Кто я? (Психологу о поисках своего Я)

Кто я? (Психологу о поисках своего Я)

Кто я? (Психологу о поисках своего Я) Психология, Психотерапия, Аутоидентификация, Текст, Длиннопост

На вопрос «Кто ты?» обычно называют имя, профессию, должность, реже — другие параметры, позволяющие оценить участие человека в ситуации, например «ваш сосед», «брат жениха». Такое обозначение дает (желательно) собеседнику возможность сформировать адекватное поведение.

Но, естественно, подобный ответ не удовлетворяет человека, задавшего этот вопрос самому себе. Несмотря на то, что вопрос относится скорее к философии, чем к психологии, путаница в этом предмете для психолога чревата неприятными и неудобными коллизиями, поэтому попробую написать несколько слов для того, чтобы их не случилось.

Поиск себя, своего Я, в том числе истинного и высшего Я, в отличие от ложного Я, требует прежде всего понимания, а что же этакое мы ищем. Иначе, сами понимаете, такой поиск аналогичен посылке в магазин с требованием купить шуршанчиков.

Вероятно, наиболее полный и корректный, хотя все равно рекурсивный ответ на вопрос «Кто ты?» приведен в Библии: «Я тот, кто я есть». То есть местоимение в данном случае в явном виде указывает на того, кто произносит эти слова, однозначно его идентифицируя.

Поэтому прежде всего о том, что такое определение.

Определение — это перечисление свойств объекта, позволяющее однозначно отделить его от других объектов или (это важно) перечисление свойств класса, позволяющее отделить его от других классов. Например, определение, что такое дерево, вы можете посмотреть в учебнике по ботанике, а идентифицировать конкретное дерево можно по местоположению и некоторым признакам, например: «Большая ива, что растет у калитки».

Если определение не дает возможности идентифицировать объект или класс, то, строго говоря, оно не является определением, пригодным для использования. Хорошее определение обычно содержит параметры, которые присущи только этому объекту или классу, либо же признаки, которые ему присущи и (с отрицанием) признаки, которые ему присущи быть не могут. «Человек — это двуногое существо без перьев» ©Платон. Когда же Платону принесли ощипанного петуха, он уточнил: «И с плоскими ногтями».

Определение необходимо для того, чтобы понимать, о чем идет речь, так как если понятие не определено, то то оно может относиться к произвольному объекту и, соответственно, иметь произвольные свойства, в том числе и не существовать.

Поэтому ученые не то, чтобы отрицают бога. Они просто не видят предмета для обсуждения за отсутствием годного определения. Существует ли блямбимбомбам? Фиг его знает. А что это такое?

С точки зрения логики никакие свойства неопределенного объекта, включая свойство существования, не могут быть обсуждаемы.

Опять таки, с точки зрения логики, «Я» — это слово, указывающее на говорящего, и другого значения не имеет.

Существуют определения, не указывающие на какой-либо объект. Например, «султан Германии», и особняком стоят определения, указывающие на идею, не соответствующую какому-либо объекту, например бог существует как мифологема в религиоведении и фольклоре.

Вернемся к «Я». Какой бы текст, касающийся этого вопроса, вы не взяли, внятного определения, пригодного к использованию, вы в нем не найдете. Феномен же самоосознания, приводящий к наличию чувства своего «Я», основан на трех иллюзиях: непрерывности памяти, ассоциации личности с телом, и полноты восприятия себя. Тем не менее, функция сознания достаточно молода с точки зрения эволюционного процесса, фрагментарна, дефектна по многим параметрам и грешит разнообразными искажениями. Собственно, это и дает основную работу психологам.

Смысл сознания — в возможности какого-никакого стратегического контроля поведения, и только. В восприятии сознание, вкупе с отражением в нем ощущений, эмоций, некоторых бессознательных функций, воспринимается им самим как некое рекурсивное ощущение собственного «Я», о котором и идет речь.

То, что это восприятие – именно психологический феномен, подтверждается существованием диссоциативных расстройств, при которых оно нарушается разными образами.

Но, поскольку для каждого сознания этот феномен является уникальным и несет эксклюзивную важность, и поскольку инстинкт самосохранения требует относиться к нему как к ультимативной ценности, у человека время от времени возникает попытка сакрализации ощущения своей личности.

