Стили воспитания детей в семье: таблица, плюсы и минусы

Содержание

Стили воспитания детей в семье: таблица, плюсы и минусы

Стили семейного воспитания – это разные системы воспитательного воздействия родителей на детей. В зависимости от них, дети в семье могут по-разному себя вести: беспрекословно слушаться старших или быть свободными практически в любом решении, обсуждать свои проблемы с родителями или замалчивать их, предлагать свои варианты решения той или иной ситуации либо молчать, зная, что все равно никто не послушает. Поведение родителей также может быть различным: от жестких и непоколебимых рамок и границ до абсолютной незаинтересованности в жизни своих отпрысков.

Классификация стилей семейного воспитания и их характеристика представлена в таблице:

Стиль воспитанияКраткая характеристика
АвторитарныйСтрогая дисциплина, беспрекословное подчинение детей родителям, жесткие правила и ограничения в отношениях. Ребенок не имеет права выбора, не самостоятелен и не умеет нести ответственность
ЛиберальныйПрактически полное отсутствие каких-либо рамок и границ, незаинтересованность родителей в жизни своих детей, снятие с себя ответственности за их будущее
ОпекающийПостоянные ограничения в свободе детей родителями, у которых чаще всего присутствуют тревожные намерения и мотивы. Ребенок боится окружающего мира, не уверен в себе, испытывает тревогу и чувство вины
ДемократическийОснова – сотрудничество между детьми и родителями. Взрослые справедливы, сдержанны и последовательны, демонстрируют детям свою любовь и умеют выставлять гибкие границы. Дети учатся быть самостоятельными и ответственными, имеют право выбора и свободу голоса, но в разумных пределах

Авторитарный стиль воспитания

Авторитарный стиль воспитания

Этот стиль присущ жестким родителям, которые не считают, что младший член семьи может иметь свое мнение и желания. В семье с авторитарным стилем воспитания обычно есть жесткие правила, за малейшие нарушения которых следует серьезное наказание. Малышу не предоставляется выбор практически ни в чем, его судьба определяется родителями. Взрослые решают все: от того, какие кружки будет посещать их чадо, до того, в какое учебное заведение после школы пойдет.

Примеры фраз, которые часто употребляют авторитарные родители: «потому, что я так сказал», «мал еще свое мнение иметь», «нос еще не дорос свои решения принимать», «мы все для тебя делаем, а ты — неблагодарный», «подрастешь, тогда и будешь высказываться».

Преимущества авторитарного стиля семейного воспитания:

  • родители стараются дать детям все самое лучшее — чаще всего это касается материальных благ и успешного места в жизни;
  • дети послушны, воспитаны и вежливы;
  • практически идеально ведут себя в общественных местах;
  • выполняют все просьбы;
  • не спорят со взрослыми;
  • родителям легко руководить своими детьми, навязывая свое мнение;
  • по мнению взрослых членов семьи, детям светит успешное будущее и легкость в достижении целей.

Недостатки авторитарного стиля:

  • дети в такой семье не получают любви и ласки в достаточном для них количестве;
  • ребенок не умеет принимать собственные решения, привыкая, что всю ответственность за выбор берут на себя другие люди;
  • не умеет отказывать, в том числе тогда, когда это необходимо: может пойти с незнакомым человеком, под давлением более взрослой компании попробовать алкоголь или наркотики;
  • нерешительность, ощущение своей неважности, подавленность и жизнь в постоянном страхе перед собственными родителями;
  • утрата доверия к миру и взрослым.

Каковы последствия для детей

Одно из главных последствий авторитарного стиля возникает в подростковом возрасте. Став более свободным физически, почувствовав поддержку компании, подросток может полностью перестать слушаться родителей, так как они теряют в его глазах весь свой авторитет. Привыкший к насильственным формам воспитания: крику, физическим наказаниям и угрозам, подросток перестает их воспринимать как воздействие на себя. Родители, привыкнув к беспрекословному выполнению их указаний, часто теряются и опускают руки, так как других форм воспитания для себя не представляют, а прежние перестают работать.

В зависимости от индивидуальных особенностей, бывает и другая ситуация: человек на всю жизнь остается под родительским контролем, а после естественной кончины старших родственников продолжает жить по их правилам. Они выбирают за него учебное заведение, работу, супруга, место жительства и прочее. Такой человек не может быть успешным, так как не умеет принимать собственные решения, отстаивать свою точку зрения и противостоять тому, что ему не нравится.

Еще одно последствие – стиль воспитания собственных детей человеком, который вырос с авторитарными родителями. Первый вариант – он будет такой же, основанный на страхе и подавлении. Второй – противоположный, когда отпрыску все разрешается, не устанавливается никаких границ, не обозначаются правила поведения. Оба варианта не приведут к развитию здоровой личности.

Либеральный стиль воспитания детей

Либеральный стиль воспитания детей

Это стиль семейного воспитания характеризующийся недостатком опеки и контроля над ребенком. В семье спокойные отношения, от малыша ничего не требуют, но нет одной важной части воспитания: правил и границ. По сути, дети делают все, что хотят, не обращая внимания на социальные запреты, а родители практически снимают с себя ответственность за поведение и будущее своего чада.

Преимущества либерального стиля:

  • с раннего детства ребенок понимает, что вся ответственность за его поступки – на нем самом;
  • младшего члена семьи не загружают домашними делами, не заставляют делать уроки;
  • он может проявлять и искать себя сам, никто не заставит его заниматься тем, что не нравится.

Недостатки либерального стиля:

  • не в полной мере осознает правила поведения в обществе, поэтому иногда может вести себя достаточно неприлично;
  • без ощущения каких-либо психологических границ, человек оказывается не готов к сопротивлению со стороны других людей;
  • иногда подросток, воспитывающийся в либеральной семье, оказывается в настоящей опасности, так как родители позволяют ему гулять до поздней ночи и совсем не отслеживают, в какой компании друзей он находится;
  • дети с либеральными родителями чувствуют себя неуверенно, так как им кажется, что родители к ним равнодушны;
  • низкая школьная успеваемость в связи с незаинтересованностью родителей в учебной жизни чада;
  • пытаясь обратить на себя внимание, малыш может прибегать к девиантным элементам поведения: проявлениям агрессии, нанесению урона имуществу или другим людям.

Примеры фраз родителей–либералов: «Я свое уже выучила, а это твоя школа. Учись, как знаешь», «Мне все равно, во сколько ты придешь, главное – меня не разбуди», «Мне не важно, что ты делаешь в школе, пусть только на тебя никто не жалуется».

Каковы последствия

Дети либеральных родителей часто ввязываются в нехорошие компании, так как там они получают порцию необходимого им внимания. Также это связано с ощущением ненужности своим родителям и отсутствием правил в семье.

Подростки из либеральных семей часто до зрелого возраста не могут полностью определиться с желаемой профессией, неуверенны в себе и своих силах, не умеют аргументированно защищать свою точку зрения, так как в их родительской семье это не требовалось. Своих детей обычно воспитывают в том же стиле, так как не представляют, как делать это иначе. Иногда пытаются вести авторитарный стиль, но не всегда могут жестко держать границы, в результате дети быстро перестают слушаться.

Опекающий стиль воспитания

Опекающий стиль воспитания

Гиперопекающими родителями становятся обычно очень тревожные люди, которые уверены, что ребенок очень долгое время остается маленьким и неспособным к самостоятельным действиям и решениям. Это детоцентрированные семьи, в которых все устроено так, чтобы малышу было хорошо, даже если это доставляет неудобство взрослым. Самостоятельность ребенка пресекается любыми способами, ему постоянно транслируются установки об опасности и враждебности окружающего мира.

  • спокойный кроха, который не полезет лишний раз на высокую горку и не станет испытывать свойства спичечного коробка;
  • он всегда под контролем, не говорит и не делает ничего лишнего;
  • первые несколько лет малыш безоговорочно доверяет маме, слушаясь ее при каждом действии.

Недостатки опекающего стиля:

  • тревожность, ощущение беспомощности, задержка личностного развития; за попытки обойти родительские наказы;
  • не чувствует, что ему доверяют;
  • малыш растет не самостоятельный, ленивый и пассивный;
  • недоверие и страх по отношению к миру, так как родители постоянно транслируют информацию об опасностях вокруг.

Примеры фраз гиперопекающих родителей: «Ты еще слишком маленький, дай, я сама», «Ну и что, что все дети катаются с горки? Тебе нельзя, упадешь и расшибешь лоб», «Не трогай кошку, вдруг она блохастая», «Не бегай, а то упадешь».

Каковы последствия для ребенка

Человек, выросший у слишком опекающих родителей, возможно, навсегда останется жить вместе с ними: умение принимать собственные решения не сформировано, мотивация к успешной жизни отсутствует, устраивать собственное будущее – страшно и неохота, брать на себя ответственность на работе – опасно и не хочется, бытовые навыки развиты слабо.

Если же человек сможет отделиться от родителей, то вряд ли он станет успешным. У него низкая самооценка, он не умеет самостоятельно постоять за себя, всего боится и за все тревожится. Таких работников не ценят, а о таких супругах не мечтают.

Авторитетный или демократичный стиль воспитания детей

демократичный стиль воспитания детей

Этот стиль семейного воспитания считается наиболее здоровым. Здесь все друг к другу доброжелательны, всегда могут рассчитывать на поддержку. Здесь умеют договариваться, слышать и слушать друг друга, проявлять любовь и сочувствовать. Детская самостоятельность и ответственность поощряются, формируется правильное поведение в обществе.

Преимущества демократического стиля воспитания:

  • ребенок чувствует любовь и поддержку;
  • учится брать на себя ответственность и быть самостоятельным;
  • имеет право выбора;
  • может принимать решения соответственно возрасту;
  • не боится обратиться за помощью к родителям;
  • знает правила поведения в обществе;
  • четко осознает свои психологические границы и границы других людей;
  • умеет ставить цели и достигать их;
  • ребенок чувствует себя уважаемым и учится также относиться к другим;
  • всегда открыт для новых знаний, умений и ощущений;
  • менее подвержен влиянию негативных компаний;
  • ребенок имеет адекватную самооценку и уверен в себе и своих силах.

Недостатки демократического стиля:

Здесь лишь один, но очень существенный минус. Демократический стиль воспитания ребенка в семье требует огромного количества любви к своему малышу, терпения, уважения и родительской мудрости. Если самих взрослых воспитывали авторитарно, либерально, хаотично или опекающее, то им придется приложить немало усилий для формирования такого стиля воспитания своих детей.

На что влияет стиль воспитания детей

На что влияет стиль воспитания детей

После изучения стилей семейного воспитания, можно сделать вывод, что они оказывают серьезное влияние на развитие ребенка и формирование его личности. От стиля воспитания зависит, будет ли ребенок самостоятельным, уверенным, успешным, социально ответственным, коммуникабельным. Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления также зависит от стиля воспитания. Чем больше родители дают ребенку самостоятельности, тем лучше и быстрее он развивается.

У авторитарных и опекающих родителей дети растут удобными и спокойными, но не самостоятельными. У либеральных – свободными, но без ощущения собственной значимости и без понимания своих и чужих границ. В демократической семье у ребенка есть все шансы вырасти успешным человеком, ценным работником и примерным семьянином, так как он уверен в своих силах, умеет договариваться и проявлять любовь к близким.

Мои рекомендации как родителя и психолога

  1. Стремиться к демократическому стилю воспитания. В любой ситуации постараться слышать себя и своего ребенка, учится договариваться с ним и обсуждать семейные дела. Даже если он еще мал, давать ему возможность принимать соответствующие возрасту решения.
  2. Давать право выбора всегда, когда это возможно.
  3. Устанавливать здоровые границы: «бить ребят и обзываться некрасиво», «никто не должен тебя толкать».
  4. При высказывании недовольства своим малышом, направлять его на поступок, а не на самого ребенка. Не «ты — нытик», а «мне очень неприятно, когда кто-то ноет».
  5. Выделять для ребенка обязанности в семье в соответствии с его возрастом: поливать цветок, кормить кота. Пусть он с раннего возраста привыкает, что несет ответственность за свои дела.
  6. Давать ребенку больше свободы, даже если за него тревожно. Стараться не говорить малышу фразы вроде: «ты не справишься», «у тебя все равно не получится», «ты упадешь». Лучше поддерживать и говорить о своей вере в него и его силы.
  7. Объяснять ребенку все, что его интересует. Иногда задаются очень неожиданные вопросы, в этом случае можно взять тайм-аут, но потом обязательно обсудить на доступном языке.
  8. Ни в коем случае не применять физические наказания и стараться максимально редко повышать голос. Эти действия порождают в крохе страх, а также демонстрируют бессилие родителей перед его поведением.
  9. Проводить как можно больше времени в уютной теплой атмосфере: читать вместе книги, обниматься, смотреть любимые фильмы и мультики, гулять и заниматься совместным творчеством.
  10. Стараться поддерживать доброжелательные отношения в любой ситуации, чтобы ребенок знал: что бы ни случилось, родители всегда его поддержат и поймут.

