Регулярное техническое обслуживание автомобиля спасет от огромных трат в случае поломки

Содержание

Регулярное техническое обслуживание автомобиля спасет от огромных трат в случае поломки

Профилактическое обслуживание автомобиля: важно знать.

Все мы знаем, что автомобиль – сложное техническое устройство, которое нуждается в постоянном техническом обслуживании, диагностике и бла-бла-бла. Да, именно так обычно думают многие автовладельцы, считая, что эти правила придуманы автопроизводителями, чтобы кормить свои официальные дилерские технические центры. Конечно, владение автомобилем всегда влетает владельцем в немалую копеечку. Естественно, у многих из нас есть соблазн игнорировать определенные виды технического обслуживания. Ведь это экономит наши деньги.

Ну а уж если автомобиль продолжает радовать без обязательного ТО, то сам бог велел. Но, увы, действительность такова, что ни один автомобиль не сможет прослужить вам максимально долго без должного профилактического обслуживания. Так что экономия на техническом обслуживании чаще плохая идея. Но не так все просто. Давайте проясним это и дадим вам несколько советов, которые вы сможете применять к любому транспортному средству.

Любой, кто когда-либо сталкивался с большим техническим обслуживанием или крупной поломкой и потратил кучу денег на ремонт своего автомобиля, скажет вам: не игнорируйте ни в коем случае техническое обслуживание своей машины. Ведь такие обязательные работы, как замена масла, проверка давления в шинах и проведение плановых технических осмотров, а также выполнение плановых работ, похожи на регулярные осмотры у врача.

Профилактические осмотры у врача помогают сохранять ваше здоровье и дают вам и медикам шанс своевременно заподозрить и обнаружить какое-то заболевание на раннем этапе, прежде чем это может стать для вас серьезной проблемой. С вашей машиной то же самое. Регулярный профилактический осмотр может спасти вас от огромных трат из-за неожиданных крупных поломок.

Сначала прочитайте инструкцию по эксплуатации

Обязательно обращайте внимание на руководство к вашему автомобилю. Независимо от вида транспортного средства, которым вы владеете, в руководстве к машине или в сервисной книжке (при отсутствии найдите книги в Интернете) есть график технического обслуживания. Благодаря этому графику вы никогда не попадете на мифы о старых автомобилях типа «Вам следует менять масло каждые 5000 км» (если, конечно, в вашем руководстве не сказано, что вы должны, но, скорее всего, это не так).

Из руководства к машине или из сервисной книжки вы узнаете, когда на самом деле производитель вашей машины рекомендует менять масло в двигателе (межсервисный интервал замены масла может сильно различаться в зависимости от типа автомобиля), фильтры, приводные ремни или цепи ГРМ и многое другое.

Вы даже узнаете, заправляете ли вы правильный бензин в своем автомобиле или, что более важно, используете ли вы правильный вид моторного масла.

В общем, вы узнаете много хороших вещей, о которых нужно иметь представление, поскольку вы, вероятно, вложив в свою подержанную машину немало средств, изменений, доработок и т. п., хотите, чтобы она прослужила вам как можно дольше.

Кто-то скажет: зачем эти книжки, сервисные бредни и т. п.? Ведь немало людей считают, что в них написаны вещи, которые придуманы для выкачивания с автовладельцев денег, а также для того, чтобы автомобиль как можно скорее оказался на свалке. Тем не менее даже сторонники теории заговоров автопроизводителей должны знать, что руководство к машине – крайне полезная вещь. Вы ведь не запускаете сложную технику или новый крупный бытовой прибор, не проверив руководство, чтобы как минимум убедиться в том, что вы все правильно делаете?

Большинство автолюбителей, к счастью, уже знают, насколько важно, прежде чем начать пользоваться транспортным средством, внимательно и не раз ознакомиться с руководством, поставляемым, как правило, вместе с машиной. Причем это понимают даже те автовладельцы, которые не считают себя заинтересованными в том, как работает их машина.

Например, если вы используете неправильное масло или заправляете автомобиль, в котором требуется топливо с более высоким октановым числом, низкооктановым бензином или диз. топливом, вы рискуете не только лишиться гарантии на машину (если она еще действует на вашем подержанном автомобиле), но и, что еще хуже, нанести машине ущерб, который будет дороже исправить, чем вы сэкономите на заливке низкооктанового топлива. Тут, как ни странно, идеально подходит известная поговорка: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи».

Профилактическое обслуживание: каждый автомобиль нуждается в нем

Когда мы рассказали о том, как можно сэкономить серьезные деньги на ремонте автомобилей, несколько человек в комментариях написали, что игнорирование технического обслуживания, вероятно, является одним из лучших способов сэкономить деньги, существенно снизив стоимость владения автомобилем (не сразу, а в долгосрочной перспективе). Но это ошибка. Дело в том, что небольшие траты сегодня на плановый профилактический осмотр машины избавят вас от более дорогостоящего ремонта в дальнейшем. Также часть осмотра вы можете сделать самостоятельно, что позволит сэкономить вам деньги.

Сделайте собственный осмотр автомобиля. Это просто, но периодически проверяйте свою машину, чтобы вы могли обнаружить что-то необычное. Убедитесь, что все огни освещения работают. Проверяйте давление в шинах каждый месяц или около того (и купите дешевый прибор для замера воздуха в шинах и держите его в бардачке). Это полезно для шин, поскольку увеличивает их пробег и экономит деньги на бензине, если вы вовремя обнаружите, что в шинах неправильное давление. Слушайте свой автомобиль.

Любые странные звуки, внутри и снаружи. Убедитесь, что шины не изношены и их протектор имеет соответствующую глубину (если индикаторы износа сравнялись с поверхностью шин, пришло время покупать новую резину). Вот как можно проверить степень износа шин вашего автомобиля. Если что-то необычное, не игнорируйте это.

Учитесь проверять жидкости в машине. Даже если вы не знаете, как заменить антифриз, жидкость гидроусилителя руля, моторное масло, тормозную жидкость или даже жидкость для стеклоочистителей (хотя, если серьезно, вы обязаны это уметь делать сами – не позволяйте кому-либо заливать жидкость для стеклоочистителей в вашем автомобиле), вам все-таки следует научиться проверять уровень всех жидкостей самостоятельно.

В большинстве случаев в машине есть датчики или щупы, которые вы можете вытащить, чтобы проверить текущие уровни по отметке, которая указывает на оптимальное значение жидкости. Даже если в руководстве по эксплуатации мало что сказано о проверке трансмиссионного масла или антифриза, не бойтесь открыть капот и посмотреть, сможете ли вы найти щуп или риску, чтобы проверить уровень жидкостей в вашей машине. Если у вас заканчивается какая-либо жидкость, добавьте ее (если можете). Самое главное – никогда не игнорируйте утечку жидкости. Вот как можно определить, что за жидкость стала источником утечки.

Проверьте и замените зубчатые и зубчатые ремни при необходимости. Многие люди скажут вам, что менять ремень ГРМ нужно каждые 95 000-100 000 км или около того, а приводные ремни – каждые 60 000-80 000 км. Не принимайте это за чистую монету. Это опасно. Опять же, руководство к автомобилю или сервисная книжка/техрегламент плановых технических работ предложит более реальные цифры для вашего типа транспортного средства.

Если вы не можете найти руководство, посмотрите информацию онлайн. Вы, вероятно, найдете актуальную рекомендацию для своего автомобиля. Также можете посмотреть какой-нибудь популярный автомобильный форум на тему, посвященную вашей марке и модели автомобиля, где участники форума делятся друг с другом полезной и важной информацией по эксплуатации автомобиля.

Используйте информацию из руководства к автомобилю, попросив вашего автомеханика осмотреть ремни, когда будет подходить конец их срока службы, чтобы заменить их в зависимости от пробега вашего автомобиля. Если они все еще в хорошей форме, не беспокойтесь, но если они изношены, замените их, прежде чем они оборвутся.

Если вы будете тянуть, эти ремни могут оборваться. Особенно опасен ремень ГРМ, который отвечает за слаженную работу клапанов, которые синхронизированы с ходом поршневой группы двигателя. Многие двигатели имеют такую конструкцию, что при обрыве ремня клапана могут встретиться с поршнями, что выведет силовой агрегат из строя. В этом случае вас ждет дорогостоящий ремонт по восстановлению двигателя. В некоторых случаях двигатель может даже не подлежать восстановлению. Так что лучше не экономьте на ремне ГРМ (или цепи). Лучше менять его почаще, чем рисковать ремонтом мотора.

Приводные же ремни, которые обычно питают водяную помпу, гидроусилитель, генератор, компрессор кондиционера, не представляют, как правило, опасности при обрыве. Тем не менее мы также не рекомендовали бы вам игнорировать износ приводных ремней, поскольку это чревато проблемами на дороге, которые, как всегда по закону подлости, могут возникнуть в самый неподходящий момент.

Например, если оборвется ремень, который питает генератор автомобиля, ваша машина потеряет электрообеспечение, а аккумулятор перестанет получать заряд. В итоге вы можете заглохнуть и больше не завести автомобиль.

Проверьте масло и регулярно меняйте его. Если у вашего автомобиля есть щуп для проверки цвета моторного масла и уровня масла или если ваша машина получила электронный щуп-датчик, вы должны знать, как это проверить. Зная разницу между чистым и грязным/мутным маслом, вы сможете сэкономить на массе ненужных замен смазывающей жидкости в двигателе.

Также это даст вам возможность определить, что не так с вашим двигателем (например, масло выглядит ужасно [оно грязное, черное и т. п.], хотя вы только что его заменили).

Трудно дать универсальную рекомендацию насчет того, как часто вы должны менять масло, но ответ, как мы уже упоминали, – в руководстве к автомобилю. Так что не следуйте тупо распространенному мифу о том, что масло необходимо менять каждые 5000-7000 км, – для большинства автомобилей интервал замены моторного масла в двигателе составляет, как правило, 10 000-15 000 км в зависимости от того, какой стиль вождения вы используете, в каких погодных условиях эксплуатируется машина, а также в зависимости от того, как часто вы ездите в городе. Также из руководства вы всегда узнаете, сколько именно требуется двигателю вашей машины.

Проверьте аккумулятор и почистите контакты (при необходимости). Большинство аккумуляторов в наши дни не требуют особого ухода, но вы должны знать, где он находится, и проверять его, чтобы убедиться, что он не протекает и на его контактах нет минеральных или других отложений. Если есть, очистите его с помощью щетки для очистки аккумулятора. Это обойдется вам в пару сотен рублей в любом магазине автозапчастей или гипермаркете. Купите щетку и держите ее в багажнике. Вот как вы должны следить за аккумулятором. Если вы будете правильно ухаживать за аккумулятором, вам никогда не нужно будет звонить кому-либо или ловить другой автомобиль для прикуривания вашей машины.

Вам будет интересно  Система управления автомобилем и двигателем

Замените стеклоочистители, когда они начнут оставлять полосы на лобовом стекле. Это может показаться глупым, но я знал нескольких людей, которые просто игнорировали износ дворников до тех пор, пока из строя не выходил весь механизм стеклоочистителя. Щетки стеклоочистителя дешевые, и их легко заменить самостоятельно. Не ждите, пока через лобовое стекло автомобиля можно будет едва что-то увидеть. Ваша видимость за рулем важна. Вы же не будете ждать, пока вы встретите окулиста, чтобы почистить свои очки, не так ли?

Помните, что плохие щетки стеклоочистителя оказывают негативное влияние на механизм стеклоочистителя, что сокращает его срок службы. Если вы не будете своевременно менять дворники, вы рискуете получить поломку их механизма.

Замените салонный воздушный фильтр. Замена воздушного фильтра в салоне, вероятно, одна из самых простых вещей, которые вы можете сделать, чтобы ваш автомобиль был комфортным. Большинство транспортных средств делают воздушный фильтр салона легкодоступным, и заменить его так же просто, как открыть коробку. Вы можете приобрести подходящий фильтр в любом магазине автозапчастей. Это может не иметь решающего значения для работы вашего автомобиля, но это легко, это делает поездку более приятной, и это операция по обслуживанию автомобиля, за которую вам никогда не придется платить кому-то еще. Согласитесь, приятно осознать, что вы не только сделали что-то сами, но и сэкономили деньги.

Замените воздушный фильтр двигателя. Добраться до воздушного фильтра двигателя может быть немного сложнее в зависимости от имеющегося у вас транспортного средства, но его регулярная замена очень важна. Руководство к вашей машине даст вам оценку рекомендованного пробега по плановой замене воздушного фильтра. Но мы бы советовали все-таки вручную проверять периодически состояние фильтра, поскольку в зависимости от погодных условий, пыли на дороге, смога в воздухе и т. п. воздушный фильтр может загрязниться намного раньше, чем вы проедете рекомендованный автопроизводителем интервал пробега.

Например, если вы долгое время эксплуатировали машину в регионе, где участились лесные пожары (или есть тление травы на полях), воздушный фильтр может забиться очень быстро. То же самое касается длительной эксплуатации машины в городских пробках, в которых вы каждый день стоите по дороге на работу. Естественно, если вы используете машину два раза в неделю в выходные, то воздушный фильтр в этом случае будет загрязняться в два раза медленнее. Если вам нужна помощь или в руководстве к машине нет точных указаний о том, как поменять воздушный фильтр (хотя это обязанность автопроизводителя), это наше руководство может помочь вам.

Перемещайте колеса с места на место для равномерного износа протектора, а также периодически проверяйте в машине развал-схождение колес. Руководство пользователя автомобиля расскажет вам, как часто это делать. Дело в том, что вам важно убедиться, что ваши шины изнашиваются равномерно, а ваш автомобиль движется ровно. К сожалению, многие автолюбители сталкиваются на практике с неравномерным износом колес, который происходит по разным причинам (сбит сход-развал колес, лопнул корд в покрышке, проблемы с подвеской и т. д.). Вот, например, самые распространенные признаки износа шин.

Кроме того, чаще всего изнашиваются передние колеса (особенно у переднеприводных автомобилей). Причем, как правило, правое колесо. Это связано с тем, что чаще всего водители осуществляют правые повороты. Также это часто происходит из-за особенностей закладывания рулевого колеса в повороте (стиль вождения).

Вот почему так важно перед каждой сезонной сменой колес менять их местами (крест-накрест или взад-вперед). Таким образом вы увеличите срок службы покрышек, обеспечив им более равномерный износ колес.

Отдельно хотели бы отметить важность регулярной проверки сход-развала, а также диагностики подвески. Желательно проверять развал-схождение колес не менее 1 раза в год. Идеально это делать перед каждой сезонной заменой колес. Дело в том, что развал-схождение колес может сбиться из-за ударов на неровной дороге или же из-за дефектов подвески. В этом случае вы гарантированно получите ускоренный износ протектора. Если вы обнаружили, что в вашей машине сбит сход-развал, не тяните с его регулировкой. Не переживайте, развал-схождение сделать достаточно легко, обратившись в технический центр, который имеет специальный стенд для этих работ.

Поменяйте свечи зажигания. Если свечи зажигания вашего автомобиля изношены или покрыты отложениями, ваш двигатель будет работать неэффективно. Это может стоить вам денег, так как из-за неэффективности работы мотора может вырасти расход топлива. Но это полбеды. Плохие свечи в долгосрочном периоде могут привести даже к поломке двигателя. Это может показаться пугающим, но в некоторых случаях проверить и заменить их не так сложно.

Если вам не хочется делать это самостоятельно (или это большая и сложная работа для вашего автомобиля), следуйте рекомендации автопроизводителя, указанной в руководстве к машине, регулярно меняя их в соответствии с техническим регламентом планового технического обслуживания транспортного средства. Например, для большинства медных свечей зажигания, которые используют многие автомобили, этот срок службы свечей зажигания составляет в среднем 30 000-60 000 км (но, опять же, все в вашем автомобиле может быть иначе, например, некоторые иридиевые свечи могут без проблем работать и 150 000 км).

Это всего лишь несколько вещей, которые нужны каждому транспортному средству, и почти все вышеуказанные операции вы можете сделать самостоятельно. Мы не можем не подчеркнуть важность проверки руководства автомобиля на предмет того, что мы, возможно, упустили из виду что-то конкретное для вашего автомобиля. Если у вас нет руководства, вы можете легко найти его в Интернете.

Для начала мы бы советовали обратиться к официальному дилеру вашей марки автомобиля – у них, возможно, имеется копия руководства по использованию вашей машины (или хотя бы файл в формате PDF, который можно, например, скачать на их официальном сайте).

Также вы можете поискать руководство по использованию и ремонту вашего автомобиля в электронной библиотеке какой-нибудь компании, которая продает электронные книги. В том числе руководство пользователя может быть выложено в Сети на форуме, посвященном вашей модели автомобиля.

Помните, что профилактическое плановое регулярное техническое обслуживание вашего автомобиля поможет вам сэкономить тонну денег. Но без руководства к машине это сделать не очень легко. Кроме того, руководство к машине позволит вам защитить себя от обмана на автосервисах, где любят пугать автовладельцев, ничего не понимающих в устройстве автомобилей, о более частой замене тех или иных деталей и компонентов. С руководством пользователя автомобиля вы можете перепроверять то, что вам говорят автомеханики, которые очень часто желают развести вас на лишние деньги.

Используйте технологии для отслеживания интервалов обслуживания автомобиля

Следить за работой, проделанной с вашим автомобилем, может быть довольно сложно. Мне нравится хранить свои квитанции в бардачке, чтобы я мог просматривать их, когда нахожусь в машине, если это необходимо, но это не настоящая система хранения документов – вы также можете фотографировать заказ-наряды об обслуживании машины и помещать их в заметки смартфона, планшета или загружать на компьютер. Также все заказ-наряды можно хранить в каком-нибудь облаке в Интернете.

Если вы ищете более продвинутый вариант, который позволит вам увидеть то, что вы сделали недавно, и никто не попытается заново навязать вам работу, которая была уже сделана и сейчас не нужна, вот несколько приложений для вашего смартфона:

Road Trip (iOS) – это, пожалуй, одно из самых надежных приложений для отслеживания пробега и технического обслуживания для устройств, работающих на операционной системе Apple iOS. Отслеживание пробега происходит очень быстро, так же как и добавление истории обслуживания, расходов и напоминаний для будущих плановых работ.

Приложение имеет также журнал шин для отслеживания летнего и зимнего износа ваших шин и поддерживает другие транспортные средства, такие как лодки и мотоциклы. Вы также можете отслеживать сколько угодно транспортных средств. Бесплатная версия дает вам приличный функционал, но полная версия даст вам больше возможностей – стоимость 529 рублей для iPhone или 379 рублей для IPad (это не универсальное приложение, так что вам придется купить его два раза для обеих платформ).