«Я» наделяется высшей важностью, ценностью, нагружается ощущением осмысленности, содержания, центральности. При этом необходимость определения понятия игнорируется за самоочевидностью и непосредственностью прямого восприятия.

Как я уже сказал, исследовать свойства неопределенного объекта невозможно, но, поскольку искатели своего («истинного», «высшего») Я занимаются именно этим, то и находки случаются самые разные и неожиданные. Иногда это туманные мистические переживания, иногда сборники этических требований, иногда мечты о вечной и бессмертной душе. Да что там, посмотрите в поисковике, там всякого полно.

Теперь об утилизации этого безобразия в психологии.

Если вы — психолог, и к вам пришел клиент с философской или эзотерической интоксикацией, то, очевидно, предмет терапии — именно эта интоксикация. С большой вероятностью в ее пределах вы встретитесь с поиском себя, который не может быть успешно завершен по указанным выше причинам, по крайней мере до тех пор, пока не проработана философская (эзотерическая) интоксикация. Если по каким-то причинам вопрос поиска себя требует какого-нибудь решения в первую очередь, то имеет смысл указать, что, поскольку «Я» — это не мысли, то и найдено оно путем рассуждений и умствований быть не может, а требует работы над собой в области присутствия «Я» здесь и сейчас. Это позволит направить внимание клиента на реальность, на актуализацию личности, и даже еще до завершения детоксикации может дать субъективное ощущение успешного результата поиска «Я».

Внимательно надо отнестись к случаям деперсонализации, возникающих моментах потери или продолжительного ослабления ощущения собственного «Я», что может оказаться психиатрической симптоматикой.

Если ваш клиент — логик, то требуется попросту обратить его внимание на семантическую состоятельность предмета поиска, о чем я писал выше.

Вам будет интересно  План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС. Примерные темы самообразования воспитателей ДОУ

В случае же, если ваш клиент не способен к сложным интеллектуальным усилиям, то имеет смысл подобрать такое определение «Я», с которым он будет согласен, и которое позволит ему наиболее эффективно распоряжаться своими ресурсами для достижения его личных целей.

Специальной работы требуют клиенты, начитавшиеся попсовой литературы по психологии, накопившие невнятную терминологию с невнятными же связями между модными понятиями. Скажем, сейчас (статья пишется в конце 2018 года) в моде словосочетание «границы своего Я» или «границы личности», не несущее смысловой нагрузки (об этом я писал в статье «Границы личности как артефакт»).

Таким клиентам следует объяснить, что не всякий текст, декларируемый как психологический, имеет отношение к психологии, и не следует принимать такие тексты всерьез, даже если они легко воспринимаются и создают иллюзию осмысленности.

Успехов вам в избежании бесплодных поисков.

Дубликаты не найдены

Психология | Psychology

7.6K постов 42.7K подписчиков

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

— непроверенную и/или антинаучную информацию;

— информацию без доказательств.

В детстве, когда мне было плохо, то перед сном, закрывая глаза, я про себя произносил много-много раз: «Кто я?». В какой-то момент возникало, как счас понимаю, некоторое измененное состояние сознания, будто личность моя становилась второстепенной и всё становилось каким-то незначимым и т.п. Это ощущение было мимолётно, но его хватало, чтобы, вернувшись к своей личности, охуеть и больше не запариваться какими-то горестными мелочами.

Само личностное я как надстройка выполняет важные функции, но, наверное, ещё важнее попробовать прочувствовать состояние, когда она отходит на второй план. Его сложно описать, но после этого отношение к действительности и себе меняется в лучшую сторону.

я так до сих пор выхуеть не могу

Буддисты этим старательно занимаются 🙂

Хорошая тема. Ни в какой момент времени (исключая сон) мы не в состоянии стать частью окружающего нас мира. Сознание — лишь отображение мира, создаваемое неким прибором, данным нам при рождении. Поэтому так важно отделение собственного организма, который есть не что иное, как прочный корпус этого самого прибора, от собственно сознания.

Миллиардер, филантроп, плейбой

Без иллюзии осмысленности совсем тяжко

Идея здравая, но форма изложения этой идеи лично меня корежит.
На популярных ресурсах надо стараться писать как-то более литературно, имхо.

Ну и вот это вот:

Ок, допустим таким иллюзии существуют, и даже как-то влияют на самосознание. Ну хоть как-то это влияние можно было обозначить?

Это тогда книгу придется писать.

Неплохая идея.
К слову, для тренировки стиля можете здесь запилить отдельный пост на эту тему. 🙂

Книга у меня уже есть, и еще материала на пару книг наберется. Там другая проблема.
https://pikabu.ru/story/kak_besplatno_izdat_knigu_6078884
В 8 пункте изложено.

так все таки, кто я?

Самодвижущийся кусок мяса. Всё остальное — фантазии.

Почаще смотрите на звезды — выдержки из писем выдающегося русского философа Павла Флоренского

Отец Павел Флоренский (1882 — 1937) — выдающийся математик, философ, богослов, искусствовед, прозаик, инженер, лингвист, человек, о котором можно говорить бесконечно, современники называли его русским Леонардо.

Будучи православным священником, во время самых жестоких гонений на церковь в 30-е годы до самого своего ареста открыто исповедовал христианство, везде носил рясу и при этом преподавал студентам электротехнику, заведовал лабораторией диэлектриков ГОЭРЛО, был членом Центрального электротехнического совета Главэлектро. В ссылке на Соловках построил целую фабрику по добыче йода из водорослей и разработал ряд новых устройств, чем облегчил ручной труд сотням заключенных. Будучи заключенным одного из дальневосточных лагерей советской лагерной системы, Павел Флоренский работал в научно-исследовательском отделе, занимался изучением вечной мерзлоты и внёс огромный вклад в мировую науку. Подробнее об отце Павле Флоренском можно почитать здесь https://fil.wikireading.ru/2304 или на википедии. Ниже приведены выписки из его писем детям, которые он посылал из лагерей, находясь там в нечеловеческих условиях.

Давно хочется мне записать: почаще смотрите на звезды. Когда будет на душе плохо, смотрите на звезды или на лазурь днем. Когда грустно, когда вас обидят, когда что не будет удаваться, когда придет на вас душевная буря – выйдите на воздух и останьтесь наедине с небом. Тогда душа успокоится.

Мои милые, в это тяжелое время друзья и знакомые много помогали нам, и без помощи их нам не выжить бы. И вы, мои хорошие, будьте всегда в жизни добры к людям и внимательны. Не надо раздавать, разбрасывать имущество, ласку, совет; не надо благотворительности. Но старайтесь чутко прислушиваться и уметь вовремя прийти с действительной помощью к тем, кого вам Бог пошлет как нуждающихся в помощи. Будьте добры и щедродательны.

Мои милые, грех, который особенно тяжело было бы мне видеть в вас, это зависть. Не завидуйте, мои дорогие, никому. Не завидуйте, это измельчает дух и опошляет его.Если уж очень захочется что-то иметь, то добывайте и просите у Бога, чтобы было желаемое у вас. Но только не завидуйте. Мещанство душевное, мелочность, дерзкие сплетни, злоба, интриги – все это от зависти. Вы же не завидуйте, утешьте меня, а я буду с вами, и сколько можно мне будет, буду молить Господа о помощи вам.

И еще – не осуждайте, не судите старших себя, не пересуживайте, старайтесь покрывать грех и не замечать его.

Говорите себе: “Кто я, чтобы судить, и знаю ли я внутренние побуждения, чтобы осуждать?” Осуждение рождается большей части из зависти и есть мерзость. Воздавайте каждому должное почтение, не заискивайте, не унижайтесь, но и не судите дел, которые вам не вручены Богом. Смотрите на свое собственное дело, старайтесь сделать его возможно лучше, и делайте все, что делаете, не для других, а для себя самих, для своей души, стараясь из всего извлечь себе пользу, назидание, питание души, чтобы ни одна минута вашей жизни не утекала мимо вас без значения и содержания.

Вам будет интересно  Проблемы самовоспитания и самосовершенствования: апология развития

Милые мои детки, тоскует мое сердце по вас. Когда вы вырастете, то узнаете, как тоскует отцовское и материнское сердце по детям. И тоскует оно по моей бедной маме, которая сидит одинокая и к которой нет сил приблизиться внутренно. Много-много хочется написать мне вам. Приходят вереницы мыслей и чувств, но нет ни времени, ни сил записывать. Вот одно, что особенно настойчиво просится к записи: Привыкайте, приучайте себя все, чтобы ни делали вы, делать отчетливо, с изяществом, расчлененно; не смазывайте своей деятельности, не делайте ничего безвкусного, кое-как. Помните, в «кое-как» можно потерять всю жизнь, и напротив, в отчетливом, ритмическом делании даже вещей и дел не первой важности можно открыть для себя многое, что послужит вам впоследствии самым глубоким, может быть, источником нового творчества /…/

Кто делает кое-как, тот и говорить научается кое-как, а неряшливое слово, смазанное, не прочеканенное, вовлекает в эту неотчетливость и мысль. Детки мои милые, не дозволяйте себе мыслить небрежно. Мысль – Божий дар и требует ухода за собой. Быть отчетливым и отчетным в своей мысли – это залог духовной свободы и радости мысли.

Работа на телефоне доверия

Работаю медицинским психологом в суицидологическом центре с телефоном доверия (ведём консультации и амбулаторно, и по телефону). Иногда сравниваю свою деятельность с работой фельдшеров, оказывающих первую медицинскую помощь: "заклеиваю" рану пластырем и отправляю на приём к психотерапевту.

Но, к примеру, звонки от людей, по-настоящему попавших в кризисную ситуацию, составляют не более 40% от общего количества вызовов. Большинство же звонков поступает от наших «постоянных клиентов». Эти люди с сильными нарушениями психики — настоящие энергетические вампиры, которых никто, кроме нас с коллегами, не хочет выслушивать.

Древний лайфхак по ОКР: габитуация страха

Всем привет, друзья! Сегодня у нас на рассмотрении довольно давний лайфхак, которому уже, наверное, лет 60. О нём знают многие, кто интересуется психологией. По сути сведения о нём можно найти в интернете, но здесь мы разберём самые основные моменты.

Изначально данная методика применялась лишь для одного весьма непростого случая с бесконечным мытьём рук (зацикленность на чистоте). Перед вторым намыливанием, когда человек действительно начинал застревать на этих операциях, ему предлагалось остановиться и подождать минут 15 (в идеале это время нужно растянуть до 3 часов). В результате внимание испытуемого отвлекалось на что-то другое, и постепенно тревожность, страхи и навязчивости затухали — происходила собственно ГАБИТУАЦИЯ (затухание чего-то страшного).

Почему я назвал этот метод «древним», потому что он ещё времён бихевиоральной (поведенческой) терапии, когда мало разбирались, что там в мыслях. Главное было поправить в срочном порядке поведение. Поэтому здесь механизм воздействия максимально простой. Есть стимул (например, боимся, что руки в микробах), есть реакция — бесконечное намыливание рук, потом смывание мыла и продолжение цикла с большим количеством повторений. То есть человек мог «застрять» на этом занятии на десятки минут, а может даже и на несколько часов. Суть лайфхака заключалась в установке между стимулом и реакции некой промежуточной переменной, в данном случае различных промежутков времени. В результате выходило следующее: человек сильно боялся микробов, потом один раз мыл руки, далее на 15 минут отвлекался и забывал о том, что ему страшно, в финале приступ ОКР откладывался и сами навязчивости затухали.

Однако на практике оказалось, что сам испытуемый иногда не может остановится. Поэтому здесь может быть рекомендована «габитуация с ассистентом». То есть к терапии привлекается психолог, психиатр, близкий человек, друг, подруга, родственники и т. д. Главное человеку вовремя напомнить, что он должен остановится и переждать 15, 20, 30 минут. И самое интересное, на протяжении этого стрессового периода вы должны успокаивающе разговаривать с личностью, и по возможности отвлекать её внимание от страшных мыслей. Это, кстати, тоже важная часть терапии.

Любопытно и то, что габитуацию с ассистентом можно попробовать использовать и при страхе незакрытых дверей (когда ручку дёргают очень долго и не появляется ощущение закрытости замка). То есть кто-то из вашего окружения останавливает вас во время второй проверки, и предлагает вам идти дальше и переждать определённое время (15-40 минут). ВАЖНО! Не поддаваться на уговоры человека самому подёргать двери (когда как бы два субъекта убеждаются, что всё хорошо). Потому что если вы на это пойдёте, то эта личность никогда не сможет самостоятельно решить свои проблемы, будет всегда полагаться на вас! В итоге, когда испытуемый будет уже ехать в транспорте на работу, его внимание постепенно отвлечётся от дверей и настанет габитуация.

После месяца такой терапии (может быть, даже понадобится гораздо меньше времени) этот человек должен сам, как говорят любители компьютерных игр, выйти против «босса-двери» самостоятельно. И здесь будет очень большая вероятность, что на поведенческом уровне навязчивый страх незакрытого замка будет побежден. При определённых трудностях, можно дополнительно усилить терапию, попросив кого-то со стороны заснять то, как вы долго дёргаете дверную ручку. Поверьте, после просмотра такого видео, вы сами поймёте, что эти все ритуалы нужно прекращать.

Саморазвитие личности кто я

Каждый из нас — целая вселенная. Но часто мы так заняты, что не успеваем ее изучить. В результате не слышим свои настоящие мечты, не задумываемся о смысле жизни, идем на поводу у стереотипов и чужих ожиданий. Многие наши книги помогают это исправить. Выбрали 3 упражнения, с которых можно начать путь к себе.

Ценности, интересы, способности

Рада Агравал в книге «Вместе» говорит: наши ценности, интересы и способности (ЦИС) определяют, кто мы и чего хотим. Если не потратить время на их анализ, можно погрязнуть в отношениях, которые нас истощают, и связать свою жизнь с сообществом, которое не служит нашим интересам. Попробуйте определить свои ЦИС и впишите их в 3 круга (ищите пример ниже).


Вместе

Ценности

Копните глубже и спросите себя — что для вас важно? Что действительно имеет значение в вашей жизни? Успех, богатство, слава — все это важно для вас? А может, вам важнее любовь, доверие, лидерство? Духовность, гармония, самодостаточность? На эти вопросы не может быть неправильного ответа. Ценности — призма, сквозь которую вы смотрите на мир.

Вам будет интересно  В здравом уме и долгой памяти. Как тренировать мозг после 30 лет?

Интересы

Ценности — неотъемлемая часть нашей натуры, то, что характеризует нас как личность. Интересы более осязаемы. Подумайте обо всем, что вас интересует: рисование, видеоигры, поэзия, чтение, дайвинг, медитация, разумное потребление или что-то совсем другое?

Способности

Сферы наших интересов и способностей часто пересекаются. В этот круг впишите все свои навыки, которыми вы можете поделиться с сообществом. Вы хорошо готовите? Умеете организовывать людей? Смешить их? Вы любите наводить порядок? Мы часто воспринимаем наши способности как должное. Часто способностью бывает навык, в котором его обладатель не видит ничего особенного.

Проводите такой анализ хотя бы раз в год. ЦИС помогут вам лучше понять себя и увидеть, какой круг общения вам подходит.

Прогоняем «надо» и «нельзя»

Это упражнение из книги «С меня хватит!» поможет понять, насколько вы живете для себя, а не для других. Первый шаг к тому, чтобы найти помехи своей аутентичности, — это идентифицировать ваши «надо». Многих из нас заразили верой в «надо» и «нельзя» другие люди, не понимающие, кто мы такие. Иногда эти убеждения касаются мелочей, а иногда и серьезных вещей. Часто они исходят от внешнего мира, но бывает, что мы выращиваем их сами.


С меня хватит!
1. Возьмите дневник и найдите время и место для этого упражнения.

2. Запишите все «надо» и «нельзя», которые придут вам в голову. Если вы не знаете, с чего начать, подумайте о текущей задаче. Столкнулись ли вы с определенной дилеммой или дошли до точки, где пора принять решение? Какого рода убеждения «надо» и «нельзя» с ней связаны? Например: «Я хочу уволиться с работы, но этого нельзя делать, потому что это безответственно».

3. Теперь давайте копнем глубже и поищем причины этих убеждений в подсознательном мыслительном процессе. Попробуйте дополнить предложение, используя слова «потому что». Например, «Я должна пойти на эту вечеринку, хотя я и не хочу (потому что я верю, что это значит быть хорошей подругой)» или «Мне надо оставаться в этих отношениях (потому что я обещала)».

4. Затем проверьте, не можете ли выявить более высокие личные ценности и принципы, объясняющие это решение. Ваша система ценностей включает в себя набор качеств, которые вы считаете важными. Например, доброта, честность, лояльность, творчество или свобода. Достоинства — суть вашего характера, и вы чувствуете себя лучше всего, когда действия соответствуют наиболее ценным качествам. Например, вы можете сказать: «Я остаюсь в этих отношениях, потому что я обещала, а одно из моих качеств — это верность». В идеале ваша вера в то, что вы должны и не должны делать, подкрепляется принципами и ценностями, которые что-то для вас значат.

Теперь, если вам приходится дополнять утверждения типа «мне надо» и «мне нельзя» бессмысленным обоснованием «потому что люди так делают» или «потому что так получилось», изучите его внимательнее. Так вы выявите убеждения, почерпнутые из внешнего мира, которые не обязательно совпадают с вашим уникальным набором ценностей.


Какие ценности действительно ваши, а какие навязаны другими людьми? — Источник

5. Выберите одно из убеждений, найденных на стадии 4, и спросите себя: «Это абсолютно верно? Откуда я знаю, что это так? Когда, от кого и как я этому научился?». Проработайте свои убеждения одно за другим. Вам может потребоваться время на то, чтобы вернуться в прошлое, найти источники этих убеждений и изучить их связь с вашей сегодняшней жизнью.

6. Теперь уделите три минуты проверке, как вы чувствуете себя физически и эмоционально всякий раз, когда отбрасываете убеждение о «надо» или «нельзя». Подойдите к упражнению с внимательным, медитативным настроем и поиграйте с этой идеей. Это не значит, что вы должны немедленно предпринимать какие-то действия или что-то менять, так что расслабьтесь. Цель упражнения заключается лишь в том, чтоб разогреть ваш разум и постепенно расчистить место для новых возможностей.

7. Постарайтесь представить, как изменится ваша жизнь, когда вы избавитесь от этого конкретного «надо» или «нельзя». Так как вы, скорее всего, никогда не обдумывали иной жизненный путь, помимо имеющегося, этот шаг может вызвать некоторую тревогу. Попробуйте подойти к нему легко и играючи. Обдумайте следующее: сделали бы вы какой-то иной выбор, если бы у вас не было этого убеждения? Насколько изменилась бы ваша жизнь? Где бы вы были? Что бы вы делали? Отметьте, получается ли у вас вообразить яркую картину.

8. Опишите свой опыт в дневнике. Вы не обязаны решать, когда именно (и нужно ли вообще) отбрасывать убеждения о «надо» и «нельзя». Просто позвольте возникать любым идеям и поверьте: необходимые перемены произойдут в подходящее время.

Смысл жизни

Смысл жизни — то, что помогает нам расцветать в хорошие и держаться на плаву в темные времена. Авторы книги «Освободи себя» помогают его найти.


Освободи себя
Выпишите наиболее важные из ваших давних убеждений. Рядом с каждым из них отметьте, когда вы обрели его и когда в последний раз подвергали пересмотру (если вообще когда-либо это делали). Поставьте галочку рядом с теми из них, которые доставляют вам удовольствие, и крестик рядом с теми, которые вас расстраивают. Поставьте еще одну галочку рядом с тем убеждением, которое, на ваш взгляд, придает вашей жизни смысл. И наконец, сформулируйте и запишите этот смысл. У кого-то это будет нечто концептуальное: «творить добро», «сделать мир лучше». А у кого-то что-то более конкретное, например «защищать семью».

Смысл жизни — это не обязательно что-то грандиозное, выдающееся. Ваш смысл вполне может заключаться в работе. Или во времени, которое вы проводите с друзьями. Или в футболе. В вечерах наедине с дорогим вам человеком. В семейных ужинах. В простых радостях или в том, на чем строится все ваше существование и что составляет вашу личность.

Не останавливайтесь! В путешествии по вселенной, которая есть в вас самих, будет еще много интересного.

Источник https://pikabu.ru/story/kto_ya_psikhologu_o_poiskakh_svoego_ya_6243561

Источник https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2020/03/09/kakoj-ya-na-samom-dele-3-uprazhneniya-kotorye-pomogut-luchshe-uznat-sebya/

Источник

Источник

Author: mag