Содержание
Как происходит саморазвитие человека в процессе социализации
О том, что надо учиться, говорят многие. Сплошь и рядом поднимается вопрос воспитания молодежи. Но что делать людям, когда они заканчивают учебные заведения? Кто должен позаботиться об их дальнейшем развитии, и необходимо ли это вообще? Какие навыки следует развивать, будучи взрослым? Какие знания и умения важны?
Ответ – развиваться необходимо. Кто за это отвечает? – Мы сами. Поэтому процесс дальнейшего становления личности – это саморазвитие, которое намного сложнее, ведь не существует более педагогов. Критерий один – эффективность. Как самостоятельно добиться результатов? Об этом поговорим в этой статье.
Что такое саморазвитие?
Саморазвитие — это непрерывная работа над самим собой, совершенствование всех сфер жизни, формирование необходимых качеств личности. Именно потому, что саморазвитием человек занимается самостоятельно, возникает столько трудностей на этом пути. Ни один государственный орган не отвечает за подобные услуги. Этому не учат в школах или университетах. Максимум, что там могут дать –домашнее задание или названия книг для внеклассной подготовки.
С окончанием учебы прекращается даже это. За человека уже никто не отвечает. Многие «учителя» и сайты по саморазвитию преследуют совершенно иные цели, чем просто помощь человеку в его желании совершенствоваться. Что же делать в таком случае? – Искать методом проб и ошибок, слушать свой внутренний голос, критически анализировать полученную информацию. А, чтобы проще было сориентироваться, насколько соответствуют советы и рекомендации настоящим потребностям, приведем основные принципы саморазвития.
Пройти тест: Шкала самоуважения
Условия самореализации личности
Главными общекультурными условиями, способствующими личностной самореализации, являются две направляющих: воспитание и образование. Вдобавок к этому каждая социальная общность отрабатывает свою собственную специфику воспитательных процессов, присущих ему, которые вкладывают в сознание индивида именно те объединяющие чувства, шаблоны поведения и эталоны мировосприятия, нормы тождественности и солидарности, наиболее актуальные на данной исторической ступени развития культуры. Большим значением, в условиях массовой информационной культуры обладают традиции, принятые в социуме. Собственно они передают ценностные и нравственные ориентиры. Все это демонстрирует то, что на ход воспитательного процесса воздействуют и такие определенные инструменты культуры, как постижение традиций, копирование ребенком взрослых и др.
Потребность в самореализации имеет свои особенности и условия удовлетворения. Специфика заключается в том, что при ее удовлетворении в единичных видах деятельности, например, в написании романа или создании художественного произведения индивид никогда не сможет удовлетворить ее полноценно. При удовлетворении своей базовой потребности в личностной самореализации в разнообразной деятельности, субъект преследует собственные жизненные цели и установки, находит собственное место в системе социальных взаимосвязей и взаимоотношений. Поэтому было бы глупо выстраивать единый шаблон самореализации вообще. Так как самореализация «вообще» не может существовать. Определенные формы, способы, типы, виды самореализации различны у разных индивидов. В многообразности потребности в самореализации обнаруживается и приобретает развитие насыщенная человеческая индивидуальность. Именно поэтому, когда говорят о всесторонне развитой и гармоничной личности, то делают акцент не только на полноте и богатстве её способностей и задатков, но и на многообразии, содержательности потребностей, в удовлетворении которых воплощается в жизнь исчерпывающая самореализация человека.
Принципы саморазвития.
Чтобы понять, верный ли путь выбран, стоит понимать, с чем он связан. Какие компоненты дополняют процесс саморазвития. Какие ощущения или чувства переполняют человека в том случае, если он движется в правильном направлении. Итак, 12 принципов саморазвития.
- Основная цель работы над собой – счастье и гармония;
- Ощущение счастья в самом человеке, а не от его известности или обилия денег;
- Следует выработать позитивный тип мышления;
- Каждый сам в ответе за свою жизнь;
- Саморазвитие предполагает работу над самим собой;
- Обучение – важный атрибут развития;
- Задачи должны быть поставлены достижимые и реальные;
- Причины проблем или неудач – в самих людях;
- Человек способен измениться, если этого захочет;
- Эмоции подвластны контролю, ими можно управлять;
- Саморазвитие – не легкий путь, но единственно правильный;
- Не нужно пытаться стать лучше других, в будущем необходимо стать лучше себя нынешнего.
Не стоит путать этот процесс с учебой или профессиональным ростом, который не всегда выбирается человеком. Общество склонно навязывать стереотипы и клише, но от человека зависит, следовать им или нет.
Саморазвитие личности предполагает совершенствование на пути к ее призванию или предназначению. Все шаги на этом пути должны приносить позитивные эмоции, дарить радость. Безусловно, может иметь место «внутренняя борьба» или переоценка ценностей, но такие моменты не должны быть затянуты во времени, иначе человек загонит себя в депрессию раньше, чем достигнет поставленных целей. Не стоит забывать, что результат саморазвития – гармония и счастье. Эти ощущения не связаны с конкретными материальными благами. Они зависят от совокупности всех значимых для человека компонентов, о которых пойдет речь дальше.
Хотите принимать лучшие решения, найти идеальную карьеру, реализовать потенциал по максимуму и получить инструкцию индивидуального развития
? Узнайте, каким человеком вам суждено было стать при рождении с помощью системы
Дизайн Человека
. Только 2 дня для читателей wikigrowth.ru участие бесплатно.Получить сейчас
То же самое относится и к творческим задаткам человека. Для того чтобы эти задатки проявились, нужны не только соответствующие социальные условия и определенный уровень научного, технического и художественного развития общества, но и соответствующее воспитание, специальная выучка в той или иной сфере общественной деятельности. Подчеркивая это положение, выдающийся русский физиолог и психолог И.М. Сеченов писал: «В неизмеримом большинстве случаев характер психологического содержания 999/1000 дается воспитанием в обширном смысле этого слова и только 1/1000 зависит от индивидуальности». Все это позволяет сделать важнейший для педагогики вывод: определяющую роль в развитии и формировании личности играет воспитание. Только с помощью воспитания реализуется социальная программа развития человека и формируются его личностные качества.
Роль активности самой личности в собственном развитии. Внешние и внутренние факторы развития личности. Понятие о саморазвитии личности и персонификации воспитания
Раскрывая важнейшие факторы развития личности и подчеркивая определяющую роль воспитания в этом процессе, нельзя рассматривать человека как пассивный объект средовых влияний и воспитательных воздействий. Когда иной раз говорят о «бездетности» педагогики, то имеют в виду именно то, что в отдельных работах о воспитании речь идет главным образом о различных формах и методах внешнего педагогического воздействия на ребенка без учета тех его I внутренних переживаний, которые вызываются этими воздействиями. Между тем педагогическая наука рассматривает развитие личности не как пассивный продукт влияния среды и воспитательных воздействий. Огромное значение в этом процессе она придает активности самой личности, ее творческо-преобразующей деятельности. В зависимости от этой активности и внутренней позиции личности по отношению к средовым и воспитательным (внешним) воздействиям она может формироваться в самых различных направлениях. Если учащийся негативно относится к этим воздействиям, он будет развиваться в направлении, прямо противоположном тому, на которое его ориентирует воспитатель. Например, педагог при проверке знаний незаслуженно занизил оценку школьнику, и последний обиделся. В таком случае все призывы учителя к улучшению успеваемости будут вызывать у учащегося скрытое, а иногда и открытое противодействие. И так бывает во всех случаях, когда воспитатель, его педагогическое воздействие не находит положительного отклика во внутренней сфере, т.е. в сознании и чувствах воспитанника.
Саморазвитие и Колесо жизненного баланса.
Согласно учению о Колесе жизненного баланса, необходимо развивать или поддерживать на хорошем уровне восемь основных направлений:
- Успехи на работе или в бизнесе;
- Денежное благополучие;
- Физическое и психическое здоровье;
- Духовное развитие;
- Общение с семьей, близкими друзьями;
- Отношения с партнером;
- Полноценный отдых;
- Личное развитие.
Некоторые сайты для саморазвития могут модифицировать структуру Колеса жизненного баланса, заменяя отдельные пункты на «Решение бытовых вопросов» или «Налаживание коммуникации в обществе». Но это все детали, не меняющие общую картину. Следует стремиться к гармонии в каждом из восьми базовых направлений. Чаще всего, люди пытаются преуспеть в двух-трех сферах жизни, уделяя меньше времени остальным, а то и вовсе ими пренебрегая. Некоторое время это может приносить радость и удовлетворенность своими успехами, но потом у человека начинается депрессия, он ощущает себя «не в своей тарелке».
Широко распространено явление, когда люди все свои усилия прикладывают к построению карьеры или развитию бизнеса, забывая обо всем и всех. Порой они действительно добиваются в этом результатов, но оглядываясь с «высоты своего пьедестала», с грустью осознают, что абсолютно одиноки, без семьи и друзей. Или же диаметрально противоположный случай, когда кто-то посвящает всего себя мужу/жене, а после развода осознает, что ничего не умеет делать, кроме роли домохозяйки.
Во избежание таких случаев, любой уважающий себя сайт о саморазвитии советует своим читателям развиваться во всех возможных направлениях, чтобы недостаточный уровень одного навыка впоследствии не омрачил радость от успехов в другом. Какие шаги необходимо применять в процессе личного совершенствования, обсудим в следующем разделе.
Пройти тест на самооценку
Социальная самореализация
Социальная личностная самореализация заключается в достижении социальной жизненной успешности в таком количестве, в каком хочется конкретному индивиду, а не в соответствии с реальными критериями социальной успешности.
Социальная самореализация имеет взаимосвязь с осуществлением гуманитарной функции, общественно-хозяйственной роли, общественно-политического и общественно-педагогического предназначения или любой другой общественно-значимой деятельностью. А личностная самореализация ведет к духовному росту индивида и обеспечивает на первых стадиях развитие личностных потенций, таких как ответственность, любознательность, коммуникабельность, трудолюбие, настойчивость, инициативность, интеллектуальность, нравственность и др.
Самореализация в жизни непосредственно имеет связь со способностью индивида к эмпатии, проявлению сочувствия, чувства сострадания и с целеустремленностью в качестве уверенности в собственных способностях к достижению результатов. Социальная самореализация у индивида будет выше в том случае, когда у личности будут ярче выражены такие качества, как ответственность в качестве умения индивида брать ответственность за свои деяния на себя, уверенность в собственных потенциях и силах, готовность принять в качестве основы своих действий религиозные нравственные ориентиры.
Стремление к самореализации определяется позицией «Я для других», которая переживается субъектом в качестве актуального или прогнозируемого отношения остальных к тому, каким образом он воплощает в жизнь при их участии или в их присутствии свою индивидуальность, осознающую им как выражение самости.
Социальная самореализация еще не означает социальную успешность, выраженную в карьерном росте, высокой зарплате, мелькании в СМИ. Если личность устремлена к социальному успеху, то она в жизни больше сможет сделать, в частности и для людей. Если личность устремлена к социальной самореализации, она гораздо в жизни довольна и счастлива. Однако не следует противопоставлять социальную успешность и самореализацию – вполне осуществимо сочетать жизненную успешность и ощущать себя счастливым человеком.
Основные этапы саморазвития.
Любая программа, либо план саморазвития предполагают движение «от» и «до». Безусловно, важные компоненты этого процесса – целеполагание, планирование, мотивация. Необходимо четко понимать чего мы хотим, представлять этапы достижения этого, а также стимулировать себя к воплощению задуманного. Например, наша цель – знание английского языка. План – записаться на курсы, успешно их пройти с последующей сдачей квалификационного экзамена. Мотивация – возможность ведения бизнеса с привлечением иностранных инвесторов. Подобную аналогию можно применить к любому случаю, когда имеет место самосовершенствование, саморазвитие или самовоспитание. Но не все так гладко на практике, как может показаться в теории.
Не стоит забывать, что к саморазвитию чаще всего прибегают уже взрослые люди, которые переполнены грузом предыдущего опыта и знаний. Они десятки лет формировались под воздействием одних идеалов или принципов, а потом резко поняли их несостоятельность и решили перевоспитаться. Не тут-то было. Стереотипы настолько прочно «въедаются» в подсознание, что любая программа саморазвития должна предусматривать определенный период адаптации к новому вектору движения.
Это отчасти напоминает принцип Колба, который есть основой любого профессионального тренинга или обучения взрослых. Он заключается в предоставлении опыта, который буквально «выбивает» человека из колеи, переворачивает его мировоззрение. Далее наступает этап осмысления. Затем формирование теоретической основы и применение на практике.
Подобным образом работает саморазвитие. Человек сталкивается с чем-то, что выходит за рамки привычной для него картины мира. Он осмысливает это и приходит к выводу, что следует переучиваться. Собирает необходимую теоретическую базу, внедряя ее в свою жизнь.
Например, кто-то абсолютно пренебрежительно относится к социальным сетям, считая их пустой тратой времени. У этого человека есть свой бизнес. Допустим, это будет маленькая пекарня. Однажды к нему заходит блогер, который делает несколько статей на своей страничке о вкусной выпечке. Буквально на следующий день число посетителей возрастает. Владелец пекарни понимает, что пора более серьезно взглянуть на возможности социальных сетей, начиная изучать эту тему. Он читает тематические публикации, смотрит обучающие видео. После того, как теоретическая база сформирована, он создает страничку своей пекарни и начинает ее тщательно наполнять новостями. Это один из примеров саморазвития взрослого человека, который на личном опыте ощутил необходимость пересмотра своих взглядов и суждений.
Эффективен прием саморазвития, под названием «Метод одной минуты», заимствованный из философии Кайдзен. Он заключается в том, что для развития любого нового навыка достаточно по одной минуте в день. Например, чтобы заставить себя отжиматься, следует потратить на это упражнение одну минуту. На следующий день – еще одну. Через день добавить в минуте вторую, затем третью. Спустя неделю это будет уже минут пять-семь. Постепенно выработается навык, тело адаптируется, отжимание станет полезной привычкой, которая перестанет вызывать психический дискомфорт. Это всего лишь благодаря одной минуте времени на первых этапах саморазвития.
Запустить процесс самосовершенствования может сайт саморазвития, который предложит читателю настолько убедительную альтернативу, что он непременно захочет ею воспользоваться. Главное, чтобы все эти советы основывались на реальном опыте, не уводили человека в мир догадок или предположений. Еще важно, чтобы информация попала именно в то время, когда ее готовы воспринять. При выполнении этого условия, возникает «искра», которая «зажигает» энтузиазм или желание развиваться. Но имеют место факторы, которые способны «затушить» благородный порыв. Этих врагов следует знать «в лицо», всячески избегая их.
Пройти тест на психологический возраст
Препятствия на пути саморазвития.
Помимо вещей, которые помогают в развитии человека, существует немало факторов, способных замедлить этот процесс, либо вообще повернуть его вспять. К ним относятся такие угрозы саморазвитию:
- Невежество – искажение информации, непринятие очевидных фактов;
- Лень – пассивность, нежелание что-либо делать;
- Привычки – закоренелые стереотипы поведения, которые мешают принимать новое;
- Страх – боязнь выйти из зоны комфорта;
- Несамостоятельность – следование чужим правилам или нормам.
На самом деле, эти «атрибуты» не зависят от интеллектуального или физического развития человека. Так, академик может до «мозга кости» быть пронизанным устаревшими взглядами, а любой школьник моментально увидит рациональное зерно. Двухметровый увалень побоится выйти на сцену, а миниатюрная девушка удостоится шквала аплодисментов. Саморазвитие, в первую очередь, зависит от духовной силы и жизненной энергии человека. Поэтому, необходимо развивать свои волевые качества, которые помогут совершить качественный «скачок» в развитие. Чтобы закрепить теорию на практике, приводим эффективный план саморазвития личности, который охватывает все сферы человеческой жизни.
План саморазвития.
