Содержание
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
На главную Коррекционная работа психолога в школе Беседы с детьми Цикл групповых занятий «Четыре САМО». Беседы для старшеклассников. — Часть 1. Готовность к саморазвитию
Цикл групповых занятий «Четыре САМО». Беседы для старшеклассников. — Часть 1. Готовность к саморазвитию |
Коррекционная работа психолога в школе — Беседы с детьми | |||||||||||||||||
Часть 1. Готовность к саморазвитию.Тест – анкета самооценки способностей к самопознанию и саморазвитию личности.Читал ли и знаешь ли ты что–либо о принципах, методах, правилах самообразования, самовоспитания, саморазвития личности? Имеешь ли ты серьезное и глубокое стремление к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию своих личных качеств, способностей? Отмечают ли твои друзья, знакомые твои успехи в самообразовании, самовоспитании, саморазвитии? Испытываешь ли ты стремление глубже познать самого себя, свои творческие способности? Имеешь ли ты свой идеал и побуждает ли он тебя к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию? Часто ли ты задумываешься о причинах своих промахов и неудач? Способен ли ты к быстрому самостоятельному овладению новыми видами деятельности, например к самостоятельному изучению иностранного языка? Способен ли ты продолжать решать трудную задачу, если первые 2 часа не дали ожидаемого результата? Ведешь ли ты дневник, где планируешь свою жизнь (на год, на ближайшие месяцы, неделю, день) и анализируешь, что из запланированного выполнить не удалось и почему? Считают ли твои друзья тебя способным к преодолению трудностей человеком? Знаешь ли ты свои сильные и слабые качества? Волнует ли тебя твое будущее? Стремишься ли ты к тому, чтобы тебя уважали твои ближайшие друзья, родители? Способен ли ты управлять собой, сдерживать себя в конфликтной ситуации? Способен ли ты к риску? Стремишься ли ты воспитать в себе силу воли или другие качества? Добиваешься ли ты того, чтобы к твоему мнению прислушивались? Считаешь ли ты себя целеустремленным человеком? Считают ли тебя способным к саморазвитию, самообразованию человеком? Родители. При заполнении теста – анкеты на каждый из поставленных вопросов необходимо дать ответ «1», «2», «3». Цифра «1» соответствует ответу «нет». Цифра «2» соответствует ответу «частично или периодически». Цифра «3» соответствует ответу «да» Несколько ниже среднего Несколько выше среднего Итак, вы получили более точные представления об уровне ваших способностей к самообразованию и саморазвитию. Не огорчайтесь, если он у вас невысок. Все в ваших силах и ваших руках! ОПРОСНИК ГЗС (готовность знать себя), ГМС (готовность совершенствоваться)Ответь на предлагаемые вопросы «да» или «нет». 1. У меня есть желание больше узнать о себе. Ключ: Отложите свои показатели по осям ГМС и ГЗС. По двум координатам отметьте точку на графике, которая может попасть в один из квадратов. 0 1 2 3 4 5 6 7 А – могу совершенствоваться, но не хочу себя знать Саморазвитие студента: полноценная программа совершенствования навыковПрограмма саморазвития студента — это система действий способствующих хорошей адаптации в социальной и профессиональной жизни, успешной семейной реализации в будущем. Студенческий период считается переходным этапом к взрослой жизни. Возникают вопросы самоопределения, самореализации в современном мире, которые невозможны без формирования определённых качеств личности. Педагоги уделяют большое внимание вопросу саморазвития студентов, разрабатывают программы, оказывают помощь в становлении личности как субъекта общества. Факторы становления личности в студенческие годыСаморазвитие студента возможно при определённых обстоятельствах готовности личности к этому процессу. Выделяют следующие факторы:
Программа саморазвития студента возможна при осознании человеком необходимости развития и улучшения качеств личности, приобретения знаний. Саморазвитие студента — основные вопросыПеред каждым студентом стоят 3 важных вопроса, которые необходимо решить в ходе успешного саморазвития. Вопрос социализации (взаимодействия с обществом)Человек — существо коллективное, издавна известно, что совместно легче бороться с жизненными трудностями. Личность находится в постоянной взаимосвязи с людьми, каким образом будут строиться взаимоотношения, дальнейшая реализация в обществе в большой степени зависит от заложенного воспитания, опыта жизни. Программа саморазвития студента включает развитие коммуникативных навыков, в помощь приходит специальная литература и педагоги. Так, Карнеги в книге «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» раскрывает основы коммуникации, которые при их простоте являются весьма эффективными. Вопрос профессиональной деятельностиЭтот вопрос очень важен. Чем раньше человек задумывается над ним, тем лучше. Ещё в школьные годы учителя предлагают писать сочинения на тему будущей профессии, это стимулирует мышление в заданном направлении. При выборе профессии необходимо учитывать все стороны вопроса — задатки, возможности, востребованность на рынке труда. Коммуникативные навыки, понимание людей играют также большую роль в будущем. Большая часть специальностей направлена на общение с клиентами, умением понять их, необходимо плодотворное взаимодействие в коллективе. Если человек замкнутый, то, возможно, ему будет проще реализовать себя в компьютерной сфере, науке. Вопрос любвиЭтот вопрос является ключевым для периода студенчества. Человек, обладающий способностью общаться, взаимодействовать с другими, легче заводит знакомства, находит любовь, чем эгоцентричная личность, которое концентрируется только на своём Я. Поэтому важную роль на этом этапе оказывают комплексы детских лет — неполноценности и превосходства. При неуверенности студент замкнут и не считает, что может быть любим. При превосходстве — полагает, что другие не достойны его внимания, нет подходящей пары. Программа саморазвития студента нацелена главным образом на социализацию, что позитивным образом сказывается на всех сторонах жизни. Ещё одна причина, которая может негативно сказаться на создании семьи, возможности любить. Это подражание девушек во многом мужчинам — стиль одежды, поведение, привычки. Им кажется, что быть мужчиной проще, к ним другое отношение в семье, больше возможностей в карьере. Однако важно не потерять свою женственность, своё предназначение, сильное увлечение таким копированием приводит к психическим расстройствам, идёт во вред в вопросах любви. Характеристики самоактуализированной личности по МаслоуПрограмма саморазвития студента предполагает понимание характеристик полноценной, здоровой, самосовершенствующейся личности — самоактуализированной личности. Психолог Маслоу произвёл исследования среди студентов по данному вопросу и выделил ряд особенностей, присущих такой личности: 1. Эффективное восприятие реальностиОсновной характеристикой самоактуализированной личности является умение распознавать, где правда жизни, где — ложь. Такие люди всё хватают на лету, быстро ориентируются в ситуации, отлично замечают фальш или неискренность. Такие особенности проявляются не только во взаимоотношениях с людьми, но и в других сферах жизни. Например, в живописи, науке, музыке, политике. Здравомыслие формируется благодаря возможности осмысления жизни и ситуаций в целом, восприятие всех фактов, а не отдельных мнений, точек зрения. Кроме того, наблюдения показали их позитивное отношение к новшествам. Такие личности не боятся перемен, скорее — приветствуют их. И действительно — без открытий, нововведений, нет прогресса. Такую личность даже сомнения и неопределённость стимулируют к развитию, познанию мира, изучению себя, что коренным образом отличает ее от невротических людей. 2. Приятие окружающего мира и себяСаморазвитие студента включает осознание, позитивное восприятие своей личности. Самоактуализированная личность воспринимает целостно, без комплексов по вопросу неполноценности, несоответствия идеалу. Важно научиться жить в гармонии с собой, принимая себя вместе со всеми недостатками. У каждой личности есть базовый набор качеств, которые даны изначально, а дальнейшее развитие уже зависит от человека. Человек такого плана принимает реальный мир, как данность, не пытаясь её видоизменить, приукрасить. Их называют реалистами. В отношениях с окружающими прослеживается та же линия поведения — воспринимают их в комплексе с плюсами и минусами характера. Самоактуализированная личность нормально относится к физиологическим потребностям организма — еда, сон, любовь, интимные отношения. Всё это естественно и необходимо человеку. Такие люди умеют получать наслаждение от жизни, не укоряя себя в этом. Самоактуализированные люди не знакомы с переживаниями стыдливости и не обвиняют себя во всех проблемах человечества, что свойственно людям с нервными расстройствами. Женщина принимает естественно свою беременность, функции организма, не боится быть женственной. Здоровая личность бывает недовольна собой только тогда, если понимает, что сбилась с пути, желает быть лучше, стремится к этому всеми силами. 3. Естественность поведенияЛичность самоактуализированная не стремится казаться лучше, действует сообразно своим суждениям. Быстро ориентируется в ситуациях и находит способы решения. Такой человек совершенно естественен в помыслах и суждениях, при этом понимает нормы общества, действует в пределах установленного порядка. Временами они с юмором относятся к существующим предубеждениям, не верят в приметы, однако им не свойственно насаждать свою точку зрения, осознают, что другие люди могут иметь свои убеждения. Нетрадиционность таких людей заключается в глубинной сущности, на уровне мыслей. Естественное поведение проявляется у них в моменты увлечённости каким-то делом или в компании друзей. Здоровой личности присущи свои суждения, нравственные убеждения, принципы морали. Временами им сложно в обществе — они замечают любую ложь, ханжество, временами пытаются открыть другим глаза, просветить, входят в споры. Однако обычно ведут себя вполне спокойно и дружелюбно. Личность этого уровня отличает особая мотивация, которая направлена на развитие и самосовершенствование. Она стремится к саморазвитию, самовыражению, самоактуализации в обществе, при этом ничто человеческое ей не чуждо. Обычный же человек нацелен только на потребительство. 4. СлужениеЕсть ещё одна важная особенность — целостная личность всегда имеет важное приложение для своих усилий, дело жизни. У нее нет времени на переживания, она концентрируется на внешнем мире и своих целях. Она всегда посвящает свою жизнь чему-то без остатка — работе, призванию, семье. Такая личность не склонна к самокопанию, излишним тревогам на свой счёт. Часто думает о служении другим людям, проявляет заботу, внимание к окружающим, родным и близким. Вектор внимания сосредоточен не на себе, а на других людях в большей степени, что помогает избежать переживаний в своей жизни. Наблюдается у таких людей и склонность к философским размышлениям над глобальными проблемами человечества. Они живут в глобальном мире и видят картину в целом, как результат истории человечества. Эти люди философы и имеют свой взгляд на мир. Такой подход к жизни позволяет сохранять им спокойствие в любых ситуациях, благодаря наличию широкого восприятия, отсутствия мелочности, умению смотреть в перспективе. Саморазвитие студента предполагает осознание необходимости коммуникации и взаимопомощи. 5. Потребность в уединённостиВажное свойство здоровой и целостной личности — умение переживать одиночество. Чувствует себя в этом состоянии вполне комфортно. Люди такого развития самодостаточны и не испытывают нужды в постоянной компании. Некоторым кажется, что такие люди ведут себя отстранённо, малообщительно. Это не так, просто у них потребность в общении меньше, им комфортно быть наедине с собой. Они умеют спокойно переносить трудности жизни — неудачи, падения, насмешки. Таким же образом они относятся и к достижениям, не сильно концентрируют на них своё внимание. Такие личности всегда имеют собственное мнение и не идут на поводу у моды, течений, других людей. Все решения принимают на основе своих предпочтений и суждений. Им присуща объективность и отстранённость в решении важных вопросов. 6. Автономность, воля и активностьЗдоровая личность является независимой от общества и среды обитания. Ими движет не дефицит чувств, потребностей, а необходимость в самосовершенствовании. Причиной такого роста является сам индивид, не окружающий мир. Для полноценной жизни им нет необходимости взаимодействовать с другим человеком, они могут справляться самостоятельно с жизненными обстоятельствами. При этом чувства любви и уважения имеют большое влияние, обогащают жизнь человека. 7. Свежий взгляд на вещиСамоактуализированная личность обладает ещё одним уникальным свойством — чувством новизны, умение радоваться жизни. Она замечает красоту вокруг себя — цветы, закаты, улыбки детей. Умеет любить всю жизнь и каждый раз находить что-то новое в любимом человека и получать удовольствие от общения. Такие люди могут быть счастливыми, приносят радость своим близким. 8. Высшие переживанияТаким развитым личностям свойственно ощущать эмоции и переживания на более высоком уровне, который недостижим другим людям. Их может накрыть волной безграничного единства с миром, слияния с музыкой или любимым человеком. Такие чувства находятся на грани мистических, при этом на определённом уровне развития человек способен ощущать мир тонких материй очень чутко. 9.Межличностные отношенияСамоактуализированная личность не имеет много друзей, есть «круг избранных», с которыми им интересно общаться, кому доверяют, наиболее близкие люди. В любви также они достаточно разборчивы и находят общий язык лишь с людьми высокого уровня развития, поверхностные — не вызывают интерес у них. Считают главным не количество, а качество друзей, могут дружить с одними людьми всю свою сознательную жизнь. 10. ДемократичностьУмение общаться на равных с разными людьми — различного возраста, религий, цвета кожи. Они воспринимают спокойно различиям во взглядах и убеждениях, им не существенна национальность или вероисповедание индивида, главное — суть, человек. Они открыты к постоянному изучению окружающей действительности, с удовольствием осваивают новые сферы деятельности, уважительно отзываются о профессионалах своего дела — музыкант, столяр, токарь. 11.Умение отличать добро от злаЭти студенты отличаются высокими устоями морали и сделали их направляющими векторами в каждой ситуации. При этом можно сравнивать это свойство с верующими, обладающими моральными ценностями. Однако у них своё восприятие бога — отсутствие чётко выраженной религии, нечто большее — комплекс идей, суждений, высшая сила. Таким людям свойственно относиться к миру с детской непосредственностью, умеют любое занятие сделать интересным и увлекательным, радуются результату достижений и процессу. 12. Философское чувство юмораВысокоразвитые учащиеся обладают своим неповторимым отношением к жизни — воспринимают всё позитивно, с юмором, как положено философам. Они любят жизненные шутки, которые нацелены на высмеивание негативных проявлений характера человека и метаморфозы самой жизни. Не любят простой и поверхностный юмор. Суета, гордыня, тщеславие — всё это вызывает улыбку на их лице. 13.КреативностьСтуденты этой группы практически все проявили креативность в различных сферах деятельности. Когда они берутся за дело, то находят особый индивидуальный подход к делу. Человек любой рабочей специальности этой категории будет креативен и создаст шедевры. Непосредственность приводит к формированию мнения о талантливости этих людей. 14. Сопротивление культурным влияниямРазвитые личности не подчиняются полностью влиянию культуры своего общества, они живут в социуме, но имеют свою гражданскую позицию. Они умеют критически оценивать культуру, её состояние, плюсы и минусы. Им присуща национальность, но они принадлежат миру, человечеству, мыслят глобальными понятиями. Здоровая полноценная личность не лишена недостатков, они свойственны всем, но их положительные качества позволяют жить полноценной жизнью, получать радость от существования в этом мире. Почему же так мало здоровых и сильных личностей вокруг, что мешает саморазвитию студента, какие факторы откладывают свой отпечаток, ведут к негативным последствиям в будущем? Влияние детского периода на становление личности студентаОсобое внимание вопросу влияния детских воспоминаний уделял Адлер в своей книге «Наука жить». В ней говорится о важной роли детских лет и воспоминаний в формировании и становлении личности. Рассмотрим основные типы поведения личности в студенческие годы, причины их возникновения, какая схема саморазвития личности характерна для них?
Как преодолеть беспокойство в студенческие годы?Высшее образование — ответственный этап в жизни каждого человека. Программа саморазвития студента предполагает также умение справляться с трудностями жизни, стойко переносить взлёты и падения, преодолевать страх перед экзаменами, научиться достигать поставленных целей без потери спокойствия. Простые методы борьбы с беспокойством:
ВыводПрограмма саморазвития студента предусматривает подготовку человека к взрослой жизни и базируется на познании себя и самосовершенствовании. Важную роль на пути становления личности имеют семья, школа, коллектив. При необходимых условиях воспитания зарождается здоровая самоактуализированная личность, которая стремится к совершенству на протяжении всей жизни. Человеку всегда есть чему учиться, есть неизведанные сферы знаний. Ключевым моментом в период получения высшего образования является осознание своего будущего, профессии, социализация. Желаем каждому человеку найти себя и быть самодостаточной личностью! Понравилась статья, расскажи друзьямСАЛИД © При полном или частичном копировании материала, ссылка на первоисточник обязательна. Источник http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/197-besedy-s-detmi/3139-2020-11-10-12-25-07?start=1 Источник https://salid.ru/journal/samorazvitie-studenta Источник Источник |