Блог радиолюбителя: принципиальные схемы, радиоэлектронные самоделки

Блог радиолюбителя: принципиальные схемы, радиоэлектронные самоделки

Принципиальная схема микрофонного усилителя. Устройство собрано на двух канальном операционным усилителе TLO82

Схема мощного тиристорного регулятора напряжения

Принципиальная схема регулятора напряжения собранного на двух тринистерах и двух динисторах.

С помощью этого устройства можно регулировать напряжения от несколько десятков вольт до 220 В, при активной нагрузке.

Тринисторы VS1 и VS2 подключены параллельно между собой, на встречу друг к другу и последовательно к нагрузке. При включении тринисторы закрыты, через R5 происходит зарядка конденсаторов C1, C2. Конденсаторы C1, C2 и переменный резистор R5 образуют фазосдвигающую цепочку.

Динисторы VS3 и VS4 образуют импульсы, с помощью которых происходит управление тринисторами.

В тот момент когда конденсаторы зарядятся напряжением равным напряжению открытия динистора, произойдет скачок напряжения который включит тринистор и через нагрузку потечет ток. В начале отрицательного полупериода напряжения сети, происходит отключение данного тринистора и происходит новый цикл зарядки конденсаторов, но уже в обратной полярности. Происходит открытие другого тринистера и динистора.

Используемые детали

  • R1, R2, R3, R4 — 51 Ом
  • R5 — 270 кОм
  • VS1 — КУ202Н
  • VS2 — КУ202Н
  • VS3 — КН102А
  • VS4 — КН102Н
  • C1 — 0,25 мкФ
  • C2 — 0,25 мкФ

Установив VS1 и VS2 на радиаторы, можно увеличить нагрузку до 1,5 кВт.

Конденсаторы необходимо использовать рассчитанные на напряжение не менее 300 В.

В схеме можно использовать динисторы КН102Б но при этом нужно уменьшить емкость конденсаторов до 0,2 мкФ или КН102В — ёмкость уменьшить до 0,15 мкФ. Переменный резистор типа СП2-2-1

среда, 31 марта 2021 г.

Микрофонный усилитель на двух транзисторах

Принципиальная схема усилителя для микрофона.

Простая схема подходит для новичков радиолюбителей.

Данная схема собрана на двух высокочастотных транзисторах разной проводимости. Транзисторы подключены в схеме общий эмиттер — общий эмиттер. При снижении напряжения питания усилитель продолжает стабильно работать, благодаря сочетанию транзисторов разной структуры.

Транзисторы можно заменить на аналоги — КТ3102, КТ3107 или можно использовать зарубежные аналоги например VT1 можно заменить BC307, BC308.

Коэффициент усиления данного микрофонного усилителя будет не менее 200 в полосе частот от 50Гц до 20 кГц.

четверг, 25 марта 2021 г.

При повороте ключа зажигания ничего не происходит.

автомобиль zaz sens

Столкнулся с такой проблемой — автомобиль «zaz sens» перестал заводиться. Вставляю ключ зажигания, поворачиваю до первого щелчка вроде все как обычно, начинает качать бензонасос. Насос перестает качать, я поворачиваю ключ зажигания, чтобы завести автомобиль и в этот момент все гаснет и ничего не происходит, как будто автомобиль выключается. При этом приборная панель, габаритные огни и даже аварийка не моргает и ничего не работает. Если включить свет в салоне, то он светит очень тускло, едва заметно. При следующих попытках завести, уже и бензонасос не качает. Если подождать пару часов, то повторяется та же ситуация, качает насос при попытке запустить стартер — все отключается и тишина.

Как я решил данную проблему.

Первое на что я подумал, это плохой контакт на массе. Я взял провод и подсоединил минус от аккумулятора напрямую к кузову, при этом клеммы не отсоединял. Попробовал завести ничего не изменилось.

стрелкой показано где находится масса автомобиль zaz sens

Второе что я сделал — это проверил все предохранители, они все оказались исправные.

На следующей день я решил зарядить аккумулятор, снял клеммы и поставил на зарядку. Полностью зарядил, не помогло.

Решил почистить клеммы, стал опять откручивать и случайно заметил что гайка на плюсовой клемме аккумулятора — очень слабо закручена, к которой присоединяется тонкий провод идущий от блока управления. Я открутил, все почистил и закрутил потуже. И все завелось, как обычно, даже ещё лучше.

Вам будет интересно  Общие сведения и принципиальная схема электрооборудования автомобиля

При повороте ключа зажигания ничего не происходит

Надеюсь данная информация кому-нибудь пригодится. Всем удачи!

суббота, 19 декабря 2020 г.

Программы для разводки печатных плат

на картинке изображено 4 программы для радиолюбителей. с помощью которых выполняется трассировка платы

Sprint-Layout

easyeda

ZenitPCB

DesignSpark PCB

понедельник, 2 ноября 2020 г.

Детектор скрытой проводки схема

изображена схема искателя скрытой проводки на трех транзисторах

У всех бывает такая ситуация, когда нужно пробурить отверстие в стене, например повесить картину. Чтобы не повредить провод, проходящий в стене, нужно при себе иметь детектор проводки. Схема данного устройства простая и подходит для новичков радиолюбителей.

Принцип работы данного устройства заключается в том что вокруг любого проводника под напряжением, образуется электрическое поле которое и улавливает детектор.

Схема состоит из двух биполярных транзисторов Q1, Q3, которые образуют мультивибратор и на полевом Q2, выполняющий функцию электронного ключа.

Если кнопка SB1 нажата, а электрического поля в зоне действия антенного щупа WA1 нет, то Q2 открыт и мультивибратор не работает, светодиод LH1 не горит. Когда около щупа WA1 появляется электрическое поле, транзистор Q2 закроется, шунтирование базовой цепи транзистора Q3 прекратится и мультивибратор начнет работать, а светодиод будет светиться. Антенный щуп должен быть от 50мм до 100мм. Если чувствительность слишком большая, то длину антенны следует укоротить.

Данным детектором можно искать неисправную свечу зажигания в автомобиле или найти обрыв провода сетевого удлинителя. Подключив к розетке удлинитель, нужно вести детектором вдоль провода, где светодиод погаснет там и будет обрыв. Все очень просто, где светодиод не светится — там нет электричества.

Как прочесть электросхему автомобиля

Каждый автовладелец должен знать, как правильно расшифровываются условные обозначения, присутствующие в электрических схемах авто. Ведь на практике неисправность в работе электрооборудования может настигнуть водителя в любой момент, даже на дороге. Поэтому важно разобраться в этом вопросе, чтобы при необходимости суметь устранить неисправность самостоятельно.

Что такое электрическая схема?

Электрическая схема представляет собой графическое (на бумаге) изображение специальных символов и пиктограмм, которые имеют параллельное или последовательное соединение. Схема никогда не показывает действительное изображение совокупности предметов, а лишь показывает их связь между собой. Таким образом, если знать, как правильно читать схемы, можно разобраться в принципе действия того или иного устройства или системы устройств.

Практически на всех электрических схемах располагаются следующие предметы:

  • Источник питания. Таковым является аккумуляторная батарея или генератор.
  • Проводники – провода, с помощью которых осуществляется передача электрической энергии по цепи.
  • Аппаратура управления – это устройства, предназначенные для замыкания или размыкания электрической цепи, которые могут присутствовать или отсутствовать в схеме.
  • Потребители электрической энергии – это все приборы или устройства, которые осуществляют преобразование электрического тока в другой вид энергии. Например, прикуриватель преобразует электрический ток в тепловую энергию.

Графические обозначения в электрических схемах

Графические обозначения применяются чаще, чем буквенные. Они используются в быту, основаны на ГОСТ 2.702-2011. Все символы изображены простыми геометрическими фигурами, которые представлены в виде окружностей, а также линий и треугольников.

Благодаря большому количеству элементов любой специалист в области инжиниринга может создавать схемы различного назначения. При изображении символов необходимо учитывать размеры элементов, толщину линий. В отличие от буквенных графические можно найти как на принципиальной, так и на монтажной, структурной, а также объединенной схеме.


Графические обозначения основных элементов в электропроводке жилых помещений


Условные обозначения в электрических схемах автомобилей


Обозначения символов систем измерения, релейной аппаратуры

Графические обозначения полупроводников

Для чего нужно уметь читать электрические схемы?

Такие знания не нужны были владельцам первых автомобилей. Дело в том, что их электрооборудование было ограниченным, что позволяло легко запомнить связь элементов цепи и выучить все провода наизусть. Другое дело современные автомобили, где монтируется большое количество электротехнических устройств и приборов. Вот тут электрическая схема понадобится в обязательном порядке.

Умение читать схему может понадобиться вам при эксплуатации любого автомобиля. Это поможет вам легко найти и устранить мелкие неисправности связанные с отказом того или иного электрического прибора. Ведь диагностика неисправностей и затем последующий ремонт могут обойтись в довольно немалую сумму. Почему бы не сделать это самостоятельно?

Вам будет интересно  Учебник по устройству автомобиля ( устройство автомобиля )

В другом случае, знание схемы поможет вам при подключении новых электрических приборов. Многим водителям схема помогает осуществить монтаж сигнализации, автозапуска и многих других устройств, где подключение к бортовой сети автомобиля является обязательным.

Многие водители затрудняются с подключением цепи прицепа к электрической сети автомобиля. Знание элементов схемы поможет вам быстро найти неисправность и произвести ее оперативное устранение.

Читать электросхему будет просто

Когда Вам предстоит заглянуть внутрь Вашего ‘заболевшего’ автомобиля, не включающегося телевизора, плеера или найти место возможной неисправности домашней электропроводки, Ваши мысли направляют Ваши действия на поиск схемы, изображающей принцип работы или действия устройства или агрегата.

Хорошо, когда есть принципиальная электрическая схема и хоть малейший опыт в её чтении. А как быть тому, кто не имеет даже представления об этом? Приходиться ломать голову над решением проблемы или обращаться к знатокам и к специалистам.

Электричество на схеме

Наука говорит, что электрический ток — это упорядоченное движение электрических зарядов. Электрический заряд одного электрона ничтожно мал, но если бо́льшее количество электронов заставить двигаться внутри тела в одну сторону, получится то, что мы называем электрическим током.

Что бы доставить заряд энергии в определённую точку, применяются проводники — такие материалы, которые способны передать электричество к потребляющему объекту без потерь и внутренних помех.

Пешеход пользуется дорогой, для перемещения по воде пользуются лодкой, птица летает по воздуху, вода в кран подаётся по трубам, а наши электроприборы получают электричество по электрическим проводникам. Эти примеры показывают, что для перемещения определённого элемента существует и определённый путь.

В сборках электроустройств используются металлические проводники: монтажные шины, провода, проводники на печатном монтаже сборных конструкций. Между проводниками находятся соединения. Это сварные(сюда входит спаивание или сварка проводников) и контактные, которые могут коммутироваться механизмом, смыкающим или размыкающим между собой проводники, электронным коммутатором или быть связанными между собой болтовым соединением.

Совокупность всех элементов устройства с соединяющими их проводниками можно изобразить графически в виде условных значков, символов, обозначений и линий.

Графические электрические схемы делятся на принципиальные, структурные и функциональные.

Структурная электросхема — отображает основные функциональные части изделия (группы, элементы и устройства). Рядом на карте схемы в таблице указываются расшифровки состава электросхемы с указанием их обозначений. Могут размещаться диаграммы, формы величины импульсов, формулы математической зависимости.

Соединения указываются стрелками, указывающие направление действующих величин тока или обработки сигнала. Элементы схемы обозначаются кубиками или цифрами.

Функциональная электросхема — отображает только функциональные части изделия и электрической связи между ними или самого изделия в целом. Элементы обозначаются условными обозначениями либо прямоугольниками, обозначенными внутри своей позицией в группе, узле или изделия.

Принципиальная электрическая схема — отображает полностью все электрические соединения блоков, модулей, дополнительных устройств и принцип их взаимодействия в общей схеме главного, основного устройства (телевизор, автомобиль, квартира, станки, компьютер) или механизма. Такая схема является основной и главной для изделия.

И совсем не факт, что здесь выложена точная формулировка видов электросхем, главное, получить начальный опыт в чтении электросхем.

Что бы иметь возможность читать все типы, нам необходимо ознакомиться с обозначениями, используемые в схемах.

Учимся читать электросхемы

Любая причина неработающего электроустройства — это лишний контакт или его отсутствие.

Проводники в электросхемах имеют вид линии, соединяющей определённый элемент. Соединение элементов между собой проводниками называется электрической цепью или участком цепи, входящим в единую общую схему. В замкнутой электрической цепи всегда течёт электрический ток. В разомкнутой — электрический ток не течёт, то есть устройство не работает.

Изображение проводников на принципиальных схемах всегда одинаково. Разница может быть в обозначении цепей, участвующих в обработке сигнала, размещением указателей на них или цветовой маркировкой. Отличие лишь составляет линейная схема, на которой одной линией может указываться целая группы проводников, задействованных в одной функции и изображается жирной или цветной линией.

Когда схема в себе содержит большое количество элементов, проводники не изображаются полностью, а отрезками и разрывами, с указанием места подключения или соединения, имеющими символьные обозначения точки подключаемого участка, модуля , блока или элемента.

Вам будет интересно  Что такое CAN-шина в автомобиле (устройство и схема подключения)

Соединения проводников в принципиальных электрических схемах изображаются точкой или разомкнутой(сомкнутой) линией на коммутирующем устройстве.

Обозначения на электрической схеме будут для Вас легкочитаемы, когда встречаемые знаки и символы в ней будут представлять Вам всю функциональность электрического прибора, аппарата или узла.

[Всего: 2 В среднем: 3]

Условные обозначения на электросхемах авто

Условные обозначения электрических схем не представляют собой ничего сложного. Чтобы понять их, необходимо иметь минимальное представление о действии электрического тока.

Как известно, ток – это упорядоченное движение заряженных частиц по проводникам электрического тока. В роли проводников выступают разноцветные провода, которые обозначаются в схеме в виде прямых линий. Цвет линий должен в обязательном порядке соответствовать цвету проводов в действительности. Именно это и помогает разобраться водителю с толстыми жгутами проводов и не запутаться.

Различные контактные соединения обозначаются при помощи специальных цифр, которые есть как на схеме, так и в местах соединения. Как правило, такими цифрами в обязательном порядке обладают реле, имеющие множество контактных выводов. Элементы электрической цепи на схеме подписываются при помощи цифр. Внизу схемы или в виде отдельной таблицы отображается специальная расшифровка этих чисел, которая отображает название элемента цепи.

Подытожим. Читать электрические схемы – это достаточно легкое занятие. Главное правильно взаимодействовать с условными обозначениями и уметь понимать симптомы неисправности, чтобы своевременно и правильно определить род и место неисправности на схеме.

Изучение электросхем автомобилей

Минимального понятия о действии электрического тока достаточно для того, чтобы разобраться, как устроена электрическая цепь в автомобиле, на даче или производстве. В книге по ремонту авто обычно обозначения прописаны после главной схемы, там же есть цифровые сноски для удобства и быстрого ориентира.

При изучении схемы необходимо иметь мультиметр.

Он должен измерять такие величины, как:

  • напряжение;
  • ток;
  • сопротивление.

На каждом датчике машины при работе должны быть определенные параметры, если они не совпадают, электрооборудование будет работать некорректно.

Электронная схема состоит из:

  • источника питания — это может быть АКБ или генератор — начинать читать схему нужно от них;
  • электрические цепи, производящие передачу тока;
  • приборы управления, выполняющие замыкание проводки или ее размыкание;
  • потребители электротока.

К аппаратуре управления относятся:

  • релейный механизм;
  • переключатели;
  • концевые элементы;
  • замок зажигания.

Основными потребителями электрической энергии в машине является:

  • осветительная сеть;
  • обогрев (сидений, стекол, зеркал);
  • приборная панель;
  • система безопасности автомобиля.

Образец чтения схемы своими руками, если не заводится автомобиль:

  1. По схеме определяем цвет и маркировку проводников по системе зажигания.
  2. Ставим ключ зажигания во включенное положение и замеряем мультиметром значение напряжения на блоке зажигания. Если напряжение есть — неисправен сам блок управления, когда значение на приборе 0, то причина в подходящем проводе.

После устранения причин необходимо выполнить повторные измерения.

Что следует учитывать?

На схеме, прилагающейся к автомобилю, цветовое обозначение проводов обычно совпадает с цветом электроцепей машины.

При расшифровке схемы нужно учитывать некоторые моменты:

  1. Проводник может иметь один или два цвета (быть основным или дополнительным). Основные цвета черный «-» и красный «+». На дополнительных наносятся поперечные или продольные штрихи.
  2. Когда два или более кабелей размещены на одном жгуте и имеют одинаковую маркировку, это означает, что у них гальваническое соединение.
  3. Если проводник входит в жгут, он должен иметь небольшой наклон в сторону, где он находится.
  4. Провода с черным цветом предназначены для соединения с массой.
  5. На электроцепях есть обозначения, благодаря которым определяется место подключения к приборам.
  6. Номера на механизмах должны соответствовать цифрам в схеме.
  7. Числа, указанные в кружках, означают соединение кабеля с «минусом». Сочетание цифр и букв должно соответствовать разъемным соединениям.

На видео показаны графические буквенные обозначения. Снято каналом chipdip.

Советы для начинающих

Главное правило — это соблюдение техники безопасности. При работе с приборами измерений необходимо заранее учитывать измеряемый предел, производя замеры значений, не замыкая щупы прибора.

Что такое электросхемы?

Электросхемы – это обыкновенное графическое изображение, на котором показаны пиктограммы разных элементов, расположенных в определенном порядке в цепи и связанных между собой последовательно или параллельно. При этом такие чертежи не отображают реальное расположение данных элементов, а только указывают их связь между собой. Таким образом, человек, разбирающийся в них, с одного взгляда может определить принцип работы электроприбора.

В схемах всегда изображаются три группы элементов: источники питания, вырабатывающие ток, устройства, отвечающие за преобразование энергии, и узлы, которые передают ток, в их роли выступают разные проводники. В роли источника питания могут выступать гальванические элементы с очень маленьким внутренним сопротивлением. А за преобразование энергии часто отвечают электродвигатели. Все объекты, из которых и состоят схемы, имеют свои условные обозначения.

Источник https://www.zvix.ru/

Источник https://pridesaratov.ru/dvigateli/chtenie-elektroshem-avtomobilya.html

Источник

Источник

Author: mag

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *