Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Содержание

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

На главную Коррекционная работа психолога в школе Беседы с детьми Цикл групповых занятий «Четыре САМО». Беседы для старшеклассников. — Часть 1. Готовность к саморазвитию

Цикл групповых занятий «Четыре САМО». Беседы для старшеклассников. — Часть 1. Готовность к саморазвитию
Коррекционная работа психолога в школе — Беседы с детьми
Индекс материала
Цикл групповых занятий «Четыре САМО». Беседы для старшеклассников.
Часть 1. Готовность к саморазвитию
Глава 2. Внутренние регуляторы поведения
Часть 3.САМОПОЗНАНИЕ или ШАГИ К СЕБЕ «Какой Я?»
Часть 4. Самопознание или шаги к себе (самонаблюдение)
ЧАСТЬ 5. САМОПОЗНАНИЕ с помощью психодиагностики
Часть 6. САМОПОЗНАНИЕ (микроситуации)
ЧАСТЬ 7. В МИРЕ ЧУВСТВ
ЧАСТЬ 8. САМОСОЗНАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ
ЧАСТЬ 9. Саморазвитие. Креативность
Методы исследования личности
АКТИВИЗИРУЮЩИЙ ОПРОСНИК «БУДЬ ГОТОВ!»
Внутренний мир человека и система представлений о себе
Самопознание
Тест – анкета самооценки способностей к самопознанию и саморазвитию личности
Все страницы

Часть 1. Готовность к саморазвитию.

Тест – анкета самооценки способностей к самопознанию и саморазвитию личности.

Читал ли и знаешь ли ты что–либо о принципах, методах, правилах самообразования, самовоспитания, саморазвития личности?

Имеешь ли ты серьезное и глубокое стремление к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию своих личных качеств, способностей?

Отмечают ли твои друзья, знакомые твои успехи в самообразовании, самовоспитании, саморазвитии?

Испытываешь ли ты стремление глубже познать самого себя, свои творческие способности?

Имеешь ли ты свой идеал и побуждает ли он тебя к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию?

Часто ли ты задумываешься о причинах своих промахов и неудач?

Способен ли ты к быстрому самостоятельному овладению новыми видами деятельности, например к самостоятельному изучению иностранного языка?

Способен ли ты продолжать решать трудную задачу, если первые 2 часа не дали ожидаемого результата?

Ведешь ли ты дневник, где планируешь свою жизнь (на год, на ближайшие месяцы, неделю, день) и анализируешь, что из запланированного выполнить не удалось и почему?

Считают ли твои друзья тебя способным к преодолению трудностей человеком?

Знаешь ли ты свои сильные и слабые качества?

Волнует ли тебя твое будущее?

Стремишься ли ты к тому, чтобы тебя уважали твои ближайшие друзья, родители?

Способен ли ты управлять собой, сдерживать себя в конфликтной ситуации?

Способен ли ты к риску?

Стремишься ли ты воспитать в себе силу воли или другие качества?

Добиваешься ли ты того, чтобы к твоему мнению прислушивались?

Считаешь ли ты себя целеустремленным человеком?

Считают ли тебя способным к саморазвитию, самообразованию человеком? Родители.

При заполнении теста – анкеты на каждый из поставленных вопросов необходимо дать ответ «1», «2», «3». Цифра «1» соответствует ответу «нет». Цифра «2» соответствует ответу «частично или периодически». Цифра «3» соответствует ответу «да»
Просуммируйте число баллов, которое вам удалось набрать, и найдите по нижеприведенной шкале уровень развития своих способностей к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

Несколько ниже среднего

Несколько выше среднего

Итак, вы получили более точные представления об уровне ваших способностей к самообразованию и саморазвитию. Не огорчайтесь, если он у вас невысок. Все в ваших силах и ваших руках!

ОПРОСНИК ГЗС (готовность знать себя), ГМС (готовность совершенствоваться)

Ответь на предлагаемые вопросы «да» или «нет».

1. У меня есть желание больше узнать о себе.
2. Я считаю, что нет необходимости в чем–то меняться.
3. Я уверен в своих силах.
4. Я уверен, что все задуманное осуществиться?.
5. У меня нет желания знать свои плюсы и минусы.
6. В моих планах я чаще надеюсь на удачу, чем на себя.
7. Я хочу лучше и эффективнее работать.
8. Я умею заставить себя и изменить себя, когда нужно.
9. Мои неудачи во многом связаны с неумением это делать.
10. Я интересуюсь мнением других о моих качествах и возможностях.
11. Мне трудно добиться задуманного и воспитывать себя.
12. В любом деле я не боюсь неудач и ошибок.
13. Мои умения и качества соответствуют требованиям выбранной мною профессии.
14. Обстоятельства сильнее меня, если даже я очень хочу что – то сделать.

Ключ:
ГЗС: 1+, 2+, 5-, 7+, 9+, 10+, 13-;
ГМС: 3+, 4+, 6-, 8+, 11-, 12+, 14-.

Отложите свои показатели по осям ГМС и ГЗС. По двум координатам отметьте точку на графике, которая может попасть в один из квадратов.

0 1 2 3 4 5 6 7

А – могу совершенствоваться, но не хочу себя знать
Б – хочу себя знать и могу измениться
В – не хочу знать себя и не хочу измениться
Г – хочу знать себя, но не хочу себя изменить

Саморазвитие студента: полноценная программа совершенствования навыков

Программа саморазвития студента — это система действий способствующих хорошей адаптации в социальной и профессиональной жизни, успешной семейной реализации в будущем. Студенческий период считается переходным этапом к взрослой жизни.

Возникают вопросы самоопределения, самореализации в современном мире, которые невозможны без формирования определённых качеств личности. Педагоги уделяют большое внимание вопросу саморазвития студентов, разрабатывают программы, оказывают помощь в становлении личности как субъекта общества.

программа саморазвития студента фото

Факторы становления личности в студенческие годы

Саморазвитие студента возможно при определённых обстоятельствах готовности личности к этому процессу.

Выделяют следующие факторы:

  1. Психологическая готовность — наличие «жизненных планов» по словам Веккера указывает на высшее развитие личности, которая овладела своим миром, сформировала особую систему жизни в существующей действительности.
  2. В студенческие годы формируются основные задачи, человек осознаёт смысл жизни, строит свой проект жизнеустройства, проходит решающий поворот взаимодействия с внешним миром, по Фельдштейну этап называется «Я — общество».
  3. Потребность в самопознании — только осознав необходимость понимания своей сущности со всеми положительными и отрицательными качествами, возникает возможность дальнейшего развития. Именно на этапе студенчества происходит формирование самотождественности, возникает чёткое представление о себе, как результат применения различных ролей, изучения литературы. Идентичность развивается довольно стремительно, при этом не всегда студент может сразу осмыслить своё предназначение и дальнейшую реализацию. Такие ситуации находятся в пределах нормы.
  4. Желание саморазвиваться — соразмеряя желаемый результат и текущую ситуацию жизни, личных качеств возникает необходимость, желание саморазвития. Только наличие цели и стимула позволит приблизить личность к необходимым трансформациям. Актуализация личности предполагает понимание и принятие своей личности, формирование мотивов, возможностей для дальнейшей адаптации в социальной среде, решения текущих жизненных сложностей.

Программа саморазвития студента возможна при осознании человеком необходимости развития и улучшения качеств личности, приобретения знаний.

саморазвитие студента фото

Саморазвитие студента — основные вопросы

Перед каждым студентом стоят 3 важных вопроса, которые необходимо решить в ходе успешного саморазвития.

Вопрос социализации (взаимодействия с обществом)

Человек — существо коллективное, издавна известно, что совместно легче бороться с жизненными трудностями. Личность находится в постоянной взаимосвязи с людьми, каким образом будут строиться взаимоотношения, дальнейшая реализация в обществе в большой степени зависит от заложенного воспитания, опыта жизни.

Программа саморазвития студента включает развитие коммуникативных навыков, в помощь приходит специальная литература и педагоги. Так, Карнеги в книге «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» раскрывает основы коммуникации, которые при их простоте являются весьма эффективными.

Вопрос профессиональной деятельности

Этот вопрос очень важен. Чем раньше человек задумывается над ним, тем лучше. Ещё в школьные годы учителя предлагают писать сочинения на тему будущей профессии, это стимулирует мышление в заданном направлении. При выборе профессии необходимо учитывать все стороны вопроса — задатки, возможности, востребованность на рынке труда.

Коммуникативные навыки, понимание людей играют также большую роль в будущем. Большая часть специальностей направлена на общение с клиентами, умением понять их, необходимо плодотворное взаимодействие в коллективе. Если человек замкнутый, то, возможно, ему будет проще реализовать себя в компьютерной сфере, науке.

факторы становления личности студента картинка

Вопрос любви

Этот вопрос является ключевым для периода студенчества. Человек, обладающий способностью общаться, взаимодействовать с другими, легче заводит знакомства, находит любовь, чем эгоцентричная личность, которое концентрируется только на своём Я. Поэтому важную роль на этом этапе оказывают комплексы детских лет — неполноценности и превосходства.

При неуверенности студент замкнут и не считает, что может быть любим. При превосходстве — полагает, что другие не достойны его внимания, нет подходящей пары. Программа саморазвития студента нацелена главным образом на социализацию, что позитивным образом сказывается на всех сторонах жизни.

Ещё одна причина, которая может негативно сказаться на создании семьи, возможности любить. Это подражание девушек во многом мужчинам — стиль одежды, поведение, привычки. Им кажется, что быть мужчиной проще, к ним другое отношение в семье, больше возможностей в карьере. Однако важно не потерять свою женственность, своё предназначение, сильное увлечение таким копированием приводит к психическим расстройствам, идёт во вред в вопросах любви.

саморазвитие студента фото

Характеристики самоактуализированной личности по Маслоу

Программа саморазвития студента предполагает понимание характеристик полноценной, здоровой, самосовершенствующейся личности — самоактуализированной личности. Психолог Маслоу произвёл исследования среди студентов по данному вопросу и выделил ряд особенностей, присущих такой личности:

1. Эффективное восприятие реальности

Основной характеристикой самоактуализированной личности является умение распознавать, где правда жизни, где — ложь. Такие люди всё хватают на лету, быстро ориентируются в ситуации, отлично замечают фальш или неискренность. Такие особенности проявляются не только во взаимоотношениях с людьми, но и в других сферах жизни. Например, в живописи, науке, музыке, политике.

Здравомыслие формируется благодаря возможности осмысления жизни и ситуаций в целом, восприятие всех фактов, а не отдельных мнений, точек зрения. Кроме того, наблюдения показали их позитивное отношение к новшествам. Такие личности не боятся перемен, скорее — приветствуют их. И действительно — без открытий, нововведений, нет прогресса.
Только идя вперёд по жизни с уверенностью, можно открыть новые горизонты.

Такую личность даже сомнения и неопределённость стимулируют к развитию, познанию мира, изучению себя, что коренным образом отличает ее от невротических людей.

2. Приятие окружающего мира и себя

Саморазвитие студента включает осознание, позитивное восприятие своей личности. Самоактуализированная личность воспринимает целостно, без комплексов по вопросу неполноценности, несоответствия идеалу. Важно научиться жить в гармонии с собой, принимая себя вместе со всеми недостатками.

У каждой личности есть базовый набор качеств, которые даны изначально, а дальнейшее развитие уже зависит от человека. Человек такого плана принимает реальный мир, как данность, не пытаясь её видоизменить, приукрасить. Их называют реалистами. В отношениях с окружающими прослеживается та же линия поведения — воспринимают их в комплексе с плюсами и минусами характера. Самоактуализированная личность нормально относится к физиологическим потребностям организма — еда, сон, любовь, интимные отношения. Всё это естественно и необходимо человеку. Такие люди умеют получать наслаждение от жизни, не укоряя себя в этом.

Самоактуализированные люди не знакомы с переживаниями стыдливости и не обвиняют себя во всех проблемах человечества, что свойственно людям с нервными расстройствами. Женщина принимает естественно свою беременность, функции организма, не боится быть женственной. Здоровая личность бывает недовольна собой только тогда, если понимает, что сбилась с пути, желает быть лучше, стремится к этому всеми силами.

как преодолеть беспокойство фото

3. Естественность поведения

Личность самоактуализированная не стремится казаться лучше, действует сообразно своим суждениям. Быстро ориентируется в ситуациях и находит способы решения. Такой человек совершенно естественен в помыслах и суждениях, при этом понимает нормы общества, действует в пределах установленного порядка.

Временами они с юмором относятся к существующим предубеждениям, не верят в приметы, однако им не свойственно насаждать свою точку зрения, осознают, что другие люди могут иметь свои убеждения. Нетрадиционность таких людей заключается в глубинной сущности, на уровне мыслей.

Естественное поведение проявляется у них в моменты увлечённости каким-то делом или в компании друзей. Здоровой личности присущи свои суждения, нравственные убеждения, принципы морали. Временами им сложно в обществе — они замечают любую ложь, ханжество, временами пытаются открыть другим глаза, просветить, входят в споры. Однако обычно ведут себя вполне спокойно и дружелюбно. Личность этого уровня отличает особая мотивация, которая направлена на развитие и самосовершенствование. Она стремится к саморазвитию, самовыражению, самоактуализации в обществе, при этом ничто человеческое ей не чуждо. Обычный же человек нацелен только на потребительство.

4. Служение

Есть ещё одна важная особенность — целостная личность всегда имеет важное приложение для своих усилий, дело жизни. У нее нет времени на переживания, она концентрируется на внешнем мире и своих целях. Она всегда посвящает свою жизнь чему-то без остатка — работе, призванию, семье. Такая личность не склонна к самокопанию, излишним тревогам на свой счёт.

Часто думает о служении другим людям, проявляет заботу, внимание к окружающим, родным и близким. Вектор внимания сосредоточен не на себе, а на других людях в большей степени, что помогает избежать переживаний в своей жизни. Наблюдается у таких людей и склонность к философским размышлениям над глобальными проблемами человечества.

Они живут в глобальном мире и видят картину в целом, как результат истории человечества. Эти люди философы и имеют свой взгляд на мир. Такой подход к жизни позволяет сохранять им спокойствие в любых ситуациях, благодаря наличию широкого восприятия, отсутствия мелочности, умению смотреть в перспективе. Саморазвитие студента предполагает осознание необходимости коммуникации и взаимопомощи.

программа саморазвития студента фото

5. Потребность в уединённости

Важное свойство здоровой и целостной личности — умение переживать одиночество. Чувствует себя в этом состоянии вполне комфортно. Люди такого развития самодостаточны и не испытывают нужды в постоянной компании. Некоторым кажется, что такие люди ведут себя отстранённо, малообщительно. Это не так, просто у них потребность в общении меньше, им комфортно быть наедине с собой.

Они умеют спокойно переносить трудности жизни — неудачи, падения, насмешки. Таким же образом они относятся и к достижениям, не сильно концентрируют на них своё внимание. Такие личности всегда имеют собственное мнение и не идут на поводу у моды, течений, других людей. Все решения принимают на основе своих предпочтений и суждений. Им присуща объективность и отстранённость в решении важных вопросов.

6. Автономность, воля и активность

Здоровая личность является независимой от общества и среды обитания. Ими движет не дефицит чувств, потребностей, а необходимость в самосовершенствовании. Причиной такого роста является сам индивид, не окружающий мир. Для полноценной жизни им нет необходимости взаимодействовать с другим человеком, они могут справляться самостоятельно с жизненными обстоятельствами. При этом чувства любви и уважения имеют большое влияние, обогащают жизнь человека.

7. Свежий взгляд на вещи

Самоактуализированная личность обладает ещё одним уникальным свойством — чувством новизны, умение радоваться жизни. Она замечает красоту вокруг себя — цветы, закаты, улыбки детей. Умеет любить всю жизнь и каждый раз находить что-то новое в любимом человека и получать удовольствие от общения. Такие люди могут быть счастливыми, приносят радость своим близким.

студенческие годы фото

8. Высшие переживания

Таким развитым личностям свойственно ощущать эмоции и переживания на более высоком уровне, который недостижим другим людям. Их может накрыть волной безграничного единства с миром, слияния с музыкой или любимым человеком. Такие чувства находятся на грани мистических, при этом на определённом уровне развития человек способен ощущать мир тонких материй очень чутко.

9.Межличностные отношения

Самоактуализированная личность не имеет много друзей, есть «круг избранных», с которыми им интересно общаться, кому доверяют, наиболее близкие люди. В любви также они достаточно разборчивы и находят общий язык лишь с людьми высокого уровня развития, поверхностные — не вызывают интерес у них. Считают главным не количество, а качество друзей, могут дружить с одними людьми всю свою сознательную жизнь.

10. Демократичность

Умение общаться на равных с разными людьми — различного возраста, религий, цвета кожи. Они воспринимают спокойно различиям во взглядах и убеждениях, им не существенна национальность или вероисповедание индивида, главное — суть, человек. Они открыты к постоянному изучению окружающей действительности, с удовольствием осваивают новые сферы деятельности, уважительно отзываются о профессионалах своего дела — музыкант, столяр, токарь.
Программа саморазвития студента включает необходимость положительного отношения к труду, выбранной профессии.

11.Умение отличать добро от зла

Эти студенты отличаются высокими устоями морали и сделали их направляющими векторами в каждой ситуации. При этом можно сравнивать это свойство с верующими, обладающими моральными ценностями. Однако у них своё восприятие бога — отсутствие чётко выраженной религии, нечто большее — комплекс идей, суждений, высшая сила. Таким людям свойственно относиться к миру с детской непосредственностью, умеют любое занятие сделать интересным и увлекательным, радуются результату достижений и процессу.

саморазвития студента картинка

12. Философское чувство юмора

Высокоразвитые учащиеся обладают своим неповторимым отношением к жизни — воспринимают всё позитивно, с юмором, как положено философам. Они любят жизненные шутки, которые нацелены на высмеивание негативных проявлений характера человека и метаморфозы самой жизни. Не любят простой и поверхностный юмор. Суета, гордыня, тщеславие — всё это вызывает улыбку на их лице.

13.Креативность

Студенты этой группы практически все проявили креативность в различных сферах деятельности. Когда они берутся за дело, то находят особый индивидуальный подход к делу. Человек любой рабочей специальности этой категории будет креативен и создаст шедевры. Непосредственность приводит к формированию мнения о талантливости этих людей.
Программа саморазвития студента предполагает и развитие творческого потенциала, разнообразные задания предполагают применение этих качеств.

14. Сопротивление культурным влияниям

Развитые личности не подчиняются полностью влиянию культуры своего общества, они живут в социуме, но имеют свою гражданскую позицию. Они умеют критически оценивать культуру, её состояние, плюсы и минусы. Им присуща национальность, но они принадлежат миру, человечеству, мыслят глобальными понятиями.

Здоровая полноценная личность не лишена недостатков, они свойственны всем, но их положительные качества позволяют жить полноценной жизнью, получать радость от существования в этом мире. Почему же так мало здоровых и сильных личностей вокруг, что мешает саморазвитию студента, какие факторы откладывают свой отпечаток, ведут к негативным последствиям в будущем?

факторы становления личности студента картинка

Влияние детского периода на становление личности студента

Особое внимание вопросу влияния детских воспоминаний уделял Адлер в своей книге «Наука жить». В ней говорится о важной роли детских лет и воспоминаний в формировании и становлении личности. Рассмотрим основные типы поведения личности в студенческие годы, причины их возникновения, какая схема саморазвития личности характерна для них?

  1. Неорганизованный студент. Часто встречаются в практике учащие, которые не готовы к обучению, не желают брать ответственность на себя за своё будущее, пропускают лекции на постоянной основе. Они не успевают за программой обучения, имеют плохую концентрацию. Если обратиться к воспоминаниям детства, то такие дети были любимчиками в семье, им всё позволялось, что привело к избалованности и отсутствию ответственности в поведении.
  2. Застенчивый, неуверенный студент. Такой результат может быть следствием нехватки внимания и любви со стороны родителей в детстве, строгое обращение, недостаток внимания. Часто встречается у детей, что росли в приютах, отвергнутых, брошенных. Они чувствуют себя неуверенно в этом мире, полном опасностей и непонятных обстоятельств. Воспоминания — одиночество, один в комнате, рядом нет близких людей. Даже поступив в институт, испытывают страх быть хуже других.

студенческие годы фото

Как преодолеть беспокойство в студенческие годы?

Высшее образование — ответственный этап в жизни каждого человека. Программа саморазвития студента предполагает также умение справляться с трудностями жизни, стойко переносить взлёты и падения, преодолевать страх перед экзаменами, научиться достигать поставленных целей без потери спокойствия.

Простые методы борьбы с беспокойством:

    Метод принятия — нужно представить мысленно наихудший вариант, принять его мысленно, а потом продумать варианты поведения, что можно сделать для улучшения ситуации. Такая стратегия спасла Эрна Хейни от смерти. Этот человек очень сильно болел, это было связано с язвой желудка, он практически не мог есть, доктора давали неутешительные прогнозы.

саморазвитие студента изображение

Вывод

Программа саморазвития студента предусматривает подготовку человека к взрослой жизни и базируется на познании себя и самосовершенствовании. Важную роль на пути становления личности имеют семья, школа, коллектив. При необходимых условиях воспитания зарождается здоровая самоактуализированная личность, которая стремится к совершенству на протяжении всей жизни. Человеку всегда есть чему учиться, есть неизведанные сферы знаний. Ключевым моментом в период получения высшего образования является осознание своего будущего, профессии, социализация.

Желаем каждому человеку найти себя и быть самодостаточной личностью!

Понравилась статья, расскажи друзьям

САЛИД © При полном или частичном копировании материала, ссылка на первоисточник обязательна.

Источник http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/197-besedy-s-detmi/3139-2020-11-10-12-25-07?start=1

Источник https://salid.ru/journal/samorazvitie-studenta

Источник

Источник

Вам будет интересно  С чего начать саморазвитие: советы, рекомендации
Author: mag