Система правового регулирования в России потребует «существенной корректировки и трансформации», поскольку государство и общество вынуждены адаптироваться к новой реальности, считает председатель Конституционного суда Валерий Зорькин.
Эта новая реальность, в которой оказалась страна, в частности, включает холодную войну, экономический кризис и «неправомерные санкции», а также «ошеломительные преобразования» и «рывок в цифровое будущее», перечисляет Зорькин в статье, опубликованной в четверг в «Российской газете».
Ответ на вызов «сегодняшних крайне опасных угроз», по мнению главы КС, должен быть адекватен его значимости и масштабу, а решение этой задачи потребует мобилизации усилий всех органов власти, в том числе Конституционного суда.
«Нам нужно существенно модернизированное право, которое включило бы в себя новые права нынешнего и будущих поколений», — пишет Зорькин, добавляя, что поправки в Конституцию, принятые в прошлом году, придали новый импульс развитию России и позволяют Конституционному суду «осуществлять творческое толкование Конституции», не искажая правовой смысл ее принципов и норм.
«Мир переходит в эпоху постчеловеческих по своей направленности технологий или стоит уже на грани такого перехода к новой техногенной цивилизации. А право с этим не справляется — оно само является продуктом прежней техногенной эпохи», — отмечает Зорькин.
Центральным звеном конституционно-правовой доктрины защиты прав человека, по мнению главы КС, является трактовка проблем, связанных с определением оснований и пределов ограничения этих прав.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ, «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Такая общая формулировка «таит в себе опасность установления на практике чрезмерных ограничений прав и свобод для защиты ценностей общего блага», пишет Зорькин, добавляя, что «соблазн» пойти по такому пути возрастает в условиях кризисов и пандемий.
Хотя этот путь «более легкий», он «далеко не всегда бывает верным», рассуждает глава КС, призывая: «Если и двигаться по нему, то не очень далеко и очень осторожно».
Тем не менее, ситуация, когда право на частную жизнь становится в определенной мере иллюзорным, уже не является чем-то из области научной фантастики, продолжает он: «Это реальность нашей повседневной жизни, проходящей в окружении социальных медиа, камер наблюдения, электронных платежей и т. д».
«В ближайшем будущем количество жалоб в связи с предполагаемым вмешательством в частную жизнь, вероятно, будет увеличиваться, — прогнозирует Зорькин. — Конституционному суду понадобится вырабатывать подходы к новым коллизиям прав, которые прежде не находились в поле его внимания».