Для гармонизации своего внутреннего мира и окружающего пространства, желательно выполнять следующие ежедневные задания, которые помогут найти себя и выбрать правильный путь:
- Ранний подъем (6-7 утра);
- Контрастный душ и зарядка;
- Полноценный завтрак, богатый витаминами и микроэлементами;
- Духовная практика, аффирмации, йога;
- Отказ от вредных привычек;
- Следование своему призванию;
- Развитие профессиональных навыков и умений;
- Новые знания и опыт;
- Построение правильных отношений с окружающими людьми;
- Совершенствование моральных и волевых качеств;
- Развитие своей женственности или мужества;
- Качественный отдых и восстановление сил.
Если человек ежедневно будет уделять внимание каждому пункту из этого списка, то ему удастся соблюдать правильный баланс между своим духовным, интеллектуальным и физическим развитием.
В динамичном мире, который изменяется быстрее, чем человек к нему адаптируется, крайне важно найти самого себя, выбрать свой жизненный путь. В этом помогает саморазвитие, которое «запускается» в ответ на «пустоту», возникающую от непонимания своего призвания и предназначения. Поэтому так важно уделять ему внимание. Не воспринимать, как причуду людей, которым нечем заняться, а осознать, что самосовершенствование – кратчайший путь к счастливой жизни.
Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ
Профессиональная самореализация
Сегодня особая актуальность проблемы самореализации индивида обусловлена уразумением того, что личностная самореализация являет собой специфический определяющий критерий в формировании личности. Обычно выделяют две наиболее значимые сферы самореализации, к которым относят профессиональную деятельность и реализацию в семейной жизни. Для нынешнего социума вопрос реализации в профессиональной сфере становится ключевым. Требования современности к прогрессивному и преуспевающему человеку довольно высоки. Огромное соперничество на рынке труда, тяжелые социально-экономические обстоятельства жизни обуславливают условия для саморазвития и самореализации.
Саморазвитие и самореализация обусловлены самоопределением и самоактуализацией личности. Самоопределение обеспечивает собственное определение, оценивание себя, способность к сопоставлению поставленных задач, выбранных средств достижения и ситуации действия.
Самоактуализация является в какой-то мере пусковым механизмом выстраивания самореализации. В этом заключается существенное различие самоактуализации от самореализации. Следовательно, под профессиональной самореализацией можно понимать постоянный разновременный процесс формирования потенций индивида в творческой деятельности в течение всего жизненного пути.
Так как самое полное раскрытие задатков индивида происходит только в общественно полезной деятельности, поэтому именно в профессиональной деятельности открываются особенно широкие перспективы для самореализации. Профессиональная деятельность в жизни индивидов занимает практически центральное место. Люди в процессе жизни отдают профессиональной деятельности практически все основное время, весь потенциал и силы. В пределах выбранной профессии формируются способности, происходит карьерный подъем и личностный рост, обеспечиваются материальные основы жизнедеятельности, достигается определенный социальный статус. Следование выбранной профессии, применение профессиональных умений – это один из самых значимых критериев достижения определенного уровня жизненной успешности.
В ходе профессиональной самореализации у субъекта вырабатывается профессиональное мышление, для которого свойственны следующие характеристики:
- сознание собственной принадлежности к выбранной профессиональной общности;
- осознание степени собственной адекватности профессиональным стандартам, своего места в иерархии профессиональных ролей;
- осознание индивидом степени признания его в профессиональной сфере;
- осознание собственных сильных сторон и слабых аспектов, возможностей самосовершенствования, потенциальных зон удач и неудач;
- понимание о своей работе в дальнейшей жизни и о себе.
По степени развитости перечисленных характеристик следует судить об уровне реализованности индивида в профессии.
Тем не менее, не всякое занятие профессиональной деятельностью будет являться сферой самореализации. Так, например, самореализация педагога представляет собой процесс достижения преподавателем практических результатов своей педагогической деятельности благодаря реализации определенных профессиональных целей и стратегий. Не всегда определенная профессиональная мотивация индивида свидетельствует о деятельной самореализации. Также деятельность, осуществляемая, в основном, только вследствие волевого напряжения является довольно энергозатратной и выматывающей, что обычно приводит к эмоциональному «выгоранию». Поэтому профессиональное дело для индивида, стремящегося себя реализовать, должно быть занимательным и привлекательным. Наряду с этим очень важно, чтобы базисом привлекательности являлось понимание социальной ценности и индивидуальной значимости труда. Гарантией успешной самореализации считается превалирование в иерархии ценностей личности значимости труда. Активное самосовершенствование в профессиональной сфере предупреждает возникновение синдрома выгорания.
Саморазвитие и самореализация субъекта в профессиональной деятельности является значимым для личностной приспособляемости и жизненной успешности.
Можно выделить факторы самореализации, включающие личностные качества, которые будут являться общими прогностическими параметрами для профессиональной самореализации. Среди наиболее значимых личностных факторов, способствующих профессиональной реализации, выдвигаются на передний план самоэффективность личности, гибкость ее поведения и неудовлетворенность персональной деятельностью. Непосредственно самоэффективность выражается в способности организовать свою профессиональную деятельность и достигать успеха при взаимодействии с социумом. Гибкость поведения отвечает за эффективные межличностные коммуникации и профессиональное взаимодействие и стимулирует выработку потребности к дальнейшему росту в профессии.
Процесс самореализации
Важнейшим условием личностной самореализации выступает саморазвитие. Так как для успешной личностной самореализации индивиду необходимо обладать морально-духовными ценностями, являющимися содержательным фундаментом такого духовно-практического процесса. Так, например, самореализация педагога предполагает устойчивое нравственное самосовершенствование, устремленность к постоянному творческому саморазвитию. Саморазвитие заключается в трансформации индивида самого себя в направлении к собственному «Я»-идеальному, появляющемуся под воздействием внешних факторов и внутренних причин.
Личностное саморазвитие связано с жизнедеятельностью индивида, в пределах которой оно реализуется. Именно поэтому уже с возраста дошкольника, с того момента, как ребенок выделил персональное «Я», он становится субъектом своей жизнедеятельности, так как начинает выстраивать цели, слушаться собственных желаний и повиноваться стремлениям, но при этом, учитывая требования других. Такие побуждения обязательно должны приобретать социальную направленность, иначе они будут деструктивно воздействовать на формирование личности.
В процессах самосовершенствования выделяют уровни самореализации личности:
- агрессивное непринятие осуществляемой деятельности, т.е. индивиду не хочется заниматься данным видом деятельности, но приходится;
- устремленность к мирному уклонению от трудовой деятельности, т.е. индивид выбирает другую профессию;
- выполнение трудовой деятельности проистекает по шаблону или в соответствии с определенной моделью, данный уровень носит название пассивный;
- устремленность индивида совершенствовать собственные отдельные элементы осуществляемой работы;
- устремленность индивида совершенствовать свою реализуемую работу или в целом деятельность, данный уровень именуется творческим или изобретательным.
Также существует и другая дифференциация уровней. В ней представлены следующие уровни самореализации: низкий или примитивно-исполнительский, средне низкий или индивидуально-исполнительский, средне высокий или уровень воплощения ролей и реализации норм в социуме с элементами личностного роста, высокий уровень или уровень ценностной реализации и воплощения смысла жизни. Каждому уровню свойственны собственные детерминанты и преграды. Это выражается в наличии у каждого из уровней разнообразной психологической природы. Так, например, гендерные различия на несходных уровнях имеют разную степень выраженности (в максимальной степени – на низких уровнях, в минимальной – на высоких уровнях личностной самореализации в основных областях жизнедеятельности).
Процесс личностной самореализации не выступает в качестве достижения выработанного «идеала» через «раскрытие» всего своего потенциала – это активный и безграничный процесс формирования и самосовершенствования личности на протяжении жизненного пути индивида.
Саморазвитие — где начало?
Саморазвитие — это постоянное обучение человека чему-то новому, его стремление к знаниям. Оно является основной частью в становлении личности. Саморазвитие начинается с самых ранних лет и продолжается на протяжении всей жизни. Человек учится самыми различными способами: получает новые знания из книг, жизненного опыта и, что, пожалуй, самое главное — из общения с людьми. Это и называется социализацией.
Если говорить точнее, социализация — это вхождение человека в социальную среду, с помощью овладения ее социальными нормами, правилами и ценностями. Обучается этому человек с помощью других людей, социума, и без него невозможно развитие.
А без социализации и саморазвития не происходит самореализации, которая является основной потребностью любого человека. Человек так или иначе стремится реализовать свои желания и потребности, а он не сделает этого без определенного набора навыков и умений.
В пирамиде потребностей Маслоу самореализация стоит на самой ее верхушке. Также там присутствуют необходимость принадлежности к обществу и в познаниях, поэтому саморазвитие, социализация и самореализация — это не просто естественные этапы становления личности, а реальные потребности, без удовлетворения которых жизнь не будет комфортной и полноценной.
Воспитание личности и особенности возрастных этапов
В психологической науке проблема развития и воспитания личности является достаточно актуальной. Связано это и с социальными аспектами жизни общества, и с биологически обусловленными процессами.
В разные временные периоды на первый план выходила или теория, в которой приоритетным было биологическое значение в процессе развития личности, или социальная теория, согласно которой личность формируется под влиянием социума.
Отечественная психология в качестве основных движущих сил развития личности выдвинула теорию о значимости препятствий на пути «взросления». Такие препятствия получили названия кризисов, проходя через которые личность получает некое новообразование и способность переходить на новый уровень развития.
Ярким представителем подобного подхода является Л.С. Выготский. Именно он ввел в психологию развития понятие о зоне ближайшего развития и о значимости возрастных кризисов. В его теории весомая роль отводилась возрастной периодизации и специфичности каждого периода.
Для того, чтобы развитие личности ребенка проходило гармонично и максимально эффективно, окружающие должны знать особенности каждого возрастного этапа, уметь вовремя выявить возможные отклонения в развитии, ведь психологический возраст часто не совпадает с возрастом календарным.
Дошкольный период
Дети дошкольного возраста любопытны и активны. Основной вид их деятельности – это игра.
На первых этапах ребенку требуется помощь взрослого, его участие и поддержка. Именно в этот период проявляется важный механизм развития – подражание. Маленькая личность во всем стремится повторять поведение окружающих. Чаще всего «копированию» подвергаются родители и близкое окружение.
В этом возрасте ребенок еще не имеет и не умеет проявлять свое мнение, у него не сформирован механизм обратной эмпатийной связи, поэтому подражание взрослому носит именно характер повторения, причем повторения поступков или слов различного характера, как положительных, так и отрицательных.
Школьный период
Дети школьного возраста, подростки уже умеют различать позитивные и негативные стороны поведения взрослых. Они более самостоятельны, их интеллектуальный уровень находится на более высокой ступени. К тому же важную роль на этом этапе развития играет формирование критического мышления.
Читайте далее: Развитие критического мышления
В подростковом периоде активность познавательной деятельности достаточно велика, поэтому важно, чтобы на этом этапе развития у ребенка было как можно больше позитивных примеров развития, иначе впечатляющий негативный опыт может стать решающим фактором в линии развития личности.
Деятельность дошкольника в целом сводится к тому, чтобы научиться обслуживать себя самостоятельно и провести подготовку к обучению в школе. На этом этапе важным новообразованием становится появление и совершенствование речевых навыков, а также способность к размышлению, построению логических выводов.
Уже в этом периоде дети способны выполнять несложные трудовые поручения взрослых, а также овладевать первичными навыками поведения в социальной среде.
Постепенно игровая деятельность начинается замещаться деятельностью учебной. В младшем школьном возрасте происходит углубление речевых навыков, появляются знания, которые ребенок воспринимает не только с личностной позиции, но и со стороны коллектива. Происходит формирование самостоятельности поведения. Младшим дошкольникам свойственно активное включение в трудовую деятельность, ведь они уже осознаю ее значимость и необходимость.
В подростковом возрасте активность деятельности достигает чуть ли не максимальных показателей. Значительно увеличивается стремление к познанию на фоне прогрессирующего умственного развития. Подростки любознательны и устремлены в будущее. Однако положительный настрой должен быть подкреплен и положительными факторами. В противном случае существует высокая доля вероятности, что восприятие окружающего мира и деятельности, в том числе будет формироваться в искаженной форме.
Период юношества
Период юношества направлен на дружеские отношения, их формирование и укрепление. В этом возрасте личность характеризуется стойкими волевыми качествами, стремлениями к освоению и совершенствованию себя в профессии и желании встретить спутника жизни.
Проблемы самореализации
К сожалению, сегодня следует констатировать тот факт, что проблема личностной самореализации так остается недостаточно изученной и разработанной, так как отсутствует целостная теория самореализации в качестве социального процесса. Однако можно выделить типичные проблемы самореализации, с которыми индивид сталкивается на жизненном пути.
В отрочестве каждый подросток мечтает вырасти и стать крупным бизнесменом или известным актером. Однако, жизнь, социум и даже родители всегда вносят свои коррективы. Ведь современному обществу не нужны тысячи актеров и крупных бизнесменов. Общество для своего прогресса и процветания нуждается в индивидах, виртуозно овладевших рабочими специальностями, в бухгалтерах, водителях, продавцах и др. Вследствие несоответствия желаемого с неприятной действительностью рождается первая проблема самореализации. Вчерашнему подростку, живущему в мечтах, приходится делать нелегкий выбор между делом, которое ему интересно, и прибыльной профессией. Вторая трудность заключается в невозможности после окончания школы правильно определить и выбрать наиболее подходящую область деятельности. Часто многие не понимают, что сферы самореализации могут быть различными. Если взрослый индивид стал профессиональным хирургом, а не известнейшим актером, как мечтал в детстве, то это еще не будет означать, что он не сумел самореализоваться в профессии. Сферы самореализации довольно обширны, индивид может реализовать себя не только в профессии, но и в роли родителя, супруга или супруги, в творчестве и др.
Для того чтобы решить проблему самореализации не следует замахиваться в подростковом возрасте на планирование всей жизни. Также при появлении первых трудностей не нужно сдаваться, менять или продавать свою мечту за хорошие деньги.
После определения с профессиональной деятельностью, перед субъектом возникает следующая проблема самореализации, заключающаяся в его восприятии возможностей своей трудовой и профессиональной деятельности в качестве условия дальнейшего полноценного личностного роста.
Цели самореализации
Потребность в самореализации заключается не только в стремлении к совершенствованию познанию себя, но и проявляется в качестве результата работы с заложенным потенциалом и постоянного роста. Людей, которые реализовали собственные внутренние ресурсы, обычно называют состоявшимися в жизни. Психологическая проблема самореализации личности содержит в себе несоответствие между энергетическими, умственными возможностями индивида и уровнем его актуализации. Другими словами, вследствие различных жизненных ситуаций настоящий потенциал субъекта может не совпасть с итоговым результатом его деятельности, что часто ведет к чувству неудовлетворенности своей жизнью. Однако, невзирая на это, потребность в личностной самореализации сберегается у каждого субъекта.
Хотя и личностная самореализация наблюдается в процессе жизнедеятельности индивида, она делается возможной только при условии того, что сама личность будет осознавать собственные задатки, способности, таланты, интересы и, конечно же, потребности, на основании которых индивид будет выстраивать цели. Другими словами вся жизнь субъекта выстраивается на череде действий, целенаправленных на личностную самореализацию и достижение поставленных жизненных целей. Для жизненной успешности следует прилагать определенные усилия, состоящие из определенных стратегий и целей. Главным условием личностной самореализации является выполнение таких стратегий и достижение целей.
В процессе взросления индивида, видоизменяются и его потребности, следовательно, цели и стратегии тоже модифицируются. Так, например, в детстве главной целью индивида является учеба, а в юности начинают превалировать цели, связанные с определением в выборе профессии и решением вопросов интимной жизни. После достижения первой стратегии или ступени самореализации, когда индивид уже обзавелся семьей и самоопределился с профессией, в действие вступает механизм коррекции и трансформации стратегий и целей. Так, например, если потребность в карьерном росте удовлетворена и индивид получил должность, которой добивался, то эта цель уходит и начинается процесс адаптации к занимаемой должности, коллегам и т.п. В семейных отношениях происходит нечто аналогичное. Выбор стратегий самореализации и постановка текущих целей происходит с учетом возрастной категории субъекта, его характера и насущных потребностей.
Самореализация в жизни имеет свои определенные способы и инструменты реализации. Ежедневно индивид раскрывает себя в работе, хобби и увлечениях и др. Однако сегодня главным и важным инструментом, посредством которого раскрывается весь потенциал личности, является творчество. Многие психологи полагают, что только при творческой активности у индивида включается сверхнормативная деятельность без преследования определенной цели. Другими словами, творческая деятельность выступает в роли добровольного занятия, на которое индивид готов расходовать весь свой потенциал, все силы для того чтобы выразить себя и собственные потенции. А на кропотливую и длительную работу над собой индивида мотивируют следующие общечеловеческие ценности, механизмы и потребности:
Что такое саморазвитие личности и с чего начать?
Саморазвитие в психологии – это становление личности и характера. Это рост, направленный на достижение мечты. Философия определяет понятие как борьбу между внутренними противоречиями, которая приводит к развитию личности.
Психология саморазвития
Каждому человеку присущ характер, он может быть сильным или слабым. Психология саморазвития заключается в развитии и даже характерной эволюции, которая, впоследствии, приведет человека к намеченной цели или сокровенной мечте.
Главным врагом развития личности может послужить плохое здоровье, как физическое, так и моральное. Не даром говорят, что в здоровом теле здоровый дух, ведь наши проблемы, срывы и мелкие неурядицы сказываются на состоянии внутренних органов.
Без здоровья нет саморазвития. Апатия тормозит развитие личности, во время болезни происходит отказ от общения с окружающим миром. Такие проблемы надо устранять, они приведут вас к нулевой точке вашего отрезка, или уведут далеко за границу познания себя. Чтобы этого не произошло, необходимо определить понятие саморазвития с точки зрения психологии и осознать его.
Саморазвитие – процесс, он является постоянным, любое его торможение может привести к необратимым последствиям, среди которых: потеря жизненных ориентиров, апатия, меланхолия, фрустрация, депрессия.
Человек, который недоволен своей жизнью старается компенсировать свои недостатки постоянным подтруниванием над остальными. В большом коллективе можно наблюдать становление таких личностей как сплетников, недотеп и вечно страдающих. Неприятное зрелище, не правда ли?
Поэтому, чтобы полностью раскрыть тему внутреннего счастья личности в контексте психологии саморазвития и предупредить возможные неприятные последствия, стоит выделить 4 основных момента.
Мотивация
Без неё человек не сможет добиваться поставленных целей, а просто будет сидеть и ждать. Если же есть мотивация в карьерном плане, в отношениях, она приведёт к положительным результатам.
Результат
На этот момент стоит обратить особое внимание. Без него не появятся новые цели, без него человек будет ограниченным своими собственными убеждениями или чужим мнением, которое в конечном итоге выливается во всеобщее заблуждение.
План саморазвития
Правильно составленный план станет пошаговой инструкцией на пути к счастью. Идти к своим целям не обращая внимания на препятствия в жизни — вот что позволит сделать правильная систематизация желаний и стремлений вместе с мотивацией.
Идейность и восприятие
Правильное восприятие информации, постоянный поток идей и борьба за введение всяческих ноу-хау, которые облегчат работу по дому или канцелярскую «тягомотину». Постоянный анализ полученных знаний, а также умение абстрагироваться от ментального мусора, который ежеминутно засоряет наше сознание.
Причина популярности саморазвития
Саморазвитие — с чего начать, что это такое и для чего это нужно
Бешеный темп жизни требует от людей приспосабливаться к изменяющимся условиям. Без личностного роста жизнь становится некомфортной. Человек не может пользоваться существующими благами и ресурсами, вынужден заниматься самообразованием.
Для многих людей недостаточно иметь работу, которая приносит доход. Им важно заниматься делом, приносящим удовольствие. Они ищут себя, открывают новые возможности. Современный мир предлагают неограниченную информацию, которой важно правильно пользоваться:
- найти ответы на любые вопросы;
- освоить специальность или получить квалификацию;
- посетить курсы или тренинги.
Высокая конкуренция при поиске места в жизни заставляет людей пробовать себя в новых профессиях, развиваться. Это важно не только для отдельной личности, но и для коллектива. Саморазвитие – стимул для развития команды и окружения.
Философский принцип саморазвития и 5 шагов самосовершенствованию
Очень важно среди огромного потока информации найти достоверную и адекватную. Если стремление развиваться продиктовано серьезными намерениями совершенствования жизни, стоит обратиться к классической философии.
Незыблемый принцип диалектики гласит: развитие — результат, полученный в борьбе противоположностей. Философская наука рассматривает взаимоотношения личности и общества, именно они являются объектом противоречий.
Развитие — естественное состояние человека, он растет, приобретает знания, сначала элементарные, с возрастом овладевает профессией, одаренные занимаются творческим развитием. Так реализуется его возрастная периодизация развития личности. Образуется некая естественная программа развития личности. Различным возрастным отрезкам жизни человека соответствуют определенные периоды развития личности. Планомерное формирование индивида подразумевает этапы развития личности. В свою очередь этапы развития личности могут различаться в зависимости от того, происходит ли развитие личности в раннем возрасте, или последовала сильнейшая мотивация для развития личности в зрелом возрасте. Однако, принято считать, что основы процесса развития личности универсальны и пошаговая инструкция вполне приемлема для разных обстоятельств.
Важным элементом являются инстинкты, человек стремится удовлетворить свои потребности. Их характер зависит от уровня воспитания, наклонностей и способностей.
Многие потребности не являются осознанными, это является причиной совершения ошибок, влекущих за собой вереницу проблемам.
1 шаг: поиск потенциала для саморазвития
С чего начать саморазвитие — с раскрытия собственного потенциала. Если этого не происходит, развитие обречено. Человек поддается плавному течению жизни, действует по направлению наименьшего сопротивления, в итоге ему приходится довольствоваться малым. Он смиряется с тем, что практически ничего не достиг и не знает как заняться саморазвитием дальше, и для чего. При этом он видит, что кто-то рядом добился большего, и не понимает, почему ему это не удалось.
Так и не раскрыв потенциал, человек уходит от проблем, вместо того, чтобы найти силы их решить. Известно тысячи примеров, когда ребенок подает большие надежды, одарен высоким интеллектом. Но в реальности, плохо учится в школе, смешивается с серой массой и становится заурядной личностью. Причиной этому являются следующие факторы:
- Издержки воспитания: избалованность, потакание слабостям, лень, дурные привычки.
- Ошибки педагогов, не сумевших рассмотреть в ребенке потенциал.
- Особенности характера: безволие, отсутствие самодисциплины, легкомысленность.
- Заниженная самооценка.
- Страх перед трудностями.
- Нераспознанный талант.
Очень точно сказано в известном выражении: в том, чего вы боитесь, ваш самый высокий потенциал.
По статистике, в мире насчитывается около 420 миллионов талантливых людей, но это далеко не точная цифра, ведь сюда не вошли те, кто «зарыл свой талант в землю».
Нежелание проявлять настойчивость в достижении цели, побороть страхи, неумение использовать имеющийся ресурс приводит к невозможности развиваться, как личность.
2 шаг: отказ от стереотипов, как условие для самосовершенствования
Самосовершенствование подразумевает отнюдь не комфортное времяпровождение. Такое под силу смелым и свободолюбивым личностям. Невозможно развиваться без риска, без расхода энергии, отказа от привычного образа жизни. Начало саморазвития — это переход в совершенно иное состояние, постижение нового, неизвестного. Если человек испытывает страх перед неизведанным, если ему по нраву привычная «зона комфорта», когда он не способен разработать реальный план саморазвития, вряд ли его жизнь изменится к лучшему.
Устоявшиеся привычки, стереотипы — это бич, стоящий на пути к самосовершенствованию. Если человек тяготеет к легкой жизни, не готов к испытаниям, подвергается патологическому извращенному понятию кажущейся стабильности, он обречен на деградацию личности.
Слабак не способен на адекватное восприятие действительности, его устраивает привычное прозябание на уровне примитивного обывателя. Когда он попытается сделать слабые попытки что-то изменить, если ему наскучит однообразное существование, он обязательно попадет «на крючок» учителей-шарлатанов. Такие люди легко поддаются влиянию сомнительных учений, второсортного искусства, низкопробной литературы.
Если человек целиком подвластен стереотипам, движим желанием удовлетворения инстинктивных потребностей, он становится жертвой обмана, принимая лжеучения за серьезную науку. Лжетренеры не требуют от такого ученика ответственности, да и сами пренебрегают ею.
Если выбирать не самые лучшие методы для саморазвития, результат очевидный — временное состояние просветления, которое быстро исчезает и все возвращается на круги своя. Вывод: в жизни ничего не меняется, значит, нет и речи ни о каком развитии.
3 шаг: взять ответственность за самого себя
Сознательный человек никогда не допустит, чтобы им управлял кто-то, вроде псевдоучителя. Он способен распознать, в чем кроется ложь. Чувство ответственности — обязательное условие для достижения цели совершенствования. Существуют действенные формы работы над собственным «я»:
- Приверженность здоровому образу жизни, занятие физкультурой, отказ от вредных привычек.
- Правильное определение причин возникновения проблем.
- Обращение к психологу, если проблема зашла в тупик.
- Использование качественной литературы.
- Проведение самоанализа собственных поступков и мыслей.
- Стремление быть компетентным, высоким профессионалом в конкретной области.
- Применение знаний на практике.
4 шаг: работа над собой — отучиться врать
Большинство проблем, мешающих улучшить качество жизни, заключается в самообмане. Порой мы даже не замечаем, что врем самим себе. Это происходит, когда человек ломается под тяжестью жизненных трудностей и воспринимает желаемое за действительное. Психологи предлагают два варианта отучить себя от вранья самому себе.
Первый — способ «зеркала», для этого необходимо, чтобы рядом оказался человек, который поможет открыть глаза на истинную правду. Он должен иметь соответствующий арсенал знаний, сильный характер, твердую позицию и смелость сказать правду, даже если она неприятная. Главное, быть готовым это услышать. Важно понять, что саморазвитие — это, прежде всего, откровенное отношение к самому себе, готовность к трудной работе по созданию собственного обновленного образа.
Второй способ — научиться говорить правду самому себе. Если человек привык лгать, это рано или поздно приведет к неврозам. Они проявляются в физическом теле в виде зажимов. Существует несколько методов избавиться от этого неопрятного явления. Это может быть райхианский массаж, он дает неплохой эффект. Происходит избавление не только от зажимов посредством точечного воздействия. Вместе с этим человек освобождается от привычки лгать.
5 шаг: включение процесса самосовершенствования
При наличии мотивации, основанной на интересе, желании и ресурсах (теоретических знаниях и практическом опыте), можно задуматься о старте саморазвития. Для этого необходимо разработать план достижения цели, определив главные ориентиры и критерии:
- Выполнение своего предназначения, как существа разумного.
- Цель не краткосрочная, а на перспективу.
- Совершенствовать себя и окружающий мир.
- Основой является позитив, цель должна быть достойной и полезной для себя и окружающих.
- Стремление к такой цели приносит удовольствие и неугасаемое желание ее достичь.
Чтобы запустить процесс саморазвития, необходимо распрощаться с ненужным. Освободившись от «плевел», останутся «зерна», их и нужно взращивать. Появится возможность раскрыть черты характера, которые находились в глубине существа, отпустить на волю способности и таланты. Запускается начало саморазвития. Человек получает второе дыхание, он начинает осознавать, что работа над раскрытием собственного потенциала вовсе не изнуряет. Потратив энергию на реализацию достойной цели, появляется ощущение возврата силы и здоровья в удвоенном объеме. Осознание того, что пришлось потрудиться во имя благой цели, приносит положительные эмоции, вдохновляющие на последующие действия.
Примером может служить ситуация, когда человек на протяжении нескольких лет занимался нелюбимой работой, которая не приносила ему ни денег, ни удовольствия. Его устраивало плыть по течению, возможно, чтобы не расстраивать родителей, которые дали ему образование и, наверняка, сами предложили (навязали) ему будущую профессию. Когда он дошел до той черты, что все в жизни пошло наперекосяк, понял, что живет не своей жизнью, не реализует собственное предназначение. Вспомнив о своей давней мечте стать архитектором, решил изменить всю свою жизнь и начал с нуля. Его путь был труден, нередко приходилось браться за тяжелую работу строителя.
На очередном этапе понял, что для следующего шага нужны знания и стал усиленно заниматься, постигать новую профессию, которая была для него смыслом жизни. Было сложно, иногда невыносимо тяжело, но это приносило максимальное удовлетворение, и побуждало к дальнейшим шагам. В итоге он стал одним из лучших профессионалов среди архитекторов. Этому предшествовало непростое начало саморазвития.
Почему важно заниматься саморазвитием
Волевые качества личности — что это такое в психологии, их формирование
Обучение не заканчивается школой и институтом. Самосовершенствование обогатит жизнь, добавив в нее массу нового и интересного:
- Знания, знакомство с чужим опытом помогут избежать ошибок в будущем, стать увереннее и успешнее;
- Образованный человек имеет собственную точку зрения, ориентируясь во многих жизненных ситуациях и проблемах на профессиональном уровне. Это вызывает уважение со стороны окружения, особенно при деловом общении, что еще больше поднимает самооценку;
- Получение знаний изменит круг общения, появятся друзья, обладающие схожими интересами. Это улучшит коммуникативные навыки;
- Саморазвитие приведет к открытиям, вызывающим восхищение, желание творить. Это добавит эмоций, разнообразит досуг и жизнь станет более интересной и насыщенной.
Радость жизни
Принципы саморазвития
Качества личности — что это такое в психологии, характеристика
Из определения саморазвития становится ясна его задача – изменить жизнь, добавив в нее красок. Это способ достичь внутренней гармонии, познать себя. Цель самосовершенствования заключается в достижении счастья. Нужно понимать, что это не абстрактная величина, добраться до которой невозможно. Счастливая жизнь ждет человека, знающего, чего он хочет и стремящегося к этому.
Обратите внимание! Нельзя винить в провалах окружение или обстоятельства. Счастье – дело рук каждого. Целенаправленная работа над собой приведет к результату.
Каждый человек воспринимает действительность по-своему:
- видит лишь плохое;
- обращает внимание на позитивные моменты.
Именно правильный настрой определяет положение дел. От взгляда на происходящее зависит то, каким оно будет, испортит настроение или даст глоток свежего воздуха. Нельзя транслировать негатив в жизнь, опираясь на жадность, зависть, гнев.
Люди способны меняться и развиваться. Все зависит от желания и настроя. Характер не дается с рождения, он меняется в зависимости от жизненных ситуаций и реакции на них.
Дополнительная информация. Для детского возраста саморазвитие несвойственно. Но уже в школе на уроках обществознания даются азы самопознания, как способа самосовершенствования.
Личность формируется годами, и всегда есть шанс измениться к лучшему, искоренить вредные привычки, посвятить время самообразованию.
Заниматься саморазвитием непросто – это долгий путь, длиною в жизнь. Естественно, что будут подъемы, неудачи. Нужно верить в свои силы, заручиться поддержкой близких и не сомневаться в том, что счастье ждет впереди.
Что такое саморазвитие?
Саморазвитие — это непрерывная работа над самим собой, совершенствование всех сфер жизни, формирование необходимых качеств личности. Именно потому, что саморазвитием человек занимается самостоятельно, возникает столько трудностей на этом пути. Ни один государственный орган не отвечает за подобные услуги. Этому не учат в школах или университетах. Максимум, что там могут дать –домашнее задание или названия книг для внеклассной подготовки.
С окончанием учебы прекращается даже это. За человека уже никто не отвечает. Многие «учителя» и сайты по саморазвитию преследуют совершенно иные цели, чем просто помощь человеку в его желании совершенствоваться. Что же делать в таком случае? – Искать методом проб и ошибок, слушать свой внутренний голос, критически анализировать полученную информацию. А, чтобы проще было сориентироваться, насколько соответствуют советы и рекомендации настоящим потребностям, приведем основные принципы саморазвития.
Пройти тест: Шкала самоуважения
Саморазвитие и Колесо жизненного баланса
Колесо жизненного баланса – система жизненных ценностей. Необходимо определить сферы жизни, существующие на данный момент. Обычно это:
- Семья;
- Работа;
- Дети;
- Творчество;
- Отдых;
- Друзья;
- Здоровье;
- Любовь.
Нужно выбрать 8 пунктов, представляющих наибольший интерес, можно включить дополнительные не из списка. Затем разбить нарисованный круг на секторы, соответствующие сферам. Проанализировать пункты и оценить собственное удовлетворение в каждой области. От этого зависит направление или вид саморазвития, находящийся в приоритете. Например, совершенствование духовной, материальной, социальной сферы, карьерный рост или создание семьи.
Семья как жизненная ценность
Задача метода – в достижении гармонии, сделать это можно, если колесо покатится. Все направления должны развиваться равномерно. Начинать восстанавливать баланс нужно с самой отстающей сферы. Возможно, впоследствии окажется, что один из секторов потерял ценность и будет заменен другим.
Обратите внимание! Использование колеса жизненного баланса поможет определить, что в жизни является важным, а что второстепенным. Это толчок для тех, кто не понимает, в каком направлении двигаться, когда кажется, что запутался.
С чего начать саморазвитие?
С чего начать саморазвитие личности и как не сойти с дистанции на полпути?
Алгоритм действий достаточно просто и позволит добиться результата:
- Планирование – достижение любой цели должно быть запланировано. Для отражения этапов плана можно использовать любые доступные средства. Кому-то удобно фиксировать данные на бумаге, кому-то в приложении смартфона и т.д. Выполнение действий в соответствии с планом – высокая вероятность того, что результат будет достигнут!
- Целеустремленность и направленность – не нужно пытаться одним махом решить все поставленные задачи. Саморазвитие – это долгий процесс, требующий упорства и целеустремленности. Лучше сделать один маленький шаг сегодня и такой же завтра, чем один большой в месяц или вообще ничего. Не забывайте о принципе Парето 20/80.
- Порядок вокруг – для достижения гармонии внутри себя, потребуется добиться порядка вокруг себя. Уютная чистая комната, прибранный рабочий стол способны вдохновить человека к достижению целей.
- Оптимистичный настрой – залог 100% успеха! Позитивный настрой каждое утро, хорошее настроение и улыбка, не позволят сойти с дистанции.
- Формирование привычек – избавление от вредных привычек и приобретение полезных на первых этапах, позволит совершенствовать свои личностные характеристики гораздо быстрее и эффективнее.
- Осознанное отношение к будущему- необходимо понимать, что действия, которые человек совершает сегодня, могут привести к хорошим результатам завтра. И если сейчас перестроиться, что-то принять тяжело – завтра это принесет положительные плоды.
- Повышение интеллекта – в современном мире доступно множество вариантов получения знаний: аудиокниги, бесплатное обучение, видеоматериалы и т.д.
- Выход из зоны комфорта – все мы привыкаем жить в определенных условиях, выполнять изо дня в день одни и те же действия. Но в процессе изменения себя придется нарушить сложившиеся стереотипы, иногда столкнуться с негативным опытом.
- Не забывать про отдых!
Позитивный настрой, уверенность в результате и четкий план – вот с чего следует начать свое саморазвитие!
Как заняться саморазвитием
Алгоритм действий сформирован, как же заниматься саморазвитием? Можно использовать разные способы работы над собой:
- интересные статьи для саморазвития – источник информации и вдохновения;
- книги – главное знать, что почитать для саморазвития,
- приложения – установить на телефон для развития различных навыков, в том числе для занятий спортом, тренировки памяти, внимания и т.д.
Занимаясь таким важным интересным делом, нельзя забывать об окружающих, которые возможно нуждаются в поддержке, а самое главное об отдыхе!
План саморазвития
Теперь рассмотрим подробнее с чего начать саморазвитие, составить план женщине или мужчине. Прежде чем его сформировать, необходимо определится с тем:
- в каком направлении развиваться;
- чего вы хотите;
- о чем вы мечтаете.
Правильно разработанный план позволяет обрисовать желаемые результаты и выбрать путь к достижению цели, разделив его на этапы. Для того, чтобы облегчить себе задачу, необходимо вести дневник саморазвития, и в нем отмечать задания на каждый день, а самое главное степень их выполнения. Необязательно пытаться изменить все и сразу, достаточно начать с одной самой важной сферы жизни и постепенно углублять свои познания в других направлениях.
План саморазвития:
- Как можно больше читать литературу на интересующую тематику.
- Планировать свой день и фиксировать данные в дневнике.
- На пути к одной главной цели нужно ставить ежедневные маленькие задачи, выполнение которых приведет к нужному итоговому результату.
- Вести здоровый образ жизни, контролировать свои привычки.
- Найти интересное занятие, которое будет по душе.
Более подробно план по каждой сфере жизни читайте в статье «План саморазвития сфер жизни».
Саморазвитие – это долгий путь работы над собой и своими качествами. Личностный рост, самосовершенствование, являются сопутствующими процессами, помогающими добиться общей глобальной цели – гармонии внутри себя и с окружающими. Позитивный настрой, четко построенный план – залог успеха на пути к цели!
Этапы саморазвития
При стремлении к становлению личности полезно составить программу саморазвития. Это упорядочит мысли и позволит отслеживать результаты работы.
План личностного роста на год
Планирование – один из методов повышения эффективности деятельности. Оно приводит мысли в порядок, учит расставлять приоритеты и отказываться от незначительного. Метод активно применяется в менеджменте для улучшения профессиональных качеств работников.
План личностного роста на год на начальном этапе можно разбить на декады, выбрав главные цели. Внутри каждого блока придумать промежуточные задачи. Они должны работать на основную мечту.
Пример плана при саморазвитии:
- Определить жизненные приоритеты. Путем рассуждений оценить достижения, проанализировать неудачи. Главное – понять, что действительно важно, и найти поддержку (это друзья или близкие, мыслящие в том же направлении и готовые идти рядом);
- Избавиться от лишнего, выбросить или раздать ненужные вещи. Освежить обстановку дома, позволить себе расслабиться, слегка отпустив ситуацию. Нужно создать позитивный настрой. Зависимость от пережитых негативных эмоций тянет назад. Поэтому нужно расстаться с отрицательными событиями, отпустить злость;
- Разрешить себе измениться: отправиться в спортзал или бассейн, изменить прическу или цвет волос. Главное – выглядеть так, чтобы было комфортно, и это придавало уверенности в себе, чтобы при взгляде на себя в зеркало хотелось улыбаться;
- Приступить к обучению. В приподнятом настроении легче усваивать знания. Сейчас есть большой выбор получить их: отправиться на тренинги, записаться на курсы, поучаствовать в мастер-классе, поступить в школу иностранного языка. В свободном доступе находится масса литературы и аудиокниг.
Тренинг
План на год для саморазвития каждый составляет, опираясь на приоритеты и представляя мечту. Четкое представление желаемого – залог успеха. Целевая комплексная программа (цкп) саморазвития поможет не сбиваться с пути, отслеживать победы, следить за неудачами и не забывать о цели.
Способы саморазвития и самосовершенствования
Если вы самостоятельно занимаетесь саморазвитием и самосовершенствованием, то вам понадобиться определенный набор «инструментов», на пути к своей цели.
Книги для саморазвития и самосовершенствования
Чтение всегда приносит пользу, сам процесс способствует развитию, усвоению новых знаний. Книги для саморазвития и самосовершенствования личности необходимы для выбора правильного направления работы над собой, формирования целей.
Сейчас нет необходимости идти в библиотеку и просиживать там часами в поисках нужного источника знаний. Существует много других способов для получения информации:
- можно книги читать онлайн бесплатно;
- есть сайты, где доступно скачивание книг бесплатно;
- так же в свободном доступе бесплатное скачивание аудиокниг.
Необязательно искать литературу сложную для восприятия и понимания, например о восточных духовных учениях. Можно подобрать ряд художественных книг для саморазвития и самосовершенствования личности. Кроме этого, если тяжело осилить что-то глобальное, можно изучать статьи по саморазвитию и самосовершенствованию.
В топ 5 входят следующие произведения:
- «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» (Эрик Берн);
- «Будь лучшей версией себя» (Ден Вальдшмидтед);
- «Transcend: девять шагов на пути к вечной жизни» (Рэй Курцвейл и Терри Гроссман);
- «Выйди из зоны комфорта» (Брайан Трейси);
- «Ешь, двигайся, спи» (Том Рат).
Сайты по саморазвитию и по самосовершенствованию
Кроме чтения литературы можно использовать различные он-лайн ресурсы. Тренинги, семинары, групповые занятия, вебинары, помогающие в саморазвитии и самосовершенствовании. При желании можно подобрать бесплатные ресурсы, вступить в тематические группы в соцсетях, проходить онлайн тесты, использовать аудиозаписи медитаций и т.д.
Фильмы о саморазвитии и самосовершенствовании
Просмотр познавательных фильмов для саморазвития и самосовершенствования, помогает принять и осознать изменения в более простой форме. На примере киногероев проще понять информацию. Развивающие фильмы оказывают психологическое воздействие, помогают увидеть мир в новом свете, открыть потенциал, скрытые таланты.
Препятствия на пути саморазвития
Люди не всегда осознают конечность жизни, откладывая все на потом. Нужно отбросить мысль, что впереди много времени, и начать действовать сейчас. Важно не замыкаться на себе, а уметь принимать помощь, слушать советы людей, в компетентности которых нельзя сомневаться, систематизировать знания и составить план самосовершенствования. Но не нужно быть уверенным, что все произойдет так, как задумано. Отклонения от плана не должны выбивать из колеи. Умение справляться с непредвиденными обстоятельствами – шаг на пути саморазвития.
Иллюзии и ошибки саморазвития
Заниматься саморазвитием – это не значит, что нужно поглощать информацию, получать дополнительное образование, важно уметь применять знания на практике. Только активный человек способен достичь цели. Не нужно пытаться охватить все и сразу, перепрыгивая с одного направления на другое. Это заберет энергию и силы, а роста не произойдет. Главное – понимать цель, видеть ее перед собой. Отсутствие мотивации – главный фактор для гибели начинаний.
Обратите внимание! Невозможно свернуть горы, если противиться всему новому, не принимать изменения, происходящие в мире.
Достижение цели
Саморазвитие личности – сложный путь, состоящий из побед и неудач. Уверенный в себе, позитивно мыслящий человек понимает, чего он хочет от жизни. Он ставит цель и идет к ней, опираясь на собственные ценности и заручившись поддержкой близких людей. Работа над собой, поглощение знаний, накопление опыта помогут в самосовершенствовании, становлении личности.
Что мешает саморазвитию
Несмотря на то, что материалов по поводу того, как развиваться, становиться богатым и успешным, смелым и умелым и т.д. очень много, в разы меньше информации о том, что может помешать человеку двигаться вперед. А потенциальных (или реальных) преград может быть немало. Но перечислим лишь некоторые из них:
- Интернет. Он может быть не только полезен, но и вреден. Это касается ситуаций, когда он превращается в пожирателя времени. Множество людей попадают в ловушку социальных сетей, забавных видео, вирусных новостей и приколов и т.п. Порой, отвлекшись на 5 минут, оторваться просто невозможно, хотя изначально задача состояла, например, в поиске полезной информации. Будьте осторожны, блуждая по просторам Интернета, старайтесь не отвлекаться на ерунду и рекламу, поставьте AdBlock; разграничивайте время, когда заходите в Сеть ради потехи, а когда – для развития.
- Лень. Каждому знакомо чувство, когда ничего не хочется делать, особенно если это что-то сложное и непривычное. Но это всего лишь ловушка инертного сознания. Чтобы научиться быстро и эффективно преодолевать лень, нужно уметь мотивировать себя, планировать дела, быть ответственным. Но это вкратце, поэтому советуем почитать статью «Причины лени и способы борьбы с ними».
- Стресс. Еще одно явление, мешающее саморазвитию. В современном мире очень сложно оставаться полным сил и энтузиазма, мотивации и желания расти. Но усталость и стресс – это неизбежность, и с ними просто нужно уметь бороться. Если коротко, то для преодоления этих состояний нужно отдыхать и поддерживать физическую активность, высыпаться и культивировать оптимизм. Подробнее об этом читайте в статьях «Что такое стресс и как его снимать» и «Способы избавления от стресса».
- Негативный опыт. Ошибки и неудачи – неотъемлемая часть нашей жизни. Но в то время как для одних они служат причиной опустить руки и плыть по течению, для других становятся стимулом и источником энергии. Учитесь извлекать опыт из ошибок и неудач, и они станут вам верными помощниками на пути достижения целей и перемен к лучшему.
- Стремление контролировать все. Желание управлять своей жизнью – вполне естественно. Но оно не должно быть гипертрофированным. Другими словами, не нужно стараться контролировать абсолютно все, что с вами происходит – события, других людей, обстоятельства, возникающие проблемы. Намного полезнее принимать других со всеми их недостатками, адекватно воспринимать происходящее вокруг и с вами, менять свое отношение к трудностям, учиться быть гибким, а не лезть из кожи вон в попытках прогнуть мир под себя. В формировании правильного мировоззрения очень помогают духовные практики и развивающая литература.
В дополнение к названным помехам на пути саморазвития стоит также назвать зависть, высокомерие, неправильные установки, слепое доверие авторитетам и отсутствие примера для подражания (ролевой модели), жалость к себе и позицию жертвы, избыточное чувство вины и перекладывание вины на других людей, однообразие жизни, поиск путей наименьшего сопротивления, отсутствие целей, вредные привычки, отрицательное окружение и бессистемность действий.
Решившись заниматься саморазвитием, вы должны делать себя лучше по всем статьям, оттачивая свою личность, словно граните алмаз. Но если алмаз можно довести до идеала, то в работе над собой нет предела совершенству, и этому можно (и даже нужно!) посвятить всю жизнь. Тогда, пройдя тернистый и полный испытаний жизненный путь, вы, обернувшись назад, с радостью и воодушевлением поймете, что прошли его не зря.
Мы – это то, к чему мы стремимся, о чем думаем, какие поступки совершаем. Глобальная цель человека – это эволюция, и в настоящее время, когда наука чуть ли не ежедневно делает все новые открытия, а накопленный человечеством запас знаний не поддается исчислениям, нам остается эволюционировать лишь в одном, но всеобъемлющем направлении – развитии своей личности!
На этой позитивной ноте мы заканчиваем нашу статью, а вам советуем посвятить время чтению дополнительное литературы – книг по саморазвитию. Кстати, если вас интересуют материалы по направлениям, то можете выбрать что-то из нашей подборки лучших книг по саморазвитию. А чтобы бегло ознакомиться с сутью некоторых интересных работ и понять, что это именно то, что вам нужно, посмотрите краткие содержания книг.
И, напоследок, еще одно замечательное мотивационное видео о самосовершенствовании и важности личностного роста:
Источник https://knyazhinskaya.ru/chelovek/razvitie-individa-na-protyazhenii-ego-zhizni.html
Источник https://eskulap-plus.ru/zabolevaniya/potrebnost-v-samorazvitii-eto.html
Источник
Источник