Пожарная безопасность стоянки автомобилей и паркинга — требования

Содержание

Пожарная безопасность стоянки автомобилей и паркинга — требования

Автостоянки — это целый комплекс конструкций, сооружений, огражденных участков, плавучих дебаркадеров. Подробнее о типах автостоянок можно узнать на данной странице.

Требования к ним определяются СП 113.13330.2012/СНИП 21-02-99* и зависят от типа стоянки, ее объема и расположения.

Требования к планировочным и конструктивным решениям паркингов

По степени опасности развития пожара Приложение Б СП 5.13130.2009 относит автомобильные стоянки и паркинги ко 2-й группе помещений. Эта степень определяется по двум параметрам:

· удельной пожарной нагрузке сгораемых материалов (для автомобильных стоянок 181–1400 МДж/м2).

Согласно СП 113.13330.2016, допустимое число этажей на стоянках, степень огнестойкости конструкции и площадь отдельного пожарного отсека определяют, руководствуясь требованиями нормативных документов, при этом наземные стоянки автомобилей не могут иметь более 9 этажей, а подземные многоуровневые автостоянки — более 5. Во внутренней отделке автостоянок и паркингов следует использовать огнеупорные материалы.

В наземных закрытых паркингах возможно хранение автомобилей в индивидуальных боксах, разделенных огнестойкими перегородками (предел огнестойкости R45). Ворота в таких боксах допускается изготавливать в виде ограждения из металлической сетки, а если в боксах применяются установки объемного пожаротушения, то разрешается использование глухих ворот.

Что касается подземных стоянок, то в них разделение машиномест на отдельные боксы полностью запрещено. Для отдельно стоящих на незастроенной территории подземных стоянок, количество этажей в которых не превышает двух, необходимо наличие на каждом этаже самостоятельных въездов-выездов.

В последнее время широкое распространение получили подземные встроенные парковки, расположенные в зданиях самого различного назначения, включая жилые дома. По требованиям пожарной безопасности автостоянки могут быть встроены в здания I и II степеней огнестойкости классов C0 и C1. Поскольку возгорание на встроенных парковках без своевременно принятых мер может перекинуться на основное строение, к ним предъявляются особенно строгие требования пожарной безопасности.

Нормативная база

С полным перечнем нормативных документов, который может понадобиться при строительстве стоянки для автомобилей, можно ознакомиться здесь.

Размещение автомобильных стоянок

Парковки для автомобилей обычно носят наземный характер и строятся с учет временного, не долгосрочного пребывания автомобилей (например, на время посещения клиентом магазина). Требования к ним минимальны. Парковки располагаются на территории, прилежащей тому или иному заведению.

С автомобильными стоянками (АС) дела обстоят гораздо сложнее.

  1. На уровне земли (при этом площадка ограждается и специальным образом оборудуется).
  2. В сооружениях иного назначения (ограничения по пожаро-опасности сооружений можно найти в СНиП 21-01 и НПБ 105). При этом стоянка размещается на уровне земли (в цоколе, нижних этажах над землей), ниже уровня (подвал, подземные этажи).
  3. Подземные стоянки для автомобилей строят под территорией, на которой не планируется возведение зданий и сооружений (парковая зона, скверы, под уличное пространство, в том числе под проездами).
  4. Их оборудуют даже на плавучих конструкциях (дебаркадерах).

Стоянки могут быть:

  • открытого (с навесами и без) и закрытого типа;
  • с парковкой непосредственно водителем или посредством механического приспособления;
  • с наличием индивидуальных боксов и с отсутствием таковых;
  • отапливаемые и неотапливаемые.

Еще один не маловажный пункт при планировании автомобильной стоянки — это тип транспорта, для хранения которого они предназначены:

  • легковой;
  • микроавтобусы;
  • автобусы;
  • грузовые автомобили крупных габаритов;
  • строительная техника;
  • средства для транспортировки ГСМ.

На первый план при обустройстве таких объектов выходят противопожарные требования. Санитарные нормы в основном касаются расстояний от разного рода сооружений, конструкций площадок (по СанПиНу 2.2.1/2.1.1.1200-03, пункт 18).

Если стоянка рассчитана на 50 и более мест для ТС, требуется обустройство КПП, бытовых помещений для персонала (обязательно должны быть туалетные комнаты) и комнат для хранения инвентаря для уборки и оборудования для обеспечения ППБ.

Автостоянки встроенно-пристроенного типа можно размещать не во всех зданиях и сооружениях (п 4.10 свода правил 113.13330.2012). При строительстве автостоянок надо учитывать, что можно возводить сооружения до 9 этажей (включительно) при наземных конструкциях, и до 5 этажей (включительно) для подземных.

Мероприятия по пожарной безопасности автостоянок и паркингов

Грамотно спроектированные системы противопожарной защиты на автостоянке – это больше половины дела на пути к безопасности. Однако, не менее важны и организационные, конструктивные, объемно-планировочные мероприятия.

Соблюдение следующих пунктов повысит безопасность стоянки и сделает место хранения авто более надежным:

  1. Обустройство места для курения за пределами паркинга.
  2. Наличие указателей:
    • выходов (на каждом этаже для многоуровневых стоянок);
    • путей движения;
    • запрещения курения;
    • мест расположения огнетушителей и т. д.
  3. Наличие первичных средств пожаротушения.
  4. Огнезащитная пропитка открытых частей конструкций. Восстановление слоя пропитки при окончании срока эксплуатации материала.
  5. Зимой обязательна очистка наружных проездов и лестниц от льда, снега.
  6. Запрещено переоборудовать боксы для автомобилей в помещения иного предназначения.
  7. Регулярная проверка систем противопожарной защиты с привлечением сотрудников Госпожнадзора – как минимум раз в году.

Организационные мероприятия указаны в ППР в РФ.

Только выполнение всего комплекса решений и мероприятий позволит на 100% обеспечить пожарную безопасность автостоянок и паркингов.

Системы противопожарного водоснабжения и тушения на закрытых автостоянках

Внутренний противопожарный водопровод на автостоянке должен соответствовать положениям свода правил «СП 10.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности». При этом, по требованиям СП 113.13330.2016 для внутреннего пожаротушения закрытых стоянок число струй воды и ее расход на каждую из них определяется площадью защищаемого помещения. При объеме этого помещения от 0,5 м до 5000 м требуется две струи по 2,5 л/с, а при объеме защищаемого помещения более 5000 м — две струи по 5 л/с.

В одноэтажных и двухэтажных стоянках боксового типа, каждый бокс которых имеет собственный выезд, разрешено обходиться без противопожарного внутреннего водопровода. Противопожарный водопровод в подземных многоэтажных стоянках, включая и встроенные, должен иметь наружные патрубки, чтобы при необходимости к ним можно было подсоединить передвижную пожарную технику. Полы таких стоянок необходимо оснастить устройствами водоотведения в ливневую канализацию, а сам противопожарный водопровод должен быть выполнен отдельно от других внутренних водопроводных систем.

Если автомобили на стоянке хранятся в несколько ярусов, размещение установок автоматического пожаротушения проектируют так, чтобы обеспечивать тушение на каждом ярусе хранения.

Рис. 1. Система пожарной безопасности паркинга

Санитарные требования к автостоянкам

Эти требования зависят от количества машино-мест и назначения сооружений, возле которых они обустраиваются. Расстояние до объектов рассчитывается согласно специальной таблице и может варьировать от 10 до 50 м.

  • типа сооружения (расстояние до ДОУ, школ, других детских заведений и ЛПУ больше, чем до жилых и общественных зданий);
  • того, какое максимальное расстояние требуется соблюдать при обустройстве стоянки от 300 машино-мест.
  • того, собираетесь ли вы обустраивать стоянку открытого типа для машин в количестве свыше 500 шт. на территории жилого комплекса. Это запрещается и можно делать только на территориях, предназначенных под промиспользование.

Расстояние от проезда до места хранения машин любого типа не может быть меньше 7 м. Если автопарковка выполнена под землей (зданием), выбросы ее вентиляционной системы организуются на высоте от 1,5 метров над коньком кровли здания. Требования, применяемые к подземному типу стоянкам и гаражам, применимы и к обвалованным стоянкам.

Вам будет интересно  Ремни безопасности для легковых автомобилей

Системы пожаротушения для автостоянок и паркингов

Пожалуй, главным мероприятием, способным обеспечить пожарную безопасность здания, является монтаж систем сигнализации и пожаротушения. Для автостоянок и паркингов эти системы должны быть автоматическими.

Конкретный выбор вида установки пожаротушения зависит от типа и площади автостоянки, объема помещений, климатических условий в помещениях, конструктивных особенностей объекта.

АУПС должны быть предусмотрены для всех подземных стоянок. Для надземных площадок – если они имеют несколько этажей, встроены в другие здания, расположены под мостом или механизированы. Простые надземные стоянки, которые вмещают не более 25-ти авто, допускается не оснащать системой пожаротушения.

Систему сигнализации можно не монтировать на паркингах, где есть круглосуточный дежурный, либо для стоянок боксового типа с выездом наружу из каждого бокса.

Вентиляция и противодымная защита паркингов

Закрытые наземные паркинги и подземные автостоянки оборудуются системами противодымной вентиляции, которые должны эффективно удалять дым из помещений. В 2017 году был разработан и 22 февраля 2018 года введен в действие новый свод правил «СП 300.1325800.2017. Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования», по которому должен составляться проект и изготавливаться система струйной и противодымной вентиляции именно на крытых и подземных автостоянках. Вентиляционная система автостоянки, согласно данному своду правил, должна состоять из трех частей:

1) приточно-вытяжной вентиляции;

2) противодымной вентиляции;

3) струйной вентиляции (см. рис. 1).

Приточно-вытяжная вентиляция отвечает за подачу в помещение стоянки свежего воздуха извне и удаления воздуха загрязненного. Она, свою очередь, состоит из двух систем: вытяжной вентиляции и приточной вентиляции.