Заключение

Стиль семейного воспитания – это система воздействий родителей на детей. Классификации стилей и типов семейного воспитания предполагают 4 вида: авторитарный, либеральный, опекающий и демократичный. Каждый из видов имеет свои особенности, наиболее здоровая личность вырастает при демократичном стиле: ребенок становится самостоятельным, ответственным, умеющим любить и взаимодействовать с обществом.

Воспитание детей в семье – отношения ребёнка – главное

Воспитание детей в семье. Отношения ребёнка – это главное

Воспитание детей в семье. Отношения ребёнка – это главное

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:

Воспитание детей в семье – проблема каждого родителя

Воспитание детей в семье – это проблема каждого родителя, даже если оно не видится ему таковой или он его, воспитание детей, не считает, для себя, проблемой.

Ибо, воспитание детей в семье и в целом – становление их личностями – это длительный процесс со множеством факторов влияния на него.

И, просчитать и осмыслить, все их и сам этот процесс. А главное, его стратегические и тактические результаты – что есть наш ребёнок сейчас и что из него выйдет в дальнейшем – это не под силу ни одному человеческому уму.

Ибо это равносильно, что осмыслить, скажем, Вселенную – хотя бы потому, что, каждый человек – это своеобразный Мир в Мире. И наш ребёнок – не исключение.

А если мы и считаем, что постигли Мир ребёнка, как и всякого человека, — это не более, чем кажимость или заносчивость наших скудных знаний и, извините, тупости ума.

Я, как отец и воспитатель четырёх детей, и как педагог по основному образованию, естественно, ВСЕГДА, в той или иной степени, был и есть, озадачен темой воспитания детей в семье.

И именно сложность этого процесса, его часто непредсказуемые и, прямо скажем, иногда удручающие результаты. Заставляют меня искать основное, главное, стержневое в воспитании детей в семье.

А иначе, я, как и большинство родителей, буду идти по проторённым миллиардами родителей дорожкам неосознанности и непонимания: кого и зачем мы взращиваем из своих детей. Действуя по принципу: Хотели как лучше, а получилось — как всегда.

Воспитание детей в семье. Отношения ребёнка – это главное

Воспитание детей в семье, главное – это отношения ребёнка

В своих раздумьях по поводу своей состоятельности, как родителя-воспитателя, у меня постепенно выкристаллизовалась такая мысль:

Главное, в воспитании детей в семье, – это те отношения, в которых он, ребёнок, находится сам, и которые он наблюдает в семье.

Конечно, это не оригинальная и не гениальная мысль. Об этом, в той или иной степени, знают или догадываются большинство не только педагогов, но и родителей.

НО, позвольте, быть хоть несколько оригинальным мне, утверждая, что: отношения ребёнка в семье – это не один из факторов воспитания, а это ГЛАВНЫЙ, основной и СТЕРЖНЕВОЙ фактор воспитания детей в семье. Почему?

Факторы воспитания, которые нужно понимать родителю

Потому что при воспитании детей в семье нужно понимать и учитывать такие факторы:

1. Человек, САМ ПО СЕБЕ, с рождения и до смерти, является, извините за сравнение: полуфабрикатом человека.

Человеком же его делают отношения с людьми и вещами, в связи с которыми, он вступает в процессе своей жизни.

То есть, социализация – отношения с людьми, и вещи вокруг – это и есть жизненное поле человека, по которому он не только идёт, но и которое его делает таким или другим.

Конечно, нужно не забывать, что «полуфабрикат» человека – наследственные свойства человека, тоже имеют колоссальное значение в формирование личности человека.

Установилась уже такая цифра «готовности» человека при рождении: 75% свойств личности уже заложены в человеке, как наследственная память. И лишь остальные 25 – продукт его социализации – воспитания и условий жизни.

25% — это мало? Это — очень много! Котлета становится котлетой после её приготовления. А не пока она находится кусочком перекрученного мяса и добавок – полуфабрикатом.

Влияние отношений на воспитание ребёнка

2. По своей сути, отношения – продукт не только взаимодействия двух субъектов, но и двух объектов. Находясь в отношениях, люди не только влияют друг на друга, но и сами являются объектами влияния и исследования-понимания.

В нашем случае: родитель, находясь в отношениях с ребёнком, не только влияет на ребёнка, но и сам меняется в этих отношениях, а функции ребёнка в отношениях с родителем, соответствующие.

При этом, обращаю ваше внимание на то, что: это суть отношений, а не желание или не желание родителя и ребёнка. Взаимосвязь и взаимовлияние вытекает из самого наличия отношений, а не из действий и желаний участников этих отношений.

3. Следовательно, от того, какого качества и количества будут связи между родителем и ребёнком в их отношениях, зависит и их взаимовлияние друг на друга.

И это взаимовлияние друг на друга, — по сути, и есть воспитание детей в семье родителями, если давать короткое определение этого понятия «Воспитание детей в семье».

Дополнительно, об отношениях, читать:

Родитель, как главный в отношениях

4. Естественно, что во взаимоотношениях родитель-ребёнок, приоритет установления той или иной формы и содержания отношений имеется у родителя.

НО, не редки случаи, когда родитель, добровольно и, прямо скажем, от недалёкого ума, отдаёт бразды управления в своих отношениях с ребёнком, самому ребёнку.

То есть, есть родители, которые, отдав ребёнку приоритет и доминирование влияния в отношениях с ним, сами становятся на позицию воспитанника. А ребёнок становится воспитателем своего родителя.

К сожалению, картины таких отношений – плоды такого воспитания детей в семье, можно наблюдать довольно часто.

Притом не только в подростковом и старшем возрасте детей, но и, буквально, в возрасте младенчества, когда родитель «вытанцовывает под дудку» своего неуправляемого чада.

Воспитание детей в семье. Отношения ребёнка – это главное

Воспитание и авторитарность родителя

5. Безусловно, если говорить о воспитании детей в семье, то роль родителя в отношениях с ребёнком должна быть АВТОРИТАРНОЙ – родитель должен быть авторитетом в отношениях с ребёнком. Притом вне зависимости от того, папа это или мама — отец или мать.

Более того, в идеале, эта авторитарность должна быть непререкаемой и даже не обсуждаемой со стороны ребёнка. Ибо, если родитель не будет авторитетом для ребёнка в их взаимоотношениях, то он, автоматически, априори, перестаёт быть и воспитателем ребёнка.

Извините, но в практике отношений родителя и ребёнка это выражается простым рассуждением, а иногда и озвучивается ребёнком: А ты кто такой, чтобы мне указывать, чтобы меня учить, чтобы меня заставлять, и прочее!?

Позитивное воспитание, без любви к ребёнку, невозможно

6. Воспитание ребёнка в семье, НЕВОЗМОЖНО без искренней и БЕЗУСЛОВНОЙ – без всяких условий, любви к ребёнку. Ибо, только любовь к ребёнку может породить ответную, осознанную, а не только инстинктивную, любовь ребёнка к своему родителю.

И, ибо, только любовь ребёнка, а не страх, не боязнь, не принуждение, не «заигрывание» с ним, способны породить у ребёнка отношение к родителю, как авторитету в своей жизни.

7. Авторитарность родителя в отношениях с ребёнком, таким образом, состоит из двух составляющих:

1) Безусловной взаимной любви родителя и ребёнка.

Кстати, как и в любви женщины и мужчины, взаимность – это свойство любви, а не желательный её компонент. Если нет взаимности в любви родителя и ребёнка, то и любви, как таковой, не может быть.

А если она и есть, то это только кажимость: её изображение в отношениях, и иллюзии родителя, реже, ребёнка.

Можно почитать об этом:

2) Состоятельности родителя, и как человека, и как родителя, и как воспитателя В ГЛАЗАХ РЕБЁНКА.

То есть, ребёнок должен воспринимать своего родителя состоявшимся, успешным – знающим, понимающим, умеющим человеком, и в жизни, и в роли родителя-воспитателя. Понятно, что, как воспринимает ребёнок родителя, так и будет относиться к нему.

Воспитание детей в семье. Отношения ребёнка – это главное

Значимость родителя в семье — его значимость, как воспитателя

8. Безусловно, ребёнок рассматривает и делает свои умозаключения относительно своего родителя не только на основании его отношения к себе. Но и на основании состоятельности родителя в семье – его отношений и отношений к нему в самой семье.

Поэтому, говорить о состоятельности и значимости родителя в качестве воспитателя в семье невозможно. Если в семье, в целом и в частностях, не установлены НОРМАЛЬНЫЕ отношения.

Например, если мать и отец, как муж и жена, как родители, и как люди, в целом, не имеют нормальных отношений.

То не только эти обстоятельства будут негативно влиять на процесс воспитания детей в семье. Но и будут делать несостоятельными воспитателями самих ОБОИХ родителей.

Если мать не уважает и не любит отца, а отец — мать, если они показывают ребёнку свою неспособность наладить собственную жизнь. То, извините, о какой авторитарности родителей для ребёнка может идти речь!?

9. Так же безусловными факторами воспитания детей в семье являются отношения ребёнка с другими членами семьи и отношения других членов семьи между собой.

В частности: отношения с другими детьми в семье и между ними, и отношения к ним родителей. Отношения с бабушками, дедушками и прочими, имеющимися на горизонте, родственниками.

Воспитание детей в семье и цели воспитания

10. Воспитание детей в семье, в принципе, мотивируется и управляется тем: А кого вы, как родитель, хотите вырастить – кого вы хотите видеть в лице своего ребёнка сейчас и в перспективе?

Ведь именно это определяет отношение родителя к своему ребёнку, как к объекту воспитания. Притом, неважно, осознаёт это родитель или нет.

Ибо образ того, кем родитель хочет видеть своего ребёнка, служит для него мерилом, лекалом – идеалом того, через что и как родитель будет оценивать своего ребёнка в целом и в частностях.

Именно несоответствие реального поведения ребёнка и того, что рисуется в голове родителя «каким он должен быть», заставляет родителя заниматься воспитанием ребёнка, корректируя, тем или иным образом, его поведение.

Следовательно, если родитель не представляет себе, кем он хочет видеть ребёнка – чего он от него хочет. То, он может считаться воспитателем ребёнка не более, чем другие обстоятельства жизни ребёнка: как и воздух воспитывает.

То есть, воспитание ребёнка в семье родителями, может быть ТОЛЬКО ОСОЗНАННЫМ воспитанием родителями своего ребёнка.

Все остальные отношения и действия родителя воспитывают ребёнка, как все остальные вещи и явления в его жизни. Ребёнок сам устанавливает с ними отношения в силу своих потребностей, интересов, чувств и разумения.

А воспитание же ребёнка людьми, в частности родителями, а не вещами и явлениями вокруг ребёнка, – есть процесс осознаваемого ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩЕГО воздействия на ребёнка.

Воспитание детей в семье. Отношения ребёнка – это главное

Воспитание детей в семье и влияние окружающих вещей и людей

11. Воспитание детей в семье не может происходить без учёта влияния отношений ребёнка с людьми не только в семье и вне семьи. Но и его отношений с вещами и явлениями – отношениями не в быту, а с бытом.

Какие вещи имеет ребёнок, как он с ними обращается – как к ним относится. Какие явления-факторы жизни имеются в его жизни, и как он к ним относится – всё это существенно влияет на воспитание ребёнка в семье.

12. Воспитание детей в семье – это комплексное воздействие на чувства и сознание ребёнка, посредством вовлечения его в отношения с родителями и другими членами семьи.

И создание в семье нормальных, адекватных – соответствующих представлениям о нормах общечеловеческой достаточности в быту и на отдыхе, отношений к вещам и явлениям в бытии семьи и в своём собственном.

Вспомните и проанализируйте отношение ребёнка к компьютеру, например. Или его кормление – как, что и когда ребёнок ест, как постоянное и сущностное явление в его жизни.

И на этих примерах, поймёте, что я имею в виду, когда говорю о влиянии отношений ребёнка к вещам и явлениям в воспитании ребёнка в семье.

Источник https://lifemotivation.online/psychology/child-psy/stili-vospitaniya-detej

Источник https://love-family-life.info/vospitanie-detey-v-seme/

Источник

Источник

Вам будет интересно  Созревание» отношений между мужем и женой: как сохранить любовь в браке и преодолеть все кризисы
Author: mag