Типы и виды пожарной техники

Типы и виды пожарной техники

Эта статья – своеобразное введение в курс «пожарная и аварийно-спасательная техника». Ниже будут рассмотрены виды используемой техники, ее классификация, а также нормативные акты, регламентирующие ее эксплуатацию.

Пожарная техника

После поступления сигнала и введения в курс дела спасатели выдвигаются на помощь. В наше время в борьбе с огнем задействовано большое количество техники, без которой тушение возгорания было бы непосильной задачей. Рассмотрим определение «пожарная техника МЧС» и ее виды.

Что это

Согласно ГОСТ 12.2.047-86, аварийная техника – это все технические средства, используемые спасательными организациями и работниками предприятий для предотвращения, локализации и тушения воспламенения. Также она применяется для защиты и спасения людей и материальных ценностей.

Назначение

Главное назначение техники – помощь в борьбе с огнем. Автоматические устройства выполняют следующие функции:

  • оповещение о начале возгорания;
  • отправка сигнала в подразделение МЧС;
  • оказание помощи в эвакуации людей;
  • локализация и тушение возгорания.

Организация эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники – прерогатива пожарных или людей, обнаруживших воспламенение. Многие виды техники в общественных местах доступны для использования людьми в аварийной ситуации.

Законодательные и нормативные требования

Знание ТТХ пожарных автомобилей позволяет вовремя заметить отклонения в работе техники. Эксплуатация пожарной техники, а также требования к ней регламентированы следующими документами:

Виды пожарных автомобилей и их классификация

Как выглядит пожарный автомобиль – знают все: шасси, кабина водителя и надстройка. На самом авто нанесены обозначения и номер части. Машины классифицируют в зависимости от наполнения надстройки.

Основные пожарные автомобили

Назначение этого вида ТС – доставка команды спасателей, огнетушащего средства и экипировки в зону поражения, тушение пожара. Автомобили классифицируются по области их действия.

Общего применения

Больше подходят для тушения возгораний в черте города. К таким ТС относятся автоцистерны, автомобили первой помощи, а также машины, оснащенные насосами высокого давления. Используются пожарные прицепы для тушения пожара, на котором расположены емкость для воды, пенообразователь, насос.

Целевого применения

Название подвида говорит само за себя – автомобили данной категории участвуют в тушении воспламенений в специфичных местах, например, на аэродромах или объектах нефтяной промышленности. Это автонасосные станции, аэродромные автомобили, автомобили тушения с различными огнегасящими веществами. Например, автомобили газо-водяного тушения.

Специальная пожарная техника

Используется для вспомогательных работ, необходимых в ходе тушения возгорания, например:

  • разбор завалов;
  • подъем на высоту;
  • освещение зоны поражения.

К специальной технике относятся машины дымоудаления, автолестницы, аварийно-спасательные автомобили, подъемники.

Вспомогательная ПТ

Данный термин использовался до вступления в силу приказа №555. Вспомогательная техника обеспечивала работу подразделений МЧС в полевых условиях. К этому виду относились топливозаправщики, грузовые автомобили, передвижные мастерские и лаборатории.

Типы пожарной техники

Пожарно-аварийно-спасательная техника подразделяется на несколько больших групп.

Первичные средства пожаротушения

К ним относятся инструменты и материалы, с помощью которых можно остановить или приглушить возгорание на начальной его стадии. Для борьбы с уже разгоревшимся пожаром первичные средства не используются, но локализовать воспламенение ими вполне безопасно. К таким средствам относят следующие элементы:

  1. Огнетушители. Используются как ручные (весом до 20 кг), так и передвижные (свыше 20 кг). В зависимости от назначения объекта, вид огнетушащего вещества внутри огнетушителей будет разным.
  2. Пожарные краны. Вопрос о нахождении и расположении крана определяется на этапе проектирования здания. Сам водопровод оснащают пожарным рукавом, вентилем, стволом и условными обозначениями.
  3. Пожарный инвентарь. Обычно выглядит как щит с закрепленными на нем инструментами. Существуют различные классы станций. От вида щита и его предназначения инвентарь иногда отличается. Щит может включать в себя инструменты (лопаты, багры, крюки, вилы), ведра для воды, ящики с песком, комплекты для тушения электроустановок, ручные насосы и прочие элементы.
  4. Противопожарные покрывала. Хранятся в пожарных щитах. Принцип действия полотна прост: возгорание накрывают покрывалом, пресекая доступ кислорода. Лишившись топлива, пламя затихает. Минус этого элемента в его размере: полотном нельзя потушить возгорание на большой площади.

Требования к экипировке выдвигаются довольно строгие, например:

  1. Все средства должны быть спроектированы в соответствии с физическими возможностями взрослого человека. Это означает, что один человек должен быть в состоянии открыть необходимые вентили и запоры, поднять огнетушитель либо использовать любое из средств по прямому назначению.
  2. Расположение средств первичного тушения определяется ответственным за пожарную безопасность лицом.
  3. Весь инвентарь должен соответствовать нормативным документам и государственным стандартам.
  4. Комплектация средств, а также их соответствие специфике объекта регулярно проверяется.
  5. Учет инвентаря проводится ответственным за пожарную безопасность лицом. Он же ответственен за контроль сроков службы средств.

Мобильные СП

К мобильным средствам относят ту технику, которая может прибыть на место пожара и помочь в борьбе с огнем. Их классифицируют по признаку передвижения:

  1. Специальные автомобили. К ним относятся автоцистерны, насосы, автоподъемники, пожарные тракторы и автомобили аварийно-спасательного назначения. Такие ТС используются не только для доставки спасателей и оборудования к месту происшествия, но и непосредственно для локализации пламени и борьбы с огнем.
  2. Пожарная авиация. Основное ее назначение – обнаружение возгораний в труднодоступных районах. Для тушения огня авиацию задействуют в тех случаях, когда другими способами погасить возгорание не получилось. Два самых известных представителя пожарной авиационной техники – вертолет и самолет-амфибия. Вертолет оснащен подвесным ковшом, поэтому черпать воду может из любых источников. При наличии озера или широкой реки механической птице не придется лететь за дозаправкой на базу. Самолет-амфибия вместо ковша использует цистерны с водой, заправлять которые приходится с помощью специального оборудования.
  3. Поезда. Большая часть железнодорожных путей РФ окружена лесом, что делает железную дорогу недоступной для автомобилей. В таких ситуациях пожарные используют поезда. Конечно, сам состав не тушит огонь, но помогает с доставкой команды спасателей и огнетушащих средств к зоне поражения.
  4. Морской пожарный транспорт. Представлен катерами и кораблями. Катера меньше по размеру и более маневренны, обладают необходимым уровнем остойчивости и отличаются скоростью. Часто привлекаются для тушения суден, построек на берегу водоемов, гидротехнических сооружений. По большей части, тушение производится водой, закачанной специальным насосом. Катера также участвуют в спасении пострадавших, буксировке суден в безопасные места. При возгорании нефтеналивных станций или нефтепродуктов на водной поверхности к тушению привлекают пожарные корабли. Они оснащены специальными составами и средствами пожаротушения.
  5. Мотопомпы и прицепы. Используются как для тушения возгорания, так и для откачки воды из затопленных помещений. Бывают передвижные и переносные. В качестве источника воды мотопомпа использует любой водоем, работает автономно.
Вам будет интересно  Правила безопасности в автомобиле

В зависимости от расположения пожара применяют разные виды мобильных средств.

Установки пожаротушения

Классификация установок подразделяет их на два вида: автоматические и ручные.

К автоматическим относятся все системы пожаротушения, задействующие в своей работе датчики автоматического оповещения, тепловые замки или возможность дистанционного запуска. Автоматические установки легче всего классифицировать по виду огнетушащего вещества:

  1. Водяные и пенные. Наиболее частая вариация – спринклерные и дренчерные системы. К составляющим элементам относятся побудительная линия, узел управления, насос, огнетушащее вещество и оросители. Популярны из-за своей универсальности и безопасности применяемого состава.
  2. Газовые. Идеальны для мест скопления техники и электроустановок. Не вредят имуществу, но вредны для людей и животных. Газовые системы считаются самым дорогим видом автоматических установок.
  3. Аэрозольные. Необычны принципом своего действия – частицы аэрозоля образуются в процессе горения внутри генератора установки. Аэрозольные модули не вредят имуществу, находящемуся в помещении, но сильно загрязняют здание при работе. Недостаток аэрозолей – их одноразовость.
  4. Порошковые. Несмотря на отсутствие прямого ущерба имуществу, не рекомендуются для тушения техники из-за способности порошка проникать внутрь корпуса. Вредны для дыхательных путей человека. Наиболее часто монтируются в архивах и библиотеках. Требуют хранения полного запаса модулей.

К ручным установкам относятся все устройства, не задействующие автоматику. Запуск таких механизмов происходит вручную. К ним относятся:

  1. Сухотрубы. Представляют собой полую магистраль с выведенной наружу здания головкой. К ней спасатели подсоединяют рукав и нагнетают внутрь огнетушащее вещество, которое выходит в труднодоступных местах строения.
  2. Перфорированные трубопроводы. По принципу действия схож с сухотрубом. Может быть подключен к водопроводу для подачи огнетушащего вещества.
  3. Противопожарные завесы. Используются в тамбурах и проходах для локализации возгорания.
  4. Системы пожаротушения с ручным пуском.

Средства пожарной автоматики

Под пожарной автоматикой понимаются средства автоматической пожарной сигнализации. Основные функции приборов:

  • раннее обнаружение пожара;
  • передача сигнала в пожарную часть;
  • своевременная ликвидация возгорания;
  • снижение материального ущерба.

Для обнаружения воспламенения современные датчики используют три параметра:

  1. Температура среды.
  2. Концентрация дыма в воздухе.
  3. Излучение пламени.

На заметку. Вид детекторов выбирают исходя из назначения объекта. Например, на складах, где хранится торф или иные вещества, горение которых сопровождается обильным выделением дыма, целесообразно установить датчики дыма.

Пожарное оборудование

К оборудованию в первую очередь относят пожарные рукава. Они подразделяются на всасывающие и напорные. Перед вводом в эксплуатацию проводятся квалификационные испытания рукавов. К оборудованию – зажимам, головкам, станкам, задержкам – выдвигается ряд требований, регламентируемых государственными стандартами. Часто для повышения эффективности тушения используют рукавные разветвления.

Средства индивидуальной защиты и спасения людей при пожаре

Средства этой группы можно разделить на три вида:

  1. Средства защиты органов дыхания и зрения. Применяются в задымленной среде. К ним можно отнести противогазы, маски-самоспасатели, дыхательные аппараты, работающие на кислороде или сжатом воздухе.
  2. Средства индивидуальной защиты. К ним относится снаряжение пожарных, в частности, одежда, защищающая от ожогов и токсических веществ.
  3. Диэлектрические средства: оборудование, предохраняющее от поражения электрическим током: ботинки, резиновые коврики, ножницы для перерезки кабелей, перчатки.

Все перечисленные элементы, кроме коврика, защищают своего обладателя от напряжения в 1 000 В. Коврик, в свою очередь, сдерживает напряжение в 20 000 В.

Пожарный инструмент (механизированный и немеханизированный)

С немеханизированными инструментами знакомы многие. К ним относятся лопаты, крюки, топоры, багры, молотки, ломы и прочие инструменты, находящиеся на пожарном щите и внутри пожарной машины. Механизированный инструмент классифицируют по виду привода:

  1. Электрический. Самые распространенные приборы этого класса – дымососы и электропилы.
  2. Гидравлический. К данному виду относятся кусачки, насосы, гайковерты.
  3. Пневматический. На пневмоприводе могут работать домкраты, отбойные молотки, пневмопластыри.
  4. От двигателя внутреннего сгорания. Мотоперфораторы и моторезы относятся к данной категории.

Пожарная сигнализация, связь и оповещение

Система пожарного оповещения включает в себя следующие элементы:

  • датчики: чаще всего используются детекторы дыма и температуры;
  • блок управления системой;
  • динамики;
  • световые табло.

Цель такой системы – не только оповестить находящихся в здании людей о начале пожара, но и помочь им покинуть зону поражения. Действие установки выглядит следующим образом:

  1. Датчики фиксируют признаки возгорания и передают сигнал на блок управления.
  2. Блок отправляет сообщение в пожарную часть.
  3. Начинается работа динамиков и световых табло.

Государственные стандарты регламентируют установку систем оповещения в зданиях определенного назначения.

Условно-графические обозначения ПТ

Условные обозначения используются для оперативной и наглядной передачи информации прибывшим на место происшествия спасателям. Графические знаки регламентируются следующими положениями:

Внимание! Обозначения должны быть яркого цвета, вывешены на видном месте. Запрещено загораживать знаки предметами или заклеивать сверху иными препятствиями. В преобладающем количестве знаков используют сочетание красного и белого цветов. В помещениях с плохой видимостью применяют фотолюминесцентные материалы.

Выводы

Важно изучить пожарные автомобили, классификацию, типы и обозначения. Пожарная техника подразделяется на множество видов, каждый из которых обладает своими особенными характеристиками. Перед запуском нового здания в эксплуатацию проектировщики разрабатывают порядок первичного тушения возгорания и эвакуации людей. Подготовка к использованию средств пожаротушения на предприятиях проводится с помощью учений и тренингов. Стоит рассмотреть работу с пожарными автомобилями ГДЗС.

При соблюдении инструкции использования пожарная техника может спасти не одну жизнь.

Пожарная охрана, горячие сердца. Что внутри у машин?

Думаю, многие в детстве оглядывались на проезжающую пожарную машину с сиреной и думали — куда она едет? Чего греха таить, было тут и чисто ребяческое желание посмотреть на пожар, куда без этого… Но был и другой интерес, технический: а что внутри у этих машин? Понятно, если едет лестница. А вот эти, покрупнее? Неужели там только цистерна, а в ней — вода? Нет, там не только вода. И вся эта машина — не только огромная цистерна.

Много букв

Прежде чем открывать боковые отсеки пожарных машин, придется немного поговорить о теории.

Мы как-то привыкли, что пожарных машин может быть две: с лестницей и с цистерной. Но на самом деле это не так: существует два десятка типов пожарных автомобилей, отличающихся по основным видам выполняемых работ. Они делятся на две большие группы: основные и специальные. Раньше выделяли еще одну группу — вспомогательные, но в 2012 году классификация изменилась и вспомогательных машин больше нет.

Внутри основных машин тоже есть деление на две группы: автомобили общего и целевого применения. И вот как раз автомобили общего применения — это те, что мы обычно и видим на пожарах. К сожалению, пожарные (как МЧС и военные) очень любят всякие аббревиатуры, поэтому названия этих автомобилей не слишком говорящие и состоят из непонятного нормальному человеку набора букв. Но все-таки: к автомобилям общего применения относятся АЦ (автоцистерна), АНР (насосно-рукавный автомобиль), АПП (автомобиль первой помощи), АВД (автомобиль с насосом высокого давления) и АПС (пожарно-спасательный автомобиль). Нас сегодня интересуют как раз автоцистерны — самые массовые пожарные машины (и самые интересные). Но из-за любви к порядку — два слова о других машинах.

Автомобили целевого применения — это, например, аэродромные автомобили, автомобили порошкового, пенного или газового тушения, насосные станции или пеноподъемники.

Вам будет интересно  Безопасность ребенка при перевозке в автомобиле

Ну а к специальным пожарным автомобилям относятся автолестницы, автоподъемники, машины дымоудаления, аварийно-спасательные и штабные автомобили. Теперь можно было бы перейти непосредственно к машинам, но сделаем еще одну коротенькую остановочку.

Все началось с насосов

Казалось бы, что самое главное на пожаре — очень много воды. Особенно при пожаре где-нибудь в 20-х годах прошлого века, когда почти все, что горело, было построено из дерева. И было бы логично предположить, что именно АЦ — автоцистерны — и были первыми отечественными пожарными автомобилями. Но это не так.

В те славные времена казалось, что воду можно брать везде — в любой речке и канаве. А возить запас воды было тяжело. Вспомним, например, первые ГАЗ-АА начала тридцатых: одноименный мотор ГАЗ-АА развивал всего 40 л.с., модернизированный ГАЗ-ММ (его стали ставить на «полуторки» и трехосные ГАЗ-ААА после 1937 года) — 50 л.с. «Полуторка» могла бы увезти всего 1,5 тонны воды, но с какой скоростью… Еле-еле. Да и кроме полутора тонн воды ничего в нее уже не загрузишь (даже не посадишь пожарных) — не хватает грузоподъемности. А если вспомнить про более ранние АМО, то картина выглядит еще печальнее. Конечно, бочку с водой погрузить можно, но толку от нее мало. Другое дело — мощный насос. И поэтому нет ничего странного в том, что первые советские пожарные машины — это именно автонасосы на шасси того самого АМО-Ф-15. На базе «полуторок» строили, например, ПМГ-1 (лестница и насос, без цистерны), на базе ЗИС-5 — ПМЗ-2, который мог перевозить до 1,5 т воды. А воду для насосов брали где получится: в городских водопроводах, в речках — в любом подходящем месте.

При этом АМО были первыми советскими, но не первыми отечественными «пожарками». Впервые пожарные автомобили появились еще в царской России в 1904 году. Это были машины «Фрезе» и «Лесснер», которые вмещали в себя пожарную бригаду на 10–14 человек, бочки с водой, рукава, лестницы, насос и небольшое количество инструмента. Но на всю Россию таких машин было выпущено всего около десятка, хотя производили их почти вплоть до революции. Так что действительно массовыми и имеющими практическое значение пожарные машины стали именно в СССР.

Но до цистерн, как я говорил, было еще далеко: машины не могли похвастаться ни размерами, ни мощностью для перевозки большого количества воды. Ситуация изменилась только с появлением шасси ЗИС-11 — длиннобазного варианта ЗИС-5. На этом шасси строили первые автоцистерны и, например, автобусы ЗИС-8.

Еще один шаг был сделан с появлением трехосного шасси ЗИС-6. Эти шасси хорошо подходили для автоцистерн. На ЗИС-6 ставили и топливозаправочное оборудование, и оборудование для пожаротушения. Кстати, именно топливозаправщики, передвижные ремонтные мастерские и некоторые другие машины как раз и относились к той группе вспомогательных машин, которые не так давно упразднили.

Ну а самые тяжелые пожарные автомобили, способные перевозить серьезный запас воды, строили на базе ярославских грузовиков ЯГ-6. Тут запас воды мог быть уже до четырех тонн. Их старались использовать не только в городах, а там, где пожары тушить надо, а воду взять негде. Такого запаса воды автоцистерны на базе обычных ГАЗ-АА или ЗИС-5 перевезти не могли.

С лестницами до войны тоже дела обстояли неважно: их не выпускали, а покупали у немцев. Понятно, что после войны лестницы стали делать сами.

Именно в 50-е пожарные автомобили стали обретать знакомый нам вид. Так как часто водопроводы в городах были разрушены после войны, подключать насосы иногда было просто некуда. Тем временем мощность и грузоподъемность грузовиков росли, что давало возможность строить уже более-менее эффективные автоцистерны. Кроме того, именно в это время появились первые пенообразователи. Например, такой был на пожарном автомобиле ПМЗ-9М на базе ЗИС-150. Чуть позже, с появлением ГАЗ-51, ГАЗ-63, а затем — ЗИЛ-131 и прочих, развитие пожарной техники пошло семимильными шагами. Но мы на этом экскурс в историю закончим и посмотрим, как с этими машинами обстоят дела сегодня.

Опять цифры, опять буквы

Посмотрите на картинку. Для любого нормального человека этот автомобиль — КАМАЗ-43253. А для пожарных это АЦ 3,5-40/100. Почему АЦ — понятно, это автоцистерна. А что такое 3,5-40/100? Чтобы понять, что это за цифры, откроем задние двери автомобиля. И вот тут мы увидим его — НЦПН-40/100. Это и есть насос, а сам отсек называется насосным.

Цифры взяты не с потолка, это характеристики насоса. 40 — производительность в литрах в секунду, 100 — напор в метрах. Буквы НЦПН расшифровываются как насос центробежный пожарный нормального давления. Почему нормального? Потому что еще бывает насос высокого давления, но у нас его нет. Тут главное понять: названия своим автомобилям АЦ пожарные дают как раз по параметрам насоса, а не по марке автомобиля или его шасси.

Так что насчет нормального и высокого давления? Откроем насосный отсек другого автомобиля, построенного на шасси Mercedes-Benz.

Насос этой автоцистерны может работать и как насос нормального давления, и как насос высокого давления. В последнем случае насос выдает 25 атмосфер.

В этом Мерседесе на пожар, кроме семи человек, едет еще вода (1200 литров) и пена (600 литров). Кстати, пена бывает разной, и ее не всегда возят с собой — иногда ее делают на месте (об этом — в следующем абзаце). А пока поговорим вот о чем: сейчас на улице зима, холод, а мы говорим про воду. Не замерзает ли она в машинах? И да, и нет. Да — это только потому, что не все машины оборудованы системой продувки. Например, у этого Мерседеса нет продувки СВД — ствола высокого давления. После каждого его применения при отрицательной температуре ствол нужно продувать сжатым воздухом для удаления остатков воды. Но так как тут этой системы нет, зимой СВД не пользуются.

С КАМАЗом ситуация другая. Насоса высокого давления у него нет в принципе, но тот, что есть, тоже не может работать при отрицательной температуре. Поэтому насосный отсек хорошо обогревается автономным отопителем. Само собой, его стенки имеют термоизоляцию. Ну а в пожарных частях машины стоят в теплых боксах, всегда готовые выехать по вызову, так что там вода не замерзает. Теперь, как и обещал, пару слов про пену.

Не будем лезть в дебри пенообразования. Пена бывает разной, но самую простую готовят прямо на месте. Чтобы узнать, каким образом, залезем на крышу КАМАЗа.

Видите непонятные блестящие цилиндры справа? Это и есть пеногенератор «Пурга-5».

Для его работы нужен пенообразователь (его возят в отдельной емкости), вода и воздух. Вода смешивается с пенообразователем и под давлением эта смесь поступает в пеногенератор. Сам пеногенератор — набор сеток, через которые эта смесь проходит с воздухом. И в результате на выходе получается отличная пена, которая называется воздушно-механической. Ее применяют для тушения таких пожаров, где трудно что-то сделать одной водой (например, если горит легковоспламеняющаяся жидкость или резина).

Вам будет интересно  Обязательно глушить двигатель на заправке или можно заправляться с работающим?

И уж если залезли на крышу КАМАЗа, посмотрим, что на ней лежит слева (или справа, если смотреть по ходу движения). Это — лафетный ствол. Руками рукав под большим давлением не удержишь, поэтому используют этот ствол, который можно закрепить.

Кстати, никогда при пожарных не называйте рукав каким-нибудь шлангом. Они этого очень не любят. Говорят, что шланги в саду лежат, а тут — рукава. Что ж, если так правильно — пусть так и будет. А мы слезаем с крыши и обходим машины вокруг. Тут еще много интересного.

Куб, ножницы и прочие

В целом оборудование у автоцистерн стандартное, поэтому некоторые инструменты есть у всех машин обязательно. Их хранят в отсеках ПТВ — пожарно-технического вооружения. Это те отсеки, которые расположены по бокам машин. В АЦ обязательно возят с собой шанцевый инструмент, несколько веревок, огнетушители, ведра, иногда — песок. Но отличия в комплектациях машин, конечно, есть.

Например, в нашем КАМАЗе помимо обычного инструмента есть диэлектрический набор.

В него входят предметы, которые помогут при работе с напряжением. Например, огромные ножницы с диэлектрическими рукоятками перережут кабель под напряжением. В этом же наборе можно найти обувь на толстой резиновой подошве, диэлектрические коврики и перчатки.

Сразу же посмотрим на нижнюю полку. Тут лежат бензопила и бензорез (что-то типа «болгарки», но с бензиновым мотором). Последний инструмент нужен для того, чтобы, например, достать зажатую жертву ДТП из покореженной машины (мы же помним, что пожарные — это МЧС, и ездят не только на пожары). А вот в Мерседесе бензореза нет. Почему? Давайте посмотрим другой отсек — с гидравлическим аварийно-спасательным инструментом. Причем начнем с Мерседеса.

Здесь расположен набор гидравлических инструментов: домкраты, кусачки, ножницы, разжим. Порезать, отогнуть или «покусать» смятый в ДТП кузов могут именно они. Зачастую приходится пользоваться сразу несколькими инструментами (например, надо что-то приподнять, отогнуть, и только потом — отрезать). А весь этот инструмент подключается к одной станции-маслонасосу. И вот тут важно, сколько подключений имеет станция, то есть с каким количеством инструментов она может работать одновременно. На Мерседесе — сразу с четырьмя. На КАМАЗе — только с двумя (но не торопитесь ругать КАМАЗ: на нем стоит американская станция «Амкус»). Вот и приходится на этом автомобиле возить дополнительный бензиновый инструмент — на случай нехватки гидравлики.

Надо сказать, что пожарные часто укомплектовывают машину по своему желанию. В этом нет ничего необычного: им лучше знать, чего не хватает тому или иному автомобилю их гаража. Конечно, больших переделок обычно не бывает, но положить на всякий случай бензорез им никто не запретит.

Так, в КАМАЗе мы нашли набор бензиновых инструментов и диэлектрический набор. Теперь надо найти что-то такое, что есть в Мерседесе, но нет в КАМАЗе. У немца для унижения русских есть интересная штука — «куб жизни». Лежит он в отсеке гидравлического оборудования и выглядит неказисто: что-то типа обычного мешка.

На самом деле — это надувной «кубик», который пригодится для срочной эвакуации людей при пожаре. Там, где нельзя поставить лестницу, куб можно быстро накачать компрессором. А потом остается только ждать, когда на него будут прыгать люди. Говорят, это очень неприятный момент. Но иногда это единственный путь к спасению.

Конечно же, у автоцистерн есть еще некоторые общие отсеки — с аккуратно (это обязательное условие!) смотанными рукавами и набором различных стволов для рукавов и переходов с разветвителями для их подключения.

Теперь перейдем в кабины.

Главное — скорость!

Основная цель любого основного пожарного автомобиля — это, выражаясь протокольным языком, — доставка личного состава подразделений ГПС, огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения. На огнетушащие вещества и оборудование мы уже посмотрели, осталось разобраться с личным составом.

Обе машины перевозят семь человек расчета: трое (включая водителя) — на переднем ряду, четверо — в задней кабине. Постоянного водителя у машины обычно нет. В составе каждого расчета есть свой водитель, и садится за руль тот, чей расчет дежурит. Каких-то отличий для водителя в машинах нет — обычный грузовик. Так что тут все стандартно. Нестандартное начинается сзади, за спиной водителя.

Первый раз по пожарной машине я лазил лет шесть назад, и тогда меня больше всего удивило, что пожарные надевают дыхательные аппараты прямо в машине, а не садятся туда сразу с ними за спиной. Наиболее массивная часть дыхательного аппарата — это баллон со сжатым воздухом. Он крепится на спинках сидений, и когда личный состав расчета занимает свое место в задней кабине (она так и называется — кабина боевого расчета), он почти автоматически попадает спинами под аппараты. Остается только зафиксировать их на себе, а вот потом… А потом нужно быстро выйти с ними из машины и бежать на пожар. И вот тут начинаются сложности. Если в Мерседесе для этого нужно нажать один рычажок, то в КАМАЗе для освобождения аппарата (тут стоят дыхательные аппараты ПТС «Профи») приходится пользоваться тугим рычагом. А потом — елозить на месте, чтобы высвободить баллон со своего места. В общем, не очень удобно и не так быстро, как на Мерседесе.

В кабине боевого расчета, конечно же, тоже поддерживают идеальный порядок. Некоторая мелочь, которая может пригодиться в работе, закреплена на стенке, отделяющей это пространство от кабины водителя. Ну как — мелочь… Это не только фонарики, это и каски, и противогазы. И еще с собой возят запасной дыхательный аппарат, то есть их общее количество в машине складывается из количества человек в расчете плюс обязательно один запасной.

Порядок — это главное, что требуется в пожарном автомобиле. А еще — регулярное ТО.

Хорошо и плохо

Есть одна общая деталь у пожарных автомобилей и самолетов: неважно, сколько они ездят и когда их выпустили. Главное, как их обслуживают.

Пожарная машина проходит техобслуживание очень часто: либо раз в месяц, либо каждую тысячу километров (что наступит раньше). Причем ТО не ограничивается заменой масла. Тут машину иногда приходится и подкрасить, и проверить все ее оборудование. Работы много. И конечно же, сам боевой расчет машины не занимается ее ремонтом, для этого есть другие люди.

Все это прекрасно. Но есть и грустные моменты. Например, в МЧС кто-то не всегда думает головой, распределяя технику. В мегаполис вполне могут отправить машину на шасси 6х6, после чего каждая поездка на неповоротливом полноприводном грузовике по тесным улицам и заставленным машинами дворам становится мучением. А в городок с большим районом, состоящим из сел и деревень, могут направить машину на шасси 4х2. Такая АЦ с трудом добирается до труднодоступных мест района. Почему иногда так делает руководство, пожарные не знают. И комментировать не хотят.

Не хотят говорить и о нормах расхода горючего. Кое-что удалось выбить из знакомых, и как мне показалось, ситуация с горючкой иногда становится просто ненормальной. Тем, кто живет за счет федерального бюджета, повезло. В региональных частях жизнь может быть трудной до крайности: солярки не хватает даже для выезда на ЧС. Не всегда и не везде, конечно, но бывает. Но как-то с этим справляются: если речь идет о спасении жизней, часто приходится делать не только все возможное, но иногда и невозможное. Просто так в пожарные и в МЧС не приходят — нужно иметь призвание.

Источник https://opozhare.ru/tushenie/tipy-i-vidy-pozharnoj-tehniki

Источник https://www.drom.ru/info/misc/82376.html

Источник

Источник

Author: mag