Комплексное саморазвитие дошкольника

Комплексное саморазвитие дошкольника

Комплексное саморазвитие дошкольника в разы злободневнее, чем развитие школьника, потому что именно в этом возрасте закладывается ФУНДАМЕНТ успешной ЛИЧНОСТИ.

Человек живёт не в мире изолированных световых

или цветовых пятен, звуков и прикосновений.

Он живёт в мире вещей,

предметов и форм,

в мире сложных ситуаций

Когда говорю о таком понятии, как «комплексное саморазвитие личности дошкольника», то я имею в виду трёхвекторность направления процесса саморазвития:

  1. Личностное саморазвитие – формирование качеств самообучающейся личности ребёнка: самосознание, самоопределение, сила воли, компетентность, ответственность, инициативность, самостоятельность в собственных решениях и действиях, креативность, корректная самооценка.
  2. Психическое саморазвитие – формирование и развитие «высших психических функций»: произвольного внимания, осмысленного восприятия, логической памяти, речевого мышления, мыслительной (внутренней) речи, творческого (продуктивного) воображения.
  3. Интеллектуальное саморазвитие –формирование базисных общекультурных компетенций: счёт, письмо, чтение.

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

Цель формирование качеств самообучающейся и конкурентоспособной личности ребёнка.

Для дальнейшего понимания принципов, форм и методов «Психологии школьной этнодидактики», начальным этапом которой является ступень дошкольного саморазвития личности ребёнка, я приведу краткий ГЛОССАРИЙ.

  1. Инициативность личности ребёнка зависит от ожиданий тех, кого она любит и ценит, кем дорожит. Когда ожидания успеха заранее определяют будущие результаты «школьной успешности». Именно личностные ожидания ребёнка очерчивают границы того, чего ребёнок в состоянии достичь.
  2. Компетентность формируется в ходе когнитивной (познавательной) деятельности и интеллектуальных (умственных) действий (операций).
  3. Корректная самооценка личности ребёнка зависит от культуры мышления. Когда собственные мысли, идеи ребёнка становятся его действительностью и контролируют успешность внимания, воли, чувственных переживаний, эмоций и интеллекта личности ребёнка.
  4. Креативность ребёнок проявляет только в том случае, когда ему никто не навязывает готовые шаблоны решения проблемных ситуаций.
  5. Ответственность ребёнка сочетается с верой в собственные силы и со степенью свободы выбора. Кроме того, личная ответственность означает высокий уровень самоконтроля, что, в свою очередь, даёт чувство свободы. Свобода же генерирует речевое мышление и мыслительную речь, следствием формирования, которых является целый спектр позитивных чувств.
  6. Самоопределение – ребёнок сам определяет объём и продолжительность изучения дидактических материалов в зонах личностно-интеллектуальной Монтессори-среды.
  7. Самосознание – представление ребёнка о себе, которое обгоняет поведение и является решающим показателем успешности личности ребёнка в личностно-интеллектуальном процессе самообучения. Влияние на самосознание личности ребёнка оказывают также и различные не столь существенные представления, действия, реакции и мысли.
  8. Самостоятельностьв собственных решениях и действиях ребёнка находятся в прямой зависимости от его базовых общекультурных компетенций и личностно-интеллектуальной компетентности. А также от степени ответственности личности ребёнка за собственные решения и действия. Ребёнок не просто выбирает сенсорный дидактический Монтессори-материал, самоопределяется в конкретном аспекте когнитивно-образовательной деятельности.
  9. Сила воли личности ребёнка формируется при концентрации внимания дошкольника, которая зависит от проявления интереса к предмету, событию, явлению, процессу и межличностному отношению.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Цель формирование и развитие «высших психических функций».

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Цель – формирование базисных общекультурных знаниевых компетенций.

Цель – научить детей тому, чего мы не умеем делать сами.

Актуальные причины, порождающие выше сформулированную цель:

  1. Информационный бум, когда объём знаний и опыта удваивается. Таким образом, увеличение объёма знаний означает рост технологических возможностей и тем самым интенсифицирует конкуренцию в условиях рыночных отношений.
  2. Технологический прогресс, который превосходит всякое привычное воображение.
  3. Конкуренция. Всеобщее соперничество – общенациональное, международное и глобальное – идёт сегодня разумнее, быстрее и агрессивнее, чем когда-либо в прошлом.
  1. Формировать и развиватьсамообучающуюся личность.
  2. Выстроитьличностно-интеллектуальный процесс самообучения дошкольника.
  3. Организоватькогнитивно-образовательную деятельность триады её субъектов: родителей, педагогов и детей.
Поэтапность самообучения личности ребёнка

Естественно, самообучающаяся личность умеет ставить цели, которые приносят уверенность в себе, укрепляют чувство собственного достоинства, личной гордости.

Она движется по направлению от конкретной цели и модифицирует курс в соответствии с обстоятельствами. Один мудрый человек сказал: «Нет нереальных целей, есть только нереальные сроки реализации!».

Заметьте, цель должна быть ясно, чётко сформулирована, индивидуализирована и стабильна.

Вам будет интересно  Саморазвитие личности. С чего начать?

Чем точнее самообучающаяся личность ребёнка вербализует свои цели и честолюбивые намерения, тем скорее её подсознание приступит к работе и превратит их в действительность.

Ни для кого не секрет, что подсознание всегда действует в соответствии с тем визуальным образом, который личность носит в себе. Подсознание старается поддержать гармонию между словом и поведением, с одной стороны, и представлением о самом себе – с другой. Слова представляют собой образ, внешнее представление мысли.

Разумеется, успех является точно сформулированной конкретной целью, всё остальное – лишь приложение.

Однако успеха не бывает без неудач. Лишь обучаясь на собственных ошибках, самообучающаяся личность ребёнка приближается к победе.

Как сказал Генри Форд, трижды разорившийся до нуля: «Поражение – лишь благоприятный случай, чтобы в следующий раз начать действовать умнее!».

Следовательно, успех личности ребёнка в процессе самообучения прямо пропорционален умению удивить окружающих.

Не стоит забывать и о том, что слагаемыми успеха самообучающейся личности ребёнка являются концентрация и настойчивость.

Значит, продвигаясь к цели, личность ребёнка должна искать такую дорогу к ней, которая окажется более:

  1. Быстрой.
  2. Качественной.
  3. Современной.
  4. Простой.
  5. Эффективной.

Несомненно, самообучающаяся личность в состоянии одновременно реализовать несколько идей – по крайней мере, две. Одна из них касается генеральной цели самообучения, а вторая – идея текущих задач когнитивно-образовательной деятельности в личностно-интеллектуальной среде самообучения.

Между тем, подобная концентрация требует:

  • Самоконтроля.
  • Самообладания.
  • Самодисциплины.

Конечно, напряжённая личностно-интеллектуальная активность при решении продуктивных задач даёт самообучающейся личности чувство самоконтроля.

Вот и получается, что высокие цели самообучающейся личности ребёнка высвобождают умственные (интеллектуальные) резервы личности ребёнка и заставляют её активно работать всем известным законам:

  • Притяжения удачи, радости, удовлетворения.
  • Ожидания результатов достижения желаний, потребностей, какого-то ЧУДА.
  • Обратимости действий. Ребёнок понимает, что можно что-то исправить. Например, кого-то обидел, то можно извиниться, чтобы вновь возобновилась дружба, взаимопонимание.
  • Привычек, которые формируются в результате неоднократных действий.
  • Эмоций, которые в зависимости от ситуаций могут быть негативными (печаль, тоска и т.д.) или позитивными (радость, самоудовлетворение и т.д.).

Естественно, эти законы природы саморазвития укрепляют силы самообучающейся личности ребёнка и придают её жизни смысл.

Следует уточнить, что именно навыки планирования формируют самодисциплину и стимулируют проявление силы воли.

Кроме того, формирование детской ВОЛИ играет ключевую роль в саморазвитии, потому что воля – это мощная концентрация внимания, позволяющая личности ребёнка сфокусироваться на одном деле и устремляться в одном направлении, чтобы в конечном итоге прийти к цели.

Более того, способность к концентрации открывает перспективу саморазвития в «дороге» к самым высоким достижениям.

Общеизвестно, что каждому большому успеху предшествует длительный период концентрации внимания и подготовки.

Между тем, и настойчивость личности ребёнка способствует формированию самодисциплины в действии, а самодисциплина – это благоприятное и гарантированное условие успеха.

Таким образом, настойчивость и упорство являются неким мерилом веры личности ребёнка в себя.

Однако мужество самообучающейся личности ребёнка, которое формируется в результате порядка в мыслях и действиях ребёнка, позволяет ей следовать к своей перспективной мечте.

3. Знаниевые компетенции.

Все знания и опыт (анализированные ошибки) суммируются, накапливаются, аккумулируются, образуя при этом ключевые компетенции.

К знаниевым компетенция относится: опыт чтения, письма и счёта в сжатом, концентрированном виде.

Стоит особо отметить, что самообучающаяся личность ребёнка отличается от ученика, прежде всего, своей постоянной готовностью действовать. Действия самообучающейся личности стимулируют чувства точно также, как и чувства высвобождают определённые действия.

Разумеется, самообучающаяся личность ребёнка насыщает свой ум позитивными, воодушевляющими, мотивирующими мыслями. Для самообучающейся личности ребёнка каждая неудача приносит пользу, причём всё более и более значительную.

Гибкость самообучающейся личности ребёнка проявляется:

  • В открытости переменам.
  • В готовности к их проведению.
  • В активном приспособлении к обстоятельствам.

Иначе говоря, самым мощным инструментом, имеющемся в распоряжении ребёнка, является его ум.

Результаты формирования СОЛ

Будучи самообучающейся личностью, ребёнок, хотя и на интуитивном, подсознательном уровне, обладает силой перспективного видения собственного развития.

Поэтому чрезвычайную важность в саморазвитии личности ребёнка играет педагог и родитель, которые своим примером показывают то, что они – РЕАЛИСТЫ, а потому возлагают всю ответственность за саморазвитие, самообразование и самореализацию только на себя.

Вам будет интересно  Что такое талант?

Именно в этом и заключается особенность самообучающейся личности взрослого. Потому что самообучающаяся личность взрослого непременно связана с тем, чтобы подавать пример не только своему ребёнку, но и окружающим.

Что отличает ребёнка от взрослого?

Самообучающаяся личность ребёнка:

  • Оптимистична.
  • Креативна.
  • В какой-то степени, конструктивна.
  • Постоянно готова помогать родителям, близким, друзьям и просто хорошим людям.
  • Самообучающаяся личность умеет формулировать цель и планировать собственные действия. Отсутствие планирования – это на самом деле планирование поражения.

Действительно, уверенность в себе, чувство собственной значимости, ценности и гордости тесно связаны с умением плавно переходить к переменам, происходящим в жизни.

У самообучающейся личности всегда есть выбор, существует альтернатива, когда она может сама решить, хочет ли владеть ситуацией или же пассивно подчиняться переменам, что мы видим в школах с традиционными формами и методами обучения.

Следовательно, самообучающаяся личность в нынешние времена работает, прежде всего, головой, а не руками.

Итак, ключом к максимальным достижениям успеха и формирования самообучающейся личности дошкольника является чувство ответственности за себя и уверенность в себе. Потому что люди с высокой степенью ответственности реагируют на события позитивно и контролируют познавательный (когнитивный), интеллектуальный (умственный), сознательный (личностный) аспекты своей деятельности (активности).

Триада
когнитивно-образовательной деятельности

Одной из главных характеристик триады когнитивно-образовательной деятельности является неустанное наблюдение за собой и оценка собственных действий. Только такой подход позволяет внедрять нововведения ФГОС. Субъекты когнитивно-образовательной деятельности (родители, педагоги и дети) должны совместно искать комплекс решений следующих проблем:

  • Дети цитируют заученные фразы, не понимая, что они означают. Не реализуется принцип прояснения непонятных слов.
  • Ребёнок живёт в виртуальном мире, не зная, чем заняться в реальном. Не реализуется принцип самообучения.
  • У детей нет мотивации – ЧТО-ТО изменить. Не реализуется принцип самоопределения в предмете и содержании когнитивно-образовательной деятельности.
  • Выпускники общеобразовательных учреждений не могут найти своё предназначение. Не реализуется принцип профориентационного самоопределения. Как ни странно, но именно в возрасте от 3 до 6 лет педагоги и родители смогут обнаружить профессиональную наклонность, заинтересованность. А также, при чётком наблюдении за ребёнком, взрослые воочию увидят область развития и вид ИНТЕЛЛЕКТА.
  • Ребёнок принимает чужие образы и стереотипы. Не реализуется принцип СВОБОДЫ выбора.

Итогом самонаблюдения триады когнитивно-образовательной деятельности является, как правило, внутренняя оценка её внешнего имиджа:

Таким образом, непрекращающийся анализ и фиксация собственного продвижения вперёд являются необходимыми условиями триады когнитивно-образовательной деятельности, которая хочет достичь высоких показателей в личностно-интеллектуальном процессе самообучения личности ребёнка.

Важно заметить, что стиль управления триадой когнитивно-образовательной деятельности представляет собой партнёрское управление личностно-интеллектуальным процессом самообучения.

Следовательно, взрослые должны вести открытую дискуссию и стремиться совместно определить цели и задачи, формы и методы реализации личностно-интеллектуального процесса самообучения ребёнка.

Более того, приоритетами триады когнитивно-образовательной деятельности выступают 20 % экономии времени и 80 % оптимизации эффективности самообучения – это правило 80/20.

Коммуникативно-регулятивное СОТРУДНИЧЕСТВО

Коммуникативно-регулятивное сотрудничество – это умение работать в коллективе, в команде, когда всех объединяет единство целей.

Возможно, поэтому на современном рынке труда одним из самых важных и наиболее ценных личностных качеств является самообучение и самообразование. Это значит, 20 % членов коллектива выполняет 80 % работы.

Между тем, самый высокий уровень коллективных достижений достигается при чётком распределении заданий и ответственности между родителями, педагогами и детьми. Это значит, что все правила поведения, сформулированные и озвученные в личностно-интеллектуальной среде самообучения, должны беспрекословно выполняться в домашних условиях.

Поэтому каждый субъект когнитивно-образовательной деятельности должен знать, чего он может ожидать от других и, спустя какое-то время.

Если каждый педагог, родитель и ребёнок проинформирован о том, какой он вклад в самообразование должен внести и согласен с этим распределением, то педагог как управленец и координатор начинает иметь дело с коллективом «Три – Л», и благодаря этому, будет обеспечен успех в организации личностно-интеллектуального процесса самообучения личности ребёнка.

Следует особо отметить, что самоуправляемость состоит в том, что педагог не должен контролировать каждого ребёнка и родителя по отдельности – все они контролируют друг друга взаимно. В конце концов, субъекты когнитивно-образовательной деятельности ведь договорились взаимодействовать между собой.

Помимо всего прочего, такой личностно-интеллектуальный подход к самообучению личности ребёнка представляет собой самый эффективный способ мотивации.

Вам будет интересно  Саморазвитие с чего начать план

Если каждому субъекту триады когнитивно-образовательной деятельности будет выделено конкретное задание, хорошо известное другим, то триада оказывает давление, которое ускоряет достижение общего успеха в самообучении, самообразовании и саморазвитии.

Именно педагог, как управленец и координатор, в свою очередь, несёт ответственность за всё и за всех.

Он неизменно активен и подаёт пример родителям и детям. Педагог должен всегда соблюдать принципы, которые приняты всей коллективом «Три-Л» в качестве обязательных требований.

Следует заметить, что педагог считает себя не столько начальником, сколько помощником, который систематически устраняет все возникающие препятствия с целью, обеспечить своей триединой команде возможность, продуктивно трудиться, и облегчает эффективную и качественную работу каждого из субъектов.

Создание условий для самореализации ребенка

Создание условий для самореализации ребенка

Здравствуйте, дорогие посетители нашего блога! Сегодня у нас непростая тема: «Создание условия для саморазвития ребенка». Все родители мечтают, чтобы их дети достигли в жизни больших высот, чем они сами. А вот как помочь ребенку проявить себя, найти самые сильные стороны и самореализоваться мало кто знает. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

Заложена ли в школьном образовании система саморазвития ребенка

Задавайте вопросы

Это грустно осознавать, но школьная система подачи знаний, за долгие годы отточенная, казалось бы, до мелочей, и направленная на то, чтобы ребёнок, покидая школу, не потерялся в жизни и в себе, от идеала не просто далека. Подавляющее большинство вчерашних школьников не просто неэрудированы – в них убито желание копить знания и навыки. В них атрофировались способность задаваться вопросами и задавать вопросы, рвение учиться новому и познавать новое. Чему же на самом деле ребёнок должен учиться в школе от первого класса до последнего?

Задавать вопросы

Вопрос учителя «Всем всё понятно?» зачастую просто символический. Случается, что сам педагог не может дать ответ на уточняющий вопрос. Или считает, что ученик слушал невнимательно, раз переспрашивает. Так или иначе, не получая ответ, ученик теряет охоту спрашивать учителей вообще, а вследствие этого не пользуется мощнейшим способом получения знаний.

Как научить ребенка самостоятельности

Самостоятельный ребенок

Решать возникающие проблемы самостоятельно – научить этому ребёнка не так сложно, как кажется. Для начала можно предложить ему подготовить рабочее место для рисования, если он захотел порисовать. Освободить рабочую зону, найти краски, альбом, набрать воды в стаканчик – и задача, разделённая на подзадачи, будет решена сама собой. Такие задания помогают ребёнку учиться настойчивости и терпению в достижении своих целей.

Посмотрите видео «Как вырастить уверенного в себе ребенка»

Создание условий для самореализации ребенка

Самостоятельность

Задача эта не из лёгких, но если родители внимательно понаблюдают за сыном или дочерью в часы досуга и работы, если прислушаются к ребёнку во время разговоров, то они будут иметь представление о его мечте. И после главное – не отговаривать его, каким бы абсурдным или непрактичным ни казалось «дело жизни» ребёнка родителям.

Родители могут помочь ребёнку найти увлечение (которое, может стать, кстати, его призванием в дальнейшем). Посещение выставок, мастер-классов, знакомства с профессионалами своего дела, совместное наблюдение за их работой – организовать такие часы профориентации в наш век проще простого.

Учите ребенка контролировать время

Уверенность в себе

С момента рождения и до школы ребёнок пребывает в поле зрения взрослых и в окружении ровесников, поэтому никогда не бывает один. А стоит ему остаться одному – и он уже чувствует себя не в своей тарелке, следовательно, ему трудно сосредоточиться. Пытаясь компенсировать вынужденное одиночество, он начинает играть в компьютерные игры или уходит на улицу.

Неумение быть наедине с самим собой может стать причиной зависимостей. Во избежание таких последствий родители стараются уже в раннем детстве объяснить дочери или сыну, что быть одному – это не так страшно, как кажется. Ведь минуты одиночества можно использовать рационально – например, подготовить подарок к грядущему дню рождения кого-то из членов семьи или друга.

Поддерживать стремление ребенка к независимости

Босс

Уже не секрет, что наибольших успехов в самореализации достигают те, кто свободен от чужого мнения. Однако многие родители часто путают воспитание независимой личности с отсутствием воспитания как такового. Независимость в ребёнке нужно воспитывать, она никогда не расходится с тактичностью, то есть отстаивание своей позиции в споре не граничит с полемикой ради полемики, и отвержение чужого мнения должно быть убедительным.

Советуем прочитать статью «Развитие детской самостоятельности». Статья поможет глубже разобраться в теме.

Посмотрите видео «Как вырастить ребенка успешным и богатым».

Источник https://etnorazum.ru/bez-rubriki/kompleksnoe-samorazvitie-doshkolnika.html

Источник https://superwoomen.ru/semya-i-deti/sozdanie-uslovij-dlya-samorealizacii-rebenka.html

Источник

Источник

Author: mag

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *