Играючи достигаем целей – геймификация саморазвития

Играючи достигаем целей – геймификация саморазвития

Геймификация, эдьютеймент, деловые игры – это не новомодные понятия, а разные названия игрового обучения и развития, которое давно доказало свою эффективность. Человек запоминает 10% того, что слышал, 50% того, что видел, и 90% того, что сделал сам. Игра – отличный способ «сделать»: она стимулирует запоминание, но при этом не вынуждает вас выходить в поле без знаний и навыков.

Увы, большинство взрослых людей считает, что игровое развитие – прерогатива ребенка. Видели когда-нибудь хмуро-недоуменные лица офисных работников, которым руководство предлагает тимбилдинг или обучение в игровой форме? Главный бухгалтер Марья Ивановна закатывает глаза к потолку, да так, что они грозятся больше никогда не выкатиться обратно, а финансовый директор Петр Алексеевич гневно сопит, мол, «чего удумали, мы же серьезные люди, нам работу работать надо, а не в игры играть».

Именно из-за такого подхода деловые игры, которые разработала Мария Бирштейн еще в 1932 году, долгое время томились под запретом (пока в шестидесятых до того же не дошли американцы). Так что новомодным явлением эдьютеймент не назовешь. Зато современные возможности техники позволяют нам геймифицировать любой процесс жизни: от уборки до глобального развития личности.

В конце статьи вы найдете советы по использованию SmartProgress для геймификации саморазвития, а пока рассмотрим плюсы и минусы такого подхода и разберемся, когда его нужно применять.

В чем плюсы геймификации саморазвития?

  1. Вы получаете дополнительный стимул и заряд мотивации. Игровая форма с легкостью вовлекает в процесс достижения целей, появляется азарт выполнить как можно больше и получить призовые очки.
  2. Это ненавязчивая форма планирования, которая не ограничивает вашу свободу и помогает приучить себя к дисциплине без насилия и без особого напряжения силы воли.
  3. Вам не придется изобретать велосипед: создатели игровых форм достижения целей предлагают готовую пошаговую стратегию.
  4. Вы снимаете давление «серьезности». Когда вы играете, ошибки воспринимаются гораздо легче: «Ошибся? Ла-а-адно, попробуем по-другому!», игровая форма облегчает груз вины, вы ясно понимаете, что любой фейл – это не конец света, а просто новый опыт. Еще снижение уровня серьезности помогает избежать прокрастинации: страшно браться за важную задачу, которая решает ваше будущее, а поиграть – почему бы и нет.
  5. Как мы уже говорили во вступлении, в игровой форме вы гораздо лучше усваиваете информацию и облегчаете себе процесс запоминания.
  6. Давайте честно, это просто весело.

Подводные камни геймификации

Как и у любого явления, у игровой формы саморазвития есть свои особенности, которые можно назвать минусами. Идеальных методов не существует, поэтому лучше заранее определить, насколько критичными могут оказаться для вас подводные камни геймификации и насколько вы им подвержены.

  1. Игровая форма может оказаться настолько затягивающей, что вы начнете играть ради игры, а не ради собственного развития. Особенно этой проблеме подвержены азартные люди.
  2. С непривычки игра может снижать приоритет у задач и не гарантировать соблюдение сроков, потому что «это же просто игра». Сознанию понадобится время, чтобы перестроиться.
  3. Игровая форма требует дополнительной подготовки и, как следствие, временных затрат. Тут главное помнить, что эти временные затраты окупаются вашей повышенной продуктивностью.
  4. Если вы слишком взрослый взрослый, то могли разучиться играть. Придется учиться заново.

В каких случаях геймификация окажется наиболее полезной?

Чтобы определить, насколько вам подходит такой метод развития, стоит познакомиться с ситуациями, в которых геймификация приносит максимальную пользу и посмотреть, как они соотносятся с вашим образом жизни и этапом развития.

Итак, максимальную эффективность игровой метод показывает в следующих случаях:

  1. Когда вы испытываете недостаток мотивации и исчерпали методы стимулирования себя к полезным действиям.
  2. Когда вам нужно приучить себя к дисциплине или соблюдению определенного режима, но традиционные методы вызывают у вас внутреннее сопротивление. То же самое касается и работы над полезными привычками.
  3. Когда на вас давит груз ответственности, и вы чувствуете, что раз за разом откладываете полезные действия и попадаете в круг прокрастинации.
  4. Если ваш уровень азарта находится не на минимальной и не на максимальной отметке. С минимальным уровнем игра покажется непривлекательной и не даст дополнительной мотивации, а с максимальным – см. пункт 1 из раздела про подводные камни.
  5. Когда ваш график становится слишком плотным и наполненным «серьезными взрослыми» задачами.

Игровые элементы SmartProgress

Сервис SmartProgress тоже содержит элементы геймификации, которые при желании вы можете усилить и дополнить. Давайте посмотрим, какие инструменты для этого есть.

Вам будет интересно  Саморазвитие: с чего начать? 10 лучших способов

1. Опыт и уровни

Если вы идете по стандартному пути развития и используете USER-аккаунт, то система уровней – ваш главный ориентир «прокачки». С каждым уровнем вы можете ставить все больше целей, а начиная с пятого уровня можете выбрать светлую или темную сторону: на светлой вы получаете дополнительный опыт за комментарии, а на темной – за выполнение целей.

Главное в этой истории – не гнаться за опытом и быстрым прохождением уровней. Большое количество пустых или мелких целей ни вам пользы не принесет, ни у потенциальных подписчиков интереса не вызовет. Как показывает практика, лучший способ активно продвигаться по уровням – ставить интересные цели, регулярно по ним отписываться и общаться с другими пользователями, оставляя им полезные комментарии. Поверьте, людей, которые гонятся за накруткой опыта, видно сразу, и ничего, кроме недоумения, их действия не вызывают.

Опыт на SmartProgress начисляется по сложной схеме, в которой учитываются все ваши действия и отклик аудитории на них. Начисление можно отследить во вкладке «Статистика».

2. Командные цели

Колыбель геймификации. Есть простые командные цели, где вы в группе набираете общее количество часов или, например, прочитанных книг, а есть более необычные игровые форматы с дуэлями, соревнованиями и прочими «плюшками».

Тут важно следить за появлением новых командных целей в интересующей сфере и вовремя включаться в игру. Если вы начнете следить за командными целями, то увидите, что среди них много бессрочных, к которым можно присоединиться в любой момент, или сезонных, которые время от времени повторяются.

3. Игровые элементы в собственных целях

Обычную цель тоже можно геймифицировать. Этапы легко превратить в уровни, где в конце вас ждет какой-нибудь приз. Можно начислять себе баллы и копить их на какие-нибудь приобретения. Можно включить в процесс подписчиков и получать от них «наказания» в случае невыполнения условий. Такими «наказаниями» могут служить необычные задания.

4. Групповые программы

Очень многие групповые программы строятся на игровых принципах. Особенно этим славится Brahma Project от наставника Ra Vladimir. Все его программы в рамках этого проекта основаны на уникальной игровой механике: и получение знаний, и их применение проходят в форме игры.

5. Цена слова и розыгрыши среди подписчиков

Специально для тех, у кого сильна азартная жилка. Можно использовать «цену слова» – поставить деньги на то, что цель будет выполнена. При успешном завершении цели деньги вернуться на счет, а при провале сумма сгорит. Альтернативный вариант для азартных – розыгрыш чего угодно среди подписчиков цели. Когда на кону стоит что-то интересное, вы получаете повышенное внимание и контроль, если собственной мотивации недостаточно.

6. Цели-привычки

Цель-привычка – это тоже игра. Вы задаете себе условия и начинаете «бой» с ними: должны вовремя отмечаться в цели, чтобы прогресс не сгорел и не пришлось начать все заново. При использовании PRO-аккаунта есть небольшой «чит-код» – возможность отмены провала в цели-привычки (как чит его использовать не рекомендуем, но это очень полезная штука, если по каким-то причинам вы не успели отметиться до конца суток).

А как вы относитесь к геймификации? Пробовали игровые методы обучения и развития? Расскажите о своем опыте в комментариях.

  • Tweet
  • Share 0
  • Pocket
  • VKontakte
  • 1 , чтобы голос был засчитан

Вам понравилась статья?

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте новые статьи на email.
Периодичность: 1 письмо в неделю. Обещаем спамить не будем

На заметку игроману: чему нас могут научить компьютерные игры

Как сообщает издание Knowable Magazine, некоторые типы видеоигр могут улучшить работу мозга при выполнении узкого набора задач. Ряд исследований также показал их эффективность при освоении второго языка, изучении математики и естественных наук. Это потенциально хорошая новость для учеников и студентов, а также для миллионов людей, которые любят играть или не могут перестать это делать.

