Содержание
Разделение полов в исламе – что оно значит?
Те, кто недавно принял ислам, и даже немусульмане, нередко жалуются на разделение полов в исламе – что и говорить, после замужества я тоже этого очень боялась. Кроме того, вопрос разделения в исламе и мусульманских культурах связан с правами женщины и понятием хиджаба.
Но постепенно я сама стала сторонницей разделения полов, и теперь лучше понимаю, что оно значит и в чем должно выражаться.
Я считаю, что принцип разделения полов можно разбить на три категории, и о каждой из них следует говорить отдельно: это раздельное богослужение, раздельная учеба и, наконец, раздельный досуг. Рассматриваю эти категории отдельно, потому что во всех трех случаях взаимодействие между мужчиной и женщиной происходит по-разному.
Что касается богослужения, то причина разделения мужчин и женщин проста и очевидна, так как основана на очевидных доказательствах из сунны. И хотя доказательства из сунны уже самого по себе достаточно для обоснования того, что мужчины и женщины должны молиться отдельно, эта рекомендация также носит чисто практический и вполне понятный характер.
Оказавшись в мечети, немусульмане часто спрашивают: «А где молятся женщины?»
Действительно, по всей вероятности, гостям позволят наблюдать за тем, как молятся мужчины, но не женщины. И они спрашивают, где женщины, потому что для западной культуры такое разделение — это нечто ненормальное.
Ответ на этот вопрос очень прост. Женщины молятся в другом месте. Почему? Тому есть логичное и понятное объяснение.
Разделение во время молитвы
Из Сунны Пророка (мир ему и благословение) мы знаем, что женщинам следует молиться позади мужчин, чтобы ряды мужчин находились впереди, а ряды женщин – сзади. Это Сунна, и мусульманину этого должно быть довольно, но, кроме того, этот принцип еще и разумен.
Представьте себе, что вы молитесь рядом с кем-то, физически привлекательным для вас, ваши тела находятся в непосредственной близости, возможно, даже соприкасаются. Некоторым из нас проблематично сосредоточиться даже тогда, когда они одни – представьте, насколько это было бы труднее при наличии такого отвлекающего фактора, как физическая привлекательность (что совершенно нормально).
А по поводу того, что женщины находятся сзади, лично мне было бы неудобно молиться перед мужчиной в таком положении. И если положения тела во время молитвы позволяют почувствовать небывалую глубину и испытать смирение перед Аллахом, они, в то же время, привлекают внимание к определенным частям тела – особенно если смотреть сзади. На мой взгляд, то, что женщины находятся отдельно и позади мужчин – вполне очевидный и простой выход из положения, и в нем нет ничего обидного.
Если я понимаю этот принцип (что женщины молятся позади мужчин), но в том же помещении, у меня нет никаких возражений против разделения, и я не чувствую себя ущемленной. Но обычно жалобы возникают не тогда, когда женщины молятся позади мужчин, а тогда, когда им приходиться молиться, находясь ниже их – в подвале, над ними – в мансардном этаже, откуда плохо видно и слышно, или даже в крошечном помещении, которое им выделили. Одним словом, когда условия явно не равные.
То есть, проблема не в самом разделении, а в условиях; каждая мечеть решает вопрос об условиях молитвы для женщин по-своему, и, к сожалению, нехватка денег или места чаще всего отражается на женщинах. Но, повторю, дело не в раздельном богослужении, и его отмена не решит проблему плохих условий для молитв женщин.
Раздельная учеба
Второй вид разделения – это разделение во время учебного процесса. И этом отношении у меня твердая позиция. Мусульманам в немусульманских странах может быть довольно сложно учиться исламу, и разделение часто создает проблемы, когда доступ к учителю и к информации имеют только мужчины (или только женщины).
Поэтому, организация обучения требует особого внимания к тому, чтобы и у мужчин, и у женщин были одинаковые возможности доступа к учебным материалам и преподавателю. В противном случае, в процессе изучения ислама одна группа будет ущемлена (обычно это женщины, хотя и не всегда).
Таким образом, учебные заведения, следуя принципу раздельного обучения мужчин и женщин, должны позаботиться о равноправии. Если одна группа (то есть женщины) всегда сидит позади, то, скорее всего, ей хуже видно и слышно, она реже задает вопросы. Еще хуже, когда женщины сидят в отдельном помещении с аудиоустройством, и самое худшее – если женщинам вообще не позволяют ходить на занятия.
Если последнее имеет место в общине, женщины должны объединиться и своей численностью показать, что существующее положение дел их не устраивает, а также предложить способ его изменить. Если без радикализма и оскорблений предоставить женщинам место для занятий, установить аудио- и видеоаппаратуру, то ситуация постепенно улучшится.
Раздельный досуг
Еще одна область, когда женщинам следует находиться отдельно от мужчин – это досуг и общественные мероприятия. На самом деле, именно этот вид разделения беспокоил меня больше всего, так как я воспитывалась по-другому.
В американской культуре считается нормальным, когда мужчины и женщины общаются на мероприятиях на равных. До того, как выйти замуж, я не видела в этом никакой проблемы. Но оглядываясь на мое девичество, понимаю, как быстро вспыхивает романтическая увлеченность между двумя людьми. Вежливое общение единомышленников легко выходит за границы обычного дружеского разговора.
Я также не думаю, что хиджаб (женская одежда, закрывающая все тело, кроме лица и кистей рук) сам по себе может предотвратить нескромные занятия и разговоры. Достаточно ненадолго надеть его самой или пообщаться с другими женщинами, которые его носят, чтобы опровергнуть это заблуждение.
Женщина в хиджабе может испытать эмоциональное влечение, как и любая другая. Хиджаб – это действительно защита, но только один ее слой, напоминающий женщине о скромности, а мужчине о том, что вне брака она ему не разрешена.
Более существенный барьер – это внутренняя скромность обеих сторон, которая заставляет их быть богобоязненными, общаясь друг с другом. Но внутренняя скромность не станет единственной преградой, отделяющей людей от опасностей социального взаимодействия полов, если провести еще одну черту. Эта последняя черта – разделение мужчин и женщин.
Что мне нравится в собраниях мусульман сейчас, когда я замужем, это то, что не попадаю в ситуации, когда вежливость требует общения с мужчинами – мужчинами, с которыми у меня нет никаких других причин для бесед. А избегая таких ситуаций, я избегаю любого намеренного или случайного флирта. На самом деле, разделение оберегает мужчин и женщин от бедственного сценария.
Никто не утверждает, что двое незнакомых людей после короткого разговора за ужином немедленно бросятся в объятия друг друга, позабыв о женах и мужьях. Но красота ислама в том, что мужчина и женщина, которые поступают так, как велит ислам, защищены от того, чтобы даже близко подойти к чему-то похожему на предосудительное поведение. А что плохого в том, чтобы просто поболтать? Болтовня может легко перерасти во флирт, а затем увлеченность. А принцип разделения полов говорит нам: «Даже не подходи».
Есть бесчисленное множество ситуаций, когда мужчины и женщины должны взаимодействовать друг с другом – и им следует это делать, находясь в строго профессиональных рамках и не выходя за границы внутренней стыдливости.
Женщина также должна позаботиться о том, чтобы ее тело было соответствующим образом прикрыто. Так или иначе, полностью исключить взаимодействие мужчин и женщин невозможно – все, что я хочу сказать, это то, что исключительно в целях досуга мужчинам и женщинам совершенно нет необходимости общаться.
Хотя, знакомясь с исламским принципом разделения полов, американцы сначала испытывают культурный шок, очевидно, что преимущества перевешивают любые кажущиеся недостатки такой манеры поведения.
Через несколько месяцев чисто женского общения я не вовсе не чувствую себя лишенной общества, и чем больше я об этом думаю, тем больше мне нравится, что не болтаю с друзьями мужа, и еще больше – что он не болтает с их женами.
Итак, хотя в том, что касается социального общения (плюс богослужения) принцип разделения полов кажется чуждым американской культуре, я считаю, что ислам ведет нас лучшим и более здоровым путем.
Конечно, разделение должно быть справедливым, нельзя ущемлять одну сторону (крошечное пространство, меньше еды и тому подобное), если другая будет пользоваться всем сполна. Но если обеим сторонам одинаково удобно, то такое разделение мне подходит.
Об отношении мужчины к женщине в исламе
Брак относится к числу важнейших связей, утверждённых исламом.
Брак относится к числу важнейших связей, которые ислам одобряет и поощряет и которые относит к суннам посланников.
Ислам уделяет большое внимание разъяснению норм и этических предписаний, касающихся брака, а также прав супругов, что помогает обеспечить этой связи продолжительность и постоянство и создавать успешные семьи, в которых дети растут в спокойной, благоприятной для психики атмосфере.
Ислам назвал условия, которые непременно должны соблюдаться, чтобы брак считался законным.
Требования ислама к будущей жене
- Женщина должна быть мусульманкой или принадлежать к людям Писания (то есть иудеям или христианам) и верить в свою религию. Однако ислам побуждает нас выбирать мусульманок, соблюдающих предписания своей религии, потому что именно ей предстоит стать матерью твоих детей и воспитывать их, и твоей помощницей в благих делах, праведности и благочестии. Как сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Старайся же заполучить обладательницу религии, да покроются пылью руки твои!» (Бухари, 4802; Муслим, 1466).
- Женщина должна быть целомудренной. Запрещается жениться на женщине, о которой известно, что она занимается блудом и прелюбодействует. Как сказал Всевышний: «А также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас» (5:5).
- Женщину не должно связывать с данным мужчиной родство категории махрам, запрещающее им вступать в брак до конца жизни, о чём говорилось выше. Также мужчине запрещается жениться одновременно на женщине и на её сестре или на её тётке со стороны отца или матери.
Требования ислама к будущему мужу:
Муж должен быть мусульманином. Мусульманке запрещается выходить замуж за немусульманина, какую бы религию он ни исповедовал, и неважно, принадлежит он к числу людей Писания или нет. Мужчина должен обладать двумя качествами:
- Религиозность (праведность)
- Благонравие
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если пришёл к вам тот, чьей религией и нравом вы довольны, выдавайте за него (женщину)» (Тирмизи, 1084; Ибн Маджа 1967).
Права мужа и жены
Аллах наделил мужа и жену правами и обязанностями и побуждает их ко всему, что способно улучшить их взаимоотношения и сохранить их связь. Ответственность возложена на обоих, и супруги не должны требовать друг от друга непосильного. Как сказал Всевышний Аллах: «Согласно установленному порядку, жёны имеют такие же права, как и обязанности» (2:228). И необходимы снисходительность и отдача, чтобы жизнь текла своим чередом и продолжалось достойное существование семьи.
Права жены
- Содержание и жильё
Мужчина обязан содержать жену и детей согласно обычаю.
- Муж обязан содержать жену, обеспечивая её едой, питьём, одеждой и прочими необходимыми вещами, а также подходящим жильём, чтобы она жила там. Это обязанность мужа даже в том случае, когда женщина богата.
- Размер содержания. Содержание определяется обычаем и зависит от дохода мужа. Не должно быть ни скупости, ни расточительства. Как сказал Всевышний: «Пусть обладающий достатком расходует согласно своему достатку. А тот, кто стеснён в средствах, пусть расходует из того, чем его одарил Аллах» (65:7).
- Это содержание не должно сопровождаться попрёками и унижением, а, как и описал его Всевышний Аллах, осуществлять «по-хорошему», «благим образом». Это не одолжение, которое делается ей, а её законное право, которое муж обязан соблюдать наилучшим образом.
- За расходы на содержание жены и остальных членов семьи в исламе полагается великая награда. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если мусульманин расходует на свою семью с надеждой на награду от Аллаха, это запишется ему как поданная милостыня» (Бухари, 5036; Муслим, 1002). И Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Что бы ты ни израсходовал из стремления к Лику Аллаха, ты непременно будешь вознаграждён за это, даже за кусок пищи, который положишь ты в рот жены своей» (Бухари, 56; Муслим, 1628). А кто отказывается содержать тех, кого должен содержать, или нерадив в этом, тот совершает тяжкий грех. Как сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Достаточно греха совершает тот, кто бросает на произвол судьбы тех, кто находится на его содержании» (Абу Дауд, 1692).
- Хорошее обращение
Под хорошим обращением подразумевается благонравие, ласковое отношение, мягкие слова и снисходительное и великодушное отношение к проступкам и ошибкам, которые допускает любой человек. Как сказал Всевышний: «Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чём Аллах заложил много добра» (4:19).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Самой совершенной верой обладает самый благонравный из верующих, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относятся к свои женщинам» (Тирмизи, 1162).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Самой совершенной верой обладает самый благонравный из верующих и самый добрый к своей семье» (Тирмизи, 2612; Ахмад, 24677).
И Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшим из вас является тот, кто лучше всех относится к своей семье, а я отношусь к своей семье лучше вас всех» (Тирмизи, 3895).
Один из сподвижников спросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «О Посланник Аллаха, каково право женщины в отношении мужа?» Он ответил: «Ты должен кормить её, когда ешь сам, одевать её, когда одеваешься сам, не бить её по лицу и не оскорблять, и если и покидать её на ложе, то только оставаясь в том же доме» (Абу Дауд, 2142).
- Подлаживание и выдержка
Необходимо учитывать, что женская природа отличается от мужской, и стараться смотреть на жизнь со всех сторон. Нет человека, который никогда не ошибался, и мы должны проявлять терпение и смотреть на жизнь позитивно. Всевышний Аллах обращает внимание супругов на позитивные стороны семейной жизни. Он сказал: «Не забывайте о снисходительности по отношению друг к другу» (2:237).
И Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Верующий не должен ненавидеть верующую. Если ему не нравится какое-нибудь её качество, то он непременно останется доволен другим» (Муслим, 1469).
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) подтвердил необходимость заботиться о женщинах и хорошо обращаться с ними, обратив внимание мужчин на то, что женская природа и психика женщины отличается от мужской, и что это отличие позволяет мужчине и женщине дополнять друг друга, создавая семью. И эти различия не должны становиться причиной конфликтов и развода. Как сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Обращайтесь с женщинами хорошо. Поистине, женщина была создана из ребра, и она никогда и никоим образом не станет для тебя прямой, а поэтому, если ты желаешь наслаждаться ею, наслаждайся, невзирая на её кривизну, а если будешь пытаться выпрямить её, то сломаешь, сломать же её — значит развестись с ней» (Бухари, 3153; Муслим, 1468).
- Супружеское ложе
Мужчина обязан проводить у своей жены хотя бы одну ночь из четырёх, и он должен делить ночи по справедливости между своими жёнами, если у него их несколько.
- Защита женщины, потому что она — твоя честь и репутация
Когда мужчина женится на женщине, она становится его честью, и он обязан защищать эту честь, даже если это приведёт к его убийству, поскольку Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто погиб, защищая свою семью, тот мученик» (Тирмизи, 1421; Абу Дауд, 4772).
- Не раскрывать тайны жены
Если мужчина говорит о жене, ему запрещается рассказывать другим людям об интимных подробностях и личных отношениях. Как сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, в числе наихудших людей пред Аллахом в Судный день окажется человек, который открывается жене своей, и она открывается ему, а потом он разглашает её тайны» (Муслим, 1437).
