Содержание
Развитие саморазвитие и личность ребенка в дошкольном возрасте
Когда пора задумываться о саморазвитии ребенка? Когда он только родился, или когда впервые оказался в песочнице, в школе? Хочется дать ему как можно больше, но при этом не задавить гиперопекой. Как развивать непоседу, чтобы он чувствовал себя свободным и счастливым? Об этом и пойдет речь.
Что влияет на саморазвитие личности ребенка?
Чтобы ребенок стал гармоничной личностью и был уверенным в себе, безусловно, нужно любить его. Это вы прекрасно понимаете. Но давайте посмотрим, что еще формирует маленького человечка. На что родителям следует обратить внимание?
1. Опыт отношений
Этот начинается с семьи. Малыш видит, как ведут себя взрослые: что говорят и как поступают. И этот опыт закладывается автоматически. Незаметно для себя ребенок копирует поведение родителей.
Если родители часто ссорятся и манипулируют друг другом, для ребенка эта картина мира условно правильная. В дальнейшем он будет практиковать схожие «приемчики» при построении отношений.
Так что роль родителей в саморазвитии ребенка наиглавнейшая. Показывайте своим примером, как важно заботиться друг о друге, слышать и сопереживать. Например, если вы постоянно «пилите» мужа и во всем его контролируете, возможно, ваша дочь возьмет эту модель поведения за образец. А у сына возникнут проблемы с самостоятельным принятием решений.
2. Преодоление трудностей
Большинство родителей стремятся оградить свое чадо от лишних сложностей. Если малыш упал, испуганные мамочки тут же спешат на подмогу. Забрали игрушку на площадке — мама тут как тут. Обидел в школе одноклассник — папа идет разбираться. Наверняка, вы понимаете, что будет в итоге.
Ребенку с малых лет необходимо показывать, что он сам вполне может решить свои проблемы. Не все, конечно же. Но вот завязать шнурки или дотянуться до выключателя вполне посильные задачи.
Когда маленький человек преодолевает препятствия, он не просто становится сильнее. Он накапливает в себе дополнительные ресурсы для достижения результата.
Так что, если вас волнует тема саморазвития и воспитания детей, позволяйте своему ребенку справляться самостоятельно с трудностями. Но не путайте, пожалуйста, данный процесс с «достигаторством» любой ценой. Это является одной из главных детских проблем. Подробнее об этом читайте в статье «Мы же нормальные выросли!» Топ-7 родительских ошибок».
3. Семейные традиции
Это все то, что создает особую атмосферу дома. Начиная от распорядка дня, заканчивая пополнением домашней библиотеки. Уточним, что традиции должны порождать в ребенке лишь положительные эмоции.
Пример. Когда папа каждый день после работы ложится на диван, попивая пивко — это не традиция. А вот когда папа по выходным берет сына на велопрогулку — это хорошая традиция и развивает в ребенке лучшие качества.
Если у вас в семье пока нет особых традиций, самое время создать! Рисование новогодних открыток, походы с палатками, рыбалка по выходным и т.д.
4. Свобода выбора
Ваша задача — создать условия для самореализации ребенка. Внимательно наблюдайте за своим чадом: что он любит, к чему больше тянется и помогайте ему развиваться в этом направлении. Ведь многие родители грешат тем, что навязывают свои нереализованные желания.
Помните, что все перечисленные факторы важны буквально с пеленок. Уделяйте им особое внимание, не говорите что-то вроде: «Потом наверстаем». А что и как делать, разберем ниже.
Методы саморазвития ребенка
1. Игры
Все дети любят играть. С помощью игры они познают мир, себя и окружающих. Очень многие задачи можно решать играючи. Каждая забава развивает отдельные способности у непоседы. Например, подвижные игры тренируют координацию и ловкость, укрепляют иммунитет.
Строительные игры полезны для развития конструктивных навыков. Строить можно из чего угодно. И, кстати, чем больше развита фантазия ребенка, тем разнообразнее подручный материал. Замечали, что у многих детей в ход идут ложки, стаканы, стулья?
А еще понаблюдайте, когда крохи устраивают сюжетно-ролевые игры. Это одна из лучших техник саморазвития ребенка. Дети импровизируют, моделируют бытовые ситуации, учатся принимать решения и общаться.
2. Творчество
Ранний возраст — это лучший период, когда пора заняться развитием творческого потенциала. Ведь именно малыши проявляют любопытство практически ко всему на свете. Они с радостью берутся за любое занятие.
У каждого ребенка есть определенные творческие задатки от природы. Но сами по себе они не совершенствуются. Так что ваша задача — раскрыть эти способности и направить в нужное русло.
Есть и другая сторона медали. Молодые мамочки часами готовы изучать интересные сайты для саморазвития. Для детей они выбирают, все что сейчас модно: от грудничкового плавания до курсов робототехники. Пожалуйста, не перегибайте палку. Учитывайте и потребности малыша.
3. Общение
Хотя век цифровых технологий внес свои коррективы в процесс коммуникации, живое общение ничем не заменить. Увы, но современные дети раньше осваивают игры на планшете, чем правильную речь.
Совет. Говорите с детьми с самого рождения. Обо всем, что видите, что происходит. А еще возьмите за правило делиться с сыном или дочкой своими переживаниями, эмоциями. Не обесценивайте свои чувства. Вы не только мама а живой человек со своими интересами и заботами.
К слову, если вы устали крутиться как белка в колесе, устройте себе перезагрузку. Пройдите курс «Секреты женского счастья» в Тренинговом центре Павла Ракова.
И еще момент. Не ограничивайте общение ребенка со сверстниками. У него должны быть друзья. Благодаря окружению, он учится отстаивать свои личные границы, сопереживать, принимать решения.
Как развивать в ребенке самостоятельность?
Заботливые родители, сдувающие пылинки со своего крохи, рискуют вырастить инфантильного и неприспособленного человека. Чтобы этого избежать, нужно с на каждом этапе жизни ребенка помогать ему быть самостоятельным.
Дошкольный возраст
Простой способ для саморазвития ребенка-дошкольника — предоставить ему право выбора. Например, как проводить свое время. Предлагайте варианты: погулять на детской площадке или слепить снеговика. Построить город из конструктора или нарисовать дом. Не стоит постоянно диктовать непоседе, чем ему заняться.
Начальная школа
На этом этапе можно предложить и более глобальные решения. В каких мероприятиях участвовать. Чем питаться, чтобы быть здоровым и т.д. Но и смысл фразы «Решать тебе» для школьника приобретает уже иной подтекст.
Чтобы не было эффекта вседозволенности, разговаривайте примерно так: «Я понимаю, что ты очень хочешь пойти на премьеру фильма. Но давай сначала я тебе расскажу обо всех плюсах и минусах этого похода. А потом ты сам примешь решение».
Средняя школа
Примерно в 8-9 классе дети начинают всерьез задумываться о будущей профессии. Иногда родителям непросто смириться с выбором подростка. Они считают, что лучше разбираются в жизни, начинают «грузить» авторитетом.
Как правильно? Проштудируйте вместе с ребенком информацию о выбранной профессии, изучите все нюансы, подводные камни. Обсудите, как он видит свое будущее. Без назиданий.
Старшие классы
Не все родители спешат сказать старшекласснику: «Решай сам». Есть страх, что подросток наломает дров, попадет под влияние сверстников. Поэтому все больше мам и пап выбирают запреты вместо компромиссов. Лишь бы их чадо не попало в беду.
Выход есть: разговаривайте с сыном или дочерью, выстраивайте доверительные отношения, без ультиматумов и истерик. Обязательно хвалите подростка, поддерживайте его, и вы избежите многих проблем.
P.S. Даже если пока не все получается, не переживайте. Идеальных родителей не бывает, впрочем как и идеальных детей. Самое главное, что вы можете дать своему ребенку — любовь. Приумножайте ее и вдохновляйте самого родного человечка на большие и маленькие победы. За вдохновением для себя заходите в раздел «Женское предназначение».
Татьяна Петрова
Саморазвитие в дошкольном воспитании ребенка
Саморазвитие в дошкольном воспитании ребенка
1. Решая образовательно-воспитательные задачи, я создаю такие условия, которые дают ребенку возможность индивидуально развиваться, само совершенствоваться, удовлетворять свое любопытство, успешно налаживать межличностные отношения. Воспитание личности — процесс сложный и длительный. Помочь ребенку стать личностью значительно сложнее и важнее, чем помочь ему стать успешным в определенной образовательной области, внедрить в жизнь достоинства и ответственную свободу каждого конкретного ребенка, его права на творческое отношение к жизни,проявление индивидуальности в познании и самовыражении. Профессиональная способность определяется способностью педагога создавать вспомогательные условия, облегчать, а не затруднять ребенку сложную внутреннюю работу по приспособлению к сложной и текучей жизни.
2. Ребенок только начинает относиться гуманно к другим людям, которые рядом с ним, когда научится обобщать собственный опыт регулирования поведения и использовать его в жизни. Ребенок находится в среде, которая постоянно заставляет сопоставлять хорошее и плохое, доброе и злое, грустное и радостное, искреннее и лицемерное, красивое и безобразное. Кто же поможет ему разобраться в сущности этих понятий, в собственном «Я»? Конечно, авторитетные для него взрослые, которые уже имеют жизненный опыт, — родители и педагоги.
3.Стоит помнить: не каждое внешнее проявление какого-нибудь действия являются моральным. Здесь прежде всего следует учитывать мотивацию совершенного поступка. И только последний мотив является нравственным. Итак, главная цель воспитания — помочь ребенку понять, что такое моральные нормы, и дать ему возможность самому делать выбор. Это условие того, чтобы он не стал социально пассивным и слепо выполнял чужие указания. Особого внимания заслуживает такой аспект личностного развития, как нравственная зрелость ребенка: он ориентируется на смирение, избегает наказаний или предпочитает индивидуальные интересы и выгоду, пытается сохранить хорошие отношения со значащими людьми, поддерживает авторитет, ориентируется на коллективное мнение. Ребенок отстаивает ли свои права, способен ли наладить конструктивное взаимодействие, способен решать спорные вопросы ненасильственными способами, насколько терпелив к отличному от собственного взгляду.
4. Воспитательное воздействие следует направлять не только на проникновение эмоциональных переживаний. Конечная цель — переход эмоциональных чувств в реальный поступок. Чтобы достичь цели в становлении направленной личности, особое внимание следует обратить на психологические аспекты воспитательного процесса.
5. Закреплению действенного чувства способствует повторение аналогичных переживаний ситуаций, близких к той, которая их вызвала. Известное и пережитое, которые ребенок «пропустил» из-за своего личного восприятия, закрепляются в его сознании крепче, чем то, что он получил в процессе пассивного наблюдения или о чем ему рассказывали, а значит, побуждают активно действовать. Исходным положением воспитания дошкольников является мнение о том, что растущая личность — существо сознательное и деятельное (способно к преобразованию, стремится к сосуществованию с другими. Основная цель гуманного воспитания — развитие у ребенка умения быть природным и культурно-целесообразным, выступать активным субъектом собственной жизнедеятельности, способным к элементарным формам самореализации, саморазвития и самосохранения.
6. Ребенок и начинает думать, что он не такой, каким бы его хотели видеть. Взрослый должен говорить, что он гордится хорошими поступками своего воспитанника: «Я рада, и все дети тоже, что у нас есть такой хороший мальчик. Будь таким всегда», — и тот будет чувствовать удовольствие от своих действий, будет уверенным в себе, готовым в дальнейшем поступать еще лучше. Вот такую морально-преобразовательную роль играет в становлении духовных ценностей юной личности сила радостных ощущений. Активность воспитателя– это творческий поиск конкретных действий в конкретной ситуации относительно конкретного ребенка. То есть методика воспитательной работы каждый раз, по сути, рождается заново, поскольку воспитатель, реализуя индивидуальный подход, при необходимости обновляет любую технологию.
7. Процесс формирования нравственного сознания у ребёнка особенно сложный и противоречивый, если взгляды семьи и воспитательного учреждения на эту проблему разные. Чтобы обеспечить единство в нравственном воспитании, воспитатель должен постоянно направлять родителей на формирования у детей человечности, нравственности, альтруизма. Я помогаю, проводя беседы, лекции, дискуссии, круглые столы, интерактивные игры.
Оксана Михайлова
Развитие личности ребёнка в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст — важный этапов в жизни ребенка, это небольшой, но самый насыщенный период жизни человека. Развитие ребенка происходит очень стремительно. Наблюдается высокий рост психического, личностного, физиологического и эмоционального развития. Возрастает интерес к окружающему миру, социуму, появляются первые и довольно уверенные признаки самостоятельности. В этот период ребенок начинает осознавать свою индивидуальность, связь своих поступков с результатами. У него формируются представления о морали и поведении в обществе, возникает чувство стыда и гордости, сопереживания и сочувствия, возникает потребность в контактах со сверстниками и взрослыми.
Каждый ребенок уникален в своем развитии. Его способности и умения зависят от многих факторов. В период дошкольного возраста ребенок проходит несколько стадий развития и становления своей личности. В таком возрасте ведущей деятельностью является игра. В игре, ребенок-дошкольник, впервые осознает правила и нормы поведения в коллективе. В связи, с чем формируются такие личностные качества, как общительность, организованность, инициативность, активность, ответственность и др.
В своих исследованиях А. Н.Леонтьев о детстве пишет: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта — единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен».
Дошкольный возраст также является периодом интенсивного развития познавательной сферы, развития творческой активности. Дети дошкольного возраст еще не умеют различать свой субъективный мир и сопоставлять его внешнему миру. Познавая окружающий мир дошкольник учится совершенствовать свое восприятие. Жан Пиаже называл это явление «реализм».
Важнейшим аспектом дошкольного возраста является готовность к обучению.
По словам, Л. С. Выготского, можно сказать, что движущая сила психического развития — обучение. Так же Л. С. Выготский утверждал, что развитие и обучение являются разными процессами. Л. С. Выготский писал, «что есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях». Обучение, «есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека».
По мнению Л. И. Божович обучение и развитие это две разные вещи. Обучение создает почву для развития и призывает ребенка к жизни, пробуждает и приводит внутренние процессы к движению.
Выдающимся отечественным ученым, Л. С. Выготским, были проведены экспериментальные исследования отношения между обучением и развитием. Это изучение житейских и научных понятий, исследование усвоения родного и иностранного языков, устной и письменной речи, зоны ближайшего развития. Последнее — подлинное открытие Л. С. Выготского, которое известно теперь психологам всего мира.
А. Н. Леонтьев предпринял серьезную попутку для создания теории развития личности дошкольника. При этом он опирался на отечественных и зарубежных авторов. Сама теория представляет собой изменения места которое занимает ребенок в общественных отношениях о движущих силах которые помогают развивать его психику. Однако само по себе это место не определяет, конечно, развития; оно только характеризует наличную, уже достигнутую ступень. То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка, — это сама его жизнь, развитие реальных процессов этой жизни, иначе говоря, развитие деятельности ребенка, как внешней, так и внутренней. По мнению А. Н. Леонтьева, каждая стадия психического развития ребенка должна характеризоваться отношением ребенка к действительности. Признак перехода от одной стадии к другой это изменение типа деятельности ребенка, его отношения к действительности.
В дошкольном возрасте, взрослый является центральным звеном в деятельности ребенка. В таком возрасте дети подражают во всем своим родителям, совершенно не выделяя себя и свое поведение. И только к концу раннего детства такая связь со взрослыми начинает видоизменяться.
Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции связанные с желаниями ребенка. К концу этого периода ребенок сталкивается с кризисом 3-х лет. В этот период он пытается сделать что-то самостоятельно, но у него ничего не получается или не оказывается рядом взрослых чтоб вовремя помочь. Такой случай может повлечь за собой эмоциональную вспышку.
Алексеева Е. Е., говорит о том, что аффективные вспышки у детей гасятся лучше всего тогда, когда взрослые не обращают на них внимания или реагируют спокойно. В случае внимания взрослого на бурное поведение, ребенок замечает, что родители потакают его слезам и капризам. Такое поведение взрослых будет являться положительным подкреплением для ребенка и капризы будут первым способом добиться своей цели. Ребенка дошкольного возраста легко отвлечь. Если такой ребенок действительно чем-то расстроен, ему следует предложить заняться чем-то интересным или показать игрушку и внимание малыша мгновенно переключится на новое дело.
Одним из главных периодов развития личности является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок получает всю основную информацию об окружающем мире. Также в этот период он получает навыки которые влияют на становление его личности.
Как По мнению Л. С. Выготского, младшие дошкольники имитируют предметную деятельность — режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате — для чего и для кого они это сделали.
Для средних дошкольников главное — отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летний ребенок никогда не забудет «нарезанный» хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий — сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.
Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью («Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!»).
Следует отметить, что каждый возрастной период охарактеризован своими возрастными особенностями. В дошкольном возрасте развитие происходит интенсивно и формируются важнейшие системы и функций организма. Воспитание ребенка закладывает основы восприятия ребенком окружающего мира и его отношение между чужими и близкими людьми.
Развитиюэмоциональной сферы уделяли особое внимание такие ученые: С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев еще и другие. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии ребенка. Огромное значение в личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств. В дошкольном возрасте формируется глубина и устойчивость эмоций. Одна из главных причин развития эмоций в дошкольном возрасте связано с умственным развитием человека. Ребенок продолжает познавать окружающий мир, расширяет границы своего сознания. Также он знакомится с тем, что его поступки имеют как положительный так и отрицательный окрас. Дети начинают осознавать, как можно поступать, а как нет по отношению к людям. Все эти знания отражаются в чувствах и эмоциях детей.
Когнитивной сферой дошкольника занимались такие ученые как Выготский Л. С., Пиаже Ж. еще и другие. Когнитивная сфера это познавательные психические процессы. С помощью познавательных процессов человек получает необходимую информацию, отображает объективный мир. Познавательные процессы выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для удовлетворения своих потребностей ребенок должен постоянно развиваться, обдумывать, размышлять, запоминать, высказывать. Из этого следует, что без познавательных процессов человеческая деятельность невозможна.
Одной из важнейших познавательных сфер остается интеллектуальная. Особое внимание интеллектуальной сфере уделяли такие психологи как М. А. Холодная, В. В. Зеньковский, Д. Б. Эльконин и другие. Психические процессы у младших школьников развиваются интенсивно, но неравномерно. В таком возрасте дети не умеют еще целенаправленно анализировать, выделять главное. Данную сферу дошкольникам могут помогать целенаправленно развивать взрослые, воспитатели в детских садах. Это может быть объяснение окружающего мира, что и как построено, явления природы и другое. К главной задачи в развитииинтеллекта следует отнести: формирование правильных представлений о строении мира; развитиепознавательных процессов: восприятие, ощущение, речь, мышление и так далее.
Таким образом можно сказать, что каждый возрастной период ребенка это важная часть в развитии его личности. Для ее плодотворного прохождения необходимо уделять внимание всем сферам в развитии дошкольника. Помогать преодолевать ему трудности. Необходимо развивать и максимально обогащать игровую, практическую и изобразительную деятельность, а также общение друг с другом и взрослыми.
Текст книги "Психическое развитие и саморазвитие ребёнка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты"
Проблемой саморазвития детей занимались отечественные и зарубежные исследователи (А. Валлон, Дж. Брунер, А.В. Запорожец, Ж. Пиаже, Н. И. Чуприкова, Д. Б. Эльконин). Сравнительно небольшой объём работы не позволяет нам дать развёрнутый обзор работ этих учёных.
Значительный интерес представляет подход к этой проблеме А.В. Запорожца. Он начал систематическое исследование движущих сил психического развития ребёнка. А.В. Запорожец призывал глубоко осмыслить и конкретизировать применительно к вопросам педагогики и психологии известное положение Гегеля о том, что источником всякого подлинного развития является процесс возникновения и разрешения внутренних противоречий. Процесс детского развития, обусловленный воспитанием и условиями жизни, характеризуется вместе с тем и своей собственной логикой, побуждается внутренними противоречиями и их разрешением. Чрезвычайно актуальной представала в связи с этим задача изучения тех педагогических условий, которые благоприятствуют превращению деятельности ребёнка, первоначально складывающейся под влиянием взрослого, в подлинную детскую самодеятельность.
К сожалению, данное направление исследований А. В. Запорожца осталось незавершённым.
На основе анализа целого ряда работ (А. В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М. И. Лисина, Г. Г. и Е. Е. Кравцовы и др.), а также результатов наших исследований мы выделяем два типа детской активности.
1) Собственная активность ребёнка, полностью определяемая самим малышом, детерминированная его внутренними состояниями. Ребёнок в этом процессе выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий её цели, ищущий пути и способы их достижения. Иначе говоря, ребёнок здесь выступает как свободная личность, реализующая свою волю, свои интересы, свои потребности.
Данный тип активности лежит в основе детского творчества в самом широком значении этого слова. Собственная активность ребёнка в конечном итоге обусловлена его взаимодействием со взрослым. Однако ребёнок настолько глубоко усвоил содержание, предложенное взрослым, что оно, взаимодействуя с прошлым опытом дошкольника, превратилось в его достояние, существенно изменив свою форму.
2) Активность ребёнка, стимулируемая взрослым. Взрослый организует деятельность дошкольника, показывает и рассказывает, что и как необходимо делать. Ребёнок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Само действие (или понятие) формируется в соответствии с заранее заданными параметрами. Весь этот процесс происходит без проб и ошибок, без мучительных поисков и драм.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде: собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребёнка, и он действует с ними как со своими собственными.
Вместе с тем, различия между данными процессами носят принципиальный характер, и на определённых этапах развития ребёнка они могут вступать в резкое противоречие друг с другом.
Так, ребёнок очень рано (в 3–4 года) прекрасно осознаёт и понимает разницу между активностью, идущей от него самого («Я сам»), и активностью, идущей от взрослого, направляющего и регулирующего деятельность дошкольника.
В период собственной активности дети крайне отрицательно относятся к любому вмешательству со стороны взрослого. Этот момент имеет принципиальное значение для развития самостоятельности и независимости детей, для развития их творчества и, в конечном счёте, для формирования полноценной личности с высокой самооценкой и самоуважением.
Недаром дети так яростно и эмоционально отстаивают своё право на самостоятельность. Они намного выше ценят свои собственные достижения, чем те, которые были сделаны с помощью взрослого (хотя последние могут быть по своему качеству значительно выше, чем первые).
Подчеркнём, что влияние собственных достижений на все сферы психики ребёнка очень велико и носит особый характер.
Собственная активность ребёнка – это специфическая и вместе с тем универсальная форма активности, характеризующаяся многообразием своих проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, волевой, личностной.
Важно отметить фазовый характер собственной активности ребёнка: в повседневной жизни и на занятиях в детском саду собственная активность дошкольника сменяется его совместной активностью со взрослым; затем ребёнок вновь выступает как субъект собственной активности и т. д.
Таким образом, два типа активности последовательно сменяют друг друга, взаимодействуя и, главное, взаимообогащаясь в этом процессе.
Чем беззаветнее ребёнок отдаётся собственной активности, тем сильнее (в определённый момент времени) у него затем возникает потребность в совместной деятельности со взрослым. В этой фазе дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребёнка со взрослым – носителем высшей формы развития, тем выше и содержательнее становится собственная активность ребёнка.
Выделенные нами два типа детской активности лежат в основе возникновения двух взаимосвязанных (и вместе с тем принципиально различных) линий психического развития ребёнка-дошкольника.
Первая линия – линия саморазвития, характеризующаяся тем, что целый ряд психических образований когнитивного, эмоционального и личностного характера формируются и усложняются, в основном, в русле собственной активности ребёнка. Чем выше уровень собственной активности ребёнка, тем выше степень его саморазвития.
Следующее важное обстоятельство заключается в том, что именно на основе данного типа активности у дошкольников возникает ряд специфических детских деятельностей, выполнение которых характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности.
Эти деятельности интенсивно развиваются без помощи взрослого и даже вопреки его запретам. В этом и заключается их истинная детская сущность. К такого рода деятельностям относятся деятельность экспериментирования – важнейший вид поисковой деятельности и игра.
Вторая линия психического развития ребёнка характеризуется ведущей ролью взрослого, организующего процесс воспитания и обучения ребёнка. Эта линия развития изучена достаточно полно в целом ряде исследований (А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л.А. Венгер и др.). Однако формы её взаимодействия с линией саморазвития остаются малоизученными и фактически не учитываются в практике работы детских садов.
Выделенные нами две линии психического саморазвития и развития ребёнка тесно взаимодействуют между собой и образуют, в конечном счёте, единый, целостный процесс психического развития. Вместе с тем на любом возрастном этапе всегда существуют процессы саморазвития, обусловленные преимущественно собственной активностью ребёнка, и процессы развития, в которых ведущую роль играет взрослый. Это важно учитывать как в теоретических исследованиях, так и в практике работы детских садов.
Таким образом, существует единый процесс психического развития ребёнка, в котором важнейшим его компонентом выступают процессы саморазвития. Данные процессы (и их продукты) существенно отличаются от процессов развития, детерминированных взрослым. Первые выступают как продукты творчества самого ребёнка, поражающие своей непосредственностью и оригинальностью.
Так, в детской деятельности экспериментирования дети в ряде случаев добиваются таких результатов, которые им трудно достигнуть в других формах деятельности. Важно подчеркнуть, что в процессе самостоятельной активности, включающей механизмы саморазвития, перед детьми открываются всё новые горизонты развития (Н. Н. Поддьяков, 1977).
В самом общем плане можно выделить следующие психические процессы и их продукты, имеющие отношение к саморазвитию дошкольников.
– Во-первых, это детская деятельность экспериментирования, которая формируется в русле собственной активности ребёнка и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства.
– Во-вторых, это широкая область так называемых неопределённых глобальных психических образований когнитивного и личностного характера, играющих чрезвычайно важную роль в развитии ребёнка. Данную область психических образований следует рассматривать в основном как результат процесса саморазвития детей, результат их собственной активности.
Рассмотрим детскую деятельность экспериментирования. Особенности данной деятельности были изучены в целом ряде исследований (Д. Б. Годовикова, М. И. Лисина, С. Л. Новосёлова, А. Н. Поддьяков).
Наши многолетние исследования данной деятельности (Н. Н. Поддьяков, 1981, 1983, 1985, 1990) дают основания для формулировки следующих основных положений:
1) Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
2) В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т. п. (продуктивная форма экспериментирования).
3) Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества (Н. Н. Поддьяков, 1990).
4) В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференциации и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.
5) Деятельность экспериментирования, взятая во всей её полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики (Н. Н. Поддьяков, 1994).
Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе, и игровую.
Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования, но затем приобретает статус второй ведущей деятельности.
Успешное формирование потребностно-мотивационной сферы и основных качеств личности ребёнка в значительной мере зависит от развития специфических форм детской поисковой деятельности. Последние проявляются в особых видах детского экспериментирования, так называемого социального экспериментирования дошкольников в различных жизненных ситуациях, когда дети осознанно или неосознанно «опробуют» на взрослых или сверстниках различные формы своего поведения в поисках наиболее приемлемых его вариантов. Таким способом ребёнок глубже познаёт себя и других людей.
Приведём пример социального экспериментирования (из воспоминаний профессора Н.Б. о своём детстве).
Коля Б. 5 лет пошёл с мамой на детский концерт. По ходу действия там часто появлялся мужчина крошечного роста со сморщенным лицом и подпрыгивающей походкой. Мальчик никогда не видел лилипутов и был поражён внешностью этого мужчины, напоминавшего хорошо сделанную куклу со сложным устройством.
Перед ребёнком встала проблема – это живой человек или кукла? Коля уже не замечал концертной программы, он был сосредоточен на решении этой задачи. У него мелькнула мысль: это можно проверить – показать лилипуту язык. Если это человек, то ему будет неприятно, если же кукла, то ей безразлично, что делается в зале.
Коля выждал момент и, когда лилипут повернулся в его сторону, высунул язык, а затем показал ему руками длинный «нос» и страстно впился глазами в его лицо. Но в этот момент мама, потрясённая действиями своего сына, встряхнула его так, что ребёнок вынужден был прекратить свой блестяще задуманный эксперимент.
Дети 5–6 лет проводят и более тонкие, сложные социальные эксперименты, исследуя различные жизненные ситуации в детском саду и дома.
С целью изучения различных видов социального экспериментирования у дошкольников нами была разработана система специальных методик.
Изучались следующие виды социального экспериментирования детей:
1. Поисковое изменение социальной ситуации с целью снятия или, наоборот, обострения конфликта.
2. Выявление ребёнком особенностей личности другого человека (взрослого или ребёнка).
3. Выявление ребёнком своих собственных возможностей (интеллектуальных, волевых, личностных).
4. Поисковое прогнозирование развития различных социальных ситуаций.
В соответствии с данными видами социального экспериментирования были разработаны 4 взаимосвязанные батареи методик. В экспериментах участвовало 160 детей 5–6 лет.
Приведём краткие выводы по результатам экспериментов. Дети чрезвычайно восприимчивы к процессу социального экспериментирования и проявляют к нему повышенный интерес. Около 60 % дошкольников показали высокую изобретательность и выдумку во всех четырёх видах социального экспериментирования. Результаты по двум первым видам социального экспериментирования (поисковые изменения социальной ситуации и выявление особенностей личности другого человека) были значительно выше, чем по двум другим видам. Формирующий эксперимент подтвердил данную тенденцию. Вместе с тем успехи в первых двух видах социального экспериментирования положительно повлияли и на другие его виды.
Социальное экспериментирование создаёт в дальнейшем базу для экспериментирования с собственным внутренним миром, для поиска всё новых путей и способов удовлетворения своих развивающихся духовных потребностей. Это является важным условием не только для удовлетворения, но и для развития последних.
Итак, можно сказать, что все основные образования развивающейся личности ребёнка носят в той или иной мере поисково-пробующий характер.
Многие дети активно ищут новые, более эффективные формы и способы общения со сверстниками и взрослыми. Эти формы изменяются, перестраиваются дошкольниками в зависимости от получаемых результатов. У многих детей наблюдается интенсивный поиск разнообразных способов действий, направленных на удовлетворение потребности в самоутверждении. Дети активно «опробуют» себя в разных детских деятельностях (конструировании, изобразительной деятельности, музыке).
В этом плане развитие личности дошкольника, его нравственное развитие выступают как усвоение гибкой, подвижной системы нравственных норм и эталонов, в которой, в зависимости от условий, одни нормы приобретают приоритет перед другими нормами.
Иначе говоря, ребёнок овладевает способностью нарушать менее значимые нормы ради выполнения более значимых. У него формируется понимание относительности нравственных норм и эталонов (Н. Н. Поддьяков, 1985).
На основе проведённых нами теоретических и экспериментальных исследований были разработаны следующие принципы построения программ воспитания и обучения дошкольников.
1. Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития
Этот принцип является основополагающим, на нём базируются все остальные принципы.
Реализация данного принципа позволяет установить гармоничные соотношения между процессами развития, детерминированными действиями взрослого и процессами саморазвития, обусловленными собственной активностью ребёнка. Нарушение сбалансированности этих процессов может происходить при слишком энергичном влиянии взрослого, которое, как правило, снижает собственную активность дошкольников и в конечном итоге отрицательно сказывается не только на саморазвитии, но и на развитии детей.
При другом варианте, когда влияние взрослого оказывается малоэффективным, собственная активность детей может проявляться столь интенсивно, что наблюдается дальнейшее ослабление их контактов со взрослым, что опять-таки отрицательно сказывается на дошкольниках.
Следующий важный момент, который необходимо учитывать при реализации первого принципа, состоит в том, что процессы развития ребёнка, организуемые взрослым, должны быть построены таким образом, чтобы они одновременно стимулировали и ход саморазвития, а это требует своей особой организации содержания и методов воспитательной работы с детьми.
Большинство прежних программ воспитания и обучения в детском саду просто игнорировали эту проблему.
2. Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития дошкольников
Новым и пока ещё недостаточно разработанным является вопрос об оптимальной активизации хода саморазвития, который осуществляется в русле собственной активности ребёнка.
Взрослый может участвовать в этом процессе только косвенно, создавая благоприятные условия для развития всех видов экспериментирования дошкольников. Большое значение в этом процессе имеет создание развивающей среды.
3. Принцип противоречивости содержания воспитательно-образовательной работы как основа детского саморазвития и развития
Основой творческой активности является особая структура знаний и умственных действий, которая обеспечивает противоречивую многоплановость взаимодействия вновь формируемых знаний со знаниями, имеющимися в прошлом опыте ребёнка. Это ведёт к существенным, последовательно усложняющимся перестройкам как тех, так и других знаний, к получению новых.
Так, наши исследования свидетельствуют о том, что усвоение детьми системы знаний, отражающей тот или иной объект в различных, нередко противоречивых аспектах, обеспечивает гибкость, динамичность детского мышления, возможность получения новых знаний и построения новых способов умственной деятельности.
4. Принцип «развивающейся интриги»
Интенсивное накопление и развитие неопределённых, диффузных знаний, представлений детей создаёт мощную скрытую (потенциальную) энергию, энергию процесса обучения. Она проявляется на определённом его этапе в виде лавинообразных «ага-реакций» – собственных открытий самого ребёнка.
Если содержание этого принципа значительно упростить, то можно сказать, что процесс воспитания и обучения должен содержать в себе пружину развивающейся интриги.
Иначе говоря, если мы хотим, чтобы активность детей в процессе обучения не ослабевала, то необходимо строить его таким образом, чтобы удовлетворение полученными новыми знаниями в конце очередного занятия сочеталось у них со страстным нетерпением узнать, что же будет на следующем занятии.
Этот путь обеспечивает и активизацию творчества: ребёнок не ждёт разъяснений взрослого, он сам активно прогнозирует, строит догадки, предположения – и так вплоть до следующего занятия.
5. Формирование творчества на всех этапах обучения и воспитания детей
Целый ряд авторов (И. Я. Лернер, Н. И. Скаткин, Ю. К. Бабанский и др.) считают, что этап формирования творчества может быть осуществлён лишь после этапа накопления определённых знаний, умений и навыков, которые составляют основу творческого процесса.
В отличие от этих учёных, мы полагаем, что формирование творчества детей необходимо осуществлять на всех этапах обучения и воспитания дошкольников.
Это положение реализуется в том, что для детей создаются условия, в которых они имеют возможность широкого экспериментирования с только что усвоенным материалом. Особенно важно, чтобы ребёнок поэкспериментировал с учебным материалом до обучения или в самом начале процесса обучения.
Так, мы с 1960-х годов исследовали ознакомление детей с любым новым содержанием, предлагая им экспериментировать с элементами учебного материала. Это положительно сказывалось на эффективности обучения дошкольников и повышало уровень их творческого развития.
Основной путь формирования творчества у дошкольников заключается как в создании взрослыми доступных проблемных ситуаций, постановки творческих задач (чему посвящён целый ряд исследований), так и (это главное!) в формировании такой общей эвристической структуры опыта ребёнка и его способов деятельности, которые благоприятствуют самостоятельному поиску и выделению в окружающей действительности проблемных ситуаций и проблемных задач.
На основе всех изложенных в данной главе положений о саморазвитии ребёнка мы сформулировали наш концептуальный подход к формированию детского творчества.
Творческий ребёнок, творческая личность – это результат всего образа жизни дошкольника, результат его общения и совместной деятельности со взрослым, результат его собственной активности.
У ребёнка постепенно формируется его сложнейший внутренний мир, который или придаёт всей деятельности ребёнка творческий характер, или, наоборот, определяет его развитие по готовым проторённым схемам.
И в этом аспекте было бы неверно говорить об обучении творчеству. Обучают, как правило, отдельным приёмам и способам творчества. Но это не ведёт к развитию истинного творчества детей, формированию творческой личности.
А вот внутренний мир ребёнка, вся его личность, построенные в соответствии с законами саморазвития и творчества, на долгие годы станут мощным источником полноценного развития человека.
Внимание! Это не конец книги.
Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра — распространителя легального контента. Поддержите автора!
Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.
Источник https://dietmap.ru/razvitie-samorazvitie-i-lichnost-rebenka-v-doshkolnom-vozraste/
Источник https://iknigi.net/avtor-n-poddyakov/215203-psihicheskoe-razvitie-i-samorazvitie-rebenka-doshkolnika-blizhnie-i-dalnie-gorizonty-n-poddyakov/read/page-5.html
Источник
Источник