Содержание
Статья для педагогов и родителей. Формирование положительной мотивации к обучению и саморазвитию у ребенка дошкольного возраста. статья (старшая группа) на тему
. На современном этапе со стороны ученых и практиков (педагогов, воспитателей, социальных работников, психологов) значительно усилился интерес не только к проблемам и психологическим механизмам самопознания и саморазвития, но и к вопросам организации обучения, воспитания детей и взрослых, оказания максимальной поддержки и сопровождения саморазвития, переориентации всей системы образования с учетом субъектного опыта обучающихся, актуализации способностей к саморазвитию и самопознанию.
На современном этапе существует проблема саморазвития ребенка в сюжетно ролевой игре. Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это связано с тем, что дети все более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие игрушек, им не во что играть. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов и брать на себя роли телевизионных героев. Это говорит о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмов, чем окружающих их реальных взрослых.
Проблема исследования.
Вышесказанное обозначило проблему нашего исследования: при каких педагогических условиях сюжетно ролевая игра будет влиять на саморазвитие ребенка среднего дошкольного возраста.
. Решение данной проблемы стало целью нашего исследования: выявить педагогические условия, при которых будет происходить саморазвитие ребенка среднего дошкольного возраста.
нашего исследования является процесс саморазвития детей среднего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.
исследования являются педагогические условия, способствующие саморазвитию ребенка среднего дошкольного возраста.
Подростковый кризис: что нужно ребенку?
Итак, сгладить и предупредить негативные последствия подросткового кризиса поможет правильно выбранная родителями позиция. Безусловно, ваше чадо еще ни морально, ни психологически, ни материально не готово нести полную ответственность за свою жизнь. Однако расширить степень автономности можно.
Подросток требует независимости и будет решительно настроен добиваться ее, но если вы искренне примите его позицию, это только укрепит ваши отношения. Он почувствует, понимание с вашей стороны и будет готов открыться вам, поделиться при необходимости своими проблемами и затруднениями. Советуйтесь с подростком по самым различным вопросам, рассказывайте о своих переживаниях, о том, чем занимались на работе или с друзьями, тогда и ему станет проще открываться вам.
Еще лучше, если вы до наступления открытых проявлений подросткового кризиса, сумеете перестроить отношения с вашим ребенком на основе взаимного уважения, доверия и любви.
Обучение подростка: развитие положительных качеств
Прежде всего необходимо развить организованность, способность разумно управлять своим временем, прививать умение определять перед собой реалистичные цели и определять пути их достижения. Очень важно, чтобы подросток не опускал рук при столкновении с неудачами и провалами. Он должен понимать, что ничто не дается сразу, приходится преодолеть много трудностей, прежде чем добиться желаемого.
В этом возрасте старшеклассники очень чувствительны к критике в свой адрес. Они не могут понять, что отвергаются их отдельные поступки, а не они как личность в целом. Следовательно, порицание должно быть направлено именно на какой-то поступок, а не на них.
Ребенок должен научиться анализировать свое поведение, действи. Ведь в подростковом возрасте формируется способность к рефлексии. Основные его переживания связаны именно с открытием, познанием собственного внутреннего мира. Он старательно пытается найти ответы на такие вопросы, как: «Кто я?», «Какое место займу в этой жизни?», «Каковы мои достоинства?».
Рекомендации для родителей:
- Признайте его право на собственное мнение и самостоятельность (в разумных пределах).
- Воздержитесь от нотаций. Они никак не воспринимаются им, впрочем, как и любым другим человеком, прекрасно знающим как необходимо поступать. Это лишь увеличит дистанцию между вами.
- Учитесь уступать и находить общие точки соприкосновения. Будьте гибкими в процессе поиска компромисса, но если то или иное решение уже было вами принято, оставайтесь непреклонны.
- Постарайтесь не употреблять обидных высказываний в сторону ребенка, которые могут, словно ярлыки закрепиться в его сознании.Одна из основных задач подросткового кризиса состоит в его самоутверждении, в познании себя. Цель этой внутренней ломки состоит в обретении личностной автономии, способности не просто принимать решения, но и отвечать за них. Подростковый возраст – своего рода связующее звено меж детством и этапом взрослости, поэтому развитие личности подростка особо-важный аспект, на который стоит бросить все силы, чтобы ваше чадо выросло здоровым и счастливым человеком!
В качестве основных приобретений данного возраста выступают:
- Чувство взрослости;
- Формирование самосознания;
- Тяга к другому полу;
- Половое созревание;
- Развитие волевых качеств;
- Склонность к рефлексии;
- Потребность в самоопределении и самосовершенствовании.
Развитие личности подроста: предвозрастные стадии и мнение
В возрасте 11-12 лет на смену ведущей учебной деятельности на первый план выходит интимно-личностное общение со сверстниками. К возрасту 15-17 лет оно сменяется на учебно-профессиональную деятельность, в связи с которой у подростков формируется определенное мировоззрение, самосознание, интеллект, умение строить жизненные планы, целеполагание и множество других полезных навыков, необходимых в человеческом обществе.
Особенности подросткового периода можно условно разделить на несколько стадий:
- Чувство взрослости. Пограничное состояние — вроде уже не ребенок, но и не взрослый. Личность еще не созрела. А уже так хочется быть взрослым. Взросление связано с ответственностью и самостоятельностью, поэтому подростки пытаются высвободиться из подчинения старших, что нередко ведет к конфликтам в семье и школе.
- Критичность мышления. Имеет два полюса: положительный, когда ребенок учится самостоятельно мыслить, делать выводы и отрицательный, когда подросток спорит, доказывает свое видение ситуации, часто сомневается.
- Нестабильность в поведении и эмоциональная неустойчивость. Обуславливаются изменениями на уровне физиологии – небывалый всплеск гормонов провоцирует перепады настроения, резкость в суждениях, грубость, агрессию и даже жестокость.
- Потребность в самоутверждении. Желание подростка занять свое выгодное положение среди сверстников, иметь личное мнение, чтобы с ним считались, одобрение и поощрение от родителей. Здесь тоже проявляется противоречивость: с одной стороны желание выделиться, с другой – быть как все.
Что делать, если ребенок вышел из-под контроля
Контроль должен быть незаметным и ненавязчивым, и он работает до определенного возраста, лет 14-15, далее контроль будет вызывать только сопротивление, а то и открытую агрессию. В старшем подростковом периоде психологи советуют только развивать ответственность. Подросток уже сам отвечает за свой выбор, свои поступки. Родитель может только рекомендовать, советовать.
Если подросток с трудом поддается контролю необходимо:
- Наладить совместные действия родителей и учителей. Главное решать проблему вовремя, а не прятаться от нее;
- Привлечь инспекторов по делам несовершеннолетних, когда проблема серьезная и своими силами решить невозможно;
- Изучить и начать следовать программе реабилитации для подростков с различными зависимостями.
Психологи сходятся во мнениях, что в особо тяжелых случаях (наркомания, алкоголизм, уголовные преступления), уже очень сложно изменить ситуацию к лучшему без моральных и материальных потерь.
Условия для самореализации детей
В настоящее время ученые единодушны, что каждый индивид имеет огромное множество возможностей, которые хранятся в виде задатков и при определенных условиях развития их можно самореализовать.
На развитие самореализации детей влияют многие факторы: социально-экономический, биогенетический, педагогический. К сожалению, заблуждением индивида, особенно молодого, выступает недооценка заложенных природных способностей.
Важным условием для самореализации детей является создание взрослыми ситуаций успеха. Такие слова, как «хорошо», «давай поработаем еще», «молодец» должны звучать постоянно в адрес ребенка, а каждая детская деятельность нуждается в доброжелательной поддержке. Только такие условия создадут ситуацию успеха.
Психологи отметили, что чем активнее развивается творчески малыш, тем продуктивнее функционирует его мышление в разных плоскостях и направлениях.
Стимулом для творческого развития детей, расцвету их способностей, расширению диапазона интересов, а также гуманизации мыслей, поступков, чувств, созидательной активности выступает досуг.
Большинство обеспеченных людей страдает от нехватки того, чего они не в состоянии осознать или понять. Человеку очень важно найти свое место в жизни, чтобы ощущать полное удовлетворение от реальности, при этом максимально выразив себя и используя все свои природные задатки. Личность, реализующая свои ресурсы на благо социуму, является самой счастливой.
Самореализация включает получение удовольствия от процесса работы. Самореализация имеет тесную взаимосвязь с общественной оценкой. Зачастую люди испытывают страдания из-за того, что другие не видят у них положительных качеств и не ценят их. Самореализация может позволить каждой личности предстать перед социумом в блеске своих возможностей и талантов. Умение направлять свои плохие и хорошие черты характера на достижение целей всегда ценно в обществе. Личностей реализующих свой потенциал всегда любят и уважают.
Психологи считают, что возникновение массового молодежного движения, например, хиппи или панков появилось вследствие неудовлетворенной потребности в поиске себя. Поэтому задача родителей обеспечить те условия, которые будут способствовать детской самореализации, воплощая в жизнь что-либо новое и неизведанное сориентированное на творчество.
Отклонения в поведении подростков отмечаются в дефектах воспитания. Неумение взрослых заинтересовать ребенка, а также раскрыть его способности и возможности приводит к тому, что им начинают управлять случайные обстоятельства, а также стихийные всплески энергии.
Особенность переходного возраста
Что такое переходный возраст? Серьезный скачок в развитии, определенный этап развития личности, стадия полового созревания, сложный и противоречивый период как для ребенка, так и для окружающих его взрослых. Нужно немалое терпение со стороны родителей, чтобы безболезненно преодолеть этот этап без потерь и жертв. Ребенок постепенно, а иногда и резко переходит в состояние зрелости.
Выделяют два этапа:
- Младший подростковый возраст от 11 до 13-14 лет;
- Старший период с 13-14 до 16 лет.
Необходимо особо отметить, что каждый ребенок неповторим, его психологическое и физиологическое развитие протекает по индивидуальному плану. Возрастная психология дает только универсальные характеристики возрастных изменений, чтобы родители и учителя, вооружившись базовыми сведениями, могли адекватно реагировать на нестандартное поведение чад.
Современные дети и социальная адаптация
Это вторая статья из цикла материалов о воспитании новых детей.
- Часть 1 – Новые дети – кто они. Как помочь им адаптироваться к миру
- Часть 2 — [Вы здесь] – Современные дети и социальная адаптация
Живя по принципам осознанности и духовности, вы стараетесь учитывать их и в воспитании детей. Но если внутри семьи вы можете обеспечить гармоничную обстановку для своего ребенка, то что же делать с социумом?
Отдавать ли свое дитя в обычные учебные заведения или развиваться вне системы? Этим вопросом озадачены многие мамочки, особенно те, которые идут по пути духовного развития.
В статье рассмотрим модели развития современных детей, а также отношения вашего ребенка со старшим поколением.
- Модели развития современных детей
- Развитие ребенка внутри системы
- Развитие ребенка вне системы
- Смешанный вариант развития
- Как определиться, какую модель развития предпочесть
- Воспитание в семье, выстраивание отношений между ребенком и бабушкой, дедушкой
Модели развития современных детей
Можно выделить основные пути для развития нового ребенка:
- внутри существующей системы;
- вне системы;
- смешанный вариант.
Развитие ребенка внутри системы
В этот вариант вписываются дети, которые проявляют интерес к социальному взаимодействию и внешней активности.
Такие дети тянутся к общению, налаживанию контактов с другими людьми. Им важно ощущать себя на связи с другими.
Благодаря этому они могут чувствовать себя удовлетворенными и реализованными. Для таких детей подходит путь развития «внутри системы» или смешанный вариант.
Развитие ребенка вне системы
Есть дети, которые удовлетворены и счастливы наедине, – играя с собой, со своими игрушками.
Они не тянутся к общению с другими и внешней активности, предпочитают уединение.
Часто такие детки не нуждаются даже во взаимодействии с собственными родителями. Они самодостаточны.
Для них подходит путь развития «вне системы» или смешанный вариант.
Смешанный вариант развития
К нему можно отнести варианты семейного обучения (или экстерном), – когда ребенок формально числится в школе, но фактически обучается дома, отчитываясь в школе по итогам обучения и получая в конце учебы стандартный аттестат.
В таких случаях, если ребенку необходимо социальное взаимодействие, ребенок может до-получать общение, посещая разнообразные кружки.
Ребенок может посещать школу в обычном режиме – ради поддержания социальных связей, а не ради получения знаний. При этом необходимые именно ему знания ребенок получает за пределами школы.
Некоторые родители предпочитают объединяться и организовывать свои сады.
Например, группа родителей частным порядком собирает группу детей.
Одна мама занимается с этой группой у себя дома (детки от годика), в то время как остальные мамы получают возможность выйти на работу.
Здесь возможны вариации, например:
- обучающая детская группа;
- роль воспитателя выполняется родителями по очереди;
- по договоренности родителей группа периодически меняет локацию.
Вы можете придумать и организовать свой вариант – в зависимости от вашего индивидуального запроса.
Как определиться, какую модель развития предпочесть
Определяясь, какой путь предпочесть, ориентируйтесь на особенности своего ребенка.
В каждой модели развития (внутри или вне) существуют свои уникальные специалисты.
Главным ориентиром для выбора «что предпочесть» должен быть человек (специалист), а не организация (сад, школа), система воспитания или методика, и тем более не близость к дому или цена вопроса.
В идеале вы «отдаете» ребенка конкретному учителю, воспитателю, специалисту, а не безликому «они».
Это должен быть человек, который резонирует вам, и с которым вы разделяете общие ценности по отношению к ребенку.
Если необходимо, не бойтесь подождать такого специалиста. Будьте готовы подстроиться под обстоятельства (время, расстояния, условия взаимодействия).
Немаловажный фактор для выбора модели и специалиста – ваши финансовые возможности.
См. также Ребенок растет без отца – Что делать?
Прослушайте запись обучающего семинара о том, как вырастить ребенка полноценным без отца.
Воспитание в семье, выстраивание отношений между ребенком и бабушкой, дедушкой
Детская психика очень пластична.
Независимо от того, какое количество близких людей присутствует рядом с ребенком и участвует в его воспитании, с каждым из взрослых ребенок выстраивает свой стиль общения.
Например, в одной и той же семье папа разрешает ребенку делать что-то, мама – это же не разрешает. Ребенок подстраивается, и в зависимости от окружения начинает вести себя тем или иным образом.
Генеральную линию в воспитании ребенка сообща простраивают оба родителя (папа и мама), если это полноценная семья. Если вы одна воспитываете ребенка, ваша линия воспитания будет определяющей.
Родители родителей (бабушки и дедушки) не имеют решающего голоса в определении генеральной линии воспитания. Все, что транслируют и делают в адрес внуков бабушки и дедушки, идет от любви, какое бы содержание в это ни вкладывали взрослые.
Как правило, воспитание от бабушек и дедушек построено на поблажках, уступках ребенку.
Не стоит переживать, что участие в воспитании ребенка ваших собственных родителей может ему навредить («испортить»). Этого не случится, если вы сами четко придерживаетесь собственной генеральной линии воспитания.
Чтобы определиться с магистральной линией воспитания, отталкивайтесь от того, чтО вы хотите заложить в ребенка. При этом не забывайте регулярно возвращаться к пересмотрам собственной системы ценностей.
Будьте последовательны, придерживаясь своей линии воспитания.
Когда ваши родители вмешиваются в то, как вы воспитываете своего ребенка, все сводится к вопросу зависимости. Вы можете привлечь помощь няни, и тогда как наемный работник она будет следовать вашим указаниям.
Если вы ограничены в финансах и возможностях и зависимы от помощи своих родителей, вам придется сложить «бразды правления».
Необходимо понимать, что если по каким-то причинам вы официально передаете ребенка на воспитание своим родителям, вы обязаны прислушиваться к их мнению.
Если вы не зависите финансово от родителей и не проживаете на их территории, вопрос их вмешательства или невмешательства в воспитание ребенка – это вопрос ваших личных границ.
Простроенные и здоровые личные границы естественным образом блокируют любое вмешательство со стороны других в вашу жизнь.
Бабушки и дедушки не воспитывают, а по сути – играют (со своими внуками). Ваши родители вложили свои силы в ваше воспитание и таким образом исполнили свою ответственность.
С внуками бабушки и дедушки играют, поэтому склонны их баловать.
Родители в данном случае выступают необходимым элементом для балансировки. Только они могут задать основной тон воспитанию и прилагать постоянные усилия для его поддержания.
Эффект от участия бабушек и дедушек в воспитании ребенка зависит от того:
- насколько гармонично складываются ваши личные отношения с родителями;
- насколько вы умеете вести с ними диалог и конструктивно взаимодействовать;
- насколько простроены ваши собственные границы.
См. также Если отношения с родителями как минное поле – почему и что делать
Критика, разговор на повышенных тонах, постоянные замечания… Почему вы легко дадите отпор трамвайному хаму, но терпите подобное от родителей?
Что заставляет вас принимать такое отношение родных, как должное, и как изменить ситуацию, читайте в статье и смотрите в видео Алены Старовойтовой.
Напишите в комментариях, какую модель развития вы выбрали для своего ребенка? Как складываются отношения между ребенком и бабушками и дедушками?
Статья написана на основе эфира из рубрики #разговор_на_диване “Новые дети и система”.
Источник https://spbliders.ru/psihologiya/razvitie-i-samorazvitie-rebenka.html
Источник https://kluchimasterstva.ru/modeli-razvitiya-sovremennyh-detej
Источник
Источник