Содержание
Финансовая модель бизнеса
Без финансовой модели любой бизнес-план — это расплывчатые фантазии. Которые не дают четкого представления о развитии компании и не способны убедить инвесторов в прибыльности проекта. В статье расскажем: что из себя представляет финансовая модель бизнеса и на простом примере пошагово покажем, как ее составить.
Что такое финансовая модель?
Чтобы было понятнее, объясним на примере идеи для малого бизнеса «Изготовление домашних пельменей». Пример условно-упрощенный, чтобы «на пальцах» показать суть процессов. На этом же примере будем раскрывать нюансы построения финмодели.
Некий предприниматель задумал устроить небольшой цех по производству пельменей на дому. Чтобы понять, насколько рентабельным будет такой бизнес, ему нужно просчитать: объемы продаж, прибыль, расходы и т.д. — на несколько месяцев вперед. Такой анализ позволит понять: выгодно ли вообще этим заниматься, сколько можно зарабатывать, как наращивание темпов производства отразится в итоге на доходности, возможные темпы роста и за какое время вложения начнут окупаться.
Теоретически понятно, что увеличение продаж даст большую прибыль, а рост издержек растянет период окупаемости. Но вот как влияют конкретные показатели друг на друга в цифрах — не очевидно. Финансовая модель помогает связать все возможные параметры между собой в одном файле и одним нажатием клавиши спроектировать, например, насколько процентов надо увеличивать объем продаж каждый месяц, чтобы закрыть кредит на полгода раньше запланированного срока.
Нужна финансовая модель, если:
- вы хотите построить стабильно растущий бизнес, устойчивый к рыночным колебаниям;
- ищете инвесторов (тогда финмодель будет обоснованием выгодности вложений в ваш проект);
- у вас уже есть бизнес, вы хотите быть уверенными, что ему не грозит банкротство, и понимать, как различные решения отразятся на финансовых показателях.
С чего начать предпринимателю, пошагово
Вам нужны будут входные данные, которые можно разбить на 3 группы:
- Инвестиции. Сюда входят все, во что вы вкладываетесь для старта проекта: покупка активов (оборудования, зданий и т.д.) и стартовые затраты (лицензии, регистрация, набор персонала и т.д.). Плюс нужно зафиксировать для себя начало, окончание и график финансирования каждого инвестиционного этапа.
- Расходы. Это: прямые (переменные) издержки (цены материалов, нормы расхода, расходы на производство единицы продукции), общие (постоянные) издержки (аренда помещения, содержание оборудования, хозяйственные расходы, маркетинговые затраты и т.д.) и персонал (график работы, оклады, премии и проценты).
- Доходы. Это: цены продаж (с указанием сезонности цен и инфляции), объем продаж (в единицах и с учетом сезонности спроса). Здесь надо прописать все продукты и услуги, от которых планируете получать прибыль.
Порядок действий такой (сейчас кратко, а чуть ниже раскроем каждый шаг подробно):
- Составьте инвестиционный план.
- Спланируйте продажи.
- Спрогнозируйте расходы.
- Рассчитайте операционную прибыль.
- Не забудьте учесть налоги, амортизацию, проценты по кредиту.
Инвестиционный план
Здесь расписываем стартовые затраты (подсчитываем, сколько нам нужно денег, чтобы начать): что необходимо закупить, кого нанять, цену аренды помещения и т.д. И указываем начало и конец каждого периода.
Вернемся к нашему примеру: вносим в таблицу все необходимое оборудование, получение сертификата соответствия, регистрация ИП — получаем цифру, которая нам необходима, чтобы начать производство. Арендовать помещение не надо — производство будет организовано на дому. Работники на первом этапе тоже не нужны — наш предприниматель будет сам лепить, собирать и развозить заказы.
Если это разовое событие (но имеющее цену) — указывайте для него только «дату начала».
Если это длящееся во времени событие — указывайте «дату начала» и «дату окончания».
Стоимость этапа можно ввести и одной суммой, но если она оплачивается несколькими платежами — лучше разбить платеж по месяцам. Но общую сумму тоже надо указать.
Планирование доходов
Сюда вносим все источники предполагаемой прибыли и суммы по месяцам: текущему и планы на последующие. Данные можно написать теоретические или взять из прошлогодних отчетов, если ваш бизнес уже функционирует.
В нашем примере источник один — продажа пельменей. Указываем цену за килограмм продукта и сколько планируем продавать.
Планирование расходов
В этой вкладке собираем все расходы: на аренду, зарплату, производство, управление, уплату налогов, процентов по кредиту, себестоимость производства и т.д.
Так как наш предприниматель производит пельмени на дому, то наши расходы будут примерно следующими (повторимся — перечень и суммы берем условные):
Операционная прибыль
Операционная прибыль — это разница между валовой прибылью и всеми затратами по проекту.
В нашем примере она будет выглядеть так:
Можно подробно расписать каждый пункт выручки и каждую статью расходов. Мы для простоты указали итоговые цифры из предыдущих вкладок.
По сути сейчас вы получаете полную картину движения денежных средств в вашем бизнесе: откуда приходят деньги, на что тратятся и сколько оседает в виде чистой прибыли.
Налоги, проценты
Сюда собираем все обязательства: налоги, проценты по кредитам, страховку. Эти цифры учитываем как отдельную статью расходов при планировании.
По сумме налогов лучше проконсультироваться у специалиста, которые посчитает их в зависимости от выбранной вами при регистрации системы налогообложения.
В нашем примере не учитываются проценты, потому что кредит предприниматель не брал, а начал бизнес на собственные сбережения. А сумму обязательных налогов и страховых взносов мы указали одной цифрой в строке «Налоги» на странице планирования расходов.
Финансовая модель в формате Excel
Для построения финмодели чаще всего используют MS Excel. Есть еще программа Project Expert, но она скорее для профессионалов и предназначена для проведения очень глубокого анализа.
Общие правила составления финансовой модели в Excel:
- разделяйте расчеты разных процессов по разным листам. А потом используйте гиперссылки, чтобы учесть итоговое значение в расчетах на других листах;
- структурируйте данные просто, давайте комментарии, используйте общепринятые обозначения — чтобы посторонний человек (например, будущий инвестор) смог разобраться «что к чему» в вашей модели;
- прописывайте формулы там, где это возможно, а не вставляйте просто значения входных данных. Так вы сможете, изменив один параметр, увидеть последствия для всего бизнеса;
- если параметров много, для наглядности выделяйте статьи разными цветами, например, доходы голубым, расходы желтым и т.д.
А можно воспользоваться готовыми шаблонами финансовых моделей из интернета. Но так как нет единого решения даже для одинаковых бизнесов, их все равно придется адаптировать под свой проект. Если у вас нет профильного образования и вообще вы плохо ориентируетесь во всей этой бухгалтерии — лучше доверить создание финмодели профессионалам.
Бизнес-план для получения кредита
Открыть новое предприятие без привлечения заемных средств практически невозможно. Компания NOST Group предлагает услуги составления бизнес-планов для получения кредитов.
Реализация идеи коммерческого предприятия или, как сейчас принято говорить, стартапа, всегда связана с рисками. Фирма может прогореть уже в начале своей деятельности, создать крупные долги. А ее учредитель – оказаться в положении, когда нужно возвращать деньги банку, а возможности для этого нет. Именно поэтому большинство крупных инвестиционных компаний и других финансовых организаций выдают предпринимателям кредиты под бизнес-план. Этот документ, если он составлен качественно и профессионально, становится своеобразной гарантией для инвесторов.
Цена бизнес-плана для получения кредита
Разработка бизнес-плана для получения кредита
Кредит по бизнес-плану: особенности оформления
Этот документ необходим не только для того, чтобы заручиться доверием и поддержкой банков. Он также помогает привлечь к реализации проекта инвесторов, партнеров и акционеров, которые будут готовы вкладывать собственные деньги в развитие имеющегося предприятия, а также – в создание новых.
Что касается процесса составления бизнес-плана для получения кредита, здесь требуется проявить повышенное внимание абсолютно ко всем этапам работы. Важно ответственно подойти к сбору и обработке предварительных данных, а также к непосредственному написанию проекта. Специалисты банковской организации, которые будут изучать и оценивать документ, должны получить полное представление об экономических и производственных аспектах работы предприятия.
Принимая решение о выдаче кредита под бизнес-план, банк должен видеть:
- размеры требующегося предприятию финансирования;
- имеющиеся перспективы развития бизнеса;
- сроки окупаемости;
- уровень рентабельности проекта и имеющиеся гарантии погашения займа.
Говоря простым языком, специалисты банка, выдавая кредит под бизнес-план, должны иметь полную уверенность, что проект создания предприятия реален и актуален, а все полученные средства действительно пойдут на его реализацию. И, следовательно, сама финансовая организация получит прибыль в виде процентов.
Стоит уже на начальных подготовительных этапах работы учитывать, что бизнес-план для получения кредитов имеет ряд важных отличий от схожего документа, предназначенного для представления, к примеру, потенциальному инвестору. Дело в том, что банковские организации при рассмотрении таких документов практически не обращают внимания на техническую сторону вопроса и, соответственно, производственный план предприятия. Главная часть бизнес-плана для получения кредита – финансовая, так как именно в ней содержатся все данные о схеме ведения дела, сроках выхода на уровень самоокупаемости и рентабельности, а также о наличии гарантий возврата заемных средств.
В большей степени банки интересуются тем, имеется ли у предприятия или его владельца имущество, которое может выступать в качестве залога, либо возможность представить надежное поручительство третьих лиц. Отрицательными факторами, практически сводящими к нулю шансы получить кредит по бизнес-плану, являются другие кредиты с просроченными платежами, а также значительная кредиторская или дебиторская задолженность по счетам самого предприятия. Идеальный вариант — если долгов нет вообще, а кредитная история содержит лишь позитивную информацию.
Кредит под бизнес-план: что стоит учесть при подготовке?
При разработке такого документа стоит трезво оценивать актуальность идеи и состояние выбранной рыночной ниши. Обращаясь за получением кредита по бизнес-плану, стоит провести тщательный анализ рисков проекта:
- определить и проанализировать его слабые места;
- продумать и описать поэтапно меры по снижению рисков или преодолению последствий негативного влияния.
Кроме того, важно продумать качественную и разнообразную маркетинговую стратегию. План привлечения клиентов должен быть рассчитан на достаточно продолжительный срок и включать целый ряд мероприятий. Планируя обратиться за кредитом по бизнес-плану, его инициаторы должны учитывать такой фактор, как соотношение сроков кредитования и скорости торговых операций. Иначе можно столкнуться с ситуацией, когда серьезные долговые обязательства начнут давить на владельца предприятия гораздо раньше, чем его бизнес станет приносить достаточную прибыль.
Еще один фактор, который стоит учитывать соискателям кредита по бизнес-плану – это экономическая ситуация в стране и регионе, а также – положение дел в конкретной отрасли. От внешних факторов, бесспорно, зависит чуть ли не половина успеха любого предприятия, поэтому пренебрегать ими крайне опасно.
Бизнес-план для получения кредита: типичные ошибки при написании
Если для старта проекта предполагается привлечение финансирования со стороны, необходимо максимально ответственно и тщательно провести всю необходимую подготовительную работу. Кредит по бизнес-плану можно получить только в том случае, если удастся минимизировать, а лучше вообще избежать типичных ошибок при составлении такого рода документов.
Среди наиболее часто встречающихся промахов составителей:
- Неверное указание вида деятельности, производимой продукции, местоположения, программных продуктов, использованных при формировании финансовой части проекта, источников его финансирования.
- Ошибки при учете и планировании будущих доходов и расходов.
- Построение ошибочных финансовых расчетов, неверное указание основных финансовых показателей проекта, составление документов с ошибками.
- Неправильная оценка рисков проекта.
- Использование несопоставимых или устаревших цен в расчетах.
- Невключение в расценки затрат на доставку и монтаж.
- Недостаточное изучение спроса на продукт или услугу, и, как следствие, неверное определение проектной мощности предприятия.
Преимущества составления бизнес-плана для получения кредита от NOST Group
Специалисты компании, располагая огромным опытом составления, корректировки и реализации проектов, каждый день совершенствуют свои подходы и навыки. Заказывая у нас бизнес-план для получения кредита, клиент может не сомневаться, что эксперты компании будут опираться на требования конкретной финансовой организации при составлении документа. А значит, он будет иметь структуру, содержание и оформление, полностью соответствующее критериям отбора интересующего заказчика кредитора.
Планируя получить кредит под бизнес-план, воспользуйтесь нашими услугами! Среди их преимуществ:
- Строжайшее соблюдение сроков выполнения заказа.
- Персональный менеджер для каждого клиента, который помогает оперативно вносить в проект корректировки.
- Гарантии качества: бесплатное внесение изменений, помощь при подготовке презентаций и сопутствующие консалтинговые услуги.
Чтобы гарантировано получить кредит под бизнес-план, закажите составление этого документа специалистам NOST Group.
Сроки разработки бизнес-планов в среднем составляют от 4 до 20 рабочих дней.
Источник https://blog.likecentre.ru/finansy/finansovaya-model-biznesa/
Источник https://www.nostgroup.ru/biznes-plan/dlya-polucheniya-kredita/
Источник
Источник