Содержание
Самообразование — это. План по самообразованию воспитателя
Современный мир – это водоворот новинок, изменений и постоянного, ни на секунду не прекращающегося развития. В этих условиях принцип и процесс саморазвития и самосовершенствования невероятно важны.
Человек, который останавливается на достигнутом, пусть даже высоком уровне, рискует рано или поздно стать анахронизмом – потерять связь с настоящим и будущим, утратить способность эффективного самовыражения и, возможно, даже разучится решать новые проблемы.
Что такое самообразование?
Самообразование — это процесс добровольной и осознанной познавательной деятельности, которая проводится по индивидуальному желанию и мотивируется личными побуждениями. Самообразование может иметь профессиональный или личный характер и преследовать соответствующие цели, например, повышение профессиональных навыков и ускорение карьерного роста или получение новых знаний, умений и расширение личного кругозора и мировоззрения.
Характерной чертой является отсутствие системного контроля извне. План самообразования учителя, медика, юриста или временно безработного человека абсолютно уникален для каждого. Человек, занимающийся профессиональным и личностным развитием, полностью контролирует весь процесс – от сроков и содержания до результатов и их эффективности.
Самообразование в педагогике
Педагогика – это сфера деятельности, не терпящая стагнации. Педагог, неспособный меняться, принимать новое и делать его частью своей жизни, не может дать новому поколению людей необходимый опыт и даже знания.
В сегодняшнем мире с огромной скоростью меняется все, кроме, пожалуй, признанной классики. Любой педагог, будь то школьный учитель или воспитатель детского сада, за свою карьеру сталкивается с несколькими поколениями людей. Кому, как не ему, должен быть понятен процесс неумолимого изменения, развития и обновления? Кто, если не педагог, должен стремиться стать частью того же мира, что и люди, за которых он в ответе перед обществом?
Педагогическая деятельность чрезвычайно комплексна и специфична, ее высокое общественное влияние и социальная роль диктуют свои требования соответствия профессии. Реальность воспитательной и образовательной работы такова, что воспитатель, учитель, преподаватель сталкиваются с частыми и фундаментальными изменениями в процессе организации собственной деятельности и условий труда.
Меняющиеся социальные требования, высокие темпы развития наук, методик и средств преподавания ставят все более сложные задачи для современного педагога и бросают вызов его творческому мышлению, умению реагировать на неожиданности, перестраивать свою деятельность в ответ на смену общественной ситуации и научным и социальным открытиям.
План по самообразованию воспитателя должен покрывать все возможные сферы интересов детей. Вполне вероятна ситуация, в которой педагог не может высказать обдуманное мнение или обоснованную точку зрения по тому или иному вопросу. Однако любознательность и желание знать все об интересах своих подопечных мотивирует к непрерывному саморазвитию.
Попытки регламентации самообразования
Ни одно специализированное учебное заведение не сумеет дать молодым специалистов максимально важные темы по самообразованию. Во-первых, это крайне индивидуализированный и субъективный процесс; во-вторых, не существует стандартного набора тем, спектр которых охватывал бы всю глубину и разнообразие современного мира. Такие понятия, как «самообразование по ФГОС» и «обязательные курсы повышения квалификации», знакомы каждому педагогу. Но, несмотря на наличие норм, регламентов и внешнего контроля, процесс профессионального самообразования остается личным выбором каждого.
Педагогические вузы акцентируют внимание на том, насколько важно и необходимо постоянное самообразование учителя. Однако, навыки и умения, необходимые для организации этого процесса, не закладываются во время лекций и семинаров по педагогике и методике преподавания. Умение составить план по самообразованию воспитателя или учителя приходит с опытом работы, а также в процессе анализа собственной деятельности, сравнения ее с работой коллег и изучения новинок в сфере методологии.
Влияние самообразования на общее интеллектуальное развитие
Мозг человека часто сравнивают с компьютером, несмотря на то, что похожих черт практически нет. Однако, есть момент, который делает наш мозг чрезвычайно похожим на вычислительную машину – стремление к автоматизации. Мозг старается затрачивать как можно меньше энергии на определенные процессы, порой доводя их до автоматизма. С одной стороны, это удобно, можно выполнять рутинную работу и одновременно строить планы на отпуск. С другой стороны, ничто хорошее не дается легко.
Со временем мозг «застывает», успокаивается и костенеет в созданных им самим рутинных процессах, и когда наступает момент столкнуться с чем-то новым, пойти на необходимые изменения, человеческое сознание отказывается воспринимать мир вне привычных рамок. Именно так появляется человек с ограниченным кругозором, тот самый, что в Тулу едет со своим самоваром и иначе жить отказывается.
Психологическая функция самообразования
Каждые несколько лет мозг должен получать «встряску», сознание должно выходить за рамки привычного, и зоны комфорта должны расширяться. Именно таким образом человек сохраняет свою активность на высоком уровне, именно в этом заключается ценность постоянного развития. Самообразование – это действие, поддерживающее познавательные процессы человека в постоянном тонусе.
Психологическая функция самообразования состоит в том, что этот процесс создает ряд препятствий, поддерживающих человеческий мозг и сознание в состоянии бдительности и готовности. Такой человек обладает гораздо большей профессиональной и личностной ценностью для макро- и микросоциума.
Необходимость самосовершенствования
Самообразование — это составной процесс самосовершенствования, который побуждается расхождением реального человека и его идеального образа. Момент, когда человек осознает возможность и необходимость стать лучше, является основным побудителем работы над собой – процесса, длиною в жизнь.
Самосовершенствование – это самостоятельный, осознанный процесс развития нравственных, интеллектуальных и физических качеств путем постоянной работы над собой, постановки и решения новых проблем, выполнения более сложных задач и формирования лучшей версии себя – той, которая сможет не только ориентироваться, но и максимально проявлять себя в быстро изменяющемся мире.
Самосовершенствование ведет за собой повышение самооценки, расширение зоны комфорта, личностное и профессиональное развитие. Существует ряд профессий, представители которых не мыслят эффективного выполнения обязанностей без постоянного процесса самообразования. Медики, педагоги, психологи, юристы и многие другие профессионалы нуждаются в постоянном саморазвитии как личных, так и профессиональных качеств.
Личностный рост
Способность к саморазвитию, самообразованию и постоянному личностному росту является залогом формирования успешного человека, основными чертами которого будут ответственность, самостоятельность, уверенность в своих силах и настойчивость в достижении целей. Именно такие личности особенно ценны для общества и пользуются огромным успехом во всех сферах жизнедеятельности.
Психологи характеризуют человеческую личность как сумму трех составляющих – эмоциональной, познавательной и поведенческой. Личностные качества оцениваются по тому, насколько развита каждая из трех составляющих. Фактически это то, что человек знает о себе и об окружающем мире, что он чувствует, и как он это выражает и использует.
Постоянный личностный рост особенно важен в педагогике. Учителя, воспитатели детских садов и преподаватели вузов готовят к жизни будущие поколения, и делают это, не только передавая определенный набор знаний и навыков, но и собственным примером и жизненным опытом. Преподаватель, способный практически продемонстрировать преимущества саморазвития и самообразования, влияет на мировоззрение своих учеников гораздо сильнее и глубже.
Профессиональный рост
Каждый профессионал на определенном этапе своей карьеры оказывается на перепутье, где его ждет указательный камень, описывающий три возможных пути его профессионального развития:
- самосовершенствование;
- стагнация;
- адаптация.
Путь самосовершенствования самый трудный, на нем множество препятствий, трясин и неожиданных поворотов, но именно он способен привести идущего к наиболее полной самореализации, раскрытию и использованию своего потенциала.
Путь адаптации – проторенная дорога, ведущая из пункта А в пункт В, с определенным количеством ям, кочек и крутых поворотов. В результате в пункт В прибывает достойный профессионал среднего уровня, ориентирующийся в пути по дорожным знакам и сборнику правил.
Путь стагнации – ровная изолированная тропа, ведущая по кругу. Фактически, стагнация – это застой. Мозг стремится затратить минимум энергии и автоматизирует привычные действия до такого уровня, когда что-либо новое или непривычное воспринимается в штыки.
Самообразование воспитателей детских садов, учителей, преподавателей вузов, методистов и даже чиновников в сфере образования должно всегда идти по пути самосовершенствования.
Что нужно для самообразования?
Чтобы получить ощутимые результаты от процесса самообразования, саморазвития и самосовершенствования, нужны, в первую очередь, желание и сила воли. Однако этим ряд необходимых предпосылок, личных качеств и требуемых действий не отграничивается.
Для успешного процесса необходимы внешние и внутренние стимулы. Среди внешних профессиональных побудителей могут быть:
- конкуренция;
- профессиональные требования;
- общественное мнение;
- карьерный рост;
- финансовое вознаграждение.
Внутренними профессиональными и личностными стимулами, мотивирующими самообразование учителя, являются:
- профессиональные амбиции;
- интерес и преданность делу;
- творческий подход;
- стремление к самосовершенствованию;
- потребность в новых знаниях и опыте.
Среди личностных качеств и навыков, необходимых для успешного процесса самообразования, стоит выделить:
- умение видеть и оценивать конечный результат процесса;
- настойчивость и скрупулезность;
- любознательность;
- умение планировать и оценивать процесс самообразования;
- способность мыслить критически и аналитически;
- развитые процессы восприятия и переработки новой информации.
Мотивация
Непросто совмещать профессиональную деятельность, личную и общественную жизнь и в то же время заниматься постоянным процессом самосовершенствования и самообразования. Именно поэтому главную роль в этом процессе играет мотивация.
Самообразование воспитателя, учителя или любого другого профессионала – процесс длительный, и его результаты зачастую проявляют себя неявно и не сразу, поэтому для успешного достижения целей профессионального и личного развития необходимо помнить о поставленных целях и мотивах, побудивших человека к самообразованию.
«Видеть цель» и «представлять себе конечный результат» – это, конечно, действенные методики, однако, звучат они намного проще, чем претворяются в жизнь. Мотивация самого себя должна быть таким же длительным и действенным процессом, как и самообразование воспитателя или другого профессионала.
Мотивационные приемы
Для поощрения продолжительной познавательной, психологической и физической деятельности используются мотивационные приемы, разделяющиеся на две группы, – стимулирование и принуждение самого себя. К приемам самостимулирования относятся:
- убеждение;
- поощрение;
- внушение.
Самопринуждение разделяется на:
- осуждение;
- запрет;
- приказ.
План самообразования учителя необязательно должен быть изложен на бумаге, но, тем не менее, необходимо строго и неукоснительно следовать его пунктам. Для поддержания мотивации важна отчетность. Если человек способен давать самому себе объективный отчет о проделанной работе, усвоенных знаниях и полученном опыте, это само по себе является отличным стимулом к продолжению деятельности.
Самообразование — это неотъемлемая часть педагогической деятельности, потому что учитель является не только носителем знаний, но и личным примером. Знания и эрудированное мнение педагога не должны ограничиваться его предметом и академическими знаниями в общем, а покрывать всю сферу возможных интересов его учеников.
Учимся сами: секреты самообразования
6 августа 2021 г.
Как начать учиться и не остановиться на полпути? Разбираемся в особенностях self-education.
Если вы хоть раз пытались самостоятельно выучить какой-то язык или освоить навык, то знаете, как тяжело иногда организовать себя. Самообразование — привлекательная идея, но работает, увы, не для всех. Как же стать одним из таких счастливчиков и превратиться в гения самообразования?
Что такое самообразование
Самообразование — широкое понятие. Вкратце это любая деятельность, направленная на развитие каких-то навыков и знаний. Посещение музеев, выставок, поход в кино — все помогает нам развиваться, а следовательно относится к самообразованию. Поэтому не думайте о нем, как о чем-то скучном и унылом. Приносить удовольствие может не только результат, но и процесс самообразования. Вопрос лишь в том, какие методы и техники вы используете.
Методы самообразования
Как человек может самообразовываться? Вариантов масса. Это не только стандартное «сидеть над учебниками с утра до ночи», но и просмотр лекций на YouTube или чтение книги в парке под деревом. Вообще классификаций самообразования большое множество. Его можно разделить
- По типу навыков, которые вы получаете: профессиональные или для общего развития.
- По месту обучения: на работе, дома, в библиотеке и прочее.
- По сфере: экономическое, социальное, культурное и так далее.
- По источникам: книги, интернет, телевидение, радио и другие.
Главное — подобрать верный формат обучения и найти свою скорость работы.
Онлайн-образование
Вы можете записаться на онлайн-курсы. Это отличный вариант для людей, которые хотят получить новый навык, но не могут посещать занятия лично. Плюс, они дешевле, чем очное образование. Так, стоимость курса машинного обучения на Skillbox составляет 2,440 USD за 20 месяцев. Такая же программа в Высшей школе экономики длится два года и стоит 9,400 USD .
На некоторых образовательных онлайн-платформах можно получить полноценный диплом и повысить квалификацию. Например, на edX, Универсариум или Coursera. Часто на курсах есть домашнее задание и четкие дедлайны, что помогает поддерживать самодисциплину. Главные недостатки онлайн-образования — сжатая подача материала и нехватка личного взаимодействия. Далеко не всем людям подходит дистанционное обучение.
Тренинги и мастер-классы
Да, это тоже один из видов самообразования. Если вы из тех людей, кто не может заниматься в одиночестве, запишитесь на мастер-класс или посетите цикл лекций. В компании с другими энтузиастами заниматься веселее, и мотивация сохраняется дольше. Есть множество тренингов по самым разным темам: профессиональные семинары, личностный рост или просто расширение кругозора. Список профессиональных тренингов можно найти здесь. А для общего развития советуем сходить на лекцию в музей. Например, Эрмитаж и Московский Кремль регулярно проводят лекции по истории, искусству и культуре. Если хотите «самообразовываться» из дома, посмотрите мультимедийные проекты от разных музеев. Тот же Эрмитаж, Русский и Исторический музеи создают онлайн-программы и курсы, которые не требуют личного посещения. Но туда все равно нужно купить билет.
Самостоятельное обучение
Вот мы и добрались до самой сложной формы самообразования — занятия в одиночку. Большинству людей они даются с трудом из-за необходимости постоянно поддерживать самодисциплину и мотивацию. Но трудно — не значит невыполнимо. Вот вам несколько советов, как добиться результата в самообразовании и остаться человеком.
Источник https://www.syl.ru/article/189752/new_samoobrazovanie—eto-plan-po-samoobrazovaniyu-vospitatelya
Источник https://www.unipage.net/ru/self_education
Источник
Источник