AutoCare (iOS/Android): AutoCare существует уже некоторое время и делает довольно хорошую работу по отслеживанию истории обслуживания вашего автомобиля, пробега, истории ремонта, расходов на обслуживание и многого другого.

Вы даже можете использовать это приложение, чтобы напомнить себе, когда пришло время сделать что-то конкретное, чтобы вы не забыли. Кроме того, оно поддерживает ведение нескольких транспортных средств. Это обойдется вам в 229 рублей для пользователей iOS и в 120 рублей для пользователей Android.

Car Minder Plus (iOS) – еще одно хорошее простое приложение для отслеживания пробега и обслуживания вашего автомобиля. Вы получаете предварительные настройки для таких вещей, как масляные фильтры, воздушные фильтры, проверки ремней и замены масла, и вы можете внести в журнал свои собственные работы по техническому обслуживанию и расходы, чтобы отслеживать, что вы уже сделали.

Вы также можете ввести интервалы обслуживания, и приложение будет использовать простые красные/желтые/зеленые индикаторы, чтобы сообщать вам, когда пришло время выполнить ту или иную работу. Приложение обойдется вам в 229 рублей.

aCar (Android) является бесплатным и одним из самых популярных приложений для Android для отслеживания обслуживания и пробега автомобиля. Отслеживание заправок и пробега происходит быстро; легко вносить в историю обслуживания и расходы, связанные с обслуживанием и ремонтом автомобиля.

Вы даже можете вводить конкретные примечания или информацию о деталях, которые вы предпочитаете или которые требует ваш автомобиль. Приложение уведомляет вас по времени и/или пробегу, когда вы должны были выполнить работу, и поддерживает пользовательские уведомления.

Не игнорируйте проблемы, проконсультируйтесь с профессионалом, когда вам это нужно

Итак, мы поговорили о большой работе, которую вам важно выполнить, и большую часть этой работы вы можете выполнить самостоятельно. Но некоторые вещи действительно лучше оставить профессионалам.

Что бы вы ни делали, не игнорируйте работы с машиной, которые должны быть обязательно выполнены. Помните, что теоретически каждый может сэкономить на владении автомобилем, отказавшись от регулярного технического обслуживания. Причем если ваша машина достаточно свежая и находится в нормальном состоянии, подобная экономия может показаться выгодной и оправданной. Но в долгосрочной перспективе игнорирование технического обслуживания, так же как и регулярного профилактического осмотра автомобиля, приведет к лишним тратам на дорогостоящий ремонт. То есть смысл в том, что сэкономленные вами сегодня деньги обернутся для вас в будущем более крупными тратами.

Лабораторный практикум «Техническое обслуживание, диагностирование и текущий ремонт двигателя внутреннего сгорания и его систем» (стр. 1 )

Техническое обслуживание двигателя автомобиля: что и когда делать

22.07.2019

(Нет голосов)

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Какие виды технического обслуживания двигателя автомобиля можно выделить
  • Когда нужно проводить первое техническое обслуживание двигателя автомобиля
  • Когда и как правильно мыть двигатель автомобиля
  • Какие неисправности можно выявить во время технического обслуживания, не снимая двигатель автомобиля

Двигатель справедливо называют сердцем машины, которое требует не менее тщательного ухода и заботы, чем человеческое. Чтобы его работа была бесперебойной и надежной, помимо ежедневного осмотра перед поездкой, нужно регулярно проводить техническое обслуживание двигателя автомобиля. Этому процессу посвящена наша статья.

Техническое обслуживание двигателя автомобиля сразу после покупки

Техническое обслуживание двигателя автомобиля

Первые 3–5 тысяч километров пробега нового автомобиля являются самым важным периодом, в течение которого владелец должен действовать грамотно, чтобы обеспечить долгий срок беспроблемной службы машины. Детали всех узлов и агрегатов еще притираются друг к другу, поэтому не следует по полной нагружать машину и давать максимальные обороты двигателю. Полный прогрев движка перед началом движения позволяет обеспечить устойчивую работу ДВС на холостом ходу без «подсоса».

Вам будет интересно  Японские дизели – руководство покупателя

Первая поездка на автомобиле требует проведения ряда обязательных манипуляций. В их числе: протяжка резьбовых соединений, замер давления воздуха в шинах манометром, проверка наличия и уровня технических жидкостей и масел в ДВС, КПП, мостах и бачке гидроусилителя руля (при его наличии) либо в рулевой колонке, антифриза — в радиаторном бачке, тормозной жидкости — в бачке главного тормозного цилиндра и гидравлике сцепления (если таковая имеется), топлива — в баке. С помощью нагрузочной вилки нужно проверить заряд аккумулятора, уровень и плотность электролита и обязательно закрепить батарею специальным удерживающим устройством на положенном месте, затянуть клеммы согласно их полярности. Необходимо протестировать работу систем стеклоочистки и омывателей (есть ли жидкость в бачках, работают ли распылители).

Перед первым запуском мотора нужно произвести подкачку топлива бензонасосом в карбюратор. После запуска двигателя водителю стоит тщательно проверить, нет ли подтекания масла, топлива, тосола или антифриза. Пусть мотор поработает вхолостую, потом нажмите на акселератор, плавно добавив обороты, и прислушайтесь. Если посторонних подозрительных шумов нет, можно начинать движение.

Рекомендуем

«Компьютерная диагностика двигателя автомобиля: когда нужна и как проводится» Подробнее

Симптомы неисправности системы смазки ДВС

Можно выделить следующие основные симптомы неправильной работы системы смазки:

  • после запуска контрольная лампа давления не гаснет в течение длительного времени (более 3 секунд);
  • посторонние стуки некоторое время после старта, которые потом пропадают;
  • стук гидрокомпенсаторов (ГКК);
  • стуки на прогретом двигателе.

Любой из этих симптомов — сигнал к немедленному принятию мер, а при внезапном загорании лампы давления масла необходимо сразу выключить двигатель и прекратить дальнейшую эксплуатацию до выяснения причины.

Техобслуживание двигателя автомобиля в основной период эксплуатации

В общем виде техническое обслуживание движка автомобиля включает в себя:

  • очистку ДВС и навесных агрегатов от загрязнений, удаление смолистых отложений масел, нагара;
  • проверку и подтяжку резьбовых соединений;
  • замену масла и тосола/антифриза, фильтров в топливной, масляной и воздушной системах;
  • регулировку при необходимости.

Особое внимание при первом техническом обслуживании (ТО-1) автомобиля уделяют протяжке болтов и гаек в системах крепления выпускного коллектора, глушителя и опор двигателя. При втором техническом обслуживании (ТО-2) делают проверку и протяжку (если есть необходимость) крепления головок цилиндров, регулировку тепловых зазоров клапанов в газораспределительной системе, проверку и регулировку натяжения ремня генератора, ГРМ и т. п.

Техобслуживание двигателя автомобиля в основной период эксплуатации

В течение основного периода эксплуатации автомобиля проводится техническое обслуживание разных видов:

  • ЕО — ежедневное обслуживание;
  • ТО-1 — первое техническое обслуживание;
  • ТО-2 — второе техническое обслуживание;
  • СО — сезонное техническое обслуживание.

1. Ежедневное обслуживание двигателя.

Данный вид технического обслуживания включает следующие действия:

  • Визуальный осмотр движка.
  • Проверка уровня масла и охлаждающей жидкости, при необходимости их доливка.
  • Оценка работы мотора (по приборам на панели и на слух).

2. Первое техническое обслуживание.

Данный вид технического обслуживания включает следующие действия:

  • Проверка надежности закрепления агрегатов движка на раме и кузове.
  • Проверка надежности фиксации оборудования непосредственно на двигателе (генератора, бензонасоса, глушителя).
  • Проверка надежности крепления передних опор.
  • Проверка картерного поддона на подтекания, при необходимости — подтяжка болтов.
  • Регулировка.
  • Проведение операций согласно карте смазки.

3. Второе техническое обслуживание.

Второе техническое обслуживание включает следующие действия:

  • Выполнение всех пунктов первого технического обслуживания.
  • Проверка и затяжка (если нужно) гаек крепления головки цилиндров.
  • Регулировка тепловых зазоров клапанов и, при наличии, толкателей и коромысел.
  • Проверка компрессии в цилиндрах.
  • При необходимости — удаление нагара.

Операции первого технического обслуживания не требуют разбора движка, тогда как при втором ТО необходимо снять клапанные крышки с головок цилиндров для диагностики и регулировок зазоров в ГРМ.

Каждый автопроизводитель разрабатывает методические рекомендации по профилактике неполадок и ремонту двигателя. Так, момент затяжки головки бензиновых двигателей ниже, чем у дизельных. При этом производить оценку крепления алюминиевой головки цилиндров нужно на холодном движке, а чугунной — на прогретом.

При отрицательных температурах подтяжка головок цилиндров запрещена. Мотор необходимо прогреть и только потом приступать к затяжке креплений. Затягивать болты следует равномерно, в два приема, согласно рекомендованной изготовителем схеме, где учтены особенности конструкции двигателя. Для протяжки используют специальный динамометрический ключ. Данный вид работы проводят одновременно с затягиванием болтов крепления выпускной системы. Завершить процедуру следует проверкой зазоров в клапанах и, при необходимости, их регулировкой, специфика которой обусловлена конструкцией движка.

В период эксплуатации автомобиля нередко меняется допустимый зазор между клапанами и толкателями, в результате ухудшается заполнение камеры сгорания цилиндров топливной смесью и затрудняется выведение выхлопных газов. Все это приводит к повышенному расходу топлива и снижению мощности ДВС.

Рекомендуем

«Сколько стоит поменять подушку двигателя в сервисном центре» Подробнее

Неисправности двигателя, которые можно обнаружить и устранить во время технического обслуживания

Работа двигателя автомобиля должна характеризоваться надежностью и бесперебойностью, возможностью развивать мощность, достаточную, чтобы обеспечить нормальную тягу автомобиля и при этом не превышать установленные нормы расхода топлива и масла.

Итак, резюмируем признаки основных неисправностей ДВС автомобиля:

  • снижение мощности;
  • избыточный расход масла, копоть в выхлопе;
  • снижение компрессии;
  • посторонние шумы и постукивание в моторе.

Появление копоти в выхлопе автомобиля

Кривошипно-шатунный механизм состоит из цилиндропоршневой и кривошипно-шатунных групп: цилиндров, поршней, поршневых пальцев и колец, шатунов, коленчатого вала, шатунных и коренных подшипников, маховика. Техническое обслуживание призвано устранить неисправности деталей данной группы, которые проявляются в дымном выхлопе, повышенном расходе масла, падении давления в системе смазки, стуках, шумах и вибрации.

Увеличение зазоров становится общей для всех групп деталей причиной «болезни». Так, в кривошипно-шатунном механизме это приводит к появлению вибрационных проявлений, цилиндропоршневой группе грозит снижением давления в цилиндрах и, как следствие, повышением расхода масла, в подшипниках коленчатого вала ведет к снижению давления масла в моторе.

«Зеркала» цилиндров изнашиваются как вдоль оси (в зоне компрессионных колец), так и (гораздо сильнее) по окружности (в плоскости качания шатуна). В зависимости от степени деформации цилиндр подлежит либо не подлежит токарной обработке. При проведении технического обслуживания поршни с кольцами, чаще всего, заменяют на новые в соответствии с внутренним диаметром цилиндра. Шатуны, если они деформированы (трещины, изгибы, скручивания, большой износ под втулку пальца и вкладышей), также не подлежат ремонту. Их допустимый изгиб 0,08 мм при максимальном скручивании 0,12 мм на 100 мм длины.

Ремонт двигателя производится в обязательном порядке при обнаружении: разрегулировки клапанов, негерметичности прокладок клапанной крышки и головки блока, любых дефектов головки блока, стука коренных и шатунных подшипников, пропуска газов, повышенного расхода масла, снижения мощности, недостаточного давления масла в системе смазки.

При этом в первых трех случаях силовой агрегат с автомобиля можно не снимать. Для проведения ремонта/замены поршней с кольцами, цилиндров, шатунов, вкладышей, масляного насоса и т. д. потребуется снятие движка с автомобиля.

Если выявлены сразу несколько неполадок (стучат клапаны, «шумят» подшипники, упала мощность и проч.) и пробег автомобиля близок к установленным заводом ресурсным значениям, то капитальный ремонт становится неизбежностью. Перед этим двигатель нужно помыть (снаружи) и передать машину в руки профессионалов: в проверенную и вызывающую доверие ремонтную мастерскую, где разборка, ремонт, сборка и постремонтное тестирование (качественная обкатка силового агрегата в горячем или холодном состоянии) производятся на стендах, что гарантирует долговечность работы ДВС.

Рекомендуем

«Неисправность подушки двигателя: причины, симптомы, замена» Подробнее

При заметном снижении мощности, увеличении расхода топлива или масла, падении его давления, возникновении стуков, дымления или неравномерности работы проводят диагностирование двигателя, при котором определяется причина неисправности и выявляется потребность в регулировочных работах или ремонте.

Методы диагностирования двигателей, в равной степени как и других агрегатов транспортного средства, можно подразделить на две группы: субъективные и инструментальные. Последние методы могут быть, в свою очередь, подразделены на методы с использованием встроенных приборов в системе транспортного средства и методы с использованием внешних приборов.

Субъективные методы диагностирования основаны на анализе и систематизации внешних признаков работы двигателя. Так, по цвету отработавших газов, подтеканиям топлива, масла и охлаждающей жидкости, характеру шума и т.п. можно определить причину той или иной неисправности. Положительный фактор субъективных методов низкая трудоёмкость диагностирования без применения средств измерений (датчиков и измерительных приборов). Однако результаты диагностирования во многом зависят от квалификации обслуживающего персонала, т.е. чем опытнее водитель и механик, тем быстрее они смогут отыскать причину и устранить неисправность. К сожалению, до сих пор во многих эксплуатирующих организациях отсутствует надлежащий опыт, что порой приводит к необоснованным заменам агрегатов на двигателях или отправке их в капитальный ремонт и даже к авариям, которых можно было бы избежать.

Инструментальные методы диагностирования являются наиболее объективными методами, т.к. при диагностировании применяются измерительные приборы, позволяющие количественно измерять диагностические параметры, а по их значениям оценивать техническое состояние двигателя.

Встроенными средствами диагностирования являются входящие в конструкцию автомобиля или трактора датчики, устройства измерения, микропроцессоры и устройства отображения диагностической информации.

Простейшие встроенные средства диагностирования реализуются в виде традиционных приборов на панели (щитке) перед водителем, позволяющих ему контролировать работу двигателя по температуре охлаждающей жидкости, давлению масла в главной магистрали, частоте вращения коленчатого вала, давлению наддувочного воздуха и т.п.

Другим методом инструментального диагностирования является диагностирование с помощью внешних приборов (датчиков и измерителей), не входящих в конструкцию автомобиля или трактора. Этот метод диагностирования применяется для определения истинных значений диагностических параметров и контроля показаний штатных приборов автомобиля или трактора. В зависимости от устройства и технологического назначения внешние приборы могут быть стационарными или переносными. Стационарные приборы устанавливаются на специализированных участках, постах ТО и ремонта. Переносные приборы используются, как правило, при проведении диагностирования двигателей в составе автомобиля или трактора непосредственно в эксплуатационных условиях. С помощью переносных приборов измеряют давление, температуру, шумность, частоту вращения и другие параметры узлов и агрегатов двигателя.

Внешние приборы обеспечивают получение и обработку информации о техническом состоянии двигателя и уровне его эксплуатационных свойств, необходимой для управления выполнением ТО и ТР.

Следует отметить, что несмотря на широкое развитие методов инструментального диагностирования за последние годы, достоверная оценка состояния основных узлов двигателя, определяющих их надёжность и безотказность, пока невозможна. Практически до сих пор нет средств для полной оценки состояния подшипников коленчатого вала и шатуна, деталей ЦПГ и механизма газораспределения (ГРМ) и т.п.

При диагностировании двигателя производят его осмотр и опробование пуском, измерение мощности и проверку технического состояния кривошипно-шатунного механизма, а также механизма газораспределения. Осмотр и опробование двигателя пуском обеспечивают визуальное обнаружение подтеканий масла, топлива или охлаждающей жидкости, оценку легкости пуска и равномерности работы, дымления на выпуске. Прослушивая работу двигателя, следует установить, нет ли резких шумов и стуков. При такой проверке можно выявить очевидные дефекты двигателя до проведения углубленного диагностирования.

Практика показывает, что в большинстве случаев течи можно устранить подтягиванием соединений или заменой поврежденных прокладок. Повышенное дымление на выпуске дизеля или увеличенное содержание СО в отработавших газах бензинового или газового двигателя чаще всего возникает из-за неисправности топливной аппаратуры. Стуки и резкие шумы могут быть вследствие износа поршневых пальцев, отверстий в бобышках поршней и во втулках верхних головок шатунов, износа вкладышей шатунных и коренных подшипников. Они появляются и при задирах поверхностей цилиндров и поршней, а также при увеличении тепловых зазоров в приводе клапанов или поломке клапанных пружин.

Вам будет интересно  Техническое превосходство #1. Двигатели.

Назначением ТО-1 и ТО-2 является выявление и предупреждение отказов и неисправностей механизмов и систем двигателя путем своевременного выполнения контрольно-диагностических, смазочных, крепежных, регулировочных и других работ.

Значительный объем работ при ТО-1 приходится на контроль и восстановление затяжки резьбовых соединений, крепящих оборудование, трубопроводы и приемные трубы глушителя, а также сам двигатель на опорах.

При ТО-2 проверяют и при необходимости подтягивают крепле­ние головок цилиндров, регулируют тепловые зазоры в механизме газораспределения. Проверяют и регулируют натяжение ремней привода генератора и т.п.

Смазочные работы при ТО выполняются в соответствии с таблицей (картой) смазки.

Углубленное диагностирование выполняют на стенде с беговыми барабанами, который монтируется на осмотровой канаве. Этот пост включает в себя пульт управления, вентилятор, а также нагрузочное устройство и приборы, необходимые для диагностирования. На посту можно определить мощность двигателя и расход топлива, количество газов, прорывающихся в картер (газовым счетчиком).

Для прослушивания стуков двигателей используют стетоскопы. Необходимо иметь в виду, что распознавание по характеру стуков неисправностей двигателя требует больших навыков.

Компрессию двигателя (максимальное давление в цилиндре) определяют компрессометром при проворачивании коленчатого вала стартером, вставив резиновый конусный наконечник компрессометра в отверстие для форсунки или свечи зажигания. Компрессограф снабжен самописцем для записи давления по цилиндрам. Чтобы получить достоверные результаты, компрессию определяют на прогретом двигателе, демонтировав с него все свечи зажигания или форсунки. Заданную частоту вращения вала следует обеспечивать исправной заряженной аккумуляторной батареей, перед измерением компрессии в каждом цилиндре стрелку манометра необходимо устанавливать в нулевое положение.

Минимально допустимая компрессия для дизелей около 2 МПа, а для бензиновых и газовых двигателей она зависит от степени сжатия и составляет 0,60-1,00 МПа. Разность показаний манометра в отдельных цилиндрах не должна превышать 0,2 МПа для дизелей и 0,1 МПа – для бензиновых и газовых двигателей. Резкое снижение компрессии (на 30-40%) указывает на поломку колец или залегание их в поршневых канавках.

Очистка и мойка двигателя автомобиля

Первым этапом технического обслуживания мотора является его внешняя очистка, которая проводится перед контрольным осмотром, диагностикой и регулированием или ремонтными работами.

Поверхность двигателя обдувают воздухом под давлением и протирают ветошью.

Основательную мойку проводят для определения мест подтекания масел или технических жидкостей, а также для того, чтобы удалить плотный налет из засохшей грязи и скопившегося загустевшего масла, мешающего нормальному охлаждению двигателя.

Очистка и мойка двигателя автомобиля

Использовать бензин или керосин для этих целей опасно, лучше всего применять очиститель для холодной очистки, который может быть аэрозольным или жидким. В последнем случае для его нанесения используется кисть и воду: очиститель растирают по поверхности движка, периодически смачивая в воде. По истечении времени воздействия, указанного на упаковке выбранного средства, нужно смыть очиститель водой, предварительно закрыв полиэтиленом генератор и трамблер.

Можно использовать и синтетические моющие средства (стиральный порошок, шампунь, средство для мытья посуды и т. д.), нанося их так же кистью.

После такой «бани» движок должен как следует обсохнуть.

Проводить внешнюю очистку двигателя нужно по мере необходимости. Что касается внутренней «чистки», то для профилактики нагара, смолистых и мазевых отложений применяют специальные присадки, которые добавляют в топливо, масло и антифриз примерно раз на три–пять тысяч километров пробега.

Рекомендуем

«Гидравлическая подушка двигателя: особенности и преимущества» Подробнее

Контрольный осмотр двигателя во время технического обслуживания

Основная цель контрольного осмотра ДВС автомобиля при техническом обслуживании заключается в выявлении очевидных неисправностей, при этом нужно: оценить комплектность, выявить подтекания топлива, масел и тосола, проверить узлы крепления движка и его систем, произвести контрольный запуск. Ключевыми характеристиками последнего являются легкость и время, максимальное значение которого не должно превышать 20 секунд. Через 1–2 минуты запуск нужно повторить.

Такой осмотр дает возможность на основе исключительно внешних (качественных и количественных) показателей выявить внутренние проблемы «сердца» автомобиля. А если добавить к ним еще и инструментальное исследование, можно получить более детальную «картину болезни».

Чаще остальных в диагностике при техническом обслуживании применяются цветовой анализ выхлопных газов автомобиля, звуковой анализ работы мотора, химический анализ картерного масла (продукты износа деталей мотора, нерастворимые продукты загрязнения и др.).

1. Цветовой анализ выхлопных газов.

Цветовой анализ выхлопных газов

По цвету дыма из выхлопной трубы автомобиля можно диагностировать различные неполадки в моторе:

1. Белый выхлоп — следствие:

  • недостаточного давления в цилиндрах (из-за изнашивания цилиндров поршневой группы и некорректной работы клапанов);
  • попадания жидкостей в цилиндры (из-за дефектов в головке или прогорания прокладки);
  • неполноценного сгорания топлива (из-за неэффективного распыления и пропуска такта сжатия) — у дизельных автомобилей;
  • запуска мотора при низких температурах воздуха, запаздывания вспышки (ненормальное распыление форсунками, запарафинивание фильтров тонкой топливной очистки, износ ТНВД) — у дизельных автомобилей.

2. Светло- или темно-синий выхлоп — следствие:

  • залипания поршневых колец, общего сильного износа поршневой группы;
  • износа клапанов, направляющих втулок и маслосъемных колпачков;
  • несвоевременного впрыска топливной смеси, неправильной работы свечей накаливания, сильного сгорания масла — у дизельных автомобилей.

3. Коричневый или черный выхлоп — следствие неполного сгорания топлива из-за некачественного его распыления форсунками (изношена игла или уменьшен угол опережения впрыска); некорректной настройки ТНВД; недостаточной подачи воздуха (говорит о том, что воздушный фильтр пора менять).

4. Сизый или светло-серый выхлоп — следствие:

  • плохой приработки деталей поршневой группы (двигатель не обкатан в достаточной степени);
  • потери подвижности поршневыми кольцами в силу высокой закоксовки;
  • недостаток компрессии в цилиндрах.

Техническое обслуживание и ремонт системы питания дизельного двигателя автомобиля необходимо произвести и в случае, когда при запуске выхлопного дыма нет совсем (или он выходит редкими клубами). Значит, подача топлива недостаточна, или заедают клапаны и поршни топливного насоса высокого давления, или сломалась его пружина, или заедают плунжеры (возможно, не дорабатывают их пружины). Проблема может крыться в игле форсунки или отказе обратного клапана.

Отпечатки выхлопа автомобиля на бумаге также могут применяться для анализа и диагностики проблем.

2. Анализ шумов при работе мотора.

Анализ шумов при работе мотора

Кажущаяся простота метода (шумы легко услышать) делает его весьма распространенным, но важно помнить, что качественно оценить техническое состояние силового агрегата автомобиля таким образом может только высококвалифицированный специалист (и даже его оценка будет субъективна).

Чтобы получить более точные данные, используют специальные стетоскопы — как простейшие (например, КИ-1154 представляет собой щуп с ручкой и наушниками), так и более сложные, резонансные, снабженные регулятором восприятия частот и акустической камерой, резонирующей с частотой вибрации агрегата, что позволяет настраивать прибор на разные частотные диапазоны. Электронные приборы от способны улавливать слабые звуки.

А ультразвуковые стетоскопы позволяют обнаружить даже незначительную утечку сжатых газов, которую человеческое ухо не воспринимает. Приборы трансформируют ультразвук в слышимые частоты или в импульс, распознаваемый осциллографом.

Техническое обслуживание дизельных и карбюраторных движков автомобилей существенно различается, хотя немало и общих моментов.

Так, диагностику топливной системы проводят посредством анализа топливной смеси (ее состав и расход в соответствии с нормативом). Делают замер содержания углекислого газа в выхлопе автомобиля.

Система охлаждения

. Ее визуально исследуют на герметичность, нагнетают избыточное давление (приблизительно 0,06 МПа) для выявления протечек в местах соединения узлов и агрегатов. Контролируют следующие показатели: уровень охлаждающей жидкости (при необходимости следует доливка), степень натяжения ремня вентилятора радиатора. Устраняют накипь и подтекания.

Система смазки

. Уровень и качество масла, его давление — вот основные показатели, проверяемые в ходе технического обслуживания. Поскольку состояние системы сразу отражается на функционировании движка, второстепенных элементов здесь нет. Мастер уделит внимание каждой детали, заменит фильтры, промоет систему, произведет смазку элементов (согласно рекомендованному производителем регламенту).

Двигатели автомобилей, работающие на дизельном топливе, нуждаются в специфической регулировке топливной системы: если выявляется ранний впрыск топлива в цилиндры, необходимо скрупулезно выставить угол опережения. Тщательно следят за герметичностью системы подачи топлива, регулируют работу насосов (подкачивающего и ТНВД), производят смену фильтров, проверку форсунок.

При техническом обслуживании бензиновых движков делают регулировку карбюратора, настройку оборотов коленчатого вала на минимальную частоту вращения на холостом ходу. Оценке подлежит уровень топлива и герметичность поплавковой камеры, бензонасоса, чистота воздушного и топливного фильтров, плотность закрытия дроссельной заслонки, срабатывание клапана холостого хода. Проверка герметичности топливного бака и бензопроводов — обязательный этап технического обслуживания.

Рекомендуем

«Ремень ГРМ дизельного двигателя: особенности эксплуатации и замены» Подробнее

Диагностика системы смазки ДВС

Независимо от характера неисправности, начинать диагностику нужно с визуального осмотра на наличие утечек и повреждения внешних деталей. Если визуальный осмотр ничего не выявил, то приступаем к детальной проверке.

Измерение давления масла

Измерение проводится манометром, при этом температура масла должна быть не ниже 15°С. Помните, что чем ниже температура масла, тем выше будет давление. Происходит это по причине повышения вязкости масла. И, наоборот, на прогретом двигателе давление немного падает.

Номинальные значения для прогретого в режим двигателя:

  • на холостых: 0.5 – 1.0 атм;
  • на 3000 об/мин: 3.0 – 3.5 атм;
  • на 5000 об/мин: 5.0 – 6.0 атм.

Пониженное давление в системе является следствием нижеописанных неисправностей:

    Низкая производительность масляного насоса, вызванная износом деталей или нарушением работы редукционного клапана, предназначенного для ограничения максимального давления (обычно 6-6.5 атм). Если клапан срабатывает при меньшем давлении, то при повышении оборотов двигателя давление практически не поднимается. Это может происходить при поломке тарированной пружины клапана или нарушения запорных функций из-за неплотного прилегания к седлу;


Перегрев двигателя или использование масла очень низкой вязкости, не предусмотренного конструкцией;

Наличие стуков в двигателе сразу после запуска часто связано с поломкой или потерей герметичности антидренажного клапана. Он предназначен для предотвращения стекания масла в картер при остановленном двигателе и расположен внутри масляного фильтра.

Высокое давление является довольно редким явлением и, как правило, связано с использованием очень густого масла или заклиниванием редукционного клапана в закрытом положении.

Если давление находится в допустимых пределах, а контрольная лампа постоянно горит, то это может быть проблемой датчика давления или электрической проводки двигателя.

Проверка датчика давления

Датчик является обязательным компонентом системы смазки любого двигателя. Несмотря на простую конструкцию, его значение нельзя недооценивать. Особую опасность представляет неисправный датчик при аварийной потере масла — водитель попросту может ее не заметить.

Существует два основных типа датчиков давления:

  • потенциометры;
  • контакторы.


Потенциометры представляют собой устройство, где в зависимости от давления масла изменяется сопротивление, а точнее, напряжение в цепи. При использовании таких датчиков индикация на панели приборов преимущественно выполнена в виде шкалы со стрелкой, указывающей давление.

Контакторы настроены на определенное значение и срабатывают при давлении ниже этого порога. В этом случае индикация представляет собой контрольную лампу, которая загорается при значениях ниже нормы. Такие устройства еще называют датчиками аварийного давления.

Главный недостаток контакторов в том, что они срабатывают при значении ниже 0.5 — 1 атм, а при отдельных неисправностях давление на высоких оборотах может быть выше этих значений, но недостаточно для полноценной смазки деталей. В итоге получается масляное голодание.

Самые распространенные неисправности датчиков связаны с электрической частью. В датчиках контакторного типа возможна поломка или просадка тарированной пружины, настроенной на определенное давление. В этом случае срабатывание датчика будет происходить при значениях ниже допустимого. Датчики потенциометрического типа могут давать неправильные данные сопротивления (напряжения) блоку ЭБУ двигателя. В любом из этих случаев прибор нуждается в замене, так как ремонту они обычно не подлежат вследствие неразборной конструкции.

Проверка датчика потенциометрического типа выполняется без демонтажа путем измерения сопротивления на его контактах. Полученные результаты сравниваются с номинальными значениями.

Для проверки контакторного датчика потребуется снять его с двигателя. Внутри рабочего отверстия для масла имеется подпружиненная пластина. Если нажать на нее, имитируя давление в системе, то происходит размыкание контактов. Проверяется это с помощью мультиметра или лампочки. При нажатии на пластину лампочка должна погаснуть. Если разъем датчика имеет только один провод, то вторым является его корпус. Неисправный датчик подлежит замене.

Источник https://1gai.ru/baza-znaniy/sovety/523089-tehnicheskoe-obsluzhivanie-vashego-avtomobilja-chto-nuzhno-znat-i-kogda.html

Источник https://limuziny-fantom.ru/elekrika/tehnologiya-remonta-dvigatelya-2.html

Источник

Источник

Author: mag

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *