Содержание
Ребёнок и семья
Отношение к ребёнку в семье оказывает существенное влияние на его психологическое развитие. Поведенческое здоровье и благополучие детей, подростков в семье зависят от модели взаимодействия родителей и детей.
Стили воспитания
Воспитание имеет четыре основных стиля: авторитарный, авторитетный, снисходительный и отстраненный. Хотя ни один родитель не является последовательным во всех ситуациях, семья следует некоторым общим тенденциям в подходе к воспитанию детей. Поэтому можно описать отношения между родителями и детьми по преобладающему стилю воспитания. Эти описания содержат рекомендации для родителей, заинтересованных в понимании того, как отношения с ребёнком влияют на его развитие и здоровье.
Стиль воспитания формируется историей развития, образованием и личностью родителя; поведением ребенка; и непосредственным и более широким контекстом жизни родителя. Кроме того, на поведение родителей влияют их работа, брак, семейные финансы и другие факторы, которые определяют их действия и психологическое благополучие. Кроме того, родители в разных культурах, из разных социальных классов и из разных этнических групп воспитывают своих детей по-разному. В любом случае поведение и психологическое развитие детей связано с тем стилем воспитания, в котором они воспитываются.
Авторитарные родители
Авторитарные родители строги в своих правилах; они ожидают от ребенка абсолютного повиновения без всяких вопросов. Они также ожидают, что ребенок примет семейные убеждения и принципы без вопросов. Авторитарные родители – строгие блюстители дисциплины, часто полагающиеся на физическое наказание и отказ от привязанности. Их главная цель – сформировать определенное поведение своего ребенка.
Дети, воспитанные в таком стиле воспитания, часто бывают угрюмыми, несчастными, боязливыми и раздражительными. Они склонны к застенчивости, замкнутости и неуверенности в себе. Если привязанность родителей сдерживается, ребенок обычно становится бунтарским и антиобщественным.
Авторитетные родители
Авторитетные родители проявляют уважение к мнению каждого из своих детей, позволяя им быть разными. Хотя в семье существуют правила, родители разрешают обсуждение, если дети не понимают или не согласны с правилами. Эти родители ясно дают понять детям, что, хотя они (родители) обладают окончательной властью, некоторые переговоры и компромиссы могут иметь место. Авторитетные родители одновременно отзывчивы и требовательны; они тверды, но дисциплинируют с любовью и привязанностью, а не силой. Они объясняют правила и свои ожидания детям вместо того, чтобы просто утверждать их.
Этот стиль воспитания часто приводит к тому, что дети имеют высокую самооценку и являются независимыми, любознательными, счастливыми, уверенными в себе и интерактивными.
Снисходительные родители
Снисходительные (разрешительные) родители практически не контролируют поведение своих детей. Если в доме и существуют какие-то правила, то они соблюдаются непоследовательно. Приводятся основополагающие причины правил, но дети сами решают, будут ли они следовать этому правилу и в какой степени. Ребёнок таких родителей знает, что ему может сойти с рук любое поведение. Снисходительные родители отзывчивы, но не особенно требовательны. Они мало чего ожидают от своих детей и мало или непоследовательно навязывают им дисциплину. Используют пустые угрозы наказания без установления пределов. Поэтому нередко происходит смена ролей: дети ведут себя скорее, как родители, а родители ведут себя как дети.
Дети разрешающих родителей могут быть неуважительными, непослушными, агрессивными, безответственными и дерзкими. Они – не уверенны в себе, потому что им не хватает руководящих принципов, чтобы управлять своим поведением. Однако эти дети часто бывают творческими и спонтанными. Несмотря на низкий уровень социальной ответственности и независимости, они обычно более жизнерадостны, чем конфликтные и раздражительные дети авторитарных родителей.
Отстраненные родители
Наконец, отстраненные родители не являются ни отзывчивыми, ни требовательными. Они могут быть небрежны или не осознавать потребности ребенка в любви и дисциплине. Дети, чьи родители отстранены от семьи, имеют большее число психологических трудностей и проблем с поведением, чем другие подростки.
Родительские заботы
На развитие ребенка влияют такие семейные обстоятельства, как развод, повторный брак и занятость родителей. Чтобы ребёнок в семье рос и развивался здоровым необходимо ответственное и требовательное воспитание. Главная забота родителей при изменении в семейном положении или трудовой жизни – не нарушать детско-родительских отношений, чтобы не навредить поведению и здоровью ребёнка.
Дисциплина – это тоже забота родителей. Поведение детей бросает вызов даже самым опытным и эффективным родителям. То, как родители реагируют на поведение ребенка, влияет на его самооценку и будущие взаимоотношения с другими людьми. Дети учатся смотреть на себя так же, как смотрит на них родитель. Таким образом, если родитель считает ребенка необузданным, ребенок начинает видеть себя таким, и вскоре его действия последовательно укрепляют такой образ самого себя. Эта модель носит название самоисполняющегося пророчества.
Дисциплину не нужно путать с наказанием, поскольку она необходима для того, чтобы научить ребенка комфортно жить в обществе.
Вместо заключения
Отношения между родителями и детьми в семье состоят из комбинации поведения, чувств и ожиданий, которые уникальны для конкретного родителя и конкретного ребёнка. Эти отношения влияют на психологическое и физическое здоровье детей и их способность адаптироваться в современном социальном мире.
Из множества различных отношений, которые люди формируют в течение своей жизни, отношения между родителями и детьми являются одними из самых важных. На качество детско-родительских отношений влияют возраст родителя, его опыт и уверенность в себе; стабильность брака родителей; и уникальные характеристики ребенка.
Можно выделить четыре преобладающих стиля воспитания ребёнка в семье: авторитарный, авторитетный, снисходительный и отстраненный. Описание этих стилей помогут родителям понять свою модель поведения в отношениях с детьми, выявить полезные или негативные моменты воспитания, влияющие на развитие и здоровье ребёнка.
Желаем удачи в воспитании детей!
Всем – взаимопонимания и взаимно уважительного отношения между родителями и ребёнком в семье!
Родительское отношение к ребенку: определение и типы
Взаимоотношения родителей и детей – комплексная система взаимоотношений, предмет изучения психологии родительства, целью которой является определение механизмов развития связей между родителями и детьми, взаимного влияния поколений друг на друга, а также профилактика психологических проблем взаимопонимания родителей и детей. Сложности взаимоотношений родителей и детей являются наиболее частой причиной обращения семей к психологам. Современный институт семьи переживает кризис. Нестабильность семейных отношений, утрата умения и желания воспитывать ребенка должным образом определяется рядом внешних и внутренних факторов. Какие факторы влияют на взаимоотношения между родителями и детьми? Какие основные ошибки допускают современные родители, которые критично сказываются на формировании личности ребенка?
Взаимоотношения родителей и детей: общие теоретические понятия и взаимосвязи
Не существует ни единой психологической теории, позволяющей выстроить идеальные взаимоотношения родителей и детей в силу индивидуальности характеров каждого из участников системы, обстоятельств, внешних и внутренних факторов. Выстроить идеальные человеческие взаимоотношения по определенной модели невозможно, однако изучая психологию родительства, постигая теоретические основы взаимоотношений родителей и детей, можно избежать многих ошибок.
Родительство – проявление родительского инстинкта у человека поведенческого, эмоционального и социального характера. Осознанное родительство основывается на бессознательном инстинкте размножения, а также на социальных нормах, согласно которым семья является базовой ячейкой общества и характеризуется союзом мужчины и женщины, общностью быта, стремлением к рождению, воспитанию и социализации детей.
Для ребенка семья – основная среда обитания, развития и психологического становления. Именно в семье в период раннего детства ребенок постигает основные модели социальных взаимоотношений (в том числе взаимоотношений родителей и детей на примере отношений родителей и старшего поколения). Детство – основной период развития человека, когда он учится познавать мир, постигает основные механизмы познания, основы взаимоотношений между людьми. Психологи полагают, что именно в детстве закладываются основные навыки и умения, психологические качества характера человека, которые он лишь развивает в течение всей последующей жизни.
Институт семьи крайне важен для ребенка, так как период детства характеризуется частичной изоляцией от общества. Родители для ребенка являются основным источником постижения человеческих отношений.
На становление личности ребенка влияют не только отношения его родителей к самому ребенку, но также и отношения родителей между собой. Так, если ребенок получает достаточно внимания от отца и матери, оба родителя принимают одинаково активное участие в его воспитании, ребенок окружен заботой и любовью, однако между самими родителями возникают напряженные отношения, то такая ситуация найдет свое отражение в дальнейшей жизни ребенка.
Атмосфера семьи может оказать влияние на ребенка в двух плоскостях: его личностном становлении (психологические проблемы, внутренние противоречия, комплексы, страхи), становлении его отношений в социуме (тяготение к одиночеству во избежание проблем взаимоотношений). Это влияние может проявиться как в раннем детстве (дошкольный, школьный возраст), так и в более зрелом возрасте в момент создания своей семьи либо сознательного отказа от создания своей семьи. Невозможно точно спрогнозировать, на каком этапе развития ребенка проявится эффект нездоровой атмосферы семьи, в которой вырос и был воспитан ребенок. Однако однозначно можно утверждать, что нездоровая семейная атмосфера, сложные взаимоотношения родителей и детей найдут свое отражение в будущей жизни ребенка.
Ложно полагать, что ребенок не воспринимает отношения взрослых, что ему не дано понять большинства проблем взрослой жизни. Как правило, ребенок больше восприимчив не к ситуациям, конфликтам, предметам, обстоятельствам, а к эмоциональному фону, сопровождающему ту или иную ситуацию его жизни.
Следует понять, что ребенок является своего рода подражателем, основы его характера, поведения, отношения к людям он перенимает у своих родителей, притом начиная постигать азы отношений с младенчества (тон голоса в разговоре с теми или иными членами семьи, четкие модели поведения в определенных ситуациях). В итоге, к сознательному возрасту, когда ребенок проявляет первые личностные черты, родители сталкиваются ни с чем иным, как с квинтэссенцией собственных черт характера, манер и стилей поведения.
О чем можно говорить с детьми, а о чем нельзя?
Очень часто дети и родители не могут найти общий язык из-за того, что изначально в семье существуют неправильные установки. Например, некоторые мамы и папы стараются сделать представления малыша о мире исключительно позитивными. В результате малыш получает изначально искаженную установку. Он считает, что человек может делиться с другими только радостными событиями. В данном случае нет конкретного конфликта «родители и дети», психология взаимоотношений здесь такова, что ребенок остается глухим к негативным эмоциям любых близких людей — братьев, сестер, друзей, педагогов, он их просто игнорирует. Поэтому нельзя хвалить чадо просто так, иначе он будет помнить только о собственной исключительности и о том, что у него есть запросы, которые все должны удовлетворять, ведь он такой хороший и замечательный.
Родители должны хвалить ребенка только за конкретные достижения, требующие труда или хотя бы творческого порыва. Пусть поначалу это будут крохотные успехи, постепенно их будет больше. Но и хвалить нужно соразмерно достижениям ребенка и его возрасту. Дети и родители в семьях, где принято быть честными и объективными, живут в гораздо более гармоничных отношениях, чем там, где ребенка хвалят часто и неумеренно.
К сожалению, бывает и обратная ситуация. Что родители часто говорят детям? Родитель критикует за неудачные попытки что-то сделать, которые только убеждают ребенка в том, что он ничего не может сделать сам. А ведь на самом деле чем больше юный исследователь делает неудачных попыток, тем выше показатель его творческих способностей, а не глупости или слабости природных задатков, о чем иной раз говорят вслух разочарованные родители. К сожалению, детская психология для родителей все еще остается загадкой. А ведь на самом деле, когда мама или папа препятствуют детским экспериментам (неважно, по какой именно причине), то просто повышают невротизацию малыша и тревожность, мешают обретению жизненного опыта.
Какой же будет оптимальный вариант выстраивания модели «дети и родители» в этом случае? Не нужно ругать ребенка за то, что он ломает карандаш в попытке нарисовать картинку или испачкал руки красками. У него пока нет опыта, и он не может следить сразу за всеми частями рабочего процесса. Целостное восприятие придет к нему позже. Похвалить нужно за достигнутый результат, за настойчивость, ведь именно она помогает формировать характер человека. Также нужно постараться моделировать такие ситуации, в которых маленький человечек будет и дальше совершенствовать полезный навык.
Взаимоотношения между родителями и детьми: основные ошибки поколений
Взаимоотношения родителей и детей во многом определяются внешними факторами, к которым относятся материальное благополучие, жилищные условия, социальный статус семьи. К внутренним факторам, определяющим взаимоотношения между родителями и детьми, относятся культура и воспитание родителей, духовность и нравственность, осознание духовной ценности семьи, брака, отношений между близкими. Взаимоотношения родителей и детей во многом определяются образом жизни семьи, благополучием и достатком, чувством спокойствия и уверенности, защищенности каждого члена семьи, его желанием поддерживать и развивать семью.
Во многом взаимоотношения поколений определяются взаимопониманием родителей и детей, которое должно базироваться на лояльности и толерантности к потребностям ближнего. Основные ошибки, допускаемые взрослыми во взаимоотношениях родителей и детей, сводятся к тому, что в большинстве случаев родители переносят обиды, противоречия, конфликты, которые они пережили в периоды своего детства, в плоскость новых семейных отношений.
Применение опыта прошлых отношений и поколений не является противопоказанием к построению новых связей, но в большинстве ситуаций психологи сталкиваются с проблемой бессознательного копирования моделей поведения своих родителей, повторения их ошибок, что сказывается на свободе каждого участника взаимоотношений, ущемлении его интересов, формировании заведомо нездорового отношения к институту семьи у детей.
Характеристика
Типы родителей разнообразны, но всех их объединяет одно – любовь к детям. Как говорят в детдоме, лучше плохая мать, чем хорошая нянька. Утверждение спорное, но все-таки следует понимать, что полноценный ребенок может вырасти только в полной семье. Как формируется типаж родителей и что это такое? Любой человек, выросший в полноценной семье, хорошо себе представляет процесс воспитания. Малыш видит отношение к нему папы и мамы и, подрастая, понимает, какие элементы воспитания ему нравятся, а какие нет. На основании этого взрослый человек делает выводы о том, как нужно растить детей. Обычно пример воспитания сильно влияет на личность. Человек может пойти по трем схемам развития: повторить пример своих родителей, стать противоположностью своих родителей или же осознанно подходить к проблемам и принимать правильное решение. Последний типаж встречается реже остальных. Поэтому разберем два наиболее распространенных.
Родители и дети: психология взаимоотношений на практике
Как построить правильные отношения родителей и детей психология взаимоотношений не расскажет, однако данная наука позволит изучить основные ошибки поколений и избежать их на практике. Основное правило, которое необходимо осознать родителям, относится к индивидуальности каждой ситуации и каждого участника семейных взаимоотношений, что позволяет утверждать, что слепое следование общепринятым моделям поведения в становлении взаимоотношений и взаимопонимания родителей и детей может не только оказаться неэффективным в конкретном случае, но и существенно усугубить ситуацию. В вопросе родителей и детей психология взаимоотношений предлагает лишь индивидуальный подход, при котором учитываются интересы всех сторон.
Видео с YouTube по теме статьи:
Типы воспитания
Процесс воспитания – это сложная комбинация развития навыков, моральных ценностей и знаний. Какие же типы воспитания детей родителями существуют?
- Требовательный. Такие родители хотят, чтобы дети учились на «отлично» и всегда и во всем были лидерами. Мать будет ругать сына за четверку, причем даже в том случае, когда весь класс, кроме него, получил тройки. Требовательность будет проявляться в том, что родители будут запрещать ребенку гулять до тех пор, пока тот не выучит и не перескажет все уроки, а также не позанимается с репетиторами и на всех кружках, которые он посещает.
- Критикующий. Подобный тип воспитания встречается у людей с заниженной самооценкой. Любители критиковать обычно не очень-то и любят что-то делать самостоятельно. Им доставляет удовольствие находить ошибки и промахи других. Родители не всегда могут помочь своему ребенку с решением какой-то сложной задачи, но зато глупость своего чада они не преминут отметить.
- Отстраненный. Такие родители не считают нужным лезть в дела ребенка. Они думают, что чадо самостоятельно справится со всеми трудностями, свалившимися ему на плечи. Их будет мало волновать невыполненное домашнее задание или же плохие оценки. Такие родители придерживаются правила «что ни случается — то к лучшему».
Что мешает родителям в воспитании?
- Неразвитость родительских чувств. Молодые родители не всегда понимают, что они уже родители. Людям хочется погулять, посмотреть на этот мир и самоопределиться в жизни. По этой причине родители не уделяют ребенку нужного внимания и позволяют малышу развиваться самостоятельно.
- Страх потерять ребенка. Мамаши, которые не смогли найти своего призвания, могут потратить всю свою жизнь на воспитание и образование ребенка. Они будут бояться, что чадо когда-нибудь от них уйдет, по этой причине они могут навязать ребенку комплекс неполноценности, чтобы он как можно дольше оставался у маминой юбки.
- Проекция отрицательных качеств. У каждого человека есть не только положительные, но и отрицательные стороны личности. Именно они больше всего и раздражают человека в других людях, а также в собственном ребенке. Но ведь чадо – это копия родителей, и не стоит удивляться, что у него будут те же комплексы и замашки.
- Низкая самооценка. Люди с низкой самооценкой могут отрываться на своем ребенке. Ведь для малыша родители – авторитет. Поэтому персоны, которые не смогли реализоваться в жизни, будут стараться реализоваться в семье, что часто приводит к гиперопеке.
Отношение к воспитанию
Как выяснить, к какому типу относятся родители? Посмотрите на их поведение в течение дня. Если мама слишком опекает чадо – это проявление гиперзаботы. Если родители не обращают внимания на забавы ребенка, значит, это отстраненность. Простой тест – это наблюдение за взрослыми в момент, когда ребенок падает. Если поведение будет неадекватным, то понятно, что родители должны пройти курс психологической помощи. Специалист может помочь матери и отцу избавиться от своих комплексов и тем самым облегчить жизнь своему ребенку. Ведь только у личностей, которые уверены в себе и хорошо себе представляют, куда они направляются, есть шанс вырастить адекватных детей.
Источник https://anatomiya-zdoroviya.ru/detskoe-zdorove/semya-i-zdorove-rebenka/rebyonok-i-semya.html
Источник https://xn--e1afbapcvjk6htb.xn--p1ai/psihologiya/otnoshenij-roditelej-i-detej.html
Источник
Источник