций в соответствующей науке;
  • — владение методикой обучения и воспитания;
  • — любовь к делу, умение передать свою увлеченность студентам;
  • — творческое отношение к работе;
  • — знание студентов, умение понимать их внутренний мир, иметь педагогический оптимизм;
  • — владение педагогической техникой и педагогическим тактом;
  • — постоянное совершенствование знаний и педагогического мастерства.

Нужной личностной и профессиональной чертой преподавателя следует считать любовь к обучающимся, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.

Важной предпосылкой, обуславливающей начало процесса саморазвития, является отношение самого преподавателя к этим предъявляемым требованиям. Вполне понятно, что при индифферентном (безразличном) отношении к ним никакой речи о развитии собственной личности быть не может. Только при осознанном принятии требований специалист будет ощущать потребность в самосовершенствовании.

Потребность находит свой предмет в образе «Я — идеальное профессиональное» и становится мотивом в работе над собой. («Я реальное профессиональное» и некоторое воображаемое (модулируемое) его состояние «Я — идеальное профессиональное»). Чем больше преподавателя отождествляет себя с конечной целью своей конкретной деятельности, тем сильнее его мотивация, эффективнее труд, выше качество.

Динамика и направленность профессионально-личностного самосовершенствования педагога опосредованы субъективно-рефлексивным развитием преподавателя.

Рис. 1. Процесс профессионального самосовершенствования

Как видно из Рис. 1, источники профессионального самосовершенствования преподавателя находятся в социальном окружении.

Самосовершенствование как социальный процесс базируется на требованиях общества и профессии к личности преподавателя. Причем, успешное самосовершенствование преподавателя предполагает, что планка требований должна быть немного выше его текущих умений и навыков. Только в этом случае возникает противоречие между имеющимся и желаемым, и работа над собой принесёт ощутимый результат.

Профессиональное саморазвитие преподавателя осуществляется в двух взаимосвязанных формах — самовоспитание и самообразование, взаимно дополняющих друг друга, оказывающих взаимное влияние на характер работы человека над собой. Вместе с тем это два относительно самостоятельных процесса, которые предполагают как общие, так и особые условия их организации.

Самовоспитание выступает как активная, целеустремленная деятельность человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств личности.

В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и качества объединяются таким понятием как «профессиональная компетентность». На основе анализа различных определений данного понятия с учѐтом особенностей деятельности преподавателя можно синтезировать следующий вариант: профессиональная компетентность преподавателя СПО – это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками.

Л.Н. Толстой в юности составил программу самосовершенствования на основе выделения трёх разделов:

— качеств ума, которые надо вырабатывать, чтобы стать культурным человеком;

— качеств души, которые надо приобрести, чтобы служить людям с пользой;

— перечень пороков и недостатков от которых надо избавиться, чтобы уважать себя. «Постоянные упражнения в самонаблюдении, тонкий анализ собственных психологических процессов и состояний, — пишет Н.Г. Чернышевский, — позволяли Л.Н. Толстому полно и реалистично изображать психологию различных людей».

Анализируя качества собственной личности, Л.Н. Толстой подвергает себя суровой критике. Тут же он намечает программу самоисправления: «Важнее всего для меня в жизни избавление от 3-х главных пороков: бесхарактерности, раздражительности и лени». Эту программу он выполнил полностью. Н.Г. Чернышевский, отмечает, что тот, «кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей».

Саморазвитие – это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Саморазвитие осуществляется в рамках жизнедеятельности человека в процессе проявления активности, определяемой способностью осуществлять личностные выборы на основе познания себя.

Способность «творить себя» в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни.

Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему активов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания преподавателя называют потребность в самосовершенствовании.

Цель программы саморазвития:

— Развитие своих профессиональных компетенций посредством процесса самообразования.

Целью профессионального саморазвития является достижение осознанного и усвоенного образа (идеала) высококвалифицированного преподавателя. Цель самосовершенствования, в сущности, недостижима, поскольку предела развитию личности не существует, но важен сам процесс приближения к этой цели как к постоянно ускользающей линии горизонта.

