Содержание
Духовное саморазвитие личности: культура и религия
В процессе удовлетворения животных потребностей и в побеге за иллюзорными стремлениями, многие из нас зачастую забывают о развитие духовном, не осознавая то, насколько важен этот этап во время становления человека как личности. Не стоит забывать, что творческое саморазвитие – это воплощения в жизнь, при помощи различных творческих инструментов нашего ума, опыта, а также умений.
Что такое творческое саморазвитие?
Перед тем, как перейти к основным этапам развития данного направления, а также всевозможным методам, которые помогут стимулировать прогресс, необходимо сперва понять – что же такое творческое саморазвитие? Как отличить его от остальных составляющих человеческой личности?
Изначально, творчество – это симбиоз материального и духовного, результатом которого является что-то новое, прежде не виданное, уникальное – не по направлению, но по своей сути. Творческое саморазвитие – это умение человека, на различных уровнях, заниматься самовыражением, воплощая свои стремления, мечты и желания в искусстве. Занимаясь творчеством, человек приобретает такие навыки как уверенность в себе, своих силах, амбициозность, устойчивость, а также умение смотреть на жизнь совершенно под другим углом.
Однако не стоит рассматривать подобное явление как однообразное – творческое саморазвитие – это необходимый ресурс для достижение карьерных высот, так как не для кого не секрет, что гораздо более ценятся люди, которые мыслят иначе, не боятся нового, экспериментов – всего этого можно достигнуть, если активно развивать, а также наполнять свой внутренний мир новыми знаниями.
Творческие люди весьма дотошны, что тоже говорит в их пользу – значит, что начатое дело будет доведено до логического конца, при этом качество будет на высоком уровне. Но, как и у каждого правила, всегда бывают исключения.
Этапы творческого развития
Основываясь на изучении известных психологов, а также социологов, удалось определить семь основных этапов творческого роста:
- Избирательное направление с усиленной мотивацией. На этой стадии, личность самостоятельно, путем изучения, либо же интуитивно определяет для направление творческой деятельности – той сферы, где она сможет раскрыться лучше всего, отбросив собственную неуверенность, боязнь нового. Творческое саморазвитие на данном уровне отсутствует как таковое: еще нет того необходимого количества навыков, стремлений, которые приносили бы желаемый результат;
- Раннее творческое самоопределение. Именно на этом этапе, начинает действовать, так называемая «программа саморазвития» — уже сделан выбор в пользу того либо иного вида самовыражения, но при этом остались определенные проблемы внутреннего порядка – неуверенность, сомнения – в этот период весьма важно расставить для самого себя приоритеты с программой мотивации, вернувшись к которой в любой момент, можно возродить в себе стремление к действиям;
- Обретения профессионализма. Название говорит само за себя. Отличительная черта этого периода – полное, а также совершенное овладение профессиональными методиками, нюансами, средствами достижения результатов в выбранной деятельности. Происходит оттачивание до совершенства навыков – этот момент, является катарсисом в творческом развитии, ведь мало кто захочет вернутся назад, проделав столько работы над самим собой, осознавая в итоге, что все было понапрасну;
- Первые результаты и достижения. Творческое саморазвитие начинает приносит первые плоды – уже на лицо те колоссальные объемы проделанной работы, при этом возникает желание уже у самого человека поделится им с остальными. Именно во время таких «вспышек» можно проследить развитие уверенности в себе, в своих силах – уже нет страха поражения, критики, а если он все-же присутствует, то весьма слабый, который можно легко пресечь на корню;
- Создание собственного стиля. Не зря является неоспоримой аксиомой тот факт, что творчество, как способ саморазвития способствует раскрытию ранее не известных граней людской натуры, которые начинают воплощаться в жизнь. К примеру, определенные черты характера: вспыльчивые люди, могут принести в сове творчество те, поистине взрывные ноты, которые будут выделять их среди остальных. Изобретение новых техник, персонажей – все это лишь небольшая толика того, что может создать каждый из нас;
- Зенит таланта. Превзойдя все ожидаемые результаты, личность начинает стремится к новым вершинам – на этом этапе, творческое саморазвитие становится необходимостью – абсурдной становится мысль, о приостановлении работы над собой, над своим самовыражением. Человек входит в охотничий азарт – сделать лучше, совершеннее свою работу, главным образом так, чтобы восхитить всех, а в первую очередь самого себя;
- Абсолют гения. Программа саморазвития на этом уровне подходит к логичному завершению: уже были приобретены необходимые навыки, умения. Все желаемые результаты достигнуты. Главная задача этой фазы – не растерять новые умения, напротив, сохранить их на должном уровне, оттачивая их до совершенства и полного автоматизма; развитие и реализация новых, собственных проектов — словом все то, что поможет вам далее развивать свой внутренний потенциал.
Глядя на такую «карьерную» лестницу, можно ясно проследить кривую роста внутреннего, а также творческого развития личности. Проходя все этапы, личность учится не пасовать перед проблемами и неудачами, наоборот – это лишь дополнительный стимул к покорению вершины, достижения того абсолюта, который является полным совершением во всех отношениях.
Кодекс законов творческой личности
Творческое саморазвитие, также как любое другое, имеет ряд непреложных правил, которые помогают достигать нужных высот, а также соблюдение которых поможет вам не сбиться с пути:
- Закон целостного развития. Определяет творческое саморазвитие как ежедневный процесс – каждый день открывайте для себя что-то новое – изучайте различные книги, посещайте выставки – сделайте главным кредом дня: «Познать новое».
- Закон сотрудничества. В этом случае, название созвучно с тем, что пропагандируется – не проходите свой путь в одиночку, отыщите человека, который будет шагать рядом с вами по такому необходимому, но все же тернистому пути. Он будет вашей поддержкой, а также опорой, в те моменты, когда возникнет усталость, неуверенность – вам легче будет преодолеть «экватор», если рядом будет надежный друг.
- Здоровая конкуренция – она просто необходима. Любое творческое развитие не будет возможным, если у человека не будет конкурента. Но необходимо осознавать, что конкуренция не должна выходить за рамки нормальных человеческих отношений – относитесь с уважением к успехам других, не стараясь при этом окрасить в темные тона радость победы. Напротив, возьмите ее за пример для подражания, для того чтобы потом превзойти данный результат.
- Полная свобода самовыражения. Запомните, вы изучаете техники, для того чтобы создавать что-то новое, не виданное ранее! Не пытайтесь скопировать работу других: как бы вы идеально не воссоздали «Мадонну в гроте» — идейности оригинала, а также высокой похвалы не сможете достичь никогда. Возьмите ее идею, но при этом старайтесь воплотить ее по-другому – результат должен нести отпечаток вашей индивидуальности.
- Закон отдыха. Любая программа саморазвития гласит, что отдых – это ключевая деталь любого роста. Постоянно работа, без логичных перерывов попросту сведет вас к хронической усталости, возможно даже депрессии: уже не будет той радости от самого процесса, также не будет появляется азарт для продвижения вперед. Как результат – бег на месте, без каких-либо перспектив.
Соблюдение этих основоположных догм, позволит любому человеку следовать по своему пути, избегая всевозможных неудач, а также других факторов негативного воздействия. Разумеется, каждый может их немного видоизменить, подстроить под самого себя, добавив что-то новое. Главное, это оставить их сущность, стержень, на котором они основаны.
Типажи творческих людей
Возможность классифицировать самого себя отлично помогает в определении того направления, которое поможет вам максимально эффективно раскрыть свой внутренний потенциал. Для определения к той или иной группе, не нужно проходить разные тесты, опросы – тут все базируется на ваших умениях и талантах. Таким образом, творческое развитие, вернее его направление, будет выбрано правильно.
Классификация типажей включает в себя четыре блока, каждый из которых имеет два или три подпункта:
Возможности развития теоретических и практических способностей
Определение, каким образом человек умеет применять свои знания – воздвигая новые теории или используя их в реальной жизни:
Практик – люди такого типа умеют замечательно воплощать в жизнь то, что написано на бумаге, при этом они абсолютно не могут придумать что-то новое, находясь за столом, имея в своем распоряжении только компьютер. Им необходимо само действие, результат, который можно увидеть, услышать или осязать.
Теоретик – полная противоположность первой разновидности. Все те научный трактаты, теории, которые так легко получается воздвигать, в момент воплощения в реальную жизнь – обречены на крах. Яркий пример – кабинетные ученые, которые создают иногда гениальные вещи, но при этом увидев их не на бумаге, могут попросту не узнать своего творения;
По развитию логики и фантазии
Каждый из нас имеет определенные наклонности – кому-то по душе размышление над насущным, кому-то свойственно улетать в мир грез:
Эврист – лучше всего справятся с заданием, где необходимо выйти за рамки дозволенного, расширить границы сознание – для таких людей творческое развитие, всего лишь способ самовыражения, необходимый инструмент, который облегчит жизнь;
Логик – такие люди больше времени уделяют размышлению над способом выражение: им необходимо продумать до мелочей каждую деталь, продумать ее взаимодействие с окружающими, также то, как ее воспримут;
Способность к коллективной работе
Умение человека работать и творить в социуме, его взаимодействие с ними в рабочие моменты:
Инициатор – зачастую именно они преподносят новую, совершенно «свежую» идею – ее концепцию, основные аспекты, даже частично мелкие детали, но при этом, они абсолютно не знают, как воплотить ее в жизнь, даже откровенно говоря, не смогут воплотить ее в реальную жизнь;
Организатор – может наладить весь необходимый исполнительный и творческий процесс, который будет мониториться на протяжении всего времени – от начала до конца, но также, как и инициатор, не сможет по ряду причины участвовать в «прямом» создании;
Исполнитель – обыкновенная трудолюбивая единица, ведущая функция которой сводится к выполнению поставленных задач. Но это не значит, что, попадая под эту категорию, вы обрекает себя на плетение в хвосте. Отнюдь, этот опыт поможет вам достигать тех целей, которые не смогут достигнуть люди, попадающие под характеристику инициатора и организатора;
Интересы направлений
Тот прямой метод, благодаря которому будет осуществляется творческое развитие – то, благодаря чему, сможет осуществляться самовыражение:
Художник – пространственное, также зрительное восприятие. Проще говоря, видя у себя в голове определенную картинку, человек стремится ее зафиксировать при помощи материала – камень, холст с красками, глина – это самый распространенной типаж людей, так как не требует особенного склада ума, а самым главным инструментам можно обучится самостоятельно;
Журналист – создания творений при помощи лингвистического инструментария – написания книг, статей – все желания, стремления обретают силу на бумаге, отпадают скрытые комплексы, потому что в этот момент воображение человека играет ключевую роль, оно не сковано границами норма или обязанностей;
Музыкант – передача своих мыслей при помощи силы музыки – создание мелодии, которая является отображением внутреннего состояния человека, его мировоззрения. В этом случае, творчество как способ саморазвития помогает человеку избавится от гнетущего бремя скрытых эмоций, а возможно и донести их до определенных слушателей;
Инженер – создания новых проектов, которые на первый взгляд, совершенно не связаны с творчеством. Однако такое мнение в корне ошибочно – изобретения новых конструкций, механизмов – это тоже воплощение красоты, просто другими методами. Инженеры, ровно как предыдущие типажи, относятся к творческим натурам, которые создают то, что на века остается в истории мира, восхищая взгляды людей.
Исходя из такого метода классификации, можно с легкостью анализировать не только самого себя, но также остальных людей, находящимся в вашем окружении. Возможно, именно вы поможете разобраться другим в себе, подсказав возможный вариант направления внутреннего развития. Возможный потому, что как в любых правилах, исключения есть всегда.
Напутственное слово
После прочтения этой статьи, мало кто из вас начнет сразу активно искать свой творческий потенциал, а также стремится его раскрыть. Отнюдь, многие люди прочитав, забудут о ней вовсе, но найдутся также те, кто все-же решит изменить свою жизнь в лучшем направлении. Если в вашей голове засела мысль о необходимости начать идти по пути саморазвития, то этот труд не прошел даром. Ведь те, кто прочитал эту статью и осознал, что необходимо меняться, уже находиться на начальном этапе личностного роста. Находятся на этапе творческого саморазвития.
Во-первых, не бойтесь экспериментировать. К примеру, не останавливайтесь на одном варианте направления. Сочетайте музыку и поэзию, инженерию с изобразительным искусством, ведь иногда, подобные симбиозы приводят к поистине восхитительным, даже незабываемым результатам.
Во-вторых – не бойтесь ошибиться. В конце концов, вы не бездушная машина, которая работает без сбоев, с результатами, которые близки к совершенству. Вовсе нет. Так вот, пусть ваши провалы будут способом стать лучше. Помогут вам избегать ошибок в будущем, станут для вас дополнительным способом мотивации, который облегчит вам путешествие по дороге творческого саморазвития.
Что такое культура: понятие, примеры, признаки, виды, функции
Мы часто слышим и употребляем слово «культура» в повседневной жизни. Культурой называют уровень воспитания человека, причём как искренне, так и с иронией. На полях растут сельскохозяйственные культуры, а в каждой деревне есть свой Дом культуры (или даже Дворец). Пока биологи выращивают в чашках Петри культуры бактерий, археологи раскапывают культуры древних цивилизаций. Да что археологи? В каждой профессии есть своя культура – профессиональная.
Можно подумать, что у слова «культура» много разнообразных значений, но суть в том, что все его значения имеют общий смысл. Культура – это всё, что создано человечеством, и именно этот смысл так или иначе подразумевается во всех перечисленных выше случаях. Сегодня мы подробно разберём это понятие, чтобы впредь понимать, насколько глубокий смысл кроется в таком простом и привычном слове.
Что такое культура?
Культура – это совокупность результатов человеческой деятельности во всех её духовных и материальных проявлениях, которые являются отличительными признаками конкретного общества или социальной группы. Данное определение является наиболее универсальным, охватывающим максимальное количество аспектов, связанных с понятием «культура». Однако, это определение далеко не единственное. Давайте так же рассмотрим что такое культура в широком и узком смысле.
- В широком смысле под культурой подразумевают совокупность всевозможных форм человеческой деятельности.
- В более узком смысле это слово часто используют, например, для обозначения активной творческой деятельности, направленной на создание, распределение и потребление духовных ценностей.
В повседневной жизни под культурой обычно подразумевают совокупность ценностей, моральных и нравственных принципов, а также уровень воспитания и образования отдельно взятого человека или группы людей.
Человеку свойственно трансформировать мир вокруг себя для достижения самых разных целей. Это и называется культурой, и в этом смысле она противопоставляется природе. Например, упомянутые выше микроорганизмы являются культурой лишь в чашке Петри, но не в гнилом яблоке или прокисшем супе. Также культуру можно определить как совокупность традиций, ценностей и прочих признаков, свойственных определенному обществу или социальной группе.
Применительно к разным сферам жизни культура изучается такими науками как культурология, история, философия, искусствознание, этнология, психология и множество других научных дисциплин. Авторство термина «культура» приписывается немецкому филологу Иоганну Кристофу Аделунгу, который впервые использовал его в 1782 году в своём эссе «Опыт истории культуры человеческого рода».
Признаки культуры
Как мы выяснили выше, можно по-разному понимать, что такое культура, акцентируя внимание на разных её аспектах. Устранить эту неоднозначность позволяют основные признаки, которыми она должна обладать:
- она может быть выражена через совокупность стереотипов, норм и ценностей;
- она проявляется во всех сферах жизни общества и во всех продуктах деятельности этого обществах (в искусстве, законах, религии, ценностях, стереотипах, праздниках, традициях и прочем);
- она всегда имеет определённую историческую обусловленность;
- она не статична и всё время постепенно меняется;
- она объединяет людей, принадлежащих к одному этносу, социуму или социальной группе;
- её можно представить как систему кодов (культурные символы, язык, литература), хранящих память и достижения прошлых поколений;
- культура свойственна только людям, поскольку наследуется не генетическим путём, а через образование и воспитание;
- это сложное и многогранное понятие, которое невозможно полностью исследовать и познать в рамках одной науки;
- культуру невозможно оценить или измерить, поскольку «мерила» и эталоны обычно сами по себе являются частью культуры, а значит такая оценка всегда будет субъективной.
Последний пункт важно учитывать, изучая культуры, ценности которых сильно отличаются от современных (например, те, в которых практиковались рабство, жертвоприношения и прочие явления, неприемлемые в современном мире). Это нельзя использовать как оправдание. Просто важно понимать, что у каждой культуры свои эталоны нравственности и морали, а также свои представления о социальной справедливости, добре, зле и прочих категориях.
Виды культуры, примеры
В любом достаточно большом обществе одновременно есть 3 основных вида культуры: элитарная, народная и массовая. Кроме того, параллельно с ними обычно существуют субкультуры и контркультуры. Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее, а так же ознакомимся с примерами.
1. Элитарная культура
Элитарная культура – это часть общей культуры, доступная для понимания лишь небольшой части общества, обладающей определенными знаниями, эрудицией или образованием.
Основные признаки элитарной культуры:
- она сложна для понимания неподготовленным человеком;
- её потребителями являются только высокообразованные и эрудированные люди;
- она направлена на очень малую часть общества (считанные проценты или даже доли процента).
К элитарной культуре относятся такие явления как театр, классическая музыка, «сложная» литература, авторское кино. В некоторых случаях объекты элитарной культуры выглядят для большинства населения не просто бессмысленно, но и глупо (например, сатирические карикатуры, тонко высмеивающие злободневные проблемы).
2. Массовая культура
К массовой культуре относятся произведения, нацеленные на основную массу населения. Это эстрадная музыка, цирк, жёлтая пресса, молодёжные комедии, мелодрамы и «мыльные оперы», современные сериалы и прочие культурные объекты массового потребления.
Основные признаки массовой культуры:
- имеет максимально обширную аудиторию;
- призвана удовлетворять сиюминутные запросы;
- обладает невысокой художественной ценностью;
- как правило, носит коммерческий характер;
- очень быстро теряет актуальность и забывается.
Иногда объекты массовой культуры с целью повышения популярности мимикрируют под элитарную культуру (например популярный сериал «Теория большого взрыва» с закадровым смехом позволяет зрителям ощущать себя причастными к современной науке).
3. Народная культура
Одним из главных признаков народной культуры является анонимность авторов (не потому, что авторы скрываются специально, а потому что произведение распространяется без упоминания авторства). К народной культуре относятся мифы, легенды, народные сказки и песни, анекдоты, афоризмы и прочие «мудрые высказывания».
Основные признаки народной культуры:
- из неё не пытаются извлечь выгоду;
- у неё нет конкретных авторов;
- как и массовая, она понятна большинству населения;
- она в меньшей степени подвержена устареванию, чем массовая.
Важно также учитывать, что между разными видами культур наличествует определенная «диффузия». Например, если какое-то классическое произведение становится популярным и звучит в качестве рингтона из каждого второго смартфона, это переводит его из элитарной культуры в массовую.
Кроме того, многое зависит и от самого общества. Например, произведения Пушкина при его жизни принадлежали к элитарной культуре, поскольку 98% населения Российской империи в те времена не умело читать. Но сейчас с его произведениями знаком каждый, а значит, их можно относить к массовой культуре.
4. Субкультуры и контркультуры
Субкультура представляет собой обособленную часть общей культуры, выделяющуюся на общем фоне за счёт собственной системы ценностей, особых правил поведения, традиций и прочих социокультурных особенностей. К субкультурам относятся всевозможные молодёжные течения, а также сообщества фанатов литературных произведений (рассказы Лавкрафта, Толкиена), фильмов (Звёздные войны) или компьютерных игр (Fallout, StarCraft).
Контркультура – это специфический тип субкультуры, построенный на отрицании ценностей доминирующей культуры. То есть, представители контркультуры стремятся не только отстраниться от «мейнстрима», но и противопоставить себя ему, целенаправленно нарушая законы и правила общества, в котором живут.
Функции культуры
Для полного и точного понимания того, что такое культура, важно знать её основные функции. Она является не только главным признаком общества и всей человеческой цивилизации, но и главной движущей силой, поддерживающей и непрерывно стимулирующей развитие. Она оказывает влияние на каждого члена общества, формируя его внутренний мир, взгляды, ценности и жизненные цели.
В качестве наиболее важных исследователи выделяют следующие функции культуры:
- Познавательная. Культура общества представляет собой своеобразную «визитную карточку», позволяющую быстро понять, что оно собой представляет. Кроме того, познавательная функция включает систематизацию и передачу накопленных знаний последующим поколениям.
- Ценностная. Данная функция подразумевает дифференциацию основных ценностей, формирование традиций. Она пытается найти ответ на извечный вопрос Сократа: «Что есть благо?».
- Гуманистическая. Формирование системы воззрений на человеческую личность, её права и обязанности, а также формирование личности и привитие ей культурных, моральных и нравственных ценностей.
- Регулятивная. Данная функция называется также нормативной. Она подразумевает, что культура задаёт правила и нормы, которых члены общества должны придерживаться в повседневной жизни.
- Коммуникативная. Культура определяет основные правила коммуникации между отдельными членами общества.
- Социализирующая. По мере развития индивид постигает ценности общества, к которому принадлежит. По сути, социализирующая функция состоит в том, чтобы научить человека всем правилам этого общества, максимально приспособить его к жизни (социализировать).
Материальная и духовная культура
В завершение нашей статьи также поговорим о том, что культура традиционно делится на 2 фундаментальных вида: материальную и духовную.
К материальной культуре принято относить материальные объекты, созданные людьми и представляющие собой культурную ценность. К таковым обычно относят всевозможные исторические артефакты, строения, орудия труда, ритуальные аксессуары и прочие предметы, которые можно «потрогать руками».
К духовной культуре относят объекты, ценность которых не привязана к материальной оболочке. Это наука, просвещение, искусство, мифы, всевозможные художественные и литературные произведения, теоретические и эмпирические знания.
Важно понимать, что чётких границ между материальной и духовной культурой не существует. К примеру, дом точно является объектом материальной культуры. Но что можно сказать о проекте, по которому этот дом построен? С одной стороны, он материален, поскольку начерчен или распечатан на бумаге. С другой стороны, проект как «идею» дома можно рассматривать как нематериальный объект.
А что насчёт стихотворений Пушкина? Можно предположить, что это духовная ценность. И покупая томик стихов, мы платим лишь за бумагу и работу типографии, а духовную составляющую получаем бесплатно. Но всё станет гораздо сложнее, если мы захотим купить рукопись поэта. Тут выяснится, что хоть ценность и духовная, но за вполне материальный предмет заплатить придётся немало. То же относится к картинам великих художников и прочим предметам искусства, духовная ценность которых попросту неотделима от их материального воплощения.
Заключение
Культура – важнейший признак любого общества. Именно она определяет среду, в которой происходит воспитание и социализация людей, а значит, формируются их цели, ценности и жизненные принципы, манеры поведения и повседневные привычки. В этом проявляется одна из главных особенностей культуры – воспроизводимость. Вырастая в определённом обществе, человек «впитывает» его культурные особенности, и в будущем транслирует их следующим поколениям.
Источник https://salid.ru/journal/duhovnoe-samorazvitie-lichnosti
Источник https://dnevnik-znaniy.ru/obshestvo/chto-takoe-kultura.html
Источник
Источник