Последнее явление, кстати, давняя причина для беспокойства родителей, врачей и педагогов. Более половины россиян (58%) считают, что видеоигры приносят больше вреда, чем пользы (по данным ВЦИОМ на 15 августа 2019 года), отмечая при этом негативное влияние на психику и проявления агрессивного поведения. Также 54% граждан плохо относятся к увлечению играми близких.

По разным оценкам, в мире насчитывается более 2,3 млрд геймеров (по данным за 2018 год), а два года назад Всемирная организация здравоохранения в конце концов решила включить зависимость от онлайн- и видеоигр в список заболеваний (мкб-11 вступит в силу с 2022 года).

Люди (и не только молодежь) проводят много времени за играми, и это факт, в связи с которым встает задача превратить это увлечение во что-то более продуктивное, чем простое развлечение и вымещение негативных эмоций.

Что почитать/посмотреть по теме:

    по версии «Медузы».
  • Что такое неигры и зачем в них (не) играть?
  • Зависимость от видеоигр признана психическим расстройством. Что с этим не так?
  • Как игры могут помочь нам в решении реальных мировых проблем — выступление на TED гейм-дизайнера Джейн Макгонигал.
Вам будет интересно  Книги по саморазвитию и личностному росту: топ-10 лучших

Первые исследования влияния игр на улучшение функций мозга

Изначально данные о том, что это возможно, были получены на основании тестирования шутеров. То, что часто критикуемые «стрелялки» могут принести пользу, заметил студент Шон Грин, изучавший психологию в Рочестерском университете. Он дал пройти тест на визуальное внимание своим друзьям, которые показали поразительные результаты. Сперва Грин и его научный руководитель Дафна Бавельер списали это на какую-то ошибку, так как, когда Бавельер сама прошла тестирование, ее результат был обычным. Разница между участниками эксперимента заключалась в том, что все друзья Грина посвящали более 10 часов в неделю игре в шутер Team Fortress Classic.

Фото:Issei Kato / Reuters

Затем Грин и Бавельер провели другой эксперимент, разделив группу «игровых новичков» на две команды. Первая проводила за шутером по одному часу в день в течение 10 дней, вторая столько же времени проходила пространственную головоломку «Тетрис».

Тесты показали, что участники первой группы лучше фокусировали внимание на интересующих объектах на визуально загруженном фоне, а также могли одновременно отслеживать до пяти движущихся предметов. Во время других исследований стало известно, что «Тетрис», в свою очередь, улучшает способности к пространственному мышлению и визуальному представлению двухмерных объектов.

Бавельер, ныне когнитивный исследователь в Женевском университете, отмечает, что любители «экшн-игр» лучше «лавируют» между распределенным вниманием (способностью мозга реагировать на стимулы одновременно) и фокусированным вниманием (способностью концентрироваться на целевом стимуле). «Это называется контролем внимания, способностью гибко переключаться по мере необходимости», — говорит она. Переключению между задачами способствует также игра в All You Can ET — специальный когнитивный тренажер, в котором игроки должны своевременно обеспечивать инопланетян определенной едой и напитками.

Полезные ссылки для более глубокого понимания темы:

    о влиянии компьютерных игр на когнитивные функции, а также психику, мотивацию и социальное поведение человека (спойлер: игры с элементами насилия не ведут к антисоциальному поведению, а стереотип об изолированном, необщительном геймере неверен). ученых из Калифорнийского университета в Ирвайне о влиянии онлайн-тренажеров на навык многозадачности пожилых. на TED одного из специалистов в области геймификации Гейба Цихерманна «Как игры делают детей умнее?»
  • Статья сотрудника московского центра исследований видеоигр на ПостНауке о том, как видеоигры помогают лучше сдавать школьные экзамены и почему геймификация заставляет нас больше работать.

Подводные камни в вопросе внедрения игр в учебный процесс

Грин, ныне психолог в Висконсинском университете в Мадисоне, отмечает, что игры могут помочь в подготовке специалистов, чья работа связана с повышенным визуальным вниманием — например, хирургов, правоохранителей или военных. Последнее, кстати, подтверждается даже на весьма высоком уровне. «Способность быстро усваивать информацию, реагировать и координировать действия, оставаясь при этом спокойным в условиях давления, часто является признаком людей, которые хорошо играют», — заявил телеканалу «Би-би-си» представитель британских ВВС.

Но при этом Грин также признает, что преимущества многочасовой игры в условный Call of Duty могут в реальной жизни быть ограничены: если время на видеоигры вытесняет время на остальные задачи, другие навыки могут со временем пострадать.

Важно также то, что полученные в экспериментах результаты очень специфичны и справедливы только в рамках поставленной задачи: то есть «шутеры» не улучшают пространственное мышление, как в случае с «Тетрисом», а он, наоборот, не улучшает визуальное внимание. В свою очередь, педагог и психолог Ричард Майер и вовсе заявляет, что, исследуя эту тему в течение длительного срока, не нашел убедительных доказательств, что так называемые игры для тренировки мозга действительно помогли существенно улучшить память, внимание или скорость принятия решений.

Другой спорный вопрос: как применять (и стоит ли применять) видеоигры на уроках? В нем исследователи также не всегда сходятся во мнении: так, по мнению Бавельер, компьютерные игры, повышающие способности мозга, можно интегрировать в школьные занятия, чтобы добавить «ложку меда» в сложные предметы и скучные программы. Хотя «шутеры», вероятно, не подойдут для этого: конечно, их вряд ли можно будет предложить ученикам начальных классов.

«Это может быть игра, где доктор должен выбрать верное лекарство, которое спасет мир. Но она не должна быть связана со смертью, насилием или зомби», — отметила она. Но профессор также задается вопросом, смогут ли дети перенести когнитивные навыки, полученные в результате игр, в другие, более реальные ситуации.

Шон Грин, в свою очередь, отмечает сложность и большую стоимость создания игр. Качественные, эффективные и убедительные игры могут стоить столько же, сколько обойдется создание какого-нибудь блокбастера, отметил психолог.

Максимальное вовлечение — преимущество игр, которое нужно использовать

И все же перспективы внедрения видеоигр в классах воодушевляют, несмотря на недостаток исследований о каких-либо преимуществах этого метода обучения по сравнению с существующими. Даже если предположить, что «тренажеры для мозга» переоценены, нельзя отбрасывать тот факт, что игры действительно сильно затягивают и вовлекают в процесс.

Вам будет интересно  Методы саморазвития

«Самая главная особенность игр — это их мотивационная сила, — говорит Майер. — И мы хотим использовать это». Ученые-исследователи функций мозга, специалисты в области образования и разработчики игр должны более тесно взаимодействовать друг с другом, чтобы создавать захватывающие игры, которые помогут отточить когнитивные навыки и развлечься. Как добавляет Бавельер, детский мозг способен запомнить сотни покемонов и их способности. Представьте, если они с таким же энтузиазмом приступят к изучению звезд на небе!

Фото:Kelly Sikkema / Unsplash

Писатель Грег Топпо в своей книге «Игра верит в тебя: как видеоигра может сделать наших детей умнее» (The Game Believes in You: How Digital Play Can Make Our Kids Smarter) соглашается: игры могут помочь скорректировать вовлеченность учащихся, оживить уроки, а также позволяют адаптировать их согласно потребностям каждого конкретного класса. С помощью игр можно также награждать учеников за постоянную практику, настойчивость и нестандартные решения.

Кроме того, игры могут помочь в «прокачке» «мягких навыков» (soft skills). «Есть много мягких навыков, которые геймеры могут использовать в профессиональной жизни: это командная работа, решение проблем и стратегическое планирование», — отметил региональный директор компании Hays Recruitment Райан Гарднер. Правда, если играть в игры, не задумываясь о навыках, которые можно из них извлечь и далее использовать, вряд ли получится использовать свое увлечение в будущем улучшении карьерных перспектив.

Компьютерные игры и киберспортивное образование: первые шаги в России

На данный момент онлайн- и видеоигры предлагают использовать (или, что реже — уже используют) как часть учебных занятий и в качестве самостоятельных уроков. Так, в июне 2019 года Минпросвещения России предложило внедрить в пятилетний период в школах и колледжах компьютерные игры и мобильные приложения в качестве средств обучения.

