Содержание
Темы по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС: повышаем уровень мастерства
Таким образом, перед выбором темы необходимо ознакомиться с нормативно-правовой базой по дошкольному образованию и проанализировать собственный опыт.
Согласно ФГОС, ребенок-дошкольник развивается по следующим направлениям:
- социально-коммуникативное;
- познавательное;
- речевое;
- художественно-эстетическое;
- физическое.
Понятие самообразования: цели и формы
Сама специфика работы педагога, направленная на воспитание и развитие детей, обязывает постоянно заниматься творческим поиском нестандартных решений, самообразованием, совершенствованием профессиональных навыков, а также личностных качеств. Хороший специалист не может быть пассивным: от него ежедневно требуются компетентность и инициативность.
Кроме того, уровень владения темами и планами в соответствии с ФГОС (федеральными государственными образовательными стандартами) напрямую отражается на компетентности, квалификации и даже денежном вознаграждении специалиста. Не стоит забывать, что и родители, выбирая образовательное заведение, которое сможет предоставить оптимальные условия развития их ребёнку, интересуются прежде всего уровнем творческой активности и профессионализма работающих здесь воспитателей.
Потребность в самообразовании является характерным качеством развитой личности, необходимым элементом её духовной жизни. Считаясь высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степенью сознательности и организованности человека, принятием на себя внутренней ответственности за своё самосовершенствование.
Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров
«Педагогический словарь»
Цели и направления работы
Необходимым условием совершенствования работы дошкольного учреждения является организация консультативной помощи воспитателям, которые столкнулись с какой-либо проблемой в своей работе с детьми или стремятся овладеть более эффективными педагогическими методиками. Старший воспитатель или методист даст мудрый совет, подскажет практические приёмы решения возникшего вопроса, однако успех проделанной работы в решающей степени будет зависеть от инициативности и заинтересованности самого педагога, его личных усилий и желания развиваться.
Работа воспитателя требует постоянного расширения запаса знаний и набора навыков
Самообразование — осознанная, активная познавательная и творческая деятельность педагога, нацеленная на обогащение своих профессиональных знаний и совершенствование методических приёмов работы с детьми, соответствующих современному уровню развития педагогики и психологии. Устаревшие методы работы могут препятствовать гармоничному развитию современного поколения детей. Воспитатель целенаправленно планирует освоение им в течение учебного года тематического направления, которое вызывает у него профессиональные трудности или представляет вопрос глубокой заинтересованности.
Важно подойти к вопросу креативно, проявить фантазию — только тогда занятие будет эффективным и интересным для малышей
Основные направления работы по совершенствованию профессиональной компетентности:
- информированность по поводу нововведений в базе нормативной документации, имеющей отношение к дошкольному образовательному звену;
- знакомство с учебной литературой и методическими рекомендациями;
- осведомлённость по поводу новейших научных достижений в области педагогической мысли, возрастной психологии и детской физиологии;
- изучение современных комплексных и парциальных программ, новейших педагогических технологий, авторских методик, а также передового опыта других дошкольных учреждений;
- качественное расширение личного образовательного кругозора, совершенствование общекультурного уровня.
Формы самообразования
К формам самообразования относятся следующие виды деятельности:
- работа с библиотечным фондом, чтение специальных периодических изданий, монографий, создание собственной тематической картотеки;
- плодотворная работа с другими педагогами в рамках методических семинаров, научных конференций, психологических тренингов;
- обращение за профессиональной консультацией в учебные центры переподготовки и повышения квалификации, на специализированные кафедры высших учебных заведений;
- сотрудничество с региональным информационным центром психолого-диагностических и развивающих методик.
Перед руководителем дошкольной организации стоит задача по созданию творческой атмосферы, которая бы поощряла каждого педагога к самообразованию, пробуждала желание творить, искать, экспериментировать, учиться и помогать другим. В методическом уголке старший воспитатель комплектует фонд профильной литературы в помощь воспитателям:
- периодика систематизируется по годам публикации и тематическим подборкам;
- каждая книга из библиотечного каталога сопровождается дополнительной аннотацией с перечнем вопросов, которые рассматриваются автором.
В работе крайне важно внедрять педагогические инновации, чтобы воспитать поколение, которое отвечает современным требованиям общества
Старший воспитатель, в силу своего опыта и компетентности, может оказать своему менее опытному коллеге следующую методическую и консультативную помощь:
- определить тему, конкретизировать цели и задачи;
- распланировать работу по самообразованию;
- грамотно представить текущую информацию о ходе выполнения запланированных мероприятий (игр, занятий, экскурсий, праздников и т. д.) и действий (изучения литературы, консультационной работы с родителями, подготовки презентаций и участия в практических семинарах);
- подвести итоги, проанализировать качественные и количественные показатели проделанной работы.
Плановое повышение квалификации педагога происходит каждые пять лет на специальных курсах, а в период между курсами актуальной становится самостоятельная работа каждого воспитателя, осуществляемая под патронатом старшего воспитателя или методиста дошкольной образовательной организации. Самообразование воспитателя в ДОУ должно обязательно включать в себя обмен опытом с другими коллегами по вопросам воспитания и обучения, организации педагогического процесса.
Ключевые аспекты самообразования
Деятельность по самообразованию педагога можно разделить на определённые периоды для упрощения планирования и последующего анализа.
Таблица: структурное содержание самообразования воспитателей детского сада
Периоды деятельности | Действия воспитателя | Область компетенции старшего воспитателя/методиста |
Подготовительно- диагностический | Осознание внутренней мотивации к самообразованию, потребности к расширению профессионального кругозора и сферы компетентности, определение цели и задач. | Диагностическое исследование и многогранный анализ деятельности педагога. Проведение индивидуальной беседы, анкетирования в целях выявления круга профессиональных интересов, творческих способностей и наклонностей. |
Планирование | Выбор темы, определение важных аспектов, указание основных этапов, форм и методов работы, оформление перспективного плана работы. | Консультирование и методическое сопровождение по возникшим вопросам в зависимости от опытности и квалификации педагога. |
Учебная деятельность | Знакомство с теоретическими аспектами и изучение методической литературы по выбранной проблеме. | Подбор учебной и методической литературы, видеозаписей мастер-классов и занятий, оформление тематического стенда и выставки с наглядным материалом. |
Практическая деятельность | Подготовка и проведение занятий, игр, проектов с детьми, изготовление дополнительных дидактических пособий. | Посещение занятий, диагностика и оценка практического опыта педагога. |
Подведение итогов | Заполнение рабочей тетради о проделанной теоретической подготовке и опыте практической реализации, отчётной папки с данными о динамике результатов у детей, организации выставки детских работ, проведение творческого отчёта или презентации. Итоговый доклад на педагогическом совете, методическом семинаре, конференции по обмену опытом. | Консультативная помощь в оформлении результатов проделанной работы, пополнение информационного банка методических пособий. |
Советы по организации самообразования:
- целесообразно завести специальную рабочую тетрадь и записывать в неё важнейшие инновационные предложения различных образовательных методик, включая авторские;
- желательно останавливать свой выбор на темах, которые будут иметь практическую реализацию и помогут в разрешении реальной образовательной или воспитательной проблемы;
- самообразование предполагает формирование собственных суждений по той или иной тематике, поэтому важно научиться всесторонне анализировать изучаемый вопрос;
- чтобы вовремя обнаружить пробелы в собственных знаниях и скорректировать свои действия, необходимо обращаться за советом и помощью к своим коллегам.
Фотогалерея: оформление рабочей тетради по самообразованию (пример)
Обложка
Обязательно указывается тема
Обоснование актуальности темы, постановка цели
План работы на сентябрь
План работы на октябрь
План работы на ноябрь
План работы на декабрь
План работы на январь
План работы на февраль
План работы на март
План работы на апрель
План работы на май
Список литературы
Примерные темы самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС (2017 год и позднее)
В соответствии с выделенными направлениями темы по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС могут быть следующими:
- Методы и средства амплификации развития дошкольника.
- Педагогическая диагностика в дошкольном учреждении.
- Индивидуальный подход в дошкольном образовании.
- Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности.
- Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников.
- Руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста.
- Воспитание доброты у дошкольников.
- Воспитание отзывчивости у детей дошкольного возраста.
- Воспитание целеустремленности у воспитанников ДОУ.
- Воспитание честности и правдивости у дошкольников.
- Формирование представлений о малой родине у дошкольников.
- Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
- Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.
- Воспитание любознательности у дошкольников (на занятиях, в общении, игре, трудовой деятельности).
- Формирование у дошкольников представлений о признаках, качествах и свойствах объектов окружающего мира.
- Ознакомление дошкольников с биоценозом леса (луга, водоема).
- Формирование у дошкольников представлений о космосе.
- Формирование у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе (явление природы, сезоны, смена дня и ночи).
- Формирование у дошкольников представлений о форме величине, пространственных отношениях объектов.
- Формирование у дошкольников понятия числа.
- Развитие форм общения у дошкольников.
- Развитие связной речи детей дошкольного возраста (в общении, игре).
- Обучение детей 4-7 лет элементарному анализу литературного произведения.
- Обучение дошкольников пересказу литературных произведений.
- Обучение дошкольников выразительному чтению стихотворений.
- Творческое рассказывание в детском саду.
- Обучение грамоте в ДОУ.
- Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в детском саду.
- Здоровьесберегающие технологии дошкольного образования.
- Формирование у детей раннего и дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков.
- Формирование у дошкольников навыков самообслуживания.
- Создание психологического комфорта в группе ДОУ.
- Компьютерные технологии в дошкольном образовании.
- Преемственность дошкольного и начального образования.
- Психолого-педагогическая помощь в семье в воспитании и развитии дошкольников.
В 2021 году во ФГОС были внесены изменения и дополнения, в частности, об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим одной из тем по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС 2021 может быть:
- «Инклюзивное образование в условиях ДОУ».
Помимо тем по конкретному направлению, можно выбрать тематику, касаемо работы дошкольного учреждения в целом:
- Планирование работы в дошкольном учреждении по ФГОС.
- Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ.
- Разработка парциальных программ дошкольного образования.
- Инновационные формы работы с родителями воспитанников ДОУ.
В перечне тем по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС 2021 может быть заявлена тематика:
- Вариативность услуг дошкольного образования на современном этапе.
- Экспериментальная деятельность в ДОУ.
- Качество дошкольного образования: критерии оценки.
- Общественные отношения в дошкольном образовании.
Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет
План работы по самообразованию старшего воспитателя детского сада «Малый казачий лексикон» Пояснительная записка Цель: изучить лексикон Донских казаков с целью ознакомления педагогов и дошкольников с малым казачьим лексиконом. Проблема: отсутствие литературы для ознакомления с лексиконом Донских казаков. Изучение данной темы поможет мне выстроить работу с педагогами…
Отчет по самообразованию «Речевое развитие детей 4–5 лет» Отчет по самообразованию «Речевое развитие детей 4 – 5 лет» Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Дети дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя…
Как работать по темам
Работа по каждой из перечисленных тем начинается с анализа литературы (примерный список источников приводится ниже). Читая книги, педагог выделяет основные, мысли, идеи, суждения авторов. Так, взяв тему об использовании дидактических игр с целью формирования у детей навыков безопасной жизнедеятельности, воспитатель:
- обращает внимание на особенности организации дидактических игр в разных возрастных группах;
- содержание работы по ОБЖ в ДОУ.
Затем педагог продумывает или также берет из книг потенциально опасные ситуации, которых необходимо избегать, и на основе полученных знаний составляет картотеку игр. Игры разрабатывает сам или берет из источников. Систематизированные материалы апробируются на практике.
Самообразование воспитателя подготовительной группы: важные аспекты методики работы
Повышать свой уровень информированности это необходимость для человека любой профессии.
К сведению! Для педагога или воспитателя это тем более необходимо потому, что его задача — научить детей жизни в обществе, умению адаптироваться в нём в условиях стремительных изменений, которые произошли и происходят последние несколько десятилетий.
И это возможно выполнять с успехом, если младший педагог или уже профессионал имеет представление об этих изменениях.
Начальный уровень воспитателя требует самообразования
Формы самообразования
Самообразование воспитателя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) может реализовываться в следующих формах:
- Изучение последних нормативных документов, связанных с различными точками зрения на дошкольное воспитание.
- Изучение методических пособий и проектов по своей специализации, чтение специализированных журналов по вопросам дошкольного образования.
- Знакомство с передовым опытом других ДОУ, изучение новейших программ в области воспитания детей, освоение инновационных педагогических программ.
- Личностное самосовершенствование.
Если рассматривать самообразование в более широком аспекте, то возможны также следующие формы:
- Педагогический совет — коллективное обсуждение актуальных вопросов воспитания детей. Они могут проходить как по определённым темам, так и по общим вопросам.
- Обучающий семинар — повышение теоретического уровня воспитателя. В рамках семинара педагогам необходимо выполнять конкретные задания для закрепления полученных знаний.
- Курсы повышения квалификации, по окончании которых воспитателю необходимо выполнить итоговое зачётное задание для получения сертификата или диплома.
- Открытые занятия, которые можно посещать самому, перенимая опыт коллег, и проводить их, демонстрируя свои знания, опыт, теоретическую подготовку. В последнем случае, анализируя открытое занятие, воспитатель подмечает сам или с помощью коллег слабые места своих методов работы.
- Педагогический тренинг, проводимый опытными воспитателями, на котором появляется возможность развивать собственные навыки.
Перспективный воспитатель всегда развивается
Самообразование воспитателя ДОУ в любой форме преследует следующие цели:
- Получение дополнительных знаний общепедагогического или психологического характера для улучшения собственных методов обучения и воспитания.
- Углубление имеющихся знаний по применяемым методикам.
- Овладение последними достижениями в педагогике, передовым опытом в области дошкольного воспитания.
- Повышение собственного низкого или среднего уровня развития до высшего (английский язык, география, обществознание, пальчиковая гимнастика).
Занятие НОД по развитию речи в средней группе
К сведению! В процессе самообразования воспитатель обязательно должен чётко понимать конкретные цели, которых он желает достичь. Без этого эффективность данного процесса будет минимальной, так как будут отсутствовать критерии оценки результатов.
Выбор темы
Тему для самообразования воспитатель выбирает сам. Для облегчения выбора существует два критерия:
- Требование к изучению темы извне, которое формулируется в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).
- Слабые места в работе самого воспитателя — недостаток опыта или знаний в некоторых вопросах воспитания.
Классное самообразование получается по ФГОС
Согласно этим критериям, прежде чем выбирать тему, следует ознакомиться с нормативами ФГОС и проанализировать свою работу.
К сведению! Если воспитателю самому сложно сформулировать тему для саморазвития, то он может выбрать её направление, в котором желает развиваться, а идеи для темы можно почерпнуть в ФГОС или учебных программах.
Тема самообразования по ФГОС
С определением темы, помимо упомянутых критериев, воспитателю может помочь методист или руководитель непосредственно по месту работы, так как он хорошо знает слабые места своего учреждения, на которые следует обратить внимание в первую очередь.
Также на выбор темы для самообразования для воспитателя в ДОУ по ФГОС влияют следующие факторы:
- Текущий поток информации — подготовка к занятиям, различным мероприятиям, ранним приветствиям мальчиков и девочек в саду, родительским собраниям или публичным выступлениям внутри своего коллектива требует постоянного поиска новых знаний.
- Собственная тяга к творчеству — думающему и любящему своё дело человеку довольно трудно годами работать по одним и тем же инструкциям, методикам, планам. Поиск новых решений старых вопросов — это естественное стремление человека.
- Развитие современного общества также подталкивает учителя к собственному развитию, чтобы быть компетентным в своей профессии.
- Конкуренция — вечный двигатель процесса развития. Чтобы быть конкурентоспособным, нужно стремиться соответствовать актуальным требованиям современного общества, нарабатывать репутацию, которая связана со следующим фактором.
- Материальная заинтересованность — повышение собственной педагогической квалификации ведёт к улучшению материального благосостояния.
- Общественная оценка — каждый человек желает достичь высот в выбранной сфере деятельности, чтобы его воспринимали профессионалом. Особенно это важно для воспитателей, потому что любой родитель желает лучшего для своего ребёнка.
- Личное стремление к получению новых знаний.
- Опыт работы воспитателя.
Планирование тем производится по ФГОС
Список тем по самообразованию:
- Игровые формы для ведения образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.
- Моделирование коммуникативных процессов между детьми посредством игр.
- Применение технологий, сберегающих здоровье, в группе детей старшего возраста.
- Преподавание элементарных знаний математики у детей старшего возраста через развивающие игры.
- Формирование привычки у дошкольников к физической активности посредством активного времяпровождения в детском саду.
Упражнения для развития памяти у детей на занятиях в детском саду
Темы для подготовительной группы
- Фольклорные мотивы в подвижных играх детей, их значение в физическом и нравственном воспитании детей подготовительной группы.
- Развитие коммуникативных навыков у детей подготовительной группы через общение с природой.
- Прививание дошкольникам интереса к научно-исследовательской деятельности посредством экспериментирования в специальных классах.
- Развитие творческих способностей у детей подготовительной группы посредством создания театрального кружка.
- Приучение детей подготовительной группы к бережному отношению к окружающей среде посредством дидактических игр.
Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет
Индивидуальный план самообразования «Правила дорожного движения — основа безопасности дошкольника» подготовительная группа Индивидуальный план самообразования Должность. Воспитатель Ф.И.О. _ Образование (когда и какое учебное заведение окончил. _ Специальность по диплому. _ Когда обучался на курсах повышения квалификации_ Когда начата работа над темой: сентябрь Когда предполагается закончить работу…
Отчёт по самообразованию по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в ДОУ Отчёт по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». В разновозрастной группе «Ягодки»
Воспитатели: Клименкова М.Н, Гордиенко Г.В. 2020-2021год Выбранная нами тема по
самообразованию, была очень интересна, мы изучили методическую…
План по самообразованию
Готовый план по самообразованию в подготовительной группе составляется в виде таблицы, в которой подробно расписан каждый этап работы. В отдельной графе прописывается объект деятельности: родители, дети.
Далее представлен пример такого плана по самообразованию в подготовительной группе.
Речь воспитателя должна быть грамотной
Таблица 1 Прививание дошкольникам интереса к научно-исследовательской деятельности посредством экспериментирования
Раздел плана | Сроки | Форма | Практический выход |
Работа с детьми | Сентябрь | Известные учёные, внесшие вклад в развитие мировой науки. История науки | Изучение биографии и результатов деятельности русских и зарубежных учёных |
Октябрь | Применение полученных знаний на предыдущем этапе | Проведение научных экспериментов согласно пониманию и интересам детей | |
Ноябрь | Развивающие игры научно-исследовательского характера | Разработка сценария игр вместе с детьми, проведение викторин | |
Работа с родителями | Сентябрь | Роль родителей в формировании интереса детей к научно-исследовательской деятельности | Беседа с родителями |
Ноябрь | Викторина | Консультация | |
Самореализация | С сентября по ноябрь | Изучение литературы по теме: Жизнь замечательных людей; Изучение методической литературы | Изучение биографий известных учёных и их деятельности |
Особенности планирования работы по самообразованию
Специалист может столкнуться в самообразовании с типичными проблемами, возникающими при самостоятельной индивидуальной работе. Для их решения существуют определённые рекомендации.
Таблица: возможные проблемы в самообразовании и их решение
Вопросы, которые могут возникнуть | Рекомендации по решению |
Тяжело определить и сформулировать тему | Выявите ключевую проблему, которая является для вас значимой в ближайшей перспективе. Диагностировать важнейшие вопросы помогут наблюдения за воспитанниками, анализ проведённой работы, исследование уровня сформированности практических умений и навыков у детей. На стадии формулировки темы берите во внимание нормативно-правовые документы (государственные стандарты, учебные программы). |
Затруднения в выборе необходимой методической литературы | Просмотр оглавления и аннотации поможет быстрее сориентироваться в содержании книги, следовательно, поможет и оценить степень полезности этого источника лично для вас. Чётко определите для себя круг вопросов, на которые вы ищете ответ. Начните свои поиски с более традиционных методик, постепенно переходите к рассмотрению и обсуждению современных технологий, в выборе которых учитывайте позитивный опыт своих коллег. |
Трудности с осмыслением прочитанного методического материала | Используйте практику конспектирования в форме записи ключевых тезисов. В процессе работы постарайтесь систематизировать информацию: выделяйте главные факты, понятия и мысли, которые могут оказаться полезными в практической деятельности, фиксируйте свои вопросы и комментарии. Используйте толковые словари, справочные источники для уяснения смысла неизвестных терминов. |
Книга ‒ неизменный помощник в самосовершенствовании. Библиотека всегда поможет в поиске необходимой информации
Проблема выбора темы согласно требованиям ФГОС
Рекомендуемые темы для самообразования определяются в соответствии с опытом работы педагога.
Для начинающих воспитателей (стаж до 5 лет):
- освоение практических навыков проведения конструктивной работы;
- формирование базисного уровня профессионального мастерства;
- осознание важности и значимости реализации развивающей концепции и индивидуальной модели образования и воспитания.
Для воспитателей, опыт работы которых свыше 5 лет:
- освоение методов проектирования образовательного процесса с целью повышения качественных показателей в рамках вариативного образования;
- раскрытие творческих способностей, практическое применение учебно-методических знаний.
Для опытных мастеров педагогического дела, творчески активных и ищущих:
- развитие профессиональной гибкости, способности к подстраиванию своей деятельности под требования современного общества;
- практика наставничества и помощи молодым специалистам;
- исследовательская работа, основанная на многолетнем педагогическом опыте;
- полное раскрытие творческих сил и возможностей.
Для педагогов, не имеющих профильного образования:
- изучение азов методической работы с малышами;
- адаптация к образовательному и воспитательному процессу в дошкольном учреждении.
Тема для работы по самообразованию разрабатывается и оформляется при сотрудничестве педагога и старшего воспитателя. Педагог может выбрать тему самостоятельно, если подготовит чёткое аргументированное обоснование её практической ценности и перспективности. Темы можно условно разделить на два вида:
- краткосрочные — проект реализуется в течение года;
- долгосрочные — тема дорабатывается, претерпевает изменения во временном промежутке от трёх до пяти лет.
Работа по развитию профессиональных качеств должна иметь реальные практические результаты
Примеры обозначения темы по самообразованию согласно ФГОС
- Консультативное сопровождение образовательных действий семьи в условиях дошкольной образовательной организации.
- Формирование у младших дошкольников навыков осознанного и ответственного поведения на основе знаний о безопасности жизнедеятельности.
- Социализация детей среднего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.
- Становление нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста в процессе патриотического воспитания.
- Становление эстетического восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста.
- Раскрытие творческих возможностей детей среднего дошкольного возраста посредством освоения техники лепки и конструирования.
- Развитие навыков самостоятельности и творческой свободы самовыражения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Область речевого развития:
- Активизация речевой деятельности младших дошкольников в процессе приобретения элементарных знаний о природном мире.
- Развитие навыков диалоговой речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе театрализованных постановок.
- Речевое развитие старших дошкольников посредством наглядного моделирования.
- Формирование у младших дошкольников начальных представлений об окружающем природном мире в процессе игровой деятельности.
- Активизация познавательной деятельности у детей среднего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности.
- Ознакомление старших дошкольников с традициями этнической культуры в процессе познавательно-речевой деятельности.
Самообразование воспитателя ДОУ, его стремление к творческим поискам, всесторонняя информированность ‒ залог гармоничного развития детей
Область физического развития:
- Опыт оздоровления детей посредством дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.
- Практическое применение техники «оригами» для развития гибкости пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста.
- Формы и методы здоровьесберегающей деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.
- Формирование и закрепление навыков здорового образа жизни посредством современных игровых технологий у старших дошкольников.
Для старших воспитателей и методистов:
- Формирование у воспитателей ДОУ профессиональной подготовки в сфере патриотического воспитания детей.
- Методическое сопровождение художественно-эстетического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации.
- Методическое обоснование внедрения эффективных образовательных технологий в дошкольном учреждении в условиях существующих образовательных стандартов.
- Моделирование развивающей среды дошкольной образовательной организации в условиях модернизации содержания дошкольного образования и воспитания.
Таблица: «Формирование патриотических чувств у дошкольников» (пример плана годовой программы)
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь — май | 1. Зацепина М.Б. «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников». 2. Козлова С.А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью». 3. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека». | По усмотрению воспитателя. |
Работа с детьми | Сентябрь | Оформление уголка в группе детского сада «Моя Родина — Россия». Экскурсии по родному городу. Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию. | Стенд «Моя Родина — Россия». Картотека игр. |
Октябрь | Беседа по теме «Улица, на которой я живу» | Выставка рисунков «Улицы нашего города». | |
Ноябрь | Ознакомление с символикой России, родного города, области. Экскурсия в краеведческий музей города. | Выставка работ детского творчества. | |
Январь | Ознакомление с обычаями и традициями русского народа. | Коллективное оформление книги «Русское народное творчество». Развлечение «Игры наших бабушек». | |
Февраль | Непосредственно образовательная деятельность «Главные праздники России». Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества». | Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества. | |
Март | Беседы «Моя мама — лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?» | Выставка детских работ «Мамин портрет». | |
Апрель | Краткосрочный проект «Космос» | Викторина «Что вы знаете о космосе». Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей». | |
Май | Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы. | Утренник, посвящённый Дню Победы. | |
Сентябрь — май | Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях. | По усмотрению воспитателя. | |
Работа с семьёй | Сентябрь | Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?» | Фотовыставка «Моё любимое место в городе». |
Октябрь | Консультация «Воспитание маленького гражданина». | По усмотрению воспитателя. | |
Ноябрь | Оформление альбома «История нашего города». | Альбом «История нашего города». | |
Февраль | По усмотрению воспитателя. | Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии». | |
Март | По усмотрению воспитателя. | Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников. | |
Апрель | Работа по благоустройству территории детского сада. | Акция «Посади дерево». | |
Май | Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника». | По усмотрению воспитателя. | |
Самореализация | Январь | Показ открытого мероприятия. | Развлечение «Игры наших бабушек». |
Май | Отчёт по теме самообразования. | Выступление на педсовете. |
Папка по самообразованию воспитателя детского сада
В начале учебного года воспитатель разрабатывает план по самообразованию на определённый период в соответствии с выбранной темой. В течение отведённого периода, согласно плану, педагог фиксирует проведённую работу и подшивает в папку. В конце периода работы воспитатель подготавливает отчёт о проделанной работе.
Воспитатель должен ответственно подойти к своему саморазвитию, так как он является главным источником информации для детей на определённом этапе взросления, наставником, к которому дети прислушиваются. И чем многогранней личность воспитателя, тем больше возможностей будет предоставлено детям для раскрытия собственных способностей.
Источник https://storylists.ru/iskusstvo/temy-po-samoobrazovaniyu-dlya-vospitatelej.html
Источник https://mydean-shop.ru/iskusstvo/temy-dlya-samoobrazovaniya.html
Источник
Источник