В систему противодымной вентиляции входят вытяжная вентиляция с вентиляторами дымоудаления и приточная противодымная вентиляция с приточными вентиляторами. Побуждение тяги в системах должно быть механическим. Все вентиляторы системы дымоудаления должны эффективно и безаварийно работать 2 часа при температуре газов в помещении, равным 400 °С. Приточные вентиляторы устанавливают так, чтобы они были способны полноценно возмещать объем удаленных дымовых газов.

Схему и параметры вентиляционной системы выбирают на основе ее способности максимально быстро и безопасно обеспечить эвакуацию людей через свободные от дыма выходы, а также обеспечить параметры воздуха на стоянке, соответствующие требованиям ПДК СО (по ГОСТ 12.1.005-88) — около 70 мг/м3.

Проектирование и монтаж вентиляционной установки производится согласно требованиям отраслевых нормативных документов.

Пожарная безопасность электротехнических устройств на стоянках

Электротехнические устройства на автостоянках проектируют и монтируют согласно требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, утвержденного Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ и Правилами устройства электроустановок (ПУЭ).

В первую очередь надежным электроснабжением следует обеспечить электроустановки первой категории, применяемые в противопожарной защите: системы автоматического пожаротушения и сигнализации, системы оповещения, противодымной защиты и прочие. Ко второй категории относят электроприводы лифтов и прочих механизмов для перемещения автомобилей, аварийное освещение стоянок, а к третьей — все остальные потребители электроснабжения технологического оборудования автомобильных стоянок (пункт 6.4.2 СП 113.13330.2016).

В местах прохождения электропроводок инженерных систем и кабельных линий через строительные конструкции, имеющие нормируемый предел огнестойкости, необходимо предусмотреть кабельные проходки с соответствующим пределом огнестойкости.

Пожарная безопасность стоянки автомобилей и паркинга: требования

Пожарная безопасность автостоянки (паркинга и стоянки автомобилей)31.01.2020

Каждый день в сводке криминальных происшествий упоминаются противоправные действия злоумышленников, направленные на личный транспорт граждан. Сюда входят кражи, угоны, умышленная порча автомобилей. Это влечет значительные финансовые затраты для собственников или невосполнимые потери. Поэтому безопасность, неприкосновенность легкового транспорта – важная задача каждого собственника.

Жители многоквартирных домов решают проблему двумя способами: приобретением индивидуального гаража или арендой места на стоянке или паркинге. При этом обустройство мест хранения транспорта должно соответствовать противопожарным правилам и строительным нормам.

Требования и нормы ПБ в гаражах

Для строительства коммерческих боксов, стоянок, парковок в обязательном порядке требуется согласование с ГПН. Сооружения на частных участках (индивидуальные гаражи) не нормируются.

Хранение бензина в гараже

Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ), газообразные горючие вещества и неочищенную от топлива тару запрещено хранить в помещениях гаражей-стоянок в МКД, на подземных паркингах. Исключения:

  • топливо в баках самих ТС;
  • в иных видах гаражей позволено держать:
    • бензин, дизель – до 20 кг;
    • смазочные материалы – до 5 кг.

    Все работы, связанные с огнем, топливом запрещено проводить вне специальных площадок. Минимальное расстояние до стоянки – 50 м. Пролитые ГСМ незамедлительно убирают с помощью песка, опилок и утилизируют за границы строений в металлические ящики с крышками.

    Хранение резины в гараже

    Шины и резиновые предметы следует держать раздельно с иными изделиями. Запрещено совместное хранение, под которым имеется в виду непосредственная близость, одна секция, сегмент помещения.

    В особых случаях, например, на стояночных комплексах, место с покрышками отделяют противопожарными перегородками, перекрытиями (п. 2.30 ВСН 01-89, СП 4.13130). На подземных паркингах запрещено хранить резину вообще.

    Расстояние между автомобилями

    Автомобили ставят с промежутками в 0,5 – 0,8 м (Прил. А, СП 113.13330). Это же расстояние отмеряют от конструкций помещения. Между машинами на промышленных объектах – от 1 м.

    Параметры рассчитываются, выходя из минимального размера одного места 5,3х2,5 м, а для инвалидов – 6,0х3,6 м.

    Расстояния между гаражом и другими объектами

    Для предприятий градостроительные нормы и СанПиН обязательные:

    • от ворот до перекрестков:
      • магистральных улиц – 50 м, обычных – 20 м;
      • от 300 мест;
      • для общественного, грузового, специального, ведомственного, служебного автотранспорта, такси;

      Правила по расстояниям содержит табл. B.1 СП 113.13330, табл. 10.1 СП 42.13330.2016:

      от гаражей и открытых стоянок при числе легковых автомобилей

      от станций технического обслуживания при числе постов

      В том числе торцы жилых домов без окон

      Общеобразовательные школы и детские дошкольные учреждения

      Лечебные учреждения со стационаром

      Для индивидуального гаража правила рекомендательного характера:

      • до линии раздела, забора соседнего участка – 1 м (под сточные воды, аварийный проход);
      • от ближайшего строения на соседнем участке (от окон, веранды, стен) – 6 м;
      • от красной линии – 5 м;
      • от бокового забора, улицы (до проезда между домами) – 3 м;
      • до любого хозяйственного здания – 1 м;
      • допускается примыкание к дому, если бокс имеет защитные перегородки;
      • для домов с боксами:
        • встроенными – 6 — 10 м от забора, деревянные – 15 м;
        • пристроенными – правила как для отдельно стоящих.

        Замеры делаются от краев выступающего цоколя или стен, от того, что больше выделяется до линии ближайшей детали соседней постройки.

        Класс функциональной пожарной опасности гаража

        Объекты для хранения автомобилей условно разделяют на 4 категории. Есть классы пожарной безопасности, степени огнестойкости, предопределяющие строгость требований:

        Отдельно стоящие частные

        • Ф5;
        • индивидуальное строение не подлежит нормированию, если не является частью СТО.

        Помещения гаражного кооператива

        • Ф 5.2;
        • расчет опасности обязательный. Приравнивается к складам.

        Категории от А до Д в зависимости от количества мест. Например, парковки возле супермаркетов относят к В1 и В2.

        Классифицируются в зависимости от топлива, параметров самого здания.

        Стоянки для газобаллоных машин размещаются в отдельных постройках I – V ст., класс C0. Запрещено использовать:

        • подвалы, цоколи, подземные помещения;
        • наземные закрытые стоянки в домах с иным назначением;
        • боксы без отдельных выездов.

        Пример расчета по категории гаража по взрывопожарной и пожарной опасности

        Огнестойкость распространенных построек (по ФЗ 123, ст. 69, табл. 11):

        • кирпичный бокс: степень II или III, кл. С0;
        • металлический гараж: степень максимум IV, кл. – C1.

        Гаражам для легковых машин, кроме тех, которые на газе, присваивают кат. В1 без исчислений; автостоянкам – кат. В. (п.6.11.11 СП 4.13130.2013).

        Для грузового автотранспорта исчисления потребуются. Расчет включает сложные формулы. Определяется:

        • давление насыщенных паров, взрыва;
        • интенсивность испарения;
        • низшая теплота сгорания;
        • пожарная нагрузка;

        Учитывается наличие поддонов, сливных приямков. Данные сопоставляют с нормами НПБ и относят здание к соответствующему классу. Краткое изложение «Примера №17» из пособия к СП 12.13130.2009 для грузовика:

        • высчитывают общую массу горючих веществ (топливо, картон, резина и пр.) Результат сравнивают с таблицами;
        • берут показатели низшей теплоты горения, вычисляют пожарную нагрузку (обычную и удельную). После сравнений условий выше/ниже рамок таблиц определяют категорию помещения.

        Определить степень огнестойкости здания гаража можно по СНиП 21-01-97. Для этого необходимо знать, из каких материалов построено здание. Процедуру осуществляют специалисты, поскольку потребуется провести испытания, применить классификацию различных веществ.

        Средства пожаротушения в гараже

        • для частных отдельно стоящих объектов для хранения автотранспорта достаточно первичных мер (огнетушители);
        • для коммерческих предприятий нормы предписаны СП 113.13330 (Раздел. 6.5.) и 5.13130. Автоматическое пожаротушение (АУПТ), оповещение, первичные средства обязательные на закрытых площадках, для надземных – при 2 этажах и больше. Виды:
          • чаще всего: дренчеры, ТРВ, внутренний водопровод, модульные устройства;
          • реже: спринклеры;
          • огнетушители ручные, передвижные.

          Для одно и двухэтажных боксовых стоянок, где каждое помещение имеет свой отдельный выезд (гаражные ворота), позволено не применять автоматическое пожаротушение и сигнализацию.

          Пожарный щит: требования

          Пожарный щит потребуется:

          • нет внутреннего водовода для тушения возгораний и АУПТ;
          • нет наружных систем водоподачи;
          • при удалении от 100 м от точек забора воды;
          • стоянки на 50 мест и больше, помимо щита, дополнительно оборудуются площадками с контейнерами, баками с песком, средствами индивидуальной защиты.

          Количество щитов, комплектация, их необходимость для классов и категории строений определяется таблицами СП 113.13330 и ППР.

          • стандартная:
            • огнетушитель;
            • лом;
            • багор;
            • крюк;
            • лопаты: штыковая, совковая;
            • ведро;
            • защитный экран 1,4х 2 м;
            • емкости для воды: 0,2 и 0,02 куб. м;
            • инструмент для резки проводов;
            • огнестойкое покрывало;
            • вилы;
            • тележка;
            • резервуар с песком 0,5 куб. м.;
            • насос пожарный механический;
            • рукав 5 м.

            Огнетушитель для гаража: какой выбрать

            Для автостоянок рекомендованы порошковые или углекислотные огнетушители. Используются также пенные и водные первичные средства пожаротушения, но они малоэффективные для ГСМ. Для организаций количество и тип определяется по таблицам СП 113.13330, НПБ 166-97 (Прил. 1), ППР.

            В гаражах, как правило, используют ОП или ОУ от 4 л (кг). Автомобилисты рекомендуют держать одновременно два типа огнетушителей. Нужно помнить, что ОУ не тушит класс А (обычные твердые материалы), но он эффективен для разлитых жидкостей. Лучший выбор – эмульсионные и хладоновые огнетушители, так как не наносят вред при тушении, но они дорогие.

            Сколько огнетушителей должно быть

            Количество огнетушителей для стоянки, боксов до 200 м. кв. (табл. 1 ППБ):

            • ОП или ОВП от 10 л – 4;
            • ОП от 4 кг – 2;
            • ОХ от 3 л – 4.

            первичные средства пожаротушения и правила применения при тушении пожара

            Система дымоудаления в гараже

            Минимум для гаража – это вытяжная противодымная система по СП 60.13330.2012 (СНиП 41-01-2003) (р. с учетом п. 7.2 и 7.3 СП 7.13130 для удаления продуктов, выделяющихся при возгорании веществ.

            Пожарная сигнализация в гаражах: требования

            Автостоянки с количеством парковочных мест от 10 шт. должны оборудоваться противопожарной сигнализацией. Оповещение в частных отдельных боксах отнесено на усмотрение владельца. Для сигнализации требуется проект по НПБ 88-2001.

            Какие извещатели ставить

            Дымовые извещатели – это стандарт, рекомендованный НПБ 88-2001 в п. 13.5. Есть мнение, что дымовые датчики часто срабатывают ложно от выхлопов. Это не всегда так – качественные извещатели имеют соответствующие настройки.

            Тепловые датчики пожарной сигнализации ставить можно, но они срабатывают, когда пламя набрало силы, а тушить рекомендовано на стадии задымления.

            Противопожарные мероприятия в автогаражах

            Меры состоят в следующем:

            • сигнализация;
            • АУПТ, средства первичного пожаротушения;
            • эвакуационные выходы;
            • проезд как минимум для разъезда двух автомобилей;
            • наличие огнеупорных преград (перегородок, перекрытий);
            • материалы с пределами огнестойкости по СП 2.13130.2012;
            • противопожарные разрывы между боксами;
            • пол должен быть негорючим.

            Работники, персонал допускаются к исполнению своих обязанностей только после прохождения инструктажей и проверки знаний. Обязательно для организаций разрабатывается инструкция о пожарной безопасности.

            Скачать: Образец инструкции о мерах ПБ в гараже.pdf
            Скачать: Бланк инструкции о противопожарных мерах на автотранспортных предприятиях.pdf

            План эвакуации техники при пожаре в гараже

            Разработку эвакуационной схемы организовывает руководитель предприятия. Схема вывешивается поэтажно и содержит:

            • направления для выхода;
            • места средств пожаротушения;
            • кратко первоочередные действия;
            • телефоны спасательных служб.

            Указатели эвакуационных путей (светящиеся таблички, стрелки) вывешиваются на каждом этаже. План обязательный для помещений:

            • массово посещаемых (кроме жилых домов);
            • с рабочими помещениями для 10 чел. и больше;
            • количество автомобильной техники в гараже, при котором разрабатывается план эвакуации при пожаре – от 25 единиц. Дополнительно создают схему расстановки с описанием очередей и порядка, хранят буксирные тросы, штанги из расчета 1 шт. на 10 ед.

            План эвакуации составляется по ППР, ГОСТ Р 12.2.143-2009, СП 113.13330.2012.

            Как тушить пожар в гараже

            Правила ликвидации возгораний учитывают закрытость, компактность бокса, наличие вентиляции:

            • не приближаться к горящим объектам, если есть угроза взрыва;
            • вырывающееся пламя тушить через зазоры, продвигаясь постепенно внутрь;
            • выкатить автомобиль, если есть возможность (стадия задымления);
            • при значительном задымлении не заходить вглубь;
            • топливо тушат от переднего края, стараясь оторвать пламя от очага, оптимальный наклон струи – 45°;
            • ЛВЖ можно присыпать песком, грунтом;
            • вода малоэффективная против топлива. Надо использовать порошковые, хладоновые, эмульсионные огнетушители, в крайнем случае – пенные или смоченную водой плотную ткань, которую накидывают на очаг;
            • стены тушить снизу-вверх, проемы – наоборот.

            Нормативная база

            С полным перечнем нормативных документов, который может понадобиться при строительстве стоянки для автомобилей, можно ознакомиться здесь.

            • СП 113.13330.2012. Этим документом учтены требования большинства нормативов.
            • ФЗ РФ №52 о благополучии населения.
            • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, пункт 18, определяющих СЗЗ.
            • Свод правил 59.13330 — определяет обустройство парковочных мест для маломобильной категории населения.
            • Свод правил 42.13330 нормирует расчет площади участка под автостоянку.
            • Для стоянок под землей важным моментом является соблюдение требований по СанПиНу 2.1.2.2645.

            Размещение автомобильных стоянок

            Парковки для автомобилей обычно носят наземный характер и строятся с учет временного, не долгосрочного пребывания автомобилей (например, на время посещения клиентом магазина). Требования к ним минимальны. Парковки располагаются на территории, прилежащей тому или иному заведению.

            С автомобильными стоянками (АС) дела обстоят гораздо сложнее.

            • На уровне земли (при этом площадка ограждается и специальным образом оборудуется).
            • В сооружениях иного назначения (ограничения по пожаро-опасности сооружений можно найти в СНиП 21-01 и НПБ 105). При этом стоянка размещается на уровне земли (в цоколе, нижних этажах над землей), ниже уровня (подвал, подземные этажи).
            • Подземные стоянки для автомобилей строят под территорией, на которой не планируется возведение зданий и сооружений (парковая зона, скверы, под уличное пространство, в том числе под проездами).
            • Их оборудуют даже на плавучих конструкциях (дебаркадерах).

            Стоянки могут быть:

            • открытого (с навесами и без) и закрытого типа;
            • с парковкой непосредственно водителем или посредством механического приспособления;
            • с наличием индивидуальных боксов и с отсутствием таковых;
            • отапливаемые и неотапливаемые.

            Еще один не маловажный пункт при планировании автомобильной стоянки — это тип транспорта, для хранения которого они предназначены:

            • легковой;
            • микроавтобусы;
            • автобусы;
            • грузовые автомобили крупных габаритов;
            • строительная техника;
            • средства для транспортировки ГСМ.

            На первый план при обустройстве таких объектов выходят противопожарные требования. Санитарные нормы в основном касаются расстояний от разного рода сооружений, конструкций площадок (по СанПиНу 2.2.1/2.1.1.1200-03, пункт 18).

            Если стоянка рассчитана на 50 и более мест для ТС, требуется обустройство КПП, бытовых помещений для персонала (обязательно должны быть туалетные комнаты) и комнат для хранения инвентаря для уборки и оборудования для обеспечения ППБ.

            Автостоянки встроенно-пристроенного типа можно размещать не во всех зданиях и сооружениях (п 4.10 свода правил 113.13330.2012). При строительстве автостоянок надо учитывать, что можно возводить сооружения до 9 этажей (включительно) при наземных конструкциях, и до 5 этажей (включительно) для подземных.

            Санитарные требования к автостоянкам

            Эти требования зависят от количества машино-мест и назначения сооружений, возле которых они обустраиваются. Расстояние до объектов рассчитывается согласно специальной таблице и может варьировать от 10 до 50 м.

            • типа сооружения (расстояние до ДОУ, школ, других детских заведений и ЛПУ больше, чем до жилых и общественных зданий);
            • того, какое максимальное расстояние требуется соблюдать при обустройстве стоянки от 300 машино-мест.
            • того, собираетесь ли вы обустраивать стоянку открытого типа для машин в количестве свыше 500 шт. на территории жилого комплекса. Это запрещается и можно делать только на территориях, предназначенных под промиспользование.

            Расстояние от проезда до места хранения машин любого типа не может быть меньше 7 м. Если автопарковка выполнена под землей (зданием), выбросы ее вентиляционной системы организуются на высоте от 1,5 метров над коньком кровли здания. Требования, применяемые к подземному типу стоянкам и гаражам, применимы и к обвалованным стоянкам.

            УО обязана принимать меры для приведения придомовой территории в соответствие с требованиями НПА

            Суды также рассмотрели доводы управляющей организации о том, что предписание органа пожарного надзора невозможно было исполнить: в её обязанности не входило освобождение проезда к дому от припаркованных машин до ширины проезда 6 метров, да и не могла она требовать от владельцев транспортных средств освободить проезд к дому. Доводы были признаны необоснованными.

            К тому же УО не предоставила доказательств, что принимала меры для приведения придомовой территории в соответствие с требованиями нормативных актов и предлагала собственникам решить вопрос по размещению стоянки в соответствии с требованиями СНиП и СанПиН.

            Рекомендации УО по противопожарной безопасности в домах

            Объективно управляющим организациям не уследить за тем, как близко к дому жители ставят свои машины. Чтобы не получить предписание от контролирующего органа, необходимо:

            • проверить, что вы не нарушаете нормы Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, Правила противопожарного режима в РФ, утверждённые постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, постановление Правительства РФ от 22.12.2009 № 1052 и иные нормативные акты;
            • провести ОСС и решить на нём вопрос об организации стоянки автотранспорта у дома;
            • регулярно информировать жителей МКД о необходимости соблюдать требования пожарной безопасности;
            • писать претензии владельцам машин, нарушающим требования пожарной безопасности. Это поможет вам доказать в суде, что вы предпринимали попытки предотвратить нарушение.

            Виды автостоянок

            Это строительные объекты (их части, помещения, строительные отсеки), специально оборудованные для хранения всех видов транспорта с двигателем открытые площадки.

            В нормативно утвержденный перечень транспортных средств не попали велосипеды. К большому сожалению их владельцев хранить этот вид колесного транспорта на автостоянках не получится.

            Данный свод правил определяет длительность хранения в паркингах, на автостоянках личного транспорта. Место может закрепляться за владельцем на постоянной основе на срок более 12 часов. На платной или общественной автостоянке можно оставлять транспорт временно.

            Среди множества организованных транспортных стоянок можно выделить три основных типа, включающие в себя все разновидности объектов в зависимости от строительного исполнения, места размещения, принципа расстановки транспорта, способа заезда, обустройства.

            Открытые

            Для длительного хранения автомобильного транспорта, временной парковки используются стоянки открытого типа. Их виды:

            • внутри дворовые – для владельцев квартир в многоквартирных домах, их родственников, гостей;
            • общественные – располагаются на административной, общественно — деловой территории населенного пункта;
            • объектовые – предназначены для автотранспорта сотрудников складов, производственных предприятий;
            • перехватывающие – обустраиваются рядом с железнодорожными остановками, станциями метрополитена, городского наземного электротранспорта для автотранспорта людей, добирающихся в центр города.

            Открытые паркинги, автостоянки могут быть:

            • бесплатными (общественными);
            • платными (обслуживаются организациями, оказывающими такой вид услуг населению);
            • охраняемыми и неохраняемыми;
            • с ограждением территории для препятствования свободному доступу и без ограждения;
            • обвалованные – наземные и заглубленные (50% уровня сооружения находится ниже уровня земли);
            • парковки без навесов, расположенные на крышах строительных объектов.

            К открытым наземным стоянкам отнесены парковки, организованные на строительных объектах, если 50% и более поверхности наружной ограды на любом ярусе составляют открытые проемы, не имеющие заполнения, а остальное – парапеты.

            На территории открытых парковок, гаражей автотранспортных предприятий, гаражей – стоянок учреждений разрешено обустройство пунктов текущего ремонта авто, постов техсервиса.

            Обеспечительные меры пожарной безопасности открытых автостоянок

            На данных объектах предписывается своевременно убирать растительный мусор в противопожарных разрывах до общественных, жилых зданий, строительных, производственных объектов. Запрещено захламлять территорию и хранить на ней горючие материалы.

            Открытые парковки должны иметь сквозные проезды по территории. В случае возгорания это облегчает подъезд пожарной спецтехники.

            Правила противопожарного режима категорически запрещают сливать и заливать на стоянке топливо, горючие жидкости, курить. В целях контроля территория охраняемой стоянки регулярно обходится сотрудниками. На парковке должны быть в наличии огнетушители (передвижные, переносные). В холодное время они должны находиться в отапливаемом помещении.

            Пожарная безопасность автостоянки (паркинга и стоянки автомобилей)

            Подземные

            К этому виду относятся строительные объекты, в которых пол всех этажей на котором расстанавливается и хранится автотранспорт расположен ниже поверхности земли на глубине, превышающей 50% высоты сооружения.

            Подземные автостоянки бывают одноэтажными или многоэтажными. Количество этажей зависит от геологических пород, рельефа местности, высоте залегания грунтовых вод, потребности населения.

            Традиционные подземные паркинги позволяют владельцам автомобилей самостоятельно маневрировать при размещении машины на закрепленном месте. Полумеханизироанные и автоматизированные парковки перемещают транспорт с помощью механизмов. Участие водителя в этом процессе может быть или не быть.

            На подземных парковках можно:

            1. Хранить автомобиль в манеже (общем помещении), имеющем свободный выезд к внутреннему проезду каждого этажа.
            2. Хранить машину в отдельном боксе, имеющем выезд наружу, на внутренний проезд.

            На площади встроенных подземных стоянок не допускается боксовое хранение транспорта, даже если они разделены противопожарными перегородками. Постоянные места хранения допускается ограждать сеткой из негорючего материала.

            Единица площади подземного паркинга имеет высокий уровень пожарной нагрузки, откуда вытекает повышенная пожарная опасность. В случае возгорания все помещения быстро заполняются дымом и токсичными продуктами горения, при этом снижается возможность безопасной эвакуации автовладельцев, затрудняется поиск очага горения, тушение пожара.

            Для минимизации возможности вышеназванных последствий подземные стоянки личного транспорта обязательно оборудуются:

            • автоматической системой дымоудаления;
            • пожарной сигнализацией;
            • стационарной системой пожаротушения.

            Встроенные

            Этот вид автостоянок может быть наземным или подземным сооружением, которое пристраивается или встраивается строительный объект, имеющий иное функциональное назначение.

            Проекты таких строительных конструкций, планировка, объем, инженерные системы оговариваются жесткими, специфическими требованиями пожарной безопасности. это закономерно, потому что пристроено – встроенные автостоянки обычно представляют собой часть жилого многоквартирного дома, места массового скопления посетителей, покупателей.

            Вам также может быть интересно:

            Пожарная безопасность при проведении огневых работ

            Организация огневых работ

            Виды и исполнения знаков безопасности

            Знаки безопасности по видам применяемых материалов могут быть несветящимися, световозвращающими и фотолюминесцентными.

            Несветящиеся знаки безопасности выполняют из несветящихся материалов, они зрительно воспринимаются за счет рассеяния падающего на них естественного или искусственного света.

            Пожарная безопасность гаражей

            Причины пожаров в помещениях гаражей

            Требования пожарной безопасности

            «ППР в РФ» запрещает на открытых автостоянках, под навесами для хранения транспорта, в помещениях паркинга, гаража-стоянки:

            • Размещать автотранспорт в количестве, что превышает предусмотренное проектными решениями для данного защищаемого объекта, нарушать план расстановки, в том числе уменьшая расстояния между автомашинами.
            • Допускать загромождение ворот, проездов.
            • Выполнять огнеопасные работы, связанные с термической обработкой, сваркой, резкой металлов, столярные, малярные виды работ; промывать детали, используя горючие, легко воспламеняемые жидкости.
            • Допускать утечку, проливы топлива, смазочных масел, не закрытие горловин топливных баков.
            • Сливоналивные работы с топливом.
            • Хранение любых нефтепродуктов, а также тары из-под топлива, смазочных материалов.
            • Производить подзарядку аккумуляторных батарей, не снимая с автомобилей, так как при этом выделяются горючие газы. Исключение – гибридные и электромобили.
            • Разогревать двигатели, пользоваться для освещения любыми источниками открытого огня.
            • Устанавливать автотранспорт, что предназначен для транспортировки горючих газов, жидкостей, ЛВЖ.

            Кроме того, для каждого основного вида автостоянок, паркингов существуют отдельные требования:

            • СП 113.13330, СП 154.13130.
            • СП 300.1325800.2017 о правилах проектирования струйной вентиляции, систем дымоудаления из крытых, подземных стоянок для хранения автомобилей.
            • ГОСТ Р 53300-2009 о методиках испытаний противодымной защиты строительных объектов при сдаче-приемке, периодическом обслуживании.

            Открытого паркинга

            Стоянки автомобилей открытого вида проектируют в части определения размера земельных участков по требованиям СП 42.13330.2016 о планировке, застройке населенных пунктов, а противопожарные разрывы до зданий жилого, общественного назначения принимают по указаниям СП 4.13130.2013 об ограничении развития пожаров на защищаемых объектах.

            Подземной стоянки

            По указаниям СП 5.13130.2009 о проектировании установок сигнализации о пожаре, систем пожаротушения:

            • Подземные, надземные автостоянки этажностью от 2 этажей, независимо от суммарных площадей, а также здания автоматизированных, механизированных паркингов, независимо от количества этажей, общей площади, оборудуются автоматическими установками пожаротушения.
            • Надземные одноэтажные автостоянки закрытого типа I–III степеней стойкости к огню защищаются системами тушения пожаров, если общая площадь строительных объектов больше 7 тыс. м

            , установками сигнализации о пожаре с датчиками дыма , если меньше 7 тыс. м

            Встроенной автостоянки

            Как подземные, так и надземные автостоянки, что пристраиваются к строительным объектам иного назначения, должны отделяться противопожарными стенами 1 типа.

            Встраиваемые подземные паркинги не могут иметь больше 5 подземных этажей, при этом отделяются от пожарных отсеков строительных объектов противопожарными перекрытиями , стенами 1 типа.

            В многоквартирных домах:

            • Встроенные подземные паркинги допустимо отделять от жилых помещений техническим этажом, выделяемым противопожарными перекрытиями 2 типа.
            • Следует предусматривать встроенные стоянки для легкового автотранспорта исключительно для индивидуальных владельцев, закрепляя постоянные места.

            В одноквартирных жилых домах, включая таунхаусы, возможно встраивать автостоянки независимо от степени стойкости к огню, класса пожарной опасности строительного конструктива объекта, при этом выделяя гараж противопожарными преградами с пределом стойкости EI 45.

            Во встроенных подземных паркингах категорически запрещена стоянка, хранение легковых автомобилей, микроавтобусов с двигателями, что работают на сжатом природном, сжиженном нефтяном газе.

            Методические рекомендации по проектированию инженерных систем стоянок автомобилей (Минстрой России) доступны по кнопке Скачать после статьи.

            В методических рекомендациях рассмотрены принципы построения инженерных систем стоянок автомобилей (в том числе систем противопожарной защиты). Рекомендации предназначены для трактовки различных вариантов применения инженерных систем стоянок автомобилей с использованием проектных решений, прошедших экспертные согласования.

            Разработаны в соответствии с федеральными законами от 30 декабря 2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

            Источник https://vladyka23.ru/stati/pozharnaya-bezopasnost-avtostoyanok-i-parkingov.html

            Источник https://pozharnyj-expert.ru/pozharnaya-bezopasnost/pozharnaya-bezopasnost-stoyanki-avtomobilei-i-parkinga-trebovaniya.html

            Источник

            Источник

            Вам будет интересно  Системы пассивной безопасности
Author: mag

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *