4. 8. 2. Условия и содержание самовоспитания военнослужащих

4.8.2. Условия и содержание самовоспитания военнослужащих

Чтобы организовать процесс формирования личности максимально профессионально, необходимо разобраться – что такое самовоспитание. Под этим понятием психологи подразумевают осознанное стремление человека своими силами раскрыть природный потенциал, максимально развить положительные качества и преодолеть отрицательные. Развить такое положительное качество, как самодисциплина. Преодолеть такое отрицательное качество, как склонность к самооправданию. Этого бывает достаточно для того, чтобы почувствовать положительные изменения в своей жизни. В книге Брайана Трейси «Нет оправданий! Сила самодисциплины» читайте подробно о том, как взять контроль над своей жизнью. Воспитание и самовоспитание, по мнению специалистов, — две неотъемлемые части процесса формирования полноценной, гармоничной личности.

Это важно! Профессиональное личностное воспитание требует от человека умения правдиво оценивать собственные личностные черты, распознавать положительные и отрицательные качества.

Воспитание и самовоспитание требует от человека следующего:

  • всестороннее познание себя;
  • постоянное совершенствование положительных качеств;
  • развитие умений и навыков, творческих способностей.

Результатом процесса самовоспитания будут являться личные достижения, которые напрямую зависят от личной эффективности. Поднять уровень личной эффективности можно изучив этот курс.

Основные этапы самопознания

Самовоспитание, как длительный процесс формирования личности, включает следующие этапы:

  • самопознание уровня воспитанности, на этом этапе важную роль играет реакция на внешние и внутренние воздействия;
  • самоцелеполагание предполагает раскрытие цели до уровня задач;
  • самопроектирование;
  • самоконтроль;
  • самооценка, требует выработки критериев оценки достигнутых результатов;
  • самокорректировка, обусловлена постоянным динамическим развитием жизнеобустройства, науки и профессиональных областей.

Существуют сформулированные понятные правила способствующие самовоспитанию, их каждый может применять в отношении личного самовоспитания, особенно эффективны они для детей школьного возраста. Эти правила и установки делятся на несколько групп.

  1. Группа установок «Надо»:
  • помогать ближним;
  • выполнять требования по отношению к обучению;
  • говорить правду;
  • учитывать интересы коллектива, а не руководствоваться только личными потребностями;
  • быть добросовестным.
  • Группа установок «Можно»:
  • развлекаться, если работа сделана;
  • прощать, но помнить обиды, нанесенные самим и извлекать уроки;
  • проявлять упорство в достижении цели;
  • учиться положительному опыту у окружающих;
  • спрашивать и просить о помощи.
  • правда – сила, ложь – слабость;
  • труд и упорство – успех;
  • относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе;
  • здоровье и опрятность привлекает людей;
  • внимательность – половина успеха.
  • расслабляться в процессе учебы и работы;
  • грубить, применять силу для решения конфликтов;
  • оправдывать свои недостатки;
  • быть равнодушным;
  • критиковать (сначала разберись в себе).
  • контролировать свои эмоции;
  • планировать;
  • давать адекватную оценку своим поступкам;
  • сначала думать, а только потом делать;
  • начинать реализацию с трудных дел.

Самовоспитание развивается на основе самопознания. Самопознание позволяет адекватно оценивать свои возможности, а значит ставить достижимые цели. Человек, знающий себя, сокращает количество допущенных ошибок в процессе жизнедеятельности. Самопознание способствует правильному выбору профессиональной деятельности и жизненного пути. Самовоспитание и самопознание помогаю формированию личного достоинства и уважения к себе.

Зачем человеку заниматься самовоспитанием

Сущность самостоятельного воспитания – тема научных работ многих философов, психологов, педагогов. По мнению ученых, движущей силой формирования человека является его душа. В развитии личности задействовано несколько факторов:

  • самообразование;
  • сила воли;
  • определенная линия поведения.

Это важно! По мнению Эриха Фромма – немецкого психоаналитика, нравственное воспитание и формирование личности – это стремление стать тем человеком, которым вы изначально являетесь. Главная цель и объект усилий – собственная суть.

Психологи отмечают особую роль самовоспитания в профессиональном становлении. Постоянная работа над собой и собственным характером помогает добиться следующих результатов:

  • успешное преодоление жизненных трудностей – это укрепляет волю и закаляет характер;
  • работа над собственными негативными чертами характера способствует развитии сильных и положительных качеств;
  • занимаясь самовоспитанием, человек учится контролировать эмоции, это значительно повышает эмоциональную устойчивость;
  • нравственное воспитание и развитие себя помогает достигать поставленных целей и четко следовать выбранному жизненному пути.

Профессиональное самовоспитание – необходимый процесс, в ходе которого человек учится находить выход из конфликтных ситуаций, возникающих с другими людьми и внутри себя. Необходимо понимать, что познание самого себя – это в большинстве случаев неприятный процесс, но необходимый. Разбираясь в собственных отрицательных качествах, человек проходит через ряд неприятных эмоций – обида, агрессия, вина, но именно в этом заключается элемент самосовершенствования.

Для чего необходимо самовоспитание личности:

  • человек становится счастливым и помогает ощутить счастье другим людям;
  • возникает радость преодоления, в результате появляется желание помогать другим;
  • человек творчески самовыражается и добивается успеха.

Возрастные особенности самовоспитания

Желание совершенствоваться, как личность может проснуться в человеке с раннего возраста. Когда ребенок пожинает плоды впервые успешно выполненной задачи, он испытывает исключительно положительные эмоции, а стремление ощутить их снова становятся толчком продолжать саморазвитие.

Вам будет интересно  Какие ошибки в воспитании мешают здраво мыслить?

Еще в дошкольном возрасте дети формируют представления о том, что такое личностные качества, и пытаются выяснить, какие из них присущи им. На этой стадии ребенку требуется помощь взрослого.

Когда ребенок идет в школу, развитие личности продолжается в процессе обучения и коллективных развлечений. Школьники младшего возраста не могут провести объективную оценку своей личности, хоть и стараются работать над собой. Чтобы саморазвитие дало результат, взрослые должны помочь ребенку осознать, какие негативные качества ему присущи, и как их можно исправить.

Подросток уже имеет возможность объективно оценивать себя, и именно в этот момент взросления нужно начинать посвящать ребенка в нюансы правильного целеполагания. В 12-13 лет самосовершенствование должно проходить в различных сферах: физическое, личностное, интеллектуальное саморазвитие. Подростки стремятся достигать целей, но чаще концентрируются на своих физических, реже психологических недостатках. Подростки могут критиковать себя за то, что не способны отстоять свою позицию, поддаются влиянию других людей, не могут достигнуть поставленной цели. Справиться с проблемами поможет спорт, за счет того, что он способен мотивировать на достижение результата.

Едва ли не главную роль в саморазвитии подростков играют взрослые, так как именно они должны помочь правильно поставить цели и создать условия, чтобы ребенок смог их достичь. Должное участие в жизни подростка со стороны взрослых поможет ребенку справиться с комплексами, преодолеть личностные кризисы, убедиться в собственной состоятельности. В то же время негативные примеры саморазвития могут пагубно повлиять на желание подростка самосовершенствоваться, а положительные наоборот станут еще одним стимулом добиваться поставленных целей.

Процесс самовоспитания — это процесс, длящийся на протяжении всей сознательной жизни человека.

Состоявшийся человек уделяет больше внимания развитию профессиональных качеств, социально-мировоззренческому самовоспитанию.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Решение задач Контрольные работы Эссе

Используемые методы самовоспитания

Психологи выделяют конкретные методы самовоспитания, с помощью которого можно контролировать и корректировать работу над собой.

Основные методы самовоспитания:

  • самообязательство – постоянное проговаривание и напоминание самому себе обязательств формирует привычку неукоснительно следовать им;
  • эмпатия – нравственное воспитание и развитие требуют от человека умения видеть себя на месте других людей, это помогает понять – как вас воспринимают окружающие;
  • самопринуждение – помогает искоренить нехватку волевых качеств и воспитать волю. О том как можно воспитать волю подробно читайте в книге Келли Макгонигела «Сила воли»;
  • самонаказание – воспитание и самовоспитание предполагают наказание за несоблюдение установленных правил, система наказаний продумывается вместе с обязательствами;
  • самокритика – без внутреннего противоречия невозможно добиться успеха;
  • самоубеждение – каждый проступок необходимо проговаривать вслух, таким образом, уделяется особое внимание моментам, которые следует дополнительно проработать;
  • самоанализ – данный метод предполагает ведение личного дневника и подготовку отчетов.

С чего начать самовоспитание и работу над собой

Вопросу – что такое самовоспитание – родители должны уделять внимание с раннего детства. Основные составляющие педагогики – воспитание, самовоспитание и перевоспитание. Следует отметить, что перевоспитание необходимо в том случае, когда у ребенка формируются ошибочные суждения и неправильное восприятие мира. Психолог работает над преобразованием негативных черт характера и неправильного поведения ребенка, которые осложняют дальнейший процесс формирования личности.

Компоненты самовоспитания для ребенка заключаются в установке норм и правил. Однако, учитывая, что осознанный процесс начинается только в подростковом возрасте, именно в эти годы человек способен самостоятельно развивать личностные характеристики.

Если речь идет о подростке, для него формирование личности начинается с конкретных шагов:

  • осознание, что перемены в себе необходимы;
  • достаточная решимость, чтобы ежедневно меняться;
  • мотивация и вера в собственные силы и успех;
  • правильный выбор методов.

Задача родителей на данном этапе отслеживать – какую реакцию у подростка вызывают определенные формы самовоспитания (воспитательного процесса). Если реакция отрицательная или нейтральная, необходимо своевременно внести коррективы, в противном случае у подростка не будет достаточной мотивации для работы над собой.

Родителям необходимо понимать, что составляющие факторы гармоничного развития ребенка – наследственность, среда, воспитание. Именно поэтому важно контролировать все элементы процесса и своевременно корректировать их.

Статья «Характеристики процесса самовоспитания»

А.Г. Ковалев: «Самовоспитание

– это сознательная и планомерная работа над собой, направленная на формирование таких свойств и качеств, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития».

А.И. Кочетов: «Самовоспитание

– это сознательное и управляемое личностью саморазвитие, в котором в соответствии с требованиями общества, целями и интересами самого человека формируются запроектированные им силы и способности».

Вам будет интересно  Самообразование взрослого человека: цель или средство

В отечественной педагогике: самовоспитание, как и весь процесс развития личности, детерминируется общественно-экономическими условиями и служит определенным общественным интересам. Человек не может формироваться вне влияния общественных отношений и общественной морали. Другое дело, что от его собственного выбора зависит, какие отношения и какую мораль он будет формировать у себя. Но и в том и другом случае черты и качества, которые формируются у него, так или иначе, определяются обществом и в идеальном виде существуют как система идеологических, нравственных и эстетических требований общества к личности.

Поэтому самовоспитание всегда носит социальный характер.

Исследования показывают, что большинство учащихся занимаются самовоспитанием.

Самовоспитание на разных возрастах:

Дошкольники: характерна начальная, элементарная стадия самовоспитания, связанная со стремлением изменить лишь поведение (не обижать товарищей, вежливость и т.п.). Как правило, дошкольник не осознает своих качеств.

По данным ряда исследований периодом, когда отчетливо выступает потребность в самовоспитании и ведется активная работа над собой, является старший подростковый возраст.

Подросток хочет быть признанным другими. Это возраст формирования самостоятельности, чувства собственного достоинства. Здесь потребность в самовопитании.

Подросток стремится посредством самовоспитания:

— устранить недостатки в собственном поведении

— сформировать положительные качества, дающие ему право считаться сильным, умелым, самостоятельным.

— воспитать у себя качества человека сильной воли: смелость, мужество, выносливость, настойчивость. Реже – желание развить интеллектуальные способности.

В юношеском возрасте самовоспитание часто сочетается с самообразованием.

Работу над собой человек продолжает и когда становится взрослым, он подтягивается к уровню новых требований, предъявляемых жизнью.

Следовательно, самовоспитание, как фактор саморазвития, действует до глубокой старости.

Предпосылки самовоспитания:

1. Воспитание. Воспитанный человек всегда видит, чего ему недостает, и что нужно у себя выработать, в каком направлении себя развивать.

2. Чтобы воспитать себя, необходимо познать себя и критически все оценить.

Самосознание достигается благодаря следующим методам:

— сравнению себя с другими людьми

— самостоятельному выводу о своих недостатках, возникшему побуждению задуматься о самом себе, открыть себя

— сопоставлению мнений о самом себе и оценке других людей, сопоставлению с результатами собственной деятельности и поведения

— активной деятельности, в ней человек лучше познает свои силы, слабости, достижения

— оценке коллектива, она помогает оценить свои силы и возможности объективно и обоснованно.

Методы самовоспитания:

1. Метод самоубеждения

. Сущность его состоит в том, что ученик, выявив свои недостатки, убеждает себя в необходимости изжить этот недостаток, при этом нельзя ограничиваться только мысленным самоубеждением. Гораздо эффективнее оно становится тогда, когда учащийся будет вслух убеждать себя, т.е. проговаривать вслух тот недостаток, над устранением которого он работает.

2. Метод самовнушения.

Его сущность заключается в том, что человек сам стремится воздействовать на собственную психику и чувства, сам, как правило, вслух внушает себе, как будет вести себя или каких действий не будет делать. Воздействие самовнушения обусловливается тем, что, закрепившись в сознании и чувствах ученика, оно определяет его поведение.

3. Самообязательство

. Этот метод по своей сущности близок к методу самоубеждения. Суть его состоит в том, что учащийся, задавшись целью преодолеть у себя тот или иной недостаток или выработать какое-то положительное качество, берет на себя определенное обязательство. Для более прочного его закрепления в сознании его необходимо также неоднократно проговорить вслух, в таком случае оно и будет побуждать ученика к достижению намеченной цели и способствовать формированию соответствующей привычки.

4. Метод самокритики

. Сущность его состоит в том, что ученик, который выявил у себя тот или иной недостаток и поставил перед собой цель изжить его, подвергает себя самокритике с тем, чтобы мобилизовать свои волевые усилия к его быстрейшему преодолению.

5. Метод эмпатии

, или мысленного переноса себя в положение другого человека, сопереживания его чувств. Этот метод весьма хорош, когда речь идет о самовоспитании отзывчивости к людям, стремления к взаимопомощи. Сущность его отражена в самом названии. Она заключается в том, что в процессе самовоспитания школьник вырабатывает у себя положительные качества и преодолевает отрицательные, ставя себя в положение другого человека, сопереживая его чувствам, и таким образом побуждает себя к самосовершенствованию. Когда, например, ученик видит, с какой неприязнью воспринимают люди черствость, бездушие, грубость, и сопереживает их чувствам, он задумывается над тем, чтобы преодолеть у себя эти недостатки.

6. Самопринуждение, или самоприказ

. Это очень действенный метод самовоспитания. Он применяется в тех случаях, когда учащийся определил те или иные правила, нормы своего поведения, но не проявляет достаточной силы воли в соблюдении данного правила. Поэтому данный метод применим для развития необходимых волевых качеств.

7. Метод самонаказания

. Как следует из его названия, он применяется тогда, когда в процессе самовоспитания человек делает те или другие отступления от намеченных им самим правил поведения. Обнаружив такие отступления, нужно обязательно использовать определенные санкции по отношению к себе самому и применить то или иное наказание.

Вам будет интересно  Лучший сборник книг по саморазвитию и мотивации, стоящие прочтения каждым человеком

8. Самоотчет и самоконтроль.

Контролирование личностью своей деятельности по самовоспитанию.

Самоконтроль – установление отклонения реализуемой программы от заданной и внесение корректив в план деятельности.

Роль взрослого в процессе самовоспитания.

Педагогическое руководство имеет важную основу в процессе самовоспитания и саморазвития учащегося.

Содержание и формы работы педагога по организации самовоспитания могут быть самыми разнообразными. Тут многое зависит от того, насколько сами учителя компетентны в вопросах самовоспитания и его методов, в какой мере они знакомы с научной и популярной литературой по этой проблеме, насколько ответственно они относятся к исполнению своих педагогических обязанностей.

В целом организация педагогического руководства самовоспитанием

осуществляется
по трем основным направлениям
.

К ним относятся:

+ формирование мнения ученического коллектива о необходимости и пользе самовоспитания;

+ оказание помощи учащимся в уяснении сущности самовоспитания, его методов и путей осуществления;

+ практическая помощь учащимся в разработке программ самовоспитания и их реализации.

Практическая работа по реализации этих направлений позволит учащимся получить более ясное представление о содержании работы над собой.

Так, при осуществлении работы по формированию общественного мнения в ученическом коллективе по вопросам самовоспитания, необходимо понимать, что не все учащиеся знают, что такое самовоспитание, другие занимаются им втайне от товарищей, стыдясь этого занятия, третьи вообще не слышали о работе над собой. Все это нужно иметь в виду и на убедительных примерах известных людей показывать, как важно самому человеку совершенствовать себя, бороться со своими недостатками.

По вопросам самовоспитания необходимо

проводить этические беседы, выносить эти вопросы на обсуждение ученических собраний, посвящать им школьные вечера, встречи с известными людьми и т.д. Тематика этих форм воспитательной работы может охватывать самые разные аспекты данной проблемы: «Что такое самовоспитание», «Как преодолевать свои недостатки», «Методы самовоспитания» и др. Полезно, чтобы перед учащимися по этим вопросам выступали не только учителя и классные руководители, но и ученые, врачи, психологи, работники производства, ветераны войны и труда.

Особое значение в организации самовоспитания имеет формирование у учащихся нравственных идеалов.

Носителем их чаще всего бывает конкретный человек – выдающийся общественный деятель, ученый, военачальник, герой труда. Только в процессе познания образцов героизма и подвигов, несгибаемой верности Родине, народу у учащихся будут формироваться нравственные идеалы, побуждающие их к работе над собой.

Однако разъяснительными мероприятиями и организацией познавательно-просветительской деятельности нельзя ограничивать эту работу. Не менее важной ее формой является оказание практической помощи учащимся в самовоспитании.

С этой целью полезно обсуждать, как нужно ставить цели самовоспитания по преодолению тех или иных недостатков в поведении и характере, как использовать методы самоубеждения, самовнушения, самопринуждения и другие в работе над собой.

Таким образом, в качестве вывода следует отметить, что самовоспитание выступает как важное средство развития и личностного формирования учащихся только при условии, если учителя обращают должное внимание на его организацию и в состоянии умело и грамотно его направлять.

В чем заключается проблема самовоспитания

Проблема самовоспитания занимает умы ученых со времен античности. Идея формирования и развития личности появилась тысячелетия назад, за это время она изменилась, но вечные истины остались неизменными. В своих трудах Аристотель, Платон и Сократ отмечают ценность становления человека как личности. Проблема самовоспитания заключается в том, что человеку свойственно формировать ложные ценности и терять время наследование им. Однако обществу необходимы талантливые люди, которые смогли сформировать истинные, высокие ценности.

Великие люди добившиеся успеха в самовоспитании

Многи великие люди занимались личностным ростом – это отличный пример того, как работа над собой позволяет преодолеть жизненные трудности, непростую судьбу. Среди таких людей музыканты, руководители стран, писатели и художники. Вот несколько таких великих личностей.

  • Демосфен – преодолел слабый голос и нервный тик, стал прекрасным оратором и влиял на многие политические процессы;
  • Петр I – сам о себе Петр говорил – «царь с мозолями на руках», монарх стремился во всем быть примером для подданных;
  • Антон Павлович Чехов – великий писатель, который преодолел разорение и благодаря постоянной работе над собой развил уникальный талант и творческий потенциал;
  • Франклин Рузвельт – президент Соединенных Штатов Америки, который с детства занимался саморазвитием, стремился к глубоким и всесторонним знаниям;
  • Альберт Эйнштейн – знаменитый физик, который по мнению врачей отставал в умственном развитии и отличался медлительностью, только в результате тяжелой работы над собой Эйнштейн развил в себе талант ученого и невероятную силу мышления.

Михаил Васильевич Ломоносов – его биография является прекрасным примером личностного развития – смотрите на видео.

Успех в жизни во многом зависит от собственных усилий и настойчивости. Читайте книги, которые мотивируют, и следуйте примеру великих людей – развивайтесь как личность.

Источник https://infobliz.ru/testy/sut-ponyatiya-samovospitanie.html

Источник

Источник

Источник

Author: mag