Подушки безопасности в автомобиле

Подушки безопасности в автомобиле

Подушки безопасности

Airbag (подушка безопасности) – это один из элементов пассивной безопасности в современных автомобилях. Их наличие является важным фактором, обеспечивающим безопасность водителя и пассажиров. Airbag в переводе с английского языка означает «воздушная подушка», отсюда возникло и русское название – подушка безопасности, которое мы все привыкли использовать.

Подушки безопасности спасли тысячи жизней с тех пор, как их стали массово устанавливать на транспортные средства. Задумка системы Airbag проста: подушки безопасности надуваются достаточно быстро для того, чтобы защитить тело человека в случае аварии. Но как они это делают так быстро?

Устройство и принцип работы подушек безопасности

Устройство подушек безопасности

Тайна мгновенного наполнения воздухом подушек безопасности на самом деле кроется не столько в самих подушках, сколько в специальном устройстве – газогенераторе. Это самая технически сложная деталь во всей системе Airbag. Газогенераторы, которые используются в подушках безопасности, способны надуть её примерно в три раза быстрее, чем вы успеете моргнуть. В конце статьи смотрите видео о том, как устроена подушка безопасности, и через какие этапы производства ей приходится пройти перед установкой на авто.

Принцип работы подушек безопасности достаточно прост. Они срабатывают при ударе, когда скорость автомобиля превышает 20 км/ч.

  • В случае столкновения машины с препятствием, срабатывает один или несколько специальных датчиков. Эти датчики могут быть установлены спереди, сзади и по бокам автомобиля.
  • Сигналы от датчиков обрабатываются электронным блоком управления (ЭБУ), контролирующим работу системы Airbag. При определенных условиях (например, сильный лобовой или косой удар, наезд на высокий бордюр, жесткое падение после прыжка и т.д.) ЭБУ дает команду на срабатывание подушек безопасности.
  • На основании запрограммированного алгоритма, блок управления принимает решение о необходимости срабатывания подушек и передает электрический сигнал на исполнение.
  • Этот сигнал поступает в газогенератор подушки безопасности, и в нём срабатывает пиротехнический заряд (выстреливает пиропатрон).
  • В результате срабатывания пиропатрона, заключённая в газогенераторе натриевая кислота сгорает, выделяя значительное количество газа (азота), который поступает в Airbag и мгновенно раскрывает его.

Подушки безопасности изготавливаются из нейлоновой ткани похожей на парашютную. В ней есть отверстия, через которые газ после надувания подушки покидает её всего за 0,3 секунды. Быстрое сдутие необходимо, поскольку, когда из подушки безопасности выходит воздух, она становится мягче.

К каждой подушке безопасности в процессе производства прикрепляется газогенератор, после чего она сворачивается в компактный сверток (достаточно маленький для того, чтобы поместиться в руле или в передней панели со стороны пассажира). При этом генератор газа для водительской подушки безопасности дополнительно помещают в резиновое кольцо, в котором он исполняет роль балансировочного груза.

Вам будет интересно  Если в машине ребенок: ремни безопасности и детские удерживающие устройства

Устройство газогенератора подушки безопасности

Устройство газогенератора подушки безопасности

Поскольку водители и пассажиры бывают разных размеров, инженеры, в свое время, хотели придумать такой Airbag-генератор, который мог бы регулировать количество газа. Ранние подушки безопасности не могли изменять скорость надувания относительно размера и положения человека, или силы столкновения автомобиля.

Поэтому конструкторы придумали «умный» генератор – в нем два пиропатрона вместо одного. Один из них выпускает газ всего на 80 процентов (для «мягкой посадки» этого хватает). Но если этого недостаточно, то второй пиропатрон запускает вторичное наполнение, и оставшийся газ наполняет Airbag и делает его жестче.

Типичный газогенератор подушки безопасности водителя состоит из следующих основных частей (смотрите на рисунке выше):

  1. Корпус с камерами сгорания;
  2. Заряды №1 и №2 из таблеток натриевой кислоты;
  3. Вспомогательный заряд для воспламенения заряда №1;
  4. Два пиротехнических патрона для воспламенения зарядов;
  5. Металлический фильтр.

Так что же происходит в газогенераторе при срабатывании Airbag?

  • В пиропатронах, устанавливаемых в газогенераторе подушки безопасности, содержится материал, похожий на порох. Когда к ним поступает сигнал от электронного блока управления, они срабатывают, образуя при этом тепло и высокое давление.
  • От срабатывания пиротехнического патрона в корпусе газогенератора загораются находящиеся там специальные таблетки натриевой кислоты (заряд). Эти таблетки при сгорании выпускают горячий, но безопасный газ на основе азота, который деформирует корпус генератора и покидает его, наполняя Airbag.
  • Перед попаданием в подушку безопасности, азот проходит через специальный металлический фильтр, который устраняет твердые частицы, образованные при сгорании заряда, и остужает газ.
  • При подаче электричества на пиропатрон №2, он воспламеняет второй заряд. Газ, образующийся при сгорании заряда, поднимает колпачок камеры ступени №2 и через камеру сгорания первой ступени наполняет подушку безопасности.

С того момента, как машина попадает в аварию до полного наполнения подушки безопасности проходит не более 30 миллисекунд.

Виды автомобильных подушек безопасности

Виды автомобильных подушек безопасности

Наибольшее распространение в автомобилях получили три основных вида подушек безопасности:

  1. Фронтальные подушки безопасности – устанавливаются в руле для водителя, и в правой части передней панели автомобиля для пассажира. Такие подушки безопасности встречаются практически во всех машинах иностранного производства и в некоторых отечественных авто.
  2. Боковые подушки безопасности – при аварии защищают грудную клетку человека, брюшную полость и кости таза. Встраиваются такие подушки безопасности чаще всего в спинки передних автокресел.
  3. Подушки-шторки (головные подушки безопасности) – предназначены для предотвращения травм головы, вследствие боковых ударов. Автопроизводители устанавливают эти подушки безопасности в районе крыши, как спереди, так и сзади или между центральными стойками.

Также на некоторых моделях автомобилей можно встретить коленные подушки безопасности и даже центральный Airbag (между водителем и пассажиром). Но такие виды подушек безопасности встречаются намного реже первых трёх, и в основном на премиальных марках авто.

Вам будет интересно  Детские удерживающие устройства в; ПДД

Поскольку подушки безопасности стали достаточно важным компонентом конструкции современного автомобиля, инженеры постоянно изучают возможность проверки их функционирования. Немецкие специалисты, к примеру, разработали и систематизировали целый ряд тестов, учитывающих климатические факторы и вибрацию, экстремальные перепады температур и различные условия срабатывания устройства. Производители гарантируют безупречную работу подушек безопасности, потому что, по сравнению с создаваемой ими в лабораториях обстановкой, реальные ситуации, в которых эксплуатируется автомобиль, можно назвать очень щадящими.

Подушки безопасности служат долго и надежно не только благодаря испытаниям, предшествующим их серийному внедрению, но и в силу совершенства конструкции, которая сама следит за поддержанием рабочего состояния системы Airbag и исключает возможность старения и износа ткани.

В жизни бывает всякое, и если уж так вышло, что в машине сработали подушки безопасности, то на нашем сайте вас могут заинтересовать следующие материалы:

Видео о том, как устроены подушки безопасности

Покажем, как срабатывает подушка безопасности

Подушку безопасности многие обыватели считают ангелом-хранителем на дороге, но на деле это далеко не так . Подобное мнение возникает по той причине, что большинство обывателей не знает, как срабатывает подушка безопасности. Разные типы «воздушек» призваны обеспечивать разную степень защиты.

Как срабатывают подушка безопасности

Механизм работы подушек

Работает воздушная подушка просто — датчик фиксирует столкновение, взрывается пиропатрон, активизируя натяжение ремней и механизм наддува в подушках безопасности. Далее камера подушки заполняет азот и в надутом виде она как бы «подхватывает» уязвимую часть тела пассажира — голову, шею, таз, живот или колени.

работа подушки безопасности

Виды подушек и особенности их работы

Фронтальные

Для сидящего за рулем их устанавливают внутри рулевого колеса, для сидящего рядом — в передней панели. Пассажирская подушка по желанию отключается. Принцип работы обычно включает две ступени и более.

Фронтальные подушки

Боковые

Назначение боковых «эйрбэгов» — защита коленей, таза, груди и живота сидящих в салоне. Именно боковой удар по статистике оказывается самым болезненным и часто фатальным, потому как стопроцентно предугадать его невозможно. Обычно эти подушки размещают на спинках передних, реже задних кресел. Если есть возможность выбора, лучше установить двухкамерные «эйрбэги» — они в случае аварии защитят корпус сидящего сверху и снизу одновременно.

Боковые подушки

Шторки

В аварии часто голова сидящего, причем неважно, спереди или сзади, страдает от удара о дверное стекло. Подушки-шторки нужны как раз для того, чтобы не дать этому случиться.

На разных моделях машин подушки-шторки могут различаться. Чаще всего их устанавливают в передней части крыши, также между стоек и сзади.

Шторки безопасности

Коленные

При авариях одно из самых уязвимых мест сидящего за рулем и переднего пассажира — колени. Коленные «эйрбэги» нужны именно для того, чтобы защитить эту часть тела. Их ставят под рулем — для водителя и под бардачком — для сидящего рядом.

Вам будет интересно  Самые безопасные автомобили

Коленные подушки

Другие

Количество всех воздушных подушек не ограничивается вышеуказанным набором. Также в салоны устанавливают центральную — она раскрывается из подлокотников и передней части спинки, чтобы предохранить сидящих от вторичного удара. Особая подушка разработана даже для пешехода — ведь при наезде велик риск летального исхода. Ее ставят между капотом и ветровым стеклом.

Конечно, она не спасет водителя от ответственности за сбитого человека, но целый и относительно невредимый пешеход — все же лучше, чем погибший.

Как проверить подушку безопасности

Любой человек, садясь за руль, должен быть уверен, что воздушные подушки на его машине пребывают в рабочем состоянии. Проверить это при покупке можно следующими способами:

  • Визуальная проверка мест установки. Везде, где стоит надпись «airbag», скрывается воздушная подушка. Все эти места должны по цвету и фактуре совпадать с остальными частями салона. Сам кожух должен быть без царапин и повреждений. И наконец, самое простое — это снять крышку и проверить, там ли означенная подушка и попадало ли авто в катастрофу.
  • Осмотр ремней. Мало кто знает, что ремни также одноразового действия и если их после аварии не заменить, это уже никак не скорректировать, выход один — их замена. Потому если в предлагаемой машине ремни именно в состоянии «лапши», то это значит, была авария, было и срабатывание подушки.
  • Зажигание. Достаточно повернуть ключ зажигания, чтобы на панели приборов загорелась и погасла характерная картинка в виде сидящей фигуры с подушкой (в народе его называют «беременный мужик»), либо просто надписи «airbag». Если они не загорелись или загорелись и не погасли — подушки не сработают.

Если рабочее состояние определить так и не удается, следует обратиться к мастерам центра техобслуживания. Да и в любом случае это следует сделать, если речь идет о покупке неновой машины.

Чаще всего об «эйрбэгах» задают следующие вопросы:

Спасет ли подушка жизнь?

Ответ: нет. Жизнь спасет грамотная езда и скурпулезное соблюдение правил движения, а они говорят, в частности, о том, что сидящий в машине человек обязан быть пристегнут.

Зачем нужны обманки подушки безопасности?

Ответ: их устанавливают, чтобы обмануть систему и заставить горящий индикатор после ДТП погаснуть. Тем не менее, диагностика этот факт обнаружит. К тому же следует помнить, что в этом случае сидящие в салоне не смогут чувствовать себя в безопасности.

Таким образом, проверить следует все и если визуальный осмотр ничего не дает, а машина так нравится, что покупатель не в силах от нее отказаться — следует пройти диагностику в сервис-центре .

Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

Источник https://unit-car.com/ustroystvo/44-airbag.html

Источник https://avtoproblema24.ru/sistemy-bezopasnosti/podushki-bezopasnosti/kak-srabatyvaet/

Источник

Источник

Author: mag

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *