Содержание
Ликбез по активной и пассивной безопасности. Часть первая.
Если вы планируете приобрести семейный автомобиль, то вопрос безопасности обстоит остро. Активная и пассивная безопасность — это комплекс оборудования, а также конструктивные особенность автомобиоя, направленные на максимальное сохранение жизни и здоровья водителя и пассажиров. К сожалению, статистика ДТП в мире растет, автомобили становятся мощнее, трафик плотнее, поэтому знать о безопасности необходимо каждому, о чем я расскажу далее.
Откуда взялось понятие безопасности
Благодаря тандему американского физика Стрикленда и хирурга Стрейта, в 1930 году ими было предложено применять ремни безопасности на автомобилях. С тех пор начат отсчет в области безопасности, который совершенствуется по сей день.
Надежные тормоза, послушное рулевое управление и устойчивость работают на безопасность движения и сохранение 100% контроля над управлением авто, что и называется активной безопасностью. При столкновении, срабатывание ремней и подушек безопасности, а также энергопоглощающая конструкция кузова, в совокупности входят в пассивную безопасность.
Подробнее о пассивной безопасности
Понятие пассивной безопасности говорит о совокупности эксплуатационных и конструктивных свойств, которые нацелены сохранить жизнь и здоровье всех, находящихся внутри автомобиля. При попадании в дорожно-транспортное происшествие срабатывает пассивная безопасность.
Основные требования к пассивной безопасности:
защита водителя и пассажиров от травм при ДТП;
уменьшение инерционных нагрузок;
стремление удержать всех на своих местах, предотвращая перемещение;
предотвращение выбрасывания людей из салона.
Долгое время к пассивной безопасности стали уделять много времени, соответственно и требования к ней возрастают ежедневно. Кстати, существует и внешняя пассивная
Про компоненты пассивной безопасности
Какого характера чаще всего происходит ДТП? Фронтальный удар, которому уделяется больше внимания, после процент приходится на боковой, удар сзади и переворачивание. При любом ударе автомобиль резко останавливается, а люди в салоне продолжают передвигаться за счет силы инерции.Происходит это за миллисекунды, и чаще всего водитель ударяется в руль, пассажир передний в лобовое стекло или панель приборов, а задние пассажиры упираются в передние сиденья. Исходя из того следует, что перед инженерами состоит задача смягчить удар и уменьшить перемещение людей в салоне при ударе.
Ко внутренней пассивной безопасности относятся:
травмобезопасные детали салона, отсутствие острых и металлических деталей;
ремни безопасности, подушки безопасности, активные подголовники;
травмобезопасное лобовое стекло;
энергопоглощающий и травмобезопасный руль;
детское кресло с системой крепления ISOFIX.
Ко внешней пассивной безопасности относятся:
конструкция кузова, где есть зона деформации и выживания;
элементы, обеспечивающие безопасность пешеходов;
демпферы (энергопоглощающий пластиковый бампер, травмобезопасный);
наружная подушка безопасности, датчик ускорения, пиропатроны.
Более подробно о внутренней пассивной безопасности
Безопасность кузова начинается с зоны деформации и усиленная часть в районе нахождения водителя и пассажиров. Чередование таких зон в общей сложности позволяют сохранить жизнь пассажирам и водителю, и только после этого сохранить каркас кузова.
Сминаемая передняя и задняя часть, или зона деформации, необходима для того, чтобы силовая клетка сохранилась максимально. Например, при фронтальном ударе, передняя зона деформации работает так, чтобы силовой агрегат и трансмиссия уходила вниз, не задевая щит между подкапотным пространством и салоном.
Условно, при скорости 50 км/ч, совершается фронтальное столкновение. При резкой остановке человек продолжает инерционно двигаться вперед, причем с силой в 50 раз выше своего веса. Для этого и существуют ремни безопасности, которые удерживают человека при ДТП и резком торможении.
Раньше использовались ремни безынерционные, кто помнит ранние автомобили “Москвич” и “Жигули”. Это крайне неудобно, да и не особо безопасно, поэтому вскоре их заменили на инерционные. У современных ТС ремни безопасности с преднатяжителем, который не позволяет проскользнуть под свободной зоной ремня. Чаще всего применяют пиропатроны в качестве преднатяжителя, реже электрические и механические.
Для детей предусмотрены специальные кресла, которые крепятся на сиденье через специальное крепление ISOFIX. Для водителя стали применять еще в 50-е годы прошлого века травмобезопасный руль, который “правильно” деформируется.
Airbag — как современная система пассивной безопасности
В начале 80-х годов 20 века стали применять подушки безопасности для водителя, например Mercedes-Benz S-class W126. На сегодня существуют следующие виды “Аирбэг”:
фронтальные — применяются для водителя и пассажира, находится внутри рулевого колеса и в торпеде. Срабатывают за счет поступающего сигнала от передних датчиков удара. Защищают голову и грудную клетку;
коленные и напольные: зона повреждения колен — глобальная проблема, которую решили за счет применения таких подушек, поэтому конечности сохраняются;
шторки: защищают при боковом ударе или переворачивании от стекла, а также защищают голову и шею;
боковые — находится в передних сиденьях и дверях, сохраняют область живота и таза задних пассажиров;
Важно помнить. Подушки безопасности эффективно работают только при пристегнутых ремнях безопасности, иначе можно столкнуться с ситуацией, когда человек получает дополнительные повреждения об удар в подушку, чаще всего это перелом носа!
Итак, современный автомобиль может максимально сохранить ваше здоровье и жизнь, если есть:
основание кузова крепкое, есть продуманная зона деформации;
наличие минимум 6 подушек безопасности;
ремни безопасности с пиропатронами;
есть активные подголовники, которые сохраняют позвоночник и шею;
замки дверей разблокируются при ДТП для свободного выхода из авто, если дверь не смяло.
Итак, это была первая часть статьи. Далее рассмотрим внешнюю пассивную безопасность и подробно рассмотрим активную безопасность.
Современные системы безопасности автомобиля
Доброго дня всем добрым людям. Сегодня в статье мы подробно осветим современные системы безопасности автомобиля. Вопрос актуальный для всех без исключения водителей и пассажиров.
Высокие скорости, маневрирование, обгоны помноженные на невнимательность и лихачество представляют серьёзную угрозу для других участников движения. Согласно данным Pulitzer Center за 2015 год аварии с участием автомобилей унесли жизни 1 миллиона 240 тысяч человек.
За сухими цифрами стоят человеческие судьбы и трагедии множества семей, которые не дождались домой отцов, матерей, братьев, сестёр, жён и мужей.
Например, в Российской Федерации приходиться на 100 тысяч населения 18,9 смертельных случаев. На долю автомобилей выпадает 57,3% смертельных аварий.
На дорогах Украины зарегистрировано 13,5 смертельных случаев на 100 тысяч населения. На долю автомобилей приходится 40,3% от общего количества смертельных ДТП.
В Беларуси зарегистрировано 13,7 смертельных случаев на 100 тысяч населения и 49,2% приходиться на автомобили.
Специалисты в сфере дорожной безопасности делают неутешительные прогнозы свидетельствующие, что количество погибших на дорогах мира возрастёт до 3,6 миллионов человек к 2030 году. Фактически через 14 лет будет погибать в 3 раза больше людей, чем в настоящее время.
Современные системы безопасности автомобиля созданы и нацелены на сохранения жизни и здоровья водителю и пассажирам транспортного средства даже при серьёзном дорожно-транспортном происшествии.
В статье мы подробно осветим современные системы активной и пассивной безопасности автомобилей. Постараемся дать ответы на интересующие читателей вопросы.
Современные системы пассивной безопасности автомобиля
Главная задача систем пассивной безопасности автомобиля заключается в уменьшении тяжести последствий аварии (столкновение или опрокидывание) для здоровья человека если ДТП произошло.
Работа пассивных систем начинается в момент наступления ДТП и продолжается до полной неподвижности транспортного средства. Водитель уже не может повлиять на скорость, характер движения или выполнить манёвр во избежание аварии.
1.Ремень безопасности
Один из главных элементов современной системы безопасности машины. Считается простым и эффективным. В момент ДТП прочно удерживают и фиксируют в неподвижном состоянии тело водителя и пассажиров.
Для современных автомобилей обязательно наличие ремней безопасности. Выполнены из прочного на разрыв материала. Многие машины оснащены системой раздражающего звукового сигнала, напоминающего о необходимости использования ремней безопасности.
2.Подушка безопасности
Один из основных элементов пассивной системы безопасности. Представляет собой прочный матерчатый мешок, похожий по форме подушку, который в момент столкновения автомобиля наполняется газом.
Предотвращают повреждение головы и лица человека о твёрдые части салона. В современных автомобилях может находиться от 4 до 8 подушек безопасности.
3.Подголовник
Установлен в верхней части автомобильного сиденья. Его можно регулировать по высоте и углу наклона. Служит для фиксации шейного отдела позвоночника. Защищает его от повреждения при отдельных видах ДТП.
4.Бампер
Задний и передний бамперы выполнены из прочного пластика, обладающего пружинящим эффектом. Доказали свою эффективность при мелких дорожно-транспортных происшествиях.
Принимают на себя удар и предотвращают повреждения металлических элементов кузова. При ДТП на высокой скорости в некоторой степени поглощают энергию удара.
5.Стёкла триплекс
Автомобильные стёкла специальной конструкции защищающие открытые участки кожи и глаз человека от повреждения в результате их механического разрушения.
Нарушение целостности стекла не приводит к появлению острых и режущих осколков, способных нанести серьёзные повреждения.
На поверхности стекла появляется множество мелких трещин, представленных огромным количеством мелких осколков не способных причинить вреда.
6.Салазки для мотора
Мотор современной машины монтируется на специальной рычажной подвеске. В момент столкновения и особенно лобового, двигатель не уходит в ноги водителя, а по направляющим салазкам смещается вниз под днище.
7.Детские автокресла
Защищают ребёнка в случае столкновения или опрокидывания автомобиля от получения серьёзных увечий или повреждений. Надёжно фиксируют его в кресле, которое в свою очередь удерживают ремни безопасности.
Современные системы активной безопасности автомобиля
Активные системы безопасности автомобиля нацелены на предотвращение аварийных ситуаций и недопущения ДТП. Электронный блок управления автомобилем отвечает за контроль систем активной безопасности в режиме реального времени.
Нужно помнить, что не стоит всецело полагаться на активные системы безопасности, ведь они не могут заменить собой водителя. Внимательность и собранность за рулём являются гарантией безопасного вождения.
1.Антиблокировочная система или ABS
Колёса автомобиля при резком торможении и высокой скорости движения могут заблокироваться. Управляемость стремиться к нулю и резко возрастает вероятность аварии.
Антиблокировочная система принудительно разблокирует колёса и возвращает управляемость машиной. Характерным признаком работы ABS является биение педали тормоза. Для повышения эффективности работы антиблокировочной системы при торможении следует с максимальным усилием выжимать педаль тормоза.
2.Антипробуксовочная система или ASC
Система позволяет избежать пробуксовки и облегчает подъём в гору на скользком дорожном покрытии.
3.Система курсовой устойчивости или ESP
Система нацелена на обеспечение устойчивости автомобиля при движении по дороге. Эффективна и надёжна в работе.
4.Система распределения тормозных усилий или EBD
Позволяет предотвратить занос машины при торможении за счёт равномерного распределения тормозного усилия между передними и задними колёсами.
5.Блокировка дифференциала
Дифференциал передаёт крутящийся момент от коробки передач на ведущие колёса. Блокировка позволяет обеспечить равномерную передачу усилия, даже если одно из ведущих колёс обладает недостаточным сцеплением с дорожным покрытием.
6.Система помощи при подъёме и спуске
Обеспечивает поддержание оптимальной скорости движения при спуске или подъёме на гору. При необходимости подтормаживает одним или несколькими колёсами.
7.Парктроник
Система, упрощающая парковку автомобиля и снижающая риск столкновения с другими транспортными средствами при маневрировании на стоянке. На специальном электронном табло указывается расстояние до препятствия.
8.Превентивная система экстренного торможения
Способна работать при скорости свыше 30 км/час. Электронная система в автоматическом режиме отслеживает расстояние между автомобилями. При резкой остановке едущего впереди транспорта и отсутствии реакции со стороны водителя, система в автоматическом режиме замедляет машину.
Современные производители автомобилей уделяют много внимания системам активной и пассивной безопасности. Постоянно работают над их совершенствованием и надёжностью.
Источник https://autoburum.com/blog/1568-likbez-po-aktivnoj-i-passivnoj-bezopasnosti-chast-pervaja
Источник https://www.avtogide.ru/sovremennyie-sistemyi-bezopasnosti-avtomobilya.html
Источник
Источник