Каким образом ролевые игры влияют на саморазвитие детей?

Каким образом ролевые игры влияют на саморазвитие детей?

В наше время очень большое внимание уделяется процессу воспитания и саморазвития детей. Интерес ученых и педагогов к этой проблеме связан с тем, что современное поколение детей больше увлекаются новыми техническими гаджетами, нежели развивающим игрушками.

Мамы с папами и воспитатели обеспокоены тем, что сюжетно-ролевые игры дошкольников несколько примитивны по сравнению с прошлыми поколениями. Малыши совершенно не умеют и не хотят думать, саморазвитие – на низком уровне.

Компьютерные игры вызывают все больше интереса у дошкольников, где нажатием всего одной кнопочки можно выполнить любое действие (побывать в магазине, сшить одежду, построить дом и т. д.).

Многие дети, увлекшись компьютером или просмотром мультфильма, не желают оставлять свое занятие по просьбе родителей. Они становятся агрессивными, непослушными, интерес к обучению и самопознанию теряется.

Пугает однообразие игровых моментов даже пугает. Воспитатели все чаще стали замечать, что в своих играх дети воспроизводят сюжеты знакомых мультсериалов, повторяют фразы своих мультгероев.

Таким образом заинтересованность взрослых к проблеме саморазвития дошкольников на сегодняшний день вполне обоснована. Если не уделять этому внимание, то в будущем человечество столкнется с более глобальными проблемами.

Вопрос состоит в следующем: какие условия необходимо создать, чтобы сюжетно-ролевые игры могли влиять на саморазвитие ребенка-дошкольника. Чтобы решить эту задачу, стоит разобраться с терминами «развитие» и «саморазвитие».

Многие привыкли понимать развитие ребенка, как процесс его роста и взросления. В психологии это понятие рассматривается более шире, как поэтапное, закономерное изменение психических процессов, получение новых знаний, умение их использовать, стремление ко всему новому, неизведанному.

Саморазвитие – это особо важная характеристика каждой индивидуальности. Саморазвивающиеся люди – целеустремленные, способные идти к новым целям, получать новые знания, имеющие большой воспитательный потенциал.

Дети-дошкольники, способные проявить себя в творческой деятельности и увлеченные своим творчеством, могут фантазировать, сочинять, саморазвиваться, открывать свое «Я».

Саморазвивающаяся личность может решать самые разные задачи, возникающие перед ней, найти индивидуальный жизненный стиль, свободно ориентируясь в бушующем мире.

Игровая индивидуальная деятельность – это способ проявления своих способностей, выразить свои эмоции, настроение, совершенствоваться и «расти».

Ролевые игры – это процесс более насыщенный, отражающий внутренний мир каждого ребенка, его активность, самостоятельность и т. д. Сюжетные моменты игры помогают малышам освоить какие либо ситуации, события, выплеснуть свое восприятие происходящего. Это переживание ребенком разных событий, праздников, жизненных ситуаций, ссор родителей.

В процессе сюжетно-ролевых игр дети получают опыт, который необходим им на протяжении всей жизни. Имея детские игрушки, в игровой форме малыш может «пережить» неудачу, потерю, любое переживание (например, перед школой, поездкой к бабушке и т. п.).

Таким образом обычная игра – это средство, с помощью которого воспитание ребенка-дошкольника переходит в процесс самовоспитания. Поэтому воспитатели, педагоги и родители должны больше внимания уделять именно сюжетно-ролевым играм, в которых ребенок саморазвивается.

Игровые ситуации – это подготовка детей к будущему, формирование способностей, которые пригодятся им в деятельности, которую нужно будет выполнить в будущем.

С чего начать

Саморазвитие — это не уступка. Нельзя назвать саморазвитием воздержание от кусочка торта, потому что это отрицательно скажется на фигуре, или работу без выходных и перерывов с единственной целью — заработать миллион. Не стоит обманываться, ведь всё это — лишь шестерёнка в огромной системе саморазвития. Начинать менять что-то нужно в каждой сфере жизни, не поддаваясь никаким уступкам и соблазнам. Проблемную сферу жизни можно определить с помощью теста. О том с чего начинать саморазвитие мы рассказываем в этой рубрике.

  1. Расписание: создание распорядка дня, которое структурирует жизнь, определив место для работы, творчества и отдыха.
  2. Работа: построение карьеры в том направлении, которое привлекает больше всего.
  3. Деньги: достижение финансового изобилия без физических, психологических и моральных жертв.
  4. Управление: контроль над собственной жизнью без расчёта на судьбу, самостоятельное принятие решений.
  5. Правда: принятие реальности, избавление от фальши, иллюзий и лжи.
  6. Ум: самостоятельное мышление и проявление креативности.
  7. Мужество: преодоление страха.
  8. Мощь: построение мотивации и дисциплины, которые помогут в достижении поставленных целей.
  9. Здоровье: привитие «здоровых» привычек, укрепление тела.
  10. Духовность: душевное спокойствие, осознанная жизнь в гармонии с самим собой.
  11. Любовь: улучшение способности единения с собой и другими.
  12. Отношения: нахождение наслаждения и покоя во взаимоотношениях с близкими людьми.
  13. Единение: понимание того, что мир — не враг, а союзник.

Саморазвитие одаренных детей младшего школьного возраста в новых образовательных условиях

Актуальность саморазвития одаренных детей младшего школьного возраста продиктована изменениями в образовательном пространстве страны. Переход к новым образовательным стандартам несет за собой ряд проблем, которые обсуждаются во всей стране. Существуют сомнения в целесообразности нововведений.

Портрет выпускника продиктован стандартам требованиями современного общества. Мобильная, активная, креативная, всесторонне развитая, способная адаптироваться к любым изменениям личность — вот что необходимо России.

В новых образовательных стандартах существенно изменились требования к образовательной среде, в связи с тем, что у нее были другие цели и задачи, характерные «старому» обществу. Мир не стоит на месте, постоянно происходят изменения, образовательная среда не в силах справиться с новыми требованиями, целесообразно вносить коррективы. Ведется разработка современных способов формирования, функционирования и развития образовательной среды, которая будет направлена на создание условий для развития креативной личности.

В средствах массовой информации ведутся споры об образовании одаренных детей. Конечно, в условиях новых образовательных стандартов эта проблема не может остаться в стороне. Одаренные дети представляют собой огромный интерес для будущего развития общества, ведь они обладают способностями в различных видах деятельности. В настоящее время существует много программ и проектов для сопровождения и поддержки одаренной молодежи, но нет четкой системы для работы. Каждое образовательное учреждение, не смотря на усилия государства, справляется своими силами и не всегда хватает времени и терпения для подобного рода действий. Личность развивается в процессе самореализации. Так часто можно встретить не по годам развитых малышей, имеющих незаурядные способности, спустя годы, все это улетучивается, и остаются лишь рассказы родителей о прекрасном «особом» ребенке. Перед школой стоит задача помочь одаренному ребенку реализовать себя, для того, чтобы их способности не угасли, а продолжали развиваться.

Вам будет интересно  Зачем постоянно нужно заниматься саморазвитием

Поддержка и развитие одаренных детей — одна из главных задач начального образования. Дети должны самостоятельно (при помощи родителей, законных представителей) выбирать дополнительные образовательные курсы, не зависимо от того какая образовательная программа в учреждении, где он обучается. Для учителей школ приоритетными должны быть интересы, познавательные потребности, психологические особенности обучающихся. Новые образовательные условия ставят перед учителями ориентир на предоставление возможности личности развиваться, реализовывать свои способности и образовательные потребности.

Считается, что только 1 процент людей в течение своей жизни реализуют свои способности. Школа должна обеспечить самореализацию каждому ребенку. И для этого у нее есть все шансы. Обучающийся должен верить в себя, иметь адекватную самооценку и уметь извлекать полезную информацию из любых ситуаций. Важно научить детей учиться и, видеть результаты своей работы [5]. Современная школа старается ориентироваться на раскрытие различных способностей обучающихся, но если этого не происходит, то уже у младших школьников наблюдается спад их активности. И причина этого в том, что школа не создает определенные педагогические условия для развития одаренных детей. Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении урочной и внеурочной деятельности.

Начинать работу с одаренными детьми в школе необходимо с их выявления. В связи с этим возрастает роль социолога и психолога школы, которые помогают педагогам выявить потенциальные возможности обучающихся. Наблюдение за школьниками проводится во время урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет выявить различные способности и интересы обучающихся. Способных детей можно определить уже в начальных классах, далее их необходимо развивать, поддерживать и направлять. Например, во время урочной деятельности давать одаренным детям задания исследовательского характера, проанализировать что-либо, сделать вывод. Предлагать задания по выбору, что позволит детям выбрать свой уровень сложности и быть успешным в обучении [2].

Необходимо учитывать психологические особенности одаренных детей, важно создавать на уроках ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, сравнением, обобщением, аналогией. Данная технология позволяет организовать активную самостоятельную деятельность обучающихся, в результате чего происходит творческое овладение универсальными учебными действиями и развитие мыслительных способностей [1].

Одаренные дети часто опережают в своем развитии одноклассников, они быстрее остальных усваивают учебный материал. В классе, на уроке они требуют индивидуального подхода, особой системы обучения. Одаренный ребенок должен самореализовываться, погружаться в работу с полной отдачей, активно мыслить и делать для себя открытия. На уроках одаренный ребенок должен совершенствовать свои знания по всем предметам, повышать уровень мотивации, развивать свои способности, как интеллектуальные, так и творческие, становиться исследователем, реализовывать себя. Выполнение всех этих условий является целью для учителя.

Для решения обозначенной цели учитель в своей работе может использовать: частично-поисковый метод работы, в который включается поисковая деятельность, различные задания творческого характера, логические задачи и нестандартные задания; исследовательский метод, содержащий научно-исследовательскую деятельность, работу с дополнительными источниками информации; проблемный метод и проективный.

Для работы на уроках необходимо использовать разнообразные формы работы. Нетрадиционные уроки прекрасно дополняют учебный процесс, дети с удовольствием обучаясь играют. К таким урокам относятся: урок-КВН; урок-творческая мастерская урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская. Классно-урочная форма работы в рамках ФГОС НОО, должна включать больше работы в парах и малых группах [4]. Это позволяет детям прислушиваться к чужому мнению, находить компромиссы и развивать коммуникативные навыки. Новые образовательные условия предлагают для детей разноуровневые и творческие задания, каждый обучающийся сам оценивает свои силы, учитель лишь корректирует его выбор. Формой работы представляется и ролевая игра. Так же в работе необходимо использовать консультации, проводимые как учителем для одаренного ребенка, так и проводимые одаренными детьми для слабоуспевающих детей [6].

Чтобы процесс обучения стал более продуктивным, учителю необходимо придать уроку творческий, занимательный характер. На занятиях необходимо использовать различные информационные технологии: Интернет, компьютерные диски по предметам, электронные энциклопедии и приложения к учебникам, аудио и видеозаписи, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуникативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.

Современная система урочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы, составлять планы и алгоритмы, а так же находить выход из любой ситуации.

Работать с одаренными детьми во время уроков недостаточно и тут нам на помощь приходят ФГОС НОО. В них прописано, что обучающиеся должны участвовать во внеурочной деятельности. Она организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание направлений каждая школа выбирает самостоятельно, предлагая родителям и ученикам на выбор программы. Каждый родитель (законный представитель) заполняет заявление с указанием выбранных дополнительных занятий. Недельная нагрузка ребенка по внеурочной деятельности не должна превышать десяти часов [4].

Данный вид деятельности помогает в самореализации, самоутверждении обучающихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности. Внеурочная работа открывает новое пространство, в котором дети могут развиваться творчески, интеллектуально, могут реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые часто остаются незамеченными во время уроков. Все это создает благоприятные условия для достижения успеха, что, несомненно, положительно сказывается на учебе [3].

Во время внеурочной деятельности учитель, может включать одаренного ребенка в различные виды деятельности, развивая его в своем направлении. Ребенок может оказаться, как в центре событий и выделиться среди одноклассников, так и посоревноваться с достойными конкурентами из параллельных классов.

Вам будет интересно  Саморазвитие и самосовершенствование; путь к личной свободе

Ориентация внеурочной деятельности на личность воспитанников активизирует их самореализацию, обеспечивая защиту от подавления, угнетения, оскорбления достоинства, собственных комплексов, а так же психолого-педагогическую поддержку индивидуального развития, психологического здоровья. Этому же способствует безоценочный характер внеурочной деятельности, обеспечивающий достижение успеха в соответствии с собственными способностями, свобода творческого самовоплощения в деятельности, многообразие курсов внеурочной деятельности, удовлетворяющих разнообразные интересы детей, возможность их сочетания, коррекции в процессе освоения, гибкость, профильность, разнообразие, индивидуализация форм и методов, используемых учителями и педагогами дополнительного образования.

Основная задача учителя — так построить весь образовательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить основу для того, чтобы эти способности были реализованы.

Принципиально значимым в организации образовательного процесса с одаренными детьми является использование информационно-коммуникативных технологий на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Эти технологии получили распространение в начальных классах, успешно используются на все учебных предметах. Так же необходимо предлагать задания по поиску информации, что позволяет одаренным детям легко ориентироваться в окружающем мире, и выходить из ситуации затруднения, недостатка знаний.

Все вышесказанное — это всего лишь краткое описание работы с одаренными детьми. Безусловно, работа с одаренными детьми трудна, но богата различными идеями — не только для обучающихся, но и для педагога и родителей. Правильно организованная и систематически осуществляемая деятельность по сопровождению одаренности развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно — исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одаренными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятой нормы, поиск нового способа решения.

1. Бакетова З. Н. Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы / З. Н. Бакетова. // Завуч. — 2008. — № 7. — С. 83–87.

2. Перфильева М. А. Направления работы с одаренными детьми в начальной школы. www.prodlenka.org

3. Степичева И. А. Одаренные дети: особенности работы с ними. // Педагогические науки / И. А. Степичева. // Педагогические науки. — 2009. — № 2. — С.49–50.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

5. Шелковская В. М. Поддержка и развитие одаренных детей в урочной и внеурочной деятельности / В. М. Шелковская. // Одаренный ребенок. — 2012. — № 4. — С.80–84.

Способности, склонности и задатки

Каждый ребенок от рождения обладает определенными особенностями организма и нервной системы. У одного отличный музыкальный слух, тело другого очень гибкое и легкое, третий с младенчества выделяется нестандартным мышлением. Такие генетические предпосылки называются задатками.

Дети интуитивно чувствуют, в какой деятельности им удается достигать высоких результатов легче всего. Они с увлечением осваивают эту область, отдают ей явное предпочтение. Такая избирательность в выборе занятий получила название «склонности». Обычно заметить их можно в возрасте 4-5 лет.

На основании задатков и склонностей, при правильном обучении и воспитании ребенка, формируются способности. Они помогают человеку легко добиваться успеха в той или иной профессиональной деятельности. Однако, если малыш родился в неблагоприятных условиях, его таланты могут никогда не проявиться. Способности детей дошкольного возраста важно вовремя замечать и поддерживать. Вряд ли бы Моцарт достиг столь выдающихся результатов, если бы в его доме не было ни одного музыкального инструмента.

Средства и методы умственного воспитания

Умственное воспитание ребенка дошкольного возраста значительно облегчит ему переход к школьной жизни. Для этого следует с малых лет развивать детскую любознательность и мышление.

Также необходимо регулярно вырабатывать речь, тренировать память и внимание.


Умственное развитие – главная задача родителей

Дошкольник первым делом в шесть лет должен уметь:

  • точно повторять движения и копировать узоры;
  • разукрашивать соответствующими цветами и картинки и четко обрисовывать контуры;
  • рассказывать выученные наизусть небольшие стихотворения и пересказывать содержимое прочитанной ему книжки;
  • различать формы предметов и их соотносительное количество – больше, меньше;
  • знать о себе всю необходимую информацию – место проживание, имя, фамилию и отчество.
  • разбираться во временах года и времени суток.

В дошкольном образовании многое зависит от родителей, которые могут использовать различные средства обучения для подготовки к школе. Популярными действующими приемами являются:

  • развивающиеся игры, которые формируют у детей различные умения и знания;
  • общение, чтение книг и изложение всей информации об окружающих предметах.


Развивающие игры – средство умственного развития
Можно определить малыша в дошкольное учебное заведение или водить на занятия с профессионалами, где по разработанной методике проведут подготовку к школе.

Совет родителям: правильное развитие ребенка происходит в семьях, где правит согласие и взаимосвязь. Необходимо не только всегда высказываться вслух свои мысли и проявлять свои чувства, но и уметь выслушать.

Особенности дошкольного возраста

Развитие детей от рождения до зачисления в школьники происходит поэтапно. Изначально ребенок находиться в своем маленьком мире. Он интересуется вкусовыми качествами окружающих предметов, старается распознавать различные ароматы, совершает первые шаги и начинает выговаривать слова.

Далее следует дошкольный возраст, который обусловлено, делится на три периода:

  1. Младший – дети от трех до четырех лет. В это время происходит зарождение собственного «я». Ребенок уже знает, к какому относится он и окружающие. У него вырабатывается координация движений и мелкая моторика.
  2. Средний – дети от четырех до пяти лет. Период отмечается появлением мысленных действий с конкретными понятиями. У ребенка развивается самосознание и начинает сформировываться характер. Также разрабатываются сложные двигательные функции.
  3. Старший – дети от пяти до семи лет. В этом возрасте дошкольник начинает усиленно мыслить, распознавать свои обязанности и права, контролировать эмоции и поведение. Ребенок ловок и подвижен и легко поддается обучению.
Вам будет интересно  Саморазвитие: с чего начать? 6 Главных шагов, которые помогут начать саморазвитие и достичь успеха


3 периоды дошкольного возраста
Следующей ступенью формирования становиться школа. Как проявит ребенок себя в коллективе, насколько интересно будет для него обучение, что станет важным в этот период – во многом все зависит от дошкольной подготовки.


Ключевые новообразования дошкольного возраста

Совет родителям: формирование психики ребенка происходит от трех до четырех лет и очень важно в этот момент быть примером для малыша. От поступков родителей зависит дальнейшее установление целеустремленности, независимости и личности.

Воспитание ребенка

Секреты развития самодисциплины у ребенка

Умение контролировать эмоции поможет ребенку добиться успеха во многих жизненных сферах

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Поделиться
  • Подписаться на новости

Самоконтроль или же самодисциплина – это способность контролировать свои импульсы для достижения жизненных целей. Иными словами, благодаря самодисциплине мы отказываемся от того, чего хотим в данную минуту, ради достижения более важной цели в будущем.

Важность самодисциплины

Дети учатся самоконтролю, когда родители устанавливают им границы. Но делать это следует с любовью и сочувствием. Поэтому каждый раз, когда ребенок сознательно отказывается от того, чего хочет, он учится контролировать импульсы. В его мозге создаются новые нейронные связи, которые укрепляются каждый раз при проявлении самодисциплины.

Каждому ребенку нужны ограничения. Если ему всё разрешать и выполнять все его желания сиюминутно, у него не будет развиваться самодисциплина, поскольку он не будет учиться сдерживать импульсы ради более значимой цели.

Представьте, что ваш сын тренируется попадать мячом в баскетбольную корзину. Он бросает мяч снова и снова. Он мог бы сесть и отдохнуть, но больше всего он хочет забросить мяч. Мотивация к достижению цели – хороший способ для ребенка развить самодисциплину.

Как тренировать самодисциплину

Важно устанавливать границы, при этом оставляя ребенку выбор. Ограничения в качестве наказания не учат ребенка самоконтролю, потому что в этом случае контроль приходит извне, у малыша просто нет выбора. Даже если он будет делать то, что вы от него хотите, о развитии самоконтроля не может быть и речи.

Почему же сочувствие так важно? Потому что так ребенок меньше сопротивляется ограничениям. Конечно, они могут не нравиться малышу, но он чувствует, что вы относитесь к нему с пониманием. Он знает, что вы на его стороне. Поэтому он не отстаивает то, что хотел – ему важнее сохранить эмоциональную связь с вами. Он выбирает контролировать свои импульсы и принимает ваши ограничения, вписывает их в свою систему правил.

Именно так ребенок усваивает правила и ценности. Всё начинается с эмоциональной связи – он хочет порадовать вас, и при этом ему не нужно идти против своих принципов. Со временем ребенок начинает видеть себя как человека, который чистит зубы, делает уроки, всегда говорит правду и помогает окружающим. Он может использовать дисциплину для достижения собственных жизненных целей. И это делает его уверенным в себе, счастливым и дружелюбным.

Поскольку ребенок принимает и усваивает ограничения из-за эмоциональной связи с вами, важно сохранять эту связь. Проявляйте сочувствие, даже если вам приходится в чем-то отказывать ребенку.

Как же проявлять сочувствие, устанавливая ребенку ограничения? Сочувствие – это принятие точки зрения другого человека. Вот несколько примеров, как можно сочетать сочувствие и ограничения:

  • «Ты любишь бегать? Ты можешь сколько угодно бегать по траве. Но по проезжей части бегать нельзя: там ездят машины. Можешь взять меня за руку, или я понесу тебя. Когда мы дойдем до детской площадки, ты опять сможешь бегать».
  • «Я вижу, как ты зол на брата. Злиться – это нормально, но драться нельзя. Пойдем, скажешь брату, что ты на него злишься. Я помогу тебе».
  • «О, ты смотришь фотографии с праздника? Прекрасно. Но мы договорились, что сначала ты должна сделать уроки. После этого ты можешь зайти в Интернет и посмотреть фотографии. Я понимаю, что тебе трудно терпеть так долго. Но ведь всегда приятно оставлять что-то хорошее напоследок».

Устанавливая ограничения, будьте последовательны. Иногда необходимо установить новые правила. Главное, чтобы ограничения не сбивали ребенка с толку. В каждой семье должны быть какие-то приоритеты (безопасность, здоровье, уважение друг к другу, семейные ценности). Разумеется, ограничения должны им соответствовать.

Необходимо расставлять приоритеты и иногда отказываться от своих ожиданий от ребенка. Он развивается, как все люди, и не может быть идеальным. И ваши отношения с малышом должны строиться на близкой связи, а не на ограничениях и фрустрации. Если вы часто говорите ребенку «нет», это ослабляет вашу связь с ним, а это, в свою очередь, мешает ему развивать самодисциплину.

Рейтинг статьи: 4.92

из 5 на основе
13
оценок.

  • ▶ В чем для ребенка значение самодисциплины?
  • ▶ Как приучить ребенка к дисциплине
  • ▶ Ответственность и дети: советы родителям
  • ▶ Неэффективное дисциплинирование детей
  • ▶ Больше статей о воспитании детей

Развитие ребенка 31.08.2017

Как этого достичь

На первый взгляд всё это может показаться трудноосуществим и просто-напросто нереальным, но на самом деле способности к саморазвитию есть у каждого человека. Конечно, трудно в одно мгновение избавиться от вредных привычек и стать успешным человеком, но главное — начать, и верный способ — это медитация.

Медитация способствует качественному физическому и психологическому расслаблению, усиливает способности к контролю эмоций и страха, концентрации внимания и воли, помогает избавиться от вредных привычек — достаточно будет лишь сорока минут в день. Это практика, доступная каждому человеку и не требующая каких-то особых условий на пути саморазвития. Для этого вовсе не обязательно переезжать в Тибет, заниматься медитацией можно даже по дороге на работу или учёбу, находясь в общественном транспорте.

Возникновение потребности в саморазвитии

Движущей силой, толкающей человека на путь саморазвития, является неудовлетворённость существующей ситуацией и постоянно возникающие потребности личности, требующие логического разрешения. Помимо этого, к наиболее распространённым факторам, побуждающим индивида к саморазвитию, относят:

Источник https://gabysheva.ru/samorazvitie/sposobnost-samorazvitiya-rebenka.html

Источник

Источник

Источник

Author: mag

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.