  1. Актуализировать проблемы развития профессиональной деятельности.
  2. Осмыслить и проанализировать системные основания, обеспечивающие современную профессионально-педагогическую деятельность.
  3. Составить свою программу личностного роста, найти пути и средства её реализации, методы и приёмы работы над собой.
  4. Показать, что совершенствование личных качеств является необходимым условием воспитания толерантного отношения к другим.
  5. Формировать знания о психологии человека для сознательного управления подростками своим развитием;
  6. Формировать и развивать процессы самопознания, стремления к углублению знаний о своем внутреннем мире;
  7. Формировать процессы самовоспитания и саморазвития студентов;
  8. Освоить практические приемы и методы духовного развития личности;
  9. Освоить приемы рефлексии;
  10. Развить представления в области профессионального самоопределения, формировать внутреннюю готовность студента к профессиональному выбору.

Считаю, что в процессе реализации программы я развиваю свою педагогическую компетентность, способность оперативно находить нужную информацию и анализировать её. Я должна приобрести умение убеждать, увлекать и вести за собой, так как это неотъемлемая часть процесса саморазвития.

ПК подлежащие развитию

Опыт практической деятельности

Систематизировать процесс саморазвития

Использую знания, полученные в ходе изучения научно-методической литературы

Отбираю научно – методическую литературу

Анализирую и в дальнейшем использую научно-методическую литературу

С 1.03 по 15.03.2014г.

Определить цели и задачи саморазвития

Использую те знания, которые получила в учебном заведении

Правильная формулировка учебной деятельности

Обосновано выбираю цели и задачи саморазвития

Проектировать образовательный процесс

Знаю программу образовательного процесса в соответствии с ФГТ

Умение планировать и реализовывать образовательный процесс

Отражаю свою педагогическую деятельность в личной программе

Разрабатывать конспекты непосредственно-образовательной деятельности

Методов и приемов работы со студентами

Правильно распределить задачи и формы работы с обучающимися

Систематизировать деятельность обучающихся в группах

Применение в практике

Установление отношений со студентами в образовательном процессе

Развитие познавательных процессов

Я считаю, что критерии развития коммуникативной компетенции должны соответствовать основным функциям и отражать следующие умения:

— умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;

— умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;

— умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и с эмпатией относиться к нему.

ПК подлежащие развитию

Опыт практической деятельности

Находить методы и приемы урегулирования отношений

проведение педсоветов, круглых столов, тестов

Создание атмосферы семейных отношений в группе

Общение с обучающимися, понимание каждого студента

нетрадиционные родительские собрания, демократический стиль с управлении

использование эмоций, чувств в общении

вербальные средства общения

Владение языковой, лингвистической, предметной и прагматической компетенциями

владение этическими и эстетическими нормами общения

Работа над дикцией, темпом речи, грамматически правильной формулировкой

Душу можно сравнить с прозрачным шаром, освещенным изнутри собственным светом своим. Этот огонь и есть для нее не только источник всякого света и истины, но освещает ей все внешнее.
(Марк Аврелий)

Основные направления саморазвития преподавателя:
— непрерывное пополнение педагогических знаний;
— совершенствование педагогического мастерства;
— расширение общего кругозора;
— нравственное и физическое совершенствование;
— умение эффективно организовать свой рабочий день.
Исходный момент самосовершенствования — самопознание, непосредственное и опосредованное. Основные приемы непосредственного самопознания — самонаблюдение,
самоанализ, самооценка.
Приемы опосредованного самопознания:
— сравнение результатов самонаблюдения с отношением к себе со стороны;
— сопоставление себя с другими;
— анализ резервов собственной деятельности.
Методы и приемы самовоздействия:
— самоубеждение;
— самоободрение;
— самоприказ;
— самоконтроль;
— самоинструкция: сознательно данная себе установка, как строить свое поведение в конкретной ситуации;
— самовнушение.
Совершенствование преподавательского мастерства .
Преподавательское мастерство предполагает:
— способности к педагогической деятельности;
— широкие профессиональные знания;
— культуру владения педагогической техникой.
Все эти компоненты проявляются в профессионально-педагогических умениях:
— познавательных;
— конструктивных;
— организаторских;
— коммуникативных.
Познавательные умения включают в себя:
— умение ориентироваться в содержании обучения и воспитания;
— способность анализировать собственную деятельность;
— наблюдать за детьми, понимать их внутреннее состояние, оценивать уровень развития, условия семейного воспитания;
— способность контролировать свое физическое и техническое состояние.
Основное состояние самообразовательной работы — постоянное пополнение и расширение знаний по педагогике и психологии.
Необходимое условие успешного самообразования
— умение ориентироваться в потоке научной информации. Источники такой информации — справочно-библиографические издания
Совершенствование конструктивных умений.
Конструктивная деятельность преподавателя включает умения:
— формировать цели и задачи образовательного процесса процесса;
— планировать системы работ и последовательность действий студентов;
— отбирать оптимальное содержание будущей деятельности (лекций, воспитательных мероприятий);
— составлять планы конкретных дел.
Для развития этих умений необходимо:
— знание своего предмета и методов его преподавания;
— знание педагогической теории и психологии;
— широкий научный и культурный кругозор;
— педагогическое воображение, способность предвидеть последствия и результаты своей деятельности.
Организаторские умения проявляются в способностях:
— ставить цели перед собой и детьми;
— планировать деятельность;
— делить цель на более мелкие задачи, а затем на дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы;
— создавать положительную установку на предстоящую деятельность;
— контролировать и оценивать исполнение.
Развитию организаторских умений способствуют упражнения в практических действиях, самоинструктировании, самоконтроле, самоприказе.
Коммуникативные умения необходимы для налаживания педагогически целесообразных отношений со студентами и их родителями, с коллегами.
Для развития коммуникативных умений рекомендуется:
— учиться понимать другого человека, "читать" по лицу, тону, жестам, мимике;
— совершенствовать способы выражения своих мыслей, повышать свою речевую культуру;
— изучать специальную психологическую литературу по проблемам общения

Академик Д.С. Лихачев, обращаясь к учителям, писал: «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются».

Высокое предназначение преподавателя предъявляет к нему столь же высокие требования. А чтобы соответствовать этим требованиям, преподаватель должен постоянно заниматься своим профессиональным саморазвитием и помнить, что если источник профессионального самосовершенствования в педагогической деятельности находится в его социальном окружении, то движущие силы этого процесса следует искать внутри самого себя – в виде мотивов и источников активности.

Преподаватель Белова Т.М.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ – РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Поставив перед собой, как руководителя дипломным проектом, задачу каким образом в одном дипломном проекте можно продемонстрировать уровень овладения всех видов профессиональной деятельности и соответс.

Педагогический проект на тему: «Применение активных и интерактивных методов обучения при формировании общих и профессиональных компетенций»

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существующими изменениями в п.

Применение программы AutoCAD и 3DS Max в процессе выполнения курсовых и дипломных проектов для освоения профессиональных компетенций, реализации и оценки качества подготовки специалиста техника-строителя в СПО

В данной статье содержится обоснование структуры, разработки и реализации содержания занятий спецдисциплин с использованием программы AutoCAD и 3DS MAX при выполнении курсовых и дипломных .

Формирование профессиональных компетенций студентов при помощи международных проектов.

Педагогический проект «Создание творческой мастерской декоративной росписи ткани как средство формирования профессиональной компетенции художника-мастера». Автор Миргород И.Ю.

Основная идея проекта заключалась в том, что создание худождественной мастерской декоративной росписи ткани в педагогическом колледже позволит раскрыть творческий потенциал студентов и подготови.

2018 научно-практическая конференция .г Улан-Удэ Статья Метод проектов в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа.

2018 научно — практическая конференция г.Улан-Удэ Статья Метод проектов в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа.

Метод проектов в формировании общих и профессиональных компетенций

Методика преподавания дисциплин профессионального цикла художественного профиля.

Источник https://nsportal.ru/npo-spo/ekonomika-i-upravlenie/library/2014/10/07/proekt-programmy-samorazvitiya-professionalnykh

Источник

Источник

Источник

Вам будет интересно  Как пресечь шантаж?
Author: mag

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *