Представьте транспортное средство, у которого движок напрямую подключен к коробке передач. Мысленно заведите мотор, трогайтесь… и? Не все так просто, ведь машина тронется с места рывками, переключиться на другую передачу не представляется возможным, а при необходимости остановиться, придется полностью «усыпить» двигатель. Если попрактиковать подобный сценарий передвижения на машине, коробка передач выйдет из строя через пару дней, а ресурсы движка истощатся, он прослужит гораздо меньше положенного срока. Такой исход не понравится никому, и, во избежание неприятной ситуации используется сцепление.
Как работает сцепление?
Прежде чем понять, как работает сцепление в автомобиле, следует разобраться, что же это такое:
- Сцепление представляет собой систему, входящую в трансмиссию транспортного средства, используемую для передачи крутящего момента от коленчатого вала движка в коробке передач.
- Задачи механизма – отключение мотора от коробки на небольшой отрезок времени, а также обеспечение плавной работы данных устройств при функционирующем моторе.
Другими словами, с помощью сцепления осуществляется плавный старт машины, а также обеспечивается износоустойчивость элементов трансмиссии. Сцепление защищает их от перегрузок.
Как должно работать сцепление: особенности
При функционировании мотора коленвал выполняет вращения. К нему подсоединен маховик, который подключается к валу коробки передач. Шлицы вала оборудованы диском сцепления. Он двигается по шлицам с небольшим диапазоном вперед-назад.
Вал коробки передач подключён ко второму валу с помощью шестерней КПП. Последний занимается передачей крутящего момента полуосям.
Активируя сцепление, автомобилист настраивает отжим диска от маховика. Когда рычаг КПП переходит в нейтральное положение, шестерни вторичного вала не контактируют с аналогичными деталями первичного вала.
Как только водитель нажимает на педаль сцепления, первичный вал КПП прекращает взаимодействовать с маховиком и более не вращается. Автомобилист активирует передачу, при этом плавно отпуская сцепление, нажимает на газ. Диск сцепления прижимается к маховику. Если выжать сцепление, диск вновь не взаимодействует с маховиком и останавливается.
Важно! Когда выполняется резкое торможение, сцепление испытывает сильную нагрузку, что происходит при езде по неровному дорожному покрытию. При движении в таких условиях механизм соединительной муфты практически всегда находится в активном состоянии. Она является соединительным звеном для передачи мощности от мотора к коробке передач, выполняет защитные функции, уберегающие компоненты от повреждений.
Как работает механическое сцепление мы попытались разобрать в этой статье. Для долговечности двигателя и трансмиссии, безопасной еды водителю следует постоянно работать с сцеплением. При этом стоит избегать интенсивных нагрузок.