Содержание
Как определяется налоговая база по транспортному налогу
Плательщики налога на транспорт и основные принципы его расчета
Этот налог является региональным. Оплачивать его должны физлица и предприятия, у которых в собственности имеется зарегистрированный транспорт (ст. 357 НК РФ).
Физлица, ИП и ООО сумму налога уплачивают по уведомлению из ФНС, которое формируется, исходя из сведений, предоставляемых органами, регистрирующими транспортные средства.
В некоторых случаях платить налог на транспорт не нужно. И это не только льготы по налогу. Полный перечень таких случаев привели эксперты «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в готовое решение.
Предприятия рассчитывают налог и авансы сами. При этом до 2020 года (то есть по налог за 2019 год включительно) они обязаны были отчитываться по нему в ИФНС. С отчетности за 2020 год для организаций сдача деклараций по транспортному налогу отменена, а ФНС должна рассылать им сообщения с уже посчитанной суммой (по аналогии с тем, как она сейчас это делает для ИП и физлиц). Но считать налог юрлица все так же будут самостоятельно. Во-первых, они должны знать сумму, чтобы в течение года вносить авансовые платежи (если они установлены в регионе). А во-вторых, сообщение от налоговой носит скорее информационный характер, чтобы компания могла сверить свои начисления с теми, что сделаны по данным налоговиков. Ведь получит она его уже после сроков уплаты авансов (см., например, письмо Минфина от 19.06.2019 № 03-05-05-02/44672).
Проверьте себя! Рекомендация от «КонсультантПлюс»:
Сравните сумму налога, исчисленного инспекцией, с суммой, которую вы рассчитали и уплатили сами. Если они равны, значит, налог был рассчитан и уплачен правильно. Если суммы различаются, проверьте. (подробнее смотрите в К+).
Поэтому для компаний и в 2021 году также важно знать основные принципы расчета налога. А они следующие:
- налог рассчитывается как произведение базы по налогу и ставки (если другое не отражено в НК РФ);
- авансы к уплате по налогу определяются за каждый отчетный период как ¼ налоговой базы, помноженной на налоговую ставку (ст. 362 НК РФ);
- предприятия налог к уплате исчисляют как разницу между суммой, начисленной за год, и авансовыми платежами, которые были уплачены в течение года, для физлиц авансовые платежи по налогу не предусмотрены;
- итоговая сумма налога и сумма авансов по дорогим авто определяется с учетом повышающего коэффициента (от 1,1 до 3), устанавливаемого в зависимости от стоимости автомобиля и числа лет, прошедших с момента его выпуска (п. 2 ст. 362 НК РФ).
Налоговая база по транспортному налогу
Налоговая база транспортного налога в 2021 году рассчитывается по-разному для отдельных видов транспортных средств (ст. 359 НК РФ).
Вид транспортного средства (ТС)
Налоговая база для расчета транспортного налога
Источник информации о налоговой базе
ТС, имеющие двигатели
Мощность двигателя(Nд) в лошадиных силах (л. с.)
Показатель для расчета:
- определяется исходя из техдокументации;
- отражается в регистрационных документах
Если Nд или Nдс указан в кВт, необходимо перевести этот показатель в л. с. по формуле:
Nд (л. с.) = Nд (кВт) × К,
где К = 1,35962 – переводной коэффициент из кВт в л. с.
Результат вычислений округляется с точностью до 2 знаков после запятой
Мощность двигателей судна, зарегистрированных за водным ТС (Nдс)
Водные, несамоходные (буксируемые) ТС, для которых определяется валовая вместимость
Валовая вместимость в регистровых тоннах (р. т.)
Мерительное свидетельство судна, выдаваемое органами технадзора
Показатель устанавливается путем обмера внутреннего объема судна
1 р. т. = 100 куб. футов = 2,83 м 3
Воздушные ТС, для которых определяется тяга реактивного двигателя
Статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного ТС на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы (кгс)
Паспорт воздушного ТС
В ст. 361 НК РФ для самолетов, имеющих реактивные двигатели, установлена ставка налога 20 руб. за каждый кгс – перевод в л. с. для определения налога не требуется
Иные водные и воздушные ТС, не имеющие двигателей или в отношении которых не определяется валовая вместимость
ЕТС (единица транспортного средства)
К подобным ТС относятся:
- плавучая землечерпательная техника;
- плавучие краны;
- дебаркадеры;
- иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения
Объект и ставка по налогу
Объектом обложения налогом является весь транспорт, который зарегистрирован с соблюдением законов РФ (ст. 358 НК РФ). К примеру, если у вас имеется автомобиль, но он зарегистрирован не на вас, а на тестя, уплачивать налог за него будет тесть. Если же предприятие в собственности имеет автомобиль, а использует его в личных целях директор, уплачивать налог в данном случае будет предприятие.
Ставки налога утверждаются на местах субъектами РФ, которые могут дифференцировать их в зависимости от следующих показателей:
- категория единицы транспорта;
- мощность двигателя;
- валовая вместимость;
- срок эксплуатации, год выпуска единицы транспорта.
Субъекты РФ не имеют права изменять ставку налога более чем в 10 раз по сравнению со ставкой, отраженной в НК РФ (п. 2 ст. 361 НК РФ).
Обратите внимание! Существует арбитражная практика, которая говорит о том, что отсутствие регистрации на транспорт не освобождает от уплаты налога.
Итоги
Налоговая база по транспортному налогу для имеющих двигатель транспортных средств — это выраженная в лошадиных силах мощность двигателя. Для водных несамоходных транспортных средств налог исчисляется исходя из валовой вместимости в регистровых тоннах, а для воздушных судов — из выраженной в килограммах силы статической тяги реактивного двигателя. Для иных водных и воздушных судов за налоговую базу принимается единица транспортного средства.
Всё о транспортном налоге: кто, когда и сколько должен заплатить
Транспортный налог — это ежегодный региональный сбор с физических и юридических лиц, являющихся собственниками разных транспортных средств и, прежде всего, автомобилей. За редким исключением его должно большинство отечественных владельцев, но на практике есть куча нюансов.
Среднероссийская задолженность физических лиц по транспортному налогу составляет 30%, а в некоторых регионах страны его игнорируют до 60% собственников. Об этом говорилось в исследовании PwC для РИА Новости. Почему побор оказался одним из самых «проблемных», кто может его не платить и какие санкции светят за уклонение — об этих и других тонкостях расскажет Blog.Autospot.
За что не любят транспортный налог
Налоговое обременение — это сфера, которая в принципе не пользуется симпатией у народа, но в случае с транспортным налогом нелюбовь граждан проявляется особенно ярко. Его называют несправедливым, так как полученные с него средства вовсе не обязательно идут по адресу — в дорожное строительство и ремонт. Субъекты РФ сами решают, на что его потратить.
Кроме того, автомобилистов возмущает, что выплаты никак не привязаны к пробегу и, соответственно, пагубному воздействию на состояние дорог: бывает, что машина ездит лишь в теплое время года, но за нее надлежит выплачивать полную годовую сумму. Включение транспортного налога в стоимость топлива видится многим гражданам более социально справедливым и разумным принципом: сколько ездишь — столько и платишь. Увы, пока подобные инициативы существуют лишь в мечтах автомобилистов.
Сколько платить
На практике это означает, что столичный или петербургский владелец автомобиля мощностью свыше 250 л. с. ежегодно платит по 150 руб. за одну «лошадь», а, скажем, житель Свердловской области — 99,2 руб. Интересное дифференцирование действует в Приморском крае, где основную часть автопарка составляют японские автомобили.
Местные власти учитывают возраст транспортных средств. Например, для автомобилей в категории «от 250 л. с.» и возрастом до трех лет включительно действует ставка 150 руб. за 1 л. с., которая снижается до 112,5 руб., если машине от 3 до 10 лет. С точки зрения налогообложения наиболее выгодная ситуация складывается у собственников мощной техники старше десяти лет: местная ставка снижена до 45 руб.
Популярное
Что такое налог на роскошь
Тяжелее всего в России приходится владельцам дорогих машин стоимостью свыше 3 млн руб.: для них действует так называемый налог на роскошь или сбор с повышающим коэффициентом. Полный список моделей, попадающих под увеличенный платеж формируется Минпромторгом, обновляется примерно раз в полгода и публикуется на сайте ведомства.
В настоящее время действуют следующие повышающие коэффициенты:
- 1,1 — для автомобилей за 3–5 млн руб. и не старше 3 лет;
- 2 — для машин ценой 5–10 млн руб. и не старше 5 лет
- 3 — для авто стоимостью 10–15 млн руб. и не старше 10 лет, а также дороже 15 млн руб. и не старше 20 лет.
Как оплатить транспортный налог
Старый проверенный способ отдать долг государству — дойти с налоговым уведомлением и необходимой суммой денег до ближайшего банка. Но, поскольку мы живем в XXI веке, оплатить транспортный налог можно онлайн.
На портале госуслуг выбирайте соответствующий раздел (оплата задолженности по налогам), вводите номер ИНН, выбирайте подходящую строчку и оплачивайте удобным способом. Альтернативой выступает сайт nalog.ru Федеральной налоговой службы, где в разделе «Личный кабинет» содержится информация о задолженностях. Проще всего будет оплатить транспортный налог банковской картой либо через приложение самого банка.
Что делать, если не пришло уведомление
Не прислали квитанцию об оплате транспортного налога? Вынуждены расстроить — налоговая служба о вас, скорее всего, не забыла и от побора не освободила.
Вероятно, платежное поручение, которое приходит к собственнику транспортного средства не позднее чем за 30 дней до даты оплаты, просто затерялось и вам все равно придется отдать необходимую сумму.
Кому можно не платить
Кроме федерального регулирования есть также и региональное: каждый субъект Российской Федерации устанавливает свои категории льготников. В столице, например, об уплате могут забыть владельцы машин мощностью не более 70 л. с. и многодетные семьи.
От обременения на транспортное средство мощностью не более 200 л. с. освобождены Герои Советского Союза и Российской Федерации; граждане, которые были награждены орденом Славы трех степеней; инвалиды и ветераны ВОВ; узники концлагерей во время ВОВ; инвалиды и ветераны боевых действий; инвалиды I, II групп; опекуны недееспособных инвалидов с детства и родители детей-инвалидов.
Льготы полагаются гражданам, подвергшимся воздействию радиации во время аварий на Чернобыльской АЭС, производственном объединении «Маяк» и вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне; ликвидаторам других ядерных аварий и участникам испытаний на военных объектах, а также лицам, которые вследствие этого получили лучевую болезнь или стали инвалидами. Важный момент: если физическое лицо, попадающее в льготную категорию, владеет несколькими ТС, то может не платить лишь за одно.
Санкции за неуплату транспортного налога
Затягивание или вообще отказ от выплаты грозит штрафом (пенями), который начинает начисляться с первого дня просрочки. Федеральная налоговая служба в течение трех месяцев напомнит собственнику о его обязанности соответствующим уведомлением, отводящим гражданину на уплату задолженности восемь дней.
Оплата все равно не проведена? Тогда налог и штраф взыскиваются в судебном порядке и обычно списываются с банковской карточки должника. Несвоевременная выплата сбора грозит такими проблемами, как запрет выезда за границу и наложение ограничений на регистрационные действия с транспортным средством.
Вам также понравится:
Чтобы стать автором нашего блога, нужно классно писать, а также разбираться в автомобилях на экспертном уровне. И то, и другое можно нам продемонстрировать, выполнив тестовое задание.
Задание: Написать предварительный обзор авто, которое выйдет на российский рынок в ближайшие несколько месяцев. Модель можно выбрать из календаря автоновинок. Свой выбор нужно согласовать с нами. Для этого напишите в форму ниже и сообщите, о какой машине хотите написать (лучше предложить сразу несколько), а мы примем решение и вышлем вам ТЗ на обзор.
Важно: если у вас есть возможность самостоятельно брать авто на тест-драйв — обязательно напишите об этом!
Если ваш обзор нам понравится, мы опубликуем его в блоге, заплатим вам гонорар (2000 р.) и начнём постоянное сотрудничество. Если текст понравится, но по каким-то причинам мы не будем его опубликовать, мы также начнём с вами сотрудничество, но без гонорара за тестовое задание. В случае, если обзор в принципе не будет принят редакцией, тестовое также не будет оплачено.
Условия — удаленно, сдельно, гонорары и занятость обсуждаются с успешным кандидатом после тестового.
Источник https://nalog-nalog.ru/transportnyj_nalog/raschet_transportnogo_naloga/kak_opredelyaetsya_nalogovaya_baza_po_transportnomu_nalogu/
Источник https://blog.autospot.ru/guide/transportnyj-nalog
Источник
Источник