Пожарная безопасность для стоянок автомобилей

Содержание

6.11. Требования к стоянкам автомобилей без технического обслуживания и ремонта

6.11.1. Противопожарные расстояния от коллективных наземных и наземно-подземных гаражей, открытых организованных автостоянок на территориях поселений и станций технического обслуживания автомобилей до жилых домов и общественных зданий, сооружений и строений, а также до земельных участков детских дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений и лечебных учреждений стационарного типа на территориях поселений должны составлять не менее расстояний, приведенных в таблице 35.

Здания, до которых определяются противопожарные расстояния Противопожарные расстояния до соседних зданий, метры
от гаражей и открытых стоянок при числе легковых автомобилей от станций технического обслуживания при числе постов
10 и менее 11 — 50 51 — 100 101 — 300 10 и менее 11 — 30
Жилые дома:
до стен с проемами 10 (12) 15 25 35 15 25
до глухих стен 10 (12) 10 (12) 15 25 15 25
Общественные здания 10 (12) 10 (12) 15 25 15 20
Общеобразовательные учреждения и дошкольные образовательные учреждения 15 25 25 50 50 50
Лечебные учреждения стационарного типа 25 50 50 50 50 50

Примечание — В скобках указаны значения для гаражей III и IV степеней огнестойкости.

Противопожарные расстояния следует определять от окон жилых домов и общественных зданий, сооружений и строений и от границ земельных участков детских дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений и лечебных учреждений стационарного типа до стен гаража или границ открытой стоянки.

Противопожарные расстояния от секционных жилых домов до открытых площадок, размещаемых вдоль продольных фасадов, вместимостью 101 — 300 машин должны составлять не менее 50 м.

Для гаражей I и II степеней огнестойкости расстояния, указанные в таблице 35, допускается уменьшать на 25% при отсутствии в гаражах открывающихся окон, а также въездов, ориентированных в сторону жилых домов и общественных зданий.

6.11.2. Автостоянки допускается размещать в пристройках к зданиям другого функционального назначения, за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1, а также Ф5 категорий А и Б.

6.11.3. Автостоянки допускается встраивать в здания другого функционального назначения I и II степеней огнестойкости класса С0 и С1, за исключением зданий классов Ф1.1, Ф4.1, Ф5 категорий А и Б. В здания класса Ф1.4 автостоянки допускается встраивать независимо от их степени огнестойкости. В здания класса Ф1.3 допускается встраивать автостоянки легковых автомобилей, кроме автостоянок открытого типа, только с постоянно закрепленными местами для индивидуальных владельцев.

Под зданиями класса Ф1.1, Ф4.1 располагать автостоянки не допускается.

6.11.4. Автостоянки, пристраиваемые к зданиям другого назначения, должны быть отделены от этих зданий противопожарными стенами 1-го типа.

Автостоянки, встроенные в здания другого назначения, должны иметь степень огнестойкости не менее степени огнестойкости здания, в которое они встраиваются, и отделяться от помещений (этажей) этих зданий противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа.

В зданиях класса Ф1.3 встроенную автостоянку допускается отделять противопожарным перекрытием 2-го типа, при этом жилые этажи должны быть отделены от автостоянки нежилым этажом (техническим).

В зданиях класса Ф1.4 автостоянка выделяется противопожарными преградами с пределом огнестойкости EI 45.

6.11.5. Во встроенных в здание другого назначения или пристроенных к нему автостоянках в целях ограничения распространения пожара следует обеспечивать расстояние от проемов автостоянки до низа ближайших оконных проемов здания другого назначения не менее 4 м или противопожарное заполнение оконных проемов (кроме зданий Ф1.4).

6.11.6. При необходимости устройства в составе автостоянки помещений для сервисного обслуживания автомобилей (постов ТО и ТР диагностирования и регулировочных работ, мойки и т.п.) следует предусматривать для этих целей отдельное здание, помещение или группу помещений. Такие помещения могут предусматриваться в автостоянках и должны быть отделены от автостоянки противопожарными стенами 1-го типа и перекрытиями 1-го типа. Входы и въезды в эти помещения должны быть изолированы от входов и въездов в автостоянку.

6.11.7. В автостоянках, встроенных в здания другого назначения, не допускается, как правило, предусматривать общие обычные лестничные клетки и общие лифтовые шахты. Для обеспечения функциональной связи автостоянки и здания другого назначения выходы из лифтовых шахт и лестничных клеток автостоянки, как правило, следует предусматривать в вестибюль основного входа указанного здания с устройством на этажах автостоянки тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре.

Сообщение помещений для хранения автомобилей на этаже с помещениями другого назначения (кроме указанных в 6.11.8) или смежного пожарного отсека допускается через тамбур-шлюз с подпором воздуха при пожаре.

6.11.8. Размещение торговых помещений, лотков, киосков, ларьков и т.п. непосредственно в помещениях хранения автомобилей не допускается.

В помещениях хранения автомобилей допускается предусматривать не более двух машино-мест для разгрузки (погрузки) автомобилей, обслуживающих предприятие, которому принадлежит автостоянка. При этом должна быть исключена возможность постоянного складирования грузов в этом месте автостоянки.

В помещениях хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, для выделения постоянно закрепленных мест допускается применение сетчатого ограждения из материалов группы НГ.

6.11.9. В зданиях автостоянок допускается предусматривать: служебные помещения для и дежурного персонала (контрольные и кассовые пункты, диспетчерская, охрана), технического назначения (для инженерного оборудования), санитарные узлы, кладовую для багажа клиентов, помещения для инвалидов, а также общественные телефоны и устройство лифтов для людей.

6.11.10. Автостоянки закрытого типа для автомобилей с двигателями, работающими на сжатом природном газе и сжиженном нефтяном газе, встраивать в здания иного назначения и пристраивать к ним не допускается.

6.11.11. Противопожарные расстояния от открытых площадок (в том числе с навесом) для хранения автомобилей до зданий и сооружений предприятий (по обслуживанию автомобилей, промышленных, сельскохозяйственных и др.) должны приниматься:

а) до производственных зданий и сооружений:

I, II и III степеней огнестойкости класса С0 со стороны стен без проемов — не нормируется;

то же, со стороны стен с проемами — не менее 9 м;

IV степени огнестойкости класса С0 и С1 со стороны стен без проемов — не менее 6 м;

то же, со стороны стен с проемами — не менее 12 м;

других степеней огнестойкости и классов пожарной опасности — не менее 15 м;

б) до административных и бытовых зданий предприятий:

I, II и III степеней огнестойкости класса С0 — не менее 9 м;

других степеней огнестойкости и классов пожарной опасности — не менее 15 м.

Расстояние от площадок для хранения автомобилей до зданий и сооружений I и II степеней огнестойкости класса С0 на территории станций технического обслуживания легковых автомобилей с количеством постов не более 10 со стороны стен с проемами не нормируется.

6.11.12. Хранение автомобилей для перевозки горюче-смазочных материалов (ГСМ) следует, как правило, предусматривать на открытых площадках или в отдельно стоящих одноэтажных зданиях не ниже II степени огнестойкости класса С0. Допускается такие автостоянки пристраивать к глухим противопожарным стенам 1-го или 2-го типа производственных зданий I и II степеней огнестойкости класса С0 (кроме зданий категорий А и Б) при условии хранения на автостоянке автомобилей общей вместимостью перевозимых ГСМ не более 30 куб. м.

На открытых площадках хранение автомобилей для перевозки ГСМ следует предусматривать группами в количестве не более 50 автомобилей и общей вместимостью указанных материалов не более 600 куб. м. Расстояние между такими группами, а также до площадок для хранения других автомобилей должно быть не менее 12 м.

Расстояние от площадок хранения автомобилей для перевозки ГСМ до зданий и сооружений предприятия следует принимать в соответствии с таблицей 7, а до административных и бытовых зданий этого предприятия — не менее 50 м.

6.11.13. Надземные автостоянки могут предусматриваться высотой не более 9 этажей, подземные — не более 5 подземных этажей.

При использовании конструкций, имеющих непрерывный спиральный пол, каждый полный виток следует рассматривать как ярус (этаж).

Для многоэтажных автостоянок с полуэтажами общее число этажей определяется как число полуэтажей, деленное на два, площадь этажа определяется как сумма двух смежных полуэтажей.

6.11.14. В автостоянках закрытого типа общие для всех этажей рампы должны отделяться (быть изолированы) на каждом этаже от помещений для хранения автомобилей противопожарными преградами, воротами и тамбур-шлюзами с подпором воздуха при пожаре согласно таблице 36.

Двери и ворота в противопожарных преградах и тамбур-шлюзах должны быть оборудованы автоматическими устройствами закрывания их при пожаре.

В одноэтажных подземных автостоянках перед рампами тамбур-шлюз допускается не предусматривать.

В изолированных рампах взамен противопожарных ворот допускается предусматривать автоматические устройства, перекрывающие поэтажно проем рампы не менее чем на половину его высоты (противодымные экраны) с дренчерной завесой над проемом со стороны помещений хранения.

6.11.15. В надземных автостоянках допускается устройство неизолированных рамп в зданиях I и II степеней огнестойкости, класса С0 и С1, при этом суммарная площадь их этажей (полуэтажей), соединенных неизолированными рампами, не должна превышать 10400 кв. м.

Устройство общей неизолированной рампы между подземными и надземными этажами автостоянки не допускается.

6.11.16. Покрытие полов зданий для стоянки автомобилей следует предусматривать из материалов, обеспечивающих группу распространения пламени по такому покрытию не ниже РП1.

6.11.17. При использовании покрытия здания для стоянки автомобилей требования к этому покрытию применяются те же, что и для обычных перекрытий автостоянки. Верхний слой такого эксплуатируемого покрытия следует предусматривать из материалов, не распространяющих горение (группа распространения пламени по таким материалам должна быть не ниже РП1).

6.11.18. В помещениях для хранения автомобилей в местах выезда (въезда) на рампу, а также на покрытии (при размещении там автостоянки) должны предусматриваться мероприятия по предотвращению возможного растекания топлива.

6.11.19. Помещения для хранения газобаллонных автомобилей следует предусматривать, как правило, в отдельных зданиях и сооружениях I, II, III и IV степеней огнестойкости класса С0.

Помещения для хранения легковых газобаллонных автомобилей могут размещаться на верхних этажах отдельно стоящих автостоянок с автомобилями, работающими на бензине или дизельном топливе.

Расположение помещений для хранения газобаллонных автомобилей на этажах автостоянок открытого типа, а также в механизированных автостоянках (при условии обеспечения проветривания ярусов хранения) не нормируется.

6.11.20. Помещения для хранения газобаллонных автомобилей не допускается предусматривать:

а) в цокольном и подземных этажах автостоянок;

б) в надземных автостоянках закрытого типа, размещаемых в зданиях иного назначения;

в) в надземных автостоянках закрытого типа с неизолированными рампами;

г) при хранении автомобилей в боксах, не имеющих непосредственного выезда наружу из каждого бокса.

6.11.21. В подземных автостоянках помещения по обслуживанию автостоянок, в том числе служебные помещения дежурного и обслуживающего персонала, насосные пожаротушения и водоснабжения, трансформаторные подстанции (только с сухими трансформаторами), кладовую для багажа клиентов, помещение для инвалидов допускается размещать не ниже первого (верхнего) подземного этажа сооружения. Размещение других технических помещений на этажах не регламентируется.

Вам будет интересно  Покупка велосипеда. Руководство для начинающих

Указанные помещения должны быть отделены от помещений хранения автомобилей противопожарными перегородками 1-го типа.

6.11.22. В подземных автостоянках, как правило, не допускается разделение машино-мест перегородками на отдельные боксы, за исключением специально оговоренных случаев.

В автостоянках, расположенных в подвальном или цокольном этаже зданий класса Ф1.3 I и II степеней огнестойкости, для выделения мест хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, допускается предусматривать обособленные боксы, соответствующие требованиям 6.11.23.

6.11.23. В подземных автостоянках при двух подземных этажах и более выходы из подземных этажей в лестничные клетки и выходы из лифтовых шахт должны предусматриваться через поэтажные тамбур-шлюзы с подпором воздуха при пожаре.

6.11.24. В зданиях надземных автостоянок закрытого типа I и II степеней огнестойкости для выделения мест хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, допускается предусматривать обособленные боксы. Перегородки между боксами должны иметь предел огнестойкости EI 45, класс пожарной опасности К0; ворота в этих боксах следует предусматривать в виде сетчатого ограждения. Ворота каждого бокса на высоте 1,4 — 1,6 м должны иметь отверстие размером не менее 300 х 300 мм для подачи средств тушения и осуществления контроля за противопожарным состоянием бокса.

При наличии выезда из каждого бокса непосредственно наружу допускается предусматривать перегородки из материалов группы НГ с ненормируемым пределом огнестойкости в двухэтажных зданиях I, II и III степеней огнестойкости и одноэтажных зданиях класса С0. При этом в двухэтажных зданиях перекрытия должны быть противопожарными 3-го типа. Ворота в этих боксах также должны иметь отверстия размером не менее 300 х 300 мм для подачи средств тушения и осуществления контроля за противопожарным состоянием бокса.

6.11.25. В зданиях надземных автостоянок открытого типа для легковых автомобилей ширина корпуса не должна превышать 40 м.

6.11.26. В надземных автостоянках открытого типа устройство боксов, сооружение стен (за исключением стен лестничных клеток) и перегородок, затрудняющих проветривание, не допускается. При необходимости выделения мест хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, допускается применение сетчатого ограждения из негорючих материалов.

6.11.27. В качестве заполнения открытых проемов в наружных ограждающих конструкциях допускается применение сетки из негорючих материалов. Для уменьшения воздействий атмосферных осадков над открытыми проемами могут предусматриваться козырьки из материалов группы НГ.

6.11.28. В зданиях надземных автостоянок открытого типа IV степени огнестойкости ограждающие конструкции эвакуационных лестничных клеток и их элементов должны соответствовать требованиям, предъявляемым к лестничным клеткам зданий III степени огнестойкости.

6.11.29. Допускается в надземных автостоянках открытого типа вместо противопожарных стен 1-го типа для выделения пожарных отсеков использовать противопожарные разрывы (проезды) шириной не менее 8 м, на которых не предусмотрены стоянка автомобилей и размещение пожарной нагрузки.

При этом поэтажная площадь пожарных отсеков не должна превышать 41600 кв. м.

6.11.30. Здания (сооружения) механизированных автостоянок могут предусматриваться надземными класса конструктивной пожарной опасности С0.

Автостоянки допускается проектировать с использованием незащищенного металлического каркаса и ограждающими конструкциями из материалов группы НГ без применения горючих утеплителей (типа многоярусной этажерки).

Механизированные автостоянки допускается пристраивать к зданиям другого назначения только у глухих стен этих зданий с пределом огнестойкости не менее REI 150.

6.11.31. Блок автостоянки с механизированным устройством может иметь вместимость не более 100 машино-мест и высоту здания не более 28 м.

При необходимости компоновки автостоянки из нескольких блоков их следует разделять противопожарными перегородками 1-го типа.

6.11.32. В блоке механизированной автостоянки для технического обслуживания систем механизированного устройства по этажам (ярусам) допускается устройство открытой лестницы из материалов группы НГ.

Вам также может понравиться

Письменный стол вдоль подоконника. Стол в детскую комнату своими руками

Письменный стол вдоль подоконника. Стол в детскую комнату своими руками

Глиняная гидроизоляция. Глиняный замок для колодца. Особенности обустройства и обслуживания

СНиП при строительстве гаражей

Обязательно необходимо изучить СНиП, гаражи тогда будут отвечать всем требованиям и станут надежными. Перед строительством таких зданий необходимо изучить 2 основных документа. Во-первых, следует обратить внимание на СНиП 2.07.01-89 (раздел 6), где описаны все нормы к зданиям, где будет храниться и обслуживаться транспорт. Во-вторых, необходимо ознакомиться со СНиПом 21-01-97, где записаны правила для строительства сооружений с учетом пожарной безопасности, а также мероприятия при пожарах.

Вводные моменты

На территориях населенных пунктов и в производственных районах, которые прилегают к ним, необходимо делать места для транспорта из расчета только на 90 % легковых машин. Пешая доступность таких помещений должна быть в пределах 800 м. Если же геологическая и рельефная обстановка не самая подходящая, то расстояние — не более 1,5 км. Такая же дистанция предполагается и для мест реконструкции.

Что касается стоянок открытого типа, предназначенных для временного хранения автомобилей, то их полагается делать не меньше, чем для 70 % транспортных средств, включая жилые районы, зоны промышленных и складских назначений — по 25 %, на площадках массового скопления народа в целях отдыха — 15 %, а в центрах специализированного и общегородского типов — только 5 %. Разрешается хранить только в зависимости от времени года примерно 15 % всего парка легковых транспортных средств в гаражах и стоянках открытого типа, располагающихся за границей таких территорий.

Чтобы определить общую потребность в местах, где будут храниться не только автомобили, но и личные транспортные средства другого типа, необходимо учитывать следующий индекс для:

  • велосипедов составляет 0,1;
  • мотоциклов без коляски показатель равен 0,25;
  • транспортных средств, которые имеют такие приспособления, коэффициент составляет 0,5.

Разрешается делать стоянки открытого типа, чтобы временно либо постоянно хранить транспортные средства возле дорог, которые граничат с микрорайонами. В самих жилых массивах на территории крупных городов предусматривается наличие мест для хранения автомобилей в гаражах подземного типа. На 1 тыс. жителей полагается не меньше 25 мест.

Дистанция пеших подходов от стоянок для транспортных средств до входа в жилые дома должна быть в пределах 100 м. До входов в парки, на стадионы и выставки расстояние составляет 400 м. До торговых центров и мест общественного питания дистанция — 250 м, а до вокзалов — примерно 150 м.

Габариты земельных участков, которые необходимы для возведения гаражей и стоянок для транспортных средств, определяются с учетом количества этажей:

  • для гаражей с 1 этажом — 30 м на 1 место для транспорта;
  • для 2-уровневых сооружений — примерно 20 м;
  • для сооружений на 3 этажа — 14 м;
  • для 4-уровневых сооружений — 12 м на машину;
  • для зданий в 5 уровней — порядка 10 м;
  • для парковок наземного типа — 25 м.

Что касается автозаправочных станций, то их полагается проектировать так, чтобы 1 колонка с топливом была на 1,2 тыс. легковых машин. Габариты земельных участков тоже учитываются. Обязательно нужно учесть расстояние от заправки с закрытыми подземными резервуарами с топливом жидкого типа на расстоянии не меньше 50 м до различных учреждений (школ, детских садов, больниц и пр.).

Категории гаражей по пожарной опасности

Гаражи и стоянки для автомобилей разделяются на несколько типов с учетом пожаро — и взрывоопасности самого строения. Соответственно, нормы для этих категорий отличаются. Требования пожарной безопасности неукоснительно нужно соблюдать.

Класс пожарной опасности этого сооружения значительно диктует, какие необходимо осуществлять мероприятия противопожарного назначения. 1 категорией являются гаражи, которые располагаются отдельно и являются частным владением. Относятся к зданиям класса Ф5. Индивидуальный гараж не относится к зданиям, которые необходимо обязательно классифицировать по взрывоопасности, если такое помещение не применяется в качестве СТО.

снип индивидуальный гараж

2 категория — это частные гаражи кооперативного типа. В них обязательно необходимо сделать расчет огнеопасности и взрывоопасности. Такое здание приравнивается к складу, так что обеспечение мероприятия по пожарной безопасности будут такими же, как и в случаях с хранением материалов горючего характера.

снип гаражный кооператив

3 группа — это паркинги подземного типа. В этому случае здание классифицируется от категории А до Д в зависимости от количества транспортных средств. Как правило, различные парковки возле торговых центров и универмагов относят к классу В1 или В2. В таких сооружениях обязательно необходимо установить технику для автоматического тушения пожара. Кроме того, на каждом уровне полагается сделать пожарный ящик, где располагаются средства для индивидуальной защиты и тушения очага возгорания.

снип подземный паркинг

Последняя группа — гаражные боксы. Требования к таким сооружениям предъявляются в зависимости от применяемого топлива и идентифицированной степени пожаро- и взрывоопасности. Обязательно необходимо назначать человека, который будет нести ответственность за пожарную безопасность. Он регулярно проводит инструктаж, который касается мер тушения пожара. В зависимости от класса здания устанавливают автоматическую либо ручную систему тушения очагов возгорания.

снип гаражный бокс

Кроме того, в помещениях, где скапливается до 30 транспортных средств одновременно, необходимо установить пожарную сигнализацию. Обязательно нужно соблюдать требования к эвакуации для автомобилей. Это следует учесть еще на стадии проектирования здания. Дополнительно требуется провести тренировки по быстрому выводу транспорта из здания и тушению пожара. В местах для эвакуации необходимо предусмотреть достаточное пространство, чтобы могли разъехаться 2 машины. Каждый квартал полагается проверять состояние оборудования и его функциональность.

Дистанция между гаражом и другими объектами

Все основные требования для гаражей установлены в СНиП 2.07.01-89, однако администрации всех регионов могут дополнительно устанавливать еще отдельные требования и правила. Нарушение таких условий не влечет за собой ответственности в уголовном или административном аспекте, так как эти требования носят рекомендательный характер. Однако специалисты советуют придерживаться таких норм, так как всегда могут появиться лица, которым не понравится место расположения гаража. Если в суде они смогут доказать, что такая постройка вредит их здоровью или жизни (например, нет возможности для разворота машины скорой помощи или пожарной), то в дальнейшем придется сносить сооружение. Кроме того, эти нормы и требования разрабатывались годами, так что они исключают появление не только пожаров и катаклизмов, но и прочих неожиданностей.

Согласно правилам, минимальные дистанции должны быть следующими:

  1. 6 м — расстояние от окон жилого дома, который располагается по соседству, до самого гаража. Такое расстояние выбрано в связи с противопожарными задачами, чтобы пожар не перекинулся на дом, если загорелся гараж.
  2. 1 м — это дистанция от сооружения до границ выбранного участка. Если снаружи располагается еще и дорожка для пешеходов, то машина, которая будет стоять перед воротами, будет мешать остальным людям.
  3. 3 м — это дистанция от стен гаража до дома, который располагается на участке. Это тоже связано с правилами противопожарной безопасности: вокруг дома должно быть пространство, чтобы могла проезжать специальная техника.
  4. 1 м — расстояние до имеющегося забора. За ограждением у соседей может располагаться огород или сад, а постройка будет создавать тень и препятствовать тем самым нормальному развитию и росту растений. Вода с крыши такого здания может стекать на участок соседей, да и следить за состояние такой стены со стороны соседского участка будет очень неудобно.

Дополнительно

К гаражам, которые имеют 2 этажа, тоже выдвигаются определенные требования:

  1. До любой хозяйственной постройки расстояние должно быть примерно в 1 м.
  2. До определенной красной линии полагается не менее 5 м. Как правило, такие ограничения высчитываются в зависимости от наличия электрических проводов и коммуникаций, располагающихся под землей возле выбранной территории. К ним должен быть свободный доступ на случай проведения ремонтных работ.
  3. От ворот до края дороги в боковом проезде должно быть не менее 3 м.
  4. От ворот до края центральной трассы должно быть минимум 5 м.
Вам будет интересно  Системы безопасности автомобиля. Часть 1. Ремень безопасности.

Последние 2 пункта необходимо соблюдать для того, чтобы обеспечивать возможность безопасного выезда транспортного средства из гаража, т. е. исключать столкновение с другими автомобилями и прочими транспортными средствами на трассе.

Необходимо учитывать, что все перечисленные расстояния рекомендуется отсчитывать от цоколя постройки. Если он отсутствует, то следует отступать от стен. Если же крыша сооружения выступает на 0,5 м и более над стенками, то необходимо делать отсчет от проекции карниза на грунт.

Все эти требования и ограничения относятся исключительно к гаражам капитального типа, т. е. к тем, которые стоят на фундаменте. А вот металлические, каркасные и перевозные бетонные гаражи нормативные акты квалифицируют как временные строения, так что их всегда можно переместить в другое место. То же самое относится и к навесам для транспортных средств, что при строительстве подобных сооружений не обязательно учитывать все положения СНиП.

Наземные гаражи закрытого типа: какие требования?

Степень огнестойкости наземных гаражей закрытого типа определяется размерами этажей и их допустимым количеством. К 1 и 2 степени относятся те строения, в которых разрешено не более 9 этажей. В одноэтажном сооружении площадь 1 этажа между противопожарными отсеками должна быть не более 10400 м². Если здание многоэтажное, то площадь этажа должна быть не более 5200 м². К 3 степени устойчивости к огню относятся гаражи, в которых до 5 этажей, где площадь для одноэтажного составляет 5200 м² и, соответственно, многоэтажного здания — 2600 м². Еще выделяют подкатегорию 3А, к которой относятся помещения, где всего 2 этажа. Если уровня всего 2, то площадь 1 этажа должна быть в пределах 1200 м², а если только 1 этаж, то площадь составляет всего 3600 м². К 4 и 5 степеням относятся одноэтажные гаражи. В 1 случае площадь должна быть до 2600 м², а во втором — до1200 м².

К данному правилу есть примечания. Для многоэтажных гаражей, в которых есть полурампы (т. е. полуэтажи), общее количество уровней высчитывается так: необходимо количество полуэтажей разделить на 2. Площадь в этом случае определяется следующим образом: необходимо суммировать 2 полуэтажа, которые располагаются смежно. Что касается индивидуальных одноквартирных или частных домов, то в этом случае не нормируется уровень огнеустойчивости сооружений для размещения транспортных средств.

В закрытых помещениях требуется отделять противопожарные отсеки специальными перекрытиями и стенами 1 типа. Проемы в таких стенах должны представлять собой ворота с дверью, тоже имеющие противопожарные свойства.

Закрытые строения 1 и 2 степени огнестойкости при распределении мест хранения личного транспорта граждан разрешается обособление территории, т. е. можно сделать боксы, в которых сплошные перегородки, иными словами, без проема. Коэффициент огнеустойчивости должен быть не меньше 45 единиц. Ворота боксов должны быть выполнены из сетчатого негорючего материала. На высоте примерно в 1,5 м, согласно требованиям, присутствует небольшая лазейка (примерно 30 см), чтобы подавать инвентарь для ликвидации огня и осматривать бокс.

Если предусмотрен отдельный выезд из каждого бокса, то разрешается делать перегородки из материалов негорючего характера, без установленного уровня огнестойкости. Это касается именно закрытых гаражей в 1 или 2 этажа, с 1, 2 либо 3 степенью стойкости к пожарам. Причем в 2-этажных строениях полагается сделать перекрытия 3 типа с противопожарными свойствами. Ворота таких боксов должны тоже иметь небольшой лаз на высоте в 1,5-1,6 м, размером примерно 30 см.

Требования к открытым наземным гаражам

Степень огнестойкости гаражей открытого типа определяется разрешенной этажностью и площадью. К 1 и 2 категориям относятся те, в которых разрешено делать 9 этажей, а размеры каждого в пределах отсека с противопожарным действием составляет 5200 м². К 3 степени относятся гаражи, которые имеют до 6 этажей. Площадь 1 уровня должна быть в пределах 2600 м². Подкатегория 3А включает сооружения, которые имеют не более 3 этажей, а площадь каждого составляет не более 2 тыс. м². Что касается ширины корпуса, то в гараже открытого типа она допускается до 40 м. Конструкция гаражей открытого типа, которые относятся к степени огнестойкости 3А, предусматривает каркас.

В помещениях открытого типа не разрешается обустраивать боксы, делать стены и перегородки, которые бы затрудняли вентилирование помещения. Исключением является только стенка лестничной площадки. При необходимости разрешается использовать ограждение сетчатого типа, которое выполнено из материалов негорючего характера. Парапет из таких материалов в высоту должен быть не более 1 м.

Чтобы заполнить открытые проемы в ограде наружного типа такой конструкции, разрешается использовать сетку. Чтобы уменьшить влияние осадков в сооружениях открытого типа, делают специальные козырьки, но используют исключительно негорючий материал. При этом необходимо помнить о проветривании сквозняком на этажах. Что касается вентилирования через жилые сооружения, которые прилегают к гаражу, то это запрещено.

Лестничные клетки открытых гаражей должны соответствовать требованиям зданий 2 степени устойчивости к огню. На 1 этаже располагается отапливаемое помещение для рабочего персонала. Здесь можно хранить противопожарный инвентарь.

Отдаленность гаражей разного типа от прочих объектов

Самое маленькое расстояние от перекрестка магистральных дорог до въезда или выезда из сооружения должно быть примерно 5 м, а от улиц с местным предназначением — минимум на расстоянии 2 м. От общественных остановок дистанция до въезда в автопарковку должна быть минимум 3 м. Подземные гаражи, стоянки тоже предполагают некоторые ограничения. Они должны быть максимально удалены (15 м и более) от окон жилых помещений, школ, детских садов, медицинских учреждений и прочих объектов.

Гараж для транспорта специального ведомственного типа необходимо ставить в особых зонах населенного пункта — промышленных базах. То же касается трамвайных депо, такси, грузовых транспортных средств, автобусов, троллейбусных парков, баз для сезонного хранения средств.

Необходимо учитывать следующие важные моменты:

  1. До жилых зданий расстояние должно быть минимум 10 м, если количество автомобилей будет менее 10 шт. Если количество будет от 11 до 50 шт., то расстояние должно быть минимум 15 м. Для гаражей на 50-100 машин дистанция составляет до жилых домов 25 м. Если будет стоять от 100 до 300 машин, то расстояние будет не менее 35 м.
  2. Расстояние до жилых домов от станций технического обслуживания на 10 машин должно быть не менее 15 м, а если количество обслуживаемых транспортных средств запланировано более 10 шт., то расстояние должно быть 25 м.
  3. До общественных зданий расстояние должно быть 10 м от гаражей, в которых будет стоять до 50 машин. Если количество транспортных средств предусмотрено до 100 единиц, то расстояние должно быть 15 м, а если количество составит до 300 шт., то необходима дистанция в 25 м.
  4. До общественных зданий от станций технического обслуживания расстояние должно быть примерно 15-20 м в зависимости от количества машин, которые будут находиться там.
  5. От гаражей на 10 машин до медицинских учреждений, в которых предусмотрено лечение в стационарных условиях, расстояние должно быть 25 м. Если количество автомобилей будет до 50 единиц, то и расстояние между объектами должно быть примерно 50 м. Такая же дистанция должна быть от медицинских учреждений до станций технического обслуживания.
  6. Если помещение на 10 машин будет располагаться возле детского сада или школы, то расстояние должно быть примерно 15 м. Если предусмотрено сооружение для авто в количестве до 100 шт., то дистанция до учреждений должна быть 25 м. Если планируется помещение на 300 автомобилей, то расстояние должно быть 50 м. Такая же дистанция должна быть и от школы или детского сада до СТО.

Обязательно необходимо учитывать такие требования.

Требования к подземным гаражам

Подземные гаражи и стоянки относятся к сооружениям 1 и 2 степени огнестойкости. Это зависит количества этажей и площади секций. Подземные гаражи (стоянки сюда не входят) требуется разделять специальными глухими стенами охраннопожарного типа на противопожарные отсеки. Стены предусматриваются 1 типа. Численность транспортных средств разрешена тогда до 200 штук. В пределах отсека необходимо сделать еще стены 2 типа, в том числе противопожарные ворота 2 типа, которые автоматически закрываются во время возгорания. В этом случае секции должны вмещать не более 100 транспортных средств. Между этажами подземного гаража полагается устанавливать сплошные перекрытия противопожарного типа 1 категории.

Обычно в подземных гаражах не осуществляется разделение перегородками на отдельные секции для машин. В некоторых случаях можно сделать обособленные боксы, обязательно построенные в соответствии с требованиями. Это допускается лишь, когда такой гараж имеет не больше пары этажей, и он располагается в незастроенной зоне. Такие боксы должны иметь отдельные выезды с каждого этажа.

В гараже подземного типа обязательно должно быть как минимум 2 выезда в каждой секции, причем они должны быть рассредоточены, а не находиться в 1 месте. Кроме того, предусмотрен еще и выход при эвакуации. 1 из выездов должен располагаться не дальше, чем через 1 секцию смежного характера. Можно сделать выезды с подземных этажей в общее пространство для этажей в наружную часть рампы. Соединение между рампами и внешней средой осуществляется через проем открытого типа в стенах рамп. Площадь должна быть не меньше 1 м². Устраивать такие проходы полагается не меньше, чем через каждые 60 м в длину, либо в перекрытиях над основной частью рампы винтового типа. Выезды с общих рамп для этажей полагается делать через тамбуры-шлюзы.

Если подземный гараж предусмотрен в жилом доме, то сообщение с лестницей и лифтами не разрешено. Чтобы обеспечить доступ с этажей к гаражу и первым этажам, разрешается обустроить лифтовую шахту и лестничную площадку, но только при условии, что входы будут сделаны через шлюзы-тамбуры противопожарного типа, которые относятся к 1 категории. Это обязательно необходимо согласовать с органами, которые отвечают за пожарный надзор.

Пост охранников в таких гаражах подземного типа полагается устанавливать на верхнем подземном этаже либо на 1 этаже самого здания. Такое помещение обязательно должно иметь наружный выход и отделяться от других комнат перегородкой с противопожарными свойствами, которая относится к 1 категории. Еще можно использовать перекрытие с такими свойствами, которое относится к 3 категории.

В подземных гаражах въезды и выезды должны располагаться на расстоянии не меньше 15 м от окон помещений рабочего и жилого типов, школ, детских садов, медицинский учреждений, мест для отдыха.

Когда разрешается нарушить СНиП?

Есть случаи, когда обязательно необходимо соблюдать правила, которые прописаны в нормативных документах. Однако бывают и такие ситуации, когда можно отступить от требований СНиП. Но в любом случае все действия требуется согласовать с людьми, которые проживают по соседству, так как именно они являются главными лицами, желающими жить в удобных условиях и безопасности на собственной территории, а гараж может им чем-то мешать. Лучше всего сразу прояснить все важные моменты с ними.

Итак, есть возможность уменьшить дистанцию между гаражом и домом соседей. Согласно правилам пожарной безопасности, такое пространство должно быть минимум 6 м. Но если люди, проживающие по соседству, не против, то можно сделать и меньшую дистанцию. Но они обязательно должны осознать такой факт, так как могут подвергать себя риску. Кроме того, полагается составить контракт, в котором прописано, что они добровольно согласны с человеком, устанавливающим гараж на расстоянии от их дома меньше, чем прописано в СНиП. Если согласие обоюдное, то можно ставить гараж хоть прямо под окнами соседского дома, но договор является в этом случае обязательным. Его полагается продлевать каждые 3 года.

Вам будет интересно  Техника безопасности при работе с грузоподъемным оборудованием

Однако необходимо будет дополнительно выполнить ряд условий:

  1. Поставить возле сооружения коробку с песком и соответствующими инструментами.
  2. Держать в помещении огнетушитель.
  3. Сделать защитные плафоны на все осветительные приборы.
  4. Использовать в помещении только ту проводку, которая полностью соответствует нормам противопожарной безопасности.
  5. Запрещается пользоваться отопительным оборудованием открытого типа, которые могут привести к возгоранию.
  6. Необходимо сделать частную электролинию и сделать щиток с предохранителями.

Есть и 2 пункт, который можно нарушить в СНиП. Это касается совмещения стенки гаража с забором или другими объектами. В частном дворе допускается установка такого гаража, но обязательно необходимо согласовать все с соседями перед этим. При обоюдном согласии допускается строительство гаража, который примыкает стенкой к гаражу соседей. Благодаря такому методу установки можно значительно сэкономить средства на заборе между участками. Если соседям такой вариант понравится, и они не будут против, то подобное можно осуществить. Есть и 2 вариант — это строительство гаража, у которого 1 стена заменит часть забора. Если с соседской стороны в этом месте нет никаких насаждений, и сами жильцы не возражают против такого гаража, то вполне можно осуществить задуманное. Но их обязательно необходимо предупредить о том, что построенный гараж будет создавать тень, если там позже будет располагаться клумба или грядка, так что они должны это учитывать на будущее. Это может спровоцировать в дальнейшем обиды и ссоры. Чтобы не допустить в перспективе проблем, необходимо тоже подписать договор, в котором указать, что соседи согласны со строительством подобного гаража.

Для информации

Кстати, важным моментом является следующее. Необходимо учитывать, что такой контракт подписывается только с конкретными людьми, и касается только их. Если соседи поменялись, то документация уже не поможет, когда жильцы решат, что гараж им мешает и не соответствует основным требованиям. В этом случае они могут потребовать через суд снос или перенос постройки.

Что касается парковки возле частного дома, то никакие нормативы не предусматривают ограничения. Главное — транспортное средство не должно мешать проходу людей и проезду другого транспорта, не загораживать соседский выезд.

Гаражи механизированного типа

Гаражи механизированного типа со специальным оборудованием для расстановки транспортных средств можно проектировать комбинированными, с наземными этажами и подземными уровнями. Допускается пристраивание таких сооружений к зданиям с прочим предназначением, но стены должны быть глухими. Уровень устойчивости к огню у них — не менее 150 единиц. Полагается выполнять стены, которые защищают от звуков.

Если гаражи механизированного типа относятся к категории по огнеустойчивости 3А, то разрешается их проектировать с применением металлического каркаса незащищенного типа. Должны быть конструкции ограждающего вида, которые выполнены из материалов негорючего характера и без использования утеплителей, способных возгораться.

Состав и габариты помещения должны соответствовать требованиям расстановки транспортных средств. Обязательно необходимо учитывать все технические особенности. Оборудование, которое используется в гаражах механизированного типа, должно соответствовать стандартам страны. Особенно это касается уровня шума. Кроме того, механизированные устройства в таких помещениях должны иметь поддоны, на которых будут стоять автомобили. Это требуется, чтобы предотвратить разливание жидкости из автомобиля.

Управление механизированным оборудованием, контролирование и регулирование его функционирования должно осуществляться непосредственно из диспетчерской, которая располагается на посадочном уровне.

1 блок механизированного гаража может вмещать не более 100 мест для транспортных средств. Если же помещение компонуется из нескольких таких блоков, то между ними необходимо сделать разделитель с противопожарными свойствами. Он должен относиться к 1 категории и иметь предел устойчивости к огню не меньше 45 единиц для гаражей наземного типа, и 150 единиц для гаражей подземного типа. К каждому блоку полагается сделать отдельный подъезд для пожарных машин.

В блоке гараже механизированного характера с целью технического обслуживания выполняется лестница. Она должна быть открытой. Ее изготавливают исключительно из негорючих материалов. В механизированных гаражах этажность определяется не ярусами и поддонами, а самой конструкцией здания, ее схемой.

Нормативы для частных и общественных гаражей

Сейчас личный гараж не является роскошью — это необходимость. Если человек, который проживает в частном секторе, может позволить себе поставить транспортное средство перед домом либо на территории своего двора, и может не бояться, что авто украдут, то в местах, где располагаются многоэтажные здания, такой возможности нет. И приходится продумывать надежный гараж для личного транспортного средства, учитывая множество параметров.

Для гаража стандартными размерами будут следующие — 3х6х2,2 м. Однако такие габариты подходят в основном для некрупных отечественных автомобилей. Сейчас существует множество различных марок, так что транспортные средства не всегда могут вписываться в такие рамки. Из-за этого повышается вероятность появления царапин и других дефектов, когда машина въезжает в гараж. Лучше всего будет сделать следующие размеры — 5х7х3. Такие габариты сейчас считаются самыми распространенными. В таком помещении не только свободно встанет транспортное средство, но еще и можно будет сделать полочки и различные стеллажи.

СНиП не указывает нормы для габаритов частных гаражей, так что человек может самостоятельно решить, каким будет сооружение в зависимости от размеров личного транспорта. Но рекомендуется рассчитывать так, чтобы от бока автомобиля оставалось еще примерно 1 м свободного места, причем не учитывая пространство для полок. Тогда дверцы автомобиля будут открываться свободно, без каких-либо повреждений. Высоту ворот и кровли тоже можно увеличивать. Что касается парковки возле гаража, то должно быть примерно 30 м², но этот показатель можно и изменять в зависимости от строения.

Для общественных гаражей нормативы являются очень важными при введении объекта в эксплуатацию.

На 1 автомобиль существуют такие допуски:

  1. Стоянка должна иметь площадь примерно в 10 м².
  2. Объем всего помещения — примерно 40 куб. м.
  3. Дистанция от стены до борта машины должна быть 50-60 см.
  4. Расстояние до стен жилых помещений — 10 м, как и до зданий общественного назначения. До детских садов и школ — примерно 15 м, а до лечебных учреждений — минимум 25 м.
  5. Показатель радиуса пешеходной доступности должен быть не больше 0,8-1,5 км.
  6. Между гаражами проезд должен быть в пределах от 4 до 7 м.

Кроме того, при продумывании нормативов учли и строительство гаражей для людей, которые имеют ограниченные возможности. Они вступили в силу еще с середины 90-х гг., а с 2000 г. введено административное наказание, если такие правила будут нарушены. Согласно постановлениям правительства, для инвалидов предоставляются места для хранения авто и стоянки, причем на расстоянии не более 50 м от места их проживания. Такая услуга полностью бесплатная. Если расстояние больше, чем указано в постановлении, то дополнительно обустраивают гаражи в виде сборно-разборных конструкций. Все стоянки открытого и закрытого типов должны предоставлять минимум 10 % мест (либо не более 1 места), которые оснащаются знаками для автомобилей людей, с ограниченными возможностями. Если под такой знак поставить машину других автовладельцев, то взимается штраф.

Пожарная безопасность

В гараже и аналогичных помещениях должны вывешиваться знаки и таблички, на которых указаны фамилии лиц, ответственных за противопожарную безопасность. Кроме того, обязательно должен быть записан номер 101 для вызова пожарной охраны.

Водителей и остальных работников гаражей разрешается допускать к работе только после того, как был проведен вводный инструктаж по противопожарной безопасности. Результаты обязательно необходимо зафиксировать в специальном журнале. Сотрудники гаражей обязательно должны уметь обращаться с противопожарным краном и огнетушителем.

Подземные гаражи, стоянки тоже должны соответствовать нормам, как и частные помещения.

Вот основные требования ко всем типам гаражей и автостоянок:

  1. Допускается устанавливать комнату для дежурных и прочего персонала, которые отвечают за обслуживание, не ниже чем располагается 1 подземный этаж.
  2. Не разрешается размещать другие помещения технического назначения на этажах.
  3. Нельзя разделять места для машин перегородками и делать отдельные боксы.
  4. Материал, из которого сделан пол, должен быть устойчивым к действию продуктов нефтепереработки. Он должен быть рассчитан на уборку сухого типа, в том числе и механизированного.
  5. Пешеходные дорожки должны иметь такое покрытие, которое предотвращает возможность скольжения.
  6. Автомобиль, который находится в гараже, должен иметь огнетушитель, причем не только исправный, но еще и имеющий сертификат.
  7. На легковом автомобиле должен быть огнетушитель порошкового либо хладонового типа. Его объем — не менее 2 л. В автобусах должен быть как минимум 1 порошковый огнетушитель.
  8. Для курения отводятся только отдельные места, которые специально оборудованы для этого и имеют соответствующий указательный знак.
  9. В служебных и технических помещениях обязательно должны быть: огнетушитель, пожарный кран, сигнализация, система оповещения, система вентиляции, электрические фонарики и знаки пожарной безопасности.
  10. Места для стоянок транспортных средств в гараже должен иметь систему оповещения, огнетушитель, знаки пожарной безопасности, сигнализацию. Кроме того, должно быть 2 выезда, тросы буксировочного типа. На каждые 10 авто полагается 1 трос.
  11. Наружное пространство возле гаража обязательно необходимо регулярно очищать от снега и льда.
  12. На конструкции должно быть нанесено специальное покрытие с огнезащитными свойствами. Его периодически следует обновлять и восстанавливать, а при разрушении заменять.
  13. Обязательно должен быть продуман план эвакуации. Расставлять транспортные средства обязательно необходимо, согласно этой схеме.
  14. В ночное время должно быть дежурство, то же касается праздников и выходных. Обязательно должно быть продумано то, как и где хранятся ключи зажигания.
  15. Указатели необходимо устанавливать на высоте 2 м и 0,5 м от пола.
  16. В местах, где осуществляется проезд транспортных средств, высота сооружений от пола до низа конструкций, которые выступают, а также до подвесного оборудования должна быть на 20 см больше, чем самая большая высота транспортного средства
  17. Каждое место для транспортного средства должно иметь минимальную длину в 5 м, а ширину в 2,3 м.
  18. Помещение обязательно должно быть всегда чистым.
  19. Если на пол пролиты горюче-смазочные материалы, то их следует сразу же убрать с помощью песка.

Запрещенные действия в гаражах и на автостоянках

В гаражах и автостоянках запрещается следующее:

  1. Использовать средства для тушения пожара не по назначению.
  2. Выставлять большое количество оборудования и прочих объектов, мешая путям эвакуации, загромождая огнетушители и краны.
  3. Оставлять подключенными к электричеству приборы.
  4. Хранить топливо и масла, емкости, в которых ранее были горюче-смазочные материалы.
  5. Пользоваться растворителями горючего типа, чтобы промывать различное оборудование на площадках. Это касается бензина, ацетона и пр.
  6. Оставлять ветошь и одежду, которая пропитана маслом.
  7. Хранить рядом с резиной и каучуком прочие материалы.
  8. Осуществлять пожароопасные работы, не имея допуска и разрешения к этому.
  9. Осуществлять сварочные и прочие термические работы.
  10. Курить в местах, которые не отведены для этого.
  11. Делать загромождения на воротах.
  12. Нарушать план того, как нужно расставлять транспортные средства, тем самым уменьшая расстояние между ними.
  13. Осуществлять промывание двигателя, применяя ЛВЖ.
  14. Оставлять транспортное средство, у которого открыт бак с топливом, а также если у автомобиля есть течь масла или бензина.
  15. Заправлять транспортное средство.
  16. Сливать топливо.
  17. Заряжать аккумуляторы.
  18. Подогревать двигатель с помощью огня (даже если температура в помещении невысокая).
  19. Использовать в качестве освещения открытые источники огня (даже зимой).
  20. Оставлять транспортное средство, у которого включено зажигание.
  21. Поручать обслуживание транспортного средства людям, которые не разбираются в этом и не имеют определенной квалификации.
  22. Допускать скопление на моторе масла и грязи.
  23. Использовать транспортное средство, у которого поломаны приборы системы питания.
  24. Оставлять на хранение транспортное средство, у которого есть поломки в системе питания и электропроводке.

Все эти действия запрещается осуществлять.

Заключение

Если знать и учитывать во время строительства гаража бытовые, санитарные, пожарные нормы, то в дальнейшем можно избегать различных проблем, в том числе и в отношении соседей, государственных инстанций. В противном случае при несоблюдении таких требований иногда приходится даже перестраивать гараж или сносить его. Сюда входит и понятие подземные гаражи, стоянки. Вот почему очень важно предварительно изучить СНиП. В целом, строительные нормы носят только рекомендательный характер.

Другими словами, лучше всего придерживаться разработанных норм, чтобы в дальнейшем не возникало проблем с гаражом, и не пришлось его сносить или переносить. Что касается норм пожарной безопасности для гаражей, то они имеют обязательный характер, т. е. их полагается неукоснительно выполнять. В любом случае СНиП 2.07.01-89 (раздел 6) и СНиП 21-01-97 обязательно необходимо изучить перед возведением гаража.

Источник https://stroyite.ru/fire-safety-rules-in-open-parking-parking-of-cars/

Источник https://garazhov.ru/sovety-garazhnika/snip-garazhi.html

Источник

Источник

Author: mag

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *