План саморазвития воспитателя в доу

Логотип

Содержание

Сайт для детей и родителей – о школе, подготовке, воспитании, учебе…

Логотип

Show

Самообразование педагогов дошкольного образования по ФГОС: планирование, реализация и отчётность

самообразование

Современный педагог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения), живущий в мире быстро распространяющихся инновационных технологий, просто вынужден быть в курсе актуальных тенденций развития. Самообразование, работа над собой, освоение новых педагогических технологий и знаний, оттачивание своего мастерства — необходимость для каждого работника педагогической сферы.

Понятие самообразования: цели и формы

Сама специфика работы педагога, направленная на воспитание и развитие детей, обязывает постоянно заниматься творческим поиском нестандартных решений, самообразованием, совершенствованием профессиональных навыков, а также личностных качеств. Хороший специалист не может быть пассивным: от него ежедневно требуются компетентность и инициативность.

Кроме того, уровень владения темами и планами в соответствии с ФГОС (федеральными государственными образовательными стандартами) напрямую отражается на компетентности, квалификации и даже денежном вознаграждении специалиста. Не стоит забывать, что и родители, выбирая образовательное заведение, которое сможет предоставить оптимальные условия развития их ребёнку, интересуются прежде всего уровнем творческой активности и профессионализма работающих здесь воспитателей.

Потребность в самообразовании является харак­терным качеством развитой личности, необходимым элементом её духовной жизни. Считаясь высшей формой удовлетворения по­знавательной потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степе­нью сознательности и организованности человека, принятием на себя внутренней ответственности за своё самосовершенство­вание.

Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров

«Педагогический словарь»

Цели и направления работы

Необходимым условием совершенствования работы дошкольного учреждения является организация консультативной помощи воспитателям, которые столкнулись с какой-либо проблемой в своей работе с детьми или стремятся овладеть более эффективными педагогическими методиками. Старший воспитатель или методист даст мудрый совет, подскажет практические приёмы решения возникшего вопроса, однако успех проделанной работы в решающей степени будет зависеть от инициативности и заинтересованности самого педагога, его личных усилий и желания развиваться.

Воспитатель учит детей «дразнилке»

Работа воспитателя требует постоянного расширения запаса знаний и набора навыков

Самообразование — осознанная, активная познавательная и творческая деятельность педагога, нацеленная на обогащение своих профессиональных знаний и совершенствование методических приёмов работы с детьми, соответствующих современному уровню развития педагогики и психологии. Устаревшие методы работы могут препятствовать гармоничному развитию современного поколения детей. Воспитатель целенаправленно планирует освоение им в течение учебного года тематического направления, которое вызывает у него профессиональные трудности или представляет вопрос глубокой заинтересованности.

Дети и воспитатель делают разноцветных птичек в технике оригами

Важно подойти к вопросу креативно, проявить фантазию — только тогда занятие будет эффективным и интересным для малышей

Основные направления работы по совершенствованию профессиональной компетентности:

информированность по поводу нововведений в базе нормативной документации, имеющей отношение к дошкольному образовательному звену;

знакомство с учебной литературой и методическими рекомендациями;

осведомлённость по поводу новейших научных достижений в области педагогической мысли, возрастной психологии и детской физиологии;

Вам будет интересно  Какая польза от саморазвития- Обзор и Виды самосовершенствования и самопознания- Советы Видео

изучение современных комплексных и парциальных программ, новейших педагогических технологий, авторских методик, а также передового опыта других дошкольных учреждений;

качественное расширение личного образовательного кругозора, совершенствование общекультурного уровня.

Формы самообразования

К формам самообразования относятся следующие виды деятельности:

работа с библиотечным фондом, чтение специальных периодических изданий, монографий, создание собственной тематической картотеки;

плодотворная работа с другими педагогами в рамках методических семинаров, научных конференций, психологических тренингов;

обращение за профессиональной консультацией в учебные центры переподготовки и повышения квалификации, на специализированные кафедры высших учебных заведений;

сотрудничество с региональным информационным центром психолого-диагностических и развивающих методик.

Перед руководителем дошкольной организации стоит задача по созданию творческой атмосферы, которая бы поощряла каждого педагога к самообразованию, пробуждала желание творить, искать, экспериментировать, учиться и помогать другим. В методическом уголке старший воспитатель комплектует фонд профильной литературы в помощь воспитателям:

периодика систематизируется по годам публикации и тематическим подборкам;

каждая книга из библиотечного каталога сопровождается дополнительной аннотацией с перечнем вопросов, которые рассматриваются автором.

Семинар для педагогов

В работе крайне важно внедрять педагогические инновации, чтобы воспитать поколение, которое отвечает современным требованиям общества

Старший воспитатель, в силу своего опыта и компетентности, может оказать своему менее опытному коллеге следующую методическую и консультативную помощь:

определить тему, конкретизировать цели и задачи;

распланировать работу по самообразованию;

грамотно представить текущую информацию о ходе выполнения запланированных мероприятий (игр, занятий, экскурсий, праздников и т. д.) и действий (изучения литературы, консультационной работы с родителями, подготовки презентаций и участия в практических семинарах);

подвести итоги, проанализировать качественные и количественные показатели проделанной работы.

Плановое повышение квалификации педагога происходит каждые пять лет на специальных курсах, а в период между курсами актуальной становится самостоятельная работа каждого воспитателя, осуществляемая под патронатом старшего воспитателя или методиста дошкольной образовательной организации. Самообразование воспитателя в ДОУ должно обязательно включать в себя обмен опытом с другими коллегами по вопросам воспитания и обучения, организации педагогического процесса.

Ключевые аспекты самообразования

Деятельность по самообразованию педагога можно разделить на определённые периоды для упрощения планирования и последующего анализа.

Таблица: структурное содержание самообразования воспитателей детского сада

Советы по организации самообразования:

целесообразно завести специальную рабочую тетрадь и записывать в неё важнейшие инновационные предложения различных образовательных методик, включая авторские;

желательно останавливать свой выбор на темах, которые будут иметь практическую реализацию и помогут в разрешении реальной образовательной или воспитательной проблемы;

самообразование предполагает формирование собственных суждений по той или иной тематике, поэтому важно научиться всесторонне анализировать изучаемый вопрос;

чтобы вовремя обнаружить пробелы в собственных знаниях и скорректировать свои действия, необходимо обращаться за советом и помощью к своим коллегам.

Фотогалерея: оформление рабочей тетради по самообразованию (пример)

Рабочая тетрадь Обложка Титульный лист Обязательно указывается тема Рабочая тетрадь: цели Обоснование актуальности темы, постановка цели Рабочая тетрадь: сентябрь План работы на сентябрь Рабочая тетрадь: октябрь План работы на октябрь Рабочая тетрадь: ноябрь План работы на ноябрь Рабочая тетрадь: декабрь План работы на декабрь Рабочая тетрадь: январь План работы на январь Рабочая тетрадь: февраль План работы на февраль Рабочая тетрадь: март План работы на март Рабочая тетрадь: апрель План работы на апрель Рабочая тетрадь: май План работы на май Последний лист Список литературы

Особенности планирования работы по самообразованию

Специалист может столкнуться в самообразовании с типичными проблемами, возникающими при самостоятельной индивидуальной работе. Для их решения существуют определённые рекомендации.

Таблица: возможные проблемы в самообразовании и их решение

Вопросы, которые могут возникнуть

Женщина читает книгу в библиотеке

Книга ‒ неизменный помощник в самосовершенствовании. Библиотека всегда поможет в поиске необходимой информации

Проблема выбора темы согласно требованиям ФГОС

Рекомендуемые темы для самообразования определяются в соответствии с опытом работы педагога.

Для начинающих воспитателей (стаж до 5 лет):

освоение практических навыков проведения конструктивной работы;

формирование базисного уровня профессионального мастерства;

осознание важности и значимости реализации развивающей концепции и индивидуальной модели образования и воспитания.

Вам будет интересно  Стремление к саморазвитию это

Для воспитателей, опыт работы которых свыше 5 лет:

освоение методов проектирования образовательного процесса с целью повышения качественных показателей в рамках вариативного образования;

раскрытие творческих способностей, практическое применение учебно-методических знаний.

Для опытных мастеров педагогического дела, творчески активных и ищущих:

развитие профессиональной гибкости, способности к подстраиванию своей деятельности под требования современного общества;

практика наставничества и помощи молодым специалистам;

исследовательская работа, основанная на многолетнем педагогическом опыте;

полное раскрытие творческих сил и возможностей.

Для педагогов, не имеющих профильного образования:

изучение азов методической работы с малышами;

адаптация к образовательному и воспитательному процессу в дошкольном учреждении.

Тема для работы по самообразованию разрабатывается и оформляется при сотрудничестве педагога и старшего воспитателя. Педагог может выбрать тему самостоятельно, если подготовит чёткое аргументированное обоснование её практической ценности и перспективности. Темы можно условно разделить на два вида:

краткосрочные — проект реализуется в течение года;

долгосрочные — тема дорабатывается, претерпевает изменения во временном промежутке от трёх до пяти лет.

Работа педагога с детьми

Работа по развитию профессиональных качеств должна иметь реальные практические результаты

Примеры обозначения темы по самообразованию согласно ФГОС

Консультативное сопровождение образовательных действий семьи в условиях дошкольной образовательной организации.

Формирование у младших дошкольников навыков осознанного и ответственного поведения на основе знаний о безопасности жизнедеятельности.

Социализация детей среднего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.

Становление нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста в процессе патриотического воспитания.

Становление эстетического восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста.

Раскрытие творческих возможностей детей среднего дошкольного возраста посредством освоения техники лепки и конструирования.

Развитие навыков самостоятельности и творческой свободы самовыражения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

Область речевого развития:

Активизация речевой деятельности младших дошкольников в процессе приобретения элементарных знаний о природном мире.

Развитие навыков диалоговой речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе театрализованных постановок.

Речевое развитие старших дошкольников посредством наглядного моделирования.

Формирование у младших дошкольников начальных представлений об окружающем природном мире в процессе игровой деятельности.

Активизация познавательной деятельности у детей среднего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности.

Ознакомление старших дошкольников с традициями этнической культуры в процессе познавательно-речевой деятельности.

Творческая работа воспитателя: занятие по гжельской росписи

Самообразование воспитателя ДОУ, его стремление к творческим поискам, всесторонняя информированность ‒ залог гармоничного развития детей

Область физического развития:

Опыт оздоровления детей посредством дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.

Практическое применение техники «оригами» для развития гибкости пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста.

Формы и методы здоровьесберегающей деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.

Формирование и закрепление навыков здорового образа жизни посредством современных игровых технологий у старших дошкольников.

Для старших воспитателей и методистов:

Формирование у воспитателей ДОУ профессиональной подготовки в сфере патриотического воспитания детей.

Методическое сопровождение художественно-эстетического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации.

Методическое обоснование внедрения эффективных образовательных технологий в дошкольном учреждении в условиях существующих образовательных стандартов.

Моделирование развивающей среды дошкольной образовательной организации в условиях модернизации содержания дошкольного образования и воспитания.

Таблица: «Формирование патриотических чувств у дошкольников» (пример плана годовой программы)

Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы Сентябрь — май 1. Зацепина М.Б. «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников».
2. Козлова С.А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью».
3. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека».
По усмотрению воспитателя.
Работа с детьми Сентябрь Оформление уголка в группе детского сада «Моя Родина — Россия».
Экскурсии по родному городу.
Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.
Стенд «Моя Родина — Россия».
Картотека игр.
Октябрь Беседа по теме «Улица, на которой я живу» Выставка рисунков «Улицы нашего города».
Ноябрь Ознакомление с символикой России, родного города, области.
Экскурсия в краеведческий музей города.
Выставка работ детского творчества.
Январь Ознакомление с обычаями и традициями русского народа. Коллективное оформление книги «Русское народное творчество».
Развлечение «Игры наших бабушек».
Февраль Непосредственно образовательная деятельность «Главные праздники России».
Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества».
Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества.
Март Беседы «Моя мама — лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?» Выставка детских работ «Мамин портрет».
Апрель Краткосрочный проект «Космос» Викторина «Что вы знаете о космосе».
Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».
Май Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы. Утренник, посвящённый Дню Победы.
Сентябрь — май Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях. По усмотрению воспитателя.
Работа с семьёй Сентябрь Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?» Фотовыставка «Моё любимое место в городе».
Октябрь Консультация «Воспитание маленького гражданина». По усмотрению воспитателя.
Ноябрь Оформление альбома «История нашего города». Альбом «История нашего города».
Февраль По усмотрению воспитателя. Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии».
Март По усмотрению воспитателя. Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников.
Апрель Работа по благоустройству территории детского сада. Акция «Посади дерево».
Май Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника». По усмотрению воспитателя.
Самореализация Январь Показ открытого мероприятия. Развлечение «Игры наших бабушек».
Май Отчёт по теме самообразования. Выступление на педсовете.
Вам будет интересно  Как привить ребенку любовь к книге?

Отчёт о проделанной работе и выход темы

В конце учебного года каждый воспитатель заполняет отчётные документы по теоретической части и практической апробации темы и выступает с докладом на педсовете. Педагог обязательно должен обозначить выбранную тему и цель работы.

Также в отчёте он должен осветить такие вопросы:

совершенствование профессиональных умений и навыков;

изучение литературы педагогического профиля и методических пособий по теме;

практика внедрения инновационных методов педагогической работы;

подготовка конспектов и тезисов;

проведение мастер-класса или тематического семинара;

анализ проделанной работы, обобщение и систематизация выводов.

Мастер-классы, открытые занятия, методические разработки — всё это также может служить основой для отчётности.

Видео: «Капелька-волшебница» (открытый показ: занятие по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе)

Здесь показан комплексный подход к организации детского образовательного мероприятия в младшей группе детского сада.

Видео: развивающие игры В. В. Воскобовича, мастер-класс педагога-психолога

Запас игровых методик и техник педагога должен постоянно пополняться новыми разработками. Проверенные инструменты также работают лучше, если их время от времени пересматривать, сочетая с новыми элементами.

Мастер-класс по изготовлению папки-передвижки

  1. Подготавливаем следующие материалы: картон коробочный, обои (размер 25см*32см), 4шт., ткань для обклейки краёв, клей ПВА, файлы 4 шт., двухсторонний скотч для крепления файлов.

Материалы для изготовления папки-передвижки

Застелите стол плёнкой или газетами перед началом работы

Картон и ткань разрезаны на нужное количество деталей

Все детали должны быть изготовлены аккуратно

Листы картона для папки-передвижки, соединённые тканью

Верхние и нижние края дожны быть на одной прямой при совмещении; при необходимости используйте линейку

Несколько секций папки, собранных вместе

Ткань не должна стать жёсткой после проклейки

Папка-передвижка в раскрытом виде, одна внутренняя сторона уже оклеена обоями

Обои для обклейки должны быть светлыми, однотонными

«Гармошка» для папки-передвижки готова

Остаётся только закрепить файлы на картоне

Папка-передвижка с яркими картинками

Аналогично можно делать и папки-передвижки других размеров

Видео: развитие конструктивных и творческих способностей способами художественного конструирования в технике «Оригами» (творческий отчёт по самообразованию)

Развитие творческо-познавательной активности у детей при помощи различных упражнений и манипуляций с бумагой широко используется современными педагогами.

Тест для самодиагностики: личная заинтересованность в саморазвитии

Отмечайте те утверждения, которые верны по отношению к вам:

  1. Я стараюсь изучить свои интересы и потребности.
  2. Стремлюсь работать над собой, несмотря на занятость.
  3. Я много читаю.
  4. Обращаю внимание на мнение обо мне окружающих, для меня важна обратная связь.
  5. Обдумываю свой жизненный опыт и чувства.
  6. Осмысливаю свою деятельность, посвящая этому специальное время.
  7. Возникающие преграды стимулируют меня искать выход из ситуации.
  8. Я открыто обсуждаю интересующие меня темы, прислушиваюсь к авторитетному мнению.
  9. Стараюсь сохранять веру в свои силы и возможности.
  10. Анализирую влияние окружающих людей на мою личность.
  11. Стараюсь добиваться положительного результата в своей деятельности.
  12. Мне нравится изучать и познавать новое.
  13. Возрастающая ответственность не угнетает меня.
  14. Я позитивно отнесусь к карьерному росту.

Результат: большая часть положительных ответов дают основания сделать вывод о вашей готовности к осознанной работе по самосовершенствованию.

Профессиональное самосовершенствование не сводится к формальному заполнению отчётов, подготовке докладов, оформлению выставок и демонстрационных стендов. Смысл многогранной работы по самообразованию в том, чтобы раскрыть творческие способности воспитателя, дать стимул к повышению его уровня мастерства и развитию личностных качеств. Знаток своего дела, обладающий яркой индивидуальностью, всегда будет вызывать интерес у воспитанников и служить авторитетом для родителей.

Источник https://shkolabuduschego.ru/doshkolniki/samoobrazovanie-vospitatelya-v-dou-temyi-po-fgos.html

Источник

Источник

Источник

Author: mag

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *