Содержание
Почему нужен личностный рост и что он из себя представляет?
Рано или поздно все люди начинают задумываться о новой стадии личностного роста. Дело в том, что такой процесс на жизненном пути просто неизбежен. Ведь пределов совершенству не существует.
Прийти к этапу самопознания у всех получается совершенно по-разному: кто-то начинает совершенствоваться с раннего детства, а кто-то только в зрелом возрасте. В любом случае, личностный рост присутствует в нашей жизни. Вопрос только в том, сможем ли мы его удержать и продолжать двигаться в правильном направлении.
Личностный рост – понятие, знакомое каждому, кто хоть раз добивался успехов на своём пути. Без данного процесса не выйдет полноценной активной жизни, а получится только бесцельное существование. Мало кто из людей захочет потратить целую жизнь на то, чтобы осесть в трясине своего болота, никак не двигаясь дальше в направлении поставленных целей.
Люди обладают глубинным потенциалом для развития собственных умений, заложенных в них с самого рождения. Они созданы для великих свершений, небывалых открытий, для покорения новых вершин и воспитания последующего поколения. Каждый человек сам решает, какую дорогу он выберет. Либо на протяжении всей жизни постоянно совершенствовать себя и расти дальше, либо беззаботно плыть по течению, никак не развиваясь.
Личностный рост наступит лишь тогда, когда сам человек этого захочет, приложив свою долю усилий. Поэтому всегда важно помнить, что данный процесс требует к себе особого внимания, а также больших трудов.
Что такое личностный рост?
Личностный рост – это долгий, трудоёмкий процесс собственного улучшения, как истинной индивидуальности с особыми талантами и уникальными чертами характера. Данный процесс несёт в себе как личную, так и социальную выгоду.
Дело в том, что на пути личностного роста человек развивается для того, чтобы заявить о себе в обществе, достичь каких-либо положительных результатов в выбранном деле, высот в социальной сфере. То есть, он получает не только духовное и личностное развитие, но также признание в обществе, без которого трудно найти свою нишу.
У каждого из нас в подсознании существует идеальный образ собственного “Я”, к которому мы машинально стремимся. Такой идеал создается благодаря самоидентификации с кумирами и публичными людьми, а ещё из личных представлений о том, что “хорошо”, а что “плохо”.
Поэтому мы сами себя создаём, как скульптор вырубает очередную скульптуру, так мы воспитываем в себе новое качество или умение. Это является наиболее точным и простым показателем личностного роста.
10 признаков личностного роста:
Известный российский психолог – Владимир Львович Леви, благодаря многолетним трудам, смог вывести основные признаки развития личности. К ним относятся:
- Увеличение потока интересов, хобби;
- Укрепление жизненных взглядов, позиций;
- Появление взаимосвязи, понимания поступков других людей;
- Осознание своих потребностей, желаний;
- Обретение внутренней свободы, раскрепощение мысли;
- Самовольное принятие ответственности за свои поступки;
- Отстаивание персонального мнения, интересов;
- Полное принятие себя, как уникальной личности;
- Неизбежная работа над собственными недостатками;
- Поиск внутренних талантов, их дальнейшее развитие.
Если хотя бы один из выше перечисленных признаков наблюдается в вашей жизни, несомненно, вы на верном пути личностного роста и саморазвития. Не стоит останавливаться на достигнутом результате, ведь впереди ещё множество работы над созданием идеальной личности.
Личностный рост человека и его внутренний потенциал
Потенциал личности – это величайшая способность человека к улучшению собственных талантов, умений. Он заложен в каждом из нас с самого рождения. Такой потенциал даёт нам возможность попробовать ту жизнь, которую мы захотим, быть именно тем, кем мы себя желаем видеть. Без развития внутреннего потенциала, личностный рост попросту невозможен. Ведь крепкая взаимосвязь держит их рядом друг с другом.
С ростом личности к людям приходят новейшие открытия, возможности для свершений. Таким образом, они становятся более значимыми и ценными для общества. Если зря не зарывать свой потенциал, а упорно работать над его реализацией, то вполне реально достичь больших жизненных высот и уважительного положения в социуме.
Через самопознание к личностному росту
Процесс самопознания всегда был частью жизни любого человека. Не важно, какого он возраста, роста или цвета кожи. Все мы постепенно узнаём свои повадки, характеристики, раскрываем внутреннее “Я”, собственный потенциал. В каждом поступке заложен выбор человека, его идея, мысль.
Поэтому именно действия являются частью самопознания. К примеру, распространённая поговорка “друг познаётся в беде” отлично подходит к данному выводу. Никто не знает заранее, как он поведёт себя в той или иной ситуации, пока сам не окажется там и не покажет своих способностей.
Делая вывод, можно сказать, что без самопознания довольно сложно понять, в каком направлении стоит развиваться дальше, где есть недостатки, которые необходимо устранить и какие черты характера требуют доработки. Не зная досконально собственных способностей, не возможно их улучшить до необходимого уровня.
Только те, кто не боится изучать себя, способны на дальнейший рост личности. Те, кто стремятся стать совершеннее, всегда готовы к преодолению трудностей на данном пути, не боятся перемен и открыты новым событиям.
Самопознание через уничтожение
Процесс самопознания бывает весьма разным, и порой даже опасным для человека. Никогда не знаешь, куда тебя заведут собственные мысли, идеи и желания. Порой, для того, чтобы узнать о заложенных внутри себя возможностях, приходится спуститься в самые тёмные уголки своей личности. Если принимать собственное “Я” таким, какое оно есть на самом деле, стоит учитывать и его недостатки. Умный человек не просто их примет, он начнёт работу над их перевоплощением в достоинства.
В популярной молодёжной комедии «Девичник в Вегасе» была упомянута замечательная цитата: “Упасть на самое дно не так ужасно, ведь теперь путь только наверх”. Смысл этой фразы довольно прост, она мотивирует никогда не отчаиваться, даже если мысли и желания завели вас в тупик. Выход всегда есть, главное из любой ситуации вынести пользу и сделать выводы, которые будут полезны в будущем.
Тренинги личностного роста
Не все люди способны самостоятельно разобраться с нависшими проблемами. И это вполне нормально! Например, когда у человека болит зуб, он естественно идёт к врачу. Тоже должно происходить с душевными ранами. Если у человека случился кризис в жизни, он не может найти мотивацию к действиям или решение угнетающей проблемы, то здесь нужна срочная помощь специалиста.
В России в последнее время набирают большую популярность тренинги личностного роста. Они нацелены на мотивацию аудитории для их самореализации. На самом деле, многим из нас подобные практики просто жизненно необходимы! На подобных мероприятиях вас научат, как поверить в свои силы и раскрыть глубинный потенциал, а также как правильно использовать данные ресурсы для достижения роста личности.
Зачем нужны тренинги личностного роста?
Подобные тренинги являются стимулом, толчком к началу решительных изменений жизни в лучшую сторону. Они позволяют увидеть положительное будущее, а также разглядеть в себе определённые задатки для его реализации. На таких мероприятиях важно верить в их результат. Если прийти туда с настроем заядлого скептика, то даже самый опытный тренер вряд ли сможет вас переубедить. Помните, что основная задача коуча – мотивация и стимулирование аудитории, остальное – только ваши старания и работа.
Критика программ личностных тренингов
К сожалению, для жителей России тренинговые практики – новейшее открытие, соответственно, они вызывают сомнения в глазах людей. Почему так происходит? Ответ довольно прост, человеку всегда сложно поверить в обещания со стороны, пока он самостоятельно не увидит наглядный результат.
Основной проблемой тренингов стала человеческая лень. Тренер способен вложить знания, мотивацию в головы слушателей, но только от их самостоятельной работы будет зависеть достижение поставленных целей. Сколько бы коуч не старался донести до слушателя необходимость тех или иных действий, пока слушатель сам не попробует их осуществить, изменений не наступит. Отсюда и зарождается критика тренингов. Многие люди, кто приходят на них, ждут моментальных изменений, но далеко не всегда их получают, так как не хотят особо напрягаться и прикладывать какие-либо усилия.
Положительный итог и польза тренингов личностного роста наступят только тогда, когда сами участники станут прикладывать собственные силы для их достижения.
Социология личности И.С. Кон
Советский и российский социолог Игорь Семёнович Кон в своих работах утверждал, что понятие личности относится к одному определённому человеку, и объясняет его индивидуальность, отличие от других людей.
К главным отличительным чертам личности И.С. Кон относил:
- специфику построения быта
- индивидуальные особенности
- осуществляемую деятельность индивида
Что касается значения личностного роста для социума, то здесь, безусловно, он играет важную роль. Без определённого статуса в обществе довольно сложно занять выгодное положение. Если индивид не соответствует общественным нормам поведения, то его, скорее всего, ждёт непонимание со стороны окружающих людей.
Человеческое «Я» по Фрейду
Зигмунд Фрейд – наиболее знакомая персона для современного общества. Австрийский психоаналитик, психиатр и невролог выдвинул немало теорий и суждений на тему человеческого “Я” и его самовыражения.
По мнению З. Фрейда, индивидуальность создаётся самостоятельно, при помощи анализа окружающего мира и уже существующих идеалов. Каждый член общества стремиться к признанию, поэтому ему так важно достичь канонов устойчивого идеала. Но важно помнить, что “сколько на свете людей, столько и мнений”. Исходя из этого, легко сделать вывод, что истинная личность – это итог самовоспитания и саморазвития человека. А личностный рост – процесс самореализации.
Зачем нужен личностный рост? Делаем выводы:
- Для начала жизни с “чистого листа”;
- Поиска внутреннего потенциала;
- Духовного совершенствования;
- Победы над собой;
- Получения признания;
- Улучшения навыков;
- Поиска себя;
- Развития персональных способностей;
- Создания и использования новых возможностей.
Вывод:
Иногда всем нам нужен толчок для саморазвития, получив его, не трудно достигнуть поистине высоких показателей. Даже те люди, кто уже достиг полной реализации в жизни, не должны останавливаться на месте. Всегда есть к чему стремиться, в каком направлении двигаться дальше, становиться ещё лучше!
А если вы запутались в себе, не знаете, как правильно расставить цели на пути успеха, то на тренингах личностного роста вам обязательно помогут распутать клубок своих возможностей и направить его в нужное русло. Порой именно хорошей мотивации и ценного стимула нам так не хватает на дороге к поставленным целям. Удачи!
Понравилась статья, расскажи друзьям
САЛИД © При полном или частичном копировании материала, ссылка на первоисточник обязательна.
Личностный рост
Личностный рост – это обязательный процесс самосовершенствования индивида, целенаправленное движение и стремление субъекта воплотить наяву того человека, которым он хотел бы быть в идеале («я» идеальное). Все факторы, условия, возможности, приближающие его к достижению цели, и являются личностным ростом, который является одним из основных и наиболее значимых смыслов жизни индивида. С помощью данного процесса человек способен изменить себя, любые черты характера в нужную ему сторону, ликвидировать комплексы, научиться контролировать проявление эмоций, избавиться от негативных мыслей. Личностный рост у каждого субъекта разный, так как представления о своем идеальном «я» у всех индивидов полностью отличаются.
Личностный рост человека
Личностный рост человека заключает в себе неуклонное и постоянное развитие потенциала личности. Потенциал является обобщенной системной характеристикой индивидуальных и психологических личностных особенностей индивида. В его основе лежат способности личности отталкиваться от устойчивых внутренних ориентиров и факторов в процессах жизнедеятельности, сохранять постоянство деятельности и целевых ориентиров при регулярном меняющемся воздействии среды. Т.е. потенциал личности – это целый комплекс свойств психики, который дает индивиду возможности принятия решений и регулирования своего поведения, но при этом исходит из своих личных критериев и представлений.
К показателям личностного потенциала разные авторы относят независимость и внутреннюю свободу, личностную автономию, осмысленность жизнедеятельности, устойчивость в жизненных условиях, готовность к внутренним трансформациям, способность принятия новой информации, устойчивую готовность к действиям, временную перспективу личности.
Личностный рост характеризуется, прежде всего, победой над индивидуальными слабостями, фобиями, страхами, над всем тем, что стоит на пути к идеальному «я». Такой рост необязательно должен быть позитивным для окружающих.
Личностный рост в психологии – это саморазвитие, которое характеризуется осознанностью, устремлением индивида стать лучше, чем он есть сейчас, быть умнее, значимее, перспективнее. Главной составляющей успешной личности является ее рост. Процесс личностного роста – это каждодневный труд субъекта над самим собой. Сегодня существует множество теорий, которые относятся к личностному росту.
Теория бихевиоризма заключается в том, что человек изначально не имеет никакого отличного от других потенциала. Все люди рождаются с одинаковым потенциалом. А личностный рост зависит только от обстоятельств и условий, которые окружают индивида.
Экзистенциальный подход заключается в том, что рост личности происходит в процессе самопознания, отыскивания гармонии и, как результат – новое восприятие окружающей действительности.
Самой распространенной теорией личностного роста является «неизбежно позитивная», которая заключается в том, что каждый индивид наполнен огромным количеством потенциала. Такой потенциал так и рвется наружу, но способен найти выход только при наличии соответственных условий, обстоятельств, которые не обязательно будут позитивными. Именно поэтому, данная теория называется позитивной: чтобы ни случилось в жизни, плохое или хорошее, личностный рост состоится при любых условиях.
Личностный рост остро необходим человеку, так как без него индивид будет деградировать. Он является современной моделью всем известной истины: выживает только сильнейший. Человек, не стремящийся к росту, не живет, а существует.
Рост личности индивида зависит, главным образом, от его усилий, однако одних усилий недостаточно. Полноценный рост возможен только при наличии доброжелательного участия окружающих, которые являются значимыми для него. Личностный потенциал неразрывно связан с «я» идеальным, которое формируется в процессах совместного взаимодействия с людьми. Следует дифференцировать личностный рост от гармоничного развития индивида, которое включает в себя приобретенные знания и умения, усвоение ценностных ориентаций, моральных и этических норм, необходимых правил поведения.
Во время личностного роста происходят трансформации, как в духовном мире субъектов, так и в процессах их взаимоотношений с окружающим миром. Сутью таких трансформаций является то, что индивид понемногу освобождается от искривляющего воздействия различных психологических защит, делается способным испытывать доверие к воспринимаемой информации, а не фильтрует ее ради защиты своего идеального «Я», становится способным жить настоящим.
При прохождении через все перечисленные трансформации индивид становится открытым для восприятия новой информации. Одновременно с этим он начинает намного лучше понимать свои чувства, эмоции, переживания и самого себя в целом, становится способным здраво оценивать свои индивидуальные возможности, брать ответственность на себя только за то, что действительно зависит от него, распланировать свою последующую жизнь так, как хочет именно он, а не согласно чужим представлениям или навязанным стереотипам. Все это позволяет индивиду более полно воспринимать реальность, жить как бы с «широко открытыми глазами». За счет этого он начинает лучше понимать других и принимает их такими, которыми они являются в реальности, избавляется от надуманных иллюзий и навязанных предрассудков.
Индивид, стремящийся к личностному росту, устремлен не просто к общению, а к совместному взаимодействию. В контактах с людьми такой индивид становится более непринужденным, непосредственным и открытым, однако при этом, оставаясь более реалистичным, способным грамотно разрешать различные конфликты, гибким.
Личностный рост в психологии способствует развитию целостной личности, которая не имеет неразрешимых несогласий между желаниями, устремлениями и потенциалом, между жизненными требованиями и моралью, между планируемыми действиями и реальностью. Другими словами, это означает, что такой индивид не подвержен переживанию кризисов. Однако это не означает, что такие кризисы совсем исключены. Ведь различия между «Я» идеальным и «Я реальным» все же сохраняются.
Личностный рост дарит субъекту способ преодоления таких кризисов – смысл существования, ощущения душевной осмысленности всех своих идей, действий и чувств. При попадании в трудную или кризисную ситуацию, человек, стремящийся к личностному росту, не ставит перед собой следующие вопросы: «Почему это происходит со мной?», «За что мне все это?», «Кто виноват в этом» и т.д. Такой человек будет спрашивать: «Что я получу в результате преодоления трудной ситуации», «Какой опыт я приобрету?» и т.д.
Личностный рост человека влияет на профессиональные достижения и успешность в любых сферах деятельности. Так, например, перспективный личностный рост будущего педагога подразумевает три возможных направления: адаптации, саморазвития и стагнации (деградации).
Адаптация помогает приспособиться к требованиям систем образования, изучить основные виды деятельности и ролевые позиции. Саморазвитие помогает в постоянном самосовершенствовании, которое в конечном итоге ведет к полной реализации личности как профессионала. В тех случаях, когда педагог решил остановиться в своем профессиональном и личностном развитии и начинает жить только лишь за счет использования привычных стереотипов и старого багажа знаний, а также умений, наступает стагнация. Вот именно поэтому непременным условием успешной профессиональной деятельности индивида, который решил посвятить себя обучению детей, должен быть личностный рост будущего педагога и его самосовершенствование в течение всего времени преподавания.
Личностный рост и саморазвитие
Личностный рост заключается в постоянном стремлении к устойчивости собственной самооценки. Индивид, при любых обстоятельствах, верящий в себя и свои силы, не ведает преград. В течение жизни препятствия и преграды встречаются на пути каждого. Поэтому так необходима адекватная самооценка, которая поможет принять верное решение. Другими словами, личностный рост – это сотворение самим собой новейших стратегий для принятия решений и воплощение в жизнь индивидуальных задач. Поэтому именно такой рост способен создать фундамент, основу, которая впоследствии влияет на правильность принятых решений.
Саморазвитие является автономным процессом, который живет в каждом. В процессе своего развития индивид получает рост только в том месте, в которое направлены его потребности. Поэтому каждый человек в некоторых областях деятельности разбирается виртуозно, а некоторые ему совсем неподвластны.
Часто процессам саморазвития способствуют проблемы и неприятные ситуации, которые переживают субъекты. Нередко такие проблемы могут оставаться нерешенными. Однако то, что через них проходит человек, может сделать его либо сильнее, либо сломает его. На пути личностного роста встречается множество преград и проблем. Для того чтобы этот рост все таки был, следует научиться не только принимать, брать, но и терять, отдавать. В жизни не может случиться такое, чтобы исчезли все проблемы, но человек может научиться менять свое отношение к ним, принимать их по-другому.
Личностный рост и саморазвитие – это акцентирование жизненного смысла. Только в развитии возможно жить. Благодаря развитию человек переходит на новый виток спирали, на новую ступень. Движение в обратном направлении ведет к регрессу и деградации.
Процесс саморазвития происходит постоянно и на протяжении всей жизни индивида. По мере прохождения саморазвития с человеком происходят трансформации, он начинает мыслить шире, видеть целиком, а не только частности, начинает понимать, что данный процесс бесконечен. Чем дальше углубиться в саморазвитие, тем интереснее становится жить.
Различают семь инструментов, способствующих личностному росту и саморазвитию индивида. Первым таким инструментом будет ведение индивидуального дневника в бумажном варианте или в электронном виде. Преимуществами такого метода является анализ и разбор прожитого дня, оценивание событий, действий и поступков, происшествий, своих мыслей, дальнейшие планы. Ежедневное ведение дневника помогает увидеть отрицательные и неэффективные шаблоны поведения и стандартное мышление, обучает четкости и ясности в выражении собственных мыслей, включает логику. С помощью данного метода легко проследить за всеми трансформациями, что происходят с собственной личностью на протяжении длительного времени. Еще одним плюсом ведения дневника будет то, что при перечитывании его через какое-то время можно по-новому оценить свои поступки и события, выделить акценты на позитивных моментах и поведенческих вариациях, вспомнить о совершенных ошибках для того, чтобы в дальнейшем их не совершать.
Следующим инструментом является создание своеобразного хранилища собственных идей. Данный способ играет важную роль. Это связано с тем, что человеческий мозг, в силу своего устройства, способен продуцировать идеи в любой час дня или ночи, в совершенно различных обстановках. Однако не всегда человек способен запомнить все генерируемые мозгом идеи. Для этого и нужно хранилище таких идей. Как только в голове появилась новая идея – ее следует тотчас же записать.
Еще одним немаловажным инструментом является позитивное мышление. Нужно научиться всегда мыслить со знаком «плюс». Для этого следует, образно выражаясь, «ловить» все повторяющиеся негативные утверждения, мысли и трансформировать их в положительные, добрые, хорошие, приятные и полезные.
Нужно любить себя целиком и полностью со всеми имеющимися недостатками и достоинствами. Часто так бывает, что создав модель идеального «я» индивид начинает к ней активно стремиться и при каждой неудаче или неправильном поступке, с его точки зрения, принимается ругать себя, осуждать свои действия, т.е. занижать самому себе самооценку. Для саморазвития и роста, личности необходимо оценивать себя беспристрастно, как бы с позиции объективного наблюдателя. Следует анализировать свои поступки, стараясь при этом не давать эмоциональной оценки.
Еще одним известным инструментом на пути успешного самопознания и развития является техника «резинки». Для выполнения такой техники необходимо надеть на кисть резинку и, при каждом случае негативного мышления, следует ее оттянуть и отпустить. За счет щелчка и слабых болевых ощущений произойдет смена поведения мыслей. Таким образом, происходит вырабатывание своеобразного рефлекса.
Техника общения со своим подсознанием заключается в задавании вопросов самому себе. В ней работают вопросы такого типа: «Что мне следует изменить в себе, чтобы добиться нужной цели?» После того, как индивид задал вопрос, его следует забыть, т.е. перестать акцентировать на нем внимание. Через пару дней в сознании появится ответ на вопрос или решение, которое будет самым оптимальным в сложившейся ситуации.
Следует научиться бороться со своими страхами и не бояться перемен. Ведь все неизвестное является своеобразной зоной развития именно из-за того, что дает толчок к прогрессу и росту.
Личностный рост тренинг
Тренинги личностного роста способствуют саморазвитию и росту личности. Часто такие тренинги относят к деятельности, психотерапевтической направленности. В этом есть доля истины, но в принципе это далеко не так. Развитие уверенности в себе и своих силах – это является направлением тренингов личностного роста. Они проводятся с изначально здоровыми людьми. Однако это не является лечением, следовательно, психотерапией быть не может.
Тренинги личностного роста являются занятиями, которые направлены на повышение потенциала индивида, на выявление и усовершенствование таких качеств, которые способствуют успешности в разных областях жизнедеятельности. Основной целью таких тренингов является трансформация жизненного воззрения на обычные вещи, смена обычных стереотипов мыслительной деятельности и поступков, деяний, мешающих индивиду стать более успешным и счастливым.
Главным акцентом тренингов являются позитивные и качественные трансформации личности субъекта. При помощи специализированных методик индивид «программируется» на успех во всем. После тренингов человек ощущает себя более уверенным, спокойным, свободным и счастливым вне зависимости от обстоятельств внешней среды.
Различают два варианта направленности таких тренингов: способствующие естественному росту личности (пассивному) и активному личностному росту.
Тренинги, направленные на пассивный личностный рост призваны оздоровить, укрепить потенциал личности, снять блоки, которые мешают развитию и росту личности. С помощью данной методики проживают все негативные ситуации. Такие тренинги не предусматривают создание направленности или определения того, что должно происходить с индивидом, как будет развиваться личностный рост. Пассивный рост личности обуславливается только внутренними программами индивида. А роль ведущего тренинга заключается всего лишь в том, чтобы создать для роста личности оптимальные условия.
Тренинги пассивного личностного роста направлены на работу, как с прошлым, так и с настоящим. Они помогают найти выход из определенных сложившихся ситуаций, научиться легче и проще реагировать на обстоятельства, справляться с такими обстоятельствами в любых жизненных сферах. Лучшими тренингами данного вида могут считаться трансформационные тренинги. Главной их направленностью является работа с глубинными обуславливающими механизмами, такими как ценности и убеждения, осознанность, механизмы компенсаторной и психологической защиты и др. Благодаря данному тренингу можно заметить следующие положительные сдвиги в личности индивида: расширение мировоззрения, появление чувства озарения, освобождение от убеждений, которые ограничивают его, и отрицательного воздействия окружающих. Результатом трансформационных тренингов является открытие новых возможностей для себя.
На тренингах активного личностного роста происходит трансформация личности на уровне самоидентификации. Он направлен на получение знаний и развитие у субъектов конкретных навыков. К ним относят тренинги, направленные на развитие качеств лидера, повышение профессиональной эффективности, обучающие тренинги (например, обучение правильным целевым установкам).
Тренинги личностного роста могут проводиться вживую и онлайн, посредством интернета. Тренинги способствуют активизации мышления. После их прохождения индивид начинает задумываться о смысле жизни, о своих жизненных целях и позиции.
В каждом тренинге присутствует определенный комплекс упражнений, направленный на развитие личностного роста, например, упражнение «я в будущем», «шприц», «табу», «Самопрезентация», «Пессимист, Оптимист, Шут», «На какой я ступеньке?», «Комиссионный магазин» и множество других.
Упражнение «я в будущем» заключается в рисовании своей личности в будущем и защите перед другими своей картинки.
Целью упражнения «шприц» является помощь участникам глубже прочувствовать и пережить условия уговоров, сформировать так называемый иммунитет к любому психологическому влиянию.
Целью упражнения «табу» является помощь участникам в понимании того, как проявляется у них отношение к различного рода ограничениям и запретам.
Целью упражнения «самопрезентация» является включение приспособительных механизмов, отработка проявления эмоций, которые способствуют процессам профессионального приспособления.
Целью упражнения «пессимист, оптимист, шут» является формирование единого отношения индивида к проблемным ситуациям, приобретение опыта разбора проблем с различных точек зрения.
Целью упражнения «на какой я ступеньке?» является помощь участникам в выстраивании адекватной самооценки.
Целью упражнения «комиссионный магазин» является выработка навыков самопонимания, самоанализа, самокритичности, обнаружение существенных для индивида качеств в совместной работе.
Личностный рост методики
Первым шагом на пути к личностному развитию является признание того, что настоящее положение дел не всегда такое, какое люди так сильно желают и ждут, о чем мечтают, рассуждают и думают.
Личностный рост довольно редко бывает всесторонне направленным. Это связано с тем, что большинство из нас обладают сильными и слабыми чертами характера, сторонами. Поэтому и личностный рост, главным образом, будет проявляться в признании сторон, характеризующихся слабым проявлением, и поступков, направленных на усиление таких сторон.
Сегодня существует множество методик, направленных на стимулирование развитие личностного роста индивида. Заключаются они в постоянном и целенаправленном воздействии, которое направлено на усиление более слабых сторон. Ответственность за свою жизнь, возможность творения своей жизни по собственному желанию, уверенность в своих силах, самосовершенствование – вот основные цели методик личностного роста.
Гармоничное развитие личности лежит в самопознании, самореализации, самосовершенствовании, обретении целостности и, как следствие, значительных трансформаций жизненных условий, факторов, обстоятельств, ситуаций и возможностей.
Способ освоения методик развития личности напрямую зависит от быстроты, с которой постигаются новые сведения, грамотного следования рекомендациям и существенности последнего результата.
Одной из самых доступных методик самопознания и личностного развития является самостоятельное изучение специализированной литературы. Отсутствие обратной взаимосвязи является основным недостатком данной методики. Данный недостаток заключается в невозможности получения рекомендаций, советов, поддержки при необходимости.
Следующей доступной методикой самообразования является просмотр обучающих видеоматериалов. Она отличается довольно слабой эффективностью, в связи с тем, что избранная методика бывает неправильно поданной. Такое случается, если источник сведений некомпетентен.
Более эффективной методикой будет посещение различных обучающих тренингов, курсов и семинаров. Отрицательной чертой такой методики является отсутствие индивидуальной направленности на каждого участника, однако, грамотный тренер может учесть потенциал и приоритеты каждого.
Самым оптимальным вариантом самообучения и личностного развития будут индивидуальные занятия с тренером. Недостатком такого метода может служить его достаточно высокая стоимость. Индивидуальные занятия позволяют тренеру учесть все особенности индивида, вовремя внести нужную корректировку, уделять возможный максимум внимания, давать необходимые рекомендации и советы.
Большая часть популярнейших методик развития личности индивида основывается на способах использования аффирмаций, методах визуализации и постановок целей.
Под аффирмациями понимают короткие словосочетания или фразы, которые содержат в себе позитивные вербальные формулы или утверждения. При их многократном повторе в подсознании субъекта закрепляется нужный образ или установка, способствующая оптимизации психоэмоционального фона индивида, стимуляции положительных трансформаций. Т.е. аффирмация – это короткое предложение, несущее конкретную смысловую нагрузку для улучшения эмоционального поля личности, которое ведет к позитивным жизненным переменам.
Существуют определенные правила составления аффирмаций, чтобы они смогли пересилить устоявшиеся негативные установки в подсознании: смысловая нагрузка должна быть однозначной; слова, составляющие фразы, должны быть положительными, также как и эмоции во время их произношения; установка должна быть четко конкретизирована в соответствии с имеющимися потребностями; фразы должны быть направлены на активность жизненной позиции.
Метод визуализации представляет собой преподнесение информации с помощью зрительных, наглядных образов. Данный метод довольно широко применяется как психологическая техника.
Визуальные отображения субъектов, явлений, вещей, эмоций хранятся в подсознании на протяжении всей жизни индивида. При этом некоторые образы могут находиться в инертном (пассивном) состоянии. Но при необходимости такую информацию, возможно восстановить, извлечь и применить с целью решения какой-нибудь задачи или проблемы. Такое возможно в тех случаях, когда с помощью сознательных умений невозможно разрешить задачу или проблему. Таким способом происходит постоянное накапливание внутренних энергий для сотворения желаемых трансформаций.
Четко поставленные и сформулированные цели являются основой для достижения успешности в любых сферах. Цели – это обязательные составляющие этапов воплощения жизненного плана. Для грамотной постановки цели следует произвести детальный последовательный анализ уже существующих обстоятельств, условия или ситуаций, учесть личностные приоритеты, оценить долгосрочность, перспективность цели, творческую визуализацию. Важнейшими и обязательными условиями для успешного воплощения поставленных задач будут желание достичь поставленной цели, уверенность в реальности ее осуществления, направленность на ожидание ее результатов.
Выработка индивидуальной модели эффективности роста личности или проведение различных экспериментов с уже существующими методиками и техниками личностного развития являются необходимыми составляющими самосовершенствования. Это связано с тем, что уже имеющиеся модели эффективны чаще только лишь на начальных ступенях самопознания.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Источник https://salid.ru/journal/zachem-nuzhen-lichnostnyj-rost
Источник https://psihomed.com/lichnostnyiy-rost/
Источник
Источник