Содержание
Сайт для детей и родителей – о школе, подготовке, воспитании, учебе…
Самообразование педагогов дошкольного образования по ФГОС: планирование, реализация и отчётность
Современный педагог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения), живущий в мире быстро распространяющихся инновационных технологий, просто вынужден быть в курсе актуальных тенденций развития. Самообразование, работа над собой, освоение новых педагогических технологий и знаний, оттачивание своего мастерства — необходимость для каждого работника педагогической сферы.
Понятие самообразования: цели и формы
Сама специфика работы педагога, направленная на воспитание и развитие детей, обязывает постоянно заниматься творческим поиском нестандартных решений, самообразованием, совершенствованием профессиональных навыков, а также личностных качеств. Хороший специалист не может быть пассивным: от него ежедневно требуются компетентность и инициативность.
Кроме того, уровень владения темами и планами в соответствии с ФГОС (федеральными государственными образовательными стандартами) напрямую отражается на компетентности, квалификации и даже денежном вознаграждении специалиста. Не стоит забывать, что и родители, выбирая образовательное заведение, которое сможет предоставить оптимальные условия развития их ребёнку, интересуются прежде всего уровнем творческой активности и профессионализма работающих здесь воспитателей.
Потребность в самообразовании является характерным качеством развитой личности, необходимым элементом её духовной жизни. Считаясь высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степенью сознательности и организованности человека, принятием на себя внутренней ответственности за своё самосовершенствование.
Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров
«Педагогический словарь»
Цели и направления работы
Необходимым условием совершенствования работы дошкольного учреждения является организация консультативной помощи воспитателям, которые столкнулись с какой-либо проблемой в своей работе с детьми или стремятся овладеть более эффективными педагогическими методиками. Старший воспитатель или методист даст мудрый совет, подскажет практические приёмы решения возникшего вопроса, однако успех проделанной работы в решающей степени будет зависеть от инициативности и заинтересованности самого педагога, его личных усилий и желания развиваться.
Работа воспитателя требует постоянного расширения запаса знаний и набора навыков
Самообразование — осознанная, активная познавательная и творческая деятельность педагога, нацеленная на обогащение своих профессиональных знаний и совершенствование методических приёмов работы с детьми, соответствующих современному уровню развития педагогики и психологии. Устаревшие методы работы могут препятствовать гармоничному развитию современного поколения детей. Воспитатель целенаправленно планирует освоение им в течение учебного года тематического направления, которое вызывает у него профессиональные трудности или представляет вопрос глубокой заинтересованности.
Важно подойти к вопросу креативно, проявить фантазию — только тогда занятие будет эффективным и интересным для малышей
Основные направления работы по совершенствованию профессиональной компетентности:
информированность по поводу нововведений в базе нормативной документации, имеющей отношение к дошкольному образовательному звену;
знакомство с учебной литературой и методическими рекомендациями;
осведомлённость по поводу новейших научных достижений в области педагогической мысли, возрастной психологии и детской физиологии;
изучение современных комплексных и парциальных программ, новейших педагогических технологий, авторских методик, а также передового опыта других дошкольных учреждений;
качественное расширение личного образовательного кругозора, совершенствование общекультурного уровня.
Формы самообразования
К формам самообразования относятся следующие виды деятельности:
работа с библиотечным фондом, чтение специальных периодических изданий, монографий, создание собственной тематической картотеки;
плодотворная работа с другими педагогами в рамках методических семинаров, научных конференций, психологических тренингов;
обращение за профессиональной консультацией в учебные центры переподготовки и повышения квалификации, на специализированные кафедры высших учебных заведений;
сотрудничество с региональным информационным центром психолого-диагностических и развивающих методик.
Перед руководителем дошкольной организации стоит задача по созданию творческой атмосферы, которая бы поощряла каждого педагога к самообразованию, пробуждала желание творить, искать, экспериментировать, учиться и помогать другим. В методическом уголке старший воспитатель комплектует фонд профильной литературы в помощь воспитателям:
периодика систематизируется по годам публикации и тематическим подборкам;
каждая книга из библиотечного каталога сопровождается дополнительной аннотацией с перечнем вопросов, которые рассматриваются автором.
В работе крайне важно внедрять педагогические инновации, чтобы воспитать поколение, которое отвечает современным требованиям общества
Старший воспитатель, в силу своего опыта и компетентности, может оказать своему менее опытному коллеге следующую методическую и консультативную помощь:
определить тему, конкретизировать цели и задачи;
распланировать работу по самообразованию;
грамотно представить текущую информацию о ходе выполнения запланированных мероприятий (игр, занятий, экскурсий, праздников и т. д.) и действий (изучения литературы, консультационной работы с родителями, подготовки презентаций и участия в практических семинарах);
подвести итоги, проанализировать качественные и количественные показатели проделанной работы.
Плановое повышение квалификации педагога происходит каждые пять лет на специальных курсах, а в период между курсами актуальной становится самостоятельная работа каждого воспитателя, осуществляемая под патронатом старшего воспитателя или методиста дошкольной образовательной организации. Самообразование воспитателя в ДОУ должно обязательно включать в себя обмен опытом с другими коллегами по вопросам воспитания и обучения, организации педагогического процесса.
Ключевые аспекты самообразования
Деятельность по самообразованию педагога можно разделить на определённые периоды для упрощения планирования и последующего анализа.
Таблица: структурное содержание самообразования воспитателей детского сада
Советы по организации самообразования:
целесообразно завести специальную рабочую тетрадь и записывать в неё важнейшие инновационные предложения различных образовательных методик, включая авторские;
желательно останавливать свой выбор на темах, которые будут иметь практическую реализацию и помогут в разрешении реальной образовательной или воспитательной проблемы;
самообразование предполагает формирование собственных суждений по той или иной тематике, поэтому важно научиться всесторонне анализировать изучаемый вопрос;
чтобы вовремя обнаружить пробелы в собственных знаниях и скорректировать свои действия, необходимо обращаться за советом и помощью к своим коллегам.
Фотогалерея: оформление рабочей тетради по самообразованию (пример)
Обложка Обязательно указывается тема Обоснование актуальности темы, постановка цели План работы на сентябрь План работы на октябрь План работы на ноябрь План работы на декабрь План работы на январь План работы на февраль План работы на март План работы на апрель План работы на май Список литературы
Особенности планирования работы по самообразованию
Специалист может столкнуться в самообразовании с типичными проблемами, возникающими при самостоятельной индивидуальной работе. Для их решения существуют определённые рекомендации.
Таблица: возможные проблемы в самообразовании и их решение
Вопросы, которые могут возникнуть
Книга ‒ неизменный помощник в самосовершенствовании. Библиотека всегда поможет в поиске необходимой информации
Проблема выбора темы согласно требованиям ФГОС
Рекомендуемые темы для самообразования определяются в соответствии с опытом работы педагога.
Для начинающих воспитателей (стаж до 5 лет):
освоение практических навыков проведения конструктивной работы;
формирование базисного уровня профессионального мастерства;
осознание важности и значимости реализации развивающей концепции и индивидуальной модели образования и воспитания.
Для воспитателей, опыт работы которых свыше 5 лет:
освоение методов проектирования образовательного процесса с целью повышения качественных показателей в рамках вариативного образования;
раскрытие творческих способностей, практическое применение учебно-методических знаний.
Для опытных мастеров педагогического дела, творчески активных и ищущих:
развитие профессиональной гибкости, способности к подстраиванию своей деятельности под требования современного общества;
практика наставничества и помощи молодым специалистам;
исследовательская работа, основанная на многолетнем педагогическом опыте;
полное раскрытие творческих сил и возможностей.
Для педагогов, не имеющих профильного образования:
изучение азов методической работы с малышами;
адаптация к образовательному и воспитательному процессу в дошкольном учреждении.
Тема для работы по самообразованию разрабатывается и оформляется при сотрудничестве педагога и старшего воспитателя. Педагог может выбрать тему самостоятельно, если подготовит чёткое аргументированное обоснование её практической ценности и перспективности. Темы можно условно разделить на два вида:
краткосрочные — проект реализуется в течение года;
долгосрочные — тема дорабатывается, претерпевает изменения во временном промежутке от трёх до пяти лет.
Работа по развитию профессиональных качеств должна иметь реальные практические результаты
Примеры обозначения темы по самообразованию согласно ФГОС
Консультативное сопровождение образовательных действий семьи в условиях дошкольной образовательной организации.
Формирование у младших дошкольников навыков осознанного и ответственного поведения на основе знаний о безопасности жизнедеятельности.
Социализация детей среднего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.
Становление нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста в процессе патриотического воспитания.
Становление эстетического восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста.
Раскрытие творческих возможностей детей среднего дошкольного возраста посредством освоения техники лепки и конструирования.
Развитие навыков самостоятельности и творческой свободы самовыражения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Область речевого развития:
Активизация речевой деятельности младших дошкольников в процессе приобретения элементарных знаний о природном мире.
Развитие навыков диалоговой речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе театрализованных постановок.
Речевое развитие старших дошкольников посредством наглядного моделирования.
Формирование у младших дошкольников начальных представлений об окружающем природном мире в процессе игровой деятельности.
Активизация познавательной деятельности у детей среднего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности.
Ознакомление старших дошкольников с традициями этнической культуры в процессе познавательно-речевой деятельности.
Самообразование воспитателя ДОУ, его стремление к творческим поискам, всесторонняя информированность ‒ залог гармоничного развития детей
Область физического развития:
Опыт оздоровления детей посредством дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.
Практическое применение техники «оригами» для развития гибкости пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста.
Формы и методы здоровьесберегающей деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.
Формирование и закрепление навыков здорового образа жизни посредством современных игровых технологий у старших дошкольников.
Для старших воспитателей и методистов:
Формирование у воспитателей ДОУ профессиональной подготовки в сфере патриотического воспитания детей.
Методическое сопровождение художественно-эстетического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации.
Методическое обоснование внедрения эффективных образовательных технологий в дошкольном учреждении в условиях существующих образовательных стандартов.
Моделирование развивающей среды дошкольной образовательной организации в условиях модернизации содержания дошкольного образования и воспитания.
Таблица: «Формирование патриотических чувств у дошкольников» (пример плана годовой программы)
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь — май | 1. Зацепина М.Б. «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников». 2. Козлова С.А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью». 3. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека». | По усмотрению воспитателя. |
Работа с детьми | Сентябрь | Оформление уголка в группе детского сада «Моя Родина — Россия». Экскурсии по родному городу. Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию. | Стенд «Моя Родина — Россия». Картотека игр. |
Октябрь | Беседа по теме «Улица, на которой я живу» | Выставка рисунков «Улицы нашего города». | |
Ноябрь | Ознакомление с символикой России, родного города, области. Экскурсия в краеведческий музей города. | Выставка работ детского творчества. | |
Январь | Ознакомление с обычаями и традициями русского народа. | Коллективное оформление книги «Русское народное творчество». Развлечение «Игры наших бабушек». | |
Февраль | Непосредственно образовательная деятельность «Главные праздники России». Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества». | Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества. | |
Март | Беседы «Моя мама — лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?» | Выставка детских работ «Мамин портрет». | |
Апрель | Краткосрочный проект «Космос» | Викторина «Что вы знаете о космосе». Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей». | |
Май | Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы. | Утренник, посвящённый Дню Победы. | |
Сентябрь — май | Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях. | По усмотрению воспитателя. | |
Работа с семьёй | Сентябрь | Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?» | Фотовыставка «Моё любимое место в городе». |
Октябрь | Консультация «Воспитание маленького гражданина». | По усмотрению воспитателя. | |
Ноябрь | Оформление альбома «История нашего города». | Альбом «История нашего города». | |
Февраль | По усмотрению воспитателя. | Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии». | |
Март | По усмотрению воспитателя. | Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников. | |
Апрель | Работа по благоустройству территории детского сада. | Акция «Посади дерево». | |
Май | Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника». | По усмотрению воспитателя. | |
Самореализация | Январь | Показ открытого мероприятия. | Развлечение «Игры наших бабушек». |
Май | Отчёт по теме самообразования. | Выступление на педсовете. |
Отчёт о проделанной работе и выход темы
В конце учебного года каждый воспитатель заполняет отчётные документы по теоретической части и практической апробации темы и выступает с докладом на педсовете. Педагог обязательно должен обозначить выбранную тему и цель работы.
Также в отчёте он должен осветить такие вопросы:
совершенствование профессиональных умений и навыков;
изучение литературы педагогического профиля и методических пособий по теме;
практика внедрения инновационных методов педагогической работы;
подготовка конспектов и тезисов;
проведение мастер-класса или тематического семинара;
анализ проделанной работы, обобщение и систематизация выводов.
Мастер-классы, открытые занятия, методические разработки — всё это также может служить основой для отчётности.
Видео: «Капелька-волшебница» (открытый показ: занятие по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе)
Здесь показан комплексный подход к организации детского образовательного мероприятия в младшей группе детского сада.
Видео: развивающие игры В. В. Воскобовича, мастер-класс педагога-психолога
Запас игровых методик и техник педагога должен постоянно пополняться новыми разработками. Проверенные инструменты также работают лучше, если их время от времени пересматривать, сочетая с новыми элементами.
Мастер-класс по изготовлению папки-передвижки
- Подготавливаем следующие материалы: картон коробочный, обои (размер 25см*32см), 4шт., ткань для обклейки краёв, клей ПВА, файлы 4 шт., двухсторонний скотч для крепления файлов.
Застелите стол плёнкой или газетами перед началом работы
Все детали должны быть изготовлены аккуратно
Верхние и нижние края дожны быть на одной прямой при совмещении; при необходимости используйте линейку
Ткань не должна стать жёсткой после проклейки
Обои для обклейки должны быть светлыми, однотонными
Остаётся только закрепить файлы на картоне
Аналогично можно делать и папки-передвижки других размеров
Видео: развитие конструктивных и творческих способностей способами художественного конструирования в технике «Оригами» (творческий отчёт по самообразованию)
Развитие творческо-познавательной активности у детей при помощи различных упражнений и манипуляций с бумагой широко используется современными педагогами.
Тест для самодиагностики: личная заинтересованность в саморазвитии
Отмечайте те утверждения, которые верны по отношению к вам:
- Я стараюсь изучить свои интересы и потребности.
- Стремлюсь работать над собой, несмотря на занятость.
- Я много читаю.
- Обращаю внимание на мнение обо мне окружающих, для меня важна обратная связь.
- Обдумываю свой жизненный опыт и чувства.
- Осмысливаю свою деятельность, посвящая этому специальное время.
- Возникающие преграды стимулируют меня искать выход из ситуации.
- Я открыто обсуждаю интересующие меня темы, прислушиваюсь к авторитетному мнению.
- Стараюсь сохранять веру в свои силы и возможности.
- Анализирую влияние окружающих людей на мою личность.
- Стараюсь добиваться положительного результата в своей деятельности.
- Мне нравится изучать и познавать новое.
- Возрастающая ответственность не угнетает меня.
- Я позитивно отнесусь к карьерному росту.
Результат: большая часть положительных ответов дают основания сделать вывод о вашей готовности к осознанной работе по самосовершенствованию.
Профессиональное самосовершенствование не сводится к формальному заполнению отчётов, подготовке докладов, оформлению выставок и демонстрационных стендов. Смысл многогранной работы по самообразованию в том, чтобы раскрыть творческие способности воспитателя, дать стимул к повышению его уровня мастерства и развитию личностных качеств. Знаток своего дела, обладающий яркой индивидуальностью, всегда будет вызывать интерес у воспитанников и служить авторитетом для родителей.
Источник https://shkolabuduschego.ru/doshkolniki/samoobrazovanie-vospitatelya-v-dou-temyi-po-fgos.html
Источник
Источник
Источник