Мошенники учли тонкости психики человека и значительно упростили и удешевили для себя схему, по которой жертвы сами звонят в фальшивый колл-центр и раскрывают данные, позволяющие украсть с их счетов деньги, сообщила РИА Новости руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.
Эксперт отмечает, что схемы с обратным звонком в фальшивые колл-центры работают в России уже несколько лет. Раньше ими пользовались в основном «раздолжнители», лже-юристы и медцентры. По словам Лазаревой, жертвами таких схем, несмотря на их широкую известность, до сих пор ежегодно становятся десятки тысяч россиян. При этом мошенники постоянно стремятся совершенствовать свои инструменты.
«Поэтому в последний год, действительно, все чаще стали появляться сообщения пострадавших от более простой схемы, которая не предполагает физического взаимодействия: люди получают рассылки с предупреждением о необходимости срочно решить какую-то проблему. После чего связываются с колл-центром и уже в разговоре с оператором сообщают сведения, позволяющие обчистить их счета, или устанавливают вредоносное ПО на свои телефоны или компьютеры», — сообщила Лазарева.
Эксперт добавила, что эта усовершенствованная схема с использованием методов социальной инженерии учитывает «тонкий психологический момент» — граждане больше доверяют тем, кому звонят сами. Если жертва сама принимает решение связаться с мошенником, она уверена, что инструкции, которые дает оператор, помогут решить проблему, избавиться от ненужных дорогостоящих подписок, вернуть деньги, увеличить размер ежемесячных выплат и пособий, отметила она.
Кроме того, если у жертвы не возникло никаких сомнений и подозрений при получении рассылки, и она звонит сама, значит, для ее убеждения не нужно будет прилагать особых усилий — такой уровень доверчивости и нужен мошеннику. Подобная схема дешевле «холодного» обзвона, поэтому чистая прибыль от нее гораздо выше, подчеркнула Лазарева.
«На наш взгляд, для предотвращения преступлений с использованием этой схемы почтовые сервисы могли бы перенастроить работу своих спам-фильтров на основе анализа ключевых слов, используемых в таких рассылках», — заключила Лазарева. По ее словам, это не решит проблему полностью, но позволит значительно сократить количество жертв.