Тренинг личностного роста — что это такое

Тренинг личностного роста — что это такое

Развитие собственного «Я» – важнейшее условие достижения успеха в любой области. Главная трудность состоит в том, чтобы заставить себя что-то делать. Мешает двигаться к успеху психология личности. Страхи и лень нередко приводят к тому, что человек годами не предпринимает никаких попыток изменить свою жизнь (стать руководителем, наладить отношения с близкими, заработать денег), а только деградирует.

Одна из лекций по личностному развитию

Одна из лекций по личностному развитию

Тренинги личностного роста в теории должны решить эту проблему.

Определение понятия

Тренинг личностного роста – это обучающее мероприятие, развивающее человека. Фактически оно являет собой руководство, помогающее ему добиваться успеха в любой области. Это пинок, позволяющий сделать первый шаг на пути к построению такой жизни, которую хочется. Обычно его совершить наиболее тяжело. Если реально взяться за работу над собой, в дальнейшем этот процесс проходит значительно проще.

Тренинг личностного роста

Тренинг личностного роста

Тренинг личностного роста учит искать причины неудач в своих действиях, а не в чужих людях. Человек начинает ощущать себя субъектом. Формирование нужных качеств – главная цель подобных тренингов. К таким характеристикам относятся:

  1. Интернальность. Ощущение, что за все результаты в жизни несет ответственность сам человек.
  2. Трудолюбие. В прямом смысле, любовь к работе, в том числе над собой.
  3. Коммуникабельность. Главный поставщик возможностей – другие люди.
  4. И ряд других важных черт характера.

Задачи тренинга личностного роста

Каждый наполняет жизнь своими стереотипами. Действие по шаблонам помогает сделать события более предсказуемыми. Но в какой-то момент привычные поступки уже не приводят к желаемым результатам. Реальность становится скучной. Если не происходит новых событий в жизни, человек попадает в депрессию. Как говорят известные психологи, важно научиться балансировать между тревогой и скукой. Чтобы наполнить жизнь смыслом, необходимо найти действие, вызывающее чувство страха, но ведущее к развитию, и совершить этот поступок.

Тренинги личностного роста – проводник саморазвития

Тренинги личностного роста – проводник саморазвития

Личностный рост всегда сопряжен с выходом из зоны комфорта. Саморазвитие включает в себя:

  1. Встречу с самим собой. Человек склонен искать отмазки, чтобы не двигаться к успеху. Признание проблемы – первый шаг к ее решению.
  2. Изменение привычного образа жизни. Существует множество ресурсов, один из которых – энергия. Изменение привычек всегда сопряжено с ее потерей. Но это лишь в краткосрочной перспективе. В долгосрочной – это инвестиция. Сегодня будет трудно не потратить деньги и создавать капитал, учить английский, совершенствовать другие навыки. Но уже через несколько лет энергии, времени и денег требуется больше. Тренинги личностного роста помогают научиться переживать дискомфорт с одной стороны, а с другой – сделать его менее выраженным.
  3. Работа над ошибками, которые человек будет допускать всегда. Чтобы получить принципиально новые результаты, необходимо научиться действовать по-новому. Сначала нужно привыкнуть делать это. Поэтому ошибки неизбежны. Тренинги личностного роста помогают уменьшить их количество в долгосрочной перспективе.
  4. Мотивация. Обычно люди консервируют свои мечты, они не проявляются. Тренинги помогают встретиться со своими чувствами.

Тренинг личностного роста – коллективное мероприятие

Тренинг личностного роста – коллективное мероприятие

Важно! Большинство тренингов преимущественно нацелено на последний пункт. Ведь никто не сможет за самого человека изменить жизнь.

Сколько тренингов пройти для решения проблем

Здесь есть несколько моментов, на которые нужно обратить внимание:

  1. Все проблемы решить невозможно. Одна трудность неизменно будет порождать другую. Не стоит стремиться к жизни без сложностей. Нужно проблему воспринимать как интересную задачу.
  2. Не количество тренингов определяет преодоление трудностей, а действия самого человека.
  3. По большей части, это мотивационное мероприятие, которое помогает стартовать. Но, если нет силы воли (воодушевление в один момент может пропасть), ничто не поможет.

Курсы личностного развития

Тренинг – это всегда активная программа, подразумевающая выполнение большого количества практических упражнений. Курсы развития личности более размеренные и включают в себя лекции, коллективные обсуждения.

Человек проходит психологический тест

Человек проходит психологический тест

Курсы можно различать по таким параметрам:

  1. Тематика. Они могут быть нацелены на одну сферу или несколько: развитие бизнеса, личных отношений, нахождение друзей и так далее.
  2. Формат. По этому параметру курсы делятся на закрытые и открытые. Первые нацелены на людей, принадлежащих к определенной группе, вторые – на всех желающих.
  3. Источник финансирования: корпорации или отдельные люди.
  4. Основной инструментарий: одни тренинги предусматривают развитие через медитацию, другие – дают задание познакомиться с большим количеством людей на улице. Третьи предлагают более жесткий метод – пролежать какое-то время в гробу. Все они полезны, но некоторые тренинги опасны для психики. Поэтому нужно подбирать их, исходя из своих индивидуальных характеристик.
  5. Степень подготовки участников. Одни тренинги предусматривают наличие у развивающихся людей определенных навыков, другие – нет. Для новичка предпочтительнее второй вариант. Там даются задания, которые может осилить каждый. Это положительно скажется на самооценке учащегося.

Важно! Ни одни курсы или тренинги не могут гарантировать результат. Он зависит всецело от самого человека. Они способны предоставить лишь возможность. Учащийся сам решает, воспользоваться ею или нет.

Выбор тренера по личностному росту

Универсального рецепта развития нет, этот процесс всегда сопряжен с трудностями. Если правильно выбрать тренера, можно значительно упростить процесс достижения целей. Как это сделать?

Чтобы понять, что собой представляет специалист, необходимо проанализировать:

  1. Блог, который ведется тренером.
  2. Материалы в СМИ или других интернет-ресурсах.
  3. Реальные отзывы участников.
  4. Рекомендации людей, имеющих большой опыт посещения подобных мероприятий.

Чтобы тренер действительно вел к развитию, он должен иметь такие черты:

  1. Строгий, но не грубый. Он уважает участника, но требовательный.
  2. Внимательный. У каждого человека есть свои причины (не отмазки, а именно реальные факторы), почему он не добивается успеха. Грамотный тренер должен их учитывать.
  3. Имеет чувство юмора. Помогает снять эмоциональную нагрузку, которая обязательно будет в процессе работы над собой.
  4. Настойчивый. Только это качество должно проявляться не в навязывании своей точки зрения. Тренеру нужно настойчиво добиваться выполнения задания.
  5. Мотивирующий. Цель тренера – помочь человеку помочь себе самому. Он не предлагает своего плана действий.

Важно! Очень много мужчин и женщин ходит на тренинги личностного роста без реальных намерений развиваться. Они ищут волшебную палочку, которая мгновенно улучшит их жизнь. Но так не бывает. Ничто не заменит постоянной работы над собой. На этом строятся все психологические концепции.

Как получить максимальную пользу

Тренинги личного роста сами по себе не способны принести пользу. Они лишь дают пинок. В целом, есть корреляция между стоимостью и качеством. Знания человека стоят ровно столько, сколько люди готовы за них заплатить.

Личностный рост начинается с понимания, что безопасность гораздо страшнее, ведь это лишь иллюзия. То, что человек работал на одном предприятии несколько десятков лет, еще не страхует его от увольнения. Тогда он окажется на обочине, если не будет постоянно учиться и личностно развиваться.

Итак, тренинги по развитию личности – это хороший способ заставить себя что-то делать. Если ими подменять реальные шаги к достижению цели, можно сформировать зависимость и, как следствие, потерять свои деньги. Такими клиентами продавцы подобных тренингов умело пользуются. По сути, курсы личностного роста можно пройти и в дистанционном режиме. Порой в них нет никакой необходимости, потому что даже бесплатная статья в интернете способна побудить к действию.

Видео

Что такое тренинг личностного роста и зачем они нужны?

Тренинги личностного роста (психотренинги) появились в 60-70-х годах прошлого века в США. Постепенно они расширили свою географию по всему миру, а где-то в начале — середине 90-х добрались и до России. На сегодня информация о тренингах личностного роста довольно противоречива. Отзывы и мнения колеблются в широком диапазоне от восторженных призывов немедленного постоянного посещения всевозможных тренингов, как средства решения всех своих проблем, до резко отрицательных комментариев о том, что подобные психотренинги – это лишь бесполезное, а порой и реально вредное средство, используемое «лохотронщиками» лишь для отъема денежных средств у населения. Давайте попробуем найти «золотую средину» и как следует разобраться в том, что же такое «тренинги личностного роста», кому и когда они могут помочь и как обезопасить себя от попадания в организации, предлагающих сомнительные психотренинги ненадлежащего качества.

Что такое тренинги личностного роста?

Для начала, немного теории:

Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических особенностей человека, определяющих повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

Личностный рост — развитие человека и накопление им разнообразного опыта, знаний в процессе жизни. Чтобы хорошо адаптироваться к новым условиям, человеку нужно постоянно меняться и работать над собой. Это включает в себя формирование адекватного и трезвого взгляда на вещи, приобретение более удобных форм поведения.

Понятие «личностного роста» в тренинговой практике:

Это определение формулируется в прикладном ключе, согласно которому личностный рост — это качественные изменения личностного потенциала, успешно решающие жизненные задачи и открывающие богатую жизненную перспективу.

Вам будет интересно  Топ 10 музыкальных композиций для саморазвития

Согласно определениям, тренинги личностного роста призваны побудить личность к формированию и развитию таких качеств, которые позволят приобрести адекватный взгляд на окружающий мир и механизмы взаимодействия в социуме. А как следствие, оперативно выйти на новый более высокий и перспективный уровень жизни.

Коммуникативный тренинг

Общение — одна из важнейших функций человека как в профессиональной области, так и во всех других важнейших сферах жизни. Тренинг общения, или коммуникативный, относится к самым распространенным социально-психологическим тренингам. Его цели:

Успешность общения зависит от готовности ориентироваться на другого человека, признавать ценность его личности, принимать во внимание интересы партнера.

Важнейшим фактором эффективности общения является коммуникативная компетентность. Для ее развития применяют перцептивно-ориентирован коммуникативный тренинг.

Зачем и кому нужны тренинги личностного роста?

Вы можете задать вполне резонный вопрос: «Если определенный жизненный опыт приобретается в любом случае в течение жизни, то зачем форсировать события путем прохождения тренингов личностного роста?»

Но на это можно ответить и так: «Кому нужен игрушечный паровозик в 50 лет?». Объясняю: наиболее активно развитие личности происходит в так называемых «кризисных ситуациях», требующих оперативного решения. В условиях реальной жизни, больше всего опыта мы получаем в такие моменты, когда обстоятельства складываются таким образом, что, зачастую, последствия от принимаемого решения подходят под фразу: «То, что нас не убивает – делает нас сильнее». В итоге, мы получаем бесценный опыт, но ценой длительного пост-стресса и сомнений в правильности принятого выбора. А на тренинге, под руководством опытного преподавателя, ситуации моделируются искусственно и варианты их различных решений могут проигрываться не единожды.

Поэтому гораздо проще, при возникновении определенных проблем, например, в семейной жизни, прийти на соответствующий тренинг и разобраться как со сложившейся ситуацией, так и с истоками ее возникновения в вашей жизни (которые могут произрастать из далекого детства/отрочества) нежели, спустя лет «…дцать» осознать путем проб и ошибок, разрушенных не единожды отношений, что «все было неправильно и виноват/а в этом – я сам/а, мое неправильное понимание таких простых, но неведомых в нужные моменты механизмов и тактик». Альтернативный пример: вы работаете, ваша работа – это не то, о чем вы мечтали, но, в принципе, вас более-менее устраивает. Вы получили определенный профессиональный опыт, вот только заслуженное повышение от вас уже не впервые ускользает, да и отношения в коллективе «так себе». В итоге, складывается ситуация, когда все вроде бы и неплохо, но чего-то остро не хватает. Посещение тренинга в подобном случае также способно «встряхнуть» и привести к пониманию, где же подвох? В самом месте работы или в своем к ней отношении? А иначе можно просидеть на том же стуле до пенсии и так и уйти «не оцененным по достоинству».

Вы можете спросить: «Почему именно на тренинг, а не к профессиональному психологу?», но одно другое не отрицает, только тренинги хороши тем, что в группе вы чувствуете, что не одни с подобными проблемами. Ну и вместе не страшно. Тем не менее даже если собрать вместе людей с очень похожими проблемами, нюансы всё равно будут разные у всех. Но и это тоже хорошо именно потому, что помогает рассмотреть больше различных вариантов, их причин и методов преодоления.

Так что тренинги личностного роста оптимально подходят для всех, кто хочет проработать и решить такие проблемы, как:

  • Неадекватное понимание некоторых событий
  • Негативные установки
  • Низкая самооценка
  • Тяжелые жизненные ситуации в прошлом и настоящем
  • Отсутствие необходимых знаний

Чтобы обрести необходимые качества и навыки для:

  1. Достижения успеха
  2. Обладания выдержкой и стойкостью в жизни
  3. Обеспечивания своих (и семейных) потребностей и нужд
  4. Обретения возможности быть открытым переменам в профессиональном плане и новому жизненному опыту

Частные цели

Независимо от вида тренинга, его цель должна отражать конкретный результат и звучать в положительных формулировках (без употребления частицы «не»), быть реалистичной, а ее достижение должно быть абсолютно проверяемо.

Психологические тренинги

Цель тренингов, которые проводят психологи, чаще всего заключается в развитии коммуникативных навыков. Для достижения этого результата выполняются конкретные задачи:

  1. Приобретение знаний, умений, навыков межличностного общения.
  2. Развитие установок, определяющих поведение в социуме.
  3. Совершенствование перцептивных способностей.
  4. Коррекция системы межличностных отношений отдельного человека.
  5. Формирование умения видеть и анализировать вербальные и невербальные проявления характера.

Навыковый тренинг

Цель любого занятия такого рода – приобретение его участниками новых знаний и, главное, практических умений. Само по себе общение с человеком, который обладает каким-либо навыком и умеет применять его в деле, – уже очень полезный во всех отношениях опыт, а при правильном выборе упражнений участники тренинга смогут сэкономить большое количество времени и средств на приобретение определенного навыка.

Наиболее популярны три направления навыковых тренингов:

  • физические;
  • по продажам;
  • коммуникативные.

