Как строится работа по самообразованию педагога детского сада

Содержание

Как строится работа по самообразованию педагога детского сада

Наталья ВасилишинНаталья Василишин 07.12.2017 18 34.3k

Книга в коричневом переплёте лежит на блокноте, рядом простой карандаш

Работа с детьми в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) требует высокого профессионализма сотрудников. И хорошее образование, любовь к малышам — ключевые составляющие педагогического мастерства. Однако есть ещё один аспект деятельности, который играет роль вечного двигателя в работе с подрастающим поколением. Речь идёт о самообразовании педагога — постоянном саморазвитии и совершенствовании используемых приёмов и методов работы.

Теоретические аспекты процесса самообразования воспитателя ДОУ

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) самообразование (в некоторых источниках — саморазвитие) определено процессом постоянной познавательной работы педагога, носящей характер методического совершенствования знаний, умений и навыков взаимодействия с детьми, родителями и коллегами.

Это интересно. Несмотря на то что понятия самообразование и саморазвитие в педагогических источниках часто взаимозаменяемы, между ними есть различия. В частности, отличительной чертой саморазвития является то, что эта работа может включать не только образовательный компонент, но и физическое самосовершенствование. В то время как самообразование подразумевает только расширение границ познавательной сферы.

Девушка делает ручкой пометки в блокноте, лежащем на коленях

Самообразование сопровождает весь период профессиональной деятельности педагога

Самообразование воспитателя: цели и задачи

Пополнение собственных методических наработок членов педагогического коллектива детского сада ставит перед собой следующие цели:

  • знакомство с новаторскими психолого-педагогическими технологиями, их освоение и поиск оптимальных способов сочетания с теми, что уже применяются в работе;
  • улучшение качества образования в разновозрастных группах за счёт систематизации передового методического и психолого-педагогического опыта коллег;
  • создание подходящих условий для всестороннего физического, психического развития малышей, а также для воспитания креативных личностей.

Для достижения обозначенных выше целей самообразования педагог в работе решает ряд задач:

    Определяет рациональность использования тех или иных педагогических технологий в соответствии с возрастными особенностями детей. Например, в рамках развития изобразительных способностей ребят второй младшей группы использование индивидуальной формы работы будет неуместным, так как дети ещё слишком малы. А вот групповая работа малышей с родителями для создания поделок, рисунков уже вполне допустима.

Воспитательница помогает детям рисовать восковыми карандашами

Педагог должен выбирать такие приёмы работы, которые соответствуют возрасту подопечных

Таким образом, задачи работы по самообразованию носят преемственный характер, то есть из года в год педагог освещает один и тот же комплекс вопросов, но на актуальном для конкретного возраста детей уровне.

Принципы саморазвития

Процесс работы по усовершенствованию имеющихся педагогических наработок опирается на 4 принципа:

    Непрерывность. Как уже было сказано, на основании одного комплекса тем, педагог выбирает ту или иную тему, разрабатывает её в течение одного учебного года, реже двух. Получается, что самообразование сопровождает весь период педагогической деятельности воспитателя в ДОУ.

Молодая воспитательница и дети держат перед собой клоуна из бумажных детских ладошек

Работа по самообразованию начинается с первых дней профессиональной деятельности и, как правило, не имеет кардинальных смен траектории рассмотрения первоначально выбранных проблем

Пятеро воспитателей сидят за столом с разложенными на нём документами

Принцип доступности касается не только работы с детьми, но и с родителями, а также с коллегами, в том числе и в рамках института наставничества

Формы работы

Образовательная деятельность ДОУ подразумевает взаимодействие и взаимосвязь всех, кто принимает участие в процессе обучения, развития и воспитания подрастающего поколения. Это педагогический коллектив как субъект образовательного процесса, малыши и их родители как объекты деятельности. Поэтому и формы работы по самосовершенствованию педагогического мастерства, так или иначе, включают в работу все обозначенные категории лиц.

  • Собственное профессиональное развитие посредством ознакомления с материалами по изучаемому вопросу через книги, интернет, печатные издания, участие в вебинарах, очных и заочных семинарах, мастер-классах и пр.
  • Непосредственная работа с детьми в рамках учебно-воспитательного процесса, прогулок, проведения досуга.

Воспитательница снимает накидку с мольберта, на котором закреплён паук-игрушка, дети наблюдают

Главная цель педагога — найти интересные и продуктивные приёмы в работе с детьми

Программа работы над темой самообразования

Организация процесса освещения вопроса зависит от того, насколько тщательно и методически правильно будет выстроена работа.

Выбор темы

На этом этапе, который обычно приходится на август–сентябрь, педагог формулирует тему исследования в зависимости от тех актуальных вопросов, с которыми он сталкивается в своей деятельности.

Расположение детского сада вблизи проезжей части определяет актуальность выбора одной из тем, касающейся технологий здоровьесбережения, связанную с изучением правил дорожного движения на доступном конкретному возрасту уровне.

Педагог показывает девочке пальчиковый театр

Трудности могут касаться выбора индивидуальных форм работы с детьми определённого возраста

Рекомендованные ФГОС темы для педагогов детских садов

Перечень тем является общим для воспитателей всех групп, различия определяются особенностями, характерными для возраста подопечных. Например, в младших группах развитие мелкой моторики будет сосредоточено на выборе оптимального списка пальчиковых упражнений, а в старших акцент делается на тренировочных заданиях, направленных на подготовку руки к письму.

  1. Активизация словаря детей младшей возрастной группы.
  2. Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет.
  3. Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности.
  4. Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
  5. Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада.
  6. Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста.
  7. Дидактические игры в обучении детей основам математики.
  8. Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
  9. Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы.
  10. Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.
  11. Игра как средство общения дошкольников.
  12. Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству.
  13. Использование здоровьесберегающих технологий в первой младшей (второй младшей, средней, старшей) группе.
  14. Использование развивающей игры во время НОД по математике с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
  15. Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2–3 лет.
  16. Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников.
  17. Методика формирования правильной осанки и профилактика её нарушения у дошкольников.
  18. Народные подвижные игры, их значение в физическом воспитании дошкольников.
  19. Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи.
  20. Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение.
  21. Организация работы в ДОУ по патриотическому воспитанию.
  22. Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства.
  23. Пересказ художественных произведений с помощью картинок.
  24. Подвижная игра как средство развития физических качеств детей (среднего, старшего) дошкольного возраста.
  25. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.
  26. Правила дорожного движения для дошкольников.
  27. Приёмы активизации умственной деятельности в процессе ознакомления детей с природой.
  28. Проектная деятельность с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
  29. Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
  30. Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста.
  31. Развитие диалогического общения детей в разновозрастной группе (4–7 лет).
  32. Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста.
  33. Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через общение с природой.
  34. Развитие математических представлений в дошкольном возрасте.
  35. Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
  36. Развитие мелкой моторики дошкольников.
  37. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования.
  38. Развитие познавательной деятельности дошкольников.
  39. Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования.
  40. Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.
  41. Развитие речи — уроки риторики и речевой этикет.
  42. Развитие сенсорных способностей дошкольников.
  43. Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры.
  44. Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности.
  45. Развитие творческих способностей дошкольников средствами кукольного театра.
  46. Речевое развитие дошкольников.
  47. Роль двигательного режима для здоровья дошкольников.
  48. Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольника.
  49. Роль загадки в развитии дошкольника.
  50. Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям.
  51. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста.
  52. Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
  53. Сказкотерапия как средство формирования и развития речи дошкольников.
  54. Современные подходы к реализации задач образовательной области «Познание».
  55. Театр как средство формирования связной речи дошкольников.
  56. Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребёнка.
  57. Физическое развитие детей в игровой деятельности.
  58. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми.
  59. Формирование коммуникативных качеств у детей младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
  60. Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста через общение с природой.
  61. Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста.
  62. Формирование начал экологической культуры дошкольников.
  63. Формирование основ педагогического мастерства.
  64. Формирование патриотических чувств у дошкольников.
  65. Формирование речи детей в игровой деятельности.
  66. Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника.
  67. Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей.
  68. Экологическое воспитание дошкольников в детском саду.
  69. Экологическое развитие детей в младшей (средней, старшей) возрастной группе.

Организационный период

По срокам он совпадает с этапом выбора темы — август–сентябрь — и заключается в проработке следующих позиций:

  • аргументация актуальности, то есть краткое объяснение того, какие знания, умения и навыки получат дети, родители и коллеги в процессе исследования выбранного вопроса;
  • формулирование целей и задач работы;
  • определение форм работы с объектами и субъектами образовательного процесса;
  • начало оформления папки по самообразованию: подбор заглавий к теоретическому и практическому разделам, а также к блоку подведения итогов.

Пример обоснования актуальности темы самообразования

Проблема: «Экологическое воспитание детей в природе как формы работы с субъектами образовательного пространства в рамках долгосрочного экологического проекта «Сохраним растительный и животный мир особо охраняемых природных территорий».

Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать её богатства. Воспитание правильного отношения детей к природе, умения бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье. Поэтому необходимо продолжать распространять среди педагогов и родителей экологические знания на природоохранную тематику «Растительный и животный мир особо охраняемых природных территорий», продолжать пропагандировать природоохранную деятельность.

Анастасия Караганова, воспитатель детского сада «Сказка», ГБОУ СОШ №5 «ОЦ ЛИДЕР», г. Кинель, Самарская область

http://www.maam.ru/detskijsad/plan-samobrazovanija-vospitatelja-karaganovoi-anastasija-vladimirovna-s-p-ds-skazka-g-o-kinel.html

Освоение теории и практическая реализация

Этот этап длится с октября по апрель и включает решение следующих задач:

    изучение психолого-педагогических и методических материалов по теме исследования, систематизация полученных данных, составление кратких обзоров статей, а также картотеки методов и приёмов в работе над выбранной темой, примеры подходящих дидактических игр, сценариев развлечений;

Воспитательница и четыре ребёнка в костюмах на сцене, дети держат большой ключ

Утренники — это самая яркая форма отчётности, которая позволяет объединить работу с детьми, родителями и коллегами

Выводы

Эта работа проводится в конце учебного года и предполагает организацию разных форм отчётности о процессе и итогах проделанной работы. Формы отчётности подбираются в зависимости от тех участников образовательного процесса, перед которыми презентация организуется. Кроме того, некоторые виды отчётов используются и на других этапах работы (организационном, этапе освоения теоретических материалов и практической реализации).

  • Видео- и фотоотчёты используются для коллег-педагогов, мам и пап, а также для детей, которые с удовольствием посмотрят на себя в продуктивной деятельности.
  • Круглый стол. Проводится для родителей, коллег на начальном и заключительном этапе.
  • Открытые занятия также организуются для родителей и коллег. Обычно 2 раза в год: в начале учебного года и в конце.
  • Мастер-классы. Очень востребованная форма подведения итогов, так как позволяет наглядно продемонстрировать эффективность использования методов и приёмов в работе с детьми (например, ИКТ как одна из технологий развития речи в старшей группе через составление описания сюжета видео, просмотренного без звука).
  • Выступления на педагогических советах с самоанализом по проделанной работе.

Воспитатели сидят за прямоугольным столом на педсовете

Выступление на педсовете может быть не только на завершающем этапе проработки темы, но и на начальном, когда нужно сформулировать актуальность выбранного вопроса

Это интересно. Результаты работы по саморазвитию включены в перечень необходимых материалов, которые предоставляются комиссии в рамках аттестационной кампании в год повышения квалификационной категории педагога.

Структура папки по самообразованию

  1. Титульный лист, на котором педагог указывает своё имя, стаж работы, квалификационную категорию, тему самообразования и учебный год.
  2. Обоснование актуальности темы.
  3. Цели и задачи исследования.
  4. Перечень запланированных форм работы с детьми, родителями и коллегами.
  5. Список печатных и электронных источников по теме.
  6. Описание примеров практической деятельности (конспекты занятий, сценарии мероприятий, фотоотчёты).

Четыре девочки в костюмах матрёшек

Фотоотчёты по разным видам учебно-воспитательной деятельности — это обязательная часть оформления папки по самообразованию

Примеры составления перспективных планов по самообразованию

Структура плана разрабатывается методическим советом ДОУ, поэтому его формы могут отличаться. Встречаются как разработки узкого направления в рамках выбранной темы самообразования с перечнем форм и видов работы (например, по работе с воспитанниками определённого возраста), так и подробные планы с кратким самоанализом по каждому этапу работы. Во втором случае эта форма отчётности не оформляется отдельно, что удобно с точки зрения соблюдения принципа компактности организации методических материалов воспитателя.

Таблица: фрагмент плана «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»

  1. Оформление уголка для кружка по декоративному рисованию «Русские узоры».
  2. Просмотр компьютерной презентации «Филимоновская игрушка», беседа об истории её возникновения, обсуждение индивидуальных особенностей Филимоновской игрушки.
  3. Рассматривание альбомов с иллюстрациями Филимоновских орнаментов и игрушек-свистулек.
  4. Рисование с детьми по теме: «Филимоновская радость». Цель: научить детей рисовать кончиком кисти перпендикулярные, параллельные и наклонные полоски, ломаные линии и ёлочки.
  5. Ручной труд: украшение Филимоновских игрушек шерстяными нитками.
  6. Консультация для родителей на тему: «Значение декоративного рисования для развития мелкой моторики пальцев рук и улучшения глазодвигательной функции у детей».
  7. Городской конкурс для детей совместно с родителями «Народная игрушка». Номинации:
    • глиняная игрушка,
    • сшитая из ткани.
  8. Взаимодействие с логопедом: «Народные потешки для логопедических упражнений с детьми».
  9. Мастер-класс для педагогов по ручному труду на тему: «Использование шерстяных ниток для украшения Филимоновских игрушек».
  1. Чтение стихов о Дымковской игрушке.
  2. Расписывание Дымковской барыни.
  3. Аппликация: заготовка силуэтов Дымковских игрушек.
  4. Рисование: «Козлик». Цель: научить детей расписывать узорами игрушку-силуэт по народным (дымковским) мотивам.
  5. Дидактическая игра «Разрезные картинки».
  6. Итоговое интегрированное занятие на тему: «Дымковские игрушки».
  7. Итоговое интегрированное занятие на тему: «Дымковские игрушки» (для родителей).
  8. Консультация для педагогов: «Народное искусство как начало изучения своей страны».
  9. Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование техники «квиллинг» для украшения Дымковских игрушек».
  1. Оформление итоговой выставки работ по декоративному рисованию.
  2. Развлечение «Дымковские забавы».
  3. Анкетирование родителей по теме: «Отзывы и пожелания для кружка по декоративному рисованию «Русские узоры».
  4. Выступление на итоговом педагогическом совете по теме: «Развитие творческих способностей ребёнка через декоративно-прикладное искусство».

Таблица: пример плана «Развитие творческих способностей дошкольников в условиях коллективной деятельности»

  • «Воспитатель ДОУ»,
  • «Дошкольное воспитание»,
  • «Ребёнок в детском саду»,
  • «Обруч».
  • Самоанализ проделанной работы.
  • Проведение открытого мероприятий для анализа со стороны коллег.
  • Отчёт о проделанной работе.
  • Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ.

Видео: отчёт о работе по самообразованию воспитателя старшей группы

Особенности работы по самообразованию педагогов узкой специализации

Музыкальный руководитель, занимающийся развитием творческих способностей детей, инструктор по физическому воспитанию, в ведении которого находится арсенал методов и приёмов для физического развития малышей, логопед, сосредотачивающий свою деятельность на устранении нарушений в речи маленьких подопечных, учитель-дефектолог, работающий с детьми с отклонениями в психическом и физическом развитии — эти специалисты также, согласно ФГОС, разрабатывают тему по самообразованию. При этом отдельно рекомендованного списка для них нет.

Работа строится на основании общего перечня тем, но каждый из специалистов дополняет вопрос направленностью по своему профилю. Например, если вопрос по самообразованию звучит как «Использование здоровьесберегающих технологий в первой младшей (второй младшей, средней, старшей) группе», то музработник может переформулировать её так: «Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности». Кроме того, целевой компонент работы будет немного дополняться: так, для учителя-дефектолога на первом месте будет задача выбора методов и приёмов коррекции выявленных нарушений в развитии ребёнка, а также просветительская работа с родителями.

Определением тем занимаются методисты объединения педагогов конкретного профиля. Что касается составления программы, плана, предоставления отчётности — требования для всех педагогов ДОУ едины.

Музыкальный руководитель играет на фортепиано в окружении трёх мальчиков и девочки

Темы по самообразованию узких специалистов будут иметь некоторую целевую специфику

Это интересно. Карла Орфа — немецкий композитор и музыкальный педагог ХХ в. Его технологии основаны на том, что главная задача музыки — раскрепостить индивидуально-творческие силы ребёнка, развить его природную музыкальность, в том числе и через элементарное музицирование.

Таблица: темы и цели самообразования музработника, инструктора по физическому воспитанию, логопеда и учителя-дефектолога

  • «Формирование у детей эстетического вкуса и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку».
  • «Развитие творческих способностей через обучение детей игре на детских музыкальных инструментах, внедрение игровых технологий в практическую деятельность музыкального руководителя».
  • «Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение».
  • «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста».
  • «Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности».
  • «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах».
  • «Развитие ритмического слуха дошкольников через технологии Карла Орфа».
  • «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театральную деятельность».
  • «Развитие хореографических навыков у детей старшего дошкольного возраста» (эта тема особенно актуальна в ДОУ, где музработник выполняет ещё и функции хореографа).
  • Углублять и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности.
  • Развивать положительную эмоциональную отзывчивость на музыку.
  • Развивать навыки коллективного творчества.
  • Воспитывать уважение к мировому культурному наследию.
  • «Использование нетрадиционного оборудования в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников».
  • «Развитие двигательной активности детей в условиях введения ФГТ».
  • «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ вне занятий».
  • «Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников».
  • «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении».
  • Создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей.
  • Развитие физических способностей детей.
  • Воспитание у родителей и ребят ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
  • «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
  • «Дизартрия (нарушения в произношении из-за поражений нервной системы): стёртые или минимальные формы её проявления».
  • «Использование нетрадиционных логопедических технологий с детьми старшего дошкольного возраста».
  • «Использование информационно- коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда».
  • «Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с недоразвитием речи».
  • «Развитие речевого творчества у старших дошкольников».
  • «Кинезиологическая гимнастика (гимнастика для мозга) как средство, развивающее психологические процессы у детей дошкольного возраста».
  • «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе».
  • Сформировать потребность тесного сотрудничества у родителей с учителем-логопедом для преодоления речевых расстройств у детей.
  • Показать родителям возможности речевого развития ребёнка в семье.
  • Оказать логопедическую помощь дошкольникам, имеющим отклонения в развитии устной речи.
  • Сформировать становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека.
  • «Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС».
  • «Формирование элементарных математических представлений у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии».
  • «Разработка и реализация индивидуально-ориентированных маршрутов развития у детей с ограниченными возможностями здоровья».
  • Обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях образовательного учреждения.
  • Создание оптимальных условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка со сложной структурой дефекта и формирование его позитивных личностных качеств.
  • Просвещение родителей относительно особенностей воспитания ребёнка с ОВЗ в семье.

Примеры планов по самообразованию узких специалистов

При составлении индивидуальных маршрутов самообразования узкие специалисты могут рассматривать тему в рамках её реализации в работе с детьми разного возраста одновременно.

Воспитательница и дети показывают пальцами нос

Работа логопеда может носить характер поиска методов и приёмов для решения общей проблемы речевого развития вне зависимости от возраста воспитанников

Таблица: фрагмент плана по самообразованию музыкального руководителя

  • «Развитие эмоциональной сферы» — информационно-аналитическая деятельность.
  • Проведение диагностики музыкальных способностей.
  • Изучить литературу:
    • «Эмоциональное развитие дошкольников» / Под редакцией А.Д. Кошелёвой. — Москва, 1985 г.
    • Гаспарова Е. «Эмоции ребёнка раннего возраста в игре» // Дошкольное воспитание. – 2001, №10.
    • Консультация для педагогов.
    • Анализ результатов диагностики.
    • «Музыка как средство эстетического воспитания дошкольника».
    • «В гостях у Феи Красоты» (сценарий праздника).
    • Изучить литературу: Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Детство — Пресс, 2005. Составить конспект.
    • Разработать сценарий «В гостях у Феи красоты» (музыкально-эстетическое воспитание).
    • Доклад для педагогического совещания.
    • Праздник «В гостях у Феи красоты».
    • «Путешествие в страну Знаний» (сценарий выпускного праздника).
    • Проведение диагностики музыкальных способностей детей всех возрастных групп.
    • Просмотреть с детьми подготовительных групп музыкальный художественный фильм «Приключения Буратино», поговорить о его содержании. Разработать на основе данного фильма сценарий выпускного праздника.
    • Проведение диагностических исследований.
    • Выпускной праздник «Путешествие в страну Знаний».
    • Анализ результатов диагностики.

    Таблица: фрагмент плана по самообразованию инструктора по физическому воспитанию

    • Сентябрь,
    • октябрь,
    • ноябрь.
    • Весёлые старты.
    • Лыжные гонки.
    • Лыжня России.
    • Соревнования «Губернаторские состязания» среди дошкольных образовательных учреждений Ханты-Мансийского округа-Югры.
    • Нестандартное оборудование, его использование.
    • Мастер-класс.

    Таблица: фрагмент плана по самообразованию учителя-логопеда

    • Повышение компетентности.
    • Наличие теоретического и методического материала. (Использование кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР и при дизартрии).
    • Наличие консультаций и рекомендаций.
    • Наличие практического материала (карточки).

    Таблица: фрагменты плана по самообразованию учителя-дефектолога

    • Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.
    • Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.
    • Кирий А. Логопедические игры для малышей. Ростов-на-Дону, 2015.
    • Крупенчук О.И. Тренируем пальчики — развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
    • Бардышева Т.Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
    • Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.
    • пальчиковые гимнастики,
    • изготовление дидактических игр, шнуровок,
    • использование нестандартного счётного материала и пр.
    • Провести консультацию для воспитателей и родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»,
    • составить картотеку пальчиковых игр и гимнастик,
    • организовать выставку «Игры, способствующие развитию мелкой моторики».

    Самообразование специалиста ДОУ имеет ключевое значение для профессионального становления, а также важно для личностного роста педагога. Только имея представление о перспективных методах и приёмах работы с детьми в той или иной образовательной области, можно успешно реализовать цели воспитания всесторонне развитой, здоровой и творческой личности ребёнка.

    Что такое программа саморазвития воспитателя

    Профессиональное саморазвитие педагога во многом зависит от его желания и стремления достичь определенных высот в карьере и формировании себя как личности. В течение всей жизни человек может не раз сменить поле деятельности. Не каждый осознанно подходит к выбору профессии сразу после окончания школы. Однако от уровня профессионализма зависит размер дохода, а это требует развития определенных качеств и навыков.

    В первую очередь у специалиста должна быть способность к самообразованию. Больше всего это касается учителей. К. Д. Ушинский утверждал, что педагог живет до тех пор, пока учится. Так что же это такое — профессионально-педагогическое саморазвитие и как достичь гармонии в этом направлении?

    Профессиональное саморазвитие педагога как оно есть

    Профессиональное саморазвитие педагога – это осознанный процесс, нацеленный на повышение и развитие педагогических качеств в соответствии с социальными требованиями и программой личного развития.

    В определенном смысле, в руках учителей — будущее страны, так как они воспитывают новое поколение. Какими будут наши дети, когда вступят во взрослую жизнь, во многом зависит от них. Именно поэтому на современном этапе развития общества стоит вопрос о подготовке «эффективных» педагогов, которые в условиях массового образования способны обеспечить высокий уровень обучения, позаботиться о здоровье и досуге своих учеников.

    Профессиональное саморазвитие педагога предполагает использование специально разработанных методик, применение которых позволяет повысить уровень педагогической компетентности. К числу стандартных методов можно отнести: курсы переподготовки и повышения квалификации, предметные комиссии и методические объединения, школы передового опыта, семинары для молодых педагогов, творческие сообщества, педагогические чтения и прочее.

    Однако для того, чтобы стать настоящим «профи» в своей области, одних семинаров и курсов недостаточно. Независимо от того, какой предмет преподает учитель (математику, естествоведение, русский язык, или любой дугой), повысить эффективность своей работы невозможно без систематических самостоятельных занятий.

    С точки зрения психологии преподавательской деятельности человек не может гармонично развиваться без успешного овладения своей профессией. Педагог работает с людьми и его собственная личность – главный рабочий инструмент. Поэтому, чтобы стать профессионалом, учителю нужно стремиться к личностному росту.

    Условия современного мира ставят перед педагогами задачу: использовать новые способы и формы самообразования. Профессиональное саморазвитие педагога – это движущая сила на пути к личному прогрессу. Преподаватель должен вести практическую работу над собой, проходить профессиональную подготовку и переподготовку.

    Развитие потенциала – залог профессионализма

    Как правильно учителю организовать профессиональное саморазвитие? С чего начать? Рассмотрим основные аспекты психологии преподавательской деятельности, которые помогут продвинуться вперед в работе и жизни в целом.
    Развитие личности начинается с самоанализа и трезвого восприятия своих качеств. Критическое отношение к собственным успехам и изучение неудач стимулируют к постоянному личностному росту и совершенствованию профессиональных навыков.

    Человек оценивает свои поступки, сравнивает результаты с достижениями других людей, делает соответствующие выводы и корректировки, чтобы не наступить на одни и те же грабли дважды. Так, признанный гений Альберт Эйнштейн не считал себя одаренным. Он был убежден, что его научные достижения — результат трудолюбия и огромной работоспособности.
    Профессиональное саморазвитие педагога не будет эффективным, еслипедагог не сформулирует личностно значимые цели (как долгосрочные, так и краткосрочные). Именно от широты стремлений зависит дальнейшая перспектива личности. Он может стремиться «жить не по лжи», стать учителем с большой буквы, принести пользу людям и так далее.

    Реализация задуманного требует времени, однако пока человек имеет цель, у него есть стимул к развитию. Краткосрочными задачами педагога могут быть: организация учебной деятельности, развитие усидчивости, организаторских способностей и др.

    Чем больше индивид знает о типологических особенностях своей нервной системы и чертах характера, тем легче ему работать над собой. Самопознание и самооценка позволяют составить педагогу собственный психологический портрет, сделать анализ достоинств и недостатков, осознать перспективы и создать мотивацию.

    Составление программы профессионального саморазвития для педагога

    После того, как преподаватель определился с целями и превратил свои желания в намерения, ему необходимо приступить к действиям по изменению личности. Для этого следует наметить программу самовоспитания в рамках педагогической деятельности.

    Программа профессионального саморазвития педагога – это план действий, направленных на достижение поставленных задач с учетом требований педагогики. Другими словами — это процесс материализации собственного прогноза о возможном личностном росте.

    При реализации программы профессионального саморазвития, педагог осознанно занимается самовнушением, самоубеждением, аутотренингом. Он создает притягательные цели, рисует в своем воображении перспективы роста и будущих достижений. Дополнительно человек использует словесные аффирмации.

    Для корректировки программы профессионального саморазвития педагога нужна «прокачка» самоконтроля. Самодисциплина – очень важный этап совершенствования мастерства. Учитель начинает осознанно подходить к решению вопросов, реально оценивает собственные действия и результаты работы.

    В процессе тренировки самоконтроля специалист ориентируется на эталон, идеал – конкретную личность или собирательный образ. Качество такого образа напрямую зависит от того, насколько личность осведомлена в данной сфере. Поэтому очень важно пополнять свой багаж педагогических знаний.

    В результате проведения работы по самовоспитанию и самосовершенствованию, человек начинает замечать позитивные изменения в характере и успешное продвижение в профессиональной деятельности. Педагог осознает свои успехи и это дает ему еще больший стимул к дальнейшему развитию. При этом, чем больше результаты, тем сильнее желание идти вперед.

    Современность и саморазвитие профессиональных качеств

    Подготовка учителя к уроку длится всю его жизнь. В этом вся суть его профессии. Нельзя отдавать не имея. А отдача от педагога требуется большая. Поток информации в условиях быстрого технологического прогресса с каждым годом бурно растет, а программа обучения усложняется. Вследствие этого, полученные знания морально изнашиваются.

    Сегодня кругозор учащихся растет в ускоренном темпе. Все чаще ученики задают преподавателям каверзные вопросы. В мире электронных технологий учитель выступает в роли связующего элемента между мощнейшим информационным потоком и студентами (школьниками). Поэтому ему важно идти в ногу со временем, быть просвещенным в этих вопросах, разговаривать с учащимися на одном языке.

    В условиях современности, для саморазвития профессиональных качеств преподавателя очень значимым является культурное и интеллектуальное самообразование в сочетании с физическими, эстетическими и нравственными аспектами. Эти сферы тесно взаимосвязаны. Педагогу следует читать разнообразную научную, художественную литературу, книги об искусстве, работать со справочниками.

    В понятие «самообразование» каждый вкладывает свой смысл. Кто-то глубоко изучает конкретную область, другие стремятся получить разносторонние знания. С практической точки зрения, профессиональное саморазвитие педагога будет более эффективным, если сочетать широту кругозора с интересом к определенной сфере занятости.

    Каждый ученик желает видеть перед собой эрудированного организованного наставника. Поэтому преподавателю необходимо тренировать речь, мышление и память. Для этого следует систематически нагружать себя новой информацией, закрепляя практикой теоретические знания; учиться видеть в простом прекрасное, новое, интересное и необходимое.
    Каким еще отличительным качеством обладает учитель-профессионал? Он имеет глубокие познания своего и смежных предметов на современном научном уровне. Ученики могут простить преподавателю многое – сухость, придирчивость, чрезмерную строгость, но они никогда не простят незнания своего дела.

    Роль психологии в преподавательской деятельности

    Любой учитель прежде всего должен быть психологом. Он имеет дело с группами людей, в которых каждый человек – индивидуальная личность, требующая особого подхода. Справиться с этим невозможно без знаний психологии. Поэтому профессиональное саморазвитие педагога включает обязательное условие: изучение новейших психологических достижений, связанных с обучением и воспитанием.

    Психологию личности, ее структуру и факторы формирования; возрастные особенности учеников; способы выявления задатков и способностей; общие человеческие потребности и мотивы; основы общения; тонкости межличностных отношений и прочее.

    Большую роль в воспитании играет самрегуляция. В процессе обучения возникают разные ситуации, в том числе и экстренные. Специалисту нужно уметь управлять собственным психическим состояниям, чтобы действовать оптимально и осознанно при любых обстоятельствах.

    Истинный «асс» педагогики владеет искусством постановки и решения поставленных задач. Он панорамно воспринимает действительность, способен быстро сориентироваться в трудных ситуациях.

    Все люди проходят этапы зрелости: ранней, средней и поздней. Педагогу важно работать над собой, чтобы стать зрелой личностью и мудрым наставником. Ему следует уделять особое внимание формированию духовно-нравственных качеств воспитанников, научить их жить в гармонии с собой и другими людьми.

    Учитель как творец

    Профессиональное саморазвитие педагога включает творческое становление. Утверждение о том, что педагогика имеет творческую природу, стало общепринятым. Творчеством называют деятельность, порождающую что-то новое при использовании личного опыта и формировании уникальных комбинаций умения и знаний. Творческий преподаватель делает открытия, способен умудрить и ободрить.

    Предмет педагогического творчества – это человек, а он всегда уникален и неповторим. Но такое творение требует руки талантливого Мастера. Поэтому педагог – это не только профессия, но прежде всего — призвание. Призванные преподаватели — высококультурны, любят экспериментировать и проводить исследования. Они разрабатывают авторские программы, владеют индивидуальным стилем работы.

    По словам ученых, творческий учитель – это исследователь, обладающий соответствующим образом мышления, высоким уровнем мастерства и потребностью в профессиональном воспитании. У него развито интуитивное восприятие и критический анализ.

    В творчестве педагогов появилось существенно новое направление — креативное обучение и воспитание. Происходит смена ценностных ориентаций, интуитивное освоение новых знаний и их творческое использование.

    Человек, не прошедший специальную подготовку и не имеющий знаний в профессиональной сфере, не способен успешно творить. Чтобы вести работу изобретательно, нужно быть компетентным и иметь соответствующий опыт. Только тогда возможно находить оригинальные способы решения разных задач, используя воображение и полет мысли.

    Подводим итоги: педагогические параллели

    Напрашивается вывод, что творческий подход к делу является одним из качеств учителя-профессионала. Однако творчество – это не только преобразование опыта, но и стремление к развитию, поиски новизны, приводящие к новаторству. Таким образом, профессиональное саморазвитие педагога можно рассматривать как процесс «творения» собственной личности.
    Многие передовые педагоги составляют личный творческий план, включающий список мероприятий по основным направлениям самообразования. Этот документ является сугубо индивидуальным. Такие педагоги придерживаются собственной методичной системы, которую они постоянно совершенствуют. Это высочайший уровень педагогического искусства.

    Все вышеперечисленные формы профессионального саморазвития учителя служат основой его роста как специалиста. Если приступить к делу с желанием и приложить должные усилия, результаты не заставят себя долго ждать. Планомерная, систематическая и целенаправленная работа позволит значительно повысить свой профессионализм.

    Источник https://melkie.net/metodicheskie-razrabotki/temyi-samoobrazovaniya-vospitatelya-detskogo-sada-po-fgos.html

    Источник https://xn--80aakd6ani0ae.xn--p1ai/%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B0/

    Источник

    Источник

    Вам будет интересно  Психология саморазвития: жизнь – это процесс. Выбираем направление!
Author: mag

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *