Эти здания поражают воображение путешественников и заставляют полюбить незнакомый город с первого взгляда. Какие они, самые впечатляющие вокзалы России?
Туристы, предпочитающие ездить железной дорогой, знают – насколько много в России впечатляющих станций. Зачастую даже в небольших городках вокзалы похожи на дворцы и являются местными достопримечательностями. Во многом это связано с историей и традициями. Первые ж/д станции (в Царском Селе, Петербурге и Москве) строились самими императорами с соответствующим архитектурным шиком. Когда сеть железных дорог стала охватывать провинциальные города, местные власти старались сооружать у себя не менее помпезные вокзалы.
В ХХ веке возведение красивых станций вошло в традицию, которая сохранилась и в советскую эпоху. Несмотря на тогдашние архитектурные тренды (модернизм и конструктивизм), вокзалы строились не в виде безликих коробок, а с фантазией. Это хорошо иллюстрирует подготовленная нами подборка из пяти самых красивых вокзалов России. Те из них, что построены в царские времена, сохранили первоначальный облик, а относительно новые – выполнены в самых разных архитектурных стилях.
Содержание
1. Витебский вокзал в Петербурге
Является одним из старейших в России: современное здание было построено в 1904 году. Для тех времён сооружение являлось нетипичным даже для столицы, поскольку содержало ассиметричные элементы и сразу три фасада: главный, восточный и западный. Тем не менее, непривычного вида комплекс вызвал восторг современников. Достоверно известно, что Витебский вокзал был одним из любимейших мест Николая II. В свои железнодорожные поездки он старался уезжать именно отсюда. Для этого был устроен отдельный императорский павильон, прообраз современных VIP-терминалов.
Внутренние интерьеры Витебского вокзала напоминают музейные. Залы украшает лепной декор, винтажные светильники, витражи и кованые элементы. Сама обстановка здесь пробуждает эстетические чувства и навевает атмосферу старой Европы. Вероятно, неслучайно в вокзальных ресторанах любили сиживать Александр Блок и Анна Ахматова, а в конце ХХ века на вокзале снимались сцены знаменитого сериала про Шерлока Холмса.
2. Вокзал-теремок во Владивостоке
Построен в 1912 году в т.н. неорусском стиле – том же самом, в котором выполнен Ярославский вокзал Москвы. Задумка архитектора Платона Базилевского заключалась в том, чтобы на двух «конечных» станциях Транссибирской магистрали стояли схожие по стилю вокзалы. Впрочем, станция во Владивостоке получилась на удивление самобытной. Внешне она напоминает лубочный боярский дворец-терем допетровских времен, но гораздо более монументальный. Экстерьер вокзала украшают резные колонны и шпили, а изюминкой сооружения считается крыша-шатёр с металлическим гребнем.
Интерьеры вокзала расписаны огромными панно на тему российской истории. Залы украшены изразцами, лепниной и мозаиками, выполнены в едином стиле и весьма объемны за счёт большой высоты. В здании остались старинные дубовые двери, которым более ста лет и кованые люстры, помнящие революцию. Благодаря недавней реконструкции эти и другие элементы получили вторую жизнь. Они создают неповторимую атмосферу самого красивого вокзала Дальнего Востока.
3. «Античный» вокзал Сочи
Был построен в 1951 году архитектором Александром Душкиным. Именно он проектировал Дворец Съездов высотой 500 метров, который хотели воздвигнуть на месте храма Христа Спасителя. Небоскрёб так и не был сооружен, а вот сочинский вокзал удался на славу. Он воплотил в себе южный колорит и напоминает дворцы римских цезарей. Общая длина здания составляет 145 м, оно образует три дворика с фонтанами и скульптурами, где могут отдыхать пассажиры.
Три этажа вокзала отличаются роскошной отделкой. В ней использован натуральный мрамор, гипсовая лепнина, хрустальные и железные люстры. Все деревянные элементы, включая двери, выполнены из массива дуба. Шикарный интерьер дополняют огромные колонны, потолочные кессоны и панорамные окна. Проект сочинского вокзала оказался настолько удачен, что позднее был использован при строительстве станции в Симферополе, но в чуть меньшем масштабе.
4. Вокзал-замок Казань-Пассажирская
Самое старое сооружение из нашего рейтинга, построенное в 1896 году. Внешне оно напоминает огромный средневековый замок из красного кирпича и гранита. Его образ загадочен, красив и монументален, что особенно проявляется в ночной подсветке. Здание оказалось настолько добротным, что без капитальных ремонтов и особых повреждений достояло до 1992 года, когда здесь случился крупный пожар. После этого центральный вокзал Казани был восстановлен, реконструирован и принял современный вид
Залы ожидания главной станции Казани удивляет огромными пространствами. Высота их потолков составляет 9 метров. Благодаря этому в начале ХХ века вокзал использовался в качестве концертного зала: здесь даже выступал Фёдор Шаляпин. Интерьеры украшены колоннами, портиками, лепниной и старинными коваными люстрами. Ретро здесь соседствует с современным оборудованием и прекрасными сервисами для пассажиров. Согласно рейтингу Consumer Choice Center, по итогам 2021 года Казань-Пассажирская заняла пятое место в рейтинге лучших вокзалов Европы.
5. Мраморная станция Слюдянка
Маленький, зато единственный в мире, вокзал, полностью построенный из белого мрамора. Благодаря этому здание поражает ослепительной белизной стен и пассажирам кажется, будто оно сошло со страниц книги сказок. Станция была построена в 1904 году итальянским архитектором, имени которого в анналах истории не сохранилось. Возведение люксового вокзала в окружении сибирской тайги связано с символичностью. В начале ХХ века поселок Слюдянка являлся важным хабом Круглобайкальской железной дороги. Поэтому царские власти не пожалели денег на станцию, замыкающую магистраль.
Внутренние стены вокзала изначально были тоже облицованы белым мрамором. Однако в советские годы их покрыли банальной штукатуркой. В наши дни отдельным помещениям станции вернули изначальный облик, а внутри здания устроен краеведческий музей. Необычный вокзал непременно посещают туристы, едущие отдыхать на Южный Байкал, а станции присвоен статус памятника архитектуры.