Тренинги первого из перечисленных направлений – физического – чаще называют тренировками. Их цель – изучение и регулярное повторение определенных упражнений, которые направлены на развитие двигательных навыков или укрепление мышц.

Развитие и личностный рост в сфере торговли предполагает посещение тренингов по продажам. Именно те сотрудники фирм, которые постоянно развиваются и оттачивают свои умения, показывают наилучшие результаты и имеют большой доход. Такие тренинги стремительно набирают популярность: психологией потреблений и законами рынка сейчас интересуются не только работники различных фирм, но и организаторы сетевого бизнеса.

Общение – одно из основных средств коммуникации. От умения расположить к себе собеседника часто зависит личная жизнь и карьера человека, поэтому тренинги, цель которых заключается в повышении грамотности речи, расширении словарного запаса или выработке уверенности в себе, пользуются большим спросом.

Экстремальные тренинги

Похожи на обычные психологические, но рассчитаны на подготовленную аудиторию и, в отличие от экстремальных видов спорта, которые тоже востребованы определенной категорией людей, не несут в себе опасности для жизни. Но если в ходе обычного занятия формируются навыки и поведенческие особенности, то цель этих тренингов состоит в раскрытии потенциала человека, в создании импульса к глубинным изменениям личности. Помимо этого, погружение в необычную психологическую обстановку может способствовать качественному моральному отдыху, дает возможность на время отрешиться от повседневных проблем.

Когда и куда пойти на тренинг личностного роста?

Первичное формирование личности завершается, в среднем, к 20-25-ти годам. Разумеется, бывают и исключения, человек может практически полностью сформироваться и к 18-ти годам, и остаться психологически незрелым, склонным к внушению и не способным к анализу и принятию самостоятельных решений к 30 годам и даже старше. Тем не менее, процессы, влияющие на профессиональный и личностный рост, названные общим понятием «развитие», возможны на любом отрезке жизни и не зависят от возраста.

Единственный момент: до 20-23-х лет, стоит особенно тщательно выбирать место проведения и преподавательский состав, ибо не до конца сформированная личность может легко попасть под влияние, и вместо саморазвития увлечься копированием поведения тренера и «лидеров группы». Что не только не способствует самопознанию и личностному росту, но и чревато неудачной «примеркой чужих масок», самоуничижением и депрессией.

Впрочем, место проведения и опыт преподавателей крайне важны не только для молодежи. Психотренинг психотренингу рознь. Тренинг может оказаться, как радостным и радужным мостиком в новую перспективную жизненную реальность, так и унылой тратой времени, а то, и не дай боже, источником депрессии и душевного смятения. Если вы увидели яркую броскую рекламу «ЛУЧШИЙ ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА. » и приняли моментальное решение немедленного посещения этого, первого попавшегося тренинга, то это отнюдь не гарантия того, что вы действительно попадете на качественное мероприятие. Куда больше вероятность попадания на рекламную «замануху», на которой вам будет предложены лишь пустые призывы от некомпетентных, но пафосных «псевдо-специалистов, вместо реального личностного роста и развития. Все возможно… Поэтому грамотные люди, прежде чем принять решение о необходимости похода на определенный тренинг, для начала собирают о данном тренинге детальную информацию, потом обдумывают ее, а если возникают сомнения – ищут возможность проконсультироваться с людьми, которые обладают определенной компетентностью и опытом в данной области. Чтобы не ошибиться с выбором тренинга личностного роста, следует уделить внимание таким моментам, как:

  • Четкому и подробному описанию основных задач и тем психотренинга, изложенным в рекламном буклете или на сайте организаторов тренинга личностного роста. Прочесть всю информацию внимательно необходимо и для того, чтобы быть уверенным, что это именно тот формат и тематика, которые вам подходят, являются актуальными и интересными.
  • Опыту, известности и авторитету ведущего тренинга. При этом немаловажно, если ведущий имеет соответствующее профильное образование и необходимые сертификаты.
  • Времени существования центра, в котором проводится тренинг личностного роста. Помимо гарантий надежности, которые обеспечивают давно существующие организации, дело не только в этом. Несмотря на то, что самые актуальные и интересные программы, как правило, предлагаются недавно открывшимися центрами, увы, скорее всего, там придется столкнуться с такими сложностями, как: любительское качество проведения, слабая организация тренинг-процесса и материальной базы, а отсюда и не очень удобные условия, и т. д.
  • Отзывам участников, которые уже побывали на данном тренинге. При этом следует учитывать то, что доверять стоит именно личным впечатлениям, а не тому, что «кто-то, когда-то, то ли сам, то ли кто-то из его знакомых, то ли ходил, то ли кому-то рассказал…». И, именно по той же причине, не стоит доверять многочисленным отзывам из Интернета, как чересчур восторженным, так и резко негативным (как правило, подобные пишутся на заказ самими центрами или их конкурентами).
  • Бегите «сверкая пятками» из тех центров, занятия в которых основаны на полном уничтожении вашей прошлой личности, с преобразованием всех участников тренинга в «унифицированных положительно заряженных роботов», чей «энергозапас» будет пополняться только в процессе прохождения все новых и новых тренингов. Грамотные и профессиональные специалисты будут помогать вам РАЗ-ВИ-ВАТЬ вашу индивидуальную личность, а не отвергать весь ваш опыт, замещая своим директивным мнением и видением.
Вам будет интересно  Лучшие мотивирующие книги для саморазвития: личный список лучших ТОП-10

Психологический тренинг. Самоучитель работы с психологической группойГеннадий Старшенбаум, 2021

Памятка участнику группы

Участие в группе будет полезнее для вас, если перед каждой встречей группы вы задумаетесь: чего вы ждете от этой встречи. Однако будьте готовы принять и то, что не входит в ваши планы. Настройтесь жить именно здесь и сейчас с этими людьми. Если вам все же хочется поговорить о событиях вне группы, попытайтесь связать их с переживаниями, относящимися к группе.

Решайте сами, насколько раскрываться, но не ждите долго. Чем дальше будете откладывать активное участие в группе, тем труднее будет начать. У молчащего мало шансов получить важные сведения о себе от других участников. Кроме того, они могут подумать, что вы только наблюдаете и оцениваете их. Своим молчанием вы лишаете других возможности воспользоваться вашим опытом. Вы должны быть наиболее откровенны, когда вам скучно. Нечестно сидеть в группе и испытывать скуку, а после этого говорить, что было скучно. После этого вы уже ничего не измените.

Не говорите безличностно или используя «мы». Как правило, это означает снятие с себя ответственности за свое высказывание. Не говорите: «Нам нужна пауза». Скажите лучше: «Я устал и хотел бы отдохнуть, кто за это?» Если вы что-либо испытываете по отношению к группе или к некоторым участникам, обязательно выскажите. Говорите при этом не только о том, что вы думаете, но и о том, какие чувства вы испытываете. По возможности обращайтесь к конкретному члену группы. Не говорите: «С некоторыми членами группы мне приятно работать». Лучше сказать: «Мне легче всего сегодня с тобой, Игорь, и с тобой, Лена».

Если кто-то говорит о своих наболевших проблемах, не спешите прерывать его и утешать его. Человек совершенствуется, переживая боль, — позвольте ему иногда это. Избегайте советов. Ваши мысли и чувства, высказанные другому, ценнее любого совета.

Если кто-нибудь говорит что-либо о вас, реагируйте — неважно, положительной или отрицательной будет ваша реакция. Это повышает доверие в группе. Однако не спешите слишком быстро со всем соглашаться или сразу все отвергать. Не навешивайте ярлыки ни на себя, ни на других. Реагируйте на ведущего. Делая это, вы сможете лучше понять свои реакции на авторитеты вообще.

По возможности меньше спрашивайте. Вопросы, нацеленные только на сбор информации, часто превращаются в пристрастный допрос, в ходе которого допрашиваемого загоняют в угол и вынуждают использовать защитные механизмы. Лучше говорить о себе, чем допрашивать. Если вопросов все же не избежать, сначала кратко объясните, что заставляет вас задать их. Не говорите: «Володя, что ты будешь делать, если на тебя нападает начальник?» Лучше сказать: «Я чувствую себя скованным, когда на меня нападает Игорь. Мне кажется, Володя, когда он нападает на тебя, ты испытываешь то же состояние. Как ты справляешься с этим?»

Обратите внимание на то, содержится ли в ваших вопросах информация, которую спрашиваемый может не понять. Так, например, вопрос «Почему ты так часто носишь серое платье?» лучше заменить следующим: «Мне не нравится, когда ты приходишь в сером платье. Это напоминает мне о том, что ты очень часто говоришь скучные вещи. Мне бы хотелось видеть в тебе больше жизни».

Не задавайте вопроса «почему?», он провоцирует психологические спекуляции. Конкретный ответ вы получите на вопрос «что?» или «как?». Если вы спросите: «Почему ты так враждебно разговариваешь со мной?», вы можете услышать в ответ: «Потому что ты сам резок». Лучше спросить: «Какие чувства ты испытываешь ко мне?» Тогда вероятен следующий ответ: «Я чувствую угрозу с твоей стороны и хочу показать тебе, что и я могу быть жестким».

Не интерпретируйте поведение других, избегайте ярлыков и оценок. Лучше выразить свою эмоциональную реакцию. Не говорите: «Аня, ты говоришь слишком мало, наверное, потому, что боишься сказать что-нибудь глупое, банальное». Лучше сказать: «Аня, меня огорчает то, что ты ничего не говоришь. Мне интересно, что ты думаешь и чувствуешь».

Обращайте внимание на бессловесные сигналы у себя и у других. Вы, например, можете сказать: «Сергей, я вижу, ты часто смотришь на часы. Тебе неинтересна эта тема? Может, ты хочешь поговорить о чем-то другом?» В таком же стиле вы можете рассказывать о своих переживаниях. Например: «Я часто избегал встречаться взглядом с тобой, у меня сильно билось сердце, были напряжены лицо и руки, потом я расслабился и стал улыбаться тебе, моя тревога прошла, мне стало интересно и захотелось не только слушать, но и говорить».

Избегайте побочных разговоров (парами, группками). Возможно, вам скучно или трудно участвовать в беседе, поскольку остальные говорят безостановочно. Поделившись с другими информацией, вы может восстановить утраченный контакт с группой. Остальные участники группы должны побеспокоиться о том, чтобы прервать побочные разговоры.

Нежелательно обсуждать с другим участником переживания и проблемы между встречами. Это ведет к тому, что из группового процесса выпадают, возможно, самые важные вещи. Кроме того, тайные сношения настораживают остальных. Необходимо соблюдать тайну группы. Участник может рассказывать другим, что пережил в группе он сам, но не может распространяться о том, как и что именно происходило на занятии. Не допускается причинение физических травм партнерам, обсуждаются пропуски занятий и регулярные опоздания, образование тайных пар и подгрупп, случаи лжи и нарушения тайны группы.

Не возлагайте слишком больших надежд на группу, но и не будьте слишком пессимистичны. Единственная возможность установить, что же даст вам группа, — это активно участвовать в ней. Иногда вам захочется «уйти», когда вы столкнетесь с неприятной для вас информацией. Обратите внимание на то, какие пути «ухода» вы попытаетесь предпринять: это могут быть иронические замечания, абстрактные рассуждения на определенную тему, жаркий спор на отвлеченную от происходящего в группе тему и т. п.

Частой формой «ухода» являются молчание и пассивность. Пассивные члены группы вредят не только себе, но и расхолаживают других участников. Например, вас удручает реакция группы на ваше сегодняшнее раздражение, и у вас возникает желание умолкнуть или уйти. Однако вы можете выбрать и другой, более конструктивный путь. Вы можете сказать себе: «Сергею, Гале и Ольге не нравится сегодня мое настроение. Важно ли мне это? В любом случае я имею право испытывать те чувства, которые испытываю. Сейчас поговорим».

Каждый член группы имеет право в любой момент прекратить свое участие в какой-либо групповой ситуации и рассчитывать в этом на поддержку ведущего. Причины своего решения полностью прекратить занятия участник должен объяснить группе.

Экспериментируйте. В группе у вас есть шанс такого самовыражения, какого вы не допускали ранее в повседневной жизни. Если обычно в компаниях вы считались молчуном, то здесь вы можете попытаться чаще говорить. Если же, наоборот, вы слишком много говорили, у вас есть возможность научиться слушать других, учитывать их пожелания. Не старайтесь понравиться, быть милым или умным. Вы можете выражать все, что чувствуете и думаете, в том числе и агрессию, и что-то наивное.

Группа является местом, где вы можете свободно и безопасно показать себя с разных сторон. Попытавшись здесь, вы сможете затем перенести что-то в обычную жизнь. Старайтесь применять в жизни то, что узнали и чему научились в группе. Не ждите, что все изменится сразу. Дайте себе время изменить себя и свою жизнь к лучшему.

Имя и эпитет

Группа рассаживается по кругу. Ведущий представляется остальным и подбирает по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать человека и по возможности содержать преувеличение, например: «гениальный Геннадий», «славный Слава» и т. д. Сосед ведущего сначала повторяет его имя и эпитет, затем добавляет собственную комбинацию. Следующий повторяет оба варианта и потом представляется сам. Так происходит и дальше по кругу. Последним повторяет имена всех участников ведущий и предлагает следующие вопросы для обсуждения.

• Какие эпитеты меня впечатлили?

• Какие имена мне было трудно запомнить?

• К кому я теперь испытываю интерес?

Заключение контракта

Участники группы пишут на бумаге ответы на следующие вопросы. Что вы хотели бы именно для себя: что сделало бы вашу жизнь более полной? Что надо сделать, чтобы так и получилось? Что вы готовы сделать? Как вы сами и другие поймете, что эта цель достигнута? Какие у вас есть способы саботировать работу над собой? Ответы обсуждаются всей группой.

Позитивные итоги

Мы часто обращаем внимание прежде всего на негативные особенности других людей и не замечаем их положительных качеств. Поэтому мне хочется предложить каждому из вас попробовать понаблюдать за другим участником группы, обращая внимание на его положительные стороны. Я приготовил для каждого из вас конверт, в котором лежит карточка с именем того участника, за которым вы должны будете наблюдать. Никому это имя не называйте. Наблюдать надо будет до самого последнего занятия группы.

Вам будет интересно  Саморазвитие через осознанность и самоутверждение

Я советую вам делать короткие заметки после каждого занятия и как можно более конкретно записывать все, что вам понравилось в поведении человека, за которым вы наблюдаете. При этом важны именно конкретные действия и способы поведения, не стоит писать: «Юля уверена в себе». Вместо этого лучше записать: «Мне понравилось, как профессионально вела себя Юля сегодня в роли группового ведущего. Она давала каждому высказаться и постоянно возвращала наше внимание к обсуждаемой теме».

На последнем занятии каждый член группы пишет на основе своих наблюдений небольшое письмо — максимум из десяти предложений — участнику, за которым наблюдал, и сообщает ему как можно более конкретно, что в его поведении понравилось. Затем каждый по очереди рассказывает, за кем он наблюдал, читает вслух свое письмо и передает его адресату. В заключение проводится общее обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

• Пытался ли я во время прошлых занятий догадаться, кто за мной наблюдает?

• Что в полученной обратной связи оказалось особенно важным для меня?

• Общаясь с людьми, я обычно обращаю больше внимания на их сильные или слабые стороны?

• Какие выводы мне хочется сделать из этого упражнения?

Белая магия

Выберите незаметно члена группы, который вам не особенно нравится. Начиная с этого момента тайно присматривайтесь к нему и старайтесь найти в нем какие-нибудь положительные качества. Обнаружив в нем нечто хорошее, отреагируйте на это позитивно, не обращая внимания на то, что вам в этом человеке неприятно. Например, если вам нравится его голос, или вы считаете, что он умеет хорошо слушать, скажите ему об этом. И вскоре вы заметите, что этот человек становится все более интересным для вас и вы начинаете лучше к нему относиться.

На последнем занятии члены группы вспоминают, как вначале складывались их отношения с непривлекательным для них участником группы. Насколько тщательно они следовали инструкции ведущего? Как развивались отношения? Чему удалось научиться? Каждый описывает свой опыт в небольшом письме партнеру. Затем члены группы по очереди сообщают, кто у кого был партнером в этом эксперименте и что в результате получилось. В заключение каждый передает письмо адресату и начинается общее обсуждение.

Планирование сессии

К какому времени относятся отношения, которые вы хотели бы прояснить для себя: к прошлому или настоящему? Сформируйте пары и в течение нескольких минут делитесь со своим партнером конфликтом, который вы хотели бы исследовать в ходе сессии. Поделитесь своими пожеланиями или жалобами. Сделайте несколько кратких комментариев о том, что вы переживаете в данный момент и какую личностную работу вы хотели бы провести во время предстоящей сессии. Затем ту же работу проделает ваш партнер. В заключение проведем общее обсуждение.

Вспомогательные техники

Такие техники во время сессии применяются, чтобы активизировать пассивных членов группы, заполнить непродуктивное молчание, структурировать групповую работу, рассмотреть проблему с различных точек зрения, прекратить мучительное буксование на месте, проанализировать групповое сопротивление, обнаружить скрытый материал. В качестве приемов можно использовать следующие техники.

Ритуал вхождения в группу опоздавшего

Опоздавший подходит к каждому, прикасается к нему и говорит ему что-нибудь хорошее.

Готовность раскрываться

Участники закрывают глаза, оценивают по десятибалльной шкале свою готовность сейчас раскрыться, поднимают соответствующее количество пальцев и по сигналу ведущего открывают глаза.

Включенность

Группа сидит в кругу, каждый кладет на пол какой-нибудь предмет — чем ближе к центру, тем больше включенность в групповое взаимодействие. Те, кто положил предмет дальше всех, объясняют, что им мешает.

Говорящие спички

Участникам раздают по 5 спичек, каждую из которых надо положить в коробок после своего выступления. Через какое-то время выясняют, у кого остались спички, хотят ли они говорить чаще и что этому мешает.

каждый получает по две спички; когда ему что-то мешает участвовать в общей работе, он поднимает спичку вверх и кладет ее в коробок. Задача группы — увидеть сигнал и прореагировать на него.

Плюсы и минусы

За каждое выступление участнику ставится плюс напротив его имени на листе ватмана. Можно ставить плюс лишь за короткое выступление или за самораскрытие. Минус ставят за отказ высказаться или сделать упражнение. В какой-то момент выясняют, кто сколько баллов набрал, и обсуждают, как помочь «отстающим».

Рондо

Обсуждение по кругу: ведущий предлагает высказаться каждому по очереди, начиная с определенного участника. При этом спонтанность дискуссии приносится в жертву ради активизации молчащих членов группы, которых «забивают» чрезмерно активные. Прием рондо часто применяется для разминки: например, каждый по очереди громко говорит соседу справа, что он о нем думает, или изображает его в карикатурном виде. Слишком частое авторитарное использование приема ведущим без анализа, почему приходится к нему прибегать, ставит участников в положение учеников, вызываемых к доске, и усиливает их зависимость от ведущего.

«Рондо выраженных чувств

»
полезно для неуверенных, молчаливых участников, не привыкших выражать собственные чувства.
«Рондо обратной связи

»
дает возможность члену группы услышать мнение о себе не только от самых активных, а от всех членов группы, чтобы получить полноценную обратную связь.
Еще одним вариантом рондо является прием «Передача эстафеты»

, когда после завершения своего высказывания или действия участник выбирает для продолжения следующего, указывая на него пальцем, называя по имени или бросая мяч.

Аквариум

Часть группы — «рыбки» — усаживается в центр круга при молчаливом присутствии остальных снаружи. Техника особенно полезна для активизации участников, мало участвующих в общей работе. Избавившись от конкуренции доминирующих товарищей и вынужденные что-то делать, «рыбки» обычно начинают обсуждать все происходящее в группе, в том числе причины своего молчания, свои чувства в отношении остальных, рассказывают о собственных проблемах. В это время внимание остальной части группы привлекается к аутсайдерам, чтобы понять, как лучше вовлекать их в работу.

Ритуал

Ведущий предлагает группе ритуал, который поможет продолжить работу над вызывающей разногласие темой. Смысл его заключается в том, чтобы без слов договариваться о том, кто имеет право говорить. При этом должны соблюдаться следующие правила:

1. В каждый момент говорит только один член группы.

2. Говорить может только тот, кому все остальные дали на это разрешение.

3. Разрешение говорить человек получает, когда все остальные члены группы жестом указывают на него.

4. Во время процесса принятия решения ничего говорить нельзя.

5. Если кто-то хочет получить слово следующим, ему разрешается выразить свое желание, указав пальцем на самого себя.

6. Тот, кто получает слово, может произнести не более одного предложения.

7. Ритуал заканчивается при соблюдении двух условий: если кто-то из членов группы выскажется за его прекращение, и если после этого высказывания никто больше не получит слова. В случае же, если все члены группы (кроме того, кто пожелал закончить ритуал) демонстрируют желание продолжить работу, указывая на следующего, то это означает, что процедура продолжается.

Ведущий обещает следить за тем, чтобы все правила соблюдались.

Авторитет

Вы уже некоторое время работаете друг с другом, у вас была возможность оценить, насколько компетентен в вопросах власти и влияния тот или иной участник. Наверняка вы думали и о себе, о своих способностях завоевывать авторитет, о том, как усилить свое влияние и как вести себя по отношению к тем, кто пользуется большим влиянием, чем вы.

Я предлагаю каждому поделиться своими соображениями по поводу следующих вопросов.

• Не создается ли у вас впечатление, что ваше взаимодействие с руководителем группы способствует удовлетворению его личных амбиций и расширению его полномочий?

• Верно ли, что ваши сильные стороны гармонично дополняют слабые стороны руководителя?

• Может ли руководитель быть уверен, что вы не представляете для него лично никакой угрозы?

• Демонстрирует ли руководитель такт, уважая ваши чувства?

• Предоставляет ли вам руководитель пространство для действий, а также возможности, которые способствуют углублению ваших знаний и развитию навыков?

• Чувствуете ли вы уважение вашего руководителя?

• Как вы поступаете, если у вас с руководителем наблюдается расхождение мнений по какому-либо вопросу? Спорите ли вы с ним или соглашаетесь? Критикуете ли вы его открыто? Достаточно ли вам один раз четко и понятно высказать свое мнение, чтобы он среагировал на него?

Сколько тренингов необходимо пройти для решения всех проблем?

Если кого-то еще беспокоит вопрос: «Так сколько именно тренингов обеспечат мне легкую беспроблемную жизнь, море друзей и ненапряжную блестящую карьеру?», — пожалуйста, еще раз очень внимательно прочитайте статью с самого начала, ибо такая формулировка заранее обречена на провал и равносильна вопрошанию: «Сколько мне нужно бегать по утрам, чтобы обрести фигуру Клаудии Шиффер/Антонио Бандероса и оставаться в добром здравии до ста лет?». При этом все понимают, что для поддержания красоты и здоровья необходим комплексный и регулярный подход к своему организму и внешнему виду. Человеческая психика и развитие личности не противоречат данному правилу. Личностное развитие в течение всей жизни не менее важно, чем забота о телесной оболочке. Кроме самих тренингов (которые действительно способны дать прекрасный «пинок под зад» для творческого отношения к самому себе и формированию себя как гармоничной и позитивной личности) процесс личностного роста – это еще и огромная самостоятельная работа по развитию своих положительных качеств и адекватного (не уничижительного) отношения к тем сторонам своей личности, которые еще предстоит понять, принять и усовершенствовать.

Каждая личность индивидуальна, кому- то хватит 1-2-х курсов и дальнейших самостоятельных занятий, кто-то посетит несколько курсов, а потом сделает перерыв на какое-то время, а некоторые будут посещать актуальные для них тренинги с той частотой, которую сочтут оптимальной для себя. Возможны различные варианты, самое главное – это осознать одну простую истину:

Никто и никогда не решит все проблемы за вас, без вашего непосредственного участия!

Удачи вам на этом длительном и тернистом, но, безусловно, увлекательном и полезном пути познания себя и развития своей личности!

Источник https://srazu.pro/pomosh/trening-lichnostnogo-rosta.html

Источник https://wumojetevse.ru/bolezni-i-otkloneniya/trening-lichnost.html

Источник

Источник

Author: mag