Содержание
Мотивация и самомотивация: руководство по развитию
– это восхождение личности к горе сознания для установления прочного контакта с душой и их плодотворного взаимодействия во всех жизненных проявлениях для окончательного снисхождения или прорыва духа в нашу человеческую природу.
Совершенствование человека, как «чела, идущего чрез века» осуществимо благодаря главному инструменту его эволюционирования – духовному развитию личности.
Саморазвитие и его основные принципы
Сперва нужно понять, что же скрывается под таким страшным термином как саморазвитие, какую смысловую нагрузку человек должен получить, знакомясь со значением этого слова. Саморазвитие — это беспрерывный процесс приобретения и накопления интеллектуального капитала, который будет использован для достижения поставленных задач.
Учеба и саморазвитие – это по сути два синонима одного термина. И в том, и в том случае – человек стремится к чему-то новому – он готов узнавать мир, его прелести, а также проходить различные обучения, которые ему в этом помогут. Именно такое стремление и является залогом успеха – ведь если оно будет отсутствовать, то никакие продвинутые семинары или вебинары не принесут абсолютно никакого результата.
Единственное что отличает учебу от саморазвития – стили образования, насыщенность материалов, а также время, на протяжении которого все это излагается.
Всего выделяют семь ведущих принципов саморазвития:
- Любовь (как метод определения правильности решений, основанных на интуиции, а также симпатии);
- Сила (умение принимать волевые решения, которые в дальнейшим станут ключевыми на этапах становления зрелой личности);
- Единство (умения вести диалог с социумом, налаживать взаимоотношения с выгодой для обеих сторон);
- Правда (возможность выражать свои мысли без страха быть вымесными остальными, уверенность в своей правоте);
- Интеллект (накопление багажа знаний, для их дальнейшего использования, как одним их методов достижения желаемых результатов;
- Смелость (готовность к новому, способность пережить определенные негативные моменты, осознавая, что все в руках владельца, ведь смелым сопутствует удача);
- Авторитет (ведущая роль, эдакого лидера, ко мнению которого прислушиваются, с которым считаются).
Любой из этого списка принцип саморазвития играет одинаково важную роль в становлении человека как мыслящей личности. Невозможно выделить основные или ведущие – в данной ситуации они все равны между собой. Эти нормы нерушимы – нарушении любой из них автоматически возвращает вас на самый старт – они должны соблюдаться беспрекословно.
Давайте сейчас рассмотрим более детально каждую из них:
Любовь
Именно она и является самой сутью саморазвития, ее сущностью. Именно основываясь на любви, а также симпатии, человек выбирает начинать ему взаимодействовать с остальными или же нет. Можно сколько угодно говорить о великих материях, стремлениях души, но если у вас не возникнет банальной симпатии, то все эти инструменты будут просто бесполезны. Точно также и с личностным ростом — пока человек не захочет изменить самого себя, не «влюбится» в этот процесс, все старания будут напрасны.
Принцип саморазвития который необходим для прогресса остальных догм. На нем основывается умение человека создавать вокруг самого себя необходимый микроклимат, в котором ему будет максимально комфортно, а также благодаря которому он сможет творить или развиваться в угодном ему направлении. Ведь именно благодаря внутренней силы, любой из нас принимает то или иное решение, хотя страх и оковывает все внутри. Именно благодаря силе, человек продвигается вперед, не пасуя перед трудностями и неуспехами. Проще говоря, это тот человеческий внутренний стрежень, повредив который, он обрекает себя на безвольное существование без возможности саморазвития;
Единство
Способность к саморазвитию, а точнее умение индивида уживаться вместе с социумом. «Человеку нужен человек» — цитата как никакая иная передает всю суть этого принципа. Человек может быть все время один, он должен ощущать поддержку остальных, из любви и заботу, ровно как их критику вместе с вспышками раздражения. Если же любого из нас лишить всего этого, то ни о каком развитие не может идти и речи – оно просто остановится. Учась лояльно относится к другим, отвечать на выпады доброй улыбкой без какого-либо проявления агрессии – это и есть то самое, что делает нам успешными, возвышая над остальными бытовыми хлопотами;
Правда
Этот принцип саморазвития объясняется тем, что никто не может двигаться дальше, не умеючи говорить правду о сложившихся ситуациях, а тем более смотреть такой правде в лицо. Не бойтесь быть откровенны с окружающими – это не значит, что вам нужно им говорить в открытую различные гадости, нет, напротив – преподносите правду максимально корректно и в тоже время обосновано. Будьте максимально близки к реальности, оценивайте ее не с точки зрения «нравиться» или «не нравиться», а с точки зрения постороннего наблюдателя, таким образом сохраняя беспристрастность;
Интеллект
Это то, что напрямую показывает уровень нашего развития: человеческое умение правильно, но в также грамотно выражать свои мысли вместе с предпочтениями. Ваше умение вести диалоги на различные темы, узнавая вовремя его проведения много новой, такой полезной для вас информации. Данный принцип саморазвития в первую очередь связан с такими устоями как сила и правда. Они тесно соприкасаются, став практически неразделимым друг от друга. Активно развивайте свое логическое мышление — таким образом, у вас всегда будет шанс избежать негативного воздействия со стороны общественных норм;
Смелость
Учеба и саморазвитие конечный продукт взаимодействия смелости и любви – она требуется в тот момент, когда методом анализа было вычислено, что для результата необходимы активные действия, как примеру смена работы или серьезный диалог с начальством. Следуя этому принципу, человек учится не пасовать перед остальными трудностями, а смотреть им только без страха в лицо. Однако иногда смелость может сыграть достаточно злую шутку с индивидом, вызывая порой результаты, которые хотелось бы постараться избежать.
Авторитет
Это воистину гремучая смесь правды и силы. Сами по отдельности в умении манипуляции людьми они практически бесполезны, но, если в совершенстве овладеть их симбиозом, можно свернуть горы. Способность заставлять людей тебя слушать, что не мало важно прислушиваться к тебе – дар, которым владеют далеко не все. Каждый кто умело может использовать этот инструмент обречен на успех, ведь он может достигать абсолютно любых поставленных перед собой целей.
Каждый вышеперечисленный принцип саморазвития – своем понимании прост и доступен всем. Однако, если начать смешивать во время работы над собой два и больше, результаты будут просто ошеломительные. Это как игра в старую, добрую алхимию – смешивая несколько ингредиентов сразу, вы с каждым разом подучаете все более совершенный конечный результат, который не может не радовать.
Именно подобные симбиозы являются ключевыми способами личностного роста, ведь благодаря им человек избавляется от страхов, а вместе с ними и переживаниями активно действовать. Тем более, такие принципы будут весьма полезны не только для личностного развития, но также во время повседневной жизни.
Что такое эмоциональный интеллект?
Если сказать коротко, то это способность управлять своими чувствами адекватно ситуации. Но это только один из его компонентов. Если трактовать шире, то эмоциональный интеллект – способность человека понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также уметь регулировать свои эмоции и эмоции других людей.
Такая эмоциональная компетентность позволяет выстраивать более открытые отношения с окружающими в социуме. Это не означает «доброе» поведение, а говорит о высокой эмоциональной гибкости и умении действовать по обстоятельствам, в зависимости от ситуации, характера людей, с которыми мы взаимодействуем, а также с учетом собственных целей и задач.
Что дает развитый эмоциональный интеллект?
- Успешность в социальной сфере – эффективное выстраивание взаимоотношений с другими людьми.
- Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций.
- Хорошее владение собой, более высокую стрессоустойчивость.
- Повышение уровня удовлетворенности жизнью.
- Защиту от развития психосоматических заболеваний.
- Повышение мотивации.
Главные навыки – умение различать эмоции других, понимать и управлять своими – закладываются в детстве. Родители, которые озвучивают свои чувства, проговаривают с ребенком то, что он испытывает в разных ситуациях, закладывают фундамент его соматического и психического благополучия.
Подростковый возраст часто сопровождается сменами настроения, бурными полярными реакциями. Некоторые могут подолгу «застревать» в таких эмоциях, как обида, грусть, стыд, гнев. Это одна из многих причин, почему развивать и укреплять эмоциональную компетентность подростков особенно важно.
А начинается все с умения наблюдать и задавать себе правильные вопросы.
Из чего складывается эмоциональный интеллект
Развитый эмоциональный интеллект включает следующие составляющие:
- самопонимание – различение, принятие и называние своих эмоций;
- саморегуляция – выбор способа реагирования на основе анализа эмоционального состояния;
- понимание чувств других – осознание и принятие многообразного эмоционального мира окружающих;
- регуляция взаимоотношений – налаживание и выбор оптимального пути взаимодействия с окружающими.
Формы саморазвития, влияние на них ведущих принципов
Отвечая на вопрос: «Что входит в саморазвитие?» необходимо также заметить, каким же образом все эти принципы реализуются в жизни. Как их правильно применять? На каких этапах? Что с себя представляют эти этапы?
Первый этап — формирование профессионального направления
Направление собственных интересов в нужную сферу, где они востребованы, а также, где возможно развития в этом направлении. Главный принцип саморазвития в этом случае – это любовь. Объясняется это тем, что человек следуя внутренней симпатии выбирает свой жизненный путь, по которому будет следовать до того момента, когда его мировоззрение резко поменяет свой фокус. Симпатия всегда играла, будет играть основную роль в любом человеческом выборе, поэтому выбор жизненного пути не станет исключением;
Второй этап – создание собственного профессионального определения
Занятие своей ниши в выбранной сфере деятельности для накопление интеллектуального капитала (приобретения всех требуемых знаний для дальнейшего развития собственной карьеры, для того чтобы в будущем занять должность на порядок выше). Разумеется, что в этом случае, ведущий принцип – интеллектуальный. Именно благодаря ему, удается отсеивать необходимую первичную информацию от вторичной, которая не стоит затраченных усилий. Умения отличить сенсацию от бульварной статьи – вот приземленный пример действия этого принципа на конкретно этом этапе;
Третья ступень – развитие профессиональной пригодности
Умение конвертировать полученные знания для повышения собственной квалификации, результатом которой станет совершенно новый уровень личностного роста. Это переломный этап, который является экватором в человеческом стремлении стать лучше и успешнее. Как таковой, принцип саморазвития на этом этапе не слишком востребованный, однако может пригодиться умение говорить правду и сосуществовать с коллективом как единое целое.
Очень много зависит от мнения окружающих вас людей – их отношения к вам, потому что как ожесточенно не велись бы споры о независимости любого от мнения окружающих, именно их голос зачастую решающий. Вот тут-то и пригодиться умение дружно уживаться друг с другом;
Четвертый этап – профессиональная компетенция
Умение развивать получение навыки во время саморазвития. Проще говоря, первые становятся основой, на которой базируются все остальные, создавая таким образом идеальную модель для примера человеческой целеустремленности, стремлением идти, дальше несмотря ни на что. В этот период возлагаются большие обязанности вместе с обязательствами, которые нельзя нарушить, ведь тогда весь труд пойдет насмарку, а такого допустить нельзя;
Последний, пятый этап – достижение назначенной цели, венец творения любого принципа саморазвития
Эта та ступень, находясь на которой человек чувствует себя единым, полным гармонии со своим внутренним миром. Именно в такой момент, человек может почувствовать себя великим создателем собственной жизни, ее пути. Такие моменты, как никакие другие дают уверенность в своих силах, в то – что если захотеть, а также самое главное – постараться – можно достигнуть небывалых ранее высот как в карьере так и в любом другом аспекте человеческой жизни.
Изучая на таких примерах взаимодействия принципа саморазвития вместе с этапами становления, можно четко наблюдать кривую роста успеха, который напрямую зависит от умения создавать из основных догм дополнительные (вспомогательные), которые приносят зачастую результат, которого никто не ожидал.
Главное во время прохождения всех периодов – это оставаться самим собой, не давая желанию стать непревзойденным поглотить себя с головой, потому что если такое случиться, то вернуть себе свое «Я» будет весьма затруднительно. В любой ситуации оставайтесь самим собой, чтобы не случилось.
Основные истины, которые необходимо запомнить
Шагая по такому тернистому пути как саморазвития, в первую очередь необходимо запомнить для себя простые истины, которые помогут вам не биться в пути, а также придадут силу для новых свершений.
Первая – корень всех проблем, как и неудач кроется только в вас самих, точнее в вашей голове.
Да, именно так – всевозможные фобии, неуверенность в своих силах, боязнь попросить о помощи – все это мешает успешно развиваться, строить свою жизнь, вне зависимости от выбора направления. Забудьте наконец о страхах – они вам только будут отравлять всю вашу сознательную жизнью. Учитесь преобразовывать их в действенный стимул стать лучше, но никак не наоборот.
Второй по значимости – счастье это ваше внутреннее состояние, но никак не окружающая вас среда.
Даже если вы будете находиться в идеальном обществе, с самыми добрыми, отзывчивыми людьми – вы не будете счастливыми, если не сможете проецировать все тоже самое на остальных. В этом и заключается смысл счастья – готовность помочь остальным, оказать поддержку в любой момент, однако если человек на такое не способен, то дарить он будет окружающим только негативные эмоции. Научитесь получать удовольствие от помощи другим и тогда увидите, как отзывчивы люди, как они открыты к доброте.
Третья – счастье – это не абстрактная величина, его можно достичь.
Все элементарно просто – выберете для себя конкретную цель, ту которую можно прочувствовать одним из органов осязания или же поддержать в руках. Не пойте дифирамбы направо и налево о нематериальности ваших желаний или о том, что вы просто человек идейник. Как бы не прискорбно это не звучало, но меняются люди не ради идеи, а ради целенаправленного результата. Так что будьте откровенны, в первую очередь сами с собой – нет ничего страшного в том, что человек, к примеру, стремиться занять определенное место в компании, но при этом ему абсолютно все-равно на ее цели или методы. У него уже есть пункт назначения, продвигаясь к которому он будет саморазвиваться, делая все, чтобы это место досталось именно ему.
Наши страхи
Начав движение вперёд к свершению задуманного, намеченного, возникают сомнения, а иногда и страхи перед мнимыми препятствиями или предполагаемыми неудачами. Начав изучать новый язык, возникают сомнения о своих способностях. Пытаясь изменить сложившиеся ситуации в семейных отношениях, появляются мысли о взаимопонимании. При устройстве на новую работу думаем о соответствии требованиям приёмки на работу. Конечно, поначалу по многим параметрам у нас может и не сложиться ситуация – не хватит знаний, навыков или необходимых аргументов. Но это не значит, что надо прекращать попытки. Надо, всего лишь, не останавливаться на достигнутом уровне, пусть даже не очень удачном. Если есть хоть незначительные успехи – их надо развивать, дополнять, вкалывая своё желание.
Подведение итогов
Для послесловия, хочется взять с этой статьи то, что несмотря на все принципы саморазвития, необходимо в первую очередь не терять самого себя. Проходя этапы становления вместе с саморазвитием, зачастую теряется та нить, которая соединяет нас с нашим прошлым, неся в себе воспоминания о пройденном пути. Необходимо не терять ее, ведь если у человека нет прошлого, то у него нет и настоящего, такой непреложный закон. Следующие что необходимо осознать — саморазвитие, это в первую очередь познания самого себя, полноты своего внутреннего мира вместе с его комплектующими.
Результат самоанализа на первых порах, помогает человеку сделать для себя очень важный выбор – в каком направлении ему необходимо двигаться дальше и что нужно для этого. Также изучая самого себя, каждый из нас учится понимать других: их проблемы, страхи, желания – все это дает нам в руки инструмент достижения различных высот, а также уважения окружающих нас людей, ведь в их глазах вы становитесь самым добрым, даже чутким человеком из всех ранее знакомых.
Самоопределение личности как основа успешной и счастливой жизни
В этой статье вы узнаете, что такое личностное самоопределение, как оно влияет на жизнь в целом и какими путями прийти к осознанию и принятию своего «Я» и своего предназначения в жизни.
В психологии выделяют личностное и социальное самоопределение
Личностное самоопределение – поиск своего места в жизни, своей жизненной стратегии и определение критериев успеха в личной жизни и профессиональной деятельности. Если смотреть глубже, то это поиск своего истинного « Я» и своего предназначения.
Социальное самоопределение — это определение своего места в обществе, принадлежность к определенному социальному кругу или группе людей. Это формирование социальной осознанности, определение собственных взглядов на религию, политику, философию жизни и мораль.
Необходимость в личностном, социальном и профессиональном самоопределении возникает в 15-17 лет. Это ранний юношеский возраст, когда старшеклассники готовятся к поступлению в ВУЗы, выбору будущей профессии и самостоятельной жизни. В таком возрасте рано говорить об осознанном самоопределении. Более правильно говорить о психологической готовности молодого человека к самоопределению.
- Готовность к личностному самоопределению. Готовность к личностному самоопределению подразумевает формирование у подростков осознанности, представления о своих обязанностях и правах в обществе. А также формирование устойчивых моральных принципов, взглядов и убеждений. В этом возрасте человек должен уметь нести ответственность за свои действия, уметь анализировать жизненный опыт и давать адекватную оценку событиям. Это обеспечит в будущем сознательную, творческую и активную жизнь. Конечно, главную роль в готовности к самоопределению играет самосознание, т.е. понимание себя, своих качеств и их адекватная оценка.
- Личностное самоопределение подростков. В подростковый период происходят глубокие изменения в человеке. Они касаются и физиологии, отношений со взрослыми и сверстниками, изменения в развитии интеллекта и способностей. Это переход с детства во взрослую жизнь. Личностное самоопределение в юности начинает формироваться с понятия о мотивации, определения личных и деловых интересов. В этот период проявляются профессиональные склонности. Несомненно, это переломный и самый трудный период становления личности. Но он самый ответственный в жизни человека. Именно в этом возрасте формируется стремление к самосовершенствованию. Хочется познать себя, выразить и утвердиться.
Главная особенность этого возраста – это стремлением быть похожим на взрослых. Подросток копирует манеру поведения, стиль одежды, лексикон. В этот период взрослые сами начинают относиться к ребенку как ко взрослому, больше ему разрешают и доверяют, возлагают новые обязанности. Отношения становятся более равноправными и независимыми. В итоге, у подростка укрепляется стремление быть взрослым, поэтому новые жизненные обстоятельства выводят личность на новую ступень личностного психологического развития.
Начинает формироваться самосознание, оценка личных способностей. Все подростки недовольны собой, потому что оценивают достоинства других людей и желают иметь такие же. Они создают себе идеал и переживают, что не соответствуют ему.
Основной проблемой личностного самоопределения является то, что большую часть времени подросток проводит в школе. Наша система образования не только не способна помочь ребенку определиться, познать себя, испытать свои возможности, а в принципе педагоги не воспринимают подростка за человека. В школе не учат мыслить, думать, развиваться, творить и ставить цели.
По мнению Н.С. Пряжникова, личностное самоопределение «обладает такими характерными чертами как глобальность, зависимость от стереотипов общественного сознания и зависимость от влияния объективных факторов, определяющих жизнь группы».
Психология личностного самоопределения
Как говорит психолог Л.И.Божович: « Личностное самоопределение — это выбор будущего пути, потребность нахождения своего места в труде, в обществе, в жизни, поиск цели и смысла своего существования , потребность найти свое место в общем потоке жизни».
Работы Л.И.Божович дают возможность понять психологию личностного самоопределения:
- Потребность в самоопределении возникает лишь на рубеже старшего подросткового и младшего юношеского возраста. Необходимость этой потребности обосновывается логикой и социальным развитием подростка.
- Эта потребность формируется на поиске ответа на вопрос: «В чем смысл жизни и собственного существования?»
- Самоопределение связано с юношеским устремлением в будущее.
- В этом возрасте самоопределение в основном сводится к выбору будущей профессии. По мере взросления понимание личностного самоопределения расширяется.
Одна из самых проработанных теорий самоопределения личности является концепция М.Р. Гинзбурга. В основу рассмотрения понятия о самоопределении личности он кладет представление о двойственности, духовно — материальной сущности человека.
Человек живет в двух плоскостях:
- Ценностно – смысловой;
- Пространственно – временной. Она отражает реальное действование, которое есть средством реализации ценностей и смыслов Он рассматривает временной аспект: прошлое, настоящее и будущее.
По мнению автора: « Прошлое существует как воплощение опыта, настоящее отражает действительность и предполагает саморазвитие, а будущее существует как проект, обеспечение смысловой и временной перспективы». Таким образом, вопрос выбора профессии в юношестве предполагает построение планов на будущее. Именно в процессе профессионального самоопределения происходит развитие и становление личности.
Личностное самоопределение и саморазвитие
Личностное самоопределение человека в более осознанном возрасте невозможно без стремления к саморазвитию. Саморазвитие подразумевает такие основополагающие понятия, как самопознание, самоактуализация, самообразование.
Человек должен четко понимать, кто он есть на самом деле. Осознавать свои способности, навыки, таланты. Самопознание подразумевает также раскрытие в себе новых способностей, испытание своих сил в разных сферах деятельности. Личность должна четко понимать, что ей нравится, какие у нее интересы.
Есть три уровня самопознания:
- Биологический – познание себя, как организма;
- Социальный – познание своих возможностей в овладении новыми знаниями, навыками и нормами поведения;
- Личностный – способность принимать решения, делать выбор, организовывать свою жизнь.
Если человек не воспринимает себя как уникальную личность, он не будет понимать, в каком направлении ему двигаться, и соответственно не будет иметь никакой мотивации к действию. Такие люди обычно ничего не достигают, плывут по течению и проживают скучную серую жизнь.
Немаловажную роль в самоопределении играет самооценка человека, так как она формирует силу воли, уверенность в себе и собственных силах. Адекватная самооценка способствует саморазвитию. Добиваюсь определенных успехов, она повышается и повышается вера в себя, что мотивирует человека идти дальше и не останавливаться на достигнутом.
Разобравшись в себе и своих жизненных ценностях и приоритетах, человеку проще ставить перед собой конкретные цели и достигать их. Для достижения определенных целей необходима правильная мотивация. Она возможна лишь в том случае, когда человек точно знает, чего он хочет и что ему нужно.
Каждодневная работа над собой — приведет к успеху
Чтобы самоопределение стало основой успешной и счастливой жизни, необходимо постоянно работать над собой. Постоянно анализировать, каких ресурсов вам не хватает для достижения своих целей.
Самообразование дает человеку возможность реализовать себя в профессиональной и личной сфере. Чтение книг, посещение тренингов и семинаров, просмотр мотивирующих фильмов повышает уровень интеллекта и открывает более широкие возможности для самоопределения и реализации.
Самоактуализация – это развитие потенциальных возможностей личности. А.Маслоу определил самоактуализацию, как полное использование своих талантов, способностей и возможностей.
Результатом самоактуализации является возможность заниматься значимой трудовой деятельностью. Деятельностью, которая будет удовлетворять ваши духовные и материальные потребности, а также нести благо обществу. В этом случае личность будет чувствовать себя реализованной, успешной и значимой.
Человек, который встал на путь саморазвития, способен сам стать хозяином своей жизни. Не зависеть от мнения окружающих, навязанных обществом правил, стереотипов и ограничений. Он сам принимает решения, делает выбор и слушает только свое внутренне «Я». Такой человек понимает смысл жизни, находит свое предназначение и проживает яркую счастливую жизнь.
Понравилась статья, расскажи друзьям
САЛИД © При полном или частичном копировании материала, ссылка на первоисточник обязательна.
Источник https://spbliders.ru/psihologiya/motivaciya-samorazvitiya-lichnosti.html
Источник https://salid.ru/journal/lichnostnoe-samoopredelenie
Источник
Источник