Содержание
Саморазвитие и самообразование. личностное развитие, основы и рекомендации
Самообразование и саморазвитие личности: способы и цели
Необходимость в получении новых знаний и непрерывное саморазвитие помогает каждому из нас достигать новых вершин. В мире информации самообразование — ключ к успеху в обществе знаний. Информацию можно получать разными способами, повышая квалификацию и обогащая мир. Не секрет, что большинство технологий стареет уже через пять лет, а это неустанно двигает самообразование и саморазвитие.
Что есть саморазвитие, способы и цели
Продвижение профессиональной, духовной деятельности связана с многогранностью знаний из множества ресурсов. Но для того, чтобы все понимать, нам необходимо постоянно учиться.
Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION – лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию… Читать подробнее..
Если вы хотите достичь желаемых целей на рабочем месте, которые позволят гордиться собой, важно понимать пути постижения навыков:
- Принимайте все изменения в жизни и работе, связанные с человеческим прогрессом, социально-экономическим положением и популярными тенденциями общества.
- Постоянно работайте над собой. Совершенствуйтесь, впитывайте новые знания, поддерживайте высоко установленную планку, усваивая современные технологии.
- Используйте любые способы самообразования и саморазвития, совершенствуя личность.
Потребность в саморазвитии появляется с появлением чувства неудовлетворенности собственных навыков с тягой к новым познаниям в профессиональной сфере, бытовой жизни и окружающего вида.
Всего существует четыре способа самообразования:
- Бытовой опыт подразумевает социальное самообразование.
- Познавательный опыт направлен на осознание всего окружающего нас.
- Потребность в самореализации меняет структуру личности в стремлении к личностному идеалу.
- Профессиональное развитие повышает социальную значимость и компетенцию в трудовой сфере.
Среди целей саморазвития можно выделить три главных аспекта:
- Самоцельное образование, возникающее на основании какой-либо деятельности, которая создает фундамент для освоения информации а психологии, эзотерике, музыке, интернете и других сферах жизни.
- Попутное развитие провоцирует тягу человека к новым технологиям, которые помогают развивать текущую сферу деятельности в будущем.
- Целенаправленное развитие подразумевает человеческое саморазвитие в определенной сфере деятельности, находя средства для реализации поставленных задач и достижений основных целей.
Самообразование на разных жизненных этапах
С первых дней жизни мы испытываем тягу ко всему новому и неизвестному, уваивая информацию гораздо быстрее взрослого возраста. Самообразование и саморазвитие постигаются как игра.
Многие родители делают ошибку, насильно заставляя ребенка изучать, читать и писать, однако такие действия не верны.
До возраста десяти лет мы не способны воспринимать серьезную информацию, осознавая мир, как нечто веселое и доброе.
В школьные годы мы начинаем самостоятельно получать знания — большое значение в этом играют домашние задания.
Такой метод не всегда правильный — человек должен постигать новое и стремиться к развитию, а не решать «тоннами» одинаковые примеры — если человеку тема непонятна, то и двадцатый пример не поможет.
Самообразование и саморазвитие нельзя ограничивать школой — интересы школьников взрослым неинтересны. Очень важно развивать творческий потенциал, вовремя заметив тягу к необычным профессиям.
При наступлении юношеского возраста и поступлении в ВУЗ, человек приступают к изучению любимого дела, расширяя кругозор за счет новых знаний.
Институты и университеты — лучшие места для саморазвития человека, где каждый из нас постигает науку в удобной форме, не ограниваясь школьными рамками. Приветствуется изучение дополнительных материалов, самодеятельность и научные труды.
В этом возрасте наш мозг наиболее адаптирован к изучению выбранной профессии и постижению посторонних навыков — студенты занимаются музыкой, играют в КВН, стаят пьесы и прочее.
Взрослый человек не должен останавливаться на достижении результатов в университетские годы. Вам свойственно постигать новые знания до конца жизни в самых разных профессиях.
Уровень самообразования отражается не только в вас, но и в ваших окружающих — чем умнее вы, тем образованнее и ваше окружение. Чем больше знает преподаватель аудитории, тем больше знаний унесут с собой будущие специалисты.
Профессионалы следят за новыми направлениями собственной деятельности, дабы не терять хватки и быть на шаг впереди конкурентов.
Самообразование или менторство?
Менторинг, или наставничество — способ обучения кого-либо в целях повышения эффективности подопечных.
Данный процесс подразумевает передачу собственных знаний и навыков наставника малоопытным новичкам в персональной, групповой и коллективной формах.
Однако, для достижения желаемого уровня самообразования и саморазвития, приветствуется персональный менторинг. По своей сути, наставничество состоит из двух лиц:
- Менти или протеже развивается только в основных сферах деятельности.
- Ментор или учитель, эксперт в основных сферах деятельности менти.
Понятие Ментора ведет нас в древнюю Грецию, где одноименные герой давал советы простым смертным о лучшей жизнедеятельности.
Менторы и менти могут стать альтернативой самообразованию, благодаря объективному взгляду со стороны Ментора на карьерный путь менти. Ученик, в свою очередь, становится более дисциплинированным, общаясь с наставником в приятной, дружеской беседе, расширяя профессиональные и личные стороны.
Ментор также рад поделиться идеями с более молодым поколением, опробовав новые тенденции и возможности при умении донести правильные ценности до менти. Также, наставник осознает потенциал подчиненного, который будет вложен в компанию. Во время обучения Ментор и менти проверяют теории развития, улучшая их.
Для компании плюсы менторства заключаются в создании комфортной среды для работы сотрудников, обеспечив обмен профессиональной информацией. Кроме того, компания наблюдает процесс развития полезных кадров и удерживает их на рабочем месте, благодаря теплым межличностным отношениям.
С другой стороны, многое зависит от расположенности ученика к учителю и способности менти осознавать учения Ментора. Наибольшее значение имеет грамотный подход Ментора, от которого в будущем зависит успех обучения. Если наставник не обладает достаточными лидерскими качествами и знаниями дела, самообразования окажется полезнее.
Сегодня на большинстве предприятий работа начинается со стажировки, которая напрямую зависит от наставника. Разумеется, многое зависит и от ученика и его желания развиваться. Но, правильным решением многих фирм стало бы предоставление выбора сотрудникам – самообучение, либо менторство.
Однако, всегда стремитесь на курсы повышения квалификации – плохому там не научат.
Как самообразование влияет на человека?
Процесс самообразования и саморазвития предусматривает увеличение багажа знаний и навыков человека, совершенствуя профессиональный уровень личности. Но для того, чтобы постоянно развиваться, необхордимо грамотно ставить цели, анализируя достижения и неудачи, как составляющие процесса обучения. Останавливать внимание стоит на значимых деаталях, которые делают вас умнее.
Каждый человек чувствует потребность в регулярном получении знаний. Главное — стараться познать максимум информации, не останавливаясь на простых физических потребностях. Такой процесс самообразования способен делать из простых людей великих ученых и теоретиков. Никогда не снижайте планку собственной подготовки, при возможности поднимая ее выше.
Современный период характеризуется небывалыми переменами в жизни человека — великие революции и смена государственного строя граничит с потрясающими научными открытиями. В эпоху перемен на первое место выходят способности человека к самообразованию и адаптации к окружающему миру.
Постоянный личностный рост, неудовлетворенность достигнутым и совершенствование мира делают нас умнее, опытнее и образованнее.
Самообразование и саморазвитие человека в 21 веке
Какими качествами должен обладать каждый из нас, дабы не отставать от общества?
- Самообразование культурного, духовного мира — стремление к внутренне богатой личности делает нас лучше, и позволяет добиваться результатов.
- Учитесь отбирать из общей массы наиболее полезное — будущее за эффективными технологиями и методами работы с ними. Многогранность интересов и умение различать возможности общества позволят вам подняться на ступень выше в постижении духовного саморазвития.
- Безудержное развитие профессиональных навыков и регулярное самообразование двигают вас к достижению целей.
Таким образом, можно сделать вывод, что постижение нового, неуемная тяга к знаниям, чтение книг и просмотр телевидения характеризуется необходимостью саморазвития. Когда вы просыпаетесь, завтракаете и включаете компьютер, первым делом смотрите новости о событиях в мире в политической, экономической, коммерческой и научной сферах жизни.
Тем самым, демонстрируя необходимость в самообразовании. Главное — развиваться в правильных направлениях, обогащая собственную личность и окружающий мир.
Но, процесс познания не должен упираться в достижении определенных результатов — чем больше вы знаете и умеете, тем выше ваше положение в обществе, таким образом, самообразование влияет на человека.
Виды восприятия информации у человека
Каждый человек для собственного самообразования и саморазвития получает потоки новой информации. Но, мы по-разному усваиваем данные, зависимо от обстоятельств и способов получения информации. Многое зависит от человеческих каналов восприятия — не все равномерно развито.
Каждый человек, читающий данную статью, обладает четырьмя органами чувств — слухом, зрением, сенсорикой и обонянием, где глаза и уши принимают гораздо больший поток данных.
Однако, выделяется один, наиболее развитый канал, который индивиду свойственно использовать чаще остальных, принимая больше информации, чем остальные. Только не думайте, что другие не требуются — в человеке все гармонично.
В институте это хорошо видно — одни меньше слушают и больше пишут, другие наоборот — все запоминают в голове, не фиксируя информацию на бумаге; третья категория лиц чертит таблицы и знаки.
Все потому что у нас есть несколько видов восприятия информации:
- Визуальное восприятие
- Слуховое, или аудиальное
- Тактильное
- Вкусовое
- Обонятельное
Отсюда вытекает вывод о подаче информации в отдельных формах, удобных человеку:
- Метод восприятия информации органами чувств — оптико-акустическая и оптически-осязательная формы.
- Форма технической однородности — цветовой, акустический, текстовый методы.
Таким образом, поскольку любая подача информации имеет определенную форму, восприятие разными индивидами данного потока происходит разными способами, что разделяет человечество на несколько категорий:
- Визуалы — индивиды, воспринимающие поток данных через глаза.
- Аудиалы воспринимают большинство информации ушами.
- Кинестетики склонны к восприятию информации через движения, осязание, обоняние и другие подобные чувства.
Дискреты анализируют, думают и воспринимают данные путем логического осознания — знаки, цифры, логические доводы, теории и прочее. Разумеется, данная категория наименее многочисленна. Самому молодому поколению данная форма восприятия мира вовсе неизвестна.
Как ускорить процесс самообразования?
Самообразование и саморазвитие напрямую зависят от процесса обучения личности — это и есть основной способ ускорения развития человека. Самообучение и познание этикета способствуют лучшему усвоению информации.
В разные периоды личностного роста характерен возраст — не стоит пытаться его увеличить, иначе произойдет сбой и неполноценность развития. Также, большая нагрузка может притупить способности человека и желание к развитию.
Потому, очень важно соблюдать этапы развития личности. Ежедневно мы принимает физиологические, физические и психологические изменения, независимо от возраста.
Дабы правильно воспринимать жизненные изменения, осознайте законы развития личности, значение кризисов и соединение всех процессов бытия в один вектор саморазвития.
Также, при интенсивном развитии личности учитывайте соотношения биологического и социальных факторов. Физическое развитие всегда отображает умственные показатели, потому для лучшего усвоения информации уделяйте внимание своему телу. Походы в тренажерный зал, ежедневные домашние упражнения и утренние пробежки стимулируют умственное развитие.
Для лучшего самообразование старайтесь прогнозировать жизнь — кризисам и депрессиям свойственно понижать нашу активность, порой ударяя в самых неожиданных местах. Старайтесь предусмотреть негатив в вашей жизни.
Отдых — еще одна немаловажная деталь самообразования и саморазвития. Уделяйте круглосуточно не менее 10 часов отдыха, не читая книг, не смотря телевизор и не находясь в интернете.
Таким образом, вы простимулируете естественное ускорение личностного роста — чем больше и лучше вы отдыхаете, тем эффективнее работаете. Старайтесь находиться в тишине, по мере возможности убирать раздражающие факторы и давать мозгу отдохнуть.
Вы забудете о психических расстройствах и других заболеваниях организма — здоровое тело означает здоровый дух.
Самообразование как неотъемлемая часть саморазвития
Основным отличием самообразования от повседневного процесса обучения — отсутствие наставника, учебного заведения, методики и прочего. Именно в процессе самообразования происходит саморазвитие таким, каким вы хотите его видеть, выбирая сферы изучения, исходя из собственных желаний.
Вы составляете порядок действий, и следуете ему, не слушая никого со стороны. Стимулирующим фактором выступает не наставления преподавателя, а внутреннее желание, мотивация, а это — сильнейший двигатель саморазвития.
Ведь, именно такое познание наиболее эффективно для человека — знания проходят через вас, внедряясь в повседневную жизнь. Сфера науки значения не имеет — экономика, иностранный язык, игра на гитаре, главное — самообразование и саморазвитие.
Знания, которые вы приобретаете самостоятельно, обладают большей ценностью для вас, нежели обучение от других лиц.
В процессе самообразования практические советы остаются советами, потому как именно Вы выбираете путь саморазвития путем обогащения внутреннего мира. Ставьте конкретную цель, понимайте чего вы хотите добиться, и действуйте. Такой процесс самообразования способствует максимальному саморазвитию.
Составьте график обучения, включив наиболее приемлемые источники развития. Безусловно, Всемирная паутина обладает всем, но старайтесь постигать печатную продукцию, заниматься научными исследованиями. Документальное кино и аудио-файлы благотворно влияют на самообучение и саморазвитие.
Обязательно переносите теорию в практику, развивайтесь как духовно, так и физически. Таким образом, роль самостоятельного образования для человеческого саморазвития сложно переоценить — все, что мы читаем, слушаем или смотрим, развивает наш мозг, способствуя развитию духовного мира.
Процесс самообразования не прекращается никогда, всю жизнь ваша личность наполняется новой информацией, без которой человек пребывает в неведении и деградирует.
Выводы
Учеными давно доказано — для надлежащего саморазвития человека, ежедневно необходимо читать несколько газет, журналов, около сотри страниц научных исследований, и столько же литературного текста.
Самостоятельное образование — это творческий труд, расширяющий личность, обогащая внутренний мир, выступая двигателем прогресса, превращая репродуктивные исследования в полезную практику. Отсюда выходит, самообразование — механизм развития культуры и науки для каждого человека.
Читайте книги, пишите стихи, следите за экономическими показателями, не стесняйтесь постигать новое — расширяйте собственный кругозор. Самообразование и саморазвитие — ключ к постижению нашего мира и всего сущего.
Так же вам может быть интересно:
Самообразование как основа успешности человека
Брязгунова Е. Н. Самообразование как основа успешности человека [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 310-312. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2175/ (дата обращения: 08.03.2019).
Современный человек должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Особенно актуальной проблема самообразования современного человека стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми.
Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современные условия требует от человека постоянного совершенствования знаний.
Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации. Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Поэтому наиболее эффективный способ повышения мастерства – это самообразование.
Постоянное самообразование – вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не отстать от «поезда современности».
Самой характерной особенностью профессиональной деятельности является ее подвижность, связанная с изменением информационных ресурсов и технологий и мы отчетливо осознаем, что прежние профессиональные умения и навыки быстро устаревают, требуются иные формы и методы работы, теоретические знания смежных наук и многое другое. Чтобы успеть за этими процессами, для человека возникает необходимость постоянно учиться.
Именно современному человеку должен быть близок громко звучащий сегодня девиз «Образование для жизни. Образование через всю жизнь!», который трактуется как активный процесс овладения новыми знаниями на протяжении всей профессиональной деятельности.
Человек, ориентированный на профессию и желающий совершенствоваться и обучаться обязательно достигнет хороших результатов и определенного мастерства. Для этого надо осознавать и решить три основных задачи:
учитывать изменения в профессиональной среде, происходящие под влиянием процессов информатизации, социально-экономических реформ;
постоянно работать над повышением своего профессионального мастерства; обновлять знания и умения, обеспечивающие ему хорошую творческую форму, способность к активному усвоению современных достижений и экспериментальному поиску;
искать пути и активно использовать методы самообразования, саморазвития и самосовершенствования.
Самообразование, самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала.
Вместе с тем, самообразование – средство самовоспитания, поскольку способствует выработке целеустремленности, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств. В широком смысле под самообразованием понимают все виды приобретения знаний, связанные с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом.
Основная форма самообразования – изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и другой литературы, прессы.
Самообразование предусматривает также возможность использования разнообразных вспомогательных средств: прослушивание лекций, докладов, концертов, консультации специалистов, просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач, посещение музеев, выставок, галерей, различные виды практической деятельности – опыты, эксперименты, моделирование и т.п.
Самообразование – форма образования, при которой человек обучает и воспитывает себя сам. Наступает момент, когда у человека возникает внутренняя неудовлетворенность своей деятельностью (мотив) и осознанная потребность в переподготовке, в дальнейшем профессиональном росте.
Самообразование всегда имеет личную значимость. Самообразование возникает на основе потребностей, а они реализуются в профессиональной деятельности, быту, в процессе познания окружающего мира и воспитания в себе определенных качеств с целью реализовать себя в социальной среде.
На основании этого существует 4 вида самообразования:
Бытовое – овладение социальным опытом, необходимым в быту (в т.ч. досуг и отдых).
Познавательное – познание окружающего мира.
Самореализации – изменяющиеся свойства и качества личности в соответствии с идеалом (физическая, интеллектуальная, духовная, нравственная сферы).
Профессиональное – служит для сохранения и повышения профессиональной компетенции и социальной значимости.
Мотив —-потребность—самообразование— | бытовое |
познавательное | |
самореализации | |
профессиональное |
Цель самообразования может быть различной:
- Какая-то деятельность, предмет или информация провоцируют и создают мотивы у человека для устойчивого интереса и освоения знаний: ПК, астрономии, психологии. Это самоцельное самообразование.
- Попутное самообразование, занимаясь целенаправленной деятельностью, человек узнает что-то новое, позволяющее ему использовать эти знания и умения дальше.
- Целенаправленное самообразование связано с тем, что человек сам ставит себе цель в определенной области. Эта цель определяет дальнейшие шаги, поиск средств для реализации цели, самостоятельность в постановке задач и решении их, и в определении результатов поставленным задачам [1].
- мотивы успеха;
- мотивы преодоления профессиональных затруднений;
- мотивы, направленные на улучшение материального благополучия;
- мотивы профессионального признания;
- карьерные мотивы
- другие мотивы [2].
Условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования.
Среди мотивов можно выделить следующие:
Занятие самообразованием предусматривает расширение и углубление профессиональных знаний и умений, совершенствование профессионального уровня.
Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания.
Современному человеку самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ, возникающий в профессиональной сфере. У творчески работающего человека возникает потребность в постоянном пополнении знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать процесс, раскрывается творческий потенциал.
Человек, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество профессиональной деятельности.
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт.
Одним из показателей профессиональной компетентности человека является его способность к самообразованию, которая проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Человек 21 века – это:
гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
человек, умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
личность, обладающая высокой степенью профессиональной компетентности, должна постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Успех же самообразования зависит от целого ряда компонентов познавательной деятельности человека, среди которых первостепенными являются:
осознание человеком персональной необходимости в приобретении дополнительных знаний;
обладание человеком необходимым умственным развитием, способностями усматривать проблемы, формулировать их, планировать последовательные шаги поиска ответа;
умение актуализировать знания, способы деятельности, отбирать необходимые для решения вставшей проблемы;
желание решить проблему, а если необходимо, то на переквалификацию и в свете этой задачи познание нового [2].
Понятие «самообразование» обычно рассматривается как готовность к самостоятельному обучению. Думается, что, прежде всего – осознание необходимости повысить свой профессиональный уровень лежит в основе успешной самообразовательной деятельности. Если ты сам захочешь, то найдешь, где и чему будешь учиться.
Можно самостоятельно: следить и изучать профессиональную литературу; не выезжая с территории посещать все лекции, в том числе для педагогов, психологов и др.
; качественно, а не для галочки, осуществлять мониторинг своей деятельности; участвовать в работе семинаров, для дальнейшего самосовершенствования участвовать в обмене опытом с коллегами [3].
К инновационным формам углубления профессиональных знаний, мотивирующих процесс самообразования и способствующих раскрытию творческого потенциала человека, можно отнести такие виды группового активного обучения, как деловые игры, «круглые столы», разбор проблемных ситуаций, профессиональные тренинги, мастер классы.
При их проведении большое внимание уделяется личностным качествам, коммуникативным навыкам, умению самостоятельно работать с источниками информации, анализировать их, выявлять проблему, ставить задачи, выступать перед коллегами и здесь от качественной самостоятельной подготовки к ним зависит как личный успех каждого участника, так и общий результат приобретения новых знаний для всех [4].
Для углубленного коллективного изучения определенной темы и самообразования участников активно используется форма семинара потому, что позволяет участвовать в обсуждении докладов, сообщений; дает возможность увидеть отражение тематики семинара в практическом воплощении через открытые формы занятий.
Особое место в самообразовании уделяется деловым играм. Такие формы предоставляют возможность совершенствования профессиональных навыков, продемонстрировать эрудицию, компетентность, сформировать навыки принятия решений.
Основным достоинством их является то, что помимо целевой задачи коллеги могут общаться друг с другом, проявлять активность, фантазию, развивать мыслительные, коммуникативные, психологические качества, необходимые человеку в его профессиональной деятельности.
Ученые доказали, что для поддержания высокой профессиональной компетентности специалисту надо ежедневно прочитывать 1-2 газеты, 1-2 журнала, 100-150 страниц научного текста, 100-150 страниц текста для саморазвития.
Самообразование есть творческая работа по развитию своей личности, расширению эрудиции.
Самообразование являет собой важную составляющую творческо-преобразовательной, духовной деятельности человека, один из механизмов превращения репродуктивной деятельности в продуктивную.
Таким образом, самообразование – необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.
Калугин Ю.Е. Виды самообразования // журнал дополнительное образование // 2-2003
Кривенко, В.А. Самообразование и самовоспитание как основа успешности педагога и учащегося гимназии // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007. – №1
Самсонов Ю.А. Основы управления образованием самообразованием руководящих работников школ // Образование в современной школе. – 2007. – №7
Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985
Большая Советская Энциклопедия
Основные термины (генерируются автоматически): самообразование, знание, современный человек, профессиональная деятельность, умение, мотив, самостоятельная работа, многогранность интересов, информационное общество, профессиональный уровень.
самообразование, знание, современный человек, профессиональная деятельность, умение, мотив, самостоятельная работа, многогранность интересов, информационное общество, профессиональный уровень.
Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог, который постоянно совершенствует свои знания и умения, занимается самообразованием, обладает многогранностью интересов.
Профессиональное самообразование
Самосовершенствование личности, самообучение, самообразование
Тематика саморазвития становится в последнее время все более популярной. Это и послужило одной из причин для запуска этого сайта. Для того, чтобы оставаться конкурентоспособными, каждому из нас необходимо заниматься саморазвитием.
Недостаточно просто получить высшее образование, а потом просто работать по своей специальности не узнавая ничего нового. Нам постоянно приходится приспосабливаться к меняющимся условиям. Приходится работать над отдельными качествами, привычками, свойствами характера, а также повышать квалификауию.
Все это входит в процесс самосовершенствования, который обычно проходит в течение всей активной части жизни. Тот, кто не развивается — неизбежно начинает деградировать
Самосовершенствование личности — это непростой и длительный процесс, который включает в себя не только улучшение знаний и навыков, но и развитие морально-духовных качеств, а также физическое саморавзитие.
Каждый человек выбирает свой путь для саморазвития. Кто-то с головой уходит в спорт. Другие же предпочитают получать по два или три высших образования (очень, кстати, спорный метод). Для того, чтобы добиться выдающихся успехов в любой из сфер жизни требуется большое желание и кропотливый труд.
В человеке способность к саомразвитию заложена природой. Свойства нейропластичности мозга активны практически в любом возрасте. Проще говоря, это значит, что ты можешь осваивать новые навыки абсолютно в любом возрасте.
ПРОЦЕСС САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАБОТА НАД СОБОЙ
Если ты хочешь стать экспертов в какой-то области или привести в порядок свое тело, то работа над собой должна стать такой же повседневной привычкой как чистить зубы или стирать носки. Саморвзивитие должно стать неотъемлемой частью вашей жизни.
Например, если вы ставите для себя цель похудеть, то нужно не просто несколько месяцев активно посещать спортзал. Нужно пересмотреть свой ежедневный рацион и годами ходить на различные занятия.
Только благодаря постоянному чтению книг, регулярным утренним пробежкам, периодическим посещениям на образовательные семинары от известных гуру — в конечном итоге приведут к тому, что вы станете совсем другим человеком.
ПОМОЖЕТ ЛИ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ?
На мой вкус одно высшее образование — вполне полезно, т.к. оно дает достаточно широкий кругозор и учит человека учиться самостоятельно. А вот необходимость получения второго и третьяго высшего образования также как и аспирантура — лично у меня вызывает серьезные вопросы.
Сейчас в книжных магазинах доступна деловая и специальная литература на любой вкус от ведухиз экспертов мира. Ты можешь вполне научиться разбираться в маркетинге изучив десяток лучших книг по этой тематике. С развитием интернета и таких сайтов как Qobiz.ru процесс саморазвития становится еще проще.
Ищешь через поиск интересную для себя тему и начитываешь статьи.
Самообразование в структуре профессионального саморазвития будущих специалистов
УДК 159.922-057.875 Гаранина Жанна Григорьевна
кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева
САМООБРАЗОВАНИЕ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Garanina Zhanna Grigoryevna
PhD in Psychology, Professor, Psychology Department, Mordovian State University
SELF-EDUCATION IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF FUTURE PROFESSIONALS
В статье анализируется проблема профессионального и личностного саморазвития будущих специалистов. Подробно рассматривается такой фактор саморазвития, как самообразование, направленное на повышение профессиональной компетентности и самосовершенствование личности.
Приводятся результаты экспериментального исследования особенностей профессионального саморазвития студентов. Выделяются гностические и конативные компоненты, влияющие на успешность протекания данного процесса.
Делаются выводы о роли самообразования в процессе саморазвития.
профессиональное саморазвитие, самообразование, саморегуляция, психологическая компетентность, самоотношение, самоконтроль.
The article analyzes the problem of professional and personal self-development of future specialists. The author considers in details such a factor of self-development as self-education, aimed at improving of professional competence and self-cultivation.
The paper presents results of the experimental studies concerned with the professional self-development of students, on the basis of which gnostic and connotative components influencing the success of the process are distinguished.
The conclusion deals with the role of the self-education in the process of personal and professional self-development of future professionals.
professional self-development, self-education, self-concept, psychological competence, self-attitude, self-control.
Необходимым условием повышения эффективности профессиональной деятельности современных специалистов является способность к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию профессиональных качеств.
В связи с этим представляется актуальным исследование проблемы профессионального саморазвития, особенностей и факторов, влияющих на данный процесс в период профессиональной подготовки будущих специалистов.
Личностное и профессиональное саморазвитие рассматривается нами как целостная саморазвивающаяся система, основанная на деятельностном преобразовании личностью себя, порождаемая потребностями в самоизменении и личностном росте и осуществляющаяся в ходе саморегуляции своего поведения и деятельности, направленной на достижение личностно и профессионально значимых целей [1].
Важнейшим условием саморазвития является практическая деятельность, направленная на самоизменение, саморегуляцию своего поведения, самосовершенствование своих профессиональных и личностных качеств.
Одним из видов такой деятельности является самообразование, позволяющее специалистам осуществлять гностическую деятельность, направленную на получение знаний о профессии, самостоятельное развитие профессиональных умений и навыков.
Теоретический анализ проблемы самообразования показывает, что данный процесс рассматривается в рамках различных методологических подходов как целенаправленная, самостоятельная, познавательная, практико-ориентированная деятельность по расширению имеющихся знаний и формированию современных компетенций в одной или нескольких областях человеческой жизнедеятельности, самосовершенствованию личности в течение всей жизни.
В контексте акмеологического подхода под самообразованием понимается стремление к достижению человеком профессионализма в своей деятельности (А.А. Деркач, А.К. Маркова, Ю.А. Ша-лаков и др.).
Профессиональное самообразование анализируется в аспекте профессионального саморазвития личности, в основе которого лежит мотивация самосовершенствования. По мнению Ю.А.
Шалакова, профессиональное самообразование является частью профессионального самосовершенствования, сущность которого состоит в сознательном формировании, развитии и совершенствовании профессионально важных качеств и в целом профессиональной компетенции [2].
Самообразование как важнейший метод осуществления процесса саморазвития посредством воздействия на самого себя, работы над собой рассматривается А.П. Какаровой [3]. Под самообразованием она понимает систематическую самостоятельную учебную деятельность личности, повышающую уровень знаний о своих психических свойствах, состояниях, процессах, а также возможности их контролирования. Р.Р.
Сагитова вводит понятие самообразовательной компетенции и определяет ее как интегрированную характеристику личности, включающую в себя знания, умения, способы и опыт самообразования, а также личностные качества, проявляющиеся в потребности, способности и готовности к реализации данного вида деятельности, направленной на достижение личностной, профессиональной, социальной самореализации человека [4].
Обобщение рассматриваемых подходов позволяет трактовать самообразование как гностический инструмент личностно-профессионального саморазвития, который обеспечивает накопление когнитивных ресурсов, повышение уровня знаний, умений и навыков, формирование профессиональной компетентности специалистов на всех стадиях профессионального развития. В свою очередь развитие когнитивных способностей с помощью гностической самообразовательной деятельности способствует повышению интеллектуального уровня личности в целом, а на стадии профессионального становления – развитию профессионального интеллекта и способностей специалиста.
Для изучения особенностей профессионального саморазвития будущих специалистов нами проводилось экспериментальное исследование, в котором принимали участие студенты 1-4-го курсов дневного и заочного отделения, проходящих профессиональное обучение по специальности «Психология» ФБГОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева» в возрасте 18-21 год.
Для исследования процесса саморазвития использовались следующие методы: авторская анкета, опросник «Способность к саморазвитию» И.В. Зверевой, тест «Готовность к самопознанию и саморазвитию» Т.М.
Шамовой, тест «Оценка самоконтроля в общении» М. Снайдера, опросник «Стиль саморегуляции поведения студентов» В.И. Моросановой, тест-опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантелеева, тест коммуникативных умений Л.
Михельсона (в переводе и адаптации Ю.З. Гильбуха).
Исследование процесса саморазвития на всех стадиях первичного профессионального обучения показало, что среди студентов всех курсов данный процесс протекает достаточно интенсивно. С помощью анкетирования было выявлено, что 80 % всей выборки испытуемых активно занимаются саморазвитием.
Динамика изменений показала, что особенно интенсивно данный процесс осуществляется на первом и втором курсах, что объясняется резкими изменениями, происходящими в условиях и образе жизни испытуемых, связанными с переходом от школьного обучения к вузовскому. На старших курсах процесс саморазвития протекает менее интенсивно, его осуществляют 70 % респондентов.
При этом позитивно оценивают свое самоизменение за период обучения в вузе 100 % студентов 2-4-го курсов.
Анкетирование позволило выявить практические способы саморазвития, используемые будущими специалистами.
Анализ полученных результатов показывает, что подавляющее большинство опрошенных студентов в процессе саморазвития используют различные способы самообразования, такие как чтение научной и художественной литературы (92 %), просмотр научно-популярных фильмов (21 %), что помогает им получать новые знания, расширять кругозор, развиваться духовно. К этой же категории относится получение второго высшего образования (8 %), что также способствует профессиональному саморазвитию будущих специалистов. Четверть опрошенных отмечают такой важный способ саморазвития, как общение с окружающими людьми, что позволяет развивать практические навыки взаимодействия, необходимые в жизни и будущей профессии.
Среди выявленных способов саморазвития можно также отметить приемы волевой саморегуляции, к которым студенты относят занятия спортом (16 %) и контроль собственных эмоций (10 %). Вместе с тем удельный вес волевого компонента относительно невелик, что говорит о преобладающей роли самообразования в процессе личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов.
По результатам исследования уровня саморазвития с помощью опросника «Способность к саморазвитию» И.В. Зверевой было выявлено, что средний показатель выраженности саморазвития у студентов всей выборки составляет 35 баллов, что соответствует неопределенному уровню, т. е.
у большинства студентов не выработалась упорядоченная система саморазвития. Исследование готовности к самопознанию и саморазвитию по тесту «Готовность к самопознанию и саморазвитию» Т.М.
Шамовой показало, что средний уровень готовности к самопознанию составляет 4,9, а готовности к саморазвитию – 4,5.
Полученные данные показывают, что готовность к самопознанию в среднем выражена выше, чем готовность к саморазвитию, и в целом для всей выборки данные показатели свидетельствуют о высоком уровнем сформированности мотиваци-онной готовности к самопознанию и саморазвитию.
Корреляционный анализ позволил установить взаимосвязи между такими компонентами саморазвития, как готовность к самопознанию и саморазвитию, а также между уровнем саморазвития и личностными особенностями испытуемых, определяющими успешность самоизменения, среди которых мы выделили такие качества, как самоотношение, саморегуляция, самоконтроль. Кроме того, исследовались взаимосвязи между особенностями личностно-профессионального саморазвития и психологической компетентностью будущих психологов.
Готовность к саморазвитию значимо связана с саморегуляцией (r = 0,547), самоотношением (r = 0,423) и психологической компетентностью (r = 0,418).
Выявленные взаимосвязи можно объединить в действенно-практический блок саморазвития, определяющий успешность осуществления профессиональных коммуникативных задач.
Выявлены также статистически значимые (на 1 %-м уровне) взаимосвязи между уровнем саморазвития и самоотношением (r = 0,468).
Такой конативный компонент саморазвития, как саморегуляция, на высоком уровне значимости связан с самоотношением (r = 0,782) и готовностью к саморазвитию (r = 0,418).
Полученные результаты объединяются вокруг саморегуляции, где она тесно связана с самоотношением и психологической компетентностью (r = 0,423).
Выявлены также значимые положительные взаимосвязи между таким профессионально важным качеством будущих психологов, как психологическая компетентность, и готовностью к саморазвитию (r = 0,479), саморегуляцией (r = 0,443) и уровнем самоконтроля в общении (r = 0,707).
Полученные взаимосвязи можно объяснить тем, что готовность к саморазвитию определяется наличием развитой системы саморегуляции, которая ориентирует будущих специалистов на саморазвитие своих личностных и профессиональных качеств.
Лица с развитой системой саморегуляции обладают сформированными волевыми качествами, определяющими их умение осуществлять самостоятельную познавательную деятельность, направленную на повышение своей профессиональной компетентности.
Самообразование при этом играет немаловажную роль, поскольку позволяет совершенствовать профессиональные знания и умения.
Таким образом, самообразование занимает значительное место в структуре профессионального саморазвития, поскольку обеспечивает накопление когнитивных ресурсов, повышение уровня знаний, умений и навыков и формирование профессиональной компетентности будущих специалистов.
1. Гаранина Ж. Г. Структура и уровни личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов.// Фундаментальные исследования. 2013. № 6 (часть 1). С. 179-183.
2. Шалаков Ю.А. Влияние профессионального самообразования на эффективность деятельности офицера налоговой полиции : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2000. 20 с.
3. Какарова А.П. Активизация саморазвития личности учащегося средствами психолого-педагогического сопровождения [Электронный ресурс]. URL: school_akme_vestnik_akme_akme_2009_kakarova_aktivi-
zaciya_sredstvami_psicho_soprovozh (дата обращения: 17.03.2015).
4. Сагитова Р.Р. Формирование самообразовательной компетенции студентов вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин : автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань, 2011. 22 с.
Самообразование личности: сущность, структура, функции
Боровикова Светлана Александровна,
ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск
Научный руководитель: Чухин Степан Геннадьевич, кандидат педагогических наук, доцент
В современных условиях динамичного развития общества, гарантом перспективного развития и благосостояния социума является концепция образования на протяжении всей жизни человека, что предполагает выдвижение на первый план самообразовательной деятельности личности.
Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов.
Самообразование – это «система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью» (Г. М.
Коджаспирова) [3, с. 32].
Суть самообразования заключается в «овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием» [2, с. 117].
Следовательно, сущностные особенности самообразования включены в процесс самовоспитания личности. Самовоспитание – это «целенаправленное управление своим развитием, процесс самосовершенствования личности, основанный на ее стремлении к самореализации. Психологическим условием самовоспитания является недовольство собой.
Неудовлетворенность собой возникает у личности в случае разрыва «Я – идеального» с «Я – реальным» (И. С. Кон). Самовоспитание проходит несколько этапов: самонаблюдение, самоанализ, самооценка, постановка цели, разработка программы, осуществление программы самовоспитания.
Для того, чтобы реализовать задачи самовоспитания, личность должна овладеть всем арсеналом педагогических методов: самоотчет, самовнушение, самоконтроль, самоубеждение, самопоощрение, самокритика и другими.
Педагог должен видеть свою роль не в том, чтобы исправлять какие-либо качества личности, а в том, чтобы помочь человеку увидеть путь самосовершенствования, поддерживать желание ставить для себя новые сверхзадачи с тем, чтобы самосовершенствование осуществлялось в социально приемлемых формах» [1, с. 94].
Прослеживая эволюцию понятия «самообразование», можно выделить два этапа его развития: исследование проблемы самообразования в контексте общих проблем обучения и воспитания (до XIX в.); выделение самообразования в самостоятельный вид человеческой деятельности и в специальный объект исследования (с XIX в.).
Различные аспекты проблемы самообразования в контексте собственных фундаментальных и прикладных исследований рассматривали известные ученые: педагоги – Ю. К. Бабанский, B. C. Ильин, П. Ф. Каптерев, М. Н. Скаткин, Г. И. Щукина и другие; психологи – Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, В. Д.
Шадриков и другие.
Теоретическим и методологическим аспектам проблемы самообразования в последние десятилетие были посвящены научные исследования А. В. Баранникова (педагогика) и Е. А. Шуклиной (социология).
Достаточно глубоко вопросы самообразования и самостоятельной деятельности школьников в 60-80-е гг. XX столетия были изучены московской (П. И.
Пидкасистый и другие), ленинградской (А. К. Громцева и другие), волгоградской (Б. Ф. Райский и другие) научными школами. Исторический аспект проблемы самообразования достаточно полно представлен в исследовании А. Я. Айзенберга. Проблема самообразования и самовоспитания всегда интересовала педагогов — новаторов 80 – 90 гг. XX века (В. А. Караковский, Е. П.
В последние годы, как показывает анализ научной и методологической литературы, самообразование обучающихся рассматривались как средство освоения прикладных умений и навыков (иностранный язык, информатика и так далее).
В настоящее время можно обозначить две тенденции в определении понятия «самообразование»: «самообразование» как познавательная деятельность для самосовершенствования (предлагаются различные варианты); «самообразование» как самосозидающая, самообразовывающая деятельность, как сознательное построение своего внутреннего мира, своего образа. То есть, самообразование в контексте процесса самовоспитания личности.
Современные исследователи отмечают значимость самообразования для будущих поколений людей. Но для реализации механизмов самообразования требуется соответствующая образовательная среда.
Создание данной среды, реализующей механизмы самообразовательной деятельности субъектов, становится основной задачей современной школы.
Формирование интереса к самообразованию становится жизненно необходимым атрибутом современного молодого человека, ориентированного на успешное личностное развитие и профессиональный рост.
Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и другие.
Современное самообразование мы рассматриваем не только как процесс передачи и восприятия знаний, но и как культурный феномен, который выполняет социокультурные, воспитывающие, развивающие, прогресообразующие функции.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить новые характеристики самообразования как социокультурного феномена, среди которых такие, как: содействие передаче базовых культурных ценностей и функций общества; помощь в осуществлении социализации школьников, содействие интенсивному вхождению школьников в мир культуры; создание условий для достижения интеллектуальной свободы личности, ее личной автономии, поскольку самообразование вооружает человека средствами их достижения; создание фундамента для саморазвития личности, обеспечение возможностей для самореализации; содействие решению проблемы сближения культур, усвоения этнорегиональных ценностей; содействие усвоению новых подходов человеческой жизнедеятельности. С позиций личностно ориентированного обучения можно выделить такие характеристики самообразования, как гуманитаризация, диверсификация, многоуровневость, индивидуализация, непрерывность, информатизация Диверсификация, к примеру, иллюстрируется направленностью самообразования, его видами и содержанием, особенностями технологий.
Наряду с социокультурными и личностными нами рассматриваются такие педагогические особенности самообразования обучающихся, как: включение школьников в более сложные по сравнению с предшествующим возрастом виды деятельности; обращенность самообразования личности ученика в будущее, интерес ко всем формам самообразования; связь самообразовательной активности с развитием способностей; оценка личностью своих возможностей на основе самообразования в выборе профессии.
Князева определяет следующие функции самообразования: – экстенсивная функция: накопление, приобретение новых знаний; – ориентировочная функция: определение себя в образовательном пространстве, своего места в обществе; – компенсаторная функция: преодоление недостатков образования, ликвидация «белых пятен» в общей культуре; – функция саморазвития: развитие самосознания, памяти, мышления, речи, рефлексивных способностей. – методологическая функция: формирование образа мира, своего места в мире; – коммуникативная функция: установление связей между науками, специальностями, возрастом; – сотворческая функция: доопределение, достраивание деятельности до уровня творчества; – функция омолаживания: преодоление инерции собственного мышления; – психотерапевтическая функция: сохранение жизненной энергии, силы личности, переживание полноты жизни; – геронтологическая функция: поддержание связей с миром, укрепление жизнестойкости организма [4, с. 15]. Технология организации самообразовательной деятельности ученика может быть представлена в виде следующих этапов: 1 этап – установочный. Он предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, выбор темы работы, осмысление последовательности своих действий. 2 этап – обучающий. На этом этапе ученик знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования. 3 этап – практический. На этом этапе происходит накопление фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. 4 этап – теоретический. В ходе этого этапа происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной литературы; творческие отчеты о ходе данной работы. 5 этап – итогово – контрольный. На этом этапе ученик должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе. Система самообразовательной работы учащегося предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности. Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение обучающегося работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспекты, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию. Мотивы, побуждающие ученика к самообразованию: – ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку у ученика возникает необходимость поиска и анализа новой информации; – желание творчества; – стремительный научно-технический прогресс. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение; – общественное мнение. Ученику не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Никто не хочет быть плохим учеником!
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности ученика в самореализации путём непрерывного образования. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием.
1. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с. 2.
Краткий педагогический словарь: Учебное справочное пособие / Г. А. Андреев, Г. С. Вяликова, И. А. Тютькова. М., 2005. 181 с. 3. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб.
заведений. М., 2003. 175 с.
4. Князева М. JI. Ключ к самосозиданию. М.: Молодая гвардия, 1990. 255 с.
Источник https://evrasgi.ru/ucheba/samorazvitie-i-samoobrazovanie-lichnostnoe-razvitie-osnovy-i-rekomendatsii.html
Источник
Источник
Источник