Летом также звучали идеи о выделении отдельных занятий по киберспортивным и другим играм. В августе эксперты АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) советовали включить в факультативы для школьников Dota 2, Hearthstone, Dota Underlords, FIFA 19, World of Tanks, Minecraft и CodinGame. Критериями отбора были популярность, обновляемость игр, их соответствие отечественным требованиям к киберспорту и возрастная маркировка 14+. Кроме этого, выбранные игры, по мнению экспертов ИРИ, должны развить у учеников навыки командной игры, стратегического мышления, логики и скорости реакции, а также раскрыть их креативный потенциал. В Минпросвещения от идеи включить такие предметы в школьную программу отказались: по мнению ведомства, они могут привести к переутомлению учащихся. Вместо этого школам было предложено вводить уроки по киберспорту на свое усмотрение.

Как заработать на киберспорте

Тем временем интерес к киберспорту в мире только растет. Мировой рынок в 2018 году достиг $775 млрд, и, согласно докладу PwC, с каждым годом его выручка будет увеличиваться в среднем на 18,3%. Киберспортивные трансляции в России посмотрели 22 млн человек — таким образом наша страна оказалась на третьем месте в мире по данному показателю.

Не так давно мысль о том, что на жизнь можно зарабатывать игрой, выглядела нереальной. Сейчас же некоторые игроки в состоянии материально поддерживать свою семью и видят в этом хорошие карьерные возможности.

Доходы спортсменов варьируются от $2 тыс. до $15 тыс. При этом помимо командного жалования солидную сумму геймеру могут приносить призовые за победу на турнирах, «донаты» (добровольные пожертвования от зрителей) на стримах (онлайн-трансляциях происходящего на компьютере или консоли), поддержка спонсора, а также реклама.

Фото:Dado Ruvic / Reuters

При этом обучиться на киберспортсмена россиянам сейчас не так-то просто: это образовательное направление только начинает набирать обороты, тогда как в ЕС, США и некоторых скандинавских странах подобные учебные заведения функционируют уже давно. Поучиться можно с помощью онлайн-сервисов, обучающих игровым навыкам, онлайн-курсов, кибер-школ, нескольких вузовских программ (такие есть, в частности, у ВШЭ и Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма). Также киберспортивный факультет есть в университете «Синергия». В целом, за массовое развитие киберспорта в России отвечает ФКС РФ, основанная в 2000 году.

По словам директора первой московской школы с классами интеллектуальных видов спорта Елена Авдеева, навыки, полученные с помощью компьютерных игр, помогут ребенку в любой профессии. «Более того, киберспорт и новые технологии открывают дорогу к профессиям будущего: архитектор умного дома, оператор беспилотника, киберспортивный журналист, кибертренер, специалист по поиску уязвимостей, художник виртуальной реальности, разработчик нейронных сетей, киберспортсмен и так далее», — отмечала она ранее в разговоре с «Вечерней Москвой».

Что еще почитать/посмотреть/послушать по теме:

  • Кто такие «бустеры» и как они зарабатывают на помощи начинающим геймерам
  • 15 самых влиятельных лиц киберспорта. Рейтинг Forbes
  • Молодые геймеры по всему миру проводят более трех часов в неделю, наблюдая, как другие люди играют в видеоигры онлайн (по данным издания Inc. за 2018 год). Что заставляет их делать это: материал The Wired и подкаст The Verge : чем видеоигры в школах могут помочь учителям и родителям

Однако при введении новых киберспортивных направлений и внедрении видеоигр в классах возникает ряд непростых задач: во-первых, пока не до конца сформировано представление, как именно преподавать новые дисциплины и эффективно использовать игровые возможности на уроках. Во-вторых, не совсем ясно, как минимизировать риски, связанные с долгим пребыванием у компьютера: это проблемы со зрением, избыточным весом, осанкой, социальным, оффлайн-взаимодействием, возможная компьютерная зависимость. Несмотря на это, у онлайн- и видеоигр хорошие перспективы более прочно закрепиться в образовательном процессе, и, возможно, совсем скоро родители не будут ругать своих детей за долгое пребывание за компьютером, а начнут принимать участие в этих играх и помогать извлекать из процесса максимум пользы.

Источник https://smarttalks.me/ru/gamification/

Источник https://trends.rbc.ru/trends/education/5e3d5c5a9a794751357b8d73

Источник

Источник

Author: mag

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *