Оцинковка кузова своими руками

Содержание

Оцинковка кузова своими руками

Холодное цинкование кузова своими руками

Оцинковка автомобиля – это покрытие поверхности кузова цинкосодержащим веществом для ограничения разрушительного воздействия коррозии. Именно этим способом производители защищают автомобили от ржавчины уже в течение тридцати лет. Если раньше так обрабатывались машины только в промышленных условиях, то сейчас вы легко осуществите цинкование в домашних условиях своими руками. Так вы не только сэкономите деньги на посещении мастерской, но и будете уверены в отличном качестве работ. Кстати, на нашем сайте, есть статья со списком автомобилей с оцинкованными кузовами.

Оцинковка

Оцинковка в промышленных условиях

Каковы преимущества оцинковки автомобиля

Сейчас существует несколько вариантов защиты кузова машины от коррозии, но именно оцинковка является наиболее популярным способом. Причина этого кроется в ряде достоинств данного метода.

  • Надёжность. Цинк никак не реагирует на влагу и соли, которые всё время атакуют металл. Это вещество вступает в реакцию с кислородом, и создаёт надёжный барьер, защищающий кузов автомобиля от губительного воздействия агрессивной среды.
  • Доступность. Цинк отличается низкой стоимостью. Кроме этого, если вы покроете поверхность кузова самостоятельно, то сэкономите приличную сумму на услугах специалистов автомастерских. К тому же, необходимые материалы можно легко найти на автомобильном рынке.
  • Долговечность. Среди всех способов защиты от коррозии именно цинкование отличается самым долгим сроком службы.

Существует несколько способов оцинковки машин. Выбирая метод обработки, учитывайте условия последующей эксплуатации автомобиля и желаемые свойства защитного слоя цинка.

  1. Гальваническое цинкование. Деталь машины погружается в ёмкость с растворённым цинком. К погружаемой части авто, присоединяется электрод с отрицательным зарядом, а к ванной, в которой находится непосредственно сам электролит, положительный. Так к поверхности кузова под воздействием электричества растворяемый анод цинка пристает к погруженному в него металлу.
  2. Термическое цинкование. Кузов автомобиля погружается в ёмкость с цинкосодержащим раствором, разогретым до определённой температуры.
  3. Холодное цинкование. Деталь автомобиля обрабатывается цинкосодержащим раствором. Именно этот способ оцинковки часто осуществляется в домашних условиях. Это происходит потому, что для обработки кузова холодной оцинковкой не требуется специальное оборудование такое как при гальваническом оцинковании.

Что такое холодное цинкование

Холодная оцинковка – это окраска металлических деталей грунтом, который насыщен порошкообразным цинком. После процедуры в покрытии содержится более девяноста процентов цинка, поэтому для этих целей необходимо использовать только высокодисперсное вещество.

Для того чтобы холодное цинкование принесло ожидаемые плоды, правильно подберите материал. Всё дело в том, что различные растворы имеют разную эффективность. Кроме этого, многие материалы требовательны к качеству обрабатываемой поверхности кузова, и вы можете своими руками испортить машину, неправильно нанеся раствор или забыв о финишном покрытии.

К тому же, если вы выберите раствор с недостаточной силой адгезии, то покрытие очень быстро начнёт отслаиваться. Некоторые начинающие автолюбители удивляются, почему после оцинковки деталь кузова начинает покрываться паутинкой трещин. Всё дело в том, что они применили материал с низкой эластичностью.

Внимательно изучайте состав и характеристики раствора прежде, чем наносить его на деталь автомобиля.

Каковы преимущества холодного цинкования

  • Простота. Вы легко осуществите оцинковку своими руками, даже если ранее этим никогда не занимались. К тому же, раствор очень быстро сохнет – в большинстве случаев достаточно получаса.
  • Универсальность. Холодное цинкование применяется для обработки труднодоступных деталей. Кроме этого, раствор можно наносить любым удобным для вас способом: валиком, кистью, краскопультом. Некоторые детали небольших размеров можно даже погружать в цинкосодержащий раствор. К тому же, материал взаимодействует с любым растворителем (сольвентом, ксилолом). Помните, что именно этот способ можно использовать для обработки влажного металла.
  • Долговечность. Холодная оцинковка держится примерно в три раза дольше, чем термическая обработка.

Как приготовить раствор для оцинковки

Прежде чем начинать обработку поверхности машины своими руками, приготовьте цинкосодержащий раствор. Все материалы для обработки включают в себя цинковый порошок и жидкий связующий элемент. Для того чтобы цинкование принесло ожидаемые плоды, внимательно соблюдайте пропорции компонентов. Специалисты рекомендуют смешивать порошок и связующий элемент в пропорциях от 1:1 до 3:1. Конечно, не забывайте о технике безопасности: ваши руки и органы дыхания должны быть тщательно защищены и обезжирены. Кроме этого, само холодное цинкование рекомендуется осуществлять в хорошо проветриваемом помещении.

Как оцинковать деталь автомобиля

Холодное цинкование детали кузова машины – это очень ответственный процесс, поэтому отнеситесь к нему крайне серьёзно.

Цинкование кузова легкового автомобиля в домашних условиях

Оцинковка кузова своими руками: тестируем советский гаджет

Цинковое покрытие кузова всегда было для советских, а потом и российских автолюбителей натуральным фетишем и предметом культа. Машины с целиком или хотя бы частично оцинкованными кузовами ценились радикально выше своих «просто крашеных» собратьев, а те, кому не повезло, пытались наносить цинк на автомобильное железо самостоятельно… Сегодня мы попытаемся повторить этот “подвиг”.

Коррозия была вечным бичом автомобилей советской эпохи и первых десятилетий российского периода. Известный бородатый анекдот гласил: если заехать на Жигулях в глухой-глухой лес, выключить двигатель и замереть в тишине, то можно услышать, как машина гниёт. Посему такое восхищение вызывали у советских граждан первые иномарки, у которых сочетались оцинковка кузовных деталей, меньшая склонность железа к ржавлению самого по себе, а также более высокое качество грунтования, окраски и окрасочных материалов. Лучше всего, наверное, любовь и уважение к цинку демонстрировала история с автомобилем Иж-2126 «Ода», который в 90-е рекламировал на всю страну незабвенный Леонид Якубович. Именно многократно повторяемая по телевизору и в журналах волшебная мантра «оцинкованный кузов» позволила получить какую-никакую популярность и распространение этому, честно говоря, морально устаревшему ещё до постановки на конвейер автомобильчику… Впрочем, реклама, как обычно, обманула…

Когда же реклама честна и цинк – на кузове, а не на бумаге, наиболее эффективным методом покрытия в автопроме является «горячий» метод – протравленные в кислоте кузовные детали погружаются в ванну с расплавом цинка. Способ, по сути, аналогичен лужению, когда с помощью паяльника, припоя и кислоты стальные детали покрываются слоем оловянно-свинцового сплава. Несколько менее эффективен электролиз, при котором цинк на стали осаждается «на холодную» из цинкосодержащего электролита. Ну и самый ерундовый вариант, в котором больше от маркетинга, нежели от реального цинкования, – использование цинкосодержащих грунтов под слой краски. Лучше, чем ничего, но только в условиях, когда краска повреждена, но не до металла.

Вам будет интересно  Топ 10 нержавеющих автомобилей: обзоры, рейтинги, фото, видео

Покрытие стали тонким слоем цинка обеспечивает самую эффективную защиту от коррозии. Цинковый слой в процессе электрохимической реакции утрачивает свои электроны и медленно истончается, не позволяя ржавчине образовываться на стали. Впрочем, этот процесс до поры до времени пребывает в «спящем» состоянии и запускается только после того, как в результате механических повреждений металл обнажается из-под краски и начинает контактировать с влагой и воздухом. На фото видно, как под отслоившейся в результате контакта с бампером краской на переднем крыле цинк серым слоем надёжно защищает сталь, не давая возникать ржавчине.

…и наоборот, повреждения, под которыми оцинковки нет, выглядят куда более устрашающе, раздражают в процессе эксплуатации автомобиля и затрудняют последующую продажу.

Поскольку отечественные автозаводы цинкованием не заморачивались, мечтой многих советских автовладельцев в эпоху тотального дефицита на всё и вся были различные устройства и составы для цинкования металла «на коленке». Одним из таких являлся «Портативный цинкователь ПМЦ-1».

Согласно инструкции, прибор предназначался для электролизного покрытия цинком «небольших участков кузова автомобиля в местах повреждения лакокрасочного покрытия»:

Сие курьёзное поделие кооператива «Декор» при московском было выпущено в 1980 году, стоило 10 рублей (весьма недёшево!), и представляло собой натуральную кустарную самоделку. Цинкователь был сделан из… цангового полуавтоматического карандаша!

В комплекте с прибором шёл криминального вида полиэтиленовый пакетик с белым порошком – в нём содержался хлористый цинк. Его нужно было развести в 50 граммах воды, после чего окунуть в раствор поролоновый наконечник, пропитав его жидкостью, и начать натирать им деталь, подключив предварительно источник питания 12 вольт. Светодиод в торце карандаша светился, если сила прижима (а соответственно, и сила тока, обеспечивающего электролиз) была достаточной. При 7-минутной обработке зоны, равной по диаметру поролоновой губке, производитель обещал покрытие толщиной 10 мкм. При этом конструкция и схема цинкователя ПМЦ-1 представляла собой торжество примитивизма:

Разумеется, мы не могли не провести «ретротест» старинного устройства! Зачистив до блеска отрезок профильной трубы 20 х 40, близкой по своей склонности мгновенно ржаветь к кузовам Москвичей и Жигулей, оцинковали одну половину, а вторую оставили без защиты, после чего отправили железяку в соляной раствор. Простейшая конструкция оказалась вполне работоспособной – хотя из-за слабого тока цинковое покрытие создаётся очень медленно и, предположительно, даже более тонкое и хилое, нежели обещано инструкцией. Впрочем, надо думать, советские автолюбители были счастливы и такому гаджету…

Методы оцинковки кузова автомобиля

В машиностроении существует несколько видов цинкования кузова. Рассмотрим подробно каждый из них.

Горячий (термический) метод

Классический и лучший вид гальванизации, заключающийся в опускании сухого тела в ванну с расплавленным цинком. Температура в резервуаре может колебаться в пределах 500-4000 градусов Цельсия. На кузов автомобиля, обработанный таким образом, производитель предоставляет гарантию сроком 15 и более лет.

Полное погружение в горячий цинк делает металлические панели чрезвычайно устойчивыми к коррозии и долговечными. Даже поврежденные части тела, сколы или трещины со временем заживают — они покрываются тонким слоем цинкового осадка. В целом этот термический метод, хотя и более дорогой, обеспечивает защитный слой толщиной от 2 до 15 микрон.

Изначально этот вид цинкования применялся на немецких заводах Audi. Первым оцинкованным автомобилем стала Audi A80. Впоследствии этот метод переняли Volvo, Porsche и другие производители автомобилей. Сегодня, несмотря на дороговизну технологии, горячее цинкование применяется не только для кузовов элитных автомобилей. Иномарки Chevrolet (модель Corvette) и Ford (Explorer, Focus, Fiesta и Mustang) помещаются в ванну горячего цинкования.

Безусловно, гиганты автопромашироко используют этот метод:

  • Audi — пионер в области термической обработки тела, мировой лидер в этой области. Автомобили немецких марок редко подвергаются ремонту из-за внешних повреждений, разве что после серьезных аварий. Производитель из Ингольштадта полностью использует технологию горячего цинкования — частичную, полную или комбинированную обработку. Например, в модели A4 помещается цинковый сплав определенных частей кузова. А в таких моделях, как Q5, ванна полностью погружена в воду.
  • Этот бренд из Штутгарта всегда старается не отставать от лучших. Полная или частичная гальванизация кузова — один из способов выделиться среди конкурентов. Первым автомобилем производителя, получившим полностью оцинкованный кузов, стал Porsche 911. Произошло это в 1989 году. Кузов 911 Carrera был частично оцинкован с одной стороны. С 1999 года эта же версия полностью нержавеющая.
  • Шведский Volvo. Как и Audi, они гальванизируют почти все свои модели. Двустороннее горячее цинкование или погружение в расплавленный металл — популярный метод.

Конечно, такие оцинкованные автомобили намного дороже своих аналогов. Но, с учетом затрат на восстановление кузова, их цена оплачивается в процессе эксплуатации. Не правда ли, что если ваша машина прослужит вам без ремонта более 15 лет, вы не пожалеете, что ее купили?

Гальванический способ обработки

Он уже купается в ванне с электролитом, содержащим цинк. Нержавеющая сталь откладывается на поверхности металла из-за воздействия электричества, а не высокой температуры. Этот метод, принятый как способ сэкономить, в настоящее время широко используется большинством производителей автомобилей.

Гальваника выглядит примерно так

  • сам кузов или его панели погружаются в емкость, наполненную кислым раствором цинка;
  • К баку подключается отрицательный провод 220В;
  • бак подключается к плюсу — начинается электролиз.

Гальваника делает автомобиль менее устойчивым к ржавчине, но имеет практически идеально однородное защитное покрытие. В результате получается невероятно красивое, гладкое и блестящее тело. Толщина защитного слоя в гальванике 5-20 мкм. Гарантия производителя не превышает 10 лет.

Поскольку цинкование дает относительно низкую защиту от коррозии, некоторые производители увеличивают толщину слоя до 9-25 микрон, используют высоколегированную сталь и добавляют прочный грунт.

Известные бренды, использующие гальванику, включают:

  • Шевроле;
  • Шкода;
  • Toyota — почти все модели;
  • Mitsubishi.

Известные немецкие гиганты: BMW, Mercedes-Benz, Volkswagen также являются поклонниками гальванического метода. Они используют специальную сталь и наносят внушительный слой дорогой краски, защищая таким образом кузов почти так же хорошо, как «Ауди», благодаря термообработке.

Холодная оцинковка

Самый дешевый способ защитить железо от коррозии. В последние годы он получил широкое распространение среди марок бюджетных автомобилей. Эта обработка представляет собой не что иное, как распыление или окраску металлических панелей грунтовкой, содержащей мелкодисперсный цинковый порошок. Содержание цинка в финальном покрытии не превышает 90-93%.

Этот метод обработки кузовов автомобилей используют китайские и некоторые корейские производители. Часто используют оцинковку, когда задняя сторона кузовной панели только грунтуется и красится. Это экономит много денег, а автомобили долго остаются свежими. Процесс гниения незаметен, так как происходит на противоположных сторонах деталей.

Главные ошибки при оцинковке кузова автомобиля своими силами

Итак, на вашем автомобиле появился расползающийся «жучок» ржавчины. В случае с подержанными авто — ситуация частая, особенно в районе порогов и колесных арок. Обычно эти места просто зачищают от рыхлой ржавчины, смачивают каким-нибудь преобразователем, наносят грунт и краску. Какое-то время все нормально, а потом ржа вылезает вновь. Как же так? Ведь при подготовке использовали преобразователь ржавчины в цинк! По крайней мере, что-то такое было написано на этикетке.

На самом деле все подобные препарата сделаны на основе ортофосфорной кислоты и максимум, что может подобный состав — фосфатировать поверхность, причем это будет пористое фосфатирование, которое в дальнейшем заржавеет. Получившаяся пленка не может использоваться как самостоятельная защита — только лишь под покраску. Соответственно, если краска некачественная, либо просто слезла — этот слой не защитит от коррозии.

Вам будет интересно  Оцинковка кузова своими руками: тестируем советский гаджет

На полках наших магазинов есть и реальные составы для самостоятельного цинкования, причем двух видов — для холодного цинкования (это процесс еще называют цинкирование) и для гальванического (в комплекте обычно идут и электролит, и анод), но стоят они на порядок дороже преобразователей. Холодное цинкование в расчет не берем, его изначально придумали для покрытия металлоконструкций, оно неустойчиво к органическим растворителям и механическим повреждениям. Нас интересует гальванической способ нанесения цинка, при этом все необходимое для этого процесса можно сделать дома. Итак, понадобится для того, чтобы оцинковать участок кузова? Прежде чем приступить — следует помнить про соблюдение техники безопасности при работе с реактивами: использовать респираторную маска, резиновые перчатки, защитные очки, а все манипуляции проводить на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении.

Оцинковка кузова автомобиля своими руками с видео и фото

В статье пойдет речь о оцинковке кузова автомобиля своими руками. В конце статьи Вас ждет видео все на ту же тему. Оцинковка кузова автомобиля дело достаточно щепетильное. Поэтому мы рекомендуем вам изначально потренироваться на любой другой железной поверхности, а когда вы уже набьете руку, можете смело приступать к оцинковке кузова своего автомобиля своими руками.
Для оцинковки железа нам понадобится паяльная кислота (цинк хлор) ее можно купить в магазине радиодеталей, можно сделать самостоятельно — кидать кусочки цинка в соляную кислоту до тех пор, пока не остановится реакция; цинковый электрод; стаканчик соленой пальчиковой батарейки; кусочек ткани или ваты; провод.

Провод подсоединяем к плюсу аккумулятора. Скидываем плюсовую клемму. Минус остается на кузове.

Зачищаем металл, что на нем не осталось ни капли ржавчины.

Пропитываем ткань паяльной кислотой.

Начинаем водить нашим тканевым наконечником по поверхности металла.

Вот какая реакция проходит.

Продолжаем водить по поверхности.

У кого хватит терпения таким образом может и обработать весь кузов автомобиля. После все смывается водой. А для тех кто хочет перестраховаться, могут смывать легким щелочным раствором, например, раствором пищевой соды. Цинк можно достать из солевых батареек или из старых советский карбюраторов. Вместо аккумулятора можно использовать зарядное устройство. Вот на этом месте 2 года назад у нас была сильная ржавчина, которую мы зачистили и оцинковали таким методом.

Мы уже 2 года эксплуатируем автомобиль в таком состоянии и ржавчина заново не появилась. Так что можете смело пробовать, не забудьте потренироваться перед тем, как будете работать с автомобилем.

Почему и всегда ли цинк защищает

Не все знают причину того, почему оцинкованный металл не ржавеет. Скажем больше: цветной металл цинк (химический элемент Zn) имеет меньшую стойкость к окислению и коррозии, чем защищаемое им железо. Протектором для него цинк становится из-за имеющейся разницы в электрических потенциалах на поверхности кристаллических решеток.

Этот эффект называется электрохимической коррозией, а заключается он в разрушении активного металла при контакте с менее активным, который получает дополнительные ионы и восстанавливается. Если на поверхности оцинкованного листа образуется повреждение до железа, то весь защитный слой может растаять, буквально как снег весной. Активный электрохимический процесс приводит к ускорению окисления обоих металлов.

Поэтому если у оцинкованного кузова есть серьезные механические повреждения, то сгниет он гораздо быстрее чем тот, что просто качественно покрашен.

Оцинковка дома – это несложно

Оцинковать кузов своими руками можно только одним из холодных способов. Для нанесения покрытия гальваническим методом вам понадобится:

Хлорид получают растворением цинка в соляной, а сульфат – в серной кислоте. Эти реактивы можно купить готовыми. Предпочтение стоит отдать хлориду, поскольку он лучше растворяется в воде. Для сульфата ее надо вскипятить.

Источником постоянного тока послужит аккумулятор или зарядное устройство. Цинковый электрод делают из оболочки круглой батарейки.

Поверхность тщательно очищается от краски, грязи, ржавчины и обезжиривается. Применять модификаторы с ортофорсфорной кислотой ни в коем случае нельзя!

Мелкие детали можно поместить в чистую обрезанную пластиковую канистру из-под масла и полностью залить их раствором хлорида цинка, который сыграет роль электролита. Цинковый электрод подключается к плюсовой клемме и опускается в канистру.

На вертикальных поверхностях надо принять меры для того, чтобы электролит не растекался. Машину можно повернуть нужным боком, используя кантователь. Днище цинкуется электродом, который обмотан пористым материалом, стойким к кислоте.

Чтобы не мучиться с подбором ингредиентов, купите готовый набор для домашнего гальванирования. Например, «Цинкор Авто».

Обрабатываемая деталь покрывается светло-серым налетом. Длительность процесса зависит от желаемой толщины наносимого покрытия.

Если сила тока будет слишком большой, то процесс ускоряется, но покрытие получается рыхлым и ненадежным. Поэтому лучше применять зарядное устройство с регулятором.

Оцинкованная поверхность обрабатывается раствором соды (нейтрализация кислоты).

Необработанные участки железа, соседствующие с цинковой пленкой, должны быть тщательно загрунтованы и закрашены во избежание начала процесса электрохимической коррозии.

Если в вашем инструментарии есть пескоструйный аппарат, то его можно использовать для нанесения цинкового порошка. На скорости сверхзвука он отлично впечатывается в поверхность защищаемой детали.

Цинкование холодным способом можно провести нанесением состава, сходного по физическим свойствам с обычной краской. Они наносятся на чистые и обезжиренные поверхности.

Отечественный защитный состав «Гальванол» содержит до 96 процентов чистой цинковой пудры. Его можно наносить кистью, валиком, обмакивать деталь полностью или использовать как наполнитель краскопульта.

Зарубежные производители предлагают цинковые спреи в аэрозольных баллончиках. Это, например, составы Zinga, LIQUI MOLY Zink Spray.

Теперь вы знаете, как нанести заветный слой оцинковки на свой автомобиль. Если не будете торопиться, тщательно очистите все поверхности и защитите обработанное место слоем грунтовки и краски, то признаков коррозии не будет несколько лет.

Основные способы оцинковки

Защитное цинковое покрытие наносится двумя основными способами.

  • Горячий. Это заводской метод, когда кузов автомобиля, после очистки кислотами и нанесения флюса, окунают в ванну с расплавленным цинком. Он дорог и сложен, поэтому применяется далеко не всеми автопроизводителями, даже с мировым именем. Такое покрытие наиболее прочное и устойчивое к механическим воздействиям. Им обладают машины брендов Porsche, Volvo с 1975 года, Chevrolet Lachetti, некоторые модели Ford и Opel, а также ВАЗ 2110 (опционально).
  • Холодный. В свою очередь, он делится на гальванический и механический. Гальваника – это тоже достаточно надежно, но полностью кузов этим способом цинкуется только на заводах, поскольку связан с применением больших объемов агрессивных веществ – щелочей, кислот, аммиака. Им пользуются производители марок Mercedes, Skoda, Volkswagen, Toyota, Reno Logan. На ограниченных площадях его можно применять и для самостоятельной оцинковки. Механические способы нанесения защитного покрытия (покраска составами, содержащими цинк) наименее надежны, но они просты и дешевы.

Это интересно: Алюминиевый уголок: производство, категории, область применения

FakeEngineer › Блог › Цинкование и пассивация в домашних условиях.

Все началось с ручек для ЗИЛ 4104. Об изготовлении ручек можно почитать в одном из предыдущих постов. Изначально я думал отдать их в оцинковку на производство, но покурив интернеты решил сделать самостоятельно.

Вам будет интересно  Где найти и как расшифровать VIN-код Toyota

Процесс нанесения цинкового покрытия своими руками в целом не сложен. Большинство информации в сети связано с нанесением цинка с корпуса батарейки на участок кузова автомобиля. Но мне это не подходит, так как надо оцинковывать разные небольшие детали целиком. И потом придавать им переливчатый золотисто-зеленый оттенок.

Будем рассматривать электро-химический метод. Он самый простой и доступный для каждого. В результате гальванического процесса в растворе электролита цинк тонким слоем осаждается на поверхности детали. Вот и все. Шучу, не все)

Для самого простого цинкования потребуется.

1. Электролит для АКБ из магазина. То есть раствор серной кислоты. 2. Сульфат цинка порошковый или 3. Паяльная кислота (продается в магазинах радиолюбителей). 4. Дистиллированная вода. 5. Цинковый анод (кусок чистого цинка). 6. Блок питания 12 вольт с возможностью ограничения тока (например зарядное устройство для АКБ.

Самостоятельная оцинковка кузова авто

Большинство автовладельцев относятся к своему четырёхколёсному другу с должным пиететом, стремясь не допустить появления царапин и других заметных дефектов экстерьера. При этом враг кузова №1 всегда действует скрытно, исподволь, разрушая металл постепенно. Во многих случаях процессы коррозии начинаются изнутри или под слоем ЛКП, поэтому вовремя заметить их – задача непростая. Существует немало методов борьбы с ржавчиной – покрытие проблемных мест специальным антикоррозионным составом, своевременное закрашивание сколов краски/царапин, но во многих случаях наиболее адекватным действием будет оцинковка кузова. Некоторые автопроизводители выполняют подобную операцию применительно ко всему кузову, при самостоятельной обработке речь может идти исключительно о частичной оцинковке автотранспортного средства.


Методика оцинковки кузова в домашних условиях.

Что такое оцинковка

Под данной операцией понимают покрытие кузовных деталей/узлов тонким слоем цинка. Многие металлы не поддаются коррозии, но только цинк характеризуется относительной лёгкостью нанесения на металлическую поверхность, что позволяет обрабатывать конструкции из чёрного металла как для защиты от коррозии, так и в качестве протекторного слоя от воздействия большого спектра химически активных веществ. К сожалению, далеко не все автопроизводители производят оцинковку кузова легковых авто в заводских условиях, поэтому во многих случаях защиту кузовных деталей, наиболее подверженных воздействию влаги (днище, внутренняя часть крыльев, пороги), приходится делать самостоятельно.

Виды оцинковки кузова

Опросы показывают, что крайне маленькая доля водителей знает о том, что оцинковка кузова производится по разным технологиям, в разных объемах и потому дает автомобилю разную защиту от ржавчины. И производители с удовольствием этим пользуются.

Например, бывает полная и частичная оцинковка.

Полная – это когда цинком покрываются все элементы кузова, причем с двух сторон.

А частичная – когда производится цинкование лишь тех участков, которые наиболее подвержены сколам. Как правило, это передний бампер, капот и передние крылья авто. А как же днище, дверцы и пороги? Ведь именно они страдают от ржавчины, если машина живет не первый год и часто стоит на улице.

Излюбленная уловка рекламщиков – называть оцинковкой любой тип цинкования кузова. Таким образом они продают нам липовую уверенность в полной защищенности нашей машины. И под этим соусом порой мы готовы платить лишние 30 – 100 тысяч рублей совершенно не за то, что мы ожидали получить в итоге.

Методы цинкования

Достоинства и недостатки оцинковки кузовных элементов

Оцинковку трудно назвать панацеей, но преимущества этого способа антикоррозионной обработки очевидны:

К сожалению, подобная защита не является вечной – в среднем ежегодно слой цинка утоньшается на 1-5 микрон. К недостаткам можно отнести и более высокую стоимость по сравнению с обработкой специальной грунтовкой. Но если делать это самостоятельно, процедура окажется в финансовом аспекте не столь обременительной.

Зачем нужен оцинкованный корпус?

Оцинковка проводится для того чтобы защитить кузов автомобиля от коррозии и воздействия различных химических соединений, в избытке находящихся на дорожном покрытии. Гораздо проще один раз провести эту операцию чем постоянно латать корпус.

оцинковка кузова на заводе

Производители автомобилей обычно проводят эту процедуру только с нижней частью корпуса (чаще всего ограничиваются только днищем), как с наиболее уязвимым местом машины. Для этого наносят анодную защиту – то есть металл, который имеет меньший электрохимический потенциал по сравнению с основным металлом корпуса.

Наибольшей популярностью пользуется цинк благодаря своей дешевизне и высоким химико-физическим свойствам.

Виды оцинковки металлических поверхностей

В настоящее время существует несколько способов нанесения на металлическую поверхность тонкого слоя цинка. Все они с разной степенью успешности используются в промышленности:

Каждый из указанных методов использует различные физико-химические технологические процессы для нанесения цинкового покрытия. Рассмотрим их более детально.

Горячее цинкование

Считается одним из наиболее эффективных методов оцинковки. Нанесённый таким способом цинк держится намного дольше, защищая металлические детали максимально продолжительное время. Среди основных недостатков этого способа можно выделить экологическую составляющую – использование химического метода нанесения слоя цинка способствует загрязнению окружающей среды. Метод горячего цинкования предполагает использование следующей технологической цепочки:

Самостоятельная оцинковка кузова авто

Как правило, чем лучше метод цинкования, тем он сложнее. Именно по этой причине оцинковка кузова в домашних условиях осуществляется с использованием только холодной или гальванической технологии нанесения защитного слоя. Все остальные способы требуют использования специализированного оборудования, стоимость которого слишком высока даже при средних объёмах подобных работ, не говоря о кустарных операциях.

Техника безопасности при цинковании авто в гаражных условиях

Поскольку цинкование кузова легкового автомобиля в домашних условиях предполагает использование химических методов, технике безопасности при осуществлении подобных работ следует уделить повышенное внимание. Необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

Подготовительный этап

Независимо от используемого метода самостоятельной обработки кузовных деталей автомобиль должен быть предварительно подготовлен к оцинковке. Данная процедура включает следующие мероприятия:

Отметим, что к цинкованию кузова автомобиля, включая его отдельные детали, необходимо приступать непосредственно после обезжиривания, без длительных пауз, в противном случае последний подготовительный этап нужно будет производить заново.

И ещё один важный момент: не используйте для удаления слоя краски агрессивные химсредства, но если без этого на отдельных участках обойтись нельзя, сразу же после использования смойте их остатки с обрабатываемой поверхности обыкновенным раствором пищевой соды, после чего участок должен быть тщательно высушен.

Самостоятельная оцинковка ТС холодным методом

Несмотря на достаточно невысокую эффективность, метод холодной обработки кузовных деталей считается самым доступным и простым в исполнении. Другим преимуществом перед гальваническим цинкованием является возможность обработки деталей намного больших размеров, что недосягаемо при использовании электролита. Именно поэтому, если возникает необходимость обработки таких крупных кузовных элементов, как капот, стойки, крышка багажника, дверцы или крыша, холодному методу при самостоятельном выполнении данной операции альтернативы нет. Рассмотрим порядок выполнения процедуры и начнём с перечня необходимых материалов/инструментов. Нам понадобятся:

Как видим, список минимальный, что и предполагает простоту данного метода. Если вы имеете немалый опыт работы с малярной кистью, то и цинкование авто не станет для вас непреодолимым действом. Итак, алгоритм оцинковки кузова или его отдельных деталей холодным методом следующий:

Таблица оцинковки кузова автомобилей всех марок

Огромные объёмы выпуска марок и моделей автомобилей не позволяют в ограниченном списке указать конкретные способы оцинковки кузовов и процентное соотношение защищённых деталей в составе машины.

Но производители применяют технологии систематически, что делает возможным примерно оценить уровень защиты по отдельным маркам за последнее время.

Марка автомобиля Способ оцинковки кузова Уровень защиты по опыту эксплуатации Ценовая категория автомобилей Срок службы кузова до появления коррозии
Audi Горячая одно- и двухсторонняя Отличный Премиум От 10 лет
BMW Гальваническая Хороший Премиум От 8 лет
Mercedes-Benz Гальваническая Хороший Премиум От 8 лет
Volkswagen Гальваническая Хороший Бизнес От 8 лет
Opel Гальваническая Средний Стандарт От 6 лет
Toyota Гальваническая Средний Стандарт От 6 лет
Hyundai Холодная Недостаточный Стандарт От 5 лет
Volvo Горячая полная Отличный Бизнес От 10 лет
Cadillac Горячая полная Отличный Премиум От 10 лет
Daewoo Холодная частичная Плохой Стандарт От 3 лет
Renault Гальваническая Хороший Стандарт От 6 лет
ВАЗ Цинкометалл Удовлетворительный Стандарт От 5 лет

Срок службы покрытий можно определить лишь условно, поскольку он сильно зависит от условий эксплуатации.

При типовых испытаниях на кузов наносятся калиброванные повреждения, после чего распространение коррозии оценивается в камерах соляного тумана, что является наихудшими условиями для стали кузовов.

Источник https://okuzove.ru/remont-kuzova/ocinkovka-kuzova-svoimi-rukami.html

Источник https://cooptech.ru/oborudovanie-i-instrumenty/cinkovanie-kuzova-svoimi-rukami.html

Источник

Источник

Author: mag