Названы риски для России из-за мировой нехватки микрочипов

Согласно проведенному Минторговли США анализу, «в среднем инвентарь использующих микрочипы компаний, в том числе автопроизводителей и производителей медицинского оборудования, сократился с 40 дней в 2019 году до менее чем пяти дней в 2021-м». Ведомство прогнозирует, что в ближайшее время нехватка полупроводников будет сохраняться из-за «значительного и устойчивого несоответствия между спросом и предложением на мировом рынке».

В 2021 году средний спрос на чипы оказался на 17% выше, чем в допандемийном 2019-м, и закупщики не видят сопоставимого увеличения предложения, отмечается в докладе. По словам Джины Раймондо, эти данные подтверждают необходимость срочного принятия Конгрессом Закона об инновациях и конкуренции. Документ предусматривает выделение $52 млрд на производство чипов в США.

С острым дефицитом полупроводников мир столкнулся в прошлом году. В условиях пандемии огромное количество людей перешло на удаленную работу, для которой потребовалась персональная компьютерная техника. Но это – лишь одна из причин кризиса. Ситуация вызвана стечением многих обстоятельств: помимо ажиотажного спроса на электронику это и недостаток производственных мощностей, и монополизм, и торговое противостояние США и Китая, и проблемы с логистикой. Так, из-за локдаунов стоимость отправки морским путем одного грузового контейнера объемом 67,7 кубометров из Азии в Европу выросла более чем в десять раз – до $17 тысяч.

В России история с чипами ударила прежде всего по автопрому, который их активно использует: годовые розничные продажи легковых автомобилей рухнули процентов на двадцать. А когда спрос начал восстанавливаться, этот благоприятный тренд был, по сути, перечеркнут нехваткой электронных комплектующих. Впрочем, дефицит сказался и на других отраслях экономики.

«Наша страна потребляет лишь два процента от мирового объема полупроводников, но при этом на 95% зависит от импортных поставок электронных комплектующих, – рассказывает директор по маркетингу мессенджера Gem4me Ольга Бобровская. – У нас без микрочипов не обходятся оборонная промышленность, станкостроение, автомобилестроение, производство мобильной, компьютерной и бытовой техники».

Вам будет интересно  В России запустили обучающий курс о социальном предпринимательстве

О том, что дефицит не удастся преодолеть в течение минимум двух лет, говорили еще год назад. Сегодня проблема сохраняется, а крупнейшие на планете производители электроники, техники, автомобилей получают полупроводники в первую очередь. Для России ситуация усугубляется тем, что она всегда снабжалась по остаточному принципу – ввиду традиционно малого объема потребления, отмечает Бобровская.

К слову, как пишет The Washington Post, практически все электронные устройства в наши дни содержат микрочипы, изготовленные при участии США или с помощью американского программного обеспечения (ПО). Рассуждая на тему вероятного запрета на их поставки в Россию (в качестве санкций США на случай эскалации конфликта с Украиной), газета напоминает: полупроводники востребованы такими крупными отраслями в РФ, как гражданская авиация, морское судоходство и высокие технологии. Новые ограничения могут ударить по российским военным, использующим микросхемы «Эльбрус», которые разработаны в России, но производятся на Тайване на заводе TSMC.

«Потребность в кремниевых чипах растет и со стороны медицины: томографы, ультразвуковая диагностика, ИВЛ – все эти приборы производятся на основе сложных электронных компонентов, – говорит ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. – Пора бы нам всерьез задуматься о нашем технологическом отставании. У нас есть госпрограмма развития микроэлектронной промышленности – надо поскорей приступить к ее реализации. Мировой кризис с чипами грозит затянуться на долгие годы. Среди прочего, он ведет к подорожанию бытовой техники, гаджетов».

Безусловно, российская экономика страдает от нехватки полупроводников, которые, среди прочего, используются в судостроении, оборонке, производстве медицинского оборудования, автопроме. Без них не обходится и дорожная техника, в частности грейдеры и экскаваторы, рассуждает профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Портанский.

Вам будет интересно  Совокупные активы банков Московского региона за октябрь выросли


Читайте нас в телеграм

Источник

Author: mag