- Запрещается поступать с женщиной жестоко и обращаться с ней грубо
Ислам установил несколько правил, в соответствии с которыми должны улаживаться семейные конфликты. В их числе:
- Для исправления ошибок нужно использовать диалог, совет и увещевание.
- Мужчине разрешается прекратить общение с женой не более чем на три дня, а также покинуть её на супружеском ложе, оставаясь в том же доме.
- Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) никогда не бил ни женщину, ни раба, (и вообще никого), кроме тех случаев, когда ему приходилось сражаться на пути Аллаха». (Муслим, 2328).
- Обучение и наставления
Мужчина должен побуждать жену к благому и удерживать от порицаемого, и стараться привести её к блаженству Рая и уберечь её от Огня, облегчая исполнение велений Аллаха и побуждая к их исполнению, а также отдаляя её от запретного и отвращая от него. А женщина, в свою очередь, должна прислушиваться к советам и наставлениям мужа, поскольку в них заключено благо, и давать его детям достойное воспитание. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня» (66:6).
А Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «И мужчина — пастырь для своей семьи, и он несёт ответственность за свою паству…» (Бухари, 853; Муслим, 1829).
- Соблюдение условий, поставленных женой
Мужчина обязан соблюдать поставленные женой условия, зафиксированные в брачном договоре.
Если при заключении брака женщина поставила дозволенные условия, например, особый вид жилья или условие относительно обеспечения, и мужчина согласился на эти условия, он обязан соблюдать их, поскольку они принадлежат к числу тех условий, которые обязательны для исполнения. Потому что брачный договор относится к числу важнейших договоров. Как сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Больше всего заслуживают соблюдения те условия, посредством которых вы делаете дозволенными для себя лона» (Бухари, 4856; Муслим, 1418).
Права мужа
- Покорность в том, что не противоречит Шариату
Аллах сделал мужчину попечителем женщины, в том смысле, что он несёт ответственность за неё и обязан направлять её и заботиться о ней, подобно тому как пастырь заботится о своей пастве. Причиной такого положения дел являются особенности, которыми Аллах наделил мужчину, и имущественные обязанности, которые Он возложил на него. Всевышний Аллах сказал: «Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества» (4:34).
- Наслаждение
Жена обязана предоставить мужу возможность наслаждаться ею и вступать в близость с ней, причём желательно, чтобы она украшала себя и готовилась к этому. Если жена отказывает мужу в этом праве, то она совершает запретное и ей записывается тяжкий грех, за исключением тех случаев, когда у неё есть уважительная причина — менструация, обязательный пост, болезнь и так далее.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если мужчина позовёт свою жену на ложе, а она откажется, и он проведёт ночь, гневаясь на неё, то ангелы будут проклинать её до самого утра» (Бухари, 3065; Муслим, 1436).
- Жена не должна пускать в дом тех, кого муж не желает видеть в своём доме
Мужчина имеет право на то, чтобы его жена не впускала в дом никого из тех, кого он не желает видеть в своём жилище.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не разрешается женщине поститься в присутствии своего мужа без его позволения, и не разрешается ей пускать в его дом кого бы то ни было без его позволения» (Бухари, 4899).
- Жена не должна выходить из дома без разрешения мужа
Муж имеет право на то, чтоб жена не выходила из дома без его разрешения, будь то разрешение на конкретный выход с конкретной целью или общее разрешение выходить из дома по работе или для приобретения необходимого и так далее.
- Забота о муже
Жене желательно прислуживать мужу в обычном, то есть готовить для него пищу и вести домашнее хозяйство.
Источник https://vhijabe.ru/islam/razdelenie-polov-v-islame-chto-ono-znachit/
Источник https://newmuslimguide.com/ru/your-family/251